Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Реферат.
“Евгений Онегин”- энциклопедия русской жизни.”
План работы:
1. Энциклопедический характер системы образов,сюжета и композиции романа “Евгений Онегин”.
2. Образ автора в романе в связи с решением энциклопедически широкого круга задач.
3. Эпизодические персонажи романа.Их роль в широком воссоздании “энциклопедии русской жизни”.
4. Лирические отступления в романе, как своеобразные энциклопедические зарисовки.
5. Реализм романа «Евгений Онегин» как основная черта его энциклопедизма.
6. Энциклопедичность романа «Евгений Онегин» как отблеск его народности. Оценка Белинским романа.
7. Заключение.
8. Список литературы.
1. Энциклопедический характер системы образов,сюжета и композиции романа “Евгений Онегин”.
Исчислить все содержание творчества Пушкина так же трудно, как трудно «измерить океан глубокий, сочесть пески, лучи планет». Сложность и могущество Пушкина заключаются в том, что он был человеком сообщительной, океанической культуры. Эту особенность его поэзии отметил в свое время Андрей Платонов: «В чем же тайна произведений Пушкина? В том, что за его сочинениями как будто ясными по форме и предельно глубокими, исчерпывающими по смыслу остается нечто еще большее, что пока еще не сказано. Мы видим море, но за ним предчувствуем океан.
Поэтому так удивительны развязки его произведений. «У Пушкина, продолжает Платонов, окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою».
Роман «Евгений Онегин», несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец «без конца»), представляет собой целостный, замкнутый и законченный в себе художественный организм. Художественное своеобразие романа, его новаторский характер определил сам поэт. В посвящении П. А. Плетневу, которым открывается роман, Пушкин назвал его «собраньем пестрых глав». В другом месте читаем:
«И даль свободного романа
я сквозь магический кристалл
еще не ясно различал».
Заканчивая первую главу, поэт признается:
“Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;-
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.”
Что значит «свободный роман»? От чего «свободный»? Как надо понимать авторское определение: «собранье пестрых глав»? Какие противоречия имеет в виду поэт, почему не хочет исправить их?
В. Г. Белинский, имея в виду эти особенности романа, писал: «...„Онегин" со стороны формы есть произведение, в высшей степени художественное, а со стороны содержания самые его недостатки составляют его величайшие достоинства» . Чтобы разобраться во всех этих особенностях романа, необходимо вчитаться в его текст, сделать некоторые наблюдения над особенностями его структуры.
Роман «Евгений Онегин» «свободен» от тех правил, по которым создавались художественные произведения во времена Пушкина, он «в противоречии» с ними. Сюжет романа включает в себя две фабульные линии: историю отношений Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги . В плане композиционном их можно рассматривать как две параллельные событийные линии: романы героев той и другой линии не состоялись.
С точки зрения развития основного конфликта, на котором держится сюжет романа, фабульная линия Ленский Ольга не образует своей сюжетной линии, хотя бы и побочной, поскольку их отношения не развиваются (где нет развития, движения, там нет и сюжета).
Трагическая развязка, гибель Ленского, обусловлена не их отношениями. Любовь Ленского и Ольги это эпизод, помогающий Татьяне понять Онегина. Но почему же тогда Ленский воспринимается нами как один из главных героев романа? Потому что он не только романтичный юноша, влюбленный в Ольгу. Образ Ленского составная часть еще двух параллелей: Ленский Онегин, Ленский Повествователь.
Вторая композиционная особенность романа: главным действующим лицом в нем является Повествователь. Он дан, во-первых, как спутник Онегина, то сближающийся с ним, то расходящийся; во-вторых, как антипод Ленского-поэта, т. е. как сам поэт Пушкин, с его взглядами на русскую литературу, на собственное поэтическое творчество.
Композиционно Повествователь представлен как действующее лицо лирических отступлений. Поэтому лирические отступления следует рассматривать как составную часть сюжета, а это уже указывает на энциклопедический характер всего произведения. Лирические отступления выполняют сюжетную функцию еще и потому, что они точно обозначают границы романного времени.
Конфликт, развитие которого составляет сюжет романа, основан на том, что Татьяна, наделенная тонкой интуицией, с первого взгляда узнала в Онегине человека, предназначенного ей судьбой, и полюбила его на всю жизнь. Онегин увидел Татьяну такой, какой она была на самом деле, только в кульминационный момент их отношений. Любовь Онегина и Татьяны развивается напряженно, драматично. В самые критические моменты их отношений Повествователь и выступает как защитник Татьяны.
Но самая главная композиционная, сюжетная особенность романа состоит в том, что образ Повествователя раздвигает границы личного конфликта и в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях. И если фабула романа укладывается в рамки отношений между собою всего лишь четырех лиц, то развитие сюжета выходит за эти рамки, благодаря тому ,что в романе действует Повествователь.
Если останавливать свое внимание на предметно-реальном содержании каждой главы , то можно отметить, как тонко, будто в хорошей энциклопедии, взаимодействуют в романе сюжет, композиция, система образови стилевая манера, как единое целое.
«Евгений Онегин» писался в течение 7 лет и даже более если учитывать поправки, которые Пушкин вносил в текст после 1830 года. За это время многое менялось и в России, и в самом Пушкине. Все эти перемены не могли не найти отражения в тексте романа. Роман писался как бы «по ходу жизни». С каждой новой главой он все более становился похож на энциклопедическую хронику русской жизни. на ее своеобразную историю. Белинский недаром называл роман «Евгений Онегин» «историческим».Он все более становился похож на поэтическую хронику русской жизни, на ее своеобразную поэтическую историю.
Стиховая речь форма необычная и в известной мере условная. В обыденной жизни стихами не разговаривают. Но стихи больше, чем проза, позволяют отклоняться от всего привычного, традиционного, потомучто сами являются неким отклонением. В мире стихов Пушкин чувствует себя и известном отношении свободнее, чем в прозе. В романе в стихах могут быть опущены некоторые связи и мотивировки, легче осушествляются переходы от одной темы к другой. Для Пушкина это и было самым главным .Роман в стихах был для него прежде всего свободным романом свободным по характеру повествования, по композиции.
Но почему Пушкину так понадобился свободный роман? Это связано с характером его энциклопедического замысла. «Евгений Онегин» с самого начала мыслился Пушкиным как широкая историческая картина, как поэтическое воссоздание эпохи.
Для такого романа современного и историческою как раз и нужна была свободная композиция. Небольшой по объему (как почти все произведения Пушкина), но широкий по поставленным целям, роман нуждался к свободном ходе рассказа, в не стесняемом никакими обязательными рамками движении сюжета и авторской мысли. Принцнн поэтической свободы помогал Пушкину говорить о многом и разном на сравнительно маленьком пространстве текста.
2. Образ автора в романе в связи с решением энциклопедически широкого круга задач.
В каждом истинно художественном произведении, помимо образов персонажей, всегда есть еще один образ, притом самый главный образ автора. Он может проявляться в большей или меньшей степени, но он придает основной тон повествованию, определяет наше восприятие героев, их поступков, жизни в целом. В «Евгении Онегине» автор присутствует во многих сценах и описаниях, мы постоянно слышим его голос. Он обращается к читателю, беседует с ним:
«Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас».
Автор в романе часто высказывает свое отношение к героям:
«Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою».
Отступая от рассказа об основных событиях романа, автор делится своими воспоминаниями. Само поэтическое повествование автор ведет не спокойно, а волнуясь, радуясь или горюя, иногда смущаясь:
«И ныне музу я впервые
На светский раут привожу:
На прелести ее степные
С ревнивой робостью гляжу».
Автор в романе «Евгений Онегин» воспринимается нами как живой человек. Кажется, что мы не просто чувствуем и слышим, но и видим его. И он представляется нам умным, обаятельным, с чувством юмора, с нравственным взглядом на вещи. Автор романа встает перед нами во всей красоте и благородстве своей личности. Мы восторгаемся им, радуемся знакомству с ним, учимся у него.
Автор - человек остроумный, дерзкий, можно сказать, умница . Порою он весел, порою затуманивается печалью, порою зло шутит. Но всегда он патриот, влюбленный и в природу русскую, и в чистоту своей героини ,так волшебно вписанной в морозную звездную ночь, и в русские снега. Влюбленный так, как только могло это быть у истинно русского челояека с большой душой художника. Говоря о голосе автора в строках “Евгения Онегина” , мы постоянно слышим столь разнообразный спектр чувств и вздыханий, радостей и печалей, что его действительно можно назвать энциклопедией или учебником жизни русской души.
3. Эпизодические персонажи романа.Их роль в широком воссоздании “энциклопедии русской жизни”.
Большую роль в пушкинском романе играют не только главные герои, но и эпизодические персонажи. Они тоже типичны и помогают автору представить как можно полнее живую и многообразную историческую картину. Эпизодические персонажи не принимают участия (или мало принимают) в основном действии, в некоторых случаях они мало связаны с основными героями романа, но они раздвигают его рамки, расширяют повествование. Тем самым роман не только лучше отражает всю полноту жизни, но и сам становится как жизнь: таким же бурлящим, многоликим, многоголосым.
В первой главе романа перед читателем возникает картина Петербурга с его обитателями, людьми разных сословий и состояний. Это любимица театральной публики великая актриса Семенова и «колкий» Шаховской, популярный в свое время автор комедий; это знаменитый балетмейстер Дидло и рядом с ним не менее знаменитая балерина Истомина; это «сатиры смелый властелин» и «друг свободы» Фонвизин и автор героических трагедий Озеров. Все это из мира искусства, в котором прошлое и настоящее, жизнь и история всегда неразделимы.
Рядом с ними люди другого, хотя и не чуждого искусству мира. Хорошо всем знакомый и особенно дорогой автору Чаадаев. Каверин, когда-то студент Геттингенского университета , а теперь лихой гусар и одновременно человек, проповедующий политическую свободу. Пушкин легко и незаметно переносит читателя из одной сферы жизни в другую, уводит его от одного героя к другому.
Вот утренний Петербург. Читатель видит трудовой люд столицы: разносчика, молочницу-охтенку, извозчика, который медленно тянется на биржу, т. е. на свою уличную стоянку: хлебника-немца, открывающего свой «васисдас», свою форточку и т. д. Все это вместе составляет бытовую, жанровую картину. И вместе с тем это историческая картина: по ней читатели будущих поколений будут узнавать прошлую жизнь.
Создавая свои исторические картины, заселенные типическими персонажами, Пушкин точно совершает путешествие вместе с читателем. Со второй главы читатель, по воле автора, из Петербурга попадает в один из глухих и прекрасных уголков деревенской России. Здесь его ожидаю новые впечатления, незабываемые картины, новые знакомые. Вот один из них деревенский старожил, дядя Онегина. Его рисует Пушкин с насмешкой: деревенский старожил «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил».
А вот еще один персонаж. О нем автор рассказывает не спеша, с добрым юмором. Это мать Татьяны, сгаршая Ларина:
“...Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавие управлять.
И все тогда пошло на стать.
Она езжала по работам.
Солила на зиму грибы.
Вела расходы, брила лбы.
Ходила в баню по субботам,
Служанок била, осердясь
Все это мужа не спросясь.”
Свои поэтические и исторические картины поэт рисует, то улыбаясь, то сочувствуя, то иронизируя. Он воспроизводит жизнь и историю, как всегда любил это делать, «по-домашнему», близко, незабываемо.
Рядом с Лариной мы видим ее мужа. Он добрый и беспечный, простой и ограниченный. Как напишет о нем на его могильной плите Ленский: «Смиренный грешник Дмитрий Ларин, господний раб и бригадир».
И Ларин и его супруга воспринимаются читателем в тесной связи друг с другом. Их общее бытие дает представление о целом жизненном укладе, о патриархальной помещичьей идиллии, в которой не последнее место занимают еда и питье, и деревенская тишина, и соседи, всегда готовые «и потужить и позлословить», и строгая верность стародавним русским заветам и обычаям:
“Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины :
У них на масленице жирной
Водились русские блины:
Два раза в год они говели;
Любили крутые качели,
Подблюдны песни, хоровод...”
Картины в романе быстро сменяют друг друга. Перед читателем возникают и проходят все новые лица, выражая не отмеченные прежде особенности исторической жизни и человеческих отношений. И все эти лица, иногда только упомянутые, прочно укладываются в памяти читателя. Как этого достигает Пушкин?
Там, где не требуется всесторонняя подробная характеристика персонажа, Пушкин рисует его особенно отчетливой, резкой краской, отчетливыми и резкими словами. Его эпизодические герои часто характеризуются афористически, т. е. с помощью особенно острой и емкой детали.
Вот Гвоздин «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков». Персонаж обрисован словами, которые одновременно и ищутся друг к другу и сталкиваются между собой: «хозяин превосходный владелец нищих...» Столкновение контрастных слов заостряет наше внимание, создает памятный словесный образ.
А вот как характеризуется отставной советник Флянов: «...тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». Характеристика звучит как эпиграмма. И как всякая удачная эпиграмма, она легко запоминается, так же как и лицо, против которого она направлена. Не менее остры и памятны пушкинские групповые характеристики. Например, московского светского общества:
“Но в них не видно перемены:
Все в пах на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп...”
4. Лирические отступления в романе, как своеобразные энциклопедические зарисовки.
Все элементы формы романа, как это и бывает в истинно художественном произведении, подчинены идейному содержанию и идейным авторским задачам. В решении главной задачи, которую ставил перед собой Пушкин, когда писал «Евгения Онегина», изобразить современную жизнь широко, в масштабах истории помогают ему лирические отступления. В пушкинском романе в стихах они носят особенный характер.
Отступления в романе самые разнообразные и по характеру, и по тематике. Есть, например, отступления, которые можно определить как эмоционально окрашенные экскурсы в русскую историю. Связь таких отступлений с замыслом исторического романа самая непосредственная. Они помогают Пушкину расширить хронологические рамки повествования, воспроизводить историю и свободно, и широко.
Пушкин напоминает читателю о славных страницах недавнего прошлого России о победной войне с Наполеоном:
“Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.”
Нарисованная Пушкиным картина исторического величия русского народа заключает в себе глубочайший смысл. Читатель невольно сравнивает всех героев, показанных в романе, и все их дела с величественным прошлым. Оно помогает осмыслить современность, по достоинству оценить современных героев. Другой род отступлений автобиографические. Это в точном смысле слова лирические отступления. Но и они тоже носят своеобразный исторический характер. В них выражается история но не непосредственно народа, а история одной личности, для читателя особенно живой и достоверной автора. Через историю этой личности и изображается народная история, притом, как этого и хотел Пушкин, изображается наиболее интимно и близко.
Восьмая шава романа начинается такого рода отступлением:
“В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал.
В те дни в таинственных долинах.
Весной, при кликах лебединых,
близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.”
В отступлении говорится о юности самого Александра Пушкина, о зарождении его поэтического дара. Но это факт, безусловно, исторический, ибо он прямо относится к началу великого чуда русской поэзии, русской литературы.
5. Реализм романа «Евгений Онегин» как основная черта его энциклопедизма.
Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части характеристики: изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Слова эти нужно понимать в их неразделимости. Сам по себе типичный характер можно было встретить и в романтическом произведении. Например, герой романтической поэмы Пушкина «Кавказский пленник», безусловно, типичный характер. Так же как и Алеко в «Цыганах». Для реализма важен не просто типичный характер, а характер, показанный в типичных обстоятельствах, объясненный этими обстоятельствами. Характеры в реалистических произведениях даны в их жизненной, исторической и социальной обусловленности.
Для реалиста в искусстве существен не только вопрос: что есть тот или иной герой? Но и вопрос: почему, под влиянием каких обстоятельств он стал таким? Это и делает подлинно реалистическое произведение одновременно и правдивой картиной жизни, и художественным исследованием жизни.
Отвечает ли такому пониманию реализма «Евгений Онегин»? Несомненно. Картина русской действительности, изображенная Пушкиным в романе, столь точна и правдива в частностях, что Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». В самом деле, по роману можно знакомиться с русской жизнью 20-х гг. XIX в., изучать ее не только в главных ее явлениях и процессах, но и в мелочах. Вспомним, например, одно из многих удивительно правдивых описаний Пушкина описание дома, в котором жил дядя Онегана:
“Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.”
Самое замечательное здесь очень точные, исторически достоверные детали («штофные обои», «печи в пестрых изразцах» и т.д.). Все описание составлено из правдивых деталей. Это и делает описание таким впечатляющим и таким художественно содержательным. Для романа «Евгений Онегин» это характерный пример.
Мы уже успели убедиться в том, что все персонажи романа Пушкина типические характеры. Как они рисуются Пушкиным, как он изображает своих главных героев? Онегина мы узнаем все лучше и полнее через обстоятельства его жизни: через особенности его воспитания, влияния на него петербургской светской жизни, затем жизни в деревенской глуши и т. д. Татьяна показана в романе не сама по себе, а в той среде, которая воспитала ее характер и ее душу: среди деревенской природы, в близости к няне, рядом с простодушными родителями, которые ни в чем ей не мешали. Эти характерные жизненные обстоятельства помогли ей стать такой, какова она есть, а нам они помогают полнее, глубже узнать и понять Татьяну, узнать всю доподлинную правду о ней. Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается и Ленский, и другие герои романа. Роман «Евгений Онегин» по всем своим качествам оказывается подлинно реалистическим произведением. Он является реалистическим романом и по характеру изображения персонажей, и по характеру изображения жизни в целом.
6. Энциклопедичность романа «Евгений Онегин» как отблеск его народности. Оценка Белинским романа.
Белинский назвал «Евгения Онегина» «первой истинно национально-русской поэмой в стихах» и добавил к этому, что «в ней народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении». Что мы понимаем под словом «народность» ? Народность искусства, литературы это глубокая связь, которая существует и должна существовать между художественным произведением и жизнью того народа, среди которого оно создано: связь с историей народа, его бытом, его нравственными убеждениями, его взглядом на вещи. Эта связь между созданием поэта и глубинной жизнью народа видна в «Евгении Онегине» в каждой сцене или картине, в каждом герое, в каждом слове писателя-поэта. Читая роман «Евгений Онегин», все время чувствуешь: это Россия, это написано русским поэтом. В романе все неповторимо русское: и картины природы, и нравы, и персонажи, и, главное, та точка зрения, с какой автор смотрит на те или иные события, на людей, на человеческие отношения.
Пушкин изображает в романе в основном представителей дворянского сословия, их жизнь показана в романе в первую очередь. Но это не мешает роману быть народным. Важно не кого изображает писатель, а как изображает. Все явления жизни и всех героев Пушкин оценивает с общенародной точки зрения. Именно этим и заслужил роман Пушкина название народного.
С точки зрения Белинского, большое значение этому произведению Пушкина придает то, что в нем правдиво показана русская действительность: «в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития».
Это делает роман историческим «в полном смысле слова». И к этому Белинский позднее добавит: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества».
Значение романа, по мнению Белинского, и в том, что от него (так же как и от комедии Грибоедова «Горе от ума») начинается подлинно зрелая, реалистическая русская литература. «Без «Онегина», утверждает Белинский, был бы невозможен «Герой нашего времени», так же как без «Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины».
Свои статьи об «Евгении Онегине», полные тонких наблюдений и мыслей, Белинский заключает прекрасными и пророческими словами: «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»; как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненныы любви и благодарности взор...»
7. Заключение.
«Евгений Онегин» бьш особенно дорог Пушкину. С ним он знал все, «что завидно для поэта: забвенье жизни в бурях света, беседу сладкую друзей»; с ним он знал «живой и постоянньй труд».
Пушкин вложил в роман не просто семь лет жизни, но свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России.
«Евгений Онегин» обогатил многими важными художественными открытиями и самого Пушкина и всю последующую русскую литературу.
От «Евгения Онегина», например, ведут свое начало многие герои послепушкинской литературы. Самые известные литературные персонажи первой половины XIX в., так называемые «лишние люди», представляют собой развитие в новых исторических условиях онегинского типа. Повторяется в новом качестве и при несколько иных обстоятельствах и тип Татьяны. На Татьяну похожа (на это указывал Достоевский) героиня романа Тургенева «Дворянское гнездо» Лиза Калитина. Какими-то чертами напоминают Татьяну Наташа Ростова и Марья Волконская в «Войне и мире» Толстого. Образ Татьяны не только получает все новые воплощения в русской литературе, но он становится своеобразным эталоном духовной женской красоты. Эталоном в равной степени и для писателей, и для читателей.
Образцом для многих русских писателей послепушкинской эпохи стало и особенное сюжетное построение «Евгения Онегина». Оно основано на ситуации, когда через любовные отношения, через героиню проверяется герой и оценивается его социальное и историческое значение. Героине предоставляется право судить героя и выносить ему приговор. Такое построение позволяет сделать любовный сюжет основой уже не собственно любовного, не семейного романа, а романа социального и исторического. Именно такие романы писал, к примеру, И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо» и др.).
Наконец, сама форма свободного повествования, художественно проверенная автором «Евгения Онегина», имела большое значение в развитии.русской литературы. Можно сказать даже, что эта свободная форма определила «русское лицо» как русского романа, так и произведений близких к роману жанров.
Список литературы:
1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина.Статья 4-11я.
2. Томашевский Б. Пушкин Книга первая и вторая. М.,-Л., 1956-1961.
3. Макогоненко Г. Роман Пушкина “Евгений Онегин”. М., 1963.
4. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. М., 1967.
5.Степанов Л.Н. Лирика Пушкина. М., 1974.
6. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.
7. Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. М., 1982.