Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Бегство от свободы Психоанализ и религия Здоровое общество Искусство любви Иметь или быть

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г.во Франкфурте-на-Майне. Эрих Ф. пытался соединить Фрейда с Марксом и экзистенциализмом.

Наиболее известные его книги «Бегство от свободы», «Психоанализ и религия», «Здоровое общество», «Искусство любви», «Иметь или быть».

Основной тезис Ф.а таков, что в процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, в тоже время развив способность мышления, предвидения и воображения. Это состояние Ф. называет человеческой дилеммой. Способность мыслить помогает человеку выжить, но она также толкает человека к попытке разрешить вопросы, на которые нет ответа. Ф. называет эти вопросы экзистенциальными дихотомиями.

1 Дихотомия - жизнь и смерть

2 Дихотомия - имея представление об идеале, невозможно его достичь ( представление об идеальной самореализации и ограниченность срока жизни)

3 Дихотомия - будучи одинокими человек не может существовать без других людей.

1 Дихотомия - жизнь и смерть

«…Тот факт, что предстоит умереть, – неотменим для человека. Человек осознает этот факт, и само это осознание глубоко влияет на его жизнь. Но смерть остается абсолютной противоположностью жизни, чуждой и несовместимой с переживанием жизни. Все знание о смерти не отменит того, что смерть – не составная часть жизни, и нам ничего не остается, как принять сам факт смерти; сколько б мы ни беспокоились о нашей жизни, она закончится уничтожением…»

Ф. замечает, что человек пытался отрицать эту дихотомию путем идеологий, например путем христианской концепции бессмертия, которая, приписывая душе бессмертие, отрицает трагический факт, что человеческая жизнь кончается смертью.

2 Дихотомия - имея представление об идеале, невозможно его достичь.

Смертность человека, по мнению Ф.а, является причиной следующей дихотомии: хотя каждое человеческое существо является носителем всех человеческих возможностей, короткая протяженность жизни человека не допускает полной их реализации даже при самых благоприятных обстоятельствах.

«…Только если бы время жизни индивида было тождественно времени жизни человечества, он мог бы участвовать в человеческом развитии, происходящем в историческом процессе. Человеческая жизнь, начинаясь и заканчиваясь некоей случайной точкой в процессе эволюции рода, вступает в трагический конфликт с индивидуальным требованием реализации всех возможностей. Человек имеет, мягко говоря, смутное представление о противоречии между тем, что он мог бы реализовать, и тем, что он действительно реализует…»

Здесь надо понимать, что когда речь идёт о полной самореализации, то имеется в виду именно полная реализация человеком себя как личности, то есть воплощение в жизнь таких идей, заложенных в человеке, которые делают этого человека существом общественно ценным, то есть реализация которых ведет в конечном счете к прогрессу человечества.

3 Дихотомия - будучи одинокими человек не может существовать без других людей.

Ф. считает, что стремление личности к сохранению своей уникальности и установление отношений с другими людьми, где  человек идентифицирует себя с миром, также вызывает«экзистенциальную дихотомию».

Человек одинок и в то же время связан с другими. Он одинок в той мере, в какой он уникальное существо, не тождественное никому и осознающее себя отдельной особью. Он одинок, когда ему предстоит что-то оценить или принять какие-то решения самостоятельно, силой своего разума. И все же он не может перенести одиночества, обособленности от ближних. Его счастье зависит от чувства солидарности с ближними, с прошлыми и будущими поколениями.

Разрабатывая свое учение, Ф. стремится найти способы разрешения дихотомий человеческого существования, определить пути здорового развития западной цивилизации, показать перспективы здорового и творческого развития личности.

Частичное разрешение экзистенциальных дихотомий Ф. связывает с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлению.

Подлинной ценностью человека Ф. считает способность к любви, любовь в его понимании служит критерием бытия и дает ответ на проблему человеческого существования. В процессе овладения искусством любви происходит изменение структуры характера человека.

Ф.  утверждал, что человеку присущи экзистенциальные потребности. Он выделял 5 таких потребностей.

Установление связей  - нарциссцизм – любовь

Преодоление себя – разрушение – созидание, творчество

Укорененность в мире – фиксация - целостность

Самоотождествление – принадлежность к группе – индивидуальность

Система ценностей – иррациональные ценности – рациональные ценности

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны довериться другим.

2. Потребность в преодолении себя , заключающаяся в активной и творческой самореализации, в возможности выразить себя в созидательной деятельности, дающей ощущение свободы и собственной значимости, например, в воспитании детей, создании материальных или художественных ценностей, в творческом или научном труде.  Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости.

3.  Потребность в укорененности в мире, которая ощущается как необходимость принадлежать кому-либо, быть неотъемлемой частью мира. Эта потребность возникает с самого рождения, с момента отрыва ребенка от безопасности, даруемой ему телом матери. Позже, на протяжении всей жизни, человек испытывает потребность в корнях, в слиянии с другими людьми, в чувстве родства и близости, дающем ощущение стабильности и предсказуемости мира. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Ф.у, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью.

4. Потребность в самоидентичности почти противоположна потребности в  укорененности, так как означает стремление к непохожести, к отличию от других. Реализация этой потребности ведет к ощущению себя хозяином жизни, к признанию самоценности, к возможности сказать: «Я - это Я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

5. Потребность в наличии системы ценностей  проявляется как необходимость в достаточно понятном и стабильном объяснении всей сложности мира. Человек нуждается в рациональном объяснении процессов, происходящих в его жизни, жизни общества и природы. Нужна убежденность в незыблемости определенных правил и норм, позволяющих нормально воспринимать реальность и целенаправленно действовать. Согласитесь, трудно строить свою жизнь и оставаться психически здоровым, если правила постоянно меняются. Необходима также и посвященность – преданность какой-либо высшей идее, каковой может стать вера в Бога или служение выбранному роду деятельности: науке, искусству, благотворительности. Другими словами, любому из нас необходим «смысл жизни».

Решение проблемы экзистенциальной дихотомии

Согласно Ф.у, противоречия, отнесенные им к экзистенциальным, человек устранить не в силах. Человек может не признавать эти противоречия,  может умиротворять свой ум утешительными и примирительными идеологиями или  пытаться бежать от своего внутреннего беспокойства, погружаясь без остатка в удовольствия или дела. Он может пытаться отменить свою свободу и превратить себя в инструмент внешних сил, топя в них свое Я. Но он остается неудовлетворенным, тревожным и беспокойным.

Решение, которое предлагает Ф. – «посмотреть в лицо истине, осознать свое полное одиночество и предоставленность самому себе во Вселенной, безразличной к судьбе человека, признать, что вне человека нет силы, способной за него разрешить его проблемы»

«…человек должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными силами он может придать смысл своей жизни. Но смысл не означает успокоенности: более того, тяга к успокоенности препятствует поиску смысла. Неуспокоенность является тем самым условием, которое побуждает человека раскрывать свои силы. Если он посмотрит в лицо истине без паники, то поймет, что в жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно; и только постоянная включенность, активность и настойчивость могут уберечь нас от неудачи в единственной стоящей перед нами задаче – задаче полного развития наших сил в пределах, заданных законами нашего существования. Человек никогда не перестанет озадачиваться, хотеть знать и ставить новые вопросы. Только если он осознает человеческую ситуацию, дихотомии, присущие его существованию, и свою способность раскрыть свои силы, он будет в состоянии успешно решить эту свою задачу: быть самим собой и для себя, и достичь счастья путем полной реализации дара, составляющего его особенность, – дара разума, любви и плодотворного труда…»

В дальнейшем Ф. обращается к философии любви, которая способствует устранению оторванности людей друг от друга, преодолению дихотомий человеческого существования, восстановлению гармонии человека и общества. Поскольку «экзистенциальные дихотомии» заложены в самой человеческой природе, они могут быть разрешены путем раскрытия готовности человека к любви, вере и размышлению.

Любовь, по мнению ученого, дает единственно верный и «удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования» и является высшей гуманистической ценностью.




1.  Проверить осанку в И
2. политической культуры
3. Полный контакт на телеканале SMING.html
4.  РАБОТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СРЕДЕ РАЗРАБОТКИ ПРИЛОЖЕНИЙ НА ЯЗЫКЕ VB Для вызова интегрированной среды разраб
5. Тема Фонетикофонологічний розбір План Фонетичний розбір
6. Электротехника - Под
7. Американские нефтяные горки
8. Дипломная работа должна быть проверена в системе на Антиплагиат и уникальность работы должна составлять 70 ~ 8.
9. 87 G0 СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ИЗОЛЯЦИОННЫЕ И ОТДЕЛОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ Дата вве
10. і. До сьогодні багато дерев~яних будівель цілі вулиці і квартали міста знесені
11. продажа важнейший институтов гражданского права
12. 7я73 К90 Всероссийский заочный финансовоэкономический институт Ректор акад
13. . Больному по поводу гнойного артрита плечевого сустава произвели заднюю артротомию
14. воспитательном процессе
15. реферату Аудитори які мають серт
16.  Роль БП в предпринимательской деятельности
17. Общая характеристика системы уравнений Максвелла
18. ХІМІЯ З ОСНОВАМИ БІОГЕОХІМІЇ ЧАСТИНА 1 для студентів денної форми навчання спеціальності 6
19. контрольная работа должна содержать титульный лист расчет варианта задания формулировку задания а также д
20. Проектирование участка улицы