Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX начала XX века / Д.В. Сарабьянов. М.: Галарт, 2001. 304 с., ил. (20 - 23)
Андрей Петрович РЯБУШКИН
1861 1904 (43)
Из стен Московского училища вышел один из самых поэтичных художников рубежа столетий - Андрей Петрович Рябушкин (1861 - 1904).
Обучение в Академии
Многие питомцы училища отправлялись в 80-е годы в Петербург, в Академию, с тем чтобы дополнить свое образование в столичном учебном заведении. Но чаще всего они вскоре возвращались в родное училище. Так случилось с Архиповым, Ивановым, Нестеровым. Лишь Рябушкин довел до конца свое обучение в Петербургской Академии. Но при этом он не изменил тем принципам, которые усвоил в Москве.
Бытовой жанр
Начинал Рябушкин тоже в 80-е годы и тоже с бытового жанра. Он любил патриархальную Русь, традиционную деревню с ее ритуалом, народными обычаями, сложившимися в течение столетий. Любимыми его сюжетами были
Художник находил в привычном обряде красоту, торжественность, своеобразную монументальность. Но реальность далеко не всегда давала ему материал для такого решения своих полотен.
Исторический жанр
Патриархальный мир рушился на глазах, в деревне начинали властвовать новые социальные отношения. Рябушкин видел это и остро чувствовал. Поэтому неудивителен был переход художника к историческому жанру. В историческом прошлом Рябушкин как бы реконструировал ту патриархальную красоту, которая исчезала в действительности.
Процесс этого перехода был постепенным. Сначала исторические картины получали как бы жанровую трактовку и в них еще не выявились в полной мере те новые принципы, которые Рябушкин сформулировал в своих лучших произведениях начала ХХ столетия. В картинах
хотя и нет открытого конфликта и развернутого действия, сохраняются конфликты внутренние
Но главное, в этих образах еще нет поэтического обаяния и созерцательного лиризма - качеств, которые
появляются в работе
а утверждаются в картинах
Переход к новым принципам
«Московская улица» знаменует переход к новым принципам. Никаких исторических конфликтов за избранным мотивом не стоит. Можно сказать, что сюжет в этой картине отсутствует - его заменяет мотив. «Малые» события, которые происходят на холсте, не содержат какого-то особого исторического смысла:
Все одеты нарядно, по-праздничному. В глубине изображена церковь, привлекающая своей уютной красотою, - обязательная принадлежность почти каждой московской улицы XVII века. Вся сцена приобретает поэтическую окраску, что и отличает Рябушкина как исторического живописца нового поколения.
Отличие от Сурикова
В 70-80-е годы исторические живописцы - и среди них прежде всего Суриков - передавали трагедию истории. Разумеется, Сурикова интересовала и поэтическая сторона жизни народа в XVII - начале XVIII века. Но эта тема отодвигалась в его произведениях на второй план. У Рябушкина же она становится главной. Его картину можно назвать историко-бытовой и к тому же охарактеризовать как бессобытийную (подобно бытовому жанру 90-х годов).
Интерес к быту XVII века
Интерес к историческому быту возник в творчестве художника не случайно. Здесь нельзя не отметить и влияние русской историографии второй половины XIX века. Многие историки того времени, в частности И.Е.Забелин, специально изучали быт царей, бояр, народа. Наибольшее внимание исследователей быта привлекал именно XVII век - самый «декоративный», «бытовой», «ритуальный». И здесь интерес Рябушкина совпадал с интересом историков.
Элемент иронии
Следует отметить элемент иронии в произведениях Рябушкина. Художник иногда подсмеивается над своими персонажами, он словно ловит тот момент, когда они застывают в неуклюжих позах. Но ирония эта мягкая, любовная. Она дает о себе знать в картине 1896 года
Как на провинциальной фотографии, чинно сидят и стоят члены купеческого семейства - разодетые и насурьмленные, застывшие в «подобающих» позах. Этой имитацией фотографии художник придает портрету современное звучание, как и иронией, которой проникнуты образы портрета.
В картинах «Русские женщины XVII столетия в церкви» и «Свадебный поезд в Москве» ирония почти исчезает и поэтическое начало целиком доминирует. Приносит заметные плоды изучение художником древнерусского искусства: Рябушкин
Фигуры женщин в красных платьях разных оттенков как бы перекликаются с фресковыми изображениями, гармонируют с ними своими цветами, линиями, создавая убедительное доказательство единства быта и искусства XVII столетия. (21)
В стиле модерн
В последних произведениях, выполненных на рубеже столетий, Рябушкин целиком вступает уже в пределы нового стиля - стиля модерн. Он
Художник смягчает впечатление пространственной иллюзии. Если в «Московской улице XVII века» он разворачивал движение на зрителя, строя его по диагонали из глубины, то в «Свадебном поезде» оно направлено строго параллельно плоскости картины. Все большее значение начинает приобретать
Стиль модерн достигает своей законченности в картине «Свадебный поезд в Москве». В ней новые принципы получают чрезвычайно тонкое, изысканное выражение. Сцена предстает перед зрителем как некое видение, как на мгновение воплощенная мечта. Пройдет мгновение и видение исчезнет. Закатится солнце и перестанет освещать розово-желтым светом верхушки крыш и главки церквей. И воцарятся серые сумерки, поглотив серо-коричневые заборы и талый снег улицы. В самом выборе этого момента как бы наметилось соединение реальности и вымысла, столь типичное для стиля модерн.
Идущая женская фигура
Признаки нового стиля заключаются также и в пристрастии Рябушкина к определенным сложившимся иконографическим типам изображения. Он часто обращается к мотиву ожидания, предстояния или шествия. Формулой красоты XVII века становится для него идущая женская фигура.
Классическое профильное изображение этой фигуры есть в «Свадебном поезде». Затем этот мотив вычленяется и становится единственным в картине 1903 года
Сюжеты современной деревни
В последние годы жизни Рябушкин возвращается к сюжетам из жизни современной ему деревни и пишет картины
Оба сюжета связаны с традиционными, почти обрядовыми «событиями». Но в «Чаепитии» художник не может уберечь своих героев от той «порчи», которая охватила деревню в ХХ веке. Почтенное семейство, восседающее в трактире за столом, снедаемо внутренними распрями и противоречиями; в форму традиционного ритуала вложен совсем иной - взрывной - смысл, взрыв в любую минуту готов разрушить патриархальные устои и расколоть этот некогда прекрасный мир. (22)
Поэзия истории
Творчество художника оборвалось рано. Лишь полдесятилетия было отпущено ему на время полного расцвета. Но за этот короткий срок он сумел сделать важные открытия. Именно Рябушкин был первым историческим живописцем, переставившим в этом жанре акцент с трагедии или драмы на поэзию истории. Вскоре эту концепцию исторического жанра реализовали и представители группы «Мир искусства», не случайно стремившиеся привлечь Рябушкина в свои ряды.
Национальное начало
Важно и другое. Рябушкин одним из первых поставил вопрос о выражении в живописи национальных основ русской жизни. Разумеется, передвижники тоже интересовались национальной историей и современностью, но социальные интересы были для них важнее, чем национальные. Национальное начало проявлялось в их искусстве лишь постольку, поскольку перед их глазами была национальная реальность.
Что же касается Рябушкина, то для него это был специальный вопрос. Правда, не один он выдвинул эти проблемы на первый план. Еще в 80-е годы представитель старшего поколения передвижников В.М. Васнецов обратился в своих картинах к народному эпосу, стал разрабатывать национальные мотивы в прикладном искусстве, в театральной декорации.
Абрамцевский кружок
Многие мастера, связанные с имением С.И. Мамонтова «Абрамцево», подлинным рассадником новых национальных идей, стремились
Мастера различных направлений обратились к наследию древнерусской живописи, но каждый находил там свое, близкое именно его устремлениям:
Врубель не делал различия между искусством Древней Руси и Византии. Для него это был единый круг восточно-христианского средневекового искусства, некоторые особенности которого он старался использовать в своем творчестве.
Васнецов обновлял иконографию, следуя лишь общей идее монументальной росписи церковного интерьера, соединяя академическую основу с натуралистическими деталями.
Нестеров, работавший вместе с ним над росписями Владимирского собора в Киеве, в большей мере преуспел не в стенных росписях, которые лишь немногими чертами отличались от васнецовских, а в жанре «агиографическом», где древнерусское наследство использовалось в общей форме как источник религиозных представлений и опыт художественного мифотворчества.
Рябушкин наиболее последовательно и конкретно воплощал традиции древнерусского искусства, который копировал фрески, сопоставлял с ними свои композиции, искал в живописи XVII столетия образец для своего искусства. Его творчество стало важным этапом на пути к подлинно творческому претворению древнерусских традиций, достигнутому Петровым-Водкиным, который представлял уже следующее поколение художников.
PAGE 1