Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

этнос народ и логос понятие учение

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.11.2024


1 и 3 Этнология – это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культур народов мира, этнические и межэтнические процессы. Термин этнология происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «логос» (понятие, учение). Древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями, привычками и т. п. На протяжении нескольких столетий накапливались этнографические знания о близких и дальних народах. Такого рода сведения мы находим в мифах, сказках, легендах древних народов. В Древнем мире в государствах Месопотамии, Египта, Персии в надписях, графических изображениях и других письменных памятниках той поры также встречается немало сведений о различных народах. в Древней Греции и Древнем Риме были предприняты первые попытки привести многочисленные знания и материалы в систему. Они послужили основой для рождения первых этнографических описаний. Их характерной чертой был этноцентризм, т.е. деление народов по уровню их культурного развития на цивилизованные и дикие, причем эталоном была собственная культура этих первых учений. С эпохи Просвещения (XVIII в.) начинается непосредственная предыстория этнологии как особой науки о народах. В это время господствующей была теория географического детерминизма, в соответствии с которой человек, народы и культуры рассматривались как продукты окружающей природной среды. Возникновение самостоятельной науки о народах относится к середине XIX века и было связано с назревшей необходимостью теоретического объяснения различий в культурном развитии народов, понимания механизмов формирования и особенностей этнической психологии, выяснения причин расовых различий народов, установления взаимосвязи этнических особенностей и общественного устройства, определения причин расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа. В ответ на эти проблемы и начали возникать теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о народах, названную этнологией. Вплоть до XIX века понятие «этнология» не имело широкого распространения и спорадически употреблялось при описании различного рода этнографических процессов, но не как обозначение особой науки. Использование этого понятия в качестве наименования вновь народившейся науки о народах и культурах было предложено французским ученым Жан-Жаком Ампером, который в 1830 году разработал общую классификацию антропологических (гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию. Это название довольно быстро получило широкое распространение в крупнейших европейских странах, а с середины XIX века стало употребляться и в русском языке. Официальным фактом утверждения этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 году Парижского общества этнологии. Однако это событие сразу же было ознаменовано началом острой научно-теоретической дискуссии различных направлений и школ о предмете, целях и месте данной науки. В определенной мере эти споры не прекратились и сегодня. Среди них одним из самых продолжительных и интенсивных стал спор о содержании и смысле самого названия рассматриваемой научной дисциплины. В результате многолетних обсуждений сложилась довольно разнообразная и пестрая картина значений и интерпретаций понятия «этнология». Середина XIX века оказалась весьма благоприятным временем для быстрого развития этнологии в ведущих западноевропейских странах. Этот процесс был стимулирован глобальной территориальной экспансией европейцев, в ходе которой они столкнулись с народами и культурами, совсем непохожими на их собственные. Колониальная политика промышленно развитых стран требовала самых разнообразных знаний о покоренных народах. Основную массу необходимых сведений могла дать только этнология, и поэтому новая наука пользовалась поддержкой своих правительств. Первоначально этнология развивалась как наука об «отсталых», т.е. не создавших собственной государственности, народах. В этом качестве она существовала вплоть до первых десятилетий нашего столетия, когда стали появляться представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития. Этот методологический подход доминирует в этнологической науке и в настоящее время.

2. В XX в. в этнологии стали широко применяться статистические источники, среди которых наиболее важными и полными являются переписи населения, дающие этническую информацию разнообразного характера, причем в систематизированном и упорядоченном виде. Вместе с текущим учетом переписи населения образуют стройную систему социально-демографических и этноязыковых показателей, характеризующих различные стороны развития населения. Группа вопросов о национальности и родном языке отражает этноязыковой состав населения, ассимиляционные и этноэмиграционные процессы, динамику национально-смешанных браков и другие этнонациональные характеристики. Данные переписи имеют исключительную ценность не только потому, что позволяют установить общую этническую картину, но также помогают определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей. В последние десятилетия во всем мире широкое распространение в этнологии получили методы конкретных социологических исследований. К ним относятся: опросы, анкетирование, интервью, наблюдение, тестирование, шкалирование, выборка и др. Эти методы используются для получения данных по определенным вопросам или в связи с теми или иными событиями или планами (межэтнические конфликты, изменение статуса языка, этнических границ, вопросы этнической самоидентификации, отношение к этнической миграции, межэтнические контакты и т. п.). Социологические данные дают оперативную картину по изучаемому вопросу и широко используются в практических целях государственными и общественными институтами.

4. Методы исследования – это средства анализа, а так же способы проверки и оценки теории. Методов познания объекта и предмета конкретной науки существует много. В целом все методы можно разделить на общенаучные и специально-научные. Такая, классификация применима и к этнологии. Из общенаучных методов в этнологии используются исторический, социологический, сравнительный, антропологический, культурологический и другие. Рассмотрим здесь специальные методы, используемые в этнологии. В этнологии важное значение имеет сбор и накопление разнообразного материала для научного анализа. Это могут быть наблюдения и описания ученых-этнографов, записки путешественников, экспедиционные исследования, фольклорные материалы, литературные источники, изучение письменных источников и устных преданий, описание археологических и антропологических данных и т. п. Одним из основных методов изучения жизни народов являются так называемые полевые исследования. Этот метод стал широко практиковаться с середины XIX в., когда возникла потребность иметь более полные и подробные знания о колониальных народах, их хозяйстве, общественном устройстве, обычаях, верованиях, психологии — с целью решения задач по управлению населением зависимых стран. Обычно метод полевого исследования предполагает длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого этноса. Важным методом этнологии является изучение письменных источников, которые обеспечивают исследователя разнообразной и достоверной информацией об изучаемых народах. Письменными источниками обычно являются написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, представляющие интерес не только для этнологов. Однако наряду с такого рода историческими материалами существуют и другие типы письменных источников, представляющих интерес для этнологов. Это доклады и научные отчеты географов, отчеты посланников и дипломатов, сообщения капитанов морских судов, торговцев, путешественников и т. п. Такие источники содержат много полезной и ценной информации о жизни и культурах разных народов. Немалую ценность в этнологии представляет метод изучения археологических материалов, что имеет особое значение для восстановления этнической истории и истории культуры. Археологические материалы ценны тем, что позволяют более точно, чем другие источники, определить время отдельных исторических событий или возраст предметов культуры. В этнологии используется и метод сравнительного языкознания, суть которого — в сравнении определенных слов из разных языков, позволяющих установить границы соотношения близких языков и степень их родства. Методом сравнительного языкознания можно проследить развитие культуры и этнокультурных отношений разных народов. Это достигается путем систематизированных сравнений слов из нескольких языков, что дает особенно интересные и важные для этнологии результаты. Так, исчезновение определенных слов или их замена синонимами из других языков служат важными показателями взаимодействия культур. При этом нужно иметь в виду, что метод сравнительного языкознания требует от этнологов хорошего знания соответствующих языков, в том числе основ этнолингвистики.

5. Этнология и этнография. Из всех смежных с этнологией наук, пожалуй, наиболее близкой и родственной для нее является этнография. Как самостоятельная область знаний, этнография возникла полтора века назад. Изначально ее назначением был сбор и систематизация социокультурных материалов о разных народах. В силу этого предметная область этнографии нередко трактуется расширительно. Термин «этнография» в разных странах употребляется в различных значениях. В ряде случаев он используется для обозначения описательного уровня исследований в отличие от этнологии, рассматриваемой в качестве теоретической, обобщающей науки об этносах. Это разделение основывается на традициях зарубежной этнографии выделять в этой науке описательную (собственно этнографию) и теоретическую (этнологию) составные части.

Этнология и антропология. Среди названных нами наук особенной близостью к этнологии отличается антропология, поскольку общим предметом исследований для них являются вопросы происхождения рас, их распределение по регионам и континентам нашей планеты, изменение физического облика людей в результате культурно-исторического процесса, антропологического состава этносов. При этом каждая из наук сохраняет свою самостоятельность за счет собственных методологических оснований и исследовательских аспектов. Так, антропология была и остается наукой о биологической, физической природе человека. В отличие от нее этнология ориентирована на исследование общественных изменений и изменений этнических общностей. В настоящее время во взаимосвязи этнологии и антропологии существует некоторая неопределенность, вызванная сосуществованием таких научных направлений, как социальная антропология и культурная антропология. Возникновение этих двух направлений было детерминировано различными точками зрения на предмет антропологии в британской и американской науке. Не вдаваясь в анализ продолжительной дискуссии о предмете и специфике каждого из этих направлений, отметим, что социальную и культурную антропологию следует рассматривать как две стороны одной медали, два научных направления, изучающих один и тот же объект в разных аспектах.

Этнология и социология. Этносы как объект изучения этнологии являются результатом развития не только природных, но и социокультурных процессов. Поэтому этнология включает социологический и культурологический аспекты исследования этнических процессов и тем самым пересекается с социологией и культурологией. При этом необходимо отметить, что социология и этнология имеют общую историю и единые корни. Изначально социология складывалась как наука о формах совместной жизни и деятельности людей, и поэтому предметом ее изучения были формы человеческой социальности: социальные группы и слои, социальная структура, социальные институты и т.д. Центральной категорией социологии является общество, обозначающее формы связей между людьми, как правило совместно живущими и действующими на общей территории. Тем самым социология ориентируется на исследование форм человеческой социальности, или социального взаимодействия. Эти элементы социальных отношений представляют научный интерес и для этнологии, так как в ее предметное поле входят вопросы устойчивых форм, образцов поведения людей в обществе. Но изучение этих вопросов этнологией осуществляется иным способом, чем в социологии.

Этнология и культурология. В соотношении этих научных и учебных дисциплин также следует исходить из их предметного поля. Под культурологией чаще всего понимают науку, изучающую историю и теорию культуры, историю культурологических учений, философию культуры, социологию и психологию культуры, экологию культуры и включающую кроме указанных целый комплекс узкоспециализированных знаний об искусстве и учреждениях культуры (например, театроведение, музееведение, библиотечное дело и т.д.) и некоторые другие. Этнология же неразрывно связана с изучением культурной специфики этносов, отличающей народы друг от друга. Ведь являясь родовым свойством человека, культура каждого этноса тем не менее возникает в результате приспособления именно этого народа к конкретным условиям его бытия. Изучение же специфики этнических культур, бесспорно, задача этнологии.

6. Теория эволюционизма

 Ведущие представители

  1.           Эдвард Беннет Тайлор (E.B. Tyler, 1832 — 1972) — основная работа — “Первобытная культура” (“Primitive Culture”) — вышла в 1871 году.
  2.           Льюис Генри Морган (L. H. Morgan, 1818 — 1881) — основная работа “Древнее общество” (“Ancient Society”) — вышла в 1877 году.
  3.           Джеймс Фрезер (J. Frazer, 1854 — 1941) — основная работа “Золотая ветвь” (“The Golden Bough”) — вышла в 1890 году.
  4.           Джон Мак-Леннон (J.F. Maclennon, 1827 — 1881) — основная работа “Теория патриархата” (“The Рatriarchal Theory”) — вышла в 1881 году.
  5.           Адольф Бастиан (A. Bastian) — основная работа “Общие основания этнологии” (“Allgemaine Grundzuge der Ethnologie”) — вышла в 1881 году.
  6.           Иоганн Бахофен (J. Bachofen, 1815 — 1887) — основная работа “Матриархат” (“Das Mutterrecht”) — вышла в 1897 году.
  7.           Дж. Лаббок (J. Lubbock) — основная работа “Происхождение цивилизации” (“The Оrigine of Сivilization”) — вышла в 1870 году.

Исторический очерк

Теория эволюционизма — первая теоретически значимая школа в этнологии — зародилась в конце XVIII века и получила широкое распространение на протяжение XIX века. Формирование эволюционизма было связано с ведущей научной парадигмой, нашедшей свое выражение во всех естественных и общественных науках того времени — а именно, теорией развития. Последняя впервые была сформулирована в систематическом виде Л. Окенем в его концепции происхождения всего живого из “первичной слизи”. Его идеи развивал Ж. Ламарк, предположивший, что все виды живых существ в процессе развития приобретают свойства, позволяющие им приспособиться к окружающей среде и эти свойства передаются последующим поколениям путем наследования. В классической форме теорию эволюции и естественного отбора изложил Чарльз Дарвин в своей книге “Происхождение видов”, вышедшей в свет в 1859 году. Она и стала основной теоретической базой этнологических исследований. Не меньшее значение эволюционизм имел и в гуманитарных науках, отражая основное направление мысли XIX века — оптимистическое представление о том, что отныне развитие общества будет происходить только эволюционным путем без потрясений и катаклизмов. Так, во Франции на основании эволюционистских предпосылок возникла социологическая теория Огюста Конта, имевшая ряд последователей, таких как Эм. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ш. Летурно. В этнологии “одним из старейших представителей этой школы был Г. Клемм, который опубликовал в 1843 — 1847 гг. свою пятитомную “Общую историю культуры человечества”. В ней он выделил три стадии общеисторического развития человечества. Вслед за Клеммом австрийской юрист и этнолог И. Унгер опубликовал в 1850 году свой основной труд “Брак и его всемирно-историческое развитии”. И наконец, в 1859 г. Т.Вайц публикует свою “Антропологию диких народов”, где делает попытку объединить антропологические, психологические и культурно-исторические точки зрения, ставя перед этой новой наукой... задачу исследовать направления развития догосударственного периода, чтобы тем самым подготовить “естественную основу истории”. Г. Клемм, Т.Вайц и И.Унгер могут быть признаны пионерами эволюционистского образа мыслей в этнографии. А их последователям, английским этнологам Эд. Тайлору, Дж. Мак-Леннану и Дж. Лаббоку принадлежит заслуга первыми и почти одновременно представить завершенную эволюционистскую концепцию. “Тайлор делал это опираясь на исследоваия ранних культур человечества, Мак-Леннон  ограничивался воссозданием общей истории брака и семьи... Лаббок же, занимавшийся не только этнографией, но и археологией... и естественными науками, как теоретик пошел дальше, поскольку исходил их неизбежности дальнейшего развития. В Германии формирование эволюционизма было связано с именами О. Пешеля, А. Бастиана и И. Липперта. Пешель сделал попытку дальнейшего развития эволюционистского образа мыслей, находя обоснования развития человеческого общества в сравнении с ростом растений...” Бастиан исходил из так называемой клеточной теории, которую он сочетал с концепцией географических провинций. Клетки, (под которыми Бастиан понимал “элементарные идеи”, первичные культурные элементы) в случае одинаковых условий жизни всех людей должны были бы быть идентичными повсюду на Земле. По его мнению, эти “клетки” лежали в основе всех явлений и давали ключ к пониманию исторического развития, которое в реальности проявилось в различных географических провинциях земного шара в виде “этнических идей”, являющихся модификациями “элементарных идей”. Бастиан “надеялся, что таким образом удастся свести все многообразие явлений к нескольким немногочисленным основным элементам, которые в его системе представляли собой своего рода гипотетическую первобытную культуру человечества. ... И наконец, Липперт, поздний представитель эволюционизма, преследовал в своих работах цель создать “прагматическую историю культуры” человечества, причем “основной стимул, господствующий всюду” он видел в “обеспечении жизни”. Начало русскому эволюционизму положил К.Д. Кавелин, который на десятилетие раньше Тайлора сформулировал теорию пережитков; среди поздних эволюционистов следует упомянуть Л.Я.Штерберга, Н.И.Зибера и М.М.Ковалевского. Особое значение имели работы Ковалевского, рассматривавшего процесс общественного развития”, и издал ряд трудов посвященные патриархальной общине. “Оставили свой след и  работы швейцарского сторонника эволюционистской школы И. Бахофена. Нашли в свое время широкое признание его исследования “материнского права”. В США эволюционистский образ мыслей распространялся очень медленно. Первой работой, основывавшейся на эволюционистском подходе, стало исследование Л. Моргана “Системы родства и свойства” (1858)... Особое значение имела монография Моргана “Древнее общество” ...Ученый подразделил развитие первобытного общества на три этапа (дикость, варварство и цивилизация), а каждый из первых двух этапов — на три ступени. По этой схеме он прослеживал развитие первобытного общества в таких областях, как изобретения и открытия, формы социальной организации, семья, собственность”. (“Этнография и смежные дисциплины” М., 1994, сс. 125 - 130).

 Основные положения теории эволюционизма

  1.           Классическая эволюционистская теория представляла собой попытку открыть некий универсальный источник и универсальные законы развития человеческих культур.
  2.            С точки зрения эволюционизма развитие любого культурного элемента изначально предопределено, его более поздние формы в зачаточном состоянии так или иначе представлены в каждой культуре. Развитие происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире.
  3.           Схожесть тех или иных культур  объясняется тем, что все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения. Наличие или отсутствие контактов между различными культурами особого значения не имеет. Примитивные народы — только пешки в сложной игре эволюции.
  4.           Имеет место непрерывный прогресс, прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному.
  5.            В рамках эволюционизма была создана мифологема “первобытного общества”, тесно связанная с дарвинизмом. “Первобытное общество”, с точки зрения этнологов-эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели.
  6.            Современные бесписьменные народы рассматривались как пережиток древних времен. Предполагалось, что изучение их культуры ведет к реконструкции культуры “первобытного общества” в целом.

 Использование теории эволюционизма в качестве объяснительного механизма
для интерпретации полевых этнографических исследований

  1.           Каждый из элементов культуры, обнаруженных этнологами в их полевых экспедициях сопоставлялся с мифологемой “первобытного общества” и классифицировался как относящийся к той или иной стадией развития культуры. В результате, выделялись те сферы жизни первобытного общества, которые развивались как бы “опережающими темпами” и таким образом выстраивалась взаимосвязь различных элементов культуры друг по отношению к другу.
  2.            Различные элементы культуры выстраивались в последовательную цепочку, которая, как предполагалось, отражает этапы развития той или иной культурной модели.
  3.            Сопоставлялись аналогичные элементы различных культур с точки зрения их соответствия тем или иным стадиям развития общества.

7. Теория диффузионизма

 

Ведущие представители

Фридрих Рaтцель (F. Ratzel, 1844 — 1904) — основная работа “Антропогеография” (“Anthropogeographie”) — вышла в 1909 году;

Эрланд Норденшельд (E. Nordenskiold, 1877 — 1938) — основная работа “Сравнительные этнографические исследования” (“Comparative Ethnographical Studies”) — вышла в 1919 году;

Роберт Гребнер (R. Graebner,1877-1934) — основная книга “Метод этнологии” (“Methode der Ethnologie”) — вышла в 1905 году;

Вильгельм Шмидт (W. Schmidt, 1868-1954) — основная книга, написанная в соавторстве с В. Копперсом (W. Koppers), “Настольная книга по методам культурно исторической этнологии” (“Handbuch der Methode der kulturhistorischen Ethnologie”) — вышла в 1937 году;

Лео Фробениус (L. Frobenius, 1873 — 1938) — основная книга “Естественнонаучное учение о культуре” (“Die naturwissenschaftliche Kulturlehre”) — вышла в 1899 году.

Г. Элиот-Смит (G. Elliot Smith) - основная книга “Культура” (“Culture. The Diffusion controversy”) вышла в 1928;

Зарождение теории диффузионизма было связано с именем немецкого ученого, географа и этнолога Фридриха Ратцеля... Им были разработаны теоретические и методические положения диффузионистского учения и создана так называемая антропогеографическая школа. По мнению Ратцеля ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общества. В передвижениях народах Ратцель видел основополагающий фактор истории человечества. Диффуционизм основывается “на представлении о развитии культуры или различных элементов культуры как о процессе распространении их из одного или нескольких определенных центров... Его цель состояла в точном показе пространственного распространения культур или отдельных культурных элементов, в выявлении областей их происхождения, реконструкции путей перемещения элементов культуры и определении его временных рамок этого перемещения. В рамках теории дифузионизма существовало несколько научных направлений. Историко-географическое — связанное в наибольшей степени с именем Э. Норденшельда. Это направление ставило своей задачей показать на основе изучения культур временную последовательность культурного развития. Гелиолетическое — выводящее все культурное развитие из Древнего Египта. Изучение культурных кругов — сводившее “все развитие первобытного общества к нескольким первоначальным культурным кругам, каждый из которых характеризовался определенным количеством специфических культурных элементов... На протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры, и в результате этого оформлялись культурные круги, возникавшие на определенном географическом пространстве и распространившееся затем отдельными элементами или, что наблюдалось чаще, целыми комплексами в другие области земли... Каждый элемент культуры человечества возникал лишь единожды, а в дальнейшем каждый раз сочетался с определенными культурными кругами... На основании этого ранняя культура человечества приравнивалась ко всей совокупности культурных кругов; варианты культуры могли возникнуть лишь в результате миграций и смешений.” С диффузионизмом связана и теория культурных кругов.

 Основные положения теории диффузионизма

  1.            Происхождение культурных элементов имеет географическую привязку. Каждый из них возник в конкретном регионе и оттуда распространялся по земному шару.
  2.            Главные факторы развития культуры связаны с заимствованиями, переносом, смешением ее элементов. Культура изменяется посредством перемещения, передвижения ее элементов, причем перемещение затрагивает не только предметы материального быта, но и идеи: идеологии, мифологии и т.п.

Использование теории диффузионизма в качестве объяснительного механизма
для интерпретации полевых этнографических исследований

  1.           Весь имеющийся материал полевых исследований систематизировался таким образом, чтобы очевидными стали эпицентры возникновения культурных моделей (очаги этногенеза) и пути их распространения.
  2.            Каждый элемент культуры рассматривался как имеющий определенное географическое и этническое происхождение.
  3.            Каждая культура рассматривалась с точки зрения преобладания в ней самобытных или заимствованных культурных элементов.

К двадцатым годам диффузионистское направление стало терять популярность. Становилось очевидным несоответствие искусственно сконструированных “культурных кругов” и других подобных теоретических концептов эмпирическим наблюдениям.

8. Основной причиной, вызвавшей снижение интереса к психологизму в этнологии, послужило увлечение структурализмом, основателем которого является Клод Леви-Строс (р. 1908), выдающийся представитель французского структурализма в этнологической науке. Его научные взгляды формировались под влиянием Э. Дюркгейма об обществе и теории структурной лингвистики Ф. де Соссюра. Он создал теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви-Брюля. Известность в науке Леви-Стросу принесли публикации по культуре и быту индейцев в Бразилии, а также проведенный им анализ систем родства примитивных народов. Этим вопросом посвящены основные его сочинения «Структурная антропология» (1958) и «Печальные тропики» (1955). В книге «Тотемизм сегодня» (1962) он дает сравнительный анализ морфологии отсталых этнических групп, а также тотемических и других верований. Объект исследования конкретно-научного структурализма - культура как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых - язык, но в которую входят также наука, искусство, религия, мифология, обычаи и т. д. Именно на этих объектах структурно-семиотический анализ позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты культуры, по-разному определяемые в разных концепциях. Понятие «культура» Леви-Строс рассматривал как «основополагающее в этнологии». При этом культура представлялась как система значений, воплощенных в символической форме, включающей действия, слова, любые значимые объекты — все то, посредством чего индивиды вступают друг с другом в коммуникацию. Используя методологические подходы, применяемые в теории структурной лингвистики, в этнологии Леви-Строс стал искать значение каких-то явлений культуры не в эмпирически устанавливаемых факторах, а в их отношениях. Например, он рассматривал систему родственных и брачных связей как особый язык, а именно как систему действий, предназначенную для обеспечения определенного типа коммуникации между индивидами группами. Однако применение этого метода в этнологии свелось к выводу, что в основе всех социальных и культурных достижений лежат сходные структурные принципы. Следует отметить, что стремление Леви-Строса свести этнологию структурной антропологии получило распространение в смежных науках: это научное направление стало ведущим интеллектуальным течением во Франции 60-х гг. XX в. Однако в английской социальной антропологии идеи Леви-Строса широкого распространения не получили. В культурной антропологии США представители школы когнитивной антропологии развивали; сходный со структурализмом методологический подход, но занимались исследованием только совокупности географических названий какой-либо определенной территории. Поэтому влияние; структурализма здесь оказалось весьма ограниченным.

9. Теория функционализма

 Ведущие представители

  1.  Р. Турнвальд (R. Thurnwald, 1869-1954) —  основная книга “Человеческое общество в своем социологическом основании” (“Die menschliche Geselschaft in ihren soziologische Grunlagen”) — вышла в 1931 году.
  2.  Б. Малиновский (B. Malinovski, 1884 — 1942) — основная книга “Научная теория культуры” (“A Scientific Theory of Culture”) — вышла в 1944 году.
  3.  А. Рaдклифф-Браун (A. Radcliff-Brawn, 1881 — 1955) — основная работа - “Структура и функция в примитивном обществе” (“Structure and Function in Primitive Society”) — вышла в 1952 году.

 Историческая справка


Теоретические основы функционализма были почти одновременно сформулированы в Германии Турнвальдом и в Англии Брониславом Малиновским. Однако в Германии функционалистское учение не стало господствующим, тогда как в Англии оно сложилось в крупное направление, оказавшее значительное воздействие на развитие социальной и культурной антропологии. Параллельно существовал и другой вариант функционалистской теории — теория структурного функционализма, которую развивал А.П. Радклифф-Браун. “Хотя эта школа стала приобретать особо заметное влияние начиная с 20-ых годов ХХ века, основополагающие принципы функционалистского метода были сформулирована еще в 1895 г. французским социологом Э. Дюркгеймом и  состояли в изучении функций социальных явлений...

Другим стимулом для дальнейшего развития этого направления явилось стремление... к лучшему пониманию тех взаимосвязей, которые существовали между различными общественными явлениями...  Внимание концентрировалось на изучении связей между различными сферами общественной жизни.  (“Этнография и смежные дисциплины” М., 1994, с. 178 - 179).

Структурный функционализм

Вариант Радклифф-Брауна 2[9]

  1.           Все нормы, ценности, чувства, ритуалы стоят над человеком и цель их в том, чтобы скреплять общество. Как живой организм существует постольку, поскольку элементы, его образующие, выполняют определенные функции, так и человеческое общество строится на структуре взаимосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементах.
  2.           Социальная система состоит из “структур” и “действий”. “Структуры” представляют собой устойчивые модели, посредством которых индивиды осуществляют отношения между собой и с окружающей средой. Они складываются в результате социального взаимодействия и норм, регулирующих социальные отношения. Функция всех структурных элементов состоит в том, чтобы вносить свой вклад в поддержание социальной солидарности и устойчивости социальной системы.
  3.           Совместная жизнь людей предполагается как функционирование ее членов в рамках определенной социальной структуры. Функция каждого вида “действия” состоит в решении тех или иных социально значимых задач, а кроме того — поддержании структурной преемственности.
  4.           “Иституции” представляют собой устойчивые формы, с помощью которых протекает социальная жизнь индивидов. Функция каждой “институции” заключается в решении определенной социально значимой задачи, в удовлетворении конкретных базовой потребности, в осуществлении групповых интересов.
  5.           Обычаи, ритуалы, моральные нормы рассматриваются как регуляторы поведения людей (по аналогии с действием правовых норм) и им приписывается ключевая роль в культуре. Они рассматриваются в качестве культурных механизмов и механизмов контроля в отношении выполнения определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования.
  6.           Выдвигается концепция “раздельности норм”: в рамках функционально обусловленной социальной системы людям приходится руководствоваться различными наборами норм, что необходимо для достижения результатов в интересах всех членов общества. В группе у каждого по отношению к поведению другого существуют определенные ожидания, которые другой считает законными и заслуживающими того, чтобы отвечать на них. (В дальнейшем эта теория получила свое развитие в рамках социологии действия Т. Парсонса.)

Социологическая школа зародилась во Франции, а крупнейший ее представитель Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) является основателем нового и влиятельного направления в этнологии, возникшего в конце XIX в. В отличие от эволюционистов, Дюркгейм понимал человеческое общество не как последовательные стадии приспособления людей к условиям окружающей среды, а как закрытые статичные системы, исследование которых должно производиться объективными, по образцу естественных наук методами. При этом он исходил из того, что следует изучать сами социальные факты, рассматриваемые как «вещи», а не субъективные представления об этих фактах.
Важной составной частью этносоциологической теории Дюркгейма является учение о коллективных представлениях. Коллективное сознание находит выражение в коллективных представлениях — религиозных верованиях, мифах, нормах морали и права. Он полагал, что общества имеют свои религии, не сводимые к действиям и мотивам индивидов, и что индивиды формируются и ограничиваются социальной средой. Дюркгейм проводил различие между формами социального порядка в примитивных (традиционных) и современных обществах. Механическая солидарность в примитивных обществах была основана на общих убеждениях и консенсусе, обнаруживаемых в пределах коллективной совести. Развивая учения о коллективных представлениях, Дюркгейм закономерно приходит к вопросу о сущности религии и ее роли в обществе. В работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) на основе анализа австралийских тотемических культов прослеживаются социальные истоки и функции религии. Дюркгейм стремился доказать, что «реальный» и «подлинный» объект всех религиозных культов - общество, а главные социальные функции религии - воссоздание сплоченности и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие. Он понимал религию чрезвычайно широко, рассматривая ее как синоним идеологии. Он считал, что примитивные религии воплощали в себе идею общества, а сакральные (священные) объекты являлись таковыми потому, что символизировали общность. Религиозная культура состояла из коллективных ценностей, включающих в себя единство общества и его своеобразие. Религиозные церемонии служили укреплению коллективных ценностей и поддержанию общности индивидов. Этот процесс легко мог быть выявлен в примитивных обществах. В то же время Дюркгейм признавал, насколько трудно найти подобные сакральные объекты и коллективные ритуалы в современных органических обществах. Идеи Дюркгейма получили развитие в работах его учеников и последователей, среди которых особый интерес представляют идеи Люсъена Леви-Брюля (1857 - 1939). Он был, как и Дюркгейм, приверженцем учения о коллективных представлениях, понимая их как идеи, которые не формируются у человека из его собственного жизненного опыта, а внедряются в его сознание через общественную сферу - воспитание, общественное мнение, обычаи. Исследуя эти вопросы, Леви-Брюль разработал свою теорию дологического мышления первобытных народов, которую изложил в книге «Первобытное мышление» (1923)

10. Расово-антропологическая школа — одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины XIX — начала XX века. Основателем школы является французский социолог А. Гобино. Иногда её также называют антропосоциологией.

Идеи расово-антропологической школы Общие черты и положения этого направления в социологии таковы[1]:

  1.  представление о том, что культура и социальная жизнь являются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологических факторов;
  2.  отрицание существования равенства рас;
  3.  деление рас на «высшие» и «низшие»;
  4.  интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы «высших» и «низших» рас;
  5.  оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества.

Расово-антропологическая школа сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), несла на себе отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными спекулятивными построениями[2].

Представители расово-антропологической школы

  1.  Ж.-А. де Гобино (Франция)
  2.  Хьюстон Стюарт Чемберлен (Великобритания)
  3.  Отто Аммон (Германия)
  4.  Жорж Ваше де Ляпуж (Франция)
  5.  Людвиг Вольтман (Германия)
  6.  Мэдиссон Грант (США)

Критика расово-антропологической школы. Идеи расово-антропологической школы были подвергнуты в конце XIX—XX в. исчерпывающей критике. Абсолютное большинство ее теоретических положений опровергались, доказывались произвольность и ценносто-предрассудочная подоплека таких тезисов и понятий, как «раса», «арийская раса», «чистота расы», связь между физико-анатомическими расовыми особенностями и интеллектуальными способностями и т. д. Критики заявляли, что культурные различия между расами определяются не физиологическими расовыми факторами, а средой, в которой они развивались. Большую роль в этой критике сыграли работы Ф. Боаса, Г. Мюрдала, Ф. Хэнкинса, Т. Вайца, С.Оссовского и др.[2] На протяжении последних десятилетий влияние концепций расово-антропологической школы не присутствует в более или менее значительных социологических теориях. Оно, однако, присутствует в идеологиях и идеологических программах различных режимов и политических движений.

2[9] Получил образование в Кембридже, где был учеником известного этнолога У. Райверса.  После окончания учебы проводил полевые исследования на Андаманских островах и среди аборигенов Австралии и Африке. Работал в университетах Капштадта, Сиднея, а последние 20 лет своей карьеры — в Оксфорде. С конца 30-ых годов - президент Королевского института этнографии Великобритании.




1. Значение методики использования картин для формирования речи дошкольников
2. одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны
3. Контрольная работа Ответственность по административному праву
4. по теме- Организация и технология продажи методом самообслуживания Выполнила работу Русинова А
5. пособие по дисциплине ОСНОВЫ НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление подготовки 050700 Педагогик.
6. Энергоэффективные технологии предоставляет всем возможность достичь значительных успехов в повышении ко
7. вариантов ответа А
8. 1940 рр. 13
9. ДЕМОГРАФИЯ 1 Демография как наука
10. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Львів ~
11. Правила оформления курсовой работы [0
12. тема категорий. Общее особенное и единичное.html
13. Банковская система Украины
14. Политическая система современной Серби
15. Тема 2 Философия как система знаний План семинарского занятия 1
16. Налогообложение Резидентов и Неризидентов в Казахстане
17.  Основные характеристики стилевых направлений в СПИ примеры
18. тематичне моделювання та обчислювальнi методи Автореферат дисертацiї на здобуття наукового ступеня
19. Варіанти відповіді Правильна Відповідь А В С D Е
20. на тему- Понятие и юридические признаки хищения