Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Бородин, Римский-Корсаков и, возможно, также А. К. Лядов вместе оркестровали сюиту «половецких танцев» второго акта, которая приобрела огромную популярность. В продолжении традиций оперы Глинки «Жизнь за царя», событийное развитие в сюжетной линии оперы «Князь Игорь» отражает грандиозность народных сцен с мощным звучанием хора, и в то же время, необычайные по красоте арии героев: Ярославны, Кончаковны, Владимира и Половецкой девушки
Александр Порфирьевич Бородин успел оркестровать часть пролога (всё, кроме «Сцены затмения»), речитатив и арию князя Владимира Галицкого (I картина I акта), арию Ярославны и её сцену с девушками (II картина I акта, 1879), каватину Кончаковны (II акт, 1869), речитатив и каватину князя Владимира (II акт), арию Кончака (II акт), плач Ярославны (IV акт, 1875), народный хор (IV акт, 1879) и финальную сцену IV акта партитура для оркестра с участием тенора Ерошки,баса Скулы и хора.
Трио Игоря, Владимира, Кончаковны и финал третьего акта с хором, Кончаковной и Кончаком были написаны Бородиным и завершены Глазуновым, который впоследствии и оркестровал их в 1888 году.
Римский-Корсаков и Глазунов сами написали сцену II акта, с участием Кончаковны и хора в 1887 году.
Композиторы были дружны и работали в тесном кругу, потому музыкальный стиль оперы представляет художественную целостность. Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков оркестровали большую часть музыки (часть которой совсем не была записана), последний настоял на том, что «Князь Игорь» полностью опера Александра Порфирьевича Бородина" из книги А. Майкапара[1][2].
В прессе встречается мнение[3] (основанное на работе Павла Александровича Ламма по реконструкции авторской версии оперы), что незавершённость «Князя Игоря» в большой степени легенда и что вместо того, чтобы только оркестровать часть номеров, Римский-Корсаков и Глазунов предпочли заново переписать большую часть абсолютно завершённой автором музыки.
Действие происходит в городе Путивле, и в половецком стане. 1185 год.
Харакреристики героев
Игорь прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает героический образ.
Ярославна достойная подруга Игоря. Ласковая, мягкая и женственная, она, когда это необходимо, обнаруживает и силу и твердость характера качества, сближающие ее с Игорем. В образе Ярославны Бородин создал первый в нашей оперной литературе героический тип русской женщины.
Половецкий лагерь. Эскиз декорации И.Билибина
Площадь в Путивле заполнена людьми. Князь Игорь готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей, славят дружину, надеются на успешное завершение похода (хор «Солнцу красному слава!»).
Внезапно темнеет, это солнечное затмение. Люди видят в нём дурное предзнаменование и уговаривают Игоря остаться, но Игорь непоколебим. Он обходит ряды дружинников и ратников.
Два гудочника, Скула и Ерошка, проявляют малодушие. Они решают пойти на службу к Владимиру Ярославичу, князю Галицкому, чтобы остаться целыми и жить сытно и пьяно.
Приходят прощаться княгини и боярыни. Ярославна умоляет Игоря остаться, но он отвечает, что ему велят идти в поход долг и честь. Он поручает заботиться о жене князю Галицкому, брату Ярославны. Тот в небольшом монологе рассказывает, как помог ему Игорь в трудную минуту, и обещает отплатить услугой за услугу.
Из собора выходит старец и благословляет Игоря и рать. Вновь звучит хор народа.
Первое действие, первая картина
Князь Владимир Галицкий пирует в своем тереме, мечтая «на Путивле князем сести» (ария «Грешно таить...», а сестру (Ярославну) отправить в монастырь - «за спасение души моей радеть».
Во двор вбегает толпа девушек. Владимир выкрал их подругу, они просят отпустить её (хор «Ой, лихонько, ой горюшко»). Князь говорит, что девушке у него не так уж и плохо, что нечего о ней плакать, и прогоняет девушек.
Скула и Ерошка исполняют грубовато-комичную песню о пьяницах (песня скоморохов «Что у князя Володимира»). Приближённые князя Галицкого обсуждают возможность посадить его править в Путивле, воспользовавшись тем, что люди князя Игоря ушли в поход.
Картина вторая
Горница в тереме Ярославны. Ярославна исполняет ариозо «Немало времени прошло с тех пор». Она тревожится, что от Игоря давно нет вестей, вспоминает время, когда Игорь был с ней, говорит, как страшно и тоскливо ей сейчас, как она страдает.
Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки. Девушки рассказывают княгине о бесчинствах князя Галицкого в Путивле, о том, как Владимир выкрал их подругу, и просят Ярославну заступиться и вернуть девушку.
Входит князь Галицкий, брат Ярославны. Девушки убегают. Ярославна упрекает Владимира, что он выкрал девушку, говорит, что расскажет мужу, как Владимир бесчинствует в его отсутствие. Князь Галицкий отвечает, что все люди в Путивле за него, что он сам будет здесь править. Однако потом он говорит, что пошутил, что ему хотелось увидеть Ярославну в гневе и что он не верит, что она верна Игорю. Ярославна оскорблена, она напоминает Владимиру, что пока власть у неё, и требует отпустить украденную девушку. Владимир зло отвечает, что эту освободит, но заберёт себе другую, и уходит. Ярославна, оставшись одна, признаётся, что ей борьба не по силам, и молит о скорейшем возвращении Игоря.
Входят думные бояре, друзья Ярославны. Они пришли с плохими новостями (хор «Мужайся, княгиня»). Бояре рассказывают, что на Путивль идёт хан Гзак, русская рать разбита, а Игорь вместе с братом и сыном попали в плен. Ярославна не знает, что делать, но бояре убеждены, что Путивль выстоит, что его крепость в вере людей в Бога, в верности князю и княгине, в любви к родине (хор «Нам, княгиня, не впервые под стенами городскими у ворот встречать врагов») . Женщины горестно причитают.
Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, ждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Кончаковна, молодая дочь хана Кончака, влюблённая в княжича Владимира, ждёт свидания. О своей любви она поёт в каватине «Меркнет свет дневной».
Показываются русские пленники, идущие с работы под стражей. Кончаковна приказывает своим девушкам напоить и утешить пленников. Пленники благодарят их. Показывается половецкий дозор, обходящий стан. Кончаковна и девушки уходят. Опускается ночь. Овлур один стоит на страже.
Приходит Владимир, сын Игоря. В каватине «Медленно день угасал» он поёт о своей страстной любви к Кончаковне, просит её отозваться на зов любви. Появляется Кончаковна. Они поют свой страстный любовный дуэт. Хан Кончак согласен выдать Кончаковну за Владимира, но князь Игорь не хочет и слышать об этом, пока они в плену. Владимир слышит шаги отца, влюблённые расходятся в разные стороны. Входит Игорь. Он поёт знаменитую арию «Ни сна, ни отдыха измученной душе».
С князем украдкой заговаривает крещёный половчанин Овлур. Он говорит, что князь должен бежать, чтобы спасти Русь, и предлагает достать коней. Игорю кажется бесчестным бежать тайно, он не желает нарушить данное хану Кончаку слово. Он отказывается, но потом решает подумать.
Появляется хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием (ария «Здоров ли, князь?»).
Игорь жмёт руку хану, но повторяет, что в плену жить не может. Кончак предлагает Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на хана меча и не заступать ему дороги. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их. Начинается сцена «Половецкие пляски». Сначала танцуют и поют девушки (хор «Улетай на крыльях ветра»).
Затем в ритме лезгинки танцуют мужчины. После общей пляски с хором начинается пляска мальчиков. Действие завершается общей кульминационной пляской.
Третьему действию предшествует оркестровый антракт. Звучит половецкий марш.
Половецкий стан. Половцы встречают отряд хана Гзака. Навстречу Гзаку выходит Кончак и приветствует его песней «Наш меч дал нам победу», в которой поёт о победах половцев над русским войском и, в частности, о сожжении Путивля. Кончак устраивает пир для половцев, сам уходит на совет с ханами, а пленников приказывает хорошо сторожить.
Остаётся отряд сторожевых. Они хором славят ханов и предупреждают, что всегда догоняют беглецов. Затем они начинают плясать и падают один за другим. Темнеет, сторожевые засыпают. Овлур подкрадывается к шатру Игоря и вновь предлагает бежать, говоря, что всё готово. Игорь соглашается.
В страшном волнении вбегает Кончаковна. Она останавливается у шатра Владимира. Дочь хана узнала о намерении Игоря бежать и умоляет Владимира остаться с ней. Выходит Игорь, видит Кончаковну и обвиняет сына, что тот стал половцем и забыл Родину. Владимир не может решиться: отец зовёт его бежать, а Кончаковна молит остаться. В конце концов, она грозит разбудить весь стан, Игорь убегает. Кончаковна несколько раз ударяет в било. Со всех сторон сбегаются разбуженные сигналом половцы.
Кончаковна сообщает о побеге Игоря. Половцы снаряжают погоню за князем, Владимира же они хотят убить. Кончаковна не желает отдавать его. Появляются Кончак и ханы и узнают о случившемся. Побег Игоря вызывает у хана уважение, он говорит, что и сам бы поступил так же на месте Игоря. Он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать. Хор ханов требует казнить пленников, но Кончак не соглашается. Он объявляет Владимира своим зятем и тут же собирается в поход на Русь.
Проходит толпа поселян с песней «Ох, не буйный ветер завывал». Ярославна, глядя на разорённые окрестности, исполняет ариозо «Как уныло всё кругом». Она замечает вдали двух всадников, один в половецкой одежде, а другой выглядит как русский князь. Они приближаются, и вдруг Ярославна узнает Игоря, это он едет с Овлуром. Князь Игорь соскакивает с коня и бросается к Ярославне. Они не могут сдержать радости, звучит их любовный дуэт. Ярославна не может поверить, что это не сон. Она спрашивает Игоря, как он спасся. Игорь говорит, что бежал из плена. Ярославна поёт о своей радости вновь видеть любимого мужа, Игорь же говорит, что бросит клич и снова пойдёт на хана.
На площади появляются Ерошка и Скула. Несколько хмельные, они играют и поют песню о неудачном походе и поражении Игоря. Вдруг они видят Игоря с Ярославной. Они сразу понимают, что им не поздоровится за их измену. Они садятся друг против друга и думают, что им делать. Бежать им некуда, да и не хочется после вольготной и сытной жизни «кору глодать» и «воду хлебать». Вдруг Скула находит решение: надо звонить в колокол, созывать народ. Со всех сторон сбегаются люди. Сначала все думают, что снова пришли половцы, потом решают, что пьяные скоморохи народ мутят, и хотят прогнать Скулу и Ерошку. Наконец тем удаётся убедить народ, что вернулся князь Игорь Северский. За хорошую весть собравшиеся старцы и бояре прощают Ерошку и Скулу. Все приветствуют и славят князя Игоря.
№ |
Акт |
Название части |
Начато |
Окончено |
Композитор |
Оркестровщик |
|
|
Увертюра |
1887 |
1887 |
Глазунов |
Глазунов |
1 |
|
Пролог: Интродукция |
1876 |
1885 |
Бородин |
Бородин* |
2a |
Акт 1, Сцена 1 |
Сцена у Вл. Галицкого: Хор |
1875 |
1875 |
Бородин |
Римский-Корсаков |
2b |
Акт 1, Сцена 1 |
Речитатив и песня Вл. Галицкого |
1879 |
1879 |
Бородин |
Бородин |
2c |
Акт 1, Сцена 1 |
Речитатив Вл. Галицкого |
|
|
Бородин |
Римский-Корсаков |
2d |
Акт 1, Сцена 1 |
Хор девушек и сцена |
|
|
Бородин |
Римский-Корсаков |
2e |
Акт 1, Сцена 1 |
Сцена: Скула, Ерошка |
|
|
Бородин |
Римский-Корсаков |
2f |
Акт 1, Сцена 1 |
Княжья песня в честь Вл. Галицкого: Скула, Ерошка |
1878 |
1878 |
Бородин |
Римский-Корсаков |
2g |
Акт 1, Сцена 1 |
Хор |
n.a. |
n.a. |
Бородин |
Римский-Корсаков |
3 |
Акт 1, Сцена 2 |
Ариозо Ярославны |
1869 |
1875 |
Бородин |
Римский-Корсаков |
4 |
Акт 1, Сцена 2 |
Сцена Ярославны с девушками |
1879 |
1879 |
Бородин |
Бородин |
5 |
Акт 1, Сцена 2 |
Сцена Ярославны с Вл. Галицким |
1879 |
1879 |
Бородин |
Римский-Корсаков |
6 |
Акт 1, Сцена 2 |
Финал 1-го действия: Ярославна, Галицкий, Хор |
1879 |
1880 |
Бородин |
Римский-Корсаков |
7 |
Акт 2 |
Хор половецких девушек |
|
|
Бородин |
Римский-Корсаков |
8 |
Акт 2 |
Пляска половецких девушек |
|
|
Бородин |
Римский-Корсаков |
9 |
Акт 2 |
Каватина Кончако́вны |
1869 |
1869 |
Бородин |
Бородин |
10 |
Акт 2 |
Сцена и хор: Кончаковна, хор |
1887 |
1887 |
Римский-Корсаков / Глазунов |
Римский-Корсаков / Глазунов |
11 |
Акт 2 |
Речитатив и каватина Владимира Игоревича |
1877 |
1878 |
Бородин |
Бородин |
12 |
Акт 2 |
Дуэт Кончаковны и Владимира |
1877 |
1878 |
Бородин |
Римский-Корсаков |
13 |
Акт 2 |
Ария князя Игоря |
1881 |
1881 |
Бородин |
Римский-Корсаков |
14 |
Акт 2 |
Сцена Игоря с Овлуром |
|
|
Бородин |
Римский-Корсаков |
15 |
Акт 2 |
Ария хана Кончака |
1874 |
1875 |
Бородин |
Бородин |
16 |
Акт 2 |
Речитатив, хор и сцена: Игорь, Кончак |
|
|
Бородин |
Римский-Корсаков |
17 |
Акт 2 |
Половецкая пляска с хором |
1869 |
1875 |
Бородин |
Бородин / Римский-Корсаков / Лядов |
18 |
Акт 3 |
Половецкий марш |
1869 |
1875 |
Бородин |
Бородин / Римский-Корсаков |
19 |
Акт 3 |
Песня хана Кончака |
|
|
Глазунов |
Глазунов |
20 |
Акт 3 |
Речитатив, хор и сцена |
|
|
Бородин |
Глазунов |
22 |
Акт 3 |
Речитатив: Овлур, Игорь |
1888 |
1888 |
Глазунов |
Глазунов |
23 |
Акт 3 |
Трио: Игорь, Владимир, Кончаковна |
|
1888 |
Бородин / Глазунов |
Глазунов |
24 |
Акт 3 |
Финал 3-го действия: Кончаковна, Кончак, хор |
1884 |
|
Бородин / Глазунов |
Глазунов |
25 |
Акт 4 |
Плач Ярославны |
1875 |
1875 |
Бородин |
Бородин |
26 |
Акт 4 |
Хор |
1879 |
1879 |
Бородин |
Бородин |
27 |
Акт 4 |
Речитатив и дуэт Ярославны и Игоря |
1876 |
1876 |
Бородин |
Римский-Корсаков |
28 |
Акт 4 |
Песня Гудочников сцена и хор |
|
|
Бородин |
Римский-Корсаков |
29 |
Акт 4 |
Заключительнай хор: Скула, Ерошка, хор |
|
|
Бородин |
Бородин / Римский-Корсаков |