Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1.П. и З. к. Роль в соврем.общ. Место в сист гум. Наук . Культурология - синтезированная область знаний, возникшая на стыке философии, социологии культуры, теологии культуры, культурной антропологии, этнологии, психологии культуры, истории культуры.Культурология это наука о наиболее общих законах возникновения, развития, функционирования и взаимодействия друг с другом культурных феноменов, явлений и процессов. Задачи: полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций; изучения генезиса культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре; оразработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры; др. Сегодня культурологи особая сфера познания человека.Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей. Объект: культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в традициях и нормах, обычаях, законах. Предмет культурологии - исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; Культурология как самостоятельная наука возникла на Западе. Культурология наиболее активно сегодня развивается в США и России. ключевым объектом исследования в культурологии является не только культура, а человек культурный, культурная деятельность и ее результаты и последствия.
2.Культура. Подходы к изучению. “культура” cultus - появляется новое значение “почитание”.Классическое понимание смысла этого термина сформировалось в эпоху Просвещения стало синонимом интеллектуального, нравственного,эстетического,т.е разумного, совершенствования человека в ходе его исторической эволюции.20 в. великое множество подходов к осмыслению феномена культура: 1.Аксиологический (ценностный) к. воспринимается как совместимость материальных и духовных ценностей. 2.Социологический культура как институт определяющий нормы, роль, поведение людей в различных подсистемах к., в системе общественных отношений). (Вебер, Дюркгейм, Парсонс). 3.Информационно-семиотический к. как устройство продуцирующее информацию. 4.гуманитарный - выделяется в культурные аспекты направленные на духовно-нравственные совершенствования человека как субъекта кул. 5.деятельностный(праксиологический) к. как механизм или технология деятельности. 6.коммуникативный к. как способ исследования по средствам институтов образования и воспитания. 7.диологовый своеобразие и характерные черты исторической эпохи определения культуры или целой культурной эпохи через «встречу культур» (Шпенглер, Данилевский, Тойнби).
3.Структура и функции к. Артифакт и к. формы. Культура-сложная,многоуровневая система. Структура-уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов. культура существует в следующих основных формах: 1)высокая, или элитарная культура-изящное искусство, классическая музыка и литература. 2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы. 3)массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации. 1.Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур. 2.Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп. . В соответствии с конкретными носителями выделяются 3 культуры: социальных общностей, семьи, отдельного человека. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства;Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя: познавательную (интеллектуальную) культуру и др. По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Функции культуры..- Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. - Информационная Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Познавательная человек получает новое знание о мире и самом себе. Коммуникативная. Нормативная необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды. - Знаковая Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Ценностная. Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры. и др. Артефакт это любое искусственное образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализированных сферах культуры. Артефакт функционирует в среде культурно-семантического поля. основным модальностям существования артефакта можно отнести :материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, в контекстах социокультурной коммуникации.Артефакт образ.культ.формы: главная черта культурной формы культурная вариативность. новые культ. формы обусло-ны развитием культуры,проходит несколько фаз: Возникновение и осознание новой потребности.,Реализация «заказа» как правило в нескольких вариантах., интеграция новой к.ф. в социальную практику идр.
6. Тематезация культуры в новоевропейской мысли. Декарт и «программа культивирования разума». Теория Вико. был провозглашен отказ от всякой традиции и предания вне зависимости от их содержания, источника и способа существования. распад прежних общественных порядков, форм общественной жизни и оправдывающего их сознания. моралист Бальтасар Грасиан, современник Декарта, полагал, что человек рождается чуть ли не «дикарем» и что только привитая воспитанием культура способна сформировать в нем личность. Декарту же свойственны принятые в обществе обычаи, взгляды, формы воспитания оказывают на людей мощное воздействие и убеждают их обычно эффективнее, чем научные доказательства. Декарт допускал, что выросший в пустыне одинокий здравомыслящий человек собственными усилиями без обучения и воспитания способен открыть все необходимые истины и все познания .Истинным же может считаться лишь то что удостоверено собственным разумом человека. Декарт требовал освободить воображение от всех запечатленных в нем несовершенных идей, В «естественном разуме» Декарт различал то, что врождено, и то, что приобретено с помощью «искусства», и полагал, что с помощью искусственно выработанных правил можно преодолеть медлительность ума. . Совершенный разум это разум организованный, действующий по правилам, а отсюда и задача совершенствования, культивирования разума. Он трактовал эти правила как рассказ о его личном опыте руководства собственным разумом. Терминологически и по существу ему близок Гоббс, называвший «природным» ум. Для него культура не объект, не реальность а качество (ума человека), искусственно сформированное целенаправленной организующей деятельностью. В философской мысли XVIII в. идеи воспитания будут распространены на коллективного субъекта, на общество и человечество в целом в историческом измерении. Программа культивирования разума стала первым проблемно-тематическим направлением в философии XVII в. три главные задачи: очищение разума от предрассудков, совершенствование разумного познания с помощью методических правил и осуществление разумного контроля над страстями и волей. Культура здесь не объект, а качество «окультуренного» разума вместе с процессом его «культивирования». Джамбатисто Вико (16681744) творил в ту переходную эпоху, что отделяла Новое время от европейского Просвещения. книга «Основания новой науки об общей природе наций» в истории Европы можно выделить три исторические эпохи, которые условно можно назвать Веком богов, Веком героев, Веком людей. Век богов характеризуют нравы. Век героев нравы гневливые и щепетильные; Век людей услужливые, руководимые чувством гражданского долга. Идея Вико о «круговороте» культур. Вико был сторонником теории общественного прогресса. Идея Вико о единстве человека, истории и культуры. Для автора «Новой науки» нет истории и культуры без человека, как нет человека вне истории и культуры. Идея Вико о связи форм человеческого духа со временем. формы человеческого духа являются продуктом истории и одновременно ее движителем.
7.Руссо и Гердер. Своими истоками культурология, уходит в эпоху Просвещения. развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя историческую периодизацию и внутренние закономерности. в социальной мысли XVIII в., не содержится еще подлинно научный подход к культуре. Значительный вклад в этом направлении сделал немецкий философ и культуролог Иоганн Готфрид Гердер.сочинении в 4-х томах «Идеи к философии истории» философ дает свое видение общей истории развития человечества. представляет ее как органичный эволюционный процесс развития. Культура для него это универсальная характеристика человеческого общества, развившаяся под влиянием живых политических сил. Культура совершенствование человека, главную роль в чем играют наука и искусство. Создание единого общемирового языка один из будущих итогов исторического процесса. критика культуры Жан-Жака Руссо это было одно из первых противопоставлений человека и культуры. Руссо характеризовал современную ему культуру как плод и источник неравенства. видел в человеке существо прекрасное изначально. В обществе, благодаря культуре, в нем формируются негативные качества таких работах, как «Прогулки одинокого мечтателя», «Новая Элоиза», Руссо призывал бежать от всего социального к естественному, сентиментально искреннему, устремиться от культуры к природе.
8. Специфика культурной антропологии. Культурная антропология особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры(сложил. В 19 в.). Является разновидностью философ. В узком смысле ориентируется на учение о человеке как творце и носителе культуры. культурноя А. используется для обозначения относит, узкой области, связанной с изучением человеч. обычаев. Культурная А. концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетич. и онтогенетич. плане. Гл. проблемы культурантропол. исследований связаны со становлением человека как феномена культуры. Большое значение для становления теор. программы исследования человека и культуры имели труды Тайлора, в к-рых он с позиций эволюционизма дал антропол. трактовку культуры, положив тем самым начало культурантропол. Исследованиям. Стокинг полагает, что эволюционистскому этапу предшествовал этап этнологический. 2-ый период развития культурной А. принято называть эволюционистским. Следующий этап развития культурантропологии связан с деятельностью амер. ученого Боаса и носит название исторического. В 20-30 гг. в США возникла А. психологическая, к-рая первоначально именовалась направлением “культура-и-личность”. Осн. предметом было исследование как индивид действует, познает и чувствует в условиях разл. культурного окружения. культура это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим.
9.Цивилизация. культура и цивилизация. Типы цивилизации цивилизация» (от лат. civilis гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода. термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества. цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества и др. Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию и тд.) согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации.Тип цивилизации методологическое понятие, используемое для наиболее крупного разделения культурно-исторического развития человечества. четыре основных критерия: 1) общие фундаментальные черты духовной жизни; 2)взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития. 3)взаимопереплетение культур. 4) наличие общих интересов и общих задач. 4-е основных типа цивилизации: 1) природные сообщества. 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации. Природные сообщества относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла. Народы существуют вне исторического времени. цивилизации (восточная цивилизация) исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке. Западный тип цивилизации особый тип цивилизационного развития, вклю-ий я в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Глобальная цивилизация современный этап цивилизационного развития, харак-йся возрастающей целостностью мирового сообщества. первичные цивилизации и вторичные цивилизации: Первичные- древние цивилизации. Вторичные- осваивали культурно-исторический опыт древних обществ.
10. Формы и виды культуры. Материальная и духовная. Культура классифицируется на различные виды на основе определенных критериев: географическая или региональная характеристика., хронологический принцип., по видам общественного производства материальная культура - все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания. духовная культура. Формы культуры классифицируют в зависимости от того, кто создает и на кого она ориентирована.Формы: элитарна культура-совокупность культурных творений. народная культура- совокупность произведений народного творчества (фольклор). массовая культура - общепризнанный набор культурных образцов и представлений. субкультура - часть общей культуры. контркультура - эт Культурная статика предполагает изучение распространения культуры в пространстве о субкультура,противостоит доминирующей культ-ре. Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности. Состав: культура труда., культура повседневности., культура места поселения. Духовная культура основана на рациональном. Состав: религиозная культура., нравственная культура., правовая культура., политическая культура., интеллектуальная культура.
11. Ценности, нормы и идеалы. ЦЕННОСТЬ -- особая значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. много систем ценностей. различают материальные, общественно-политические, нравственно-духовные, художественно-эстетические, положительные и отрицательные ценности. вечные или универсальные ценности для всего человечества. Каждая культура имеет свою систему ценностей. исследователи подчеркивают тот факт, что именно ценности формируют ядро культуры, определяют ее своеобразие. Такой подход к культуре называется аксиологическим. , европейской культуре характерно рассматривать в виде главной ценности культуры человеческое “Я”. Восточный тип культуры, главной- подчинение человека культурным традициям и подавление индивидуального начала. Классификаций ценностей: Внутренние и периферийные., Позитивные и негативные., теоретические, эстетические, религиозные, научные, экономические, политические.Нормы это схема нешего поведения. подразделяются на разрешающие и запрещающие. Культурные нормы -- стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей. Нормативная система культуры: Привычки, Нравы, Табу, Законы,Этикет, Идеал.
12. этнотерриториальные типы культуры. Этничная, нац., мировая. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется господствующей,доминирующей культ.(могут быть этническими или националь-ми.). Этническая культура совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры, культура людей, связанных между собой общностью происхождения. Национальная культура включает наряду с тра¬диционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. этнические культуры входят в состав национальной. Мировая культура - синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.
13 Элитарная, массовая и маргинальная культура . Элитарная культура производит особо утонченную, высококачественную сложную продукцию социального порядка и идеологии. Элитарная культ.создается привилегированной частью общества. включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Круг потребителей-высокообразованная часть общества. Формула Э.К. «искусство для искусства» Массовая культура -- своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры. характерен широкий спектр жанров и направлений в искусстве. Массовое сознание основано на стереотипах, в структуре которых большое место занимает чувство доверия. Массовая культура это защита человека от информационных потоков. Ренато Поджоли (итальянский филолог) массовую культуру определял как культуру, диктуемую снизу, т.е. народными массами, а элитарную как диктуемую сверху. Признаки массовой культуры: примитивизация, дешевизна, развлекательность, потребительство. В основе массовой культуры лежат принципы:добровольности,заказанность потребителем,манипулирование с сознанием,претензия на новые формы социализации,отсутствие претензии на производство ценностей,но претензия на главенство в доминантной кул. Особым видом социального типа культуры является культура маргинальнаякультура субъекта переходного типа, содержащая в себе традиции двух разных культу.
14.Понятия «субкультуры»,«контркультуры», «маргинальная к.».Субкультура -это особый тип культуры, представленный замкнутыми самоизоирующимися социокультурными образованиями, , склонными к дистанцированию от доминантной культуры. Субкультура отличается от доминирующей языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, внешностью, ценностными нормами. Формы субкультур:негативные (девиантные)наркоманы, правонарушители, контркультуры;позитивные социальная и др. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая противостоит и находится в конфликте с доминирующей. Термин “К.” появился в зап. лит-ре в 60-е гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников. Но чтобы возникла принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации. Молодежные субкультуры: Гопники молодые люди криминальной направленности., Готы молодежное движение, зародилось в Англии в 70-е гг., Панки (юнцы) объединение с целью протеста против меркантильных отношений в обществе. Появились в Англии в к. 70-х., Фанаты группы поддержки предпочитаемой спортивной или музыкальной группы.,Хиппи (увлеченные, меланхоличные) отвергающие установленные нормы поведения, ведущие бродяжнический образ жизни. Существует также особая культура, называемая маргинальной культурой. индивиды, находящиеся как бы на краю той или иной культуры. включаются деревенские жители в городе, иммигранты и др. маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична. Объективными условиями формирования М.К. являются процессы трансформации общества.
16.Роля навукі і тэхнікі ў развіцці культуры. Наука является важнейшим элементом культуры. включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности- представлен в виде теоретических описаний, схем и тд. наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен. Техника: Каждое изделие есть система знаков, несущая всем членам общества информацию как об идее. Технику можно рассматривать как знаковое средство хранения и передачи технической культуры. Особенность: техника "наглядна", "очевидна" для всех. если исторически первоначально орудия изготавливались коллективно, то со временем изготовителем становится один человек. возникает подозрительное отношение и к технике, и к самому изобретателю, которое впоследствии вылилось в двойственное к ней отношение. выделяют социокультурные предпосылки ее возникновения. техника возникает на фоне общего социокультурного развития, как результат, обусловленный наличием общих представлений о мире.
17.Рэлігія ў кантэксце культуры. Религия -это культурный феномен, в основе которого лежит некое учение, верование, придающее смысл человеческому существованию. Она представлена догматическая обрядовой системой, отражающей мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. понимаемая как социокультурный институт, может быть представлена как система, имеющая структуру. Основными компонентами этой системы являются религиозное сознание, религиозная деятельность и религиозные организации. Религиозное сознание включает- конкретные верования, чувства и настроения людей, называемые религиозной психологией и религиозную идеологию тд. Религиозные действия (обряды и культ) имеют своей целью оказать влияние на сверхъестественный мир. Религиозные организации представляют собой объединения верующих на базе общности их верования для совместного осуществления культовых действий.Верования или вероучения-устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах. Религиозная вера обусловлена идеей Бога. Бог это то, во что, прежде всего верит верующий человек. Всякая религиозная система включает в себя разнообразную религиозную практику, отражающую всю специфику религиозного сознания этой системы. к религиозной практике относятся: молитва, ритуал, церемония, обряд, культ, паломничество, проповедь, праздники и др.
18.Міф як феномен культуры. Тэорыі і інтэрпрэтацыіміфа. Миф - это образная, метафорически-целостная модель мира, поэтическая интерпретация или драматизация конфликтных сил природы, жизни и человеческого разума, это вибрирующее выражение фантазии, ценностей и стремлений архаической культуры. Миф-синкретичныйобраз, воспринимаемый как реальность.В мифе нет чудес, нет реального и нереального.Миф есть синкретичное единство художественного, научно-познавательного, активно преобразующего и религиозного начал.Художественное начало проявлялось в его образно-символическом единстве. Научно-познавательное-в способности объяснять и выдвигать гипотезы о том, что неизвестно достоверно. Активно преобразующее-- в возможности и стремлении сформировать то достраиваемое и неизвестное подлинно как желаемую модель, цель, идеал и совершенство. Религиозное начало в том все что привносилось человеком должно было признаваться на веру. Мифы рассказывают о начале мира. Герои мифа-полубоги и первопредки племени, они же культурные герои. Миф-модель поведения, регулятор действия . Миф-проявление, коллективного, а не индивидуального. Миф обладает и эстетичностью. Мифология-система мифологических сюжетов, объединенных целостностью мировосприятия и иллюстрирующих те или иные положения мировоззренческой идеи. Фольклор-исторически первое художественное коллективное творчество народа.
15. Мораль и культура. Моральная культура личности. Мора́ль (лат. moralis касающийся нравов) один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием т.д Моральная культура это достигнутый обществом и конкретным человеком уровень человечности, гуманности в социальных отношениях.. Нравственная культура это реализация человеком в своем поведении и деятельности своих нравственных принципов. Нравственная и моральная культура включают в себя: 1) ценности и 2) регулятивы. Важнейшие принципы современной нравственной культуры: 1) «Золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». 2) Моральная автономия личности. Этот принцип получил развитие в философии Канта, который провозгласил личность абсолютной ценностью. 3) Гуманизм. Сущность гуманизма в человеколюбии, признании единства человечества, заботе о благополучии и счастье каждого человека. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ. степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры об-ва; Задача формирования Н. к. л. и заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов. Н. к. л.-целостная система элементов, охватывающая культуру этического мышления. кратко, Н. к. л. - это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубоко прочувствованные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка. Н. к. л. предполагает активность жизненной позиции личности.
19.Інфармацыйная культура. Паняцце знака і сімвала. Знак-процесс, явление или материальный объект, обладающий информационным потенциалом для восприятия человеком и смысловым содержанием.Символы-условные обозначения, имеющие ассоциативно-смысловую связь с обозначаемым. В знаке происходит соотношение означаемого и означающего, которые не являются тождеством. этот момент является определяющим в процессах понимания и толкования, допускающие и предполагающие разные интерпретации одного и того же знака. "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. множество определений информационной культуры. . В широком смысле-совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур. В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач. . Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом.
20.Мастацтва і мастацкая культура. Искусство-культурный феномен, форма мировоззрения, в котором человек стремится не только понять, познать и преобразовать мир, но и насладиться при этом его красотой и совершенством. Художественная культура - одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Художественная культура - это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:1) то,что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры.2) часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью в сфере искусства и результатами этой деятельности.
21.Крыніцы і механізмы культурнай дынамікі. Дынамікатрадыцый і навацый. Культурная динамика-изменение во времени и пространстве состояния культурных систем и объектов, под воздействием внешних и внутренних сил. Динамика проявляется в культурных процессах подразделяться на: социальную микродинамику (в пределах жизни 1-25 лет); среднемасштабную (экономические волны 4855 лет или смена поколений 2530 лет) историческуюмакродинамику (в большем времени до всеобщей истории); Виды моделей культурной динамики: Маятниковые колебания,--взрыв (Лотман), т.е. резкое повышение удельного веса перемен.Волновые изменения,--Циклические,--Поступательно-эволюционные. Культура в каждом моменте содержит в себе как устойчивость, так и изменчивость. Устойчивость культуры обеспечивается традицией, а изменчивость новацией. Культуру, ориентированную на сохранение традиции называют традиционной. Культуру, ориентированную на реформирование и модернизацию новационной.
22.Эвалюцыянісцкія канцэпцыі культуры (Л. Морган, Дж. Фрэзер і інш.). Эволюционный подход -изучение культур с позиций их значимости в общей эволюции мировой культуры. Под эволюцией понимается такое развитие, которое происходит по пути усложнения от простого к более сложному и прогрессивному. Представителями эволюционизма в культурологии считают Эдуарда Бернарда Тайлора,Г.Спенсера, Л.Моргана. Специфика антропологической традиции обоснована американским культурологом Лесли Уайтом, определившим культуру как специфический класс явлений, наделенных специфическим значением и присущих только человеческому сообществу. Мир человека-мир его культуры. Культурная антропология, сохраняя целостный подход в изучении человека как существа биологического и культурного, одновременно выделяла культуру как совокупность изучаемых этнографически, археологически и исторически других культур. В 1967 г. американскими учеными был издан «Этнографический атлас», содержащий сведения по 600 отдельным культурам.
23.Канцэпцыі цыклічнага развіцця культуры і цывілізацыі (М. Даннлевскнй, О. Шпэнглер, А.Дж. Тойнбі, П. Сарокін і інш). А.Тойнби (18811975) является автором самого крупного в XX веке труда по истории цивилизации. Тойнби выделил 21 цивилизацию, ввел понятие «вызова и ответа». ». Каждая цивилизация сталкивается с необходимостью дать ответ на тот или иной «вызов» состояние природной среды, демографическое давление тд. Он применил энвайронментальный метод к анализу истории цивилизации (энвайронмент среда, окружающие условия. ). Факторами, стимулирующими развитие цивилизации, являются, по Тойнби, внешние причины. Ослабление цивилизации происходят в силу внутренних причин. О.Шпенглер (18801936) заимствовал у греков идею цикличности развития цивилизации. Он рассмотрел семь крупнейших цивилизаций (египетскую, китайскую, семитскую, еврейско-арабскую, греко-римскую, западную, мексиканскую) и обосновал вывод о том, что каждая цивилизация проходит стадии, аналогичные стадиям жизненного цикла человека. из первых он дал определение культуры: «Культура есть единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа», предсказал гибель европейской культуры и цивилизации. П.Сорокин, Л.Роберт, Ф.Боас все они отрицательно относились к попыткам антропологов построить универсальную историю культур (их позиция была, конечно, реакцией на теории эволюционизма в социокультурной области, распространившиеся в конце XIX века).
24. Псіхааналітычныя канцэпцыі культуры (3.Фрэйд, К.-Г. Юнг, Э. Фром і інш.). Психоаналитическая культурология-совокупность сложившихся учений, раскрывающих психологическую обусловленность культурного творчества. Родоначальником данного направления стал Зигмунд Фрейд, создавший метод психоанализа и применивший его к исследованию культурных явлений. Для психологической культурологии характерна ориентация на усвоение и переосмысление психологической парадигмы роли бессознательных импульсов в поведении людей. Зигмунд Фрейд стал родоначальником такого направления как психоанализ (или фрейдизм. Идеи Фрейда имели не только теоретическое, но и художественное продолжение-творчество сюрреалистов и Сальвадора Дали, Кафки, Томаса Манна и др. Основные положения его теории: --Психоанализ как новый метод исследования, который заключается в том, что культурно-социальные явления можно исследовать исходя из анализа психики человека. Структура психики Я, ОНО и СВЕРХ-Я. Бессознательное особая сфера психики человека, включающая в себя силу нереализованных желаний человека, противостоящая силам разума. Мир сознательного находится в конфликте с бессознательным. Либидо половая энергия, которая составляет сущность человеческой сущности. Карл Густав Юнг представитель «аналитической психологии», швейцарский психиатр, медик. Противник сексуальной трактовки психической энергии.основные идеи: Есть индивидуальное бессознательное и коллективное,присущее всем людям, передающееся по наследству в виде архетипов.Архетипы -психологические духовные общности, определяющие формы мышления. -Все психические расстройства имеют, прежде всего, социально-культурные корни. Смыслы архетипов «заархивированы» в символических системах (мифах, искусстве)Эрих Фромм представитель неофрейдизма, создавший направление «гуманистического психоанализа». Его работа называется «Человек для себя»: завоевав природу, создав культуру, человек стал рабом собственных достижений. человек становится только потребителем,производя множество совершенно бесполезных предметов. Выход программа «Гуманизация техники», включающая в себя новые формы планирования и потребления. понять культуру можно только через философское постижение человеческой природы. Фромм связывает психоанализ с социальной историей,вводит понятие «социального характер».