Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЗАДАНИЕ по дисциплине Профессиональная этика Вариант 1

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Северо-Западный филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Российская академия правосудия»

(г. Санкт-Петербург)

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

Кафедра общетеоретических правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

                      по дисциплине «Профессиональная этика»

Вариант №1

Выполнил:

       Студент 2 курса 213 группы

       очной формы обучения

       Мешков Антон Владимирович

Преподаватель:

к.п.н., доцент

Тарасова Ю.Н.

         

Дата представления работы     

«20» мая 2013 г.     

        

        

Санкт-Петербург 2013

                                             Часть 1

1. б

2. а

3. в

                                            Часть 2

     Категорический императив

                 Термин И.Канта

         Понятие добродетели

                     Аристотель

             Black tie (англ.)

         Следует быть в смокинге

                                           Часть 3

1. Мораль в жизни человека и общества

Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным.

Если право, например, опирается прежде всего на принуждение, на силу государственной власти, то мораль – на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. Можно сказать, что мораль держится как бы на трех «китах».

Во-первых, это – традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

Таким образом, я могу сделать вывод, что для личностного отношения к морали существенно не только то, что от ее усвоения зависят сам склад личности и поведение человека, а следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции.

Человек моральный отличается от аморального, от того, у которого «ни стыда, ни совести». И даже не только тем, что его поведение гораздо легче регулировать, подчинять существующим правилам и нормам. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения человеческой личности. Но нужно сказать и о тех, которые пренебрежительно отзываются о морали. Да и пренебрежительность эта не так безгранична, как может показаться. Во-первых, отвергая одни нравственные ценности, тот или иной человек, даже не всегда то сознавая, принимает другие, ориентируется на них. Ведь «нередок феномен «неосознанного сознания» – сознания, которое человек имеет и которым руководствуется на практике, не отражая этого в своем сознании». Во-вторых, нарушения кем-либо нравственных норм происходят не всякий раз, когда ситуация ставит его перед выбором, а лишь время от времени и в целом в рамках «терпимого» для окружающих. Выход за пределы «терпимого» ведет к разрыву социальной средой связей с данным лицом, к его остракизму, изгнанию из среды. В-третьих, нарушая нравственность, человек обычно не приемлет ее нарушений другими, особенно по отношению к нему самому, и таким образом остается под ее воздействием, признает ее, чувствует ее необходимость.

Содержание духовно-нравственных исканий человека – тема вечно актуальная. И надо помнить, что высокая мораль трудна, но также и вдохновляющая для мировосприятия, жизнеощущения человека и понимания им его собственного места среди людей.

2. Основные регуляторы нравственного поведения.

Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Наряду с нравственным поведением существует безнравственное, строящееся на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, в то время как безнравственное разрушает его личность.

Основой нравственного поведения является поступок. Поступок несет в себе действие, которое может иметь положительную или отрицательную оценку общества. Поступком можно считать и воздержание от действия, когда человек не стремиться занять какую-либо позицию в возникшей жизненной ситуации.

Оценки, которые общество дает поступкам человека, не всегда объективны, а также не существует определенных критериев этих оценок. Анализ поведения человека исходит из многих факторов, к основным из них относятся:

1) Мотивы поведения. Их всегда много и они неоднозначны. Иногда благородные и нравственные мотивы, которыми руководствовался человек, приводят к неблаговидным поступкам.

2) Последствия поступков. Их всегда учитывают при вынесение оценки поступку человека. Оценка производится с позиции общественной значимости поступков.

3) Реальность, в которой происходил поступок. Она может сделать один и тот же поступок либо значимым для общества, либо общественно порицаемым.

4) Средства для достижения цели. Нравственное поведение отрицает возможность использования любых целей, для достижения желаемого результата, так как такие действия приводят к развитию у человека эгоизма и нездорового индивидуализма.

Нравственное поведение всегда определяется уровнем моральности личности, которая представляет собой систему ценностей и духовных устремлений человека. Главными факторами нравственного поведения становятся моральные убеждения личности,  уровень ее культурного развития и волевой настрой. Таким образом, нравственное поведение определяет жизнь личности и воплощает ее понятие о добре и зле, справедливости и счастье через систему поступков в обыденных житейских ситуациях.

Нравственное поведение предусматривает с одной стороны свободу выбора и творчества человека, а с другой – оно ограничено рамками принятых в обществе правил и норм. Это поведение всегда предполагает решать проблемы выбора между личными устремлениями и требованиями общества.

3. Этические категории: происхождение, значение.

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

– добро и зло;

– благо;

– справедливость;

– долг;

– совесть;

– ответственность;

– достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу. Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антагонистическим устройством общества.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Ответственностькатегория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

Достоинствокатегория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя).

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

4. Этика власти.

Этика власти – это:

1) соблюдение властью норм морали и нравственности,

2) система представлений, знаний на стыке этики и кратологии, которая может рассматриваться и как одна из наук о власти.

Этика власти занимается исследованием места морали в системе властных отношений, в деятельности правителей и органов власти, теоретически обосновывает необходимость и важность нравственного поведения властей, дополняющего и развивающего их приверженность нормам права, вырабатывает соответствующие советы, рекомендации для властной практики. Как показывает исторический опыт, этика в доведении и действиях властей практически во всех периодах, да и во многих странах оставалась узким местом, страдала изъянами. Их преодолению должно послужить формирование демократического правового государства.

5. Нравственное долженствование.

Представителям творческой элиты собственная творческая самореализация воспринимается как нравственное долженствование. Процесс творческой самореализации есть неудовлетворенность личности тем, что есть в наличии (собой, своими результатами, другими личностями и их достижениями), и, соответственно, стремление к совершенному, к идеалу. Противопоставление фактически существующего и совершенного, нравственно ценного отражается в категориях сущего и должного. Для представителя творческой элиты движение к совершенству (идеалу) проявляется как стремление к собственной творческой самореализации, сопряженной с творческим самосовершенствованием, и как нравственно положительное наполнение содержания данной деятельности, нравственное личное совершенствование, выступающие в качестве нравственного долженствования. Долг (или долженствование) понимается нами как нравственная необходимость, ставшая для личности внутренне принимаемым обязательством и фиксированная в качестве субъективного принципа поведения. Иными словами, творческое стремление к совершенству имеет ценностное значение для личности, определяющее положительное содержание ее поступков, и в то же время выступает в качестве императива, поскольку это содержание определено в отношении воли личности и вменяется ей в обязательное исполнение.

Важно отметить, что долженствование не является прерогативой морали – подобный особенный модус мироощущения характерен и для других человеческих взаимоотношений, и отношений субъекта и мира, но личностная потребность в творческой актуализации для представителя элиты выступает именно как нравственное долженствование, в качестве именно нравственного долженствования оно может проявляться в самых различных формах, как позитивных, так и негативных. Применительно к позитивному и негативному долженствованию И. Кант использовал термины «долг свершения» и «долг воздержания» – от гордости до мести, от воодушевления до стыда.

6. Этические дилеммы.

Дилемма (в логике) это суждение, которому предписываются два  противоречащих друг другу признака, исключающих третий.

Когда мы говорим "в жизни есть дилемма", то имеется в виду ситуация, когда человек оказывается перед необходимым выбором между двумя одинаковыми возможностями.

Этические дилеммы, которые возникают в социальной работе, отличаются от тех дилемм, которые существуют в не профессиональной деятельности.

Этические дилеммы всегда связаны с проблемой ценностей социальной работы. Например, могут не совпадать личные и профессиональные ценности самого социального работника.

Характер этической дилеммы может зависеть от социальных, культурных, политических условий той страны, в которой осуществляется социальная работа.

В социальной практике встречаются следующие этические дилеммы.

Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость - являются теми основами, на которых строится социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии и обществу в целом. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами.

Законы, постановления и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, постановлениям не следует подчиняться, в противном случае, будет нанесен вред клиенту.

Личные и профессиональные ценности. В основе этой группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. Мнения социальных работников о том, каким ценностям отдать предпочтение, далеко не всегда совпадают. Социальный работник должен взвесить обязательства перед клиентом, профессией, третьими лицами.

Патернализм и самоопределение. Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Этот случай вызывает споры о пределах допустимости патернализма. С одной стороны, клиенты имеют право на определенные формы саморазрушительного и рискованного поведения, с другой, социальный работник несет ответственность за защиту клиентов за них самих, когда они терпят неудачу. Споры об этом часто связаны с концепцией самоопределения и с тем, какие клиенты способны осознать свое положение и принять оптимальное решение. Очень часто патернализм - это защита клиента от него самого. Для того, чтобы применять данный подход нужны веские основания. В целом для социальной работы наибольшую ценность имеет самоопределение как ценность, а патернализм признается крайней мерой.

Необходимость говорить правду и интересы клиента. Одним из принципов Этического кодекса НАСР является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. С одной стороны, это законное право не подвергается сомнению. С другой – в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов, или предоставить дезинформацию. Например, в случае, когда дело касается больных клиентов или детей, для которых правдивая информация может считаться вредной при определенных обстоятельствах.

Конфиденциальность и частный характер сообщений. Социальный работник, следуя Этическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиента конфиденциально. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях социальный работник вынужден рассматривать возможность раскрытия информации, когда, например, существует угроза того, что клиент может нанести вред третьему лицу. Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в той или иной конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использовании. С другой стороны, социальный работник может отказаться раскрыть информацию, данную ему клиентом, например, по запросу суда. В этом случае возникает дилемма по отношению к конфиденциальности сведений клиента и обязательствами перед организацией – работодателем.

7. Этические кодексы: назначение и форма.

Этические кодексы подразделяются на профессиональные и корпоративные. Если последние отражают стандарты, принятые в организации или фирме, то профессиональные кодексы фиксируют правила поведения работающих в отрасли или направлении деятельности (например, кодекс рекламиста, юриста, социального работника и т. д.)

Первые корпоративные этические кодексы появились в США в начале XX в. Первоначально это были короткие формулировки основных идей, например: «Компания придерживается стандартов американской системы свободного предпринимательства», а также перечни некоторых норм обращения с клиентами и соперниками. Некоторые из таких кодексов существуют до сих пор в виде «кредо» корпорации.

Например, краткий, но ясно сформулированный кодекс компании «Джонсон и Джонсон», принятый  в 1945 г., с тех пор так и не менялся.
Следующая стадия развития корпоративных кодексов наступила в начале 50-х годов, когда после ряда нашумевших судебных процессов против крупных компаний в кодексы стали включать некоторые положения антимонопольных законов, принятых в США в 1890, 1914 и 1936 гг. В кодексах компаний этого времени можно встретить подробные инструкции о том, как соблюдать антимонопольные законы, запрещающие навязывание ценовой политики другим фирмам и сговор с конкурентами.

Наряду с корпоративными кодексами создавались и профессиональные. Развитие последних шло несколько быстрее. Появившиеся в начале 20-х годов XX века американские профессиональные кодексы, как считает Дж. Бенсон, стали результатом деятельности министра торговли Г. Гувера, проводившего в эти годы кампанию за честный бизнес.

Половина существующих кодексов была принята до 1955 г., четыре пятых от их числа – до 1970 г.
Наиболее полное представление о первых профессиональных этических кодексах дает книга Э. Хирмэнса, в которой собраны 198 таких документов. Некоторые из них провозглашали идеалы, развивавшие воображение предпринимателей, но едва ли достижимые. Были и примеры обратного. Например, в кодексе Ассоциации торговцев готовой одеждой об этике нет ни слова. Ассоциация отелей Айовы говорит об обязанности своих членов защищать «доброе имя» сообщества и профессиональной честности, но не приводит никаких конкретных правил. Более разносторонние кодексы охватывают, прежде всего, отношения с партнерами, поставщиками, конкурентами. Служащим в них уделено мало внимания. Наиболее подробные кодексы дают представление о тех этических проблемах, для решения которых они создавались. Большинство кодексов, прежде всего, регламентировало борьбу с соперниками.

8. Этика утилитаризма.

Утилитаризм — направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.  Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама (1748—1832). В своих трудах Бентам разрабатывал методику поиска объективных критериев измерения ценностей, которая должна была обеспечить возможность простого и удовлетворительного с экономической точки зрения определения адекватности социальной политики и общественного законодательства. По его мнению, наиболее эффективными критериями могли служить степень соответствия образа действия и существующих законов и степень полезности и вредности деятельности (по данным оценки ее последствий).

Какое-либо действие является правомерным с этической точки зрения в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.

В обиходе утилитаризмом называется всякая деятельность, в основе которой лежит грубый материальный расчёт, стремление из всего извлекать выгоду, узкий практицизм.

Все люди, согласно Бентаму, стремятся к удовлетворению своих желаний. Счастье, или польза заключается в удовольствии, но при отсутствии страдания, т.е. счастье заключается в чистом, длительном и непрерывном удовольствии. И удовольствие, и польза понимались Бентамом предельно широко: наслаждение – это всякие наслаждения, в том числе чувственные, польза – всякая польза, в том числе выгода.

Этика заключается в том, что в человеке естественный процесс вступает в противоречие с самим собой на основе сознания. Чем дальше отодвигается это противоречие в сферу инстинктивного, тем слабее становится этика.

9. Профессионально-нравственная деформация.

Профессиональная деформация — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

В научной и специальной литературе нет единого подхода к определению содержания понятия «профессиональная деформация». Трудности раскрытия ее природы обусловлены, прежде всего, сложностью структуры и многообразием связей между формами проявления деформации в процессе профессиональной деятельности и их личностной сущностью.

Впервые термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие ученые, как С. Г. Геллерштейн, А. К. Маркова, Э. Ф. Зеер. Профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (60-е годы ХХ века) считали, что склонность к деформации наблюдается у определенных профессий, «представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью».

10. Служебный этикет: специфика и назначение.

Служебный  этикет   –   это   нормы служебного  общения.

В  основе  его  лежит   деловые  соображения  служебной  коммуникации. И прежде всего  – это понимание важности обсуждаемого  вопроса.

Служебное общение любого уровня должно  быть  пропитано  убеждением,  что обсуждаемый вопрос в равной степени важен как для коммуникатора, так  и  для реципиента. Бытующее мнение о том, что  исполнитель  не  обязательно  должен знать  о  положении  вещей   в   целом,   ошибочно.   Требование   понимания обсуждаемого вопроса предполагает равнозначность осведомленности.

Следующим правилом служебного общения является создание   правильной установки в  процессе  коммуникаций. 

Установка  сознания  – это отношение человека к окружающему его миру и  к  людям,  свои  коллегам.  Дефекты  этой  установки незамедлительно скажутся и  на  процессе  общения  и  на  конечном результате деятельности.

Задавая  область   служебных отношений, нужно  сразу  принимать  установку,  что  выше  дела  и  делового сотрудничества  ничего  быть  не  может.  Этот   категорический   императив, конечно, трудно в полной мере реализовать практически.  Но  он  должен  быть основной целью всех тех, кто вступает в служебное общение.

Служебное общение  должно оптимально  соотносить  обязанность  и  интерес, внимание и потребность, ответственность и мотив.

Важным правилом служебного общения должно быть внимание к фактам.

Этика приказа и просьбы  – важные составляющие служебного этикета. И то, и другое  –  требования  предоставления  некоторой  ситуации  или   выполнения определенного действия. Разница между ними лишь  в  степени  категоричности.

     Уместность  использования  той  или  иной  степени  категоричности   всецело  определяется ситуацией. Приказная  форма, жесткий стиль требования  оправданы в экстремальных условиях. Пожалуй, самым главным критерием  уместности  будет следующий: приказ неуместен везде и всегда,  где  можно  обойтись  просьбой.

     Жесткая форма администрирования – самая  невыгодная  форма  управления.  Чем жестче отдан приказ, тем он более «обезволивает»  подчиненного, лишает  его возможности проявления   инициативы,   однозначно   навязывает   конкретное действие, а не требуемый результат. В этом случае требовать ответственности за него было бы просто аморально.

  Тем более недопустима форма приказа,  сопровождаемая  угрозой наказания. Уровень эффективности исполнения  сразу   значительно   снижается,   и   у исполнителя возникает чувство протеста и сопротивления.

  Просьба так же не всегда бывает уместна. По крайней мере, если речь  идет о выполнении элементарных служебных обязанностей,  просить  об  этом,  почти как об услуге, достаточно нелепо. Наиболее индифферентная форма,  подходящая к  большинству  служебных  ситуаций  общения –   поручение.   Соответственно поручение трансформируется в просьбу, если его содержание выходит  за  рамки прямых служебных обязанностей.

Этика наказания – неотъемлемый элемент служебного этикета общения.  Здесь речь идет  не  столько об  эффективности наказания (выговора,  порицания, взыскания,  штрафа  т.п.),  сколько о наказании  как  элементе  служебного общения. А это предполагает,  что  свершившийся  факт  наказания  не  должен стать в дальнейшем непреодолимым барьером в служебном общении.

 Поэтому  наказание должно быть, несомненно,  заслуженным,  соответствовать по  своему уровню ответственности, степени проступка, глубине последствий  и мере  осознанности.  Если  хотя  бы  по  одной  из  данных   позиций   будет несоответствие, эффективность, а равно и моральная  оправданность  наказания приведут к деструктивным результатам. Нужно  учитывать  несколько  принципов наказания.

       1. Чтобы наказание послужило делу,  необходимо  достичь  полного   принятия     позиции руководителя  подчиненным.

       2. Если подчиненный как личность  принимает позицию руководителя, требуется    осуждать совершенный личностью поступок  (или  проступок),  а  не  саму  личность.

       3.  Наказывая  подчиненного,  нужно  не  отталкивать  его,   а   наоборот, привлекать к себе, в том числе предлагая  вместе  подумать,  как  можно   исправить  ту или иную оплошность.

       Принцип наказания должен основываться  на том, что выговор  или   взыскание никого в восторг   не  приводят.  Даже  если  все   правила  выполнены,  после  наказания было бы противоестественным   ожидать  появления  радости   на  лице подчиненного.  Это   просто  противоречило  бы   психологическому   механизму действия наказания. Но главное, чего нужно  добиться,–  чтобы  отрицательные эмоции, возникшие  в  этой  ситуации,  были  направлены  не  на  вас,  а  на поступок.

 Форма увольнения  в служебном этикете –  одна  из  самых  болезненных.  Ее сухой стиль, излагаемый в виде фраз: «В  порядке  сокращения  штатов…»,  «По статье  такой-то…»,  «По  собственному  желанию…»,  «Как   несоответствующий должности…»  и  т.п.,  всегда  вызывает  психический  надлом  не только   у увольняемого, но и у тех, кто продолжает  выполнять служебные обязанности.

Формула увольнения включает в себя шесть  пунктов,  и ни  один  из  них не должен быть упущен. В противном случае  в оставшемся  коллективе  наверняка возникнут дополнительные  коммуникативные  барьеры.   Эта   формула   имеет универсальный характер, и все  ее  пункты  могут  использоваться  буквально, слово в слово в том же порядке, в котором они предлагаются.

 Вызвав  к себе подчиненного для разговора  об увольнении  и  предложив  ему сесть, формулируйте следующее:

     1. Имярек! Если вы  в корне не измените свое  отношение к работе, то  нам   с     вами не по пути.

     2. В течение ближайших двух  недель (месяца) забудьте  о  том,  что  я  вам  сказал.

     3. Приходите ко мне за помощью и советом, когда они вам потребуется.

     4. Я буду вести  себя  так   по  отношению  к  вам,  как  будто  вы  только     приступили к работе, и сделаю  для вас все, что в моих  силах.

     5. Если же по истечении указанного  срока  вы  покажете,  что  работа  вам   плечу, забудем этот разговор.

     6. Если же за это время   ничего  не  изменится,  то  пеняйте   на  себя.

      7. Я официально сообщу вам, что вы уволены, и вам придется подыскивать новое   место работы.   

     Вряд  ли эта формула исправит человека, не способного  к  работе,  но  она поможет не  нажить  врага  и  вовремя  избавиться  от  лодыря.  В  служебном коллективе, в котором, как известно,  все  тайное  сразу  становится  явным, данная формула может служить  стимулирующим  фактором. Даже  независимо  от того, что угроза, может быть, ни разу и не доводилась до конца.

  Благодарность и комплимент в этике служебных отношений также занимают важное место. В основе благодарности – внимательность к успехам подчиненных и своевременность поощрения. Причем своевременное устное поощрение  –  более весомая  составляющая  эффекта  служебной   коммуникации,   чем,   например, запоздалая денежная премия. Вовремя  похвалить отметить  прогресс,  повышение показателей – значит еще больше стимулировать работу.  Лучше  не  наказывать  вообще за просроченный проступок, чем не похвалить, не заметив успеха.

 В благодарности  и  поощрении  соблюдаются   нормы  общепринятого  этикета.  Формой поощрения могут  служить   так  называемые  «золотые  слова».  Это  не прямое, а косвенное поощрение. Но порою оно более действенно,  чем прямая благодарность.

  К косвенному поощрению можно отнести комплимент как выражение некоторого  преувеличения личных  и деловых качеств   человека.   В   психологическом отношении  комплимент  создает  отношении  аттракции   (доверия,   симпатии, привлекательности). Человек слышит в свой адрес приятные слова, он  получает удовольствие (и это психологически понятно) и вместе с  ним  некоторую  дозу внушения поддерживания подобных отношений.

  Паритетные  начала  служебного  этикета  основываются  на   ряде   важных принципов.

   Принципиальное   равенство.   Эффективность согласованного действия,  делового  обсуждения  увеличивается тогда,  когда перед соображением  дела  все равны,  независимо  от  должности,  возраста, статуса, стажа работы и т.п.

     Есть много моделей достижения  равенства позиций при  обсуждении  делового вопроса.

   Флотская  модель,   например,   предполагает   обсуждать   тактику предстоящего сражения в кают-компании  флагмана,  начиная  с  мнения  самого младшего по званию и возрасту офицера.

   Модель  круглого  стола  предполагает свободный обмен мнениями, в  которой  регламент  гарантирует  каждому  право выступления, независимо от воли спикера.

   «Мозговой штурм»,  уравнивая  перед регламентом,  отдает  приоритет   тому,   чьи   идеи   оказываются   свежее, актуальнее.

         Для пользы дела требуется уравнять всех в  правах  на  истину,  что, впрочем, действительно соответствует реальному положению вещей.

   Упорядочение  обращения.  Начальственное, панибратское  «ты»  подчиненному  в ответ на  его «вы»  никак не   будет соответствовать идее равенства.  Манера  общения,  естественно,  зависит  от состояния межличностных отношений: с кем-то кто-то на «ты», а с кем-то –  на «вы». Важно, чтобы в любом случае все это было симметричным.




1. Atomic rooster
2. Путевка Землетрясение хрупкие деформации
3. а ефективність процесу навчання ~ результат успішності навчання учнів а також їх вихованості і розвитку; б
4.  1 Иудализм 2 Брахманизм 2
5. Секст Эмпирик
6. Задание 1 На рис 1 изображен ученый которого считают отцом экологии
7. Роль информационных технологий в управлении предприятием
8. Техника безопасности (всем морякам)
9. ПЕДИАТРИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО Раздел 12 Болезни детей раннего и старшего детского возроста
10. Психотропные боевые отравляющие вещества
11. Ценность прошлого- этноцентристские исторические мифы, идентичность и этнополитика
12. Институт психологопедагогических проблем детства Российской Академии образования Москва ул
13. Нефтегазовые технологии
14. Роль стекла в современной архитектуре 001
15. Проект психологической организации
16. тема в которой товары и услуги доступны без использования денег кредитов бартера долговых систем и принуди.
17. варианты заданий а также информацию о содержании объеме структуре курсового проекта требования к его оф.html
18. х годов идеи становления сообщества рамки которого охватывали бы всю экономику получили в Западной Европе
19. тематические Исследование и разработки- раскрыта сущность банковских операций изучено современное состо
20. аналітичне забезпечення стратегічного управління Реалізація концепції стратегічного управління на підпр