Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
(реферат)
Выполнила учитель
МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Ильюта В. Я.
г. Курск
ПЛАН:
1. «Все искусства связаны между собой и самобытны…»
2. Межпредметные связи:
а) литература и русский язык;
б) литература, музыка, живопись;
в) литература и краеведение;
г) литература и история;
д) литература и основы православной культуры.
3. Выводы.
«ВСЕ ИСКУССТВА СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ И САМОБЫТНЫ…»
Литература самое отвлеченное из искусств, если думать о пластике, вещественности ткани произведения. За печатными знаками мы открываем целые миры часто не виденного нами, исторически далекого, порой фантастического. И, невольно становясь свидетелями происходящего на страницах действия, радуемся и плачем, слышим шепот листьев и грохот орудий, видим глаза героев и небо над их головой. Оживание литературного произведения в сознании читателя приводит к тому, что каждый из них создает свою версию прочтения текста, иногда далеко стоящую от намерений писателя.
В общении с литературным произведением возникают различные эмоции, в воображении читателя звучит музыка, возникают зрительные образы.
Еще древние знали, что все искусства связаны между собой и самобытны. Музы были непохожи друг на друга, но сплетались в общий круг спутниц Аполлона. Древнегреческий поэт Симонид называл поэзию «говорящей живописью», а живопись «немой поэзией». Античные поэты часто пытались перевести скульптуру и живопись на язык стиха, тем самым открывая смысл той внутренней работы, которую совершает зритель, вглядываясь в статую или полотно. Ритмическая организация не только стихотворной, но и прозаической речи воздействует на подсознание читателя и передает индивидуальные вибрации авторского голоса.
Поэтому здесь очевидна межпредметная связь уроков литературы, музыки, изобразительного искусства.
Близость русского языка и литературы также обусловила связи между ними. Обращаясь к художественному тексту, читатель должен обладать определенным уровнем знаний по грамматике, лексике, фразеологии, понимать значение хотя бы «ключевых» слов в произведении, разбираться в каких-то фактах истории языка, особенно при чтении произведений из далекого прошлого. Для более полного анализа произведения необходим историко-культурный или историко-бытовой комментарий.
Отсюда вытекает необходимость межпредметной связи уроков литературы, русского языка и истории.
Литература и русский язык
Межпредметная связь школьных предметов «русский язык» и «литература» продиктована задачей выработки у учащихся языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической компетенции. Одна из задач таких интегрированных курсов словесности состоит в том, чтобы научить учащихся овладению многоаспектному лингвистическому анализу. Усилия учителя должны быть направлены на воспитание у учащихся способности осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте, чутко воспринимать язык художественного произведения.
Межпредметная связь предметов «русский язык» и «литература» позволяет объединить знания, умения и навыки по русскому языку и знания о литературе как о словесном искусстве. Задачей таких уроков является вооружение учащихся навыками филологического анализа, умением комментировать текст и самим грамотно пользоваться всем богатством родного языка.
На уроках словесности текст изучается как явление культуры, ученики овладевают лингвистическими понятиями «язык» и «речь», убеждаются в том, что выбор слова очень ответственный и трудный шаг, воспитывается чуткое, бережное отношение к языку как средству общения, создаются условия для развития речевой культуры. В процессе анализа текста ученик должен помнить, что любой текст создается единством, взаимодействием всех единиц разных уровней: фонетического, морфемного, лексического, синтаксического. Как известно, для художника главным инструментом являются краски и кисти, а для писателя и поэта слова. Через слово писателя, которое звучит на уроке словесности, мы вместе с учениками постигаем суть произведения, а значит, стремимся понять, как автор воспринимает, ощущает мир. На уроках словесности уместно использовать произведения живописи и музыки, которые близки по своему настроению анализируемому тексту. Кроме того, на уроках находят место и литературные постановки (инсценировки), которые помогают дополнительно заинтересовывать учащихся изучаемым произведением, погрузиться в его атмосферу, глубоко прочувствовать её, раскрыть своё артистическое дарование.
На уроке словесности в 6 классе учащиеся ведут диалог с текстом А.С. Пушкина (стихотворение «Зимнее утро»).
Эпиграфом к уроку послужили слова А.А Жуковского: «... каждое слово драгоценно». Были поставлены следующие цели урока: выяснить значение устаревших слов и устаревших грамматических форм; показать, что точное употребление слова создаёт выразительную речь.
Работая с «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова, шестиклассники выяснили значения слов и словосочетаний нега, открой взоры, вечор, мгла, лежанка, убедились в том, что для описания зимнего утра поэт использовал самые простые, зато самые точные слова. Целенаправленно велась работа с синонимами и антонимами, закреплялись знания учащихся о художественных средств языка. Обращения «друг прелестный», «красавица», «друг милый» передают силу чувства поэта. Обобщая наблюдения над поэтической картиной зимнего утра, учащиеся пришли к выводу, что изображение того, что видишь, требует внимательного отношения к слову.
На уроках словесности применяется такой приём, как словесное рисование: творческое описание картины художника. В данном случае учащимся были предложены задания: дать название картине (ребята видели репродукцию картины К. Ф. Юона «Русская зима»), найти самое яркое слово о зиме, подобрать определение к словам снег, деревья.
Совсем иной предстает перед читателем зимняя береза в стихотворении А. Фета «Печальная береза у моего окна…». Дети отмечают, что береза под окном у поэта красивая, на снежинках поблескивает свет зари (Фет называет ее по-сказочному денница). Но чуткие к слову ребята замечают, что береза печальная. Работая с прилагательными, отмечаем, что черно-белый наряд березы назван траурным. Да и относится она к нему безучастно: у Фета читаем, что «прихотью мороза разубрана она». (Определяем по словарю лексическое значение слова прихоть капризное желание, причуда). Таким образом, картина у Фета неподвижна.
Итогом урока стали выводы, которые учащиеся записали в тетрадях: читая произведения поэтов ХIХ века, обращайся к толковому словарю; выразительности речи А. С. Пушкин достигает благодаря точности употребления слова; для выражения мыслей умей найти точное слово.
Уроки словесности дают учителю возможность научить детей читать и воспринимать литературный текст как словесное искусство.
Литература, музыка, живопись
Урок литературы должен радовать «союзом волшебных звуков, чувств и дум». Поэтому праздником души и сердца являются уроки литературы, на которых живут в согласии слово писателя, чарующие звуки композитора и трогательные пейзажи художника. Такие уроки рождают «души прекрасные порывы».
Так, например, в 10 классе можно провести урок литературы «Мир природы и человека в лирике Федора Тютчева».
Цели урока: проанализировать, какие перемены происходят в поздней лирике Ф. Тютчева, увидеть своеобразие изображения природы в лирике Ф. Тютчева позднего периода, провести наблюдение над особенностями метафорического языка лирики Тютчева.
Начало урока поэтическая пятиминутка: учащиеся выразительно читают наизусть стихотворения Тютчева «Осенний вечер» и «Есть в осени первоначальной…». Перед учащимися ставится проблемный вопрос: проследить, какие перемены происходят в поздней лирике Ф. Тютчева. В ходе сопоставительного анализа прочитанных стихотворений по вопросам учителя учащиеся делают вывод об эволюции душевного состояния поэта. Для усиления эмоционального эффекта можно использовать на уроке альбом «И. И. Шишкин русский пейзажист»: картины великого пейзажиста созвучны настроению, вызванному чтением поэтических шедевров Тютчева.
Следующий этап урока: звучит соната № 14 Л. Бетховена (учащимся предлагается поделиться впечатлениями от услышанного), полотно картины А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» завораживает ребят, и продолжением начатого разговора о лунной тишине является чтение стихотворения Федора Тютчева «Тихой ночью, поздним летом…». Учащиеся получают задание: представьте, что вы оказались на том же месте, что и поэт; расскажите об увиденном вами. Необходимо обратить внимание, что стихотворение держится на глаголах (учащиеся отмечают, на каких), отметить роль эпитетов в стихотворении («Почему свет звезд назван сумрачным?», «Что открывается нам за эпитетом усыпительно-безмолвны?») и выяснить, почему для описания взят ночной час.
На заключительном этапе урока слушается и анализируется стихотворение Ф. Тютчева «В небе тают облака».важно почувствовать настроение, которым изнутри освещен пейзаж. Обратив внимание на последнюю строфу:
Пройдут века…………………………………..
Опустим слово поэта. Одно-единственное. Ребята должны восстановить его. В этой строфе заложена мысль о вечности. «Пройдут века в вечном строе», и природа будет все также бесконечна, совершенна и гармонична, и поэтому для человека так животворно общение с ней.
Рассмотрим план урока внеклассного чтения в 5 классе.
ТЕМА: А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Цели:
1) расширить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина, познакомив их с поэмой «Руслан и Людмила»; выяснить с учащимися сходство и различие поэмы с русскими народными сказками, показав ее значение как литературного произведения;
3) развивать творческое воображение учащихся, умение высказывать свое мнение;
4) воспитывать любовь, доброжелательное отношение к людям.
Оборудование:
1) портрет А. С. Пушкина;
2) выставка сказок А. С. Пушкина;
3) рисунки учащихся к сказкам Пушкина;
4) диск «Творчество А. С. Пушкина»(репродукции картин Рамзаева, Крамского, Бокарева; увертюра к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»; отрывки из одноименного художественного фильма)
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Работа над выставкой книг и рисунков учащихся.
- Каждый русский человек с раннего детства знаком со сказками А. С. Пушкина. Большое влияние на написание всеми любимых произведений оказала его няня Арина Родионовна. Сегодня вы принесли свои рисунки к любимым сказкам Пушкина. Кратко охарактеризуйте своих любимых героев.
(Учащиеся рассказывают наизусть наиболее запомнившиеся отрывки из произведений.)
- На уроках литературы мы познакомились с произведением «У Лукоморья…» и говорили о том, что оно является прологом к поэме «Руслан и Людмила». Давайте еще раз прослушаем это произведение, которое будет читать мастер литературного слова Смоленских. И вспомним, о каких сказочных героях идет речь. А помогут вам вспомнить репродукции картин художников Рамзаева, Крамского и Бокарева на данную тему.
3. Сообщение темы урока.
-К уроку внеклассного чтения вы должны были прочитать всю поэму. Более подробно анализировать ее вы будете в старших классах, а сегодня мы сравним ее с изученными народными произведениями, поговорим о героях.
4. Словарная работа
Выступает «Специалист по словарным словам», объясняет значение слов витязь, гридница, карлик, печенеги.
5. Разгадывание кроссворда:
1. Имя главного героя.
2. Имя возлюбленной Руслана.
3. Карла, похитивший Людмилу.
4. Человек, спасший Руслана при помощи живой и мертвой воды.
5. Витязь, погубивший Руслана.
6. Имя колдуньи.
1
2Ч Е Р Н О М О Р
У
3 С Т А Р Е Ц
4 Л Ю Д М И Л А
5Ф А Р Л А Ф
5 Н А И Н А
6.Прослушивание увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»
- Можно ли по вступлению определить, о каких событиях будет идти речь в произведении?
- Какие музыкальные средства помогли вам понять?
7. Беседа по содержанию.
- Является ли «Руслан и Людмила» волшебной сказкой?
- Какие волшебные явления происходят?
- Все ли персонажи вымышлены?
- Что вы знаете о князе Владимире?
- Какие черты характера князя показаны в поэме?
- Кто из героев понравился? Почему?
- Какие герои являются отрицательными?
- Почему колдунья Наина мешает герою?
- Кто из персонажей спасает Руслана?
8. Сравнение героев поэмы с героями русских народных сказок.
- Каких героев русских народных сказок напоминают герои поэмы?
- Можно ли Руслана назвать русским богатырем?
9. Физкультминутка.
10. Эмоциональное восприятие поэмы.
- В какие моменты вы особенно переживали за судьбу героев?
1) Похищение Людмилы.
А) просмотр отрывка из кинофильма «Руслан и Людмила»;
Б) чтение учащимися отрывка из поэмы.
2) Битва с Головой. ( Учащийся рассказывает отрывок наизусть)
3) Бой Руслана с Черномором (просмотр отрывка из кинофильма «Руслан и Людмила»).
11 Игра «Рифмы» (работа в группах)
- Составь четверостишие из рассыпанных строк.
Все четверо выходят вместе;
Руслан унынием убит;
Мысль о потерянной невесте
Его и губит и мертвит.
Ложится в поле мрак ночной;
От волн поднялся ветер хладный.
Уж поздно! Путник молодой!
Укройся в терем наш отрадный.
Уж утро хладное сияло
На темени полнощных гор;
Но в дивном замке все молчало.
В досаде скрытой Черномор,
Без шапки, в утреннем халате, зевал сердито на кровати.
12.Рассказ учащегося о значении поэмы в развитии русской литературе.
13. Итог урока.
14. Д/з: 1) прочитать статью С. Маршака;
2) подготовить сообщение о войне 1812 года.
Литература и краеведение
Краеведческий материал находит самое широкое использование, как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Это, прежде всего, повести и рассказы Константина Воробьева, поэзия Николая, стихи современных курских поэтов.
Выбор произведения - одна из задач, которую приходится решать учителю литературы. Из фонда художественной литературы следует выбрать такое, которое обладало бы и высокими художественными достоинствами, и выполняло бы нравственную функцию. Такой книгой может стать сборник рассказов Евгения Носова «Вечерние стога» (книга вышла в 2000 году в серии «Золотое перо России»). Эта книга хроника, в которой всё проникнуто неизменной любовью к русскому слову и русской земле, даёт учителю возможность прочитать вместе с учащимися долгую летопись сельского бытия. От «Сказа про Буканово болото» через судьбу «Усвятских шлемоносцев» дорогой познания приходишь к современности. Рассказы «Костер на ветру» и «Памятная медаль» рисуют лик войны без прикрас.
Человек и природа всегда рядом в книгах Носова, и не случайно, что его Кольша (рассказ «Алюминиевое солнце»)удивляется: «Какое чистое небо!...». и как трагический аккорд звучат финальные слова рассказа: «Но на израненном, кровоточащем виске еще билась подкожная жилка….». нравственная проблема, поднятая Носовым в рассказе «Алюминиевое солнце», волнует ребят, наводит на глубокие раздумья, вызывает чувство сострадания.
Краеведение одно из эффективных средств нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач с воспитательными здесь естественно и органично.
К изучению творчества курских писателей на уроках литературы надо подходить с учетом возрастных особенностей учащихся. В пятых-шестых классах читаем такие рассказы Евгения Носова, как «Живое пламя», «Тридцать зерен», «Белый гусь» и другие.
Старшеклассников можно привлечь к составлению литературно-музыкальных или литературных композиций.
Так в пятом классе можно провести по рассказу курянина Е. И. Носова «Тридцать зерен» урок на тему: «Что такое человек?». Цель урока: осознание учащимися того, как важно быть внимательными к окружающему нас миру, показ необходимости для человека отвечать за свои слова и поступки.
Эпиграфом к уроку можно взять слова Михаила Пришвина: «...человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину». Во вступительном слове о писателе учитель говорит о том, что село Толмачёво, где родился писатель, раскинулось на восточном берегу Сейма. Носов в воспоминаниях пишет, как ходил с дедом в ночное, как ступал рядом с ним по весенней борозде. Увлечение природой разделял с ребёнком и отец: по воскресеньям он вырезал из бумаги фигурки лошадей, собак и клеил их на стёкла окон. Это занятие отца побудило мальчика внимательнее вглядываться в окружающий мир, родило желание воспроизвести всё увиденное не только с помощью ножниц, но и карандашом. Евгений Носов научился рисовать рано, с пяти лет. Пристрастие к рисованию, увлечение собирательством трав, рыбная ловля - любимые занятия Евгения Носова в детстве. Этих занятий писатель не оставляет и поныне. Поэтому, читая произведения Е. Носова, мы видим, чувствуем природу во всём многообразии её красок, звуков, запахов. В исполнении Алексея Баталова учащиеся послушают рассказ писателя «Тридцать зёрен» (запись из фондов радио).
Музыкальное оформление рассказа позволяет учащимся глубже пережить услышанное, задуматься над существом рассказа.
Беседу с детьми после паузы можно начать с вопроса: понравился ли рассказ? В центре внимания учащихся будут вопросы, выясняющие, от чьего лица ведётся повествование, каким ребята представляют автора-рассказчика и его собеседницу - бойкую любопытную синичку. Класс вместе с учителем думает и над содержанием диалога рассказчика и синички. Обратим внимание на ночные изменения в природе (отметим сравнения), одновременно ведём работу со словарём С.И. Ожегова: выясним значение слова намерзь. Носов замечает, что синичка «доверчиво» расклёвывает семечко на кончике линейки. В словаре С.И. Ожегова читаем: доверчивый - основанный на доверии. Доверие - «уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь». Подведем ребят к главному вопросу: в чём же уверена синичка? [Синичка верит в человеческую доброту]. Пятиклассники наивно полагают, что рассказ написан для того, чтобы каждый положил на своём окне по тридцать конопляных зёрен, чтобы мы зимой делали кормушки. Учащиеся должны учиться понимать не только то, что лежит на поверхности рассказа, но и его скрытый смысл. Думаю, что благодаря Е. Носову это открытие состоится: автор поступает в жизни по совести, по совести поступают и любимые герои Носова. Писатель, понимают ребята, и нас, читателей, хочет видеть совестливыми, душевными, умеющими видеть красоту и умеющими защитить её.
К уроку предлагается учащимся прочитать и другие рассказы Е. Носова. Современного читателя в рассказах Е. Носова привлекают, несомненно, живые картины родной природы. Пятиклассники с удовольствием принимают участие в викторине по рассказам Е. Носова.
1. Как называется рассказ, в котором главный герой - мальчик Евсейка? («Радуга»)
2. Река, о которой автор пишет в рассказе «Радуга»? (Тускаръ)
3. «Драгоценности, оброненные улетевшим летом, нежная веточка полевого цветка». О каком цветке пишет Е. Носов?
(фиалка, «Забытая страничка»)
4. Кличка собаки, с которой охотился писатель? (Трубач)
5. Птичка, которая пересчитывала следы человека на снегу? (кулик, «Чёрный силуэт»)
6. Птичка, напоминающая царевну, которая ищет серебряный ключик. (зимородок, «Зимородок»)
7. Слово, которым могла назвать воробьев ворона.
(бездельник, «Как ворона на крыше заблудилась»)
8. Какой музыкант жил в раковине, скромной серенькой обитательнице наших тихих речных затонов?
(прудовик, «Таинственный музыкант»)
9. Какая птица названа пернатым разбойником? (ястреб, «Зимородок»)
10. Героем какого рассказа является ёж? •
(«Хитрюга»)
11. Трава, которую Е. Носов назвал верным спутником дальних и нелёгких дорог.
(полынь)
12. Вспомните название корабля, которое придумал один из героев Е. Носова.
(«Мечта», «Где просыпается солнце»)
Учитель подводит итог урока: думаю, что мечта писателя Евгения Ивановича Носова о доброй книге для людей осуществилась. Рассказы Е.И. Носова учат читателя человечности.
«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу... » - это тема урока по рассказу Евгения Носова «Домой за матерью», который проводится в 8 классе. Размышляя над смыслом рассказа, обращаемся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. Слово «дом» имеет и такое значение - «семья, люди, живущие вместе». А слово «мать» вмещает в себя, как отмечают учащиеся, сердечность, душевность, надежду, веру в опору в жизни. Обратимся к учащимся с вопросом: «Почему же рассказ "Домой за матерью" вызывает чувство тревоги?»
[ - Мы ничего не знаем о матери Васюкеева. Но перед нами прошла жизнь попутчицы-старушки, объездившей по сынам и дочкам всю Россию, а теперь возвращающуюся домой - не нужна уже им].
Рассказ «Домой за матерью» заканчивается немногословным описанием Орловского вокзала. Вспомним: пустой зал, бабы, моющие полы, Васюкеев в дверях; он оглядит помещение и направится к выходу искать такси на Кромы («...и, махнув рукой, пошёл к городскому выходу искать такси на Кромы»).
- Предлагаю учащимся задание: закончите рассказ, оборванный писателем.
«Долго искать такси Васюкееву не пришлось.
Вот и знакомый с детства городок. Не раз мать приезжала из маленькой глухой деревни, чтобы купить на последние деньги кое-какую одежонку для своих детей или сто-двести граммов каких-нибудь конфет.
Васюкеев сел в автобус и через час был уже в родной деревне. Он шёл по улочкам, заросшим крапивой, смотрел на старые, покосившиеся домишки и вспоминал уже забытые картины детства.
Вот по этой дороге он, Васюкеев, босоногим мальчишкой бегал в коротких штанишках. Здесь, в соседском саду, не раз рвал он яблоки. Вот канава, в которой вместе с гусями, вымазавшись по уши, возились деревенские ребятишки.
Когда Васюкеев подошёл к дому, его сердце сильно забилось. Дрожащей рукой постучал он в родное окно. Васюкеев долго ждал. Наконец скрипнула калитка, и показалась маленькая высохшая старушка.»
Подведем итог урока.
Дом, мать - это тот берег, тот нравственный причал, который согревает душу, защищает от черствости. Родительский дом - символ особого мира, и если дети разрушают нравственные понятия, сиротеют матери.
Образное слово писателя... На уроке мы не раз цитировали текст рассказа и убедились в красоте исконно русского языка.
Евгений Носов, писатель, хранитель и защитник народных начал в человеке, настраивает читателя на добрые чувства и серьёзные размышления.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ
Любое произведение искусства несет на себе печать времени и пространства: времени создания этого произведения и времени, отраженного в нем, своеобразия страны, где родился и творил художник, и примет локального пространства. Даже самое абстрактное из искусств музыка, воплощающая мысль в отвлеченных звуковых образах, по характеру ритмического и мелодического звучания, гармонической структуре, инструментовке произведения обладает в каждую эпоху в каждой стране своими особыми, неповторимыми чертами, по которым можно определить ее автора.
Пространственно-временные ориентиры особенно ярко выражены в произведениях художественной литературы, так как в качестве средства создания художественной образности здесь используется национальный литературный язык. Поэтому очевидна межпредметная связь литературы и истории.
Рассмотрим на примере урока в 6 классе по теме: «Богатырское служение Родине».
Цель урока обобщить и расширить изученный материал по теме «Образ Киевской Руси и ее героев в русском фольклоре»; познакомить учащихся с интерпретацией былинного эпоса в русском искусстве: живописи и музыке.
На уроке используются репродукции картин: а также материалы школьной музыкальной фонохрестоматии: Н. А. Римский корсаков «Сказание о невидимом краде Китяже», «Садко»; Бородин «Богатырская симфония».
Урок начинается со вступительного слова учителя.
Конец Х века знаменательное время в истории Руси. После многих лет борьбы с внешним врагом, после междуусобных раздоров Русь обрела относительный покой. С 908 года начал княжить Владимир Святославович. Под властью Киева отдельные княжества были объединены, а в 988 году Русь приняла христианство. Киев стал центром Руси, здесь задумывались и решались государственные дела, обсуждались новые походы, вершились судьбы земли русской. И происходило это на княжеских пирах, в кругу друзей, с верной дружиной и знатными мужами города. Славились княжеские пиры не только обильным угощением и деловыми беседами, но и искусством певцов сказителей, которые под аккомпонимент гуслей слагали величальные песни славы, вспоминали были давних лет.
- За что мог славить гусляр Владимира Красно Солнышко? (Сумел расширить границы Руси, при нем Русь приняла христианство, укрепил Русь городами заставами.)
На княжеском пиру и сам князь, и его гости будут ждать, когда начнет гусляр свой рассказ о славных русских богатырях.
- А как же мы называем эти рассказы песни о богатырях? (Былины. Учащиеся рассказывают о главных героях эпических песен былин, о Киевском и Новгородском циклах.)
В древней Руси было два крупнейших культурных центра: Киев и Новгород. Между городами возникло невольное соперничество, которое сказывалось во многом: в 1037 году в Киеве заложен Софийский собор, а через несколько лет начали строить свой Софийский собор и новгородцы; Киев славился былинами, и Новгород имел свои былины или, как их называли на севере, старины. Исполнялись они обычно на пирах братчинах. Братчины собирали людей одного ремесла, одного достатка и были намного демократичнее княжеских пиров Киева. По таким вот братчинам ходил гусляр Садко.
Во славном Ново - граде
Как был Садко купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты:
По пирам ходил играл Садко.
(Сообщение рассказ учителя музыки о гуслярах, ученики слушают фрагмент из оперы «Садко».)
Основная идея былин идея защиты святой Руси, земли отцов и дедов, идея богатырского подвига.
(Учитель читает лучшие работы учащихся на тему «Богатырское служение Ильи Муромца»)
Рассказ учителя музыки о музыкально художественных особенностях симфонической сказки Римского Корсакова «Сказание о невидимом граде Китяже». Слушание фрагментов симфонической сказки.
Следующий этап работы экскурсия по «живописной мастерской», где представлены репродукции картин В.М.Васнецова «Богатыри», М. А. Врубеля «Богатырь», Н. К. Рериха «Богатыри просыпаются».
В. М. Васнецов (демонстрируем репродукцию «Автопортрет»). Высокого роста, пропорционально сложенный, с русой бородой, русыми волосами, высокий лоб, умные голубые глаза. Дышал энергией и здоровьем.
Увлечение фольклором было особенно характерным для художника. Его друзья говорили, что они около Виктора Михайловича набирались «русского духа».
Картина «Богатыри» является, пожалуй, его визитной карточкой. Написана картина в 1898 году. Замысел полотна художник объяснил так: «Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Далее учитель рассказывает об истории создания полотна, художественных деталях, композиции.
Подробно анализируя репродукцию картины М. А. Врубеля «Богатырь» (1898), учитель обобщает: художник «мыслит природу и человека неразделимыми».
Следующий этап урока разговор повторение содержания предания Л. А. Мея «Отчего перевелись витязи на Святой Руси». Объясняем, отчего была отнята от богатырей чудесная сила, данная им за добрые дела; и как были они наказаны «за безумный и дерзкий вызов на бой Алешей Поповичем силы нездешней» (небесной). «Разразилась удивительная битва как наказание за гордыню богатырей в ней они не могли устоять и , в конце концов, обратились в камень. Здесь стоять и стоять им, пока не рассыплются в прах и пыль горы. А может быть, и оживут еще…?»(Сипинев Ю. А., Сипинева И. А. «Русская культура и словесность»).
Затем учитель литературы рассказывает о художнике Н. К. Рерихе и его картине «Богатыри просыпаются».
Он был первым русским художником, осуществившим «поездку за стариной», то есть специальную поездку по русским городам с целью изучить памятники русской старины. Он призывает «узнать и полюбить Русь», становится пропагандистом и защитником созданий народных. Его картина «Богатыри просыпаются» вселяет уверенность, что по сей день в трудную годину богатыри земли русской, некогда окаменевшие, просыпаются один за другим по зову своей пламенной души и встают на защиту своей Родины. Хочется верить, что это так. Сила, Богом данная для борьбы со злом, черпается ими из «неотпитой чаши» Руси. Неотпитая чаша по тому, что сколько ни пей из нее, кипит ключ в роднике, не убывает вода, и щедро дарит он всех припадающих к нему живой творческой силой.
Далее учитель проводит викторину по былина «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», тем самым проверяя знания учащимися текста…
Заключительное слово учителя.
Главные герои былин носят вполне реальные черты. Ученые предполагают, что когда-то существовали люди, подвиги которых запечатлены в былинах: святые мощи Ильи Муромца в Киево Печорской лавре; курганы могилы побитых Алешей Поповичем врагов в ростовских краях; «Добрынин» островок на берегах Оки близ Рязани все это живые свидетельства славной богатырской жизни и верного служения Святой Руси былинных героев, чьи имена передаются из поколения в поколение.
А в летописях, например, были найдены свидетельства о том, что у князя Владимира был «Добрыня воевода, и храбор и наряден муж». Алеша Попович тоже известен по летописям. Прообразом его считается Александр Храбр (богатырь). Из германских и норвежских произведений ХII века стало известно о том, что жил когда то на Руси Илья Русский. А в новгородской летописи 1167 года сообщается: «На ту же весну заложи Садко Сытниц церковь камяну святую Бориса и Глеба».
ЛИТЕРАТУРА И ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
В этом учебном году ввелся такой предмет как основы православной культуры. Перед учителями возникает вопрос: какие использовать дополнительные сведения, чтобы урок был интересен для учащихся разного возраста? На помощь, конечно, приходят литературные произведения.
Тема: Жажда бытия в лирических произведениях М.Ю. Лермонтова.
…Мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! Жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых…
М.Ю. Лермонтов
Цель урока:
1. Приобщать семиклассников к сложным духовно-нравственным поискам поэта через осознание индивидуального поэтического мира М.Ю. Лермонтова. Показать, как мировосприятие Лермонтова преломилось в его поэзии.
2. Развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтические произведения, способствовать развитию художественного вкуса семиклассников, их нравственного и духовного воспитания.
3. Вызвать стремление делать добро, помочь ощутить радость самой жизни.
Учитель литературы
Наш урок мы посвящаем «ночному светилу» русской поэзии М.Ю. Лермонтову /философ Мережковский/
Разговор наш мне хочется начать с обращения В. Брюсова к портрету М. Ю. Лермонтова:
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил,
Но ты мечтал об ангельски прекрасном,
Ты демонски мятежное любил.
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда нибудь увидел свет.
Учитель ОПК
Колокол к вечерне христиан зовет:
Завтра воскресенье отдых от работ
И услышав в поле колокольный звон
Селянин к селенью уж погнал волов;
А в селенье церковь вся полна людей,
И блестит огнями множество свечей;
Свечи трудовые ярче звезд горят,
И молитву люди в простоте творят.
Молись, дитя! Тебе внимает
Творец бесчисленных миров
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может, Ангел твой хранитель
Все эти слезы соберет
И их в надзвездную обитель
К Престолу Бога отнесет
Молись, дитя! Мужай с годами!
И дай Бог в пору поздних лет
Такими ж светлыми глазами
Тебе глядеть на Божий свет.
Учитель литературы
а) «Молитва». Комментирование чтение.
…Мне жизнь все как-то коротка
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! Жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых…
Учитель ОПК
Стихотворение «Ангел»
Ангел чудный, ангел ясный,
Житель горней стороны.
Ты слети ко мне, прекрасный,
В час вечерней тишины.
Научи меня молиться,
Сердцем Господу служить,
Научи меня трудиться,
А душе честнее жить.
Научи любить и верить,
Научи не осуждать,
Научи не лицемерить
И в бедах не унывать.
Каждому человеку Бог дает Ангела Хранителя. Ангел хранитель любит нас, дает нам добрые мысли и желания, понимает нам своей молитвой удержаться от злого, помогает в добрых делах и охраняет нас от бед. Ангел хранитель всегда молиться вместе с нами. Он наш самый близкий и верный друг. Надо всегда молиться своему ангелу хранителю.
Мой Ангел дорогой!
Все время будь со мной:
Ты днем меня хранишь
И ночью ты не спишь.
Когда тебе молюсь
Я бесов не боюсь.
С тобой я буду жить
Всегда тебя любить.
Выступление о душе /рассказ учащегося/
Душа, как и ангелы, принадлежит к миру невидимому. Мы не видим, ни души, ни ангелов, но знаем, что они существуют.
Когда человек молится богу, он крестится, кланяется, становится на колени, смотрит на икону, говорит слова молитвы, но молится он душой. Если бы у человека не было бы рук или ног, если бы он был слеп и нем, он все равно мог бы молиться душой.
Когда человек сделает что-либо хорошее, он радуется душой. Когда человек делает плохое, то ему стыдно и стыдно душой.
Когда человек любит или не любит, радуется или горюет, все это человек переживает душой.
Когда человек умирает, его душа отделяется от тела, и тело уже не может ни молиться, ни любить, ни радоваться, ни страдать. Душа не видима, но она существует.
Учитель литературы
б) Стихотворение «Ангел» Лермонтова.
Учитель ОПК
Доклад о Библии Пашков Сергей.
Библия этоСлово Божие. Она раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысла бытия. Библия это собрание Священных Писаний, в составлении которых за полуторотысячелетний период принимали участие около четырех десятков авторов.
Она делится на две части Ветхий Завет и Новый завет. Ветхий завет писался до Рождества Христова. В нем рассказывается, как Бог сотворил землю, человека, его грехопадение, история народа Израиля, о пророках и пророчествах. Новый Завет писался после рождества Христова. Наше летоисчисление ведется с года рождения Христа. В нем рассказывается о рождении и жизни Спасителя, Его учении, Его смерти, Его воскресение, о жизни первых христиан.
в) физкультурная пауза
Учитель литературы
Сейчас мы воспользуемся языком мимики и жестов. На каких музыкальных инструментах любил и умел играть Лермонтов. Многие его произведения положены на музыку. Лермонтов любил делать небольшие зарисовки к стихотворениям, писал замечательные пейзажи. Напишите пейзаж хлебного поля, используя холст и эти яркие краски.
г) «Когда волнуется желтеющая нива»
Учитель ОПК
Стихотворение «Божий мир»
Как сияют небеса:
Высота и красота!
А по небу звонко скачет
Солнце, словно желтый мячик!
Ночью, чтоб не страшно было,
Зажигаются светила.
Звезды россыпи алмазов,
Млечный путь как мед намазан.
На травинках, ранним утром
Блещут розы перламутром
И стоит, как удивленный,
Лес в своей листве зеленой.
Но откуда это диво?
Почему вокруг красиво?
Это Бог для нас с тобою
Праздник на земле устроил.
Бог рисует как художник
Белым снег, и синим дождик
Голубым, лиловым, красным
На лугу цветы раскрасил
А на бабочкины крылья
Вышил пестрые мантильи
Каждой мошке, каждой пташке
Дал нарядные рубашки.
И любуясь этим даром
Будем Богу благодарны.
Он, Кто создал мир чудесный,
Наш Отец, Отец небесный!
- Вам понравилось стихотворение? Автор с любовью и благодарностью к Богу описывает природу и говорит, что создатель всему Отец Небесный.
Учитель литературы
Ю. П. Лермонтов умер в 1831 году. В своем завещании он писал, обращаясь к сыну:
…Хотя ты ещё и в юных летах, но я вижу, что ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять отче на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен дать отчет богу!….Лермонтов старался выполнить наказ отца.
Отношение к родителям. Чти отца. Заповеди.
Учитель ОПК
НОЙ |
||
СИМ |
ХАМ |
НАФЕТ |
выйдет спаситель |
потомки будут рабами у потомков братьев |
большое потомство |
Учитель литературы
….Мне нужно действовать,
Я каждый день
Бессмертным сделать бы желал,
Как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать…
Лермонтов погиб, не достигнув 27-летнего возраста. Погиб спустя 4 года после смерти Пушкина. За эти 4 года были созданы его лучшие произведения, которые составляют важный этап в развитии русской литературы. Дома вам необходимо определить размер стихотворений «Ангел» и «Когда волнуется желтеющая нива» по вариантам и подготовьте развернутый ответ на вопрос:
Учитель ОПК
После жизни человека на земле, не остается ни чего, кроме маленькой черточки между датой рождения и датой смерти. Что вместиться в эту черту зависит от самого человека.
Бывает, живет человек много лет на земле, но люди о нем быстро забывают. М.Ю. Лермонтов прожил на земле 27 лет, но как много он оставил после себя. Хотя боялся, что люди о нем забудут.
…Мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! Жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых…
А также есть рассказ «Старик и яблоневый сад». Все говорили старику что, сажает яблони он поздно, что яблок он не дождется. А он говорил, пусть другие сорвут яблоки и вспомнят обо мне.
Поэтому вам домашнее задание на следующий урок и на вашу прекрасную жизнь: «Спешите делать добро!!!»
ВЫВОДЫ:
Анализируя вышеизложенные разработки уроков литературы, необходимо отметить, что для получения необходимого результата, как правило, на каждом уроке необходима тесная взаимосвязь и истории, и музыки, и изобразительного искусства, и русского языка.
Межпредметные связи не только помогают глубже понять литературное произведение, сблизить предметы, но и сохраняют их самостоятельность. Данные связи хороши еще тем, что являются одной стороной более общей категории отношения, другая сторона которой отграничение. Сознавая связи между предметами, учащиеся одновременно видят границы между ними, что позволяет глубже и систематичнее осваивать учебный материал.
Используемая литература
1. Шляхова С.А. Уроки по курсу «Практическая словесность». - Русский язык в школе, 1998, № 1, с. 28-32.
2. Фокина О.А. Интегрированные уроки русского языка и литературы. -Русский язык в школе, 1996, № 5, с. 50-51.
3. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. - Литература в школе, 1996, № 5, с. 150-154.
4. Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках литературы. - Литература в школе, 1996, № 5, с. 154-155.
5. Беленький Д.И. Интеграция? - Литература в школе, 1998, № 8, с. 86-90.
6. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством. - Литература в школе, 1998, № 8, с. 91-98.
7. Лойченко А.Б. Преподавать словесность. - Русский язык в школе, 1998, №4, с. 3-8.
. 8. Марацман В. Г. Интерпретация художественного произведения кактехнология общения с искусством - Литература в школе, 1998, № 8, с 91-99
9 Коровина Р. Н. Богатырское сражение - Литература в школе, 1998, № 3, с 136-138