Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
“Высшая школа экономики”
Факультет мировой экономики и мировой политики
Реферат
по дисциплине
« История экономических учений »
на тему
«Христианское осмысление хозяйства в католическом и православном учениях Средневековья»
Выполнил:
студент 162 группы 1 курса
Васильев Дмитрий Дмитриевич
Проверил:
Профессор кафедры экономической методологии и истории
Гребнев Леонид Сергеевич
Москва
2013
[1] ОГЛАВЛЕНИЕ
[2]
[3] [4] СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
На протяжении своего развития человечество пыталось объяснить различные хозяйственные отношения, постоянно возникающие между людьми. Мир хозяйства не мог не предстать в качестве объекта изучения философов, правителей и даже священнослужителей. Их идеи и достижения закреплялись в различных книгах, законах и в нормах повседневной жизни. Все они были не систематизированы, но уже являлись ранними представлениями об экономике. А что такое “экономика”? Если не углубляться в определение, а лишь довольствоваться буквальным переводом древнегреческого слова “ойкономия”, то получится “наука о доме” или “искусство управления домом”. Данного определения достаточно для понимания экономики древности и средних веков. Естественно, в наше время это определение имеет другое содержание, сферу применения, иную роль, что не позволяет использовать его в отношении эпохи, предшествующей современной.
Экономика античности и Средневековья предстает как единство семейно-бытовых и производственных явлений, то есть почти как эквивалент понятия “хозяйство”. Основной ячейкой соответственно такой экономики является семья. Вся хозяйственная жизнь основана на принципе самообеспечения, то есть каждая семья обеспечивала свои повседневные нужды самостоятельно. Обмен и торговля также присутствовали, но они не являлись обязательными для роста благополучия. Отношения же между семьями организовывались как взаимопомощь. Безусловно, такая система являлась стабильной относительно самого дорого, человеческой жизни, но уровень этой жизни поднимался катастрофически медленно.
Как говорилось ранее, религия не могла пройти мимо такого явления, как экономия (в самом общем смысле этого слова). Она внесла свой вклад в развитие “науки о доме”. То есть религия повлияла на становления экономических идей и доктрин. Кто знает, что бы мы имели сейчас, если бы богословы не включали в свои проповеди идеи хозяйства. Соответственно, каждая религия предложила свои идеи по этому поводу, и христианство не исключение.
Христианские мыслители средних веков основывали свои представления о хозяйстве на идеях выдающегося мыслителя Древней Греции Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры. Эти идеи использовались в богословских трактатах, в многочисленных проповедях, что помогало укоренить их в сознании людей. Каковы же причины того, что все, чего достиг Аристотель, получило такое распространение именно в религии средневековой Европы, то есть христианства? Как ни странно, но это все легко объясняется интересами священнослужителей того времени. Негативное отношение к богатству и чрезмерному накоплению богатства это основа религиозных учений Средневековья.
Аргументы различных богословов лишь только укореняли идеи греческого мыслителя среди остального населения (по сути, эти аргументы представляли собой перефразированные идеи Аристотеля с религиозным контекстом). Например, известный Иоанн Златоуст подчеркивал субъективность богатства в своих произведениях, направленных против излишнего обогащения: “Источник всего зла это избыток и желание иметь больше, чем мы нуждаемся”.1 Так же ему принадлежат слова: “Не тот богат, кто окружен всяческими владениями, но тот, кто не нуждается во многом; не тот беден, у кого нет ничего, но тот, кому много требуется”.2
Хотя, церковь не ставила перед собой целью уравнять богатых и бедных людей. Скорей даже наоборот, их пугала возможность изменения, даже вынужденного, сложившегося порядка вещей. А ведь классовое неравенство и разница в благосостояниях были неотъемлемой частью той эпохи. Священнослужители ставили перед собой цель поддерживать некое согласие или же мир между богатыми и бедными. Даже Иоанн Златоуст говорил: “Меня часто упрекают, что я постоянно нападаю на богатых. Это, конечно, так, но лишь постольку, поскольку они постоянно нападают на бедных. Я никогда не нападаю на богатых как таковых только на тех, кто злоупотребляет своим богатством. Я не устаю подчеркивать, что я осуждаю не богатых, но жадных: богатство это одно, алчность совсем другое”.3
Так же существовало множество других оговорок, которые определяли “правильность” богатства. Основными являлись условие приобретения (та же заповедь “не кради”) и способ использования. Василий Великий, живший в IV веке, призывал людей: “Не ждите нехватки хлеба, чтобы открыть свои амбары... Не наживайте золота на голоде и не пользуйтесь всеобщей нищетой для умножения богатства”4.
Но особо интересно отношение церкви к использованию богатства. Как и Аристотель, они осуждали людей, которые безразмерно накапливали богатство, в то время как одобряли тех, кто расходовал его на жизненно необходимые блага и пожертвования нуждающимся (и на пожертвования церкви само собой; по-моему, не разумно было бы отказываться от денег, которые приносят тебе лично (???) в руки). Негативное отношение к накопительству же не исключало порицания накоплений, используемых для дальнейшего расширения производства. Я придерживаюсь точки зрения современных экономистов в том, что инвестиции главный двигатель прогресса, то есть позиция средневековых религиозных деятелей являлась ошибочной. Только вот она ошибочна относительно нашего времени. В то время прогресс не являлся приоритетной установкой общества, ведь накопления это часть потребления, не участвующая в кругообороте, а в бедном обществе такое вычитание может негативно сказаться на выживании всего общества. Христианские мыслители вплоть до XVI века защищали ценности традиционного общества и осуждали накопительство. Бережливость (то есть инвестиции) стала признаваема позже, когда угрозы выживанию сообщества перестали быть неотвратимыми. Но до этого момента христианство разделилось на православное и католическое, что повлекло за собой некоторое различие в подходах к хозяйству.
ПРАВОСЛАВОНОЕ ХОЗЯЙСТВО
В 1054 году произошел раскол христианства на православную и каталитическую церкви. Обостренные отношения между двумя “новоиспеченными” церквями способствовали тому, что и православие, и католицизм по-разному стали относится к хозяйственной деятельности простых людей.
Отличительной особенностью православия (которое в основном представлено Киевской Русью, а позже Россией) является тесная интеграция страны и церкви. Более того, различный уровень развития Европы и России сыграл важную роль в становлении особого отношения православных деятелей к хозяйству. Хозяйство считалось частью духовной жизни. Деньги признавались средством обмена, но особого значения не имели из-за сложившейся междоусобицы, подкрепленной влиянием Золотой Орды. Основой хозяйства долгое время была земля вместе с трудоспособными людьми, прикрепленными к ней.
Самыми постоянными владельцами земель с крестьянами на тот момент были монастыри. Пока никто из правителей не осмеливался посягнуть на земли, закрепленные за религиозными структурами. Вместо этого им только давалось все больше и больше земельных участков. В итоге, монастыри начали накапливать богатства за счет труда крестьян и за счет крупных пожертвований от знати, и эти сбережения далеко не всегда шли на украшения и наполнение различной религиозной утварью храмов.
Против богатства монастырей и церкви в целом начал выступать Нил Сорский. Он предлагал изменить всю сложившуюся система монастырей: отшельнический образ жизни за счет всего, что будет производиться своими руками. Именно в богатстве (особенно за счет труда крестьян, прикрепленных к монастырским землям) Нил Сорский видел главную ошибку монастырей. Особенно Сорский осуждал украшение церквей золотом и серебром. Он утверждал, что Бог не требует от человека таких действий по отношению к храмам и церквям.
Отличную точку зрения высказывал Иосиф Волоцкий. Он оправдывал богатое украшение храмов, а в монастырском землевладении видел лишь возможность помогать бедным людям. То есть все (излишки), что произведено в деревнях крестьянами, пойдет на благотворительность. Не смотря же на то, что в основном работают крестьяне, Иосиф был приверженцем сурового порядка и дисциплины в монастыре. Иосиф Волоцкий смог превзойти Нила Сорского с его идеями. Сорский и его последователи были признаны еретиками и подверглись гонения.
Отношение к проценту у православной церкви схоже на представления Аристотеля, только вдобавок в нем религиозно обличается жадность и корысть заимодавцев. Но относительно быстро восточные богословы пришли к выводу, что ростовщичество приносит больше добра, чем зла. Так же быстро церковь отказалась от идеи, что все равны и что все имеют равные права на земли. Ситуация была же совсем другая: достояние многих сосредоточенно в руках немногих (включая ту же церковь, которая не будет осуждать саму себя). А проблемы равенства материального решили просто, введя понятия богатства духовного, которое, безусловно, выше первого.
Другой особенностью развития экономических идей о ведении хозяйства в России стал “Домострой”. Это сборник наставлений для обычных(???) людей, обозначающий нормы ведения бытового повседневного хозяйства. Это сборник стал продуктом коллективного труда и опыта. Благодаря “Домострою” в России установилась устойчивая система ведения хозяйства, передавая от родителей детям.
Сборник содержит множество интересных рекомендаций, таких как призыв к излишкам, которые можно было бы употребить самим в будущем или просто выгодно продать. Можно представить, что русский народ неосознанно, но все же начал делать шаги к обществу, где многое решает экономика, но этот путь был искусственно затянут крепостным правом, слабым развитием городов, отсутствием повсеместной частной собственности да и общим отношения власти к народу, который смиренно терпел все возможные лишения.
ХОЗЯЙСТВО И КАТОЛИКИ
Западное христианство, представленное католической церковью, после раскола церкви пошло по своему пути развития, который имел ряд отличий от православного. В первую очередь это было обусловлено географической особенностью региона распространения католицизма, природными условиями и, конечно, совершенно другим менталитетом людей, который, по-моему, стал самой важной причиной различия путей развития не только религий, но и их представлений о хозяйстве.
Именно западным христианам была присуща схоластика, которая вместе с со Священным писанием предстала, как новое логическое мышление, используемое для анализа новых явлений, связанных не только с религиозной жизнью людей, но и с хозяйством. На тот момент сформировались два вида земледелия: духовное и феодальное. Но в отличие от православной части мира у католиков произошло выделение городского торгово-ремесленного населения гораздо раньше. Более того, именно католическая церковь организовывала крестовые походы, которым сопутствовало расширение культурного и торгового взаимодействия с Ближним Востоком. Под влиянием религии образовывались различные университеты для обучения духовенства.
Образованность так же росла и в городах среди горожан. Городскому население надо было уделить особое внимание церкви. Производство, обмен, торговля, деньги стали новыми реалиями для людей. Естественно, что уровень жизни возрастал неравномерно и что всегда были недовольные (в большинстве случаев ими являлись бедные). Церковь же пыталась остановить разрастание пропасти между богатыми и бедными путем осуждения греха ростовщичества. Но католики также умудрились своеобразно влиться в образовавшиеся торговые отношения, продавая индульгенции5 и места в церковной иерархии.
С этого момента начинают появляться различные религиозные теории, которые пытаются объяснить (оправдать или осудить) различные хозяйственные явления того времени. Вначале появилось такое течение, как реализм, виднейшим представителем которого был Фома Аквинский. В противовес ему стал номинализм, представленный Иоанном Росцеллином. Камнем преткновения стал схоластический спор об универсалиях. Росцеддин был против принятия существования универсалий, но номиналисты проиграли в этом споре. Томизм (учение Аквинского) стало основной доктриной католической церкви.
Фома Аквинский организовал свое учение на основе работ Аристотеля. Он установил справедливость при обмене, как основу хозяйственного осмысления, соответствующую законам божьим. Как и Аристотель, Фома выделил два вида обмена: естественный, при котором покупаются только жизненно необходимые товары, и неестественный, который характеризовался обменом денег на деньги ради безграничного желания прибыли и который заслуживал порицания.
Продолжая развивать идеи Аристотеля, монах Аквинский приравнивал к греху любой вид ростовщичества. Более того он порицал в равной степени действия людей, которые предоставляли деньги взаймы, и тех, кто пользуется их услугами. Еще одним пунктом в учении Фомы Аквинского стала справедливая цена. Он считал, что эта цена должна покрывать затраты на производство и транспортировку товара.
Данное учение лишь усиливало религиозную “ненависть” к взиманию процента. Но эту же идею поддерживали и некоторые номиналисты. Но в XIV веке начали появляться люди, как Дунс Скот, которые допускали процент в виде разновидности прибыли. Этому способствовала щедрость самых богатых людей Средневековья (коими являлись купцы), которые не скупились на нескромные пожертвования церкви. В итоге католики перестали считать ростовщичество чем-то греховным.
Образовалось новое направление, получившее название “гуманизм”. Оно зародилось во Флоренции, где преуспевали Медичи, мастера банковского дела. Их положение, подкрепленное серьезными денежными суммами, было сравнимо с положением королей. Именно их щедрые пожертвования заставили католических богословов пересмотреть свое отношение к чрезмерному богатству. Теперь стремление к деньгам стало благим и полезным для общества в целом. Людей призывали инвестировать деньги в производство, тем самым увеличивая количество произведённой продукции, которой следовало наполнять склады.
Гуманизм предложил совершенно другое отношение к ростовщичеству, и все больше и больше религиозных деятелей стали придерживаться этой позиции. Жан Шарлье один из первых высказал её на Констанцском соборе в 1415 году. Он обосновывал это тем, что можно помочь бедным, давая им деньги в долг под разумные проценты, и это должно было, по его мнению, остановить деградацию бедных слоев населения.
Эту идею подхватывает протестантизм, основанный Мартином Лютером, не смотря на то, что поначалу он был противником процента в любом его проявлении. Жан Кальвин также оправдывал проценты из-за новых сложившихся условий жизни. Он, как и Шарлье, считает, что процент сможет помочь бедным и стране в целом. Более того, Кальвин объясняет, почему процент вообще может быть востребован с заемщика: если человек, занявший деньги, использует их, чтобы организовать производство, начинает получать прибыль, то это значит, что он получает доход, благодаря занятым деньгам, значит, нет ничего противоестественного в том, чтобы требовать с него определенного процента, ибо если бы не заимодавец, то не было никакого нового предприятия, способного прокормить заёмщика и всю его семью.
Но, не смотря на уступки процентам и ростовщичеству в целом, остаются определенные ограничения для хозяйства. Да, можно накапливать богатства, но нельзя использовать их для покупки вещей роскоши и ведения праздного образа жизни. Единственное, что остается, это пожертвования и вкладывание денег в дальнейшее производство.
Все же, католицизм не смог вечно держать все под своим контролем. Лютер и Кальвин положили начало концу этому контролю. “Подлило масло в огонь” противоречие между каталитическими(???????) странами, вызванной борьбой за колонии (XV-XVI века), что привело к появлению товарно-денежной экономики и экономики, как науки в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует отметить, что какие бы не были различия в подходах к осмыслению хозяйства у христианства и католицизма (?????????????), они имеет довольно таки весомую общую часть (даже не смотря на возможные противоречия в рамках одного течения). Именно эта часть позволила в некоторой степени многим более поздним экономистам организовать свои теории, к которым мы обращаемся по сей день. Например, наглядна ситуация с “общей теорией” Джона Мейнарда Кейнса и кейнисианской революцией в целом. Джон Кейнс предложил отказ от сбережений (?????????), как от одной из причин нестабильности экономики. Более того этот известный экономист обозначил слабость побуждения к инвестированию, как ключевой экономической проблемой, которая характеризуется стремлением богатых людей к сбережениям вместо траты этих средств на инвестиции. Даже “невооружённым взглядом” можно заметить, как эти проблемы, представленные Кейнсом, коррелируют с идеями христианских мыслителей (и более поздних авторов, естественно).
Как такое возможно? На самом же деле все довольно просто: ведь история на то и история, она позволяет использовать опыт прошлого на благо будущего. То есть Джон Мейнард Кейнс использовал наработки ранних мыслителей в нужное время и в нужной ситуации. А если учитывать, что Джон Кейнс был тесно связан с Кембриджским университетом, местом, где можно было узнать много нового и интересного, то все становится понятно.
Более того история насыщенна множеством различных опытов и экспериментов предшественников даже в сфере экономики. Современному экономисту, (как уже говорилось ранее) остается только использовать этот “дар” с умом, ибо глупо наступать на одни и те же грабли дважды, трижды и так далее.
Христианство в Средние века также сыграла огромную роль в становлении экономического (немного громко сказано, но все же) сознания у простых людей, ибо, как всем известно, религия на том этапе развития человечества имела огромное влияние и не только духовное.
Историй экономических учений [Книга] / авт. Г.Д. Гловели. - [б.м.] : Юрайт, 2013.
История экономических учений [Книга] / ред. В.С. Автономов. - [б.м.] : ИНФРА-М, 2000. - http://www.twirpx.com/file/63027/.
Политика Аристотеля [Книга] / ред. А.И. Доватур. - [б.м.] : Мысль, 1983.
Экономика Русской цивилизации [Книга] / авт. О.А. Платонов. - [б.м.] : ИРЦ, 2008. - http://www.twirpx.com/file/311022/.
1 History of political economy A. Karayiannis 1994.
2 См. 1
3 См. 1
4 См. 1
5 Бумага, гарантирующее человеку отпущение грехов