У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

пытаться видеть в перспективе каковы должны быть формы взаимодействия между техникой и обществом

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

34 вопрос. Философия техники (основная проблематика и представители)

Считается, что человеческая цивилизация стала технической где-то к ХХ веку. Именно в это время появились первые работы по философии техники, принадлежали они немецкому философу Эрнсту Каппу и русскому инженеру Петру Климентьевичу Энгельмейеру. Оба мыслителя считали, что в новых условиях нельзя ограничиваться односторонним, узким пониманием техники. Как отмечал Энгельмейер, необходимо «пытаться видеть в перспективе, каковы должны быть формы взаимодействия между техникой и обществом». Понимание техники в широкой перспективе невозможно без особой философии - философии техники, которая занимается осмыслением технической деятельности человека, ее значения и перспектив. Античная Греция. Убедившись, что ремесленники превосходят его в конкретном знании, Сократ, однако, отметил свое преимущество в отвлеченном знании, т. е. в знании общего, идей. Аристотель придерживался также точки зрения Сократа: «наставники более мудры не благодаря умению действовать, а потому что они обладают отвлеченным знанием и знают причины». Для греков технэ (искусство, умение) ниже мудрости и ключом для понимания его, технэ, является знание общего. В средние века техника считается отблеском божественного творчества, с чем ее и сопоставляют. Техника по-прежнему сохраняет вторичное значение. В Новое время человек видит в технике преимущественно силу своего собственного разума и своих инженерных способностей. Техника выступает как прямое продолжение науки и желания человека господствовать над природой. Техника сама приобретает характер силы, господствующей над человеком. Итак, техника должна быть понята:

  •  как совокупность технических устройств, артефактов - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
  •  как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
  •  как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

философия техники:

  •  во-первых, исследует феномен техники в целом,
  •  во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом,
  •  в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.

Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно а древнем мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее. Особый интерес представляет для нас интерпретация техники в XX веке - ведь только в то время философия техники стала самостоятельной философской дисциплиной. Испанский философ Ортега-и-Гассет указывал в связи с анализом техники на двойственность человека - он отличен от природы и вместе с тем посредством техники он с ней сливается. Вот здесь-то и скрыта одна из проблем: человеку надо опасаться того, что он «потеряется» в технике, забудет о себе. Эту важную мысль очень ясно формулировал Карл Ясперс: «... техника двойственна... Поскольку техника сама не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предшествует им. Она может служить во благо или во зло людям. Она сама по себе нейтральна и противостоит тому и другому. Именно поэтому ее следует направлять». Итак, и Ортега-и-Гассет и Ясперс считают, что содержание технике придает сам человек. Вопрос в том, какое именно содержание человек придает технике, не готовит ли он сам себе катастрофу? Лидер феноменологов Гуссерль считал, что человек придает технике негативное содержание. Происходит это следующим образом: богатый жизненный мир человека переводится в научные понятия, затем на основе этих понятий создают технику. В итоге забывают о жизненном мире человека. Так развивается кризис человека и его науки, и его техники. Есть ли выход из этого затруднительного положения? Да, наверно, есть, но для этого и наука, и техника должны сотворяться как полноценные знаки жизненного мира человека. Техника - это обычно бедный знак нашей жизни, его следует наполнить этой жизнью. Для этого нужна хорошая, по Гуссерлю, феноменологическая философия. Лидер герменевтиков Хайдеггер не меньше Гуссерля недоволен современным состоянием техники. Он считал, что человек, создав технику, поставив ее перед собой, не удосужился продумать вопрос о ее природе. Между тем «сущность техники вовсе не есть что-то техническое...». Хайдеггер предлагает вновь и вновь возвращаться к углубленному анализу природы техники. Его мечта состоит в том, чтобы техника была сродни искусству. Человек использует в искусстве природные материалы, но таким образом, что именно истинно человеческое определяет лицо искусства.




1. Тема 15 ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С ОБВИНИТЕЛЬНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ Содержание ВВЕДЕНИЕ
2. 2008 N 451З Важнейшей политической социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всест.html
3. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук З а п о р і ж
4. Реферат- Объединенное специализированное автотранспортное предприятие Мособлбытспецтранс
5. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вариант 5 Выполните следую
6. Распределенные вычисления на FreePascal под Windows
7. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Вінниця ~ Д
8. апейрон. Апейрон ~ это гипотетическое образование воплощение неопределенности и возможности воплощение
9. Тема 1. Становление и развитие судебной бухгалтерии 1.html
10. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Київ
11. Понятие и значение осмотра места происшествия
12. Шпаргалка- Отечественная история
13. Тест ldquo;Філософські категоріїrdquo; Задана філософська категорія
14. Психологопедагогическая и социальнопедагогическая реабилитация комплекс мер социальной поддержки и ди
15. Мы боги Это шокирует Прочтите эту книгу и Вы получите наслаждение от того как аргументировано красив
16. Институционализм (Американский вариант)
17. Убытки
18. ЛУГАНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА Кафедра менеджменту Розглянуто і ре
19. Понятие и источники дипломатического права
20. Бригада- Вагин