Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Хоровая аннотация по дирижированию.
Выполнена студентом 1 курса
МГИМ им. А.Г. Шнитке Разорёновым Александром.
Русская народная песня
«Здравствуй, гостья зима»
Слова: И. Никитина
Музыка: Р. Глиэра
Содержание:
Глиер Рейнгольд Морицевич (1874 - 1956) Композитор, родился 30 декабря 1874 года в Киеве, учился в Московской консерватории (18941900). Был директором Киевской консерватории (19141920), преподавал композицию в Московской консерватории (до 1941). В 1938 стал председателем Союза советских композиторов. Среди самых известных произведений Глиэра симфония Илья Муромец, балет Красный мак и опера Шахсенем. Глиэр собирал народную музыку кавказских и других республик Советского Союза и, кроме сочинений крупной формы, создал немало романсов и фортепианных пьес. В 1900-ом окончил Московскую консерваторию по классу композиции у М. М. Ипполитова-Иванова, в 1906-08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии. С 1908 выступал как дирижер. Среди первых учеников Глиэра Н.Я.Мясковский, С.С.Прокофьев. Глиэр - продолжатель традиций русской музыкальной классики. Значительное место в творчестве его занял театр. В симфонических произведениях Глиэр продолжил линию эпического симфонизма. Наиболее популярны его концерты для арфы с оркестром и колоратурного сопрано с оркестром. Он - автор произведений для различных инструментов. Оперы Глиэра сыграли большую роль в развитии музыкальных культур Азербайджана и Узбекистана. Глиэр - продолжатель традиций русской музыкальной классики. Умер Глиэр в Москве 25 июня 1956.
Никитин Иван Саввич (18241861), поэт. Родился 3 октября 1824 г. в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Учился в Воронежском духовном училище и Духовной семинарии, но не окончил её. Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859 г. он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города. Первые стихи Никитина, проникнутые религиозными мотивами, появились в печати в 1853 г. Затем всё более в творчестве поэта ощущается стремление к реализму. Никитин описывал горестную судьбу городского труженика и крестьянина-бедняка, тяжкую женскую долю («Бурлак», «Жена ямщика», «Три встречи», 1854 г.; «Уличная встреча», 1855 г., и др.). Любовью к родине полны стихотворения «Русь» (1851 г.), «Встреча зимы» (1854 г.). В историю русской прозы Никитин вошёл как автор «Дневника семинариста» (1860 г.). Выдающийся мастер русского поэтического пейзажа, он с глубокой любовью, проникновенным лиризмом воспроизвёл картины родной земли. На слова Никитина, одного из самых ярких русских крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен. Умер 28 октября 1861 г. в Воронеже.
Музыкально-теоретический анализ
«Здравствуй гостья зима» - это отрывок из стихотворения «Встреча зимы». В этой хоровой миниатюре народ приветствует приход зимы. Все произведение представляет собой массовое гуляние.
Тональность D-dur. Третья часть начинается с F-dur
дальше секвенция в d-moll
и возвращение в D-dur. Лады натуральные.
Размер 4/4 - сложный. Темп Alegro (скоро, живо)
Форма произведения - простая трехчастная репризная с кодой. Первая, вторая и четвертая части схожи между собой, но каждая из частей имеет свое развитие и свою мысль из общего образа песни, что передается различными средствами выразительности. Данными выразительными средствами композитор передает слушателю свои эмоции и отношение к народу.
Данная песня легкого задорного характера. Композитор хотел отобразить образ русского народа, его силу духа, стойкость, что подтверждают слова песни: «Наша русская кровь на морозе горит…»
Все произведение представляет собой массовое гуляние. Первая, вторая и четвертая части начинаются с канона, что как раз и показывает народное гуляние.
Роль аккомпанемента в произведении велика. Он создает это радостное, шутливое настроение. Коротки проигрыши звучат как колокольчики задорно и легко. Так же аккомпанемент поддерживает мелодию это не только помогает хору держать партии, но и придает массовость звучания.
Вокально-хоровой анализ
Произведение написано для женского (детского) двухголосного хора в сопровождении фортепиано.
Диапазоны хора.
Общий диапазон хора:
Диапазон сопрано:
Диапазон альтов:
Тесситура средняя, тесситурные условия удобны для исполнения.
Интонационные трудности
Такты [1-3]; [9-11]; [30-32]-партии сопрано и альтов «перекликаются» между собой.
Такт [10]- у сопрано встречаются шестнадцатые, которые нужно пропеть ровно и чётко
В [1-2]; [9-10]; [30-31] тактах у сопрано встречается скачок на малую сексту
В [2-3]; [10-11]; [31-32] тактах у альтов встречается скачок на кварту
В [40-43] тактах очень важно додержать все 3.5 такта ноту «ре» и в четвёртом такте вовремя снять.
Дикционные трудности
Большое внимание нужно уделить дикции.
Чтобы донести до слушателя смысл и характер произведения, необходимо над ней поработать. При быстром темпе очень сложно четко и ясно пропеть все слова, поэтому при соединение слов на одном дыхание важно проговорить все согласные и пропеть все гласные.
(«Здравствуй гостья…», «Просим милости...»)
Ритмические трудности
В песне встречаются также
ритмические формулы:
Очень важно додерживать паузы и сопрано, и альтам. Ритм ровный и устойчивый на протяжении всего произведения. Спектр длительностей от шестнадцатых, до целых.
Динамика
Динамика произведения варьируется от mf до ff.
Первая часть звучит на f с небольшим cresc в конце. В этой части показано как народ радушно встречает зиму и рад ей.
Вторая часть звучит на mf. Это показывает, как народ признает «господство» зимы.
Третья часть начинается на mf. Начало звучит затаенно, и постепенно перерастает в ff. Данное динамическое изменение передает образ народа, который признает величие зимы (которая сулит морозы) и тут же якобы перешептывается, говоря, что им она все равно не страшна.
Четвертая часть повторяет первую. Она так же начинается на f. Но к концу оно перерастает в ff, на что и приходится кульминация произведения.
Ансамблевые трудности
Общее дыхание совпадает со строением фраз. Внутри фраз дыхание цепное. При певческом исполнении следует обратить внимание на распевы и выдержанные длительности. Музыка должна быть плавной, спокойной в первой и второй частях, а в третьей отрывистой, четкой, взволнованной с особенным драматизмом. Это необходимо для создания ранее описанного образа. В четвертой части идет расширение. Голосоведение плавное. Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа. Вся музыка должна создавать образ гуляющего на площади народа, встречая зиму.
Дирижёрские трудности
Задача дирижёра добиться минимального ущерба в вокальной партии:
1. Основное звучание legato, non legato, marcatо
2. Выдерживать длинные ноты, паузы
3.Выделять акценты
4. Точно показать снятия на вторую и четвёртую доли
5. Точно показывать шестнадцатые в аккомпанементе и на последних тактах сделать ритенуто
Фразировка является одним из выразительных средств создания образа. При фразировке необходимо добиваться более крупного охвата музыкальной мысли. Дирижер должен тщательно организовывать ансамблевую работу хора:
1. Работать над дыханием;
2. Выстраивать динамический ансамбль между партиям
3. Провести одну линию через всё произведение
4. Работать над характером и образом музыкального произведения.
Произведение «Здравствуй, гостья зима» предполагает большую работу исполнительского плана, требует эмоциональной отзывчивости дирижера.