У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Гроза по сути является трагедией

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.3.2025

Экзаменационные вопросы по русской литературе



31 Темы идеи пьес Островского Гроза Бесприданница. Конфликт, положенный в основу произведения.

1. Островский впервые в русской литературе критически изобразил быт и нравы купечества. Получилась картина сонного царства, лишенного духовной жизни, косного и ограниченного. И в борьбе с силами зла Катерина обречена на гибель, поэтому «Гроза» по сути является трагедией. Н.Добролюбов в статье « Луч света в темном царстве» увидел в гибели Катерины торжество мятежного духовного начала над каменным бытом домостроевской Руси. Ее самоубийство он расценил не как слабость, а как ее душевную силу, неспособность смириться с властью мертвого закона. Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в тоже время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. Это объясняет конфликт Катерины как с-«темным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой. Гроза в пьесе – понятие и конкретное и символическое. Это и символ страха греха, и душевного переворота, и очищения. Это очищение восходит и в душе Тихона , в сцене покаяния у мертвого тела жены, и в побеге Варвары с Кудряшом из-под власти Кабанихи. Две морали, два уровня сознания сталкиваются здесь совершенно отчетливо. Одна — передающая высокие нравственные представления, выработанные многовековым опытом народа, и вторая — жестокая, изуверская, античеловечная по своей сути система взглядов Кабанихи, противостоящая не только тысячелетней гуманистической традиции, но даже и христианским принципам, хотя она и считает себя истинно религиозным человеком. Стихийный вызов царству Кабановых и Диких, «провозглашенный над бездной», был расценен Добролюбовым как знак протеста, назревающего в стране, как свидетельство близкого конца кондового крепостнического уклада. Писарев усмотрел больше страх ее перед карой божьей, нежели протест и решительный шаг к освобождению. Поддавшись своим чувствам, Катерина влюбляется в Бориса, но, преступая супружеский закон, она тем самым преступает и свои собственные нравственные принципы, что приводит к тяжелому внутреннему конфликту между чувством и долгом.

Гроза имеет большое значение в пьесе. Она заключает в себе характеристику внутреннего состояния героев, их тревогу и смятение, становится символом, с одной стороны, Божьей кары, которая должна настигнуть Катерину за ее грех, а с другой — символом надвигающейся бури, которая уничтожит «темное царство».

Милосердие — вот то слово, которое объясняет этическую позицию драматурга. Гибель Катерины предопределена тем, что она живет в мире, где нет прощения, милосердия, пощады. А мир, в котором нет милосердия, обречен.

Тема: проблема человеческого достоинстве;

♦ проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;

♦ проблема честности, справедливости и способности сделать выбор.

Идеи: 1. Обратить внимание общественности на проблему

2. Выразить протест против такого отношения

3. Изменить положение женщин.


В романе «Бесприданница» темы и идеи сохраняются но разница в том что Лариса умирает не своей смертью. Ее застрелил Карандышев.

«Бесприданница»

Социально-бытовой конфликт лежит в основе и другой известной драмы Островского — «Бесприданница». Главная героиня пьесы — Лариса Огудалова, обманутая Паратовым, которого она искренне любит, — оказывается перед выбором: стать содержанкой богатого купца или женой нелюбимого человека — Карандышева. И только роковой выстрел последнего разрывает трагический круг, в котором оказалась Лариса.


^ 32Смысл названия романа Тургенева Отцы и дети .споры отцов и детей

2. Смысл что идет борьба 2 поколений старого, куда мы можем отнести Николая Петрович и Павла Петровича Кирсановых. А к новому поколению (нигилисты) относиться – Базаров. И трагическая гибель Базарова отражает трагизм человека, пытающегося отрицать вечные человеческие ценности: культуру, искусство, любовь, с чем совершенно не мог согласиться автор романа. Произведение построено на спорах, которые идут меж поколениями все произведение. Споры ведутся на следующие темы: искусство, грамотность русского народа, польза человека обществу. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других».

Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную — «сперва надо место расчистить». Показывается что Базаров патриот он любит свою страну любит свой народ но прямо говорит что народ не грамотный и нуждается в обучении.


^ 33 Каким образом предреформенная обстановка дает себе чувствовать в романе отцы и дети.

Российская территория выглядит убогой разворачиваются хозяйственные неурядицы, обнищание крестьян, разрушение вековых связей крестьянина с землей, разложение традиций бытового уклада. Крестьяне одеты в лохмотья, и собирают мусор. Дворянство, даже самое образованное, либерально мыслящее, бестолково и беспомощно управляет имениями и не в состоянии предложить что-либо разумное и дельное, чтобы обезопасить страну от грозящего разброда и хаоса.


^ 34 Тема идеи поэмы Некрасова Каму на Руси жить хорошо .кем является крестьяне в поэме

Некрасов
поставил перед собой задачу — написать огромное эпическое полотно современной российской действительности, то углубляясь в прошлое, то устремляясь в будущее

Тема: Мысли народа, его предстовления о том, что же есть для него счастье. Показать предреформенную Россию того времени

Идея: Изменить руский народ в лучшую сторону

Сделать народ грамотным

Показать жизнь крестьян.

Многомерные крестьянские образы есть –русский народ

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» написана именно тем, народным языком именно для тех людей, которые составляют основную часть нашей страны - простого народа.


^ 35 почему Салтыков-Щедрин использует в своем творчестве жанр сказки. Анализ 1й 2й сказок

5. Темы сказок Салтыкова-Щедрина - это обличение пороков общества.

Выбрав форму сказок, писатель наполнил её новым содержанием. Салтыков-Щедрин прекрасно владел «Эзоповым языком», в иносказательной форме которого заключалась, многозначность так нужная писателю, чтобы передать абсурд происходящего. В добавок к этому тогда, в стране была большая неграмотность и автор решил использовать подход сказки ко взрослым людям. Позже они будут называться «Сказки для людей изрядного возраста». Сказки являют собой резкую критику существующего строя и, по существу, служат оружием, обличающим российской самодержавие. Также важное место здесь занимает цензура.


Тематика сказок очень разнообразна: автор выступает не только против пороков самодержавия ("Медведь на воеводстве", "Богатырь"), но и обличает дворянский деспотизм ("Дикий помещик"). Особое осуждение вызывают у сатирика взгляды либералов ("Карась-идеалист"), а также равнодушие чиновников ("Праздный разговор") и обывательская трусость ("Премудрый пескарь").


Тематика и проблематика определяют разнообразие персонажей, действующих в этих остросатирических произведениях. Это глупые правители, поражающие своим невежеством и помещики-самодуры, чиновники и обыватели, купцы и мужики. Иногда персонажи достаточно достоверны, и мы находим в них черты конкретных исторических лиц, а иногда образы аллегоричны и иносказательны.

Используя фольклорно-сказочную форму, сатирик освещает самые злободневные вопросы русской жизни, выступает как защитник народных интересов и передовых идей.


Однако есть тема, которая, можно сказать, присутствует во многих сказках - это тема угнетенного народа. В сказках "Как один мужик двух генералов прокормил", "Коняга" она звучит особенно ярко.


Сказка "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" выделяется из всех особой динамичностью, изменчивостью сюжета. Писатель использует фантастический прием - генералы, словно "по щучьему велению", переносятся на необитаемый остров, и здесь писатель со свойственной ему иронией демонстрирует нам полную беспомощность чиновников и их неспособность действовать.
"Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали". По причине своей глупости и ограниченности они чуть не умерли с голоду. Но им на помощь приходит мужик, который на все руки мастер: он может и охотиться, и готовить пищу. Образ "здоровенного мужичины" олицетворяет в этой сказке и силу, и слабость русского народа. Мастерство, его необыкновенные способности сочетаются в этом образе с покорностью, классовой пассивностью (мужик сам вьет веревку, чтобы его
привязывали к дереву на ночь). Насобирав спелых яблок для генералов, он берет себе кислое, незрелое, да еще он рад был тому, что генералы "его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались".

Сказка о двух генералах говорит о том, что народ, по представлению Салтыкова-Щедрина, - опора государства, он создатель материальных и духовных ценностей


^ 36 тема идеи Достоевского преступление и наказание теория Раскольников


6.
Тема: Ни один человек не имеет права решать вопрос жизни другого человека. За любое противоправное действие всегда следует наказание.

^ Идеи: Показать обществу, что не каждую мысль можно и нужно воплощать в жизнь.

Теория Родиона Раскольникова Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Но теория - ничто без практики. чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Основная формула теории Раскольникова:

^ За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Деньги взятые у нее, Раскольников предполагал раздать обездоленным, избавив их от нищеты. Деньги ростовщицы так и не попали в руки нуждающихся, как не принесли они пользы и самому преступнику.


^ 37 какие события все больше укрепляют в Раскольникове решимость пойти на преступление

В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.

^ Причины преступления


Социальные


Нравственные


Крайняя степень нищеты героя.


Желание проверить теорию.


Болезненное и раздраженное состояние героя.


Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).


Всеобщая несправедливость жизни.


Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.


Знакомство с Мармеладовым и рассказ Мармеладова о своей семье.



Письмо матери с сообщением о предполагаемом замужестве сестры Дуни.



Встреча на бульваре с обманутой девушкой.




Подслушанный разговор в пивной где двое мужиков обсуждали старуху и где говорилось, что в тот злополучный день она на некоторое время должна уйти из дому.

Ко всему этому можно добавить что Раскольников был зол и его раздражала пыль и суета Петербурга.


^ 38 по какому принципу герой Толстого в романе Война и мир делится на любимый и не любимый дать сравнительную характеристику

Смысл названия


Война

Военные столкновения враждующих армий.


Мир

Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны


1


Вражда, непонимание, эгоистический расчет.


Это крестьянский сход.



Разъединение.


«Омут жизни», «вздор и путаница» будничных

интересов.


Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад.


Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.


Дуэль и поединок между героями.


Это ближайшее окружение человека, которое он

всегда носит с собой.


Конфликт человека с самим собой.


Весь свет, Вселенная.


Насилие и кровопролитие,зло.


Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.


Все, что разрушает гармонию.


Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.


^ Это смерть.


Это жизнь.



Для Льва Николаевича Толстого понимание сущности человека определялось признанием обязательного выбора между добром и злом.
Особенность творчества: стремление изображать внутренний мир человека в его развитии - как постоянный, непрерывно сменяющийся психический поток. В романе «Война и мир» прослеживается четкое разделение героев на положительных и отрицательных. Основными чертами последних являются бедность внутреннего мира, отсутствие нравственных принципов, узость интересов и стремлений. В то время как положительные герои - это полноценные личности с богатейшим духовным миром, они находятся в постоянном поиске чего-то нового, стремясь к совершенствованию. Истинную красоту души человеческой автор раскрывает на примере 2 главных героинь - Наташи Ростовой и княжны Марьи, которые, по мнению Толстого, являются идеалами женщин. Их судьбы и характеры различны, как и их душевные искания и переживания. По мысли Толстого, все человечество должно быть связанно именно такими желанными духовными устремлениями навстречу друг другу. Автор считал, что справедливость может быть обеспечена только единством нравственных людей. Внутри подобного единства не может возникнуть и мысли о насилии.


^ 39 жизненные искания Болконского и Безухова

У
П. Безухова искренняя и глубоко чувствительная натура, в которой заложены лучшие человеческие качества: доброта, способность к самопожертвованию и состраданию, умение любить и отдавать все свои силы на то, чтобы сделать счастливой жизнь своих близких и помочь всем нуждающимся. Безухову приходилось проходить не одно испытание, прежде чем прийти к своему жизненному предназначению. Заслуга Пьера в том, что, несмотря на свой робкий от природы характер, он сумел-таки побороть в себе страх и нерешительность, научился управлять своей судьбой и судьбой близких, вверенных ему людей. Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь I всем существом». Идея убить Наполеона- Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле. Пьер не боится начать все заново, не боится совершать ошибки, все, что он делает, он делает от чистого сердца, от любви и от веры в лучшее. В переломные этапы Пьер ведет себя как настоящий герой, он не боится смерти и искренне готов пожертвовать своей жизнью ради спасения всего человечества.

Блолконский

Ради достижения своей цели готов принести в жертву


Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания

его кумир - Наполеон.


«.. .Отец, жена, сестра - самые дорогие мне люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».


Князь осознал великую истину - жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.

Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние.

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.

Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй меня"».

Несколько другой путь к истине проходит Андрей Болконский. В самом начале он предстает неудовлетворенным светским существованием дворянином-офицером, с откровенным недовольством относящимся к общепринятым нормам поведения и светскому образу жизни. Будучи всецело охваченным тщеславными мечтами, он рвется на войну, на поле сражения. И сама война с ее жестокостью и жизненной правдой открывает ему глаза и заставляет взглянуть на мир иначе. Андрей сближается с простыми людьми, солдатами и крестьянами -и понимает, насколько пусты и никчемны его стремления.

^ 40 тема пьесы Чехова вишневый сад судьба героя

  1.  
    Тема 1: «Гибель дворянства и борьба передовых представителей этого самого дворянства с пережитками прошлого, со всем, что мешало жить».


Тема 2: Родины и ее будущего. Чехов мечтал о новой России, о новом вишневом саде, о гордой и свободной личности.

Тема 3: Чехов показывает дворянство как вырождающийся класс .

«Раневская Любовь Андреевна – слабая, безвольная женщина, воспитанная в лучших дворянских традициях, которая абсолютно не умеет тратить деньги, распоряжаться своим хозяйством» характеризует Аня. Но в ней есть широта натуры, доброта, способность к искреннему, горячему чувству. Не менее интересно отношение Чехова и к представителям поколения «будущего». Оправдывая, с одной стороны, поступки Лопахина, называя его прямым потомком тех, чьи лица «глядят с каждого вишневого дерева в саду», автор не дает нам увлечься и впасть в заблуждение. Какую новую жизнь можно построить, окончательно разрушив прошлое- загубив прекрасный вишневый сад и наживаясь на спекуляциях дачам? Чехов отчетливо видел и понимал хищническую природу капитала, но, будучи мудрым художником-реалистом, он не выводит ее из личных способностей капиталиста, на оборот, показывая, как побирательство постепенно калечит недюжинного человека, постепенно превращаясь в его вторую натуру. В конце правящие круги, то есть дворяне должны будут уступить место «новому» поколению.

Вишневый сад вырубают под корень. Образ вишневого сада можно рассматривать в трех значениях: реальный сад Раневской; символ гибели дворянства; символ обновления России.


^ 41 какие произведения Горького можно отнести к романтизму и почему

Ранние рассказы М. Горького принято относить к романтическим произведениям.

Во-первых, потому, что в них писатель несколько идеализирует своих герое, наделяя их исключительными качествами. Во-вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. Например, в рассказе «Макар Чудра» Горький высказывает свою точку зрения на эти проблемы. Где четко формирует мысль: «Свобода для человека – главнее всего на свете».


^ 42 определить жанр пьесы на дне Горького что является предметом изображения в пьесе

Алексей Максимович Горький исследует душу и характеры босяков с разных позиций, в различных жизненных ситуациях, стараясь понять, кто же они, что привело столь разных людей на дно жизни. Автор пытается доказать, что ночлежники обычные люди они мечтают о счастье, умеют любить, сострадать, а главное мыслят.
По жанру пьесу На дне можно отнести к философской, ведь из уст героев мы слышим интересные умозаключения, порой целые социальные теории. Например, Барон утешается тем, что нечего ждать... Я ничего не жду! Все уже... было! Прошло кончено!.. Или Бубнов Вот я выпил и рад!
Но истинный талант к философствованию проявляется у Сатина, бывшего телеграфного служащего. Он рассуждает о добре и зле, о совести, о предназначении человека. Иногда мы чувствуем, что он рупор автора, больше в пьесе некому так складно и умно сказать. Его фраза Человек это звучит гордо! стала крылатой.
Горький хочет показать, что, опираясь только на свои силы, человек может выбраться со дна. Человек все может... лишь бы захотел. Но таких сильных характеров, стремящихся на волю, в пьесе нет.
Предметом произведения мы является трагедии отдельных личностей, их физическую и духовную гибель. На дне люди теряют свое человеческое достоинство вместе с фамилиями и именами. Многие ночлежники имеют клички Кривой Зоб, Татарин, Актер.
Как же Горький-гуманист подходит к основной проблеме произведения . Неужели он признает всю ничтожность человека, низменность его интересов. Нет, автор верит в людей не только сильных, но и честных, трудолюбивых, старательных. Таким человеком в пьесе является слесарь Клещ. Он единственный обитатель дна, имеющий реальные шансы на возрождение. Гордясь своим рабочим званием, Клещ презирает остальных ночлежников. Но постепенно, под воздействием речей Сатина о никчемности труда, он лишается уверенности в себе, опуская перед судьбой руки. В данном случае уже не лукавый Лука, а Сатин-искуситель подавил надежду в человеке. Оказывается, что, имея разные взгляды на жизненные позиции, Сатин и Лука одинаково подталкивают людей к гибели (Лучше горькая правда или сладкая ложь).

Дно это ночлежка, находящаяся ниже уровня земли, лишенная солнечного света, чем-то напоминает зрителю ад, в котором гибнут люди.

^ 43 мира в романе Булгакова мастер и Маргарита чем заканчивается борьба добра и зла света и тьмы

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков затрагивает многие проблемы быта и бытия, напоминает о них людям.
^ 3 сюжетные линии: Прошлое, настоящее, фантастическое. Важное место в романе занимают, так называемые «ерусалимские главы». По Булгакову, человечество в романе дважды переживает Судный час: во времена Понтия Пилата и в первой трети XX века, когда дьяволиада перевоплотилась из Сатаны в людское общество, все более теряющее духовность. Булгаков несомненно обращается к жанру философского романа-мифа. С одной стороны, философский роман тесно связан с современностью, с другой — миф, имеющий широкое обобщение, уводит от повседневности и позволяет перевести повествование в сакральный мир, соединяя историческое и космическое время, быт и символику. Два плана романа предусмат-ривают два финала — реальный и символический.

В реальном земном мире продолжает существовать Зло, рождающее бездуховность, корысть. Здесь, в этом жестоком мире, не находится места Мастеру и Маргарите, а пребывание Воланда и его свиты с «очищающе!» миссией лишь слегка меняет течение повседневной жизни. Борьба света и тьмы, черных туч и огня завершается у Булгакова в далекой перспективе победой света. Булгаков рисует образ Иешуа - праведника, верящего в то, что «все люди добрые», что в каждом человеке есть искра Божья, стремление к свету и истине. Но в тоже время он забывает и о людских пороках: трусости, гордости, безразличии. Другими словами, Булгаков показывает вечную борьбу добра и зла чистоты и порока. Значение этого романа в романе в том, что писатель расширяет временные рамки действия и тем самым лишний раз показывает, что эта борьба вечна, над ней не властно время и эта проблема актуальна всегда. Также Булгаков говорит о том, что силы добра и зла неразрывно связаны между собой, ни одна из них не может существовать без другой. Поэтому в роман вводится необычный мистический герой- профессор Воланд (сатана). Через его поступки и поступки его свиты , которая ставит людей в необычные, нестандартные ситуации. Булгаков высмеивает людские пороки, а кое-где и советский строй. Именно из-за обличительной едкой сатиры роман «Мастер и Маргаритка» был на долгие годы недоступен читателю. Мастер предстает перед нами бессильным, сломленным человеком, не способным бороться против окружающей действительности


^ 44 темы идеи Булгаков собачье сердце

14.
Тема: Не каждую мысль человек должен превращать в жизнь. Последствия не предсказуемы.

Идеи: Не проявлять насилия над природой, человеком, историей.


^ 45 донское казачество на странице романа Шолохова тихий дон

В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культуру и нравы. Роман насыщен событиями общественно-политической жизни, которые оказали большое влияние на судьбу донского казачества.
    Главные герои романа — люди с яркими индивидуальными характерами, сильными страстями, непростыми судьбами. Автор романа создает прекрасные пейзажи донской земли, которые помогают ему глубже раскрыть характеры героев, а читателям — проникнуться силой и красотой жизни казачества.

  1.  
    В первой книге автор рассказывает о жизни казачьего хутора до революции. Замужняя женщина Аксинья влюбляется в соседского молодого казака Григория и готова отстаивать свое право на счастье. Не просто ей было под усмешки баб высоко нести « свою счастливую, но срамную голову». Григорий показан еще неустойчивой натурой, не понимающим своих потребностей и еще не сознающим своих обязанностей перед Аксиньей.


Во второй части писатель расширяет объем повествования и показывает конфликт между казаками и «мужиком». Сословная казачья спесь и презрение ко всем иногородним приводят к кровавой драке на мельнице. Из этого мы понимаем что казаки очень свободолюбивый , патриотичный народ.

М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культуру и нравы. Роман насыщен событиями общественно-политической жизни, которые оказали большое влияние на судьбу донского казачества.


^ 46 гражданская война и изображения Шолохова


16. М.А. Шолохов в романе- эпопее «Тихий дон» создает широкую картину исторических перемен в жизни донского казачества. «Земля ахнула», «лицо земли взрывали», «хлеба топтала конница», неубранные «колосья скорбно шуршали», «великое разрушение и мерзостная пустота» — таково авторское описание начала войны. «Безрадостно дикая» жизнь, внезапно расколовшая мир надвое, порождала жестокость и безумие (сцены грабежа и избиения еврея, изнасилованная Франя, убийство Григорием Мелеховым австрийского солдата), тоску и недоумение. Таким образом и обесценивается человеческая жизнь, потому что война разлагает души людей, убивает в них человека.

^ Главная тема романа: судьба народа в годы революции и гражданской войны. В шатаниях казачества между революцией и контрреволюцией проявилась действенная природа психологии мелкого собственника, который тяготеет невольно и неизбежно то к буржуазии, то к пролетариату. Самостоятельной «линии» у него экономически быть не может. Прошлое влечет его к буржуазии, будущее - к пролетариату. Его рассудок тяготеет к последнему, его предрассудок - к первому. У казачества колебания, свойственные среднему крестьянству, проявились с особой силой. Если в остальных районах России основой союза крестьянства с пролетариатом борьба за землю, то на Дону казачество, в своей массе, имело достаточно земли. Драматизм личной жизни героя усугубляется теми потрясениями, которые пришли на донскую землю в 1918 году. Автор романа показывает, как рушится привычный жизненный уклад казачества, как вчерашние друзья становятся врагами, как разрываются родственные связи... Белогвардейцы запугивали казаков слухами, будто бы большевики хотят отнять у них землю и отдать ее мужикам. Эти провокационные слухи рождали среди казаков слепую ненависть, толкали их на борьбу за свою «делянку земли». Спровоцированные белыми на восстание против Советской власти, казаки с тоской думали о весенней пахоте, об оставленном хозяйстве, отказывались далеко отходить от родных хуторов. В привязанности казаков к своему хозяйству проявилась душа труженика, и психология собственника. Чувства усталости, вины и раздражения особенно сильно овладеют казаками после соединения их с прорвавшейся на Дон белой армией. Казаки все больше отходили от белого командования и после разгрома белой армии о ставшихся в живых стали возвращаться в родные хутора. Не все и не сразу признали Советскую власть. Перед казаками встала дилемма Либо возвращаться к старой жизни: тянуться перед офицерами, гнуть спину на кулаков и помещиков, либо идти вслед за большевиками. В данном романе представлены и те, кто хотел удержать старые порядки, потопить в крови народную власть. Это семейство хуторских богатеев Коршуновых, купец Мохов, помещик Листницкий, генералы и офицеры белой армии. Иностранные интервенты. Выразительны в романе портреты Корнилова, Каледина, Краснова. Как собаки, дерущиеся за кость они в борьбе за власть злобно обличают друг друга. Однако казаки никогда не боялись смерти, если надо было отстоять свою землю


^ 47русский характер в изображений Шолохова судьба человека

17. Писатель, заканчивая рассказ «Судьба человека» пишет про русского человека и русский характер. С уверенностью в том, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеет на своем пути, если к этому позовет его родина», а ведь и впрямь русский народ очень целеустремленный, патриотичный, стойкий к разным условиям. В этом произведении у Андрея Соколова погибает сын на войне, но о не проронил не слезинки, его семья полностью погибает, сам он попадает в фашистский плен, над ним издеваются там он перенес все эти удары жизни. Источником жизни для Андрея Соколова стала любовь к мальчику-сироте. Впервые он спокойно заснул возле него.


^ 48 образ Петра 1го в романе Толстого

В начале романа это испуганный ребенок на руках у Натальи Кирилловны, с ужасом смотрящий на бунтующих стрельцов. Позже мы видим неутомимого подростка, неделями и месяцами муштрующего потешных солдат. Петр не боится подчинятся более умным и знающим военачальникам. Он жадно учится мортирному, кузнечному и плотницкому делу. Хорошо зная нерасторопность и вялость русского мужика, царь личным примером ведет за собой сподвижников. Где словом и уговорами, где угрозами и наказанием он пытается добиться поставленной задачи. В начале Петр создает боеспособные и верные ему войска, затем строит флот отвоевывает исконно русские земли на юге России. Не легко и победно идет он к намеченным целям, очень часто ему приходится терпеть поражения. Но он знает, что с однажды намеченного пути уже не сойдет, будет идти до конца. Главная черта характера Петра Первого, которую постоянно выделяет автор, -это умение учиться, признавать свои ошибки и неуставное движение вперед, к единой цели-созданию крупного и богатого государства. Петр не гнушается никакой работой. В Воронеже он целыми днями пропадает на верфи, а когда понимает, что созданный флот не годится для морского похода, отправляется в Голландию учиться корабельному делу. Он прост в обращении с людьми., старается отменить особые почести, которые оказывают ему бояре и ближайшее окружение. А.Н. Толстому удалось создать правдивый, исторически обоснованный, ставший на долгие годы хрестоматийным образ Петра.


^ 49 символика в поэме Блока 12

Характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического стилей. В самом ее названии намечается связь с легендой о двенадцати апостола, учениках Христа, шедших за ним. Но образ двенадцати имеет в поэме и предательно реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах Петрограда действительно состояли из двенадцати человек. В поэме достаточно много различных символических образов. Символические образы вьюги, метели, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию Блока: «вот поднялся вихорь снежный», «вдали запевала метель», «ветер веет снежный». В этих выражениях воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного в сознании поэта. Постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в «Двенадцати» находит наиболее развернутое воплощение. Действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги, снега: «свищет ветер», «порхает снег» и.т.д. Вьюга становится равнозначной революционной буре. С ней связан ветер, который «косит» одиноких прохожих. В свисте ее Блок слышит музыку революции.

Но явления природы не только создают фон, они становятся как бы действующими лицами произведения. Образы ветра, снежной бурисимволы очистительной стихии.
Основа произведения: Революционный конфликт, борьба старого и нового.


^ 50 тема родины в революции в поэме Есенина Анна Снегина

  1.  
    Всего в романе рассматривается 2 темы: 1 тема- Рассказ о личной судьбе Анны Снегиной. Вторая тема- Тема России ( до и после революции). Здесь представлена рязанская земля 1917 г рассказывается о судьбе одного из уголков России от революции до первых лет мирной жизни (действие заканчивается в 1923 году). Автор говорит о том, что это были самые тяжелые годы, когда «чумазый сброд/играл по дворам на роялях/коровам тамбовский фокстрот». Есенин, хорошо знавший деревенский уклад жизни, предвидел время, когда судьба хлебороба выльется в трагедию 1929-1933 гг. Есенин не идеализирует крестьянство, и оно показано равноплавно: здесь и возница, и мельник, и Лабутя.



^ 51 чем живет герой Солженицына одним днем или верой в будущее ?(рассказ один день Ивана Денисова судьба человека в тоталитарном государстве)

Главный герой рассказа Солженицына - это Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря. Иван Денисович - крестьянин, его мечта - простой и мирный, любимый или крестьянский труд. В этом рассказе автор от лица своего героя повествует о всего одном дне из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича т.е. каждый прошедший день не чем не примечателен отдругих . Но и этого дня хватит чтобы понять то, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, узнать о жизни заключенных, ужаснуться этому. Лагерь - это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Здесь совсем другие законы, отличающиеся от привычных нам, каждый здесь выживает по-своему. "Слава тебе, Господи, еще один день прошел !"- заканчивает свое повествование Иван Денисович,- "Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый". В этот день Шухову действительно повезло: бригаду не выгнали на Соцгородок тянуть проволоку на морозе без обогрева, миновал карцер, отделался лишь мытьем полов в надзирательской, получил в обед лишнюю порцию каши, работа досталась знакомая - стену класть на ТЭЦ, клал весело, миновал благополучно шмон и пронес в лагерь ножовку, подработал вечером у Цезаря, купил у латыша два стакана самосаду, а самое главное то, что не заболел, перемогся.

То, что описывает автор - это не жизнь, а выживание. Выживание каждый день, постоянное напряжение, чтобы не совершить что-нибудь не по уставу, не разозлить какого-нибудь начальника, везде успеть, продумать каждый шаг.

Больше всего поражает то, что все это происходило не в войну, не с какими-нибудь злобными преступниками, врагами народа и т.д., а совершалось в мирное время, с обычными людьми, виновными не больше нас с вами. Просто они в нужное время оказались не в нужном месте, или при ненужных обстоятельствах.

Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу: его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием, а какое конкретно оно было - так и не смог никто придумать. Шухова постигла та же судьба, что и миллионы других людей, воевавших за Родину, но по окончанию войны из пленников немецких лагерей оказались пленниками сталинских лагерей ГУЛАГа. Получается что для страны "секреты" дороже людей. Человеческая жизнь не ценится и повсеместно приносится в жертву каким-то убеждениям, целям, задачам, в общем, найдут куда пожертвовать.


^ 52 поэзия природа великой отечественной войны или послевоенного периода анализ

стихотворения на выбор


53 проза периода великой отечественной войны или после военного периода

Я выбрал повести В. Быкова о минувшей войне потому что они по-прежнему волнуют, читаются с неослабевающим интересом, потому что проблемы, затронутые в них, всегда актуальны и современны. Это честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу. И, раскрывая эти проблемы на ярком и богатом материале, писатель воспитывает молодое поколение, формируя его нравственный облик. Писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Пожалуй, одной из характерных особенностей военных повестей Быкова является то, что он не щадит своих героев, ставя их в нечеловечески трудные ситуации, лишая возможности пойти на компромисс. Положение таково, что человек должен немедленно сделать выбор между героической смертью или позорной жизнью предателя. И делает это автор не случайно, ибо в обычной обстановке характер человека не может раскрыться полностью.

Страшная угроза фашизма, нависшая над нашей страной, заставила на многое взглянуть другими глазами. Война сообщила понятиям «родина», новый смысл и ценность. Отчизна в мирное время казалась чем-то непоколебимым и вечным, как природа. Но, когда вражеское нашествие стало всерьез угрожать самому существованию нашей страны, когда возникла опасность ее утраты, то мысль о спасении, воспринималась с обостренной чувствительностью. Война представила в новом свете многие привычные понятия и нормы, выдвинув на первый план высокую ценность человеческой жизни. Сюда можно отнести такое произведение как «Абелиск».


^ 54 какие образы символы использует Распутин что бы подчеркнуть нерушимую связь природы и человека (прощание с матерой)

 “Прощание с Матерой” — в повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья: “Она, жизть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодала она. Одну бы только Матеру?!”
    Другая жительница деревни — Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит ее и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете — это лишить человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: “Кто ж старое дерево пересаживает?!”
    Символична та весть, которая побудила героев активно действовать, ее принес Богодул. Этот герой воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры (живет он на острове одному Богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром стару хам, он возвестил: мертвых грабят. Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это. Когда добрались они до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции “доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем”. Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище — нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, “задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: “А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит?” Ее поддерживает вся деревня...
    Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. “Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности”,— писал еще Пушкин.
      Своеобразным символом предупреждения нарисован новый поселок, куда должны перебраться сельчане. Поселок хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, не по-людски. Наверное, и прощаться в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой. А человек обязательно должен чувствовать себя хозяином земли. Иначе зачем жить? “Если земля — территория только, то отношение к ней соответствующее. Землю — родную землю, Родину — освобождают, территорию захватывают... Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?” Такие размышления вызывает талантливая повесть В. Распутина.


^ 55 авторская песня явление русской поэзии 1960-80годов 20века

В.В. Высоцкий- Сам поэт называл своё творчество «авторской песней», определяя этот жанр как стихи, исполняемые автором под гитару.

В.Цой


^ 56 природа наделена особым, мудрым языком познания жизни, какими способами передают писатели живую душу природы?

По моему сугубо личному мнению писатели передают читателям красоту природы ее неповторимость по средствам литературных образов. Которые будут в большей степени ближе, понятнее его читателю. Те образы которые позволят воспроизвести в голове читателя ту самую неповторимость те идеи, цели которые старался донести до нас писатель.


57 Лермонтов писал :"Герой нашего времени точно портретно не одного человека портрет составленный из пороков целого поколения в полном их развития" какие пороки были присущи героям советской эпохи?

Герои в советскую эпоху по моему мнению были те люди которые боролись за жизнь свободу народа это те кто во время ВОВ бесстрашно сражались с захватчиками за свободу народа. Те люди которые даже в т.н. «Мирное время» боролись за права человека но были ликвидированы только потому что у них были иные взгляды о жизни, свободы и справедливости чем у советского правительства.


^ 58какие моменты нашей недавней истории вызывает интерес у современных писателей? почему

Я считаю такие события как независимость , развитие, политика, настоящее и будущее Казахстана являются очень интересными моментами которые можно воспроизвести в книгах особенно научная литература- она нужна не только для людей «настоящего времени» но и «будущего поколения» как мы сейчас читаем про прошлое так и про нынешнее время будут читать «будущие люди». Развивать и выносить на обсуждение многочисленные проблемы которые существуют сейчас такие как «мало-чтение », «дифицит- лиц духовно ориентированных на исскуство » и т.д и т.п

^ 59 нравственный экологические проблемы в обществе в произведениях современных писателей. Определить темы идеи произведений


60 темы идеи поэм Твардовского Василий Теркин ,и по праву памяти.

«Василий Теркин»

Тема: Бывалый в любых ситуациях солдат Василий Теркин. Который в любой ситуации с какой проблемой о ни сталкивался он везде и всегда был с юмором, неодназначный взгляд на проблемы.

Великая Отечественная Война

Идеи: Поднять дух советской армии (повышение духа советского солдата и народа (герой). Ведь автор хотел чтобы эта книга была у каждого солдата как и воинский устав).

Проявить патриотизм, оптимизм, веру в будущее.

Показать что война- это ужасно

Предотвратить будущие войны.

«По праву памяти»

Тема: Судьба человека в тоталитарном обществе Идеи: Сын за отца не отвечает.

Идея: Показать тоталитарное общество в худшем свете




1. .Характеристики эпохи Возрождения.
2. Уровень ожиданий потребителя растет и компании вынуждены меняться в соответствии с ним
3. Проект планировки и застройки села Лесное Бурлинского района Алтайского края
4. тема и её структура
5. Відповідальність за зміст оголошень несе рекламодавець
6. тематическое моделирование бстатистический анализ I Аутогенная тренировка от др.html
7. 2008
8. Реферат Разведка нефти
9. Контрольная работа по дисциплине Информационные системы в экономике Направление контрольной рабо
10. путешествие можно трактовать буквально так как ознакомление с новыми территориями было жизненно необхо