Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 6. Европейская философия конца XIX ~ XX веков.

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

Лекция №6.

Европейская философия конца XIXXX веков.

I. Общая характеристика современной западной философии.

II.Марксизм.

III. Позитивизм.

IV. Экзистенциализм.

I. Современная философия – особый тип философствования, отличающий философию XIXXX веков от предыдущих эпох. Это коренной разрыв с классической традицией. Проблематика становится другой, и классика уже не может отвечать на задаваемые вопросы. Парадигма сознания, бывшая стержнем классической философии, терпит крах. Ведь для познания мира необходим субъект познания, но, как доказал Б. Рассел, сознание мыслителя во многом обусловлено традициями, в которых он формировался, а, главное, языком, на котором идёт процесс мышление. Это открытие называется лингвистический поворот, после чего классическая философия становится невозможной. Ведь оказывается, что философствование во многом зависит от языка, на котором оно ведётся. Одна и та же истина по-разному звучит на различных языках. Второй причиной отхода от классической философской традиции стало появление интереса к другим нюансам человеческого существования, нежели сознание. Например, это материальное производство, закономерности развития науки и существование единичного человека.

 II. К. Маркс полагал, что до XIX века философия объясняла мир, но теперь настала другая эпоха, и философия должна мир изменить. Принадлежа к материалистической традиции, Маркс провозгласил, что общество является высшей формой материи (социальной материей), а сознание выступает идеальным отражением материальных процессов. Иными словами, кроме материи, ничего не существует. Исходя из этого, Маркс сформулировал концепцию материалистического понимания истории, которая представлена в его работах «Философско-экономические рукописи», «Капитал», «Немецкая идеология», «Святое семейство» и т.д. На взгляд мыслителя, общество, напрямую зависящее от материального производства, состоит из базиса и надстройки. Базис включает в себя производительные силы (ресурсы, заводы и т.д.) и производственные отношения (отношения собственности, возникающие по вопросу производства), а надстройка представляет собой духовные отношения, основанные на базисе. На определённых этапах истории между производительными силами и производственными отношениями происходит конфликт, социальная революция, которая меняет способ производства и, соответственно, надстройку. Способ производства Маркс называет формацией и выделяет 4 формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая. Смена формаций происходит по законам диалектики Гегеля, которая, применительно к социальной проблематике, называется диалектический материализм. Маркс полагал, что в каждой формации существует противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое является антагонистическим (то есть решается только при переходе к новой формации). Идеалом марксизма является коммунизм, то есть тот способ производства, когда антагонистических противоречий не возникнет. Последователями Маркса были В.И. Ленин Л.Д. Троцкий, А. Грамши, Ф. Кастро и т.д.

III. Позитивизм – течение европейской философии, полагающее науку высшей формой духовной жизни общества, и предлагающее строить философию по её образцу. Позитивизм прошёл в своём развитии следующие этапы:

1) Ранний позитивизм (О. Конт)

2) Эмпириокритицизм (Э. Мах и Р. Авенариус)

3) Неопозитивизм (М. Шлик)

4) Постпозитивизм (К. Поппер).

Основателем позитивизма был О. Конт (1798-1857 г.г.). Он полагал, что любые положения, не доказанные фактами, недействительны. Задачей философии Конт считал описание опытных данных. Так же он сформулировал «закон трёх стадий». На его взгляд, каждая сфера знания, человек и общество проходят в своём развитии три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На теологической стадии главенствуют религиозные представления, на метафизической – философские, на позитивной – научные. Конт предлагал передать учёным полномочия священников и открывать вместо церквей научные институты. Как показала практика, сам Конт ещё не покинул теологическую стадию развития, так как предлагал антропоморфизировать науку, а для образца её статуи считал подходящей свою невесту Клотильду де Во. Так же Конт предлагал превратить позитивизм в религию для человечества.

Последователи Конта Р. Авенариус и Э. Мах основали учение, именуемое эмпириокритицизм. Они полагали. Что любой опыт с самого начала нагружен субъект-объектными отношениями. Ведь понимание того или иного явления заранее включает в себя чувства наблюдателя. С точки зрения Авенариуса, чистый опыт – опыт, не включённый в субъект-объектные отношения. Э. Мах вообще полагал, что люди сами создают свои ощущения. Но с позиций этого учения, никакое познание невозможно.

Неопозитивисты (Б. Рассел, М. Шлик) получили название «Венского кружка». Основой своих изысканий они считали логический анализ языка. Ведь то, что на одном языке звучит вполне логично, на другом не может быть высказано. Так, Рассел коллекционировал парадоксы, то есть высказывания, теряющие смысл из-за несовершенства того или иного языка. Например, парадокс брадобрея: «Брадобрей бреет всех, кто не бреет сам себя. А себя он бреет?».

Постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер) рассматривал науку лишь как прелюдию к научному сообществу. Всю историю науки Постпозитивизм сводит к научным теориям, которые оцениваются только как деятельность научного сообщества. Так, Поппер считает, что каждая теория должна включать в себя возможность собственного опровержения. Этот критерий он называет фальсификацией. Если деятели Венского кружка полагали, что теория должна подтверждаться фактами (процедура верификации), то Поппер считал, что любой факт уже с самого начала теоретически нагружен. Потому факт не может ни подтвердить, ни опровергнуть теорию. Научное сообщество считает одни теории истинными, а другие ложными, говоря предельно обще, по своим личным предпочтениям.

IV. Философия экзистенциализма (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю) интересуется существованием единичного человека. Само название говорит об этом: «экзистенция» (лат.) – «существование». Экзистенциалисты полагают, что единственное, что есть у человека, - его «Я». Философия существования – само существование. Отсюда и стиль философствования: теория и практика направлены на прояснение существования человека. Единственными характеристиками человека экзистенциалисты считали существование и свободу. Высшим благом данная философия считает существование сообразно своей природе, то есть реализацию своей свободы без оглядки на нравственность, традиции и других людей.

Основателем экзистенциализма был датский философ Сёрен Кьеркегор (1815-1855 г.г.). Стержнем его системы является протест против Гегеля и христианства. С точки зрения. Кьеркегора, безусловное доверие разуму – несчастье. Человек, повинующийся разуму, видит во всём лишь необходимость. Гегель обожествлял действительность («Всё действительное разумно, всё разумное – действительно») и призывал подчиниться ей. Кьеркегор на это возразил: «Люди, выбитые из жизни, оказываются вне философии Гегеля». Для него самоценна личность, которая, по его мнению, в праве перешагнуть через правила разумности и совершать абсурдные поступки.

Ж.-П. Сартр (1905-1980 г.г.) полагал, что человек не может избежать свободы. Он обречён быть свободным. Либо он свободен, либо его не существует в природе. Поэтому человек – единственный источник своих ценностей и морального закона. Общих ценностей нет. Единственный, кто отвечает за выбор человека, - это сам человек. Свобода не ограниченна ни чем, её верх – безрассудство, которое Сартр называет праздником существования. Ограничение человека чем-либо является урезыванием его свободы. Потому свободный человек обречён на одиночество. Именно Сартру принадлежит цитата: «Ад – это другие».

Экзистенциализм как был, так и остался философией людей, которые выбили из жизни себя сами, так как человек, у которого расстроилась жизнь по какой-то внешней причине, стремится её исправить, а не смаковать неопределённость ситуации.




1. . Определение. Причины
2. Вклад Луи Пастера и Роберта Коха в развитие Микробиологии
3. Теория и методология стимулирования внедрения научных разработок в производство
4. НИЦШЕ РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИ www.html
5. Mrried couplehoneymoon pot of
6. Роль Питирима Сорокина и Ивана Ильина в правовой мысли
7. тема стандартов по информации библиотечному и издательскому делу
8. О спиритуализме и материализме в особенности в их отношении к свободе воли
9. Тоговая контрольная работа по информатике, 1 курс, 1 семестр, 2 вариант
10. Реферат Пирамида Хеопса Выполнил- Дампилов Т
11. Туристский рынок России на современном этапе5.html
12. ПЖТ форм и типов власти и их эффективности [7] 2.
13. Зарождение науки первые греческие ученые
14. Перепись населения в России, её задачи и история развития
15. История любви Евгения Онегина
16. а Str~enverkehr der дорожное движение Wiese die n луг поляна.html
17. Мотивация деятельности в менеджменте
18. КОНЦЕПЦИЯ АНГИОСОМНОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМА
19. Лекции по вычислительной математике
20. Тема- Бытие как философская категория Рекомендуемая литература- Аврелий А