Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Слово как сложная единица. Учение о слове в лингвистической концепции Потебни занимало центральное место. Учение о слове давало ответ на то, как образуется мысль-понятие и как индивиды, выражая каждый свою мысль, добиваются при этом взаимопонимания. Поэтому Потебня считал, что «показать на деле участие слова в образовании последовательного ряда систем, обнимающих отношение личности к природе, есть основная задача истории языка».
Слово обладает функцией обобщения и развития мысли. По мнению Потебни, посредством слова мысль идеализируется и освобождается от подавляющего и раздробляющего ее влияния непосредственных чувственных восприятий, так что происходит изменение, представления-образа в представление-понятие. Слово становится его символом.
Эту роль слово выполняет благодаря своей сложной, многоярусной семантической структуре. Всякое слово состоит из трех элементов: членораздельного звука, представления и значения. Без звука не может быть слова, но и членораздельный звук без значения не есть слово, а только искусственный фонетический препарат. «Звук в слове не есть знак, а лишь оболочка, или форма знака», «знак знака».
Слово является не только звуковым единством, но единством представления и значения. Кроме звука в слове есть еще знак значения, представляющий собой внутреннюю форму слова. Знак значения есть уже символ, превращающий слова в систему, способную передавать и формировать мысли и значения, которые не составляют содержания слова.
Учение Потебни о слове как символе (или знаке значения) исходит из разграничения в содержании слова представления и значения. Говоря о слове как знаке значения (или символе), Потебня писал: «Знак в слове есть необходимая (для быстроты мысли и для расширения сознания) замена соответствующего образа или понятия; оно есть представитель того или другого в текущих делах мысли, а потому называется представлением. Этого значения слова представление, значения, имеющего особенную важность для языкознания и обязанного своим происхождением наблюдению над языком, не следует смешивать с другим, более известным и менее определенным, по которому представление есть то же, что восприятие или чувственный образ, во всяком случае совокупность признаков».
Очень важно подчеркнуть, что представление в этом смысле рассматривается с точки зрения отражательной и репрезентирующей роли слова: будучи знаком значения, представление указывает на один из признаков предмета, представляя в сознании и сам предмет, и понятие о нем. В. И. Ленин высоко оценил высказывание Л. Фейербаха, который говорил, что рассудок правитель мира лишь по названию, а не в действительности, так как название это «отличительный знак, какой-нибудь бросающийся в глаза признак, который я делаю представителем предмета, характеризующим предмет, чтобы представить его себе в его тотальности» 1.
Потебня отмечал не только обобщающую и репрезентирующую роль слова; он подчеркивал также активность слова при развитии мысли, неоднократно повторяя, что представление есть апперцепция в слове, т. е. сравнение двух мысленных комплексов вновь познаваемого и прежде познанного, нового и старого представлений. Так, ребенок, впервые увидев круглый матовый колпак лампы, называет его арбузиком, подчеркивая сходство сравниваемых предметов только по одному признаку шаровидности. Точно так же, поскольку лат.' caruus и рус. корова имели признак «рогатый», «значит, в мысли человека был уже запас сведений о рогатом животном, когда он узнал корову».
Представление мотивирует значение слова в зависимости от предшествующего опыта, давая «не образ предмета, а образ образа». Мотивированные слова обладают внутренней формой, т. е. ближайшим этимологическим значением. «Внутренняя форма слова есть отношение содержания мысли к сознанию; она показывает, как представляется человеку его собственная мысль». Представление в результате неоднократного использования слова может забыться, тогда слово теряет свою внутреннюю форму, становится безобразным, а связь звучания, значения и предмета немотивированной; происходит сгущение мысли.
Значение слова и понятие, им обозначаемое, также не совпадают, хотя значение слова участвует в выражении и обозначении понятия, как и представление. Без разграничения языковых и неязыковых значений языкознание утратило бы свой предмет и «заключало бы в себе, кроме своего неоспоримого содержания, о котором не судит никакая другая наука, еще содержание всех прочих наук. Например, говоря о значении слова дерево, мы должны бы перейти в область ботаники, а по поводу слова причина или причинного союза трактовать о причинности в мире. Но дело в том, что под значением слова вообще разумеются две различные вещи, из коих одну, подлежащую ведению языкознания, назовем ближайшим, другую,' составляющую предмет других наук, дальнейшим значением слова. Только одно ближайшее значение составляет действительное содержание мысли во время произнесения слова. Когда я говорю сижу за столом, я не имею в мысли совокупности раздельных признаков сиденья, стола, пространственного отношения з а и пр. Такая совокупность, или понятие, может быть передумана лишь в течение ряда мгновений, посредством ряда умственных усилий и для выражения своего потребует много слов».
Ближайшее (или языковое) значение отличается от дальнейшего значения (или представлений и понятий о предмете), во-первых, тем, что оно является неполным знанием, формальным знанием, и во-вторых, тем, что ближайшее значение является общеизвестным, народным, благодаря чему говорящий и слушающий понимают друг друга.
Дальнейшее значение, напротив, индивидуально-. При изучении дальнейших значений языкознание соприкасается, с одной стороны, с индивидуально-субъективной мыслью (например, при рассмотрении поэтического языка и стиля отдельных авторов), а с другой стороны с индивидуально-объективной мыслью науки, которая выражается также при помощи языка и его средств. Своими работами по теории словесности Потебня внес значительный вклад в изучение поэтического мышления и языка.
ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО
Связь языка и общества вполне определенна: язык существует лишь в обществе, общество не может существовать и развиваться без языка. Язык, который перестает функционировать и развиваться, мертвый язык: он сохраняется всего лишь как предмет научного изучения, познания прошлого. Антиномия языка и общества носит условный, исследовательский характер.
Хотя свойства языка непосредственно не отражают ни структуры общества, ни законов его функционирования и развития, ни тех задач и целей, которые общество ставит перед собой и решает в данный момент, при всей относительной самостоятельности языка изучение его связей с обществом, социальной обусловленности языка и его социальных функций является одной из главных задач теории языка.
Социология языка, или социолингвистика (термин «социолингвистика» употребил впервые в 1952 г. американский исследователь X. Карри, хотя социология языка уже существовала), один из основных разделов теоретического языкознания, влияющих на языковую политику и имеющих непосредственный выход в практику языковое строительство.
ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Понятие речевой деятельности настолько важно, что некоторые ученые (например, сторонники психолингвистики) рассматривают язык как часть речевой деятельности. И это верно только в том смысле, что язык не существует сам по себе как абстрактная идея, а является результатом и компонентом человеческой деятельности. Речевая деятельность имеет две стороны: индивидуально-психическую и объективно-социальную.
Речевой акт и психофизические механизмы речи
Речевая деятельность это прежде всего акт общения людей друг с другом при помощи языка, коммуникативный акт. Схематически его можно представить как взаимоотношения двух говорящих или как взаимоотношения передающего и принимающего устройств, т. е. как канал связи. Взаимоотношения говорящего (адресанта) и собеседника (адресата) предполагают установление контакта между ними. Поэтому коммуникативный акт определяется наличием общего контекста и ситуации речи, общего языка (кода, как говорят в теории связи) и индивидуальных сообщений (иногда говорят темы сообщения). Следовательно, коммуникативный акт имеет сложный характер, включая не только отношения говорящих друг с другом, но; и их восприятие обстановки речи, языка и передаваемой информации.
Коммуникативный акт обычно имеет форму диалога, устного, или письменного. Речь групповая и монологическая, устная и письменная, представляет собой развернутые или свернутые типы речевого акта.
Коммуникация как проявление речевой деятельности говорящих предполагает порождение и восприятие речи, представляющие собой психофизиологические механизмы речи, которые в психологии, физиологии и психолингвистике называются также языковой способностью (см: Общее языкознание. М., 1970, с. 314375)
С психофизиологической точки зрения, языковая деятельность является целенаправленной и комплексной, уровневой. Целенаправленность речевой деятельности проявляется в активности говорящего. Его речевая деятельность является не пассивным приспособлением организма к окружающей среде, а процессом, по определению И. П. Павлова, «опережающего отражения».
Уровневый статус речевой деятельности выражает ее сложный и многоаспектный характер, систему динамических стереотипов, связанных друг с другом и действующих в определенной последовательности. Выделяются четыре основных уровня порождения речи: мотивационный, семантический, грамматический и фонетический.
Мотивационный уровень подготовительный: он, выражаясь образно, настраивает говорящего на определенную волну высказывания, охватывающую коммуникативную целеустановку, стиль речи и общее содержание высказывания. Это обеспечивает не только порождение речи, но и ее восприятие, поскольку слушатель улавливает этот настрой.
Семантический и грамматический уровни порождения речи тесно связаны друг с другом, и пока трудно решить, что чему предшествует. Так, Н. Хомский полагает, что семантика начинается с логического каркаса, выбора «ствола» древа развертывания структуры предложения; Л. С. Выготский считает, что все начинается с выбора лексем и установления их ассоциативной связи, так как для внутренней речи характерно преобладание смысла над значением, синкретизм смыслов и их синтагматическое взаимодействие.
Семантический уровень порождения речи выражает единство обобщения и общения. Смыслы возникают в результате взаимодействия предметно-понятийной отнесенности слов и выражений, с одной стороны, и мотивов и целей говорящего с другой. Это приводит к тому, что говорящий выбирает семантические варианты слов и конструкций, актуальные для выражения передаваемой информации, конкретной мысли говорящего (на что обращал особое внимание А. А. Потебня). Грамматический уровень порождения речи это оформление смысла высказывания в соответствии с грамматическими формами
шаниями говорящих, причем процесс порождения идет слева направо,
1лк что результат порождения должен удовлетворять и восприятию
речи (при определенной длине порождаемого).
Фонетический уровень порождения речи состоит в артикулировании фонем, обеспечивающих семантическое тождество и различие звуковых структур слов, и слогообразовании. Это создает единство «статического» и «динамического» компонентов фонетического речевого механизма; «без статических элементов речь потеряла бы смыслоразличительную функцию, а без слоговой динамики она просто не может осуществиться в звуковом произнесении» (Жинин Н. И. Механизмы речи. М., 1958, с. 348).
Социальная природа речевой деятельности
Речевой акт и языковая способность говорящего имеют психофизическую сторону. Однако это не означает, что речевая деятельность индивидуальна; она явление социальное по своей обусловленности и сути.
Социальная обусловленность речевого акта и речевой деятельности проявляется в том, что они предполагают наличие типовых речевых ситуаций и контекста культуры, которые являются общими для всех говорящих или групп говорящих. Структура речевого акта предполагает не отдельного говорящего (адресата и адресанта), а типового говорящего.
Следует добавить к этому, что носитель языка усваивает грамматический строй языка и его словарный состав. Это усвоение социально обусловлено и никогда не прекращается, особенно в области слов, непрестанно происходит обогащение Пассивного запаса слов и их значений, превращение пассивного словаря в активный. Поэтому непременным компонентом речевого акта и речевой деятельности говорящего являются реальный язык и общая структура содержания информации, которые социальны, так как принадлежат обществу. Ограниченность микролингвистических исследований (формально-структурных и психо-лингвистических) состоит в том, что они говорящего представляют как идеального носителя языка, пребывающего в однородном человеческом коллективе, связанного с однородным типом и стилем языка, т. е. речевая деятельность изолируется от реального языка, являющегося сложной функционально-стилевой структурой (см. с. 177).
Социальная природа речевого акта и речевой способности состоит также в социальной обусловленности активности речевой деятельности говорящего. Люди говорят не для того, чтобы воспроизводить язык пли демонстрировать свои речевые способности, а для того, чтобы передать внеязыковую информацию. Они используют средства языка для выражения своих мыслей, чувств и волеизъявлений, и эта социально обусловленная информация воздействует на слушателя (или читателя).
Социальная природа речевой деятельности проявляется также в том, что говорящие не могут безразлично относиться к форме выражения своих мыслей и чувств, к сохранению и изменению языковой нормы. Наконец, социальная природа речевой деятельности доказывается также тем, что она является составной частью социальной деятельности человека и всего общества, для которых язык служит орудием развития. Конечно, на функционирование и развитие языка социальный фактор может влиять менее осознанно (стихийно) и более осознанно в форме особой языковой политики и языкового строительства.
Речевой акт и речевая способность могут включать в качестве компонентов несколько языков; в этом случае речевая деятельность становится более сложной, но ее природа принципиально не меняется.