Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

.Основные аспекты романтического мироощущения

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Билеты по зарубежной литературе первой половины 19 века.

1.Основные аспекты романтического мироощущения.

Романтизм – первое искусство, которому свойственен психологизм.

Любимая эпоха искусства для романтиков – средневековье (отсутствие трагического дуализма – для ранних романтиков). Эта эпоха - знак идеальной жизни, понимаемой как жизнь духовная.  Для Средневековья характерно восприятие каждого предмета материального мира как знания мира духовного. Это как раз и нравится романтикам. Установка на восприятие духовного мира происходит не от ума, а от чувства, эмпирики. Лишь «лунатик, влюбленный иль поэт», по Шекспиру, видит во всем мистические знаки. Шелинг и Шлейгель (философы романтизма) отвергали философские системы, основанные на разуме, истина познается интуитивно, а не разумом.

Готическое, мистическое, тайное характерно для романтиков. Мотив неразгаданной тайны (Клейст, «Михаэль Кольхаас»), Гофман («Житейские воззрения кота Мура»).

Вакенродер, «Сердечные излияния монаха, любителя искусств». Выдвигает 2 идеи: религиозного служения и значительности человеческого существования, религиозной связи. Органического единства всего человечества. «Религия – опора и посох».

Горе безумным мудрецам нового времени, которые признали мир человеческий за ничтожный муравейник.

Мысль об органическом религиозном единстве средневекового человечества.

От чего отрекаются романтики? В их преклонении перед природой есть что-то пантеистическое. Отрекаются от многообразия посюстороннего мира.

2.Основные типологические принципы романтического метода.

Романтики любят завывание ветра и луну. Земные богатства – ничто, буржуазная жажда накопительства скоро станет для романтиков важнейшим фактором, дегармонизирующим их отношения с внешним миром. За словом «Невыразимо» скрывается очень многое в романтической культуре. Борьба со словом, образом, попытка вложить в него содержание большее, чем обычное, свойственно для романтиков. Это видно в невыразимости души: «Мысль изреченная есть ложь». Прилагательное «невыразимый» - постоянный спутник мистического содержания.

Сон – выход в иное измерение, из конечного в бесконечное. Но материальный мир полностью не отторгаются, просто размывается граница между конечным и бесконечным.

Романтическое мироощущение – максималистское («Одна, но пламенная страсть»). Лермонтов четко сформулировал романтические идеи. Рядом с обычными людьми романтические герои кажутся безумными.

Максимализм порождает и антитезы, отсутствие гармонии, поэтику контрастов. Удовлетворить романтика могут только крайности. Романтики – вечные искатели.

Поэтизация, для ранних романтиков – одухотворение природы. Каждое явление природы получает теплое дыхание жизни, каждую мелочь поэт благословляет. Действующие лица романтических произведений – духи гор, ручьи и т.д. но в природе живут и демонические силы. Хаос готов прорвать тонкое покрывало сознания. Это воспринимает у романтиков Тютчев.

3.Эволюция и этапы развития романтического мироощущения

Ранняя романтическая культура более оптимистична. Их оптимизм происходит из живого чувства, что каждый предмет из материального мира есть знак бесконечного. Уильям Блейк в конце 18 века создает романтическую формулу:

В песчинке видеть бесконечность

И небо в чашечке цветка.

Отсюда романтическая оптика, которая останавливается на каждой былинке.

Такой оптимистический монизм (отсутствие раскола между духовным и материальным, свойствен Новалису с некоторыми оговорками) существует недолго и перерастает в двоемирие. Двоемирие – способность духа к воспарению и к отрыву от презренных земных вещей.  

Романтическая этика не касается только личного поведения. В том, что является для романтиков задачей индивидуального искания, они чувствуют себя связанными с судьбами всего человечества, более того – с развитием всего мироздания. Романтики не в состоянии помыслить существование оторванно от других. Формула «мы почитаем всех нулями, а единицами – себя» - формула эгоизма, но начинали романтики с индивидуализма здорового, который пришел на смену эпохе просвещения, которая имела дело с отвлеченным человечеством. Романтики, ощутив свою единичность, уникальность, пока не заболели эгоизмом, готовы были сказать: «Если я обладаю самоценностью, то ей обладает и каждая другая индивидуальность».

Люди, открытые миру, интересуются миром вокруг себя и миром, который был до них. Отсюда возникновении исторического романа в Англии. Первоначальная связь всего человеческого рода и единство всего мироздания – два аспекта романтической истории, лежат в основе понятия золотого века (идеальное состояние человечества, которое искали прежде всего в античности). Ранние романтики считали, что золотой век утрачен после грехопадения, но к нему можно вернуться. Судьба человечества связывается с жизнью всего мира как единого тела. Мировая жизнь исполняется религиозного смысла, как и жизнь человеческая. Как видится романтику смысл развития, жизни вообще? Схематически это развитие представить можно следующим образом: от первоначальной невинности, неразделенности бога и мира, духа и плоти, через грех, разделение бога и мира – выход в будущем – к новой безгрешности, к новой нераздельности мира в боге. Это и будет возвратившийся золотой век.

Религиозный смысл открывают не только в прошлом, но и в будущем. Современность – временное заблуждение, все новые силы ведут туда же, откуда вышли. Это понимание истории оптимистично и религиозно, следовательно, не требует аскезы, а принимает и этот мир. Такое мироощущение не могло продолжаться долго, скоро романтическая мысль повернет к аскетизму. 2-е поколение романтиков будет осуждать жизнь настоящему, но мечтать не о будущем, а о повороте назад. «Религиозное отречение в истории немецкого романтизма» - по Жермундскому, но это не отвлечение от религии, а отречение в пользу религии.

На примере Новалиса сталкиваемся с обращением романтика к ортодоксальной религиозной идеей. Это одна из характернейших моделей эволюции романтического сознания. Позже этот путь пойдет Шлейгель, Шатобриан. Новалис еще верил, что из современного хаоса может родиться новая религия. Романтики в своей новой утопии будут пытаться повернить историю назад к тем дорогим для них патриархальным формам  культуры, в которых воплощается религиозная жизнь.  

Новый романтизм: попытка этического обуздания культа гения.

К 10-м годам складываются каноны исторического романа.

4.Сравнительная характеристика национальных особенностей романтического метода

Немецкий романтизм. У Шлейгеля появляется национализм. Забродили новые идеи, которые поставлены во главу угла немецкими романтиками. Возрастает неприятие современности и т.п…. Интерес к самобытному и особенному.

Появление сборника народных и не только исключительно народных песен, составленный Арно и Брентано «Волшебный рог мальчика» ;D. Имел громадное влияние на развитие романтической лирики. Заново утвердилась лиричность (то, что было утрачено Новалисом и другими). В сборнике – фольклорная идеология, он искусно составлен. Возникает единый образ народной Германии благодаря расположению песен. Добавлены церковные песнопения, авторская католическая поэзия.

«Сам фольклор сильнее идеологии фольклористов».

Гете советовал внести песни и других народов, но это не соответствовало задачам сборника. В «.. роге..» можно увидеть, что фольклор – носитель не только туземных, но и всемирных ценностей. Братья Гримм собрали и выпустили в 1812 году сборник немецких народных сказок, критиковали «Волшебный рог мальчика». Они, кстати, тоже были в Гейдельбержской школе. Брентано раздражало отсутствие временной и местной привязки.

Интерес к национальной истории послужил импульсом для зарождения  истинно научного подхода к истории языка и национальной литературы (братья Гримм).

Английский романтизм. Первые английские романтики – Вордсфорд, Коллридж, Саути. Они не знали термин романтизм, как и их младшие современники: Скотт, Вальтер, Шелли. Байрон узнал из Де Сталь и Шлейгеля о споре между классиками и романтиками, но ему не приходило в голову причислить себя к последним. Слово «романтизм» распространилось как раз из Англии, но в Англии понимался как возрождение Средневековья. Байрон – чистейшая модель романтического индивидуализма. В Англии в начале гениоцентризм отсутствовали в противовес немецкому идеалистическому парению. Просчитали риск воспарения, которое грозило отрывом гения от мира. Начали не с открытого гениоцентризма, а сего антипода – народничества. Баллады – исходный фольклорный жар англосаксов.

Английская поэзия не знает понятия лирического героя.

Английские романтики рано почувствовали, что город развращает, что цивилизация угрожает природе. Разум и сознание не только не перечеркиваются, но и являются необходимым условием чувства, по Вордсфорту.

Колридж, Блейк и Киц не отягощены представлениями о разуме.

Байрон в английской литературе не очень значительная фигура. Но он оказал внимание на русских романтиков. Его язык и стих несовершенны.

«Байрон не демонстрирует нового взгляда на природу, обращается к шаблонным идеалам и событиям, пытаясь выразить их более мощным языком, чем другие. В отличие от Вордсфорта, не поднимает поэзию земли», - Хазлет.

В континентальной Европе Байрон тоже пришелся ко двору. Жермундский называет Байрона учителем Пушкина (в период южной ссылки был без ума от Байрона).

Байрон создал новый жанр – лирическую романтическую поэму. Жермундский показывает формальные особенности этого жанра (лирические отступления и проч.) Там, где жанровые особенности вклиниваются в содержательный пласт, Пушкин отступает от модели в сторону большей умеренности. У Байрона все сосредоточено исключительно на герое, остальные персонажи самостоятельной ценности не имеют, служат лишь знаком состояния героев. У Пушкина же второстепенные характеры самоценны, не только психология главного героя удостаивается отдельного внимания  (не чистый индивидуализм).

Жермундский считает, что Байрон в России полюбился через Пушкина. Хотя он любил Байрона, его можно считать учителем Пушкина на некоторое время. Но гений и воображение ученика значительнее, чем учителя. Для российского читателя знакомство с творчеством Пушкина первично, и когда мы начинаем читать Байрона, мы ценим в нем похожесть на Пушкина. Все это относится и к Лермонтову (Печорин).

Байрон был очень гаденьким: нахамил спикеру парламента, выступал в защиту луддитов (они ломали машины, ткацкие станки, выступая против безработицы). Байрон был красив и спортивен, хотя и был хромым. Переплывал Дарданеллы несмотря на хромоту. Все его любовные романы были скандальными. Известно о его любовной связи с женщиной, которая была дочерью его отца от первого брака. Внешне – по политическим мотивам, но на самом деле из-за скандалов с дамами, в 1816 году уехал из Англии и больше туда не вернулся. Жил в Швейцарии, Италии, где опять вовлечен в скандальные отношения, разделил некую даму с мужем, а затем уехал в Грецию. Умер от венерической болезни.

В 1807 году, когда ему было 19, публикует первый сборник – «В часы досуга», который много критиковали. Байрон ответил на критику статьей «Из истории английских бардов и шотландских обозревателей», уязвленное самолюбие заставляет его обижать всех современных ему поэтов и критиков. Страдал от одиночества.

Побывал в Испании, Португалии, Греции, Турции, Албании (где до него мало кто бывал). Возвратился в Англию, где похоронил мать, занял свое место в палате лордов, где опять же нарывался. В 1812 он «проснулся и узнал, что знаменит» - опубликованы 2 первые песни «Паломничества Чайлд-Гарольда» (засилье архаизмов, погрешности стиха). Создал жанр лирической поэмы. Лирические отступления превышают по объему путевые картины. Путевой сюжет тоже условен: поэма не повествовательна, не событийна. Герой совершает путешествия только для того, чтобы дать автору возможность порассуждать. Автор четко, выпукло и последовательно находит формулы для выражения нового мироощущения. Концентрация романтического мироощущения по-своему уникальна.

Мотив бегства от цивилизации в экзотику, интерес к фольклору. Веселовский и Алексеев подробно писали о достижениях Байрона-этнографа и фольклориста. Он не только описывает обычаи и костюмы, но и дает транскрипцию Албанской народной песни. Море, руины былых цивилизаций, одиночество незаурядной личности, выделенность ее в толпе, взаимоотторжение личности и толпы, гордое одиночество и т.д. Сконцентрировал все самое важного в романтизме.

Киц. 1795-1821. Обладал обостренным чувством прекрасного. Один из аспектов его творчества – выражение любви к прекрасному. «Ода к греческой вазе», «Ода к осени». Интенсивность видения, концентрированность поэтического изображения этого видения. Киц преодолевает 2 вида клише: клише поэзии 18 века и романтические клише. Киц – последний поэт высокого романтизма, в его творчестве романтическая поэзия уже осознает себя как таковая, но эта традиция истощается. Романтический словарь существует бок о бок со словарем, которые преодолевает романтизм.

Еще Киц интенсифицирует образ осени и фонетически, это тоже свидетельство его чувства слова (у Байрона этого нет), неявная ономотопия. Идея зрелости – звук С. В «Оде к соловью» - сонное оцепенение, ступор. Осознание бренности и скоротечности человеческой жизни, предчувствие смерти. «Прекрасная дама без милосердия»: рыцари, прекрасная дама, романтический ступор.

Мифологические отсылки в поэзии Кица свидетельствуют о его образованности, хотя он был самоучкой.  В «Греческой вазе» увидел единство того, что в «Какой-то там звезде» было противопоставлено. Ваза для него – воплощение единства, статики. Ваза неподвижна, спокойна приемное дитя тишины и медленно текущего времени.

5.Иенская школа

Универсализм. Его идея занимает у йенцев важное место. Ранний романтик принимает жизнь во всем ее многообразии, во всей ее живости и в движении, но романтик и творит жизнь в своих произведениях, старается сделать творимую им жизнь такой же живой и многообразной, а жизнь сопротивляется. Стремление к всеохватности, впихнуть в произведение всю жизнь. Отсюда и смешение жанров, неприятие формальных рамок, смелое нагромождение разнородных фрагментов, перетекание поэзии в прозу. Как многообразна жизнь, так же многообразие подвластно поэзии. Но понятие универсализма поэзии распространяется и на другие виды искусства, поэтому поэзия должна стремиться к синтезу с музыкой и живописью.

Полная свобода от формы не могла не обернуться в искусстве анархией, хотя искусство по природе своей искусственно. То есть, искусство бы самоуничтожилось. Почему этого не произошло? А фиг его знает, я пропустила. Чо-то со сказкой Клингсора связанное.

Истинная свобода от формы – и свобода от априорно заданной цели освободиться от формы.

Христианская религиозность намечалась еще  рамках йенской школы. В средневековье йенцы ценили в людях веру.

«Религия была для людей объяснительной книгой» - Вакенродер.

Безумный мудрец отрывается от остального человечества. «Дело конечно же было в том, что человечество было уже отягощено материализмом». Оптимизм йенсих романтиков заведомо не мог на новой стадии долго продержаться. Лишь очень молодые люди могли абстрагироваться о печальной действительности, создавать историю о грядущем царстве божием, игнорировать дуализм материи и духа.

Из сферы духовного исключается не только забота о хлебе насущном, но и рациональное знание, откуда в советском атеистическом литературоведении возникли оценки некоторых типов романтизма как реакционного.

Новалис в трактате «Христианство или Европа» пишет:

«Прав был мудрый глава церкви, противодействуя дерзкому развития человеческим способностям в ущерб религиозности. Он справедливо запретил смелым мыслителям открыто утверждать, что земля – незначительная планета».

На примере Новалиса сталкиваемся с обращением романтика к ортодоксальной религиозной идеей. Новалис еще верил, что из современного хаоса может родиться новая религия.

Новалис пишет и о том что родоначальницей нового сознания будет Германия.

Любимое время Новалиса – ночь.

«Видимый мир ночью уходит, дневная человеческая суета – тонкий покров, скрывающий жизнь истинную».

Генрих – в гармонии со всем мире, хотя сетует в начале, что одинок в своей страсти к цветку.

Зарождение мистики счастья. Открытость героя вечности. Генрих думает, что скалы могут заговорить. Тут выражается его представление о золотом веке и о грядущем веке божьем. Герои Тиковских произведений чутки, природа находит отклик в их душах.

По пути одухотворения природы еще смелее Шелинга шли натурфилософы: Новалис, Ритер, Стефанс. Но этой почве возникали безумные мечты о мировом единстве, о власти человеческой души над всем миром. Весь мир, по Новалису, полон таинственных знаков, говорящих о каком-то соответствии. Эти знаки – повсюду.

Весь мир для Новалиса похож на церковь, все его члены святы и значительны.  Он заставляет Генриха пройти через отречение от жизни (то есть, хотел заставить, но не дописал роман). Генрих должен был провести какое-то время в монастыре среди умерших.

Потенциально гений – каждый человек, в этом смысле поучительна история отца Генриха у Новалиса. И отцу и сыну снится сон с аналогичной структурой.  

Незаконченная повесть Новалис «Ученики в Саисе».

Новалис пишет, что человек не умел объединить своих отдельный восприятий и противопоставить себе в виде общего понятия. Каждое чувство переживалось во всей полноте. Поэтому люди обладали теми важными знаниями, которыми мы обязаны им, и которые сами не могли бы приобрести. Это состояние большего взаимопонимания окружающего мира и человека. Речь людей тогда отличалась магической силой, на земле царили любовь и поэзия. Теперь каждая индивидуальная воля (не только человека, но и природы) должна и может свободно и сознательно вернуться в лоно своего творца и тем самым возвратить миру его первоначальное единство и гармонию. Это не только исторический, но и космический процесс для романтиков. Природа начинает свое отдельное существование в результате падения духов, своеволия природы в боге. Мертвое объясняют от живого, мертвое – шлак живого, результат деятельности живого. Интерес к естественным наукам. По своей первой профессии Новалис был горным инженером.

«Через вырождение возникла природа» - Новалис

«Природа согласилась по доброй воле исполнять желание человека» - Новалис, «Ученики в Саисе».

Культура – не бессмысленное накопление богатств, это воспитание природы, всего мира.

«Когда-нибудь не будет больше природы, будет мир духов».

Место золотого века в философии истории – действительное прошлое и мыслимое будущее. В прошлом отождествляют золотой век со средневековьем – религиозное и поэтическое время. В содержании духовной культуры средневековья видят смысл жизни, более связанной с божественным существованием.  В драме «Октовиан» Тик пытается воссоздать эту сторону средневековой культуры.

6.Гейдельбергская школа

Логика развития романтического мироощущения в целом. В Гейдельберге не обошлось без влияния внешних причин. Переосмысляют йенские идеалов чуть ли не до противоположных смыслов, это очевидно к середине 1-го десятилетия 19-го века. У гейдельбержцев новые аспекты романтизмы представлены в наиболее чистом виде. Это: 1) ортодоксальное христианство, нередко – католицизм. 2) комплекс национального, патриархального народного.

Остальное вытекает из этих двух аспектов. Гейдельбержская школа – народническая.

Идеи Гейдельбержской школы: комплекс народничества и религиозности. У Брентано жизнь человека полна религиозных чудес, присутствие бога ясно в каждом моменте существования.

Не принадлежал к йенцам, хотя пытался к ним примкнуть, но примыкал к гейденбержцам.

У Шлейгеля появляется национализм. Забродили новые идеи, которые поставлены во главу угла немецкими романтиками. Возрастает неприятие современности и т.п…. Сколько можно одно и то же писать…. Интерес к самобытному и особенному (о, это, кажется, что-то новенькое). Полная свобода: «Могу воспарить, а могу и не воспарять»)) «Не чти честь людскую, чти волю божию» - бабушка, носительница народного сознания у Брентано. Герой чтил честь людскую, что привело его к страшному греху, так же как и Анерль.

Народ в представлении гейдельбержцев ограничивается парочкой старушек у Брентано и цыганкой. Каспер и Анерль – тоже из крестьянского сословия, как и родители кого-то из них, при этом они не прям уж такие положительные. Народническая идеология – когда низшие слои оказываются на высоте. Разделение народа на сам по себе народ и чернь, но это хорошо лишь в теории. Так что этот проект пришлось пересмотреть. Представителей буржуазии романтики заклеймили как мещан, обывателей. Но часто третье сословие (буржуазия) – бывшие крестьяне. Это опять же испорченный народ. Пришедши в город, народ портится. Мотив жара души, растраченного в пустыне. Предмет любви постоянно обманывает. Лишь некоторый идеализированный народ приемлем для романтиков, реальный народ не совместим с романтическим мировоззрением. Гений так и остается непонятым =,-( разрыв между богом и миром. Разрыв между идеалом и действительностью, возникает двоемирие.

Там, где у йенцев была любовь, у гейдельбержцев на этом месте – семья, долг. Вместо полетов духа у гейдельбержцев – «обычная жизнь» (на настоящую обычную жизнь непохожая), вместо красоты и идеалов прекрасного – простота, вместо индивидуального выбора – вера и смирение, вместо гениального сознания – коллективное, вместо авторской волшебной – сказка народная. Романтики решили, что эти свойства органичны для простого народа.

7.Озерная школа

То представление о мире, которое создает поэзия, целостно и универсально. Объект каждой науки узок. Ученые над постижением отдельной области мироздания трудится очень долго, результаты их трудов доходят до человечества нескоро. В поэзии же весь мир дается сразу. Превосходство поэзии над наукой, под чем подписались бы и иенцы. Поэзия выше прозы и предпочтительнее ее, с этим иенцы бы тоже согласились. Вордсфорт объясняет превосходство поэзии эмпирическим удовольствием. Вот его манифест. Удовольствие от поэзии объясняется тем, что новое содержание вложено в старые узнаваемые формы (ритмы), с которыми у читателей есть некоторые ассоциации. По Гаспарову – семантический ареол метра. Если то, что написано прозой, читается, как правило один раз, то произведение поэтическое читается много раз. Поэзия, благодаря размеренности, несет в себе гармонизирующее начало. В поэзии и ужас и бой порождают удовольствие. Поэт – вовсе не избранник миров, он такой же, к все обыкновенные люди. Задача новой поэзии – революционная: сделать простые чувства простых людей интересными, представив их особенным образом. Воображение – второй аспект, который отличает поэта от простого человека. С помощью него может представить простые чувства как интересные. Воображение – способность испытывать эмоцию, не нуждаясь в присутствии источника этой эмоции либо когда источника вообще не существовало (Колридж), либо когда эмоция была пережита непосредственно в присутствии источника, а затем в иных обстоятельствах воспоминание о той непосредственно пережитой эмоции заставляет вспоминающего ту, первую, эмоцию вообразить, тогда порождается новая эмоция, аналогичная первой (основополагающий момент для Вордсфорда).

Разум и сознание не только не перечеркиваются, но и являются необходимым условием чувства, по Вордсфорту. Пишет, что наши чувства управляются мыслями, но мысли – пережитые когда-то чувства.

Стихи Вордсфрда можно пересказать языком прозы. «Нас семеро»: крестьянский ребенок может преподнести урок поэту. В этом Вордсфорт перекликается с иенцами («Ученики в Саисе»). Хочет выражать простые чувства простых людей простым языком, очистив его только от явных недостатков.

У Колриджа в «Сказании о старом моряке» – моральное назидание. Задача – Карамзинская: доказать, что и крестьяне умеют чувствовать.

В поэзию допущены простые люди, их чувства так же богаты, как и чувства образованных людей. Они наделены нравственностью, которая иногда и превосходит этические нормы образованных классов. Делают ставку на народность, патриархальность. Народ идеализирован, он противостоит городской цивилизации. Новаторство Вордсфорта так же в том, что во многих произведениях он переплавлял в поэзию в куски собственной биографии (кроме баллад).

Поэзия Колриджа принципиально иная. Мистическое в природе. Природа всегда радостна. Поэзия Колриджа – поэзия фантастических сновидений, тайн, которым не дается разгадок и в принципе быть не может. У Вордсфорта тоже есть стихи с мистикой, но у Колриджа ее больше. «Сны безотчетны, ясны краски» - Колридж писал это под наркотой (обезболивающее).

8.Особенности раннего романтизма во Франции.

Это не школа и не группа, но можно о них говорить как о некотором сообществе. Они друг с другом не сотрудничали. Если можно говорить об общественно-исторических предпосылках возникновения той или иной культуры, то можно назвать в их числе французскую революцию, но именно в стране, в которой произошла революция, романтизм обрел законченную форму позже, чем в английской и немецкой литературе. Общенациональной формой становится только в 20-е годы, хотя уже осмеян Байроном и Гофманом.

Этот период развития французской литературы иногда называют переходным периодом между классицизмом и реализмом. Знаком гениальности становится творческий дар, который делает дух индивида потенциально всемогущим. Такой индивид мыслит себя аналогом и наместником творца на земле. Противостояние личности объективному миру и социуму, что отвечает романтическому структурному принципу двоемирия. Творческая личность воспаряет, а окружающая реальность и мелкие людишки заземлены. Вне Франции события буржуазной революции стимулировали окрыляющее ощущение всесильности человека, высвобожденность индивидуальной энергии, а во Франции идею личностной свободы ограничивала вовлеченность индивида в водоворот общественных движений. Бурность социальных перемен, затрагивавших все, мало способствовала идее суверенности и всесилия личности, тем более – личности артистической. В бунте романтической личности присутствовало и ощущение угрозы. Исходящей от современного мира, в котором побеждает буржуазия (для них это понятия не классовые, а духовные, это то, что связано с заботами о состоянии кармана). Буржуазность предполагает серость, штампованность, господство материального, исторического интереса. Апология индивидуальности и духовности коренится в антибуржуазной утопии. Французам, в отличие от англичан и немцев, приходилось видеть вспышки героизма у буржуа. Отрицание буржуазности, которое можно считать главнейшим катализатором романтического мироощущения лишь начинало зарождаться во французской литературе. Лозунг «Свобода, равенство, братство» воспринимался как общечеловеческий, а не буржуазный. Герой французского романтизма и более современный, и более обыденный. Он не бунтарь и не титан, не приподнят резко над фоном. Из остального человечества его выделяет лишь страдающая больная душа. Французские романтики пишут политические трактаты. Свой интерес к политике французский романтизм не утрачивает и далее. В истории тоже ищут параллели к современности.

Интерес к мистике – на периферии. У Готье мистика – ироническая стилизация. Посюсторонность тесно связана и с иной национальной особенностью французского романтизма.

Мадам де Сталь - прототип современной женщины. А вот Шатобриан не любил все, связанное с революцией.

Де Сталь в своих работах пересматривает эстетические критерии, предполагавшие ориентацию на образцы. Она сформулировала в первые годы 19 века превосходство причудливого над привычным, уникального над всеобщим. Стремление познать прошлые эпохи, не такие как наша. В «Рене», «Генрихе» речь тоже идет о прошлом, но там не передан колорит эпохи, мироощущение не историческое.

9.Особенности американского романтизма (по википедии)

Крупнейшие представители:

  1.  Вашингтон Ирвинг (1783-1859): «История Нью-Йорка», «Рип Ван Винкель», «Легенда Сонной Лощины», «Легенда об арабском зведочете».
  2.  Фенимор Купер (1789-1851): «Шпион», «Лоцман», «Зверобой», «Последний из магикан»
  3.  Натагиел Готорн (1804-1864): «Дом о семи фронтонах», «Алая буква», «Черная вуаль свещенника», «Молодой Браун», «Дочь Рапачини»
  4.  Эдгар По (1809-1849): «Рукопись, найденная в бутылке», «Падение дома Ашеров», «Золотой жук», «Приключения Артура Гордона Пима», Стихи («Ворон», «Анабель Ли», «Улялюм»)

Американские писатели все острее ощущали глубокую самобытность окружавшего их мира: его природы, истории и культуры. Нужен был необыкновенный, истинно новаторский художественный язык, чтобы воплотить эту реальность во всем богатстве и своеобразии ее красок. Поиски такого языка стали основной творческой задачей для литературы романтизма. Америка вслед за политической стремилась обрести и духовную, творческую независимость от бывшей метрополии. Они стремились к искусству всецело оригинальному. И такой искусство действительно родилось. Сначала оно стало воссоздавать чисто американские пейзажи, обычаи, установления. Оно переносилось в окутанные романтикой времена первых поселенцев, живших в Новом Амстердаме, кК тогда назывался Нью-Йорк, или в мир индейский преданий, или в просторы прерии, где прокладывали колеи повозки первопроходцев, или в нескончаемые леса.

В середине века, накануне Гражданской войны, американская литература пережила расцвет, который ее историки сравнивают с ренессансом, имея в виду творчество Эдгара По, Мелвилла, Уитмена, Готорна.

Теперь писателей все больше волновали опасности, угрожающие национальному идеалу, сложные нравственные проблемы. Обратившись к этой проблематике, американская литература нашла очень необычные и смелые художественные способы ее воплощения.

Эдгар По. Эдгар Аллан По создал новую художественную форму для повествования о чудесном и необычном. Его считают зачинателем детективного жанра, научной фантастики, рассказа ужасов, предтечей поэзии символизма. Мировую славу ему принесло стихотворение «Ворон». Прозаическое наследие По – около 70 рассказов и повестей. При жини вышло 2 сборника: «гротески и арабески», «Рассказы».

В рассказах об ужасном продолжает традиции английского готического романа, а в детективном жанре у него нет предшественников. Описание нереального нарочито суховатым, бесстрастным языком, соединение невероятного с внешним правдоподобием, характерное для рассказов По стало впоследствии жанровой особенностью научной фантастики.

10.Романтическое двоемирие и его формы

11.Натурфилософия романтизма (иенцы и озерная школа)

12.Философия истории у романтиков (иенцы и Виньи)

К 10-м годам складываются каноны исторического романа. Де Сталь в своих работах пересматривает эстетические критерии, предполагавшие ориентацию на образцы. Она сформулировала в первые годы 19 века превосходство причудливого над привычным, уникального над всеобщим. Стремление познать прошлые эпохи, не такие как наша. В «Рене», «Генрихе» речь тоже идет о прошлом, но там не передан колорит эпохи, мироощущение не историческое. Около 1820 Вальтер Скотт «царил над всей художественной прозой» - Пинский. Гете считал, что Скотт создал совершенно новое искусство. Стал отцом современного романа, его творчество признавалось высшим образцом эпического рода нового времени. До Вальтера Скота прошлое описывали так же, как современность. Изображалось человечество вообще, абстрактное и статичное. Скотт открыл для романа новые живительные источники в изображении мира и человека. Возродил у современников интерес к прошлому.

Скотт был потомком старинного шотландского рода, отец его был юристом. Родился в Эдинбурге, но после перенесенного в детстве недуга, который оставил его хромым, был перевезен родителями в деревню. Там жил в живописной местности, занимался раскопками, заведовал монетной коллекцией Эдинбурга, был назначен шерифом округа, где некогда обитал клан его предков. Собирает народные песни о врагах народной экспансии, о поборниках старинной вольницы. Сборник «Песни шотландской границы», выпускается в тот же год, что и «Волшебный рог мальчика». Вслед за этим появляются поэмы Скотта, которые пишутся по-романтически.

Вальтер Скотт был признан первым поэтом Англии. Мировую известность приносят ему романы. Герои романа – часто герои Шотландских баллад (Робингуд в «Айвенго»). Первый роман  - «Уеверли», потом – «Пуритане», «Легенда Мотроза». Это Шотландские романы. Затем последовали романы об истории Англии: «Айвенго», «Кенельворд» и другие. Потом создает французский цикл: «Квентин Дорвад», «Анна Геерштенгская». Иногда и в поздние годы обращался к Шотландской культуре («Пердская красавица»). Понятие романа стало на некоторое время равно роману историческому. Загоскину и Ложечников Скотт не нравился. Но его влияние чувствуется в произведениях Пушкина, Гоголя, Лермонтова.

Скотт мастер национального исторического колорита. Открыл новые источники и уже одним этим поразил воображение своих современников. Питал желание у современников читать о чем-то далеком и необычном. Красочность его романов объясняет его популярность. Подлинный же историзм не сводится к этим внешним эффектам.

В «Пертской красавице» дана народная жизнь в развитии, в этой динамике – подлинная живость художественной картины, существо высокого историзма Скотта. Показаны горцы, придворная власть, горожане.

Коллектив шотландского клана изображен с симпатией.

Романы Скотта дают галерею исторических характеров. Романтизм предпочитал средние века, потому что это время детской, не отягощенной мудрствованиями, крестьянской веры.

«Сэн Мар» Виньи – подражание шотландскому автору. Виньи обладает собственным видением истории, по-иному оценивает в истории роль личности, имеет свой собственный взгляд на роль закономерностей и случайностей в истории.  

13.Романтическое народничество (гейдельбержцы и озерная школа)

14.Романтическая ирония (иенцы и Гофман)

15.Романтический индивидуалим (Клейст и Байрон)

16.Формальные особенности романтического метода и полемика романтизма с классицизмом.

В истории культуры романтизм возник как реакция на рациональные эпохи – классицизм, просвещение, о чем писал Жермундский. В рациональные эпохи человек теряет чувство мистического. Романтики не любили античность, потому что это тоже материалистичная культура. Обращение к античности нужно, чтобы опровергнуть идею конечного знания, потому что за конечными представлениями лежит область неизвестного.

Романтизм ниспровергал классицистические табу, но дух и пафос творений великих писателей 17 века влияет на них.

17.Антирационализм романтического сознания и полемика романтизма с Просвещением

Дух просветительства живет в приверженности к гражданственной идее, к поэтике антитез и к конфликтам чувства и долга.

18.Пародирование романтического метода (Байрон и Гофман)

«Дон Жуан» - эпико-сатирическая поэма Байрона, анти-романтическая. Песни выходили до самой его смерти. Берет все те же аспекты романтического мироощущения, эстетики,  поэтики, чтобы вывернуть все наизнанку, чтобы обнажить штамп, обнажить прием. Снижение и осмеяние. Герой подчеркнуто-зауряден. Старый муж – пародия на врага, море вызывает морскую болезнь и рвоту. Родоначальник черного юмора в английской литературе)) (спасшиеся начинают поедать друг друга). Переинтерпретация достигается разными приемами: 1) снижение 2) в будто бы объективное описание вторгается мнение автора. Романтическая традиция достигла зенита и начала вырабатывать штампы и клише.

Гофман тоже снижает клишированные ситуации. Но Гофман, в отличие от Байрона, не стоит вне романтического круга. Он понимает, что если культура создала штампы, это не значит, что она перестала существовать вне них. У героя Гофмана тоже полимичное отношение к романтизму. Это объединяет Байрона и Гофмана.

Дон Жуан ведет себя по-романтически. Мечты героя Гофмана заземленные и непритязательные. Можно быть по видимости романтичным и благородным, как Дон Жуан, а на самом деле искать утех плоти (филистер), а можно выглядеть «чучелом гороховым», но по сути оказаться настоящим духовидцем.

У Гофмана неновалисовский герой становится достойным новалисовских грез («Золотой горшок»). Голос автора, записывающего эту грезу, не уподобляется Байрону, который смотрит на своего героя с усмешкой. Эта способность прозреть чудо среди обыденности и вопреки ей – способность верить в чудо, которая является отличием энтузиаста от прочих. Филистеры – те, кому чудесное недоступно в принципе. Всепроникающая и многоплановая двойственность, двойная оптика как основа гофмановского мироощущения.

Не целен, а двоится сам герой Гофмана. Внешнее противопоставляется внутреннему, сущностному. Отдельно друг от друга существуют 2 мира, для филистера эти 2 мира несовместимы, он живет только в мире обыденности, филистер видит только симптомы общения с этим миром у тех, кому этот мир доступен (художники, поэты, музыканты). Симптомы общения с этим миром филистер не способен истолковать иначе, чем единственным доступным ему образом (пытается увязать их с материализмом), и тогда энтузиаст воспринимается им либо как пьяный, либо как сумасшедший.

Фабиан в «Крошке Цахесе» переходит в ряды энтузиастов. Те, кому изначально доступен иной мир (энтузиаст, его помощник, враг, иногда – возлюбленная) изначально двоятся, имеют 2 облика для 2 миров. Если для волшебных персов (?) тут нет проблем, то неофиту (энтузиасту) нужно пройти через ряд комических перипетий, поскольку ему лишь предстоит принять двоемирие как саму собой разумеющуюся данность. До этого он видит второй мир, но он смешивается с первым. Двойственность волшебных помощников (Линдгорт и Альпанус) очевидна. Они похожи на нормальных людей.

Люди делятся на музыкантов и просто хороших людей», - Гофман, «Житейский воззрения кота Мура».

«Крошка Цахес»: не нужно исправлять природу. Иначе возникнетонфликт природы и цивилизации. Вторжение цивилизации в природу (будет хуже). Розабельверде пожалела уродца и ее мать и таким образом стала пособницей зла. (Идея относительности добра и зла.

Клара из «Песочного человека» как будто бы нечто типа Вероники (ложная возлюбленная). По видимости она филистер, но можно ли верить видимости?

Герои сказок получают в награду счастливый конец – соединение с истинными возлюбленными. Жизнь героя в итоге продолжается там, где может быть счастлив романтический герой. Счастье героя неосуществимо в реальном мире. Линдхорст дарит своему зятю имение в Атлантиде, Альпанус завещает Бальтазару свое имение, сохранившееся со времен страны фей, где цветут розы и капуста (одними розами сыт не будешь). Это знак гофмановской иронии, заземления воспаряющего духа.

В «Житейских воззрениях кота Мура» пространство оказывается иллюзией.

Уже в «Крошке-Цахесе» звучит обвинение в сторону Альпануса:

«Он не волшебник, он лишь фокусник».

В «Коте Муре» прямые обязанности какого-то героя – быть шутом. В «Коте» волшебный помощник бессилен совершить для героя чудо. Для человека духа в мире филистеров альтернатива – сумасшествие.

Гофмановская ирония – часто самоирония.  Сокровеннейшая любовь приобретает шутовское обличие, как и истинный романтический герой. Ирония затрагивает и саму структуру произведение: противопоставление двух миров. Персонаж может иметь пародийного двойника. Все это связано одним сюжетом.

В «Коте» ироническая двойственность доведена до апофеоза: две линии повествования. Кот проходит через типичные романтические ситуации: возвышенная дружба, предательство и вражда, любовь, любовь к отечеству, воспарение на чердак, где он творит, сочинение стихов. Как и Дон Жуан, Кот благороден: он готов поделиться с мамой селедочной головой, как и Дон Жуан – собачей лапкой с другом.

Второе повествование – трагическое жизнеописание композитора Крейслера, этот сюжет задает иную, уже совсем не байроновскую тональность. Трагическая ирония очевидна с самого начала. Романтизм достиг того уровня, когда стал достоинством массовой культуры, а массовая культура не интересуется романтической культурой. Поэтому композитор никому не интересен, то ли дело кот. Автор наводит на интерпретацию: наступила эпоха пародийного романтизма. Предвестие «Кота» очевидно еще в регистраторе Геербранте. Псевдоромантика можно отличить по отсутствию самоиронии.




1. Понятие кредитных операций, виды банковских ссуд
2. Введение В основе процессов обусловливающих современное состояние биосферы лежат химические превращения
3. Механізм використання коштів Фонду соціального страхування з тимчасової втрати працездатності Пенсійний контракт та пенсійна система
4. между сетей на латинском языке Inter означает между
5. Идолы обложка Москва- Интрада 1996
6. 01] Сущность экономического развития
7. Построение графика функции с использованием программирования
8. на тему- ldquo;Особенности интеграционных процессов в мировой экономикеrdquo; студентк
9. Разработка инвестиционно-иннвационной стратегии развития оборонно-промышленного комплекса Тульской области
10. Основи державного права Великобританії
11. і Офіційні опоненти Доктор ветеринарних наук професор Кривутенко Олександр Іванович Одеський сі
12. Алишер Навои (1441 - 1501)
13. Определительное Какой относится к существительному в главном пр.html
14. Девять рассказов Джером Д
15. ТЕМА 19 БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
16. Формирование и повышение эффективности деятельности команды мигрантов в организации на примере ОАО
17. 70х гг XIX в либеральные идеи охватывают все большие слои образованных россиян
18. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ З ДИСЦИПЛІНИ ОСНОВИ МЕНЕДЖМЕНТУ Напрям підготовки 6
19. Антропогенный ресурсный цикл
20. а кроме баранины Вторник Обед- вареная или жареная курица без кожи Ужин- 2 вареных яйца сала