Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Российское общество: стратегии реформирования и развития
Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования
В. Н. ИВАНОВ член-корреспондент РАН М. М. НАЗАРОВ доктор политических наук
Политическая ментальность является одним из известных и вместе с тем неоднозначных понятий в современном гуманитарном знании. В последнее десятилетие наблюдается аетивизация научных дебатов относительно содержания этого понятия и его составляющих, а также его новых приложений в рамках различных дисциплин. Термин «политическая ментальность» стал использоваться не только в научном, но и в политическом языке средств массовой информации. Поэтому в поисках ответов на практические вопросы мы сталкиваемся с проблемами теоретико-методологического осмысления и эмпирического анализа феномена политической ментальности. В этой связи особую актуальность приобретает задача совершенствования методологии и методики социологического исследования политической ментальности современного российского общества*
Политическая ментальность в ракурсе социологического анализа
Следует отметить, что в целом при трактовке понятия «менталитет» очевидным является акцент на его психологических основаниях. Так, например, в опубликованной недавно работе «Ментальность россиян» это понятие определяется как некая характерная для конкретной куль-
-туры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих данную культуру (субкультуру) людей, детерминированная в историческом аспекте экономическими и политическими условиями жизни. Менталитет как область психологической жизни людей проявляется через систему взглядов, оценок, норм, умонастроений, которые основываются на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях. Последние, наряду с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного, задают иерархию ценностей и, соответственно, характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, социальные установки'.
Каковы особенности интерпретации понятия ментальности применительно к сфере политики? В энциклопедическом словаре «Политология» отмечается, что понятие «менталитет» используется главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или умонастроений социальной группы, слоя, класса. В широком смысле им охватывается совокупность и специфическая форма организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. «В более узком политическом смысле ментальность представляет собой общий для членов социально-политической группы или организации своеобразный политико-психологический тезаурус, позволяющий единообразно воспринимать и действовать в ней в соответствии с определенными устоявшимися в общности нормами и образцами поведения, адекватно воспринимая и понимая при этом друг друга»^
Далее следует оговорить специфический ракурс нашего подхода к анализу политической ментальности, который задается в значительной степени рамками политико-социологического изучения. В общем плане в задачи политической социологии входит изучение и объяснение взаимосвязей и отношений между политикой и обществом, между социальными и политическими институтами, между политическим и социальным поведением. Причем первоочередное внимание сосредоточено на тех сторонах сознания, поведения, ментальных структур, которые дают возможность объяснения процессов и явлений в области политики. Ракурс нашего рассмотрения проблематики политической ментальности современного российского общества диктуется тем, что в целом «поли-
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект N» 97-06-80239.
42
Здесь и далее сноски см. в примечаниях в конце статьи.
тическая социология раскрывает отношение общества к государству и институтам распределения и формирования власти, которое проявляется прежде всего в направленности политического сознания и поведения людей. Политическая социология призвана ответить на вопрос: как осознаются индивидуумом, социальными группами и слоями, партиями и общественными организациями существующая политическая реальность, система властных отно-1 шений, политические права и свободы»^. ]
Исходя из этого, становится понятным, что одним из-i существенных проявлений политической ментальности выступает область, относящаяся к тому, как в сознании людей отражаются сложившиеся социальные отношения, как формируются схемы восприятия, оценки своего положения в социуме. Таким образом, переводя этот вопрос в плоскость методов изучения политической ментальнос-ти, нужно вести речь об изучении эмпирических проявлений идеологий.
В этом плане мы опираемся на исследовательскую традицию школы «Анналов». В трудах ее представителей проблемы исторической ментальности получили основательную разработку. Целесообразно, по нашему мнению, принять во внимание точку зрения о том, что было бы опасно заключать понятие политической ментальности как в чисто психологические рамки, так и в рамки истории идей, которой свойственно выводить ментальности из доктрин и интеллектуальных творений ученых людей" В рамках этой исследовательской традиции достаточно широко распространены интерпретации, в которых ставится знак равенства между «ментальностями», «картинами мира», «идеологиями»^
В этой связи рассмотрим кратко подходы к изучению идеологии, поскольку методология подходов к эмпирическому анализу политических ценностей и убеждений (опора на которую необходима при практическом исследовании политической ментальности) в значительной своей части фярмировалась в связи с прикладными задачами изучения политических идеологий.
Структурные компоненты идеологий как составляющие политической ментальности
Как известно, проблемы исследований идеологий проходят через всю историю нового и новейшего времени. Причем терминологическое поле использования понятия
«идеология» было и остается весьма широким. Показателен в этом плане следующий перечень вариантов интерпретации данного феномена. Идеологию понимают, например, как процесс производства значений, знаков и ценностей в социальной жизни; как совокупность идей, присущих конкретной социальной группе или классу; как идеи, необходимые для легитимации доминирующей политической силы; как ложное сознание, способствующее политическому господству; как разорванную, искаженную коммуникацию: как форму мышления, детерминируемую социальными интересами; как социально необходимые иллюзии; как канал или пространство, в рамках которого автор определяет смысл окружающего его мира; как совокупность убеждений, ориентированных на действие: как семиотическое блокирование^.
В рамках каких конкретных подходов к изучению идеологии интересующая нас проблематика политических ценностей разрабатывалась наиболее активно?
Прежде всего это аттитьюдобихевиористский подход, где идеология определялась в терминах взаимосвязи между установками (ценностями, идеями, убеждениями) и поведением (мобилизацией, действиями, движениями)^ Обратим внимание на предложенные здесь следующие «координатные оси» анализа политических идеологий: когнитивную (знания и убеждения), оценочную (нормы и ценности), прагматическую (планы и цели), социальной базы (группы, общности)". Интересна также трактовка идеологии как проявления массовой психологии, т. е. как субъективной системы мышления, которую составляют всевозможные формы рационализации, совокупности образов и восприятий социальной реальности, эмоционально-окрашенное отношение к политическим идеям и действиям".
Здесь же следует отметить и активно разрабатывавшуюся проблему структурных составляющих идеологии. Потребность в решении этой проблемы была вызвана необходимостью определения таких компонентов идеологии, которые были бы доступны для непосредственного эмпирического изучения. Несмотря на продолжающиеся дебаты по этому вопросу, можно говорить о наличии в структуре идеологии элементов различного уровня обобщения и систематизации. Приведем в этой связи следующий опыт вычленения различных уровней идеологии'". Первым здесь является уровень, где мировоззрение получает более или менее систематическое, последовательное и четко сформулированное выражение; вторым
уровень «пара-идеологии», на котором получают выражение разнообразные идеологические элементы, однако в значительно менее систематизированном виде; третий уровень идеологии непосредственно связан с практикой, опытом индивида и нерефлективно выражается как здравый смысл. По всей видимости, политические ценности, установки, убеждения как интериоризированные индивидами характеристики социума эмпирические проявления идеологии в наиболее отчетливом виде проявляются на втором и третьем из предложенных выше уровней.
Исследование политических установок и ценностей: классический подход
Эмпирические исследования политических установок и ценностей как составляющих идеологий имели преимущественно описательный характер. В большей части они опирались на концепции и методы, предложенные в начале 60-х гг. в США в работах Ф. Конверса, А. Кэмп-
белла и др."
Здесь идеология определялась как система убеждений, с которой соотносится совокупность индивидуальных установок. Понимание людьми политической реальности, возникающие в этой связи оценки рассматривались в терминах систем убеждений индивидов. Системы убеждений определялись через образующие их элементы и отношения. Причем каждый элемент, по мнению авторов, имеет определенное, не сводимое к другому значение, и входит одновременно в более широкую совокупность. Наличие фактора ограничений или внутреннего соответствия системы убеждений приводит к тому, что изменение одного из них влечет за собой изменение другого. Отношения между элементами системы убеждений структурируются посредством специфических параметров, определяющих ассоциативные или диссоциативные отношения между ними.
Системные качества убеждений, характеризующие их внутреннюю структуру в целом, определяются тремя факторами: логическими, психологическими и социальными. Наибольшая роль, по Конверсу, принадлежит социальным факторам, т. е. природа социально-политической среды, в которую оказывается включенным индивид, оказывает решающее влияние на организацию систем убеждений. Социальное окружение индивида обеспечивает его информацией о значимости тех или иных сторон
политической жизни, о возможных параметрах их оценки, о соотнесении их друг с другом.
На основе приведенных посылок системы убеждений изучались с помощью опросных техник, позволяющих анализировать эмпирические данные в обобщенном виде. это давало возможность описания идеологий (в терминах системы убеждений) нескольких типологических групп индивидов, которые в совокупности представляли исследуемое население. Основные результаты исследований можно сформулировать следующим образом.
Во-первых, составляющие системы политических убеждений среднего индивида оказываются не столь взаимосвязанными, как это можно было предполагать. Так, значительная часть американских избирателей одновременно разделяли два типа представлений, которые в собственно идеологическом смысле слабо стыкуются между собой. Показателен в этом плане такой пример: избиратели поддерживали усиление роли государства и правительства по обеспечению различных форм социальной защиты и в то же время выступали за необходимость снижения налогов, «несмотря на то, что это приведет к сокращению важных социальных программ»^. Результаты английских исследователей показали, что даже применительно к меньшинству людей, обладающих хорошо артикулированными и стабильными политическими представлениями, логическая взаимосвязь установок оказывается относительно слабой^.
Во-вторых, широко распространенным является непостоянство политических установок. Поддержка тех или иных вопросов может меняться во времени весьма стремительно, в зависимости от хода политических процессов, особенностей социально-экономической ситуации и прочих обстоятельств.
В-третьих, наблюдаются очевидные индивидуальные различия в концептуализации политического выбора. Было изучено, в какой степени при объяснении людьми конкретных явлений из мира политики, проявлений индивидуальной политической активности они опираются на те или иные идеологические категории. При этом выяснилось, что только существенно меньшая часть населения мыслит «идеологически».
Оказалось также, что характеристики респондентов отличаются в зависимости от того, на каком уровне исследуются идеологические составляющие структуры сознания. На «операциональном уровне», где выявляется
степень поддержки конкретных правительственных программ, большая часть американских избирателей проявляли себя как либералы. На уровне «идеологическом», где выявляются представления о роли правительства в более общем, «концептуальном плане», большинство американцев оказываются консерваторами. На уровне самоидентификации, когда респонденты сами относили себя к либералам или консерваторам, число сторонников каждого идеологического направления оказалось примерно одинаковым^.
Несколько слов следует сказать об исследованиях политической социализации. Центральная посылка этого направления также заключалась в том, что политические убеждения индивида определяются окружающими его условиями. Особенно активно исследования политической социализации проводились в 60-70-х гг. Изучались разнообразные факторы агенты социализации, опосредую-щие первичные контакты детей с окружающей их сферой политики. На больших массивах первичных данных анализу подвергались политические установки детей, а также характеристики политического сознания их родителей, сверстников, доминирующих представлений в школе и т.п. факторы^. Среди основных выводов этого направления можно выделить нестабильность политических установок. Кроме того, получило эмпирическое подтверждение то обстоятельстр.о, что лишь в меньшей части наблюдений проявляется значимость факторов непосредственного социокультурного окружения как детерминант политического сознания.
Заметим, что взгляды на содержание и особенности политического сознания претерпевали изменения. Приведенные выше выводы строились на исследованиях 50 60-х гг- и стали широко признанными в последующие десятилетия. Позднее были получены данные о большей степени стабильности и последовательности политических ценностей, что дало возможность говорить об известной абсолютизации первоначальных выводов. При этом серьезной критике подвергались исходные методические предпосылки, инструментарий исследований, характер интерпретации первичных данных^.
Психологический базис политических идеологий
Отдельное направление исследований идеологий связано с поиском их психологических оснований. В рамках
этого направления утверждается, что изучение идеологий в рамках таких дисциплин, как история, политические науки, социология, дает позитивные результаты, однако ряд важных составляющих анализа остается за кадром. С одной стороны, идеологии детерминируются реакциями конкретных индивидов на политические и социальные условия. С другой стороны, идеологии как совокупность установок, разделяемых людьми, являются продуктом сознания. Другими словами, идеологии можно рассматривать как явления, имеющие в своей основе психологические составляющие.
Одним из широко известных проектов этого направления является исследование «авторитарной личности», которое проводилось Т. Адорно и его коллегами". Исходный замысел психологов состоял в поиске личностных характеристик, которые способствуют предрасположенности индивида к принятию фашистской идеологии, а также выявлению особенностей личностной динамики, обусловливающих подобные установки. В ходе эмпирического анализа использовались так называемые F-шка-лы. Последние были образованы совокупностью шкал антисемитизма, политико-экономического консерватизма (поддержка сложившегося статус-кво в интересах представителей бизнеса), этноцентризма (идентификации с представителями «своей группы» и неприятия «чужих», например мигрантов или чернокожих). В соответствии с концепцией авторов, эти три характеристики коррелируют между собой и объединяются посредством более общего, интегрального показателя личностных диспозиций, определяемого как синдром авторитаризма.
Среди особенностей авторитарных убеждений наблюдались: высокий уровень озабоченности проблемами власти; стереотипность мышления; жесткое следование «конвенциональным», т. е. доминирующим, ценностям; неприятие перемен; подчинение власти и поддержка санкций по отношению к нарушителям существующего порядка; положительное отношение к созданию барьеров, минимизирующих «чужое влияние», и некоторые другие характеристики.
Последующие исследования были связаны с видением авторитаризма как проявления сущностных характеристик мышления как левого, так и правого политического спектра, как идеологии в целом. В этой связи была выдвинута концепция догматизма, предложенная М. Ро-кичем, согласно которой догматически мыслящему ин-
дивиду свойственны относительно «замкнутая система убеждений», закрытость по отношению к новым идеям, низкий уровень терпимости". Известными также являются работы X. Айзенка, посвященные концептуализации и эмпирическому обоснованию жесткого (авторитарного) и мягкого (либерального) типов, или стилей, мышления в отношении политики^. Анализ проводился здесь в пространстве двух координатных осей: знака политических идеологий (левой-правой) и социально-классовых параметров. Айзенк пришел к выводу о том, что фактор социально-классовой принадлежности позволяет наиболее точно предсказывать характер политического мировоззрения. Независимо от того, являются ли ориентации респонден-тов левыми или правыми, представителям рабочего класса в значительной степени свойственным оказывается жесткий тип мышления, тогда как представители среднего класса обладают мягким, или либеральным, мышлением.
Впоследствии упомянутые психологические подходы были подвергнуты серьезной критике. Отмечалась неадекватность индикаторов-ценностей, используемых в F-шка-лах Адорно^ Повторные исследования фиксировали недостаточную надежность эмпирических процедур, когда изменение формулировок и порядка переменных приводит к существенному изменению результатов в сторону ослабления проявления авторитаризма^. Были подвергнуты сомнению интерпретации, объясняющие политические установки исключительно личностными и статусными характеристиками".
Исследования психологических особенностей сознания, опосредующих политические ориентации, продолжались и в дальнейшем. Было выявлено, например, что радикалы зачастую более импульсивны, чаще испытывают потребности в автономии, изменениях. Для консерваторов характерна тяга к порядку, принятию социальной реальности, готовность к помощи оказавшимся в сложном положении; стремление избежать возможных ситуаций, когда наносится вред другому". Индивиды, разделяющие радикальные настроения, оказываются также более мобильными, в большей степени ориентированными на поиск чувственных переживаний. Консервативно ориентированные индивиды зачастую стараются сохранить свою анонимность, среди них шире, чем в других группах, распространена боязнь смерти^
50
Исследования политического мышления и механизмов предпочтений
Данное направление получило развитие в 70 80-е гг. Оно обусловлено переходом от представлений о несвязанности и непостоянстве политических установок среднего индивида, от представлений, ставящих под вопрос наличие индивидуальной системы политического сознания как таковой, к более тщательному изучению возможных факторов детерминации особенностей политического сознания и мышления.
В исследовании Стимсона стабильность и последовательность политических установок изучались в связи с дифференциацией когнитивных возможностей индивидов. Особое внимание в этой связи уделялось уровню обра-, зования и степени политической информированности людей. Было показано, что для лиц с развитыми когнитивными способностями характерна высокая степень последовательности и стабильности политических установок. Низкие когнитивные возможности не предполагают стройной системы политических предпочтений".
В ряде работ сделана попытка разрешить следующую проблему. Если большинству людей свойственна крайне невысокая информированность о политике, то каким образом они формируют свое отношение к конкретным вопросам, каков механизм принятия тех или иных политических решений на индивидуальном уровне? Сошлемся в этой связи на известную работу П. Снидермана и его коллег^.
Исходным здесь было предположение о том, что рядовые граждане не обладают «законченным» набором мнений по широкому кругу политических вопросов. Поскольку вынесение суждения является сложным по своей природе феноменом, то оптимизация процесса его принятия предполагает использование специфических средств упрощения. Эти средства позволяют рядовому гражданину выносить суждения о конкретных политических вопросах, не обладая всей полнотой информации. Среди подобных средств упрощения эвристик значительную роль играют эмоционально-оценочные компоненты.
На основе эмпирических исследований было показано, как индивидуальное принятие или непринятие тех или иных вопросов, эмоционально-окрашенное отношение к ним влияют на структуру политических убеждений. Отчет-
ливо это проявляется в связи с изучением расовых проблем. Респонденты принимают решение о принятии или непринятии политики, ориентированной на поддержку черного населения, чаще всего в связи с их эмоциональным отношением к этой группе населения в целом. Однако влияние чувств и эмоций может быть как явным, так и не столь очевидным. По мнению авторов, фундаментальным способом, с помощью которого индивиды обеспечивают субъективную стабильность своих политических убеждений, можно назвать их соотнесение с индивидуальными эмоционально-оценочными предпочтениями.
Достаточно активно в последнее десятилетие разрабатывается проблема политического мышления. Одной из наиболее известных в этом плане является работа Ш. Розенберга «Смысл, иДеология и политика», методологической основой которой служит когнитивная психология Ж. Пиаже". Здесь знания рассматриваются не просто как отражение объективной реальности. Между актом опыта и процессом понимания включается мыслительная активность индивида, предполагающая, в свою очередь, процесс субъективного описания или интерпретации. Цель последнего состоит в поддержании адаптивных отношений индивида с окружающей его реальностью. Установки и убеждения, по мнению автора, являются производными этого процесса. Их следует анализировать через соотнесение со структурой мышления, с тем, как люди думают.
Результаты эмпирического исследования того, как люди мыслят о международных отношениях и внутренней политике США, позволили сделать вывод о серьезной дифференциации мышления. Причем различия здесь касались не столько степени «включенности» индивида в данные предметные области, сколько самой структуры мышления, типа используемой логики. Были зафиксированы последовательный, линейный и систематический типы.
Последовательное мышление присуще индивидам, для которых не свойственен причинный анализ явлений в области политической жизни. В целом предмет политики как таковой имеет для них весьма отвлеченное значение. Мышление при этом строится в категориях индивида, а не группы. Действия других не рассматриваются во взаимосвязи; э интерпретируются в их конкретности. Линейное мышление является более аналитичным. Поли-
тика здесь рассматривается как иерархически структурированное пространство, где происходит борьба за власть между индивидами и группами. Социальные группы определяются в связи с их непосредственными действиями. В рамках этого типа мышления возникает вопрос о политической самоиндентификации. Для систематического мышления свойственно рассмотрение политики как системы «регуляций», созданных для достижения определенных целей и принципов. Именно в этом свете рассматриваются конкретные политические силы, предпочтения или политические решения. Систематически мыслящие индивиды рассматривают себя как свободно действующих и думающих индивидов, являющихся одновременно членами больших социальных общностей.
Методические особенности исследования современной российской политической ментальности
В последние 4-6 лет в целом ряде исследований отечественных авторов аналитические усилия были направлены на выявление отношения к ядру социально-политических ценностей в постперестроечной России. Вопрос о выяснении доминирующих типов политических ценностей, которые присущи 'тем или иным социальным слоям или группам, решался на путях построений типологий. Иными словами, делались попытки определения типов политического мировоззрения как ценностной основы политической ментальности. Остановимся кратко на особенностях теоретических и эмпирических типологий.
В отдельных работах предлагались типологии политических ценностей, имеющие теоретические основания. В качестве последних зачастую (особенно в конце 80-х начале 90-х гг.) использовалась оппозиция «либерализм консерватизм»". Нисколько не умаляя значения подобных исследований, заметим следующее.
Теоретические типологии по своей природе являются идеально-типическими конструкциями, не имеющими в реальности своего конкретного эквивалента. Идеальные типы при этом разрабатываются для того, чтобы сравнить, в какой мере наблюдаемое в реальности явление отличается по своим характеристикам от некоторой идеальной модели. Применительно к анализу реального состояния политической ментальности современного российского общества подобные подходы имеют определенные ограничения: 1) сами типы зачастую не являются исчер-
пывающими и взаимно исключающими: 2) при их создании используется небольшое число оснований; 3) критерии, используемые для обоснования типологии, могут быть выбраны весьма произвольно, что, в свою очередь, скажется на познавательных возможностях теоретических моделей.
Значительно более многочисленными были проекты изучения структуры политических ценностей с применением «жестких» исследовательских практик. Здесь для изучения того, в каком сочетании базовые политические ценности находят отражение в массовом сознании и, тем самым, образуют реальные типы политической менталь-ности, применялись различные процедуры многомерной классификации. Показательными в этом плане являются интересные результаты, приведенные в работах Рукавишникова В. О., Лапина Н. И., Шмелева А. Г., Дубова И. Г. и других авторов^.
Какие ресурсы для продвижения в изучении феномена политической ментальности имеются в настоящее время? Целесообразно, по нашему мнению, обратиться к возможностям качественных методов сбора и интерпретации данных. Особое значение этот исследовательский «ход» приобретает в связи с тем, что в предметном плане политическая ментальность изначально предполагает «понимание», интерпретацию.
Остановимся более конкретно на вопросе о том, чем могут обогатить качественные подходы исследования политической ментальности?
Заранее оговорим, что мы рассматриваем количественные и качественные методы как взаимодополняющие, а отнюдь не конкурирующие с друг другом. Тем не менее, количественные и качественные исследования серьезно отличаются друг от друга уже по своим целям. Так, количественные подходы к изучению политической ментальности позволяют квантифицировать и выразить в форме конкретных эмпирических индикаторов те или иные ее устойчивые черты. Это, в свою очередь, позволяет «измерить» исследуемые ценностные компоненты политической ментальности с точки зрения степени их распространенности в выборочной совокупности. На этой основе правомерным становится распространение полученных результатов на более широкие по численности группы населения, представляющие собой генеральную совокупность по отношению к совокупности выборочной. Отсюда логика количественного, исследования, ориен-
тированного на получение репрезентативных данных о характеристиках политической ментальности, определяет и его конкретную методическую специфику. Иными словами, выборка исследования должна состоять из статистически значимого числа наблюдений; методика сбора первичной информации представляет собой структурированное интервью по преимуществу с закрытыми вопросами; в процессе анализа эмпирических данных используются вероятностные математические методы.
Естественно, что любая исследовательская процедура имеет как свои преимущества, так и недостатки. При исследовании различных компонентов политической ментальности жестко структурированными, количественными методами не всегда удается получить от респондента именно ту информацию, которая необходима. Наиболее часто, как показывает наша исследовательская практика, это может быть связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, в предметную область эмпирического исследования политической ментальности попадают такие вопросы современной российской действительности, относительно которых в обществе наблюдается серьезная поляризация. Вместе с тем относительно этих же вопросов осуществляется достаточно жесткий нормативный «прессинг» со стороны подавляющего большинства отечественных средств массовой информации. В этой ситуации относительно высокой оказывается вероятность нежелания части респондентов отвечать на предложенные вопросы. Во-вторых, оценочные суждения о тех или иных сторонах политической жизни, а именно они зачастую используются в исследовании в качестве эмпирических индикаторов конкретных политических ценностей, могут предъявлять слишком высокие требования к когнитивным возможностям отдельных респондентов. В-третьих, среди изучаемых составляющих политической ментальности имеются чувственно-эмоциональные компоненты, непосредственная фиксация которых с помощью структурированных опросных методик с закрытыми вопросами представляется затруднительной. В-четвертых, использование в ходе исследования политической ментальности данных, полученных только с помощью количественных методов, чревато неполнотой анализа в целом. В этом случае за пределами внимания исследователя могут оказаться важные особенности социально-экономического и политического контекста ситуации, обусловливающие конкретные проявления политической ментальности. В-пятых, немало-
важной оказывается и меньшая стоимость качественных исследований.
Перечисленные содержательные «лакуны», возникающие в связи с применением только количественных методов исследования особенностей политической культуры современного российского общества, могут быть минимизированы, по нашему мнению, если обратиться к возможностям качественных методов^.
Общим отличием методов- количественного от методов качественного анализа является ориентация последних на выявление глубинных причин оценок и мотивов действий респондента. Особенно ценным такой ракурс анализа является в связи с изучением политической ментальнос-ти общества в период кардинальных трансформаций. Цель, на достижение которой направлены качественные подходы, диктует конкретные методические способы их реализации. Исследованию здесь подлежит небольшое, нерепрезентативное число наблюдений; в большинстве случаев используются неструктурированные способы сбора первичной информации; на этапе обработки и анализа эмпирических данных применяются процедуры нестатической природы.
Говоря о качественных подходах к исследованию политической ментальности современного российского общества, следует отдельно упомянуть о проблеме сбора эмпирической информации и проблеме интерпретации качественных данных.
Как известно, существуют различные качественные методы сбора первичной информации прежде всего фокус группы и глубинные интервью. Наиболее адекватным для решения задач диссертационного исследования 'представляется использование глубинных интервью. Глубинное интервью представляет собой неструктурированное (или полуструктурированное) интервью, в ходе которого высокопрофессиоиальный интервьюер путем прямого контакта с респондентом выявляет его мотивы, установки, чувства в отношении предмета исследования. Познавательные возможности глубинных интервью позволяют зафиксировать реальные особенности проявления политической ментальности во всем их многообразии. Тем самым мы получаем возможность более глубокого понимания специфики современной российской политической ментальности.
Преимущество глубинных интервью по сравнению с фокуо группами состоит в том, что зачастую здесь дос-
тигается более глубокий уровень проникновения в инте-•'ресующую исследователя предметную область. Наше обращение к возможностям глубинных интервью связано также и с тем, что здесь в отличие от метода фокус групп первичная информация исходит от конкретного респондента, а не от группы (хотя и однородной) в целом. Кроме того, в случае проведения индивидуального глубинного интервью, а не фокус группы устраняется проблема группового давления. Респондент оказывается свободным в изложении своих представлений, мнений, оценок. В такой ситуации повышается вероятность искрен-'ности и полноты его высказываний относительно непростых проблем современной политической действительности России.
Вместе с тем не стоит упускать из поля зрения и ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании метода. К ним относятся высокие требования к профессиональным навыкам интервьюеров, а также необходимость больших временных затрат на этапе анализа и интерпретации материалов глубинных интервью.
ПРИМЕЧАНИЯ
' См.:'Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения Россия/Под общей редакцией И. Г. Дубова. М. 1997. С. 12.
' Политология. Энциклопедический словарь. М. 1993. С. 174. ' Политическая социология/Под ред. Ж. Т. Тощенко.М. 1993. С. 15. * См.: История ментальностей, историческая антропология. М. 1996. С. 36. ' Там же. С. 78.
' cm.: Eagleton, Т. Ideology: an Introduction. N. Y.: Verso. 1991 P. 2.
' cm.: Drucker, H. М. The Political Uses of Ideology. United Kingdom: MacMillan. 1974; Sartori J. Politics, Ideology and Belief System. American Political Science Review. Vol. 63: 398-411. 1969. ' Rejai, М. (ей.) Decline of Ideology? Chicago: AJdine Atherton. * Данная проблематика освещается в работах: Reich, W. The Mass Psychology of Fascism. N. Y.: Parrar, Straus and Giroux. 1970, Adorno. Т., Frenkel-Brunswick, E., Sanford, N., and Levinson, D. The Authoritarian Personality. N. Y.: Harper and Row. 1950.
'° Roots, М. The Dominant tdeology Thesis and Its Critics Sociology Vol. 15(3). 1981
" Converse. P. 5 The nature of belief systems in mass publics. In Apter, D. (ed.) Ideology and Discontent. N. Y.: Free Press. 1964, Campbell, A., Converse, P. E., Miller, W. E. and Stokes, D. E. The American Voter. N. Y.: Wiley. 1960.
" Converse, P. E. The nature of belief systems in mass publics. In Apter, D. (ed.) Ideology and Discontent, p. 209.
" Butler, D. and Stokes. D. Political Change in Britain. London: MacMillan. 1969.
" Free, L. and Cantril, H. The Political Beliefs of Americans. N. J.: Brunswick University Press. 1968.
" Среди известных в этой области работ можно отметить следующие: Jennings, М. К. and Niemi. R. G. The transmission of political values from parent to child. American Political Science Review, 62: 169-84. 1968.: Dowse, R. f.^and Hughes, J. A. Girls, boys and politics. British Journal of Sociology, 22: 53-67. 1971.
" cm., например: Fern/a, J. Elites, participation and the democratic creed. Political Studies. Vol. 27.. N 1. 1979.; Л//е, N., Verba S., and Petrocik, J. The Changing American Voter. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. 1976.
" Adomo, Т., Frenkel-Brunswick, E... Sanford, N., and Levinson, D. The Authoritarian Personality.
" Rokeach, M. The Open and Closed Mind. N. Y.: Basic Books. 1960.
'" cm.: Eysenck, H. J. The Psychology of politics. London: Routledge. 1954; Eysenck, H. J. Social attitudes and social class. British Journal of Social and Clinical Psychology. 1971. N 10. '
" Hamilton, R. Class and Politics in the United States. London: Wiley. 1972. Ch. 11.
" Campbell, A., Converse, P E, Miller, W. E. and Stokes. D Ј. The American Voter, p. 512-516.
" Rogin, M The Intellectuals and McCarthy: the Radical Spectre. Cambridge, Mass.: MIT Press. 1967.
" Joe, V. С Personality correlates of conservatism. Journal of Social Psychology. 1974. Vol 93. P. 309-310.
" Wilson, G. D. Manual for the Wilson-Patterson Attitude Inventory. Windsor: NPER, 1975.
" Stimson James, A. Belief Systems: Constraint, Complexity, and the 1972 Election. In Niemi. R. G. and Weisberg H. F. (eds.) Controversies in American Voting Behaviour. San Francisco: Freeman. 1975.
" Sniderman, P. M., Brody, R. A., Tetlock, Ph. Ј. Reasoning and Choice. Explorations in Political Psychology. Cambridge. 1991.
" Rosenberg, Sh. W. Reason, Ideology and Politics Oxford: Polity Press 1988.
" cm. например: Козлова H., Рыпева С., Степанов В., Федотова В. Ценностные ориентации предпосылка программ переустройства общества//0бществ. науки и современность. 1992. № 1.
" См.: Папин H. И Модернизация базовых ценностей россиян //Социс. 1996. № 5; Рукавишников В. О. Социология переходного периода//Социс. 1994. Ns 8-9: Шмепев А. Г. Психология политического противостояния: тест социального мировоззрения//психол. журн. 1992, № 5, и др.
" В последние годы проблематика использования качественных методов в социологии получила определенное отражение в литературе (см., например: Бепаноескии С. А. Методика и техника фокусированного интервью. М.. 1993: Веселкова Н. В. Полуформализованное интервью//Социологический журнал. 1994. № 3). Вместе с тем вопросы изучения составляющих политической культуры с помощью качественных методов не получили пока должного внимания.