Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1)Понятия и основные черты римского права
1.Понятие и основные черты римского частного права.Термином "римское право" обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы Византийской империи (вплоть до Юстиниана).
В римской традиции (начиная с Ульпиана) принято делить право на публичное и частное. Ульпиан писал: "Публичное право это то право, которое относится к статусу Римского государства, а частное право то, которое имеет в виду выгоды и интересы отдельных лиц".
Для частного права характернее диспозитивный метод регулирования (а для публичного - императивный).
Сфера действия частного права в Риме была весьма широка и включала следующие основные правовые институты: право собственности; другие вещные права; договоры и иные обязательства; семейные правоотношения; наследование; а также исковая защита прав.
В отличие от публичного, римское частное право было широко воспринято (рецепиировано) европейскими средневековыми правовыми системами и лежит в основе современного гражданского права.
Римское частное право не было единой нормативной системой: в нем выделялись цивильное и преторское право, с одной стороны, квиритское право и право народов с другой.
2.Цивильное право (ius civile) и преторское право (ius honorarium).
Цивильное право исторически первая система римского права, основными источниками которой являются законы (начиная с Законов XII таблиц) и сенатус-консульты республиканского периода. Нормы цивильного права, созданные в условиях патриархально-натурального хозяйства раннего периода древнеримской истории, со временем оказались не приспособлены к развивающемуся товарному обороту, наглядно показывали свою пробельность и неприменимость.
Исправить эту ситуацию и было призвано преторское право. Должность городского претора была учреждена в 367г. до н.э. Он имел полномочия по судебным делам, субъектами которых были римские граждане, обладал правом imperium (т.е., в частности, имел право издавать общеобязательные эдикты и интердикты). Помимо текущих, претор издавал эдикт на год (т.е. на весь срок своих полномочий). Обычно новый претор сохранял нормы такого постоянного эдикта предыдущего претора, соответствующие жизненным условиям, дополняя их чем-то своим, со временем сложился определенный правовой массив, переходящий из эдикта в эдикт.
Во IIв. юрист Юлиан (по поручению императора Адриана) выработал редакцию "постоянного преторского эдикта" (edictum perpetuum), которая в дальнейшем уже не изменялась и вошла в историю как Юлианов эдикт.
Вместе с тем, преторское право не отменяло цивильное. Последнее просто переставало действовать на практике, становилось "мертвым", в этом проявлялся дуализм римского права.
Например, наряду с институтом квиритской собственности (по цивильному праву) существовал институт бонитарной собственности (по преторскому праву).
3.Национальное римское право (ius Quiritium) и право народов (ius gentium).Цивильное право распространялось только на правоотношения, обоими участниками которых были римские граждане (квириты). Однако со временем, когда Рим стал мировой империей, стало необходима правовая система, регулирующая отношения римских граждан с лицами, не обладающими статусом гражданства и последних между собой. Так возникло право народов (ius gentium). Ключевая роль в его создании сыграл претор перегринов (эта магистратура была учреждена в 242г. до н.э.).
Право народов во многом строилось на заимствованиях правовых конструкций у других народов (прежде всего, финикийцев, греков, египтян и др.). Вместе с тем, надо понимать, что право народов не международное право, а римское, распространялось оно, разумеется, не на всех неримлян, а на тех, кто находился под юрисдикцией Рима (римских подданных). Ius gentium было более прогрессивным, чем ius civile, оно было проникнуто коммерческим духом. Потом эти правовые системы начали сближаться. Деление на квиритское право и право народов второе проявление дуализма римского права. Это различие утратило смысл в 212г., когда император Каракалла предоставил права гражданства всем свободным римским подданным.
Восприятие цивильным правом основного содержания права народов имело своим следствием возникновение универсальной правовой системы римского классического права, вобравшего в себя все нормы, наиболее соответствовавшие функционированию общества развитого товаропроизводства и товарооборота.
4.Значение римского права для современной юриспруденции.1.
Римское право (система его изложения) лежит в основе современных кодексов (особенно гражданских).
2.Весь современный понятийный аппарат гражданского права коренится в римском праве, многие институты римского права рецепиированы современным правом практически без изменений (например, структура права собственности).
3.Теория государства и права заимствовала методы римского права в построении теоретических конструкций.
4.Из римского права заимствована современная система изложения права.
5.Рецепция римского права.После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало применяться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские западноевропейские королевства заимствовали лишь отдельные нормы римского публичного права.
Однако по мере развития экономических отношений римское право оказалось вновь востребовано (к XIIв.), его начали изучать в североитальянских университетах (школа глоссаторов), применять в Италии, Германии, Южной Франции, даже Молдавии. Глоссаторы занимались комментированием и толкованием норм римского права, зачастую изменяя их в связи с изменившейся обстановкой. Помимо этого, нельзя сказать, что заимствованы были все нормы римского права (в частности, не был воспринят институт рабства).
В целях преодоления раздробленности и разнородности судопроизводства, нормы римского права (глоссированные) стали применяться в судах западноевропейских стран.
Со временем нормы римского права стали систематизироваться в учебники, сборники и кодексы, венцом этого процесса стало составление Гражданского кодекса Наполеона 1804г. и Германского гражданского уложения 1900г.
6.Системы изложения римского права.1.Экзегетическая система. Римское право излагается так, как в оригинальных источниках, т.е., хоть и с делением на книги, титулы, фрагменты, но без внутренней логики. Такая система изложения не имеет научной ценности, со временем подобные источники были систематизированы по иному принципу.
2.Институционная система (восходит к "Институциям" Гая). Сначала излагается учение о лицах, потом учение о вещах (включая вещные права), в конце учение о исках (включая обязательства).
3.Система Кодекса Наполеона (гуго-гейзевская система). Материальные нормы отделяются от процессуальных, также выделяется общая часть (учение о лицах, вещах, правоотношениях), причем учение о лицах касается как вещного, так и обязательственного права. Особенная часть в таком случае включает обязательственные, вещные, семейные и наследственные нормы.
Последние кодификации включают новые разделы (затрагивающие права человека, личные неимущественные права, охрану интеллектуальной собственности и пр.). 7.Источники римского права.
Среди источников римского права можно выделить, прежде всего, законы, обычаи, взгляды юристов, судебную практику.
Законы. Представляют собой акты (обычно писаные, хотя народное собрание утверждало и устные законы), изданные верховной законодательной властью. Во время монархии это осуществляли цари, при республике народное собрание (комиции издавали lex) и определенные магистраты (например, преторские эдикты), во время принципата сенат и принцепс, при доминате император (он издавал конституции, эдикты, мандаты, декреты, рескрипты).
Законы, чтобы вступить в силу, должны быть опубликованы.
Отдельно выделяются кодексы, такие законы появились в постклассический период развития римского права (при императорах Феодосии и Юстиниане).
Действовали следующий принципы соотношения законов (в принципе применяются и сейчас):
1.Более поздний закон по данному вопросу автоматически отменяет более ранний.
2.Специальный закон автоматически отменяет общий.
Предусматривалось применение закона по аналогии.
Древнейшим законом были Законы XII таблиц (см. вопрос №8).
Обычаи. См. вопрос №10.
Взгляды юристов. См. вопрос №11.
Судебная практика. Древние римляне не знали прецедентного права. Важнейшие прецеденты просто включались в преторский эдикт, который являлся законом. Подчиненную роль играл правовой обычай судебного процесса.8.Законы XII таблиц как источник римского частного права.
Законы XII таблиц (Vв. до н.э.) бессистемная казуальная запись древнеримских обычаев, основной источник цивильного (квиритского) права, по сути первый памятник писаного римского права.
Следует отметить, что до нас текст Законов XII таблиц дошел только в цитатах или пересказе позднейших авторов (например, Тита Ливия), т.е. текст данного правового памятника восстановлен исторической наукой.
За 2 года (в середине Vв. до н.э.) специально созданная экстраординарная коллегия децимвиров (10 чел.) и сотворила текст Законов XII таблиц (середина Vв. до н.э.).
Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.
Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.
Отраслевое деление в Законах XII таблиц не развито. I-II таблицы посвящены процессуальному праву. III таблица содержит очень жестокие нормы долгового права. IV-VI таблицы содержат нормы гражданского и семейного права. Семейное право разделяло агнатическое и когнатическое родство. Агнат некровный родственник, обладающий правом наследования. Когнат кровный родич, не обладающий правом наследования. VII таблица в основном определяла правила межевания земель. VIII-IX таблицы содержат нормы уголовного права. X таблица содержит нормы административного права. XI-XII таблицы содержат элементы государственного публичного права.
По своей сути, Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южноиталийских полисов-колоний. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона).
Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов.
Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права"9.Кодификация Юстиниана. Corpus iuris civilis.Кодификация Юстиниана была проведена виднейшими юристами (под руководством Трибониана) в 528-534гг. по указанию этого знаменитого византийского императора.
В Свод Юстиниана (значительно позже названный Corpus iuris civilis) вошли следующие составные части:
1. Институции учебник по римскому праву, содержащий его основные положения, разделенный на 4 части: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Институции Юстиниана во многом опирались на Институции, составленные во IIв. римским юристом Гаем. Юстиниан говорил, что Институции созданы для "образования юношества".
2. Пандекты (Дигесты) изречения знаменитых римских юристов (Папиниан, Павел, Гай, Ульпиан, Модестин), содержащие по сути нормы права, разделенные на 50 книг.
3. Кодекс (было 2 его редакции) собрание более чем 3000 императорских конституций, разделенное на книги и титулы.
4. Новеллы конституции самого Юстиниана, изданные уже после знаменитой кодификации.10.Обычаи как источник римского права.Обычаи вышли из недр доправового общества, формировались помимо воли законодателя, посредством постоянного и длительного повторения определенных норм поведения, творцом обычая по сути является народ.
В республиканский период законы и обычаи имели одинаковую юридическую силу, в императорский период правовое значение обычаев значительно снизилось, так, Павел называл обычай лишь "истолкователем закона". Существование обычая подлежало доказыванию в суде стороной, которая на него ссылалась.
2) Системы римского частного права
Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время:
Первую ветвь составляли нормы квиритского (цивильного) права, формирование и развитие которого приходится на VI в. середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами римскими гражданами.
Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений.
Поэтому рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.
В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.
Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.
Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранных граждан. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права «право народов» (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.
В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличались простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.
Исконное римское частное право и «право народов» долгое время дополняли друг друга. При этом существенно было влияние «права народов» на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н. э. еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.
3) Виды источников права
Источники римского права формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.
Виды источников римского права:
обычное право;
законы;
плебисциты акты собрания плебеев без сенаторов. Отличие плебисцитов от обычных законов плебесциты принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов. Закон Гортензия 287 г. до н. э. придал плебисцитам силу законов;
сенатусконсульты;
конституции императоров;
эдикты магистратов;
ответы юристов.
Ниже перечислены источники римского права.
1. Надписи на дереве, камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица», бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н. э.) и т. д. В новое время (начиная со второй половины XIX в.) надписи опубликовывали в специальном издании Corpus inscriptionum latinarum (Свод латинских надписей); над этим изданием поработали историки Моммзен, Дессау, Гюбнер, Гиршфельд и др. Наиболее важные с правовой стороны надписи даются в 7 изд. (1909 г.) книги Брунса «Источники римского права» (Bruns. Fontes iuris romani).
2. Законы XII Таблиц свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме. Законы XII Таблиц состояли из разделов: о вызове в суд (таблица I), о вершении исков (таблица II), о долговом рабстве (таблица III), о порядке манципации при сделках (таблица IV), о завещании и семейных делах (таблица V), о пользовании земельным участком (таблица VI), о воровстве (таблица VII), о личном оскорблении обиде (таблица VIII), об уголовных наказаниях (таблица IX), о порядке похорон и церемоний (таблица X), о публичных делах в городе (таблица XI),
0 неиспрашивании привилегий (таблица XII). Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, известны попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи.
3. Corpus juris oivilis кодификация императора Юстиниана.
4. Произведения римских юристов, в особенности произведения римских историков : Тита Ливия (конец I в. до н. э. начало I в. н. э.), Тацита вв. н. э.), Аммиана Марцеллина (IV в. н. э.); римских антикваров («грамматиков»): Варрона (II-
1 вв. до н. э.), Феста (I в. н. э.); римских ораторов (в особенности Цицерона, I в. до н. э.); римских писателей: Плавтаи Теренция, в комедиях которых немало указаний на состояние права; лириков и сатириков (Катулла, Горация, Ювенала и др.); философа Сенеки и др.
5. Папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы Constitutio Antonina 212 г. н. э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.
4)
А)Кодификация Юстиниана
Б)Императорские Конституции
А) Кодификация Юстиниана,
систематическое изложение византийского права 6 в., предпринятое по приказу императора Юстиниана. Известна под названием Свода цивильного права Corpus juris civilis. Впервые К. Ю. была напечатана под этим названием в 1583. Цель К. Ю. заключалась в стремлении примирить старое римское право, послужившее для неё основным источником, с потребностями медленно совершающейся феодализации Византийской империи, в необходимости учесть некоторые правовые институты, сложившиеся в её восточных провинциях, устранить архаизмы, включить в правовой оборот Византии законодательство императоров, последовавшее за изданием кодекса Феодосия, судебную практику и пр. Кодификационные работы велись в 529534 немногочисленной комиссией во главе с известным юристом Трибонианом.
К. Ю. состоит из трёх частей: Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.
Дополнения и изменения, внесённые в К. Ю. в 535565 императорскими конституциями, получили названия новелл, которые дают толкование обнаруженным неясностям, дополняют или изменяют действующее право. От новелл следует отличать интерполяции всякие неоговорённые изменения текста, внесённые в Дигесты.
Законодательство Юстиниана действовало в течение всего существования Византии. Эклога 726 внесла только более или менее важные изменения в К. Ю., так же как и Прохирон 879. С ещё большим вниманием к К. Ю. отнёсся император Лев VI: изданные при нём Василики представляли собой (по основному содержанию) новую систематизацию норм и институтов, составляющих К. Ю.
К. Ю. послужила главным источником изучения римского права и римской юридической литературы, на её основе была проведена рецепция римского права в странах феодальной Европы.
Ко́декс Юстиниа́на часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себе императорские конституции, вошедшие в кодекс Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизмененные согласно потребностям времени. Рост новелл, противоречие их со старыми предписаниями, огромное количество конституций, потерявших всякую практическую цену, но включенных в старые кодексы, побудили Юстиниана к изданию нового кодекса, рядом с другими законодательными трудами. Комиссии, назначенной в феврале 528 г., было предписано выработать новый кодекс, имея в виду лишь современные практические нужды. Поэтому ей предоставлено было право не только делать сокращения (вычеркивать введения, обращения, заключительные слова и т.д.) в конституциях, но и выбрасывать все отжившее или отмененное позднейшими узаконениями; не только исправлять текст, но и выяснять его, изменять и дополнять, соединять многие конституции в одну и т.д.
Работа продолжалась около 14 месяцев. 7 апреля 529 г. Кодекс был обнародован и с 16-го вступил в действие. Последовавшее затем издание Дигест и Институций, принесшее с собой ряд изменений в праве, сделало, однако, необходимой переработку этого кодекса, она была совершена Феофилом, Трибонианом и тремя адвокатами высшего суда, и в 534 г. был издан, вместо кодекса 529 г., кодекс 534 г., названный «C odex repetitae praeleclionis» (кодекс 2-го изд.). Этот кодекс только и дошел до нас, в том виде, в каком он существует в изданиях Corpus'a juris civilis, т.е. не совсем полным. Веронеский палимпсест начала VII столетия, содержавший в себе полный кодекс, дошел до нас с пробелами. Остальные древнейшие рукописи кодекса представляют собой извлечения, передающие в сокращении только первые 9 книг кодекса.
Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.
Конституция - обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных.
Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.
Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.
Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» (установление, построение) и восходит к временам Римской империи. Конституциями назывались указы римских императоров. В средние века конституциями закреплялись привилегии и вольности феодалов. С течением времени понятие конституции эволюционировало.
В нынешнем понимании, как единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство, конституции появились в качестве противовеса монархии, абсолютизму в результате победы буржуазно-демократических революций на американском и европейских континентах. Прототипами европейских конституций стали конституционные хартии периода провозглашения независимости английских колоний в Америке. Французская революция восприняла американскую конституционную идею, а из Франции она распространилась на другие европейские государства.
Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти. Всё сказанное характерно и для Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Б)
. Конституции императоров
Принцепс (лат. princeps первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.
Различалось несколько видов императорских конституций:
Конституции римских императоров у римских юристов общее название различных видов императорских предписаний, получивших значение источников права в период принципата и империи. Главным из этих видов является императорский эдикт, издававшийся в силу общего императору с другими магистратами jus edicendi, действовавший как и все другие эдикты, лишь во время жизни императора и отличавшийся от них только тем, что имел целью не столько устанавливать правовые нормы, сколько обеспечивать приведение их в исполнение. Последней чертой эдикт стоит близко к другому виду мандату или инструкции чиновникам и управителям провинций относительно порядка и способа разрешения разного рода вопросов и юридических казусов.
Мандаты, подобно эдиктам, имели силу лишь во время жизни издавшего их императора и должны были быть возобновлены его преемником, если была нужда в сохранении их предписаний. Другие два вида конституции составляют проявления судебной деятельности императора и дают аутентическое толкование действующего права. Из них декреты, подобно преторским актам того же имени, являются непосредственными судебными решениями императора в качестве первой инстанции или по апелляции к нему на решение низшего суда, а рескрипты или ответы императора на вопросы, обращенные к нему магистратами или тяжущимися сторонами по поводу встречавшихся затруднений в разрешении спора, очень сходны с обязательными для судьи ответами юристов, имевших так назыв. jus respondendi. Право частных лиц на обращение к императору с такого рода вопросами, совершавшееся путем подачи просьб (libelli, praeces, supplicationes), устанавливается со времени Адриана. Чиновники имели его и раньше; их просьбы носили название relationes, consultationes, suggestiones. Ответы императора выражались либо в особом письме (epistola форма, употреблявшаяся по преимуществу в ответ на просьбы чиновников), либо прямо на самой просьбе, в subscriptio (обычно на просьбах частных лиц). Ни один из всех этих видов императорских конституций не является выражением законодательной власти императора, которой у него на первых порах и не было, по характеру установления и первоначальной формы империи.
Правомерной формой законодательства оставался, за почти полным прекращением роли народных собраний, сенатусконсульт, который мог быть издан и по предложению (oratio) императора. Однако, со времени Адриана юриспруденция признает за всеми видами конституции безусловную силу закона (legis vicem), а силу сенатусконсульта видит уже не в нем самом, а в вызывающей его oratio императора. Императорская власть получает, таким образом, законодательные функции, и все ограничения последних теряют свое значение; юриспруденция относит постановления императоров не к jus honorarium, a к jus civile. Упадок юриспруденции с III столетия и сосредоточение законодательства в руках императора ведет к непомерному росту двух из названных видов конституции эдиктов и рескриптов.
Эдикт становится общей формой императорских законов и обнимает все другие обращение к народу (эдикт в старом смысле), к чиновникам (мандаты) и к сенату (orationes), отчего и получает название edictum или lex generalis. Рескрипт, оставаясь формой аутентического толкования законов, поглощает собой декрет. Постепенно увеличиваясь в числе (со времени Диоклетиана мы имеем, напр., до 1000 рескриптов), оба эти вида возбуждают вопрос о взаимном отношении содержащихся в них узаконений. Раньше все виды конституции имели одинаковую силу закона, обязательного для всех, и только тем из них присваивалось ограниченное действие предписания, касавшегося лишь данного дела, в которых об этом было специально упомянуто (так назыв. constitutio personalis). Коллизии отдельных решений с общими законами заставили сделать попытку иначе определить это отношение. Константин объявил недействительными все рескрипты, которые были несогласны с общим правом; Аркадий ограничил силу рескриптов только делами, по поводу которых они были изданы. Валентиниан III и Юстиниан снова, однако, расширяют значение рескриптов. Первый признает общую силу за теми из них, в которых сказано, что они имеют общеобязательное значение, а второй и за теми, в которых вообще содержится толкование действующего права.
Окончательное разграничение между этими видами конституции так и не состоялось. Юристы, поэтому, стали делить К. не по форме их издания, а по содержанию. Общие конституции (С. generales) обнимали нормы, общеобязательные для всех, личные конституции (С. personales) обязательные лишь для данного рода лиц и дел. Различение общих и личных К. было, однако, делом чрезвычайно трудным. В IV в. появляется новый вид конституции, внесших еще новое осложнение в их состав: так назыв. leges и sanctiones pragmaticae или просто pragmatica, занимавшие середину между рескриптами и эдиктами. Они выдавались и по просьбе частных лиц, но большей частью по просьбе и на имя корпораций, городских общин и т.п.
По содержанию они, между прочим, имели целью разрешение противоречий в законах и рескриптах. Отсутствие правильного отношения между различными видами конституции, вместе с увеличением их количества, делало отправление правосудия все труднее и труднее и все настойчивее вызывало мысль о необходимости кодификации.
5)
1. Понятие осуществления права и формы его защиты
Понятие осуществления права
Осуществление права состоит в возможности конкретного субъекта реализовать собственными действиями свои интересы, не противоречащие праву, посредством правового регулирования. Если управомоченное лицо для осуществления субъективного права собственными действиями встречает преграды, ему требуется содействие другого лица, обязанного создать условия для реализации его интересов. На данном этапе субъективное право принимает форму правопритязания, т. е. притязания на соответствующее действие или бездействие обязанного лица. В случае несоблюдения должного поведения последним по инициативе управомоченного возбуждается правовая защита, которой обязанное лицо принуждается к совершению действия или к бездействию для осуществления права управомоченного.
В древнейшее время нормальное средство осуществления права самоуправство (самопомощь), которое постепенно было вытеснено судебной (государственной) формой защиты. В классический и постклассический периоды самопомощь допускается в границах необходимой обороны как средство защиты против неправомерного нападения на личность или имущество (D.43.16.1.28). Древнее правило, записанное юристом Кассием, указывающее на соответствующую практику vim vi repellere licet насилие дозволено отражать силой, Ульпиан приравнивал к предписаниям естественного права. Границы осуществления самопомощи очерчиваются декретом Марка Аврелия и императорскими конституциями конца IV в., устанавливающими санкции за превышение пределов необходимой обороны.
Еще законы XII таблиц, зафиксировав сложившееся к тому времени положение, регламентировали властные полномочия суда как государственного органа принудительного осуществления прав. Об усилении роли суда как органа государственной власти свидетельствует учреждение коллегии рекуператоров, деятельность которой характерна прямым вмешательством государственной власти в процесс и исполнение решений. В зависимости от сущности спора суд мог быть единоличным или коллегиальным, а судьей на раннем этапе римской истории всякий взрослый римский гражданин, назначавшийся сторонами или магистратом для каждого дела индивидуально. На следующем этапе судьями были сенаторы, а полисе также всадники.
Особенности защиты субъективного права
С современной точки зрения возможность защиты субъективного права вытекает из факта его нарушения, т. е. если конкретное лицо считает, что осуществлению его права кто-то препятствует, то уже вследствие этого оно имеет, право на защиту. Иными словами, если существует субъективное право, одновременно существует и возможность его защиты.
По римским же воззрениям субъективное право в его нарушенном состоянии не порождало права на защиту. Наоборот, о существовании определенного правомочия можно было говорить лишь в том случае, если магистрат устанавливал возможность его, защиты посредством предъявления иска. Иски формулировались постепенно, применительно к отдельным категориям споров, и на ранних этапах истории Рима не охватывали всех возможных притязаний. Таким образом, субъективное право и возможность его защиты были отделены друг от друга, последняя не вытекала из первого и даже могла отсутствовать в данном конкретном случае. В отличие от современного порядка защиты «от права к иску», древнеримский порядок выражается формулой «от иска к праву»: только при наличии соответствующего иска субъективное право подлежит защите.
Понятие иска и его виды
Понятие иска (actio) содержится в Дигестах: «Иск есть не что иное, как право лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование» (D.44.7.51).
Со времени преторского права иски делятся на цивильные (строгого права) и преторские (доброй совести). При рассмотрений первых судья связан, буквой договора, из которого вытекает иск. Во втором случае судья в целях восполнения пробелов цивильного права может по собственному усмотрению руководствоваться принципом доброй совести или, как говорил Гай, исходить из соображений того, что в обороте считается соответствующим справедливости.
Критерием деления исков на вещные (actiones in rem) и личные (actiones in personam) является личность ответчика. Вещный, иск направлен против любого лица, которое может оказаться нарушителем соответствующего правила (например, права собственности). Поскольку заранее неизвестно, кто им может быть, то этот иск действует не только против определенного нарушителя, но и вообще против всякого третьего лица возможного нарушителя вещного права. Напротив, в личных исках возможный нарушитель права заранее определен, ибо данные иски вытекают из обязательственных отношений, участники которых известны с момента заключения договора, являющегося основанием возникновения обязательства. Например, если Тиций по договору предоставил заем Авлу, то именно последний (и только он) может нарушить право Тиция (требование возврата суммы займа), поэтому и иск возможен персонально против Авла.
Кроме того, различались иски: персекуторные о возврате той или иной ценности (например, иск собственника об истребовании вещи);штрафные о взыскании Штрафа или возмещении ущерба (и в том случае, если противоправные действия ответчика не принесли ему обогащения); арбитрарные в которых судья по своему усмотрению определял объем возмещения убытков, исходя из принципа справедливости; популярные предъявлявшиеся любым гражданином к тем, кто что-либо поставил или подвесил так, что оно могло причинить вред людям или животным.
Отдельную категорию составляли конднкционные иски, являвшиеся цивильными и абстрактными, т.е. основанными на цивильном праве и не содержащими указания на основание их возникновения (это не имело значения).