Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема увлекала меня тем что позволила мне подробнее познакомиться с историей государств существовавших еще

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Введение

Эллинизм - этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334—323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 до н. э. подчинением Египта. Термин «Эллинизм» введён в историографию в 30-х гг. 19 в. немецким историком И. Г. Дройзеном. Данная работа посвящена истории Понта, Пергама и северо-причерноморских городов-государств.

Данная тема увлекала меня тем, что позволила мне подробнее познакомиться с историей государств, существовавших еще до новой эры, и затрагивающих границы нашей Родины. Она является актуальной в наши дни потому, что обладает огромным количеством политических событий, изучая которые,  можно сделать выводы о современной политической ситуации, проанализировать причины и следствия определенных действий политических деятелей наших дней.

Цель работы заключается сравнении каждого из трех направлений исследования, то есть Понта, Пергама и городов-государств Северного Причерноморья. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1.  Изучить имеющуюся по данной теме литературу
  2.  Обработать и скомпоновать ее
  3.  Провести анализ полученной информации
  4.  Сделать выводы

Понт, Пергам и города-государства Северного Причерноморья давно стали интересны ученым-историкам. Множество трудов посвящено изучению их истории. Один из них принадлежит историку И.Г. Дройзену.

Дройзена и в самом деле является знаменитым: эта трехтомная «История эллинизма», вышедшая при жизни автора двумя изданиями (в 1833–1846 и 1877–1878 гг.), осуществила подлинный прорыв в науке, открыв для детального ознакомления тот сравнительно поздний период античной истории (от возвышения Македонии при царях Филиппе и Александре до вмешательства Рима в греческие дела), о котором до того практически мало что знали и в котором видели лишь хаотическое нагромождение войн, династических распрей и политических переворотов.

Исторический труд Дройзена впечатляет по многим параметрам. Прежде всего им была выполнена трудоемкая задача приведения в порядок разрозненной информации, какую можно было извлечь для реконструкции интересующего его периода из обрывков античной литературной традиции (целых исторических произведений об этом периоде практически не сохранилось) и случайно уцелевших эпиграфических документов. Необходимо было выстроить хронологический костяк этой эпохи, разобраться в хитросплетениях непрерывных войн, сложных дипломатических акций и династических связей и отношений, а затем представить в связном литературном изложении целостную историческую реконструкцию всего периода. Дройзен великолепно справился с этой задачей.

Важной и интересной работой также является труд Сапрыкина С.Ю. «Понтийское царство». Главная заслуга автора состоит в том, что он в значительной степени опирается на первоисточники, и вместе с тем дает представление об огромном библиографическом аппарате. Само собой разумеется, что такая большая, содержательная работа не лишена неясностей, просто общих фраз, противоречий, а также спорных утверждений, которые могут стать предметом дискуссии. Однако важнее всего то, что историки и археологи получили очень интересную и нужную книгу, на которую можно будет опираться в дальнейших исследованиях различных вопросов истории Причерноморья времени существования Понта. Весьма желательно, чтобы автор продолжил исследование, но уже в ракурсе религиозно-политического и культурного его развития.

Большой интерес представляет работа  М.В. Скржинской «Будни и праздники Ольвии». В книге впервые в научной литературе описана повседневная жизнь небольшого древнегреческого провинциального города в Северном Причерноморье. Труд позволяет оказаться на улицах, центральной площади и у храмов Ольвии, войти в дома ольвиополитов, представить, как они работали и проводили свой досуг, что ели и пили, какую носили одежду и украшения. Отдельные главы посвящены праздникам и жертвоприношениям, торговле и деньгам, судопроизводству, образованию и тренировкам в гимнасии.

Глава I. Понт

В середине II в. до н. э. эллинистический мир переживал острый экономический и социально-политический кризис. Рим захватил Великую Грецию, Балканский полуостров, Македонию, Пергам. На Востоке под напором кочевых народов рухнуло Греко-Бактрийское царство, парфяне оккупировали Мидию и Вавилонию. Некогда великая держава Селевкидов сократилась до размеров небольшого государства в Северной Сирии и медленно агонизировала под влиянием социальных потрясений и династических распрей. Египет потерял заморские владения и с трудом решал внутренние проблемы.

В целом мир эллинизма в середине II в. до н. э. переживал тяжелые времена, но именно с этого рубежа начинается кратковременное возвышение одного из малоазийских государств — Понтийского царства, или Понта. При царях Митридате V и его сыне Митридате VI во второй половине II в. до н. э. и в первой половине I в. до н. э. оно пережило период кратковременного расцвета. Именно Понтийское царство в I в. до н. э. попыталось организовать силы эллинистического Востока для отпора римскому завоеванию.

Понтийское царство занимало территорию в северо-восточной части Малой Азии, простираясь от нижнего течения реки Галис и до Колхиды, на юге оно граничило с Каппадокией и Малой Арменией. Плодородные и хорошо увлажненные долины рек и черноморского побережья, на которых давали хорошие урожаи зерновые, виноградники, плодовые деревья, перемежались тучными пастбищами на холмах и плоскогорьях, а горные кряжи изобиловали полезными ископаемыми: железной рудой, медью, серебром, солью, квасцами. В горах рос мачтовый лес, пригодный для строительства кораблей.

Понтийское царство возникло в процессе борьбы диадохов, и его основателем считается Митридат I Ктист (т. е. основатель, 302—266 гг. до н. э.), возводивший свою родословную к Ахеменидам. Впоследствии понтийские цари породнились с домом Селевкидов. В III в. до н. э. Понт был небольшим образованием, игравшим незначительную роль в общей политике Малой Азии. Понтийское царство, где правила династия местного происхождения, не испытало греко-македонского завоевания и на первых порах представляло собой скорее восточное княжество, чем эллинистическое государство. Однако включенный в состав эллинистического мира, втянутый в разнообразные экономические и политические отношения с эллинистическими государствами, Понт создает типичную для эллинизма социально-экономическую и политическую структуру, превращается в одно из эллинистических обществ и государств.

Уже первые правители Понта понимали важность выхода к черноморскому побережью и стремились к захвату богатых греческих городов, расположенных в Южном Причерноморье. Понтийские цари выступают как покровители южнопонтийских городов, защитники их свободы и получают название филэллинов. Эта общая направленность понтийской политики на союз с греческими городами и покровительство грекам поддерживалась почти до самого конца существования Понта как самостоятельного государства.

Резкое усиление Понта начинается с правления энергичного и изворотливого Фарнака! (185—170 гг. до н.э.). Неожиданным ударом Фарнак I захватывает один из самых богатых и сильных городов Причерноморья Синопу (183 г. до н. э.) и делает ее столицей своего государства. Захват Синопы, ведшей интенсивную торговлю с многими греческими городами Северного и Западного Причерноморья, оказывавшей на них известное политическое влияние. контролировавшей прямой путь через Черное море, имел огромное значение для дальнейшего укрепления Понта на берегах Черного моря. Захват Синопы вызвал недовольство соседей Понта — государств Пергама, Вифинии и Каппадокии. В возникшей войне Фарнак терпит поражение, но сохраняет за собой Синопу. Ловкий Фарнак рано оценил силу Рима и сумел убедить его в своей лояльности. К тому же римляне, видевшие в Понте известный противовес Пергаму и Вифинии, делали ставку на Фарнака. Следуя традициям эллинистических правителей, Фарнак основывает город Фарнакию на морском побережье в центре богатого рудой района. Фарнаку удалось заключить мирные договоры с рядом городов Северного (в частности, с Херсонесом) и Западного Причерноморья (Одессосом и Месембрией).

Фарнак I заложил основы черноморской державы Понта. Политику Фарнака продолжали его сын Митридат V Эвергет (150—120 гг. до н. э.) и внук, знаменитый Митридат VI Евпатор (120—63 гг. до н. э.). Пафлагонский царь завещал передать свое царство Понту. С помощью династического брака Митридат усилил свое влияние в Каппадокии. Митридат V стремился сохранить дружбу с римлянами. Его войска участвуют в Третьей Пунической войне, помогают римлянам подавить движение Аристоника в Пергаме. Стремясь сцементировать свое рыхлое государство, Митридат V опирается на греческие города Причерноморья и греческие элементы внутри государства. Усиливается роль греческих дельцов в экономике, особенно в торговых операциях, греки-наемники составляют костяк его армии, а греческие полководцы — ее командный состав, усиливается роль греков при дворе и в администрации. В этом отношении политика Митридата V, продолжающая линию его предшественников, была типичной политикой эллинистического владыки.

Укрепление Понта в военно-экономическом отношении, расширение его территории начинает внушать опасения Риму, который после ликвидации Пергамского царства стал видеть в Понтийском государстве своего потенциального врага. Римлянам удалось создать проримскую партию при дворе Митридата V, происки которой привели к его убийству. Пришедший к власти сын убитого царя Митридат VI понимал, что его непримиримым врагом является Рим, и подчинил всю жизнь борьбе с грозным противником. Для ведения этой борьбы Митридату необходимо было укрепить и расширить свое государство, увеличить военно-экономический потенциал, сплотить вокруг Понта все враждебные Риму силы. Общая обстановка в Средиземноморье в конце II в. до н. э. до известной степени благоприятствовала планам Митридата VI. Рим переживал тяжелые времена: на Италию обрушились полчища германских племен кимвров и тевтонов, угрожавшие его уничтожить, в самом Риме крайне обост илась социальная обстановка, в Сицилии вспыхнуло второе Сицилийское восстание рабов, и Рим не имел достаточных сил, чтобы помешать Митридату расширять свою державу за счет территорий Малой Азии, Северного и Западного Причерноморья. Нужно отметить, что создание обширной державы, охватывающей все берега Черного моря, было в интересах жителей греческих городов Причерноморья, поскольку они получали большие экономические и политические выгоды от установления общепонтийских связей и превращения бассейна Черного моря в единый экономический район. К тому же греческие города Северного и Западного Причерноморья испытывали реальную угрозу со стороны окружающих варварских племен (фракийцев, сарматов, скифов) и искали защиты от варварской опасности у могущественного Митридата, который, так же как и его предки, подчеркивал свой филэллинизм, уважительное отношение к полисным свободам греческих городов. В конце II в. до н. э. в связи с особой активизацией скифов за помощью к Митридату обращаются Херсонес, Ольвия, Тира, наконец, Боспор, которые просят их включения в состав Понтийского царства и вооруженной защиты от нападений варваров. В то же время Митридат захватывает приморские области Колхиды. В 80-х годах I в. до н. э. под покровительство Митридата переходят греческие города Западного Причерноморья (Аполлония, Месембрия и др.). Кроме многочисленных греческих городов Причерноморья в состав государства Митридата вошли значительные территории Малой Азии.

Таким образом, на рубеже II—I вв. до н. э. создается политическое объединение большей части Малой Азии и Причерноморья вокруг одного центра — Понта, т. е. Малоазийско-Черноморская держава Митридата, одно из крупных государственных образований эллинизма.

Создание такой обширной державы позволило Митридату VI собрать колоссальные денежные и другие материальные средства, мобилизовать огромную, свыше 100 тыс. человек, армию, военно-морской флот в несколько сотен кораблей. Митридат заключил дружественный договор с царем Великой Армении Тиграном II (96—55 гг. до н. э.), с могущественной Парфией. Располагая такими огромными силами, опираясь на поддержку соседей, Митридат VI вступил в смертельную борьбу с Римом. Эта борьба вылилась в три затяжные и кровопролитные войны, в которых в конечном итоге победа оказалась на стороне Рима (63 г. до н. э.). Последняя великая держава эллинистического мира — Малоазийско-Черноморская держава Митридата — была разгромлена, а на ее месте основаны новые римские провинции.

Глава II. Пергам

Царство Атталидов родилось в результате предательства. Лисимах доверил охрану цитадели Пергама со значительными сокровищами своему офицеру - полугреку, полупафлагонцу, евнуху Филетеру. Но тот в 287 г. до н. э. [10] перешел на сторону Селевка I, за что ему оставили Пергам, правда при условии признания вассальной зависимости от Селевка. Его племянник Эвмен I порвал с Антиохом I и провозгласил себя независимым. Решающий шаг был сделан Атталом I, который одержал победы над галатами и осмелился принять в 240 г. до н. э. титул царя[10]. Он заключил союз с Римом и в двух первых македонских войнах показал себя верным союзником. Отныне этот союз будет определять всю историю Пергама: именно он сделал из его суверенов нечто более значительное, чем просто царьков маленького анатолийского государства, и позволил им играть значительную роль в истории греческого мира II в. до н. э. [10]

Его сын Эвмен II (197-159 гг.) - царь, в котором удачно сочетались сила и дипломатическая тонкость, способствовал развязыванию войны между Римом и Антиохом III, храбро сражался в битве при Магнесии на стороне римлян и широко пользовался их победой, так как ему достались почти все земли, завоеванные у Селевкидов в Анатолии (кроме Южной Карии и Ликии, отошедших к Родосу). Его царство стало самым сильным в Малой Азии, но ему стоило больших трудов сохранить его в атмосфере ненависти соседей и немилостей, которые без видимых причин обрушились на него со стороны могущественного Рима.

Действительно, величие этого царства было кажущимся. Наследник Эвмена II, его сын Аттал III умер бездетным (133 г. до н. в.) [10], завещав царство римлянам и оставив свободу только Пергаму и греческим городам.

Пергамское царство, появившееся путем узурпации, достигло могущества только после заключения союза с Римом против греческих монархов. Его суверены, которые не могли похвастаться ни македонским происхождением, ни основанием своего царства "правом завоевания", представляли собой жалкое зрелище рядом с Птолемеями или Селевкидами. Но эти цари-филистеры, слабые и уязвимые, создали свой собственный стиль, и, если они показали себя слишком ловкими в эксплуатации подданных, обложив непомерной данью города и храмы и угнетая царских земледельцев хоры, в их активе остался отпор галатам, создание живого центра эллинизма в Пергаме, широкое строительство в Греции. [10]

В пергамской экономике в большей степени проявились характерные черты античной системы: использование рабов во многих отраслях хозяйства, внедрение интенсивных методов эксплуатации труда и элементов товарного производства. Экономическому процветанию Пергама способствовали благоприятные природные условия, мягкий климат, плодородные почвы долины Каика, сочетание речных долин, невысоких холмов, пригодных для разведения виноградников и масличных деревьев, тучных пастбищ, выгодное расположение страны около черноморских проливов, через которые проходил важнейший торговый путь того времени. В сельском хозяйстве Пергама наблюдалось равномерное сочетание разных отраслей: хлебопашества, виноградарства, оливководства и скотоводства (особенно коневодства и овцеводства). Пергам располагал значительными излишками зерна и наряду с Египтом был крупным экспортером хлеба. На средиземноморских рынках ценилось пергамское оливковое масло, а на запасах местной шерсти и шкур работали знаменитые ткацкие и пергаменные мастерские. Пергамские правители по примеру других эллинистических царей объявили большую часть земли царской собственностью, а сидевшие на ней земледельцы рассматривались как арендаторы, выплачивающие многочисленные налоги и несущие повинности в пользу царской казны. Часть царских земель была уступлена в свободное владение представителям господствующей верхушки, бюрократии, высшего командного состава; на этих землях возникали крупные поместья, обрабатываемые рабским трудом. На хоре греческих городов применялись полисные формы эксплуатации. Воинам-наемникам выделялись участки в особых поселениях, так называемых клерухиях, обработка которых велась с применением рабского труда. В целом роль частных хозяйств в Пергаме была несколько выше, чем в государствах Селевкидов и Птолемеев.

Структура пергамской экономики обусловила и особенности социально-классовой структуры пергамского эллинистического общества, прежде всего довольно значительную роль рабовладельческих отношений греческого типа.

Рабов было достаточно много в поместьях знати, на участках клерухов, жителей греческих городов, в крупных и средних ремесленных мастерских. Наряду с рабами основными производителями были свободные люди, зависимые арендаторы или ремесленники, мелкие торговцы. Несколько большая роль рабского труда и рабских методов эксплуатации, чем в других государствах эллинистического Востока, обусловила более напряженную социальную атмосферу в пергамском обществе и острые формы борьбы, выразившиеся, например, в восстании Аристоника.

Политическая организация пергамской монархии имела некоторые отличия от традиций Селевкидов или Птолемеев. Атгалиды считались «демократическими» монархами: в Пергаме не существовало царского культа, обожествления царя и царицы, в некоторых указах цари называли себя гражданами Пергама, а не царями, в указах не было обычного для Селевкидов и Птолемеев «мы повелеваем». Бюрократический аппарат Атталидов был скромным по размерам и силе влияния на общество. Иной была и роль войска как опоры власти царя. У Селевкидов и Птолемеев кадровое войско, имевшее большие привилегии и влияние на государственные дела, состояло из греков и македонян, противостоящих местным элементам. В Пергаме наемное войско комплектовалось из представителей всего населения, в том числе и местного, и не играло такой политической и социальной роли, как в монархии Селевкидов и Птолемеев, более напоминая наемные отряды, обычные для греческого общества IV в. до н. э.

Опираясь на большие материальные богатства, известную сплоченность господствующего класса, Атталиды проводили ловкую и успешную внешнюю политику. Если государства Птолемеев и Селевкидов в III—II вв. до н. э. постепенно теряли одну область за другой, то Атталиды, напротив, увеличивали свои владения и к началу II в. до н. э. превратили свое маленькое государство в великую державу эллинистического мира, охватывающую почти всю Малую Азию. При проведении своей политики Атталиды опирались на поддержку могущественного Рима. Рим, оценивший огромные богатства Атталидов и прозападную ориентацию господствующего класса пергамского общества, использовал Пергам для ослабления Македонии и государства Селевкидов. Потерпев поражение от Рима в битве при Магнезии в 190 г. до н. э., Селевкиды были вынуждены отказаться в пользу Пергама от всех малоазийских территорий к северу от Тавра, а Пергамское царство максимально расширило свою территорию. Однако обострившиеся социальные противоречия внутри Пергама, сложная международная обстановка, в частности создание враждебной Пергаму коалиции Вифинии, Галатии, Каппадокии и Понта, заставили господствующий класс Пергама и его последнего царя Аттала III (139—133 гг. до н. э.) передать Пергамское царство по завещанию Риму (133 г. до н. э.). Это решение вызвало мощный взрыв народного возмущения, восстание так называемых гелиополитов (граждан справедливого государства Солнца), во главе которых встал один из побочных сыновей Аттала II — Аристоник (133—129 гг. до н. э.). Однако это восстание было жестоко подавлено римскими регулярными войсками, Аристоник взят в плен и задушен в римской тюрьме. На месте бывшего Пергамского царства римляне основали провинцию Азия.

Глава III. Города-государства Северного Причерноморья.

  1.  Боспор и его соседи в III—I в. до н.э.

Политическое взаимодействие Боспора и его ближайших соседей всегда было основным фактором, определявшим этапы его развития. Судя по этнической ситуации у его границ, Боспор во II в. до н. э. был в более сложном положении, чем прежде. Мы имеем очень мало конкретных исторических сведений о внешнеполитической деятельности последних Спартокидов. Однако источники все же позволяют с большей или меньшей степенью точности представить общее направление развития политических контактов боспорян с их соседями. Начнем со скифов.

В политическом отношении Скифия, как известно, не была единой. В наиболее тесном общении с боспорянами находились скифы царские, населяющие Таврику и Северное Приазовье. Различие в погребальном обряде скифской знати этих двух районов позволяет предполагать разделение ски фов царских, по крайней мере, на две политические группировки. В наиболее давнем и тесном политическом, экономическом и культурном общении с боспорянами находились скифы Таврики. Эти отношения строились на основе долгосрочного договора, предусматривающего, с одной стороны уплату дани Боспором варварам, а с другой стороны, предоставление скифами воинских контингентов, необходимых боопорскому царю в борьбе с иными силами. Именно такая форма отношений позволила этому союзу стать одной из социальных опор режима Спартокидов.

Следствием тех же дружественных отношений боспорян со скифами Таврики стал быстрый переход к оседлости части царских скифов на Керченском полуострове в непосреднной близости от хоры боспорских городов. Появление стабильных сельских поселений с дружественным населением у границ государства было и в интересах боспорян. В их лице они получили гораздо более емкий рынок для сбыта своей ремесленной продукции по сравнению с прежними, кочевавшими здесь, этническими группами. Правда, в политическом отношении это скифское население продолжало оставаться подданными скифских царей вплоть до подчинения

Боспора Понту. Однако это ни в коей мере не угрожало интересам Боспора.

Переломным моментом в истории не только Боспора, но и всего Причерноморья стал переход сарматов (прохоровцев) через Танаис и начало их систематических набегов на Скифию. Дата начала этих набегов определяется по-разному. Наиболее убедительной на сегодняшний день выглядит концепция начала сарматского завоевания с первых десятилетий III в. до н. э. В течение всего III и II вв. до н. э. вплоть до походов Диофанта Скифам приходилось постоянно отражать натиск этого своего главного врага. В то же время с запада им, судя по ольвийскому декрету в честь Протогена , угрожали галаты. Подобная ситуация не могла не толкать скифов на укрепление дружественных связей со своим старым торговым контрагентом, Боспором.

Таким образом, говоря о взаимоотношениях крымских скифов и боспорян в течение III—II вв. до н. э., можно: быть уверенными в их дружественном характере, обусловленном взаимной выгодой и конкретной политической ситуацией.

Около середины II в. до н. э. Танаис добивается автономии и даже время от времени подчиняет себе соседних варваров. К тому времени сарматы уже полиостью вытеснили скифов из междуречья Дона и Днепра, за исключением нижнего течения последнего. Установление династийных связей между Спартокидами и правителями Скифии не могло остаться для них незамеченным. С целью противодействия скифо-боспорскому союзу сарматы, вероятно, поддержали стремление танаисцев к автономии. К тому ж е теперь он стал нужен и им самим, как выгодный рынок сбыта продукции их собственного хозяйства и захваченной добычи. Все это сделало автономию Танаиса вполне реальной. Тем более, что боспоряне тогда уже не имели достаточных сил для восстановления власти над Танаисом, будучи накрепко связаны борьбой с меотами Прикубанья. Чтобы убедиться в этом, обратимся теперь к рассмотрению политической ситуации у границ Боспора в Азии.

Ближайшими соседями боспорян здесь были многочисленные меотские племена, В начале IV в. до н. э. боспорские правители начали завоевание этих племен, что привело к укреплению ряда меотских городищ правобережья Кубани. Судя по боспорским надписям, борьба была долгой и упорной. Подчиненные племена иногда вновь восставали, и их приходилось завоевывать вновь.

Но не только меоты угрожали Боспору. У его восточных границ постоянно происходили передвижения каких-то племен, которые не всегда фиксировались античными авторами. Во II в. до н. э. среди таких племеy наиболее интересны сатархи и аспургиане. Первые из них не упоминаются Страбоном [11], но они известны уже в Таврике по эпиграфическим источникам с середины II в. до н. э.

Страбон мог отождествить их с тохарами, известными ему в Средней Азии. Это мнение подкрепляется им сообщением Плиния о переходе через Танаис тагоров, которых он также считает тохарами. Но сам Плиний в том же отрывке называет среди племен, перешедших Танаис, и сатархов, а значит сам он отнюдь не отождествлял эти племена. Предки тохаров мигрировали в древности из Передней Азии к границам Китая, и оттуда после поражения от китайцев в 174 году до н. э. [11] часть их откочевала в Среднюю Азию сатархи—одно из сарматских племен, около середины II в. до н. э. появились у восточных границ Боспора и попытались проникнуть на его территорию.

Правивший в то время Перисад IV выступил против них, но был разбит и погиб. Его преемник Гигиенонт сумел, однако, нанести поражение сатархам и вынудил их покинуть пределы Боспора, после чего часть их ушла за Танаис, а часть осталась в предгорьях Кавказа (сатархи-спалеи).

II век до н. э. был временем массовых передвижений племен у восточных границ Боспора. Достаточно вспомнить перечисленные самим Страбоном местные племена, среди которых много таких, которые неизвестны и до этого, и в последующей истории Боспора. Вероятно, именно эти массовые передвижения привели к потере последним Спартокидом остатков своих владений в Азии. Недаром при перечисении областей в Азии у Страбона даже Синдика названа отдельно от Боспора, хотя последняя уже почти 300 лет находилась в составе государства Спартокидов. [11]

Завершая рассмотрение взаимоотношений Боспора с племенами, подвластными ему или соседними с ним, можно четко выделить две тенденции в развитии этих отношений. С одной стороны, цари Боспора в течение III—-II вв. до н. э. углубляют и расширяют свое сотрудничество со скифами, с другой стороны, идет упорная борьба за сохранение господства Боспора над меотскими племенами в Азии. С началом продвижения на юг сираков борьба эта обостряется. В то же время, поддержка боспорян скифами постепенно сокращается из-за экономических и политических процессов, происходящих в самом скифском обществе. Сокращение скифской военной помощи в последней четверти II в. до н. э., связанное с наступлением самих скифов на Херсонес, привело к потере Боспором его азиатских владений и послужило, вероятно, одним из важнейших стимулов к политической переориентации последнего Спартокида на Понт.

1.2. Боспор и Понт.

Политическое положение Боспора во второй половине II в. до н. э. существенно ухудшается. Выход из подчинения меотских племен азиатской части государства резко сократил доходы Спартокидов, которые складывались, прежде всего, из податей подвластных варварских племен и продажи на внешних рынках производимого ими же дешового хлеба. Последний из Спартокидов — Перисад V — принуждён был отречься от престола. В 108 г. до н. э. он передал власть правителю Понтийского царства Митридату VI Евпатору.

Вспыхнуло восстание под предводительством Савмака. Были захвачены Пантикапей и Феодосия. Савмак убил Перисада, а присланный Митридатом полководец Диофант бежал. Через год Диофант вернул Боспор. В его распоряжении были сухопутная армия и флот, с помощью которых он захватил и Пантикапей, и Феодосию. Виновники восстания были наказаны, Савмак отправлен к Митридату и, видимо, казнён. Разрушения в городах и поселениях европейского Боспора, датированные концом II в. до н. э., обычно связывают с этими событиями.

В 80-х гг. до н. э. [11] боспорцы отложились от Митридата, но были усмирены им, а управление над Боспором царь передал своему сыну Махару. Но тот изменил делу отца и принял сторону Рима. В 60-х гг. до н. э. Митридат лично прибывает на Боспор и превращает его в плацдарм для подготовки к новой войне с Римом. Огромные поборы с населения для содержания армии, строительства флота и крепостных сооружений, вербовка в войско рабов, а затем и морская блокада со стороны римского флота вызвали недовольство на Боспоре и истощили его.

Разрушительное землетрясение в 63 году до н. э. [11] В этом же году, в Пантикапее, Митридат погиб, скрываясь во дворце на вершине горы от взбунтовавшихся солдат, провозгласивших правителем его сына Фарнака.

Римляне вручили власть над Боспором Фарнаку, назвали его своим «другом и союзником», но просчитались: Фарнак объявляет себя «царём царей» и желает расширить свои владения за счёт самого Рима. В качестве наместника на Боспоре он с 48 г. до н. э. [11] оставляет Асандра. Но тот успешно отвоевал престол, разгромив в 47 г. до н. э. [11] сначала Фарнака, а затем Митридата II, после чего женился на дочери Фарнака Динамии и с 46 г. до н. э. единолично стал править на Боспоре. С его деятельностью до 20 г. до н. э. связывают постройку оборонительных укреплений для защиты от соседних племён, большие восстановительные работы, активизацию морских сил, успешную борьбу с пиратами.

  1.  . Ольвия

В VIII—VI вв. эллины, жившие на Балканском полуострове и на побережье Малой Азии, вывели множество колоний на берега Средиземного и Черного морей. Эти три века античной истории называют периодом Великой греческой колонизации. Основной причиной переселения греков стала нехватка земли, которая не могла прокормить многие области Эллады, где в то время стало быстро расти население. Были и другие причины вывода колоний. Эллины искали рынки сбыта для расширявшегося в то время ремесленного производства и поэтому обосновывались на новых землях. Ремесленникам требовалось все больше не достававшего на родине сырья, в первую очередь металлов, и некоторые колонии появились в местах, откуда можно было получить искомое сырье. Наконец, причиной вывода колоний неоднократно служила политическая борьба в греческих полисах, в результате которой побежденных вынуждали покинуть отечество.
Эллинская колония с момента своего основания становилась полностью самостоятельной и независимой, однако чаще всего она поддерживала связи с метрополией в области экономики, культуры, религии, а порой заключала с ней политические союзы. Это прекрасно видно на примере декрета об исополитии (равных гражданских правах) Милета и его колонии Ольвии.
           Милет был крупнейшим городом Ионии, греческой области на азиатских берегах Эгейского моря и близлежащих островах. Он стал метрополией рекордного количества колоний. Одни древние авторы насчитывали их 75 , другие — даже 90
[14]. Сейчас невозможно установить их истинное число, но определенно можно сказать, что милетяне основали несколько десятков поселений, привлекая жителей других ионийских городов. С VII в. они постепенно продвигались на север, выводя колонии сначала на подступах к Боспору Фракийскому, а затем на берега Понта Евксинского. Так возникли Кизик на Пропонтиде, Аполлония, Одесс, Томы, Истрия — в Западном Причерноморье, после чего в середине VII в. наступила очередь освоения северного побережья Понта [14]. Здесь милетяне основали Тиру, Ольвию, Феодосию, Пантикапей и другие города-государства (античные полисы). Среди северопричерноморских колоний лишь Херсонес имел иную метрополию — Гераклею Понтийскую, лежавшую на противоположном берегу Черного моря.
Древнейшее поселение в Северном Причерноморье милетяне построили на полуострове близ устья Борисфена и назвали его по имени этой реки Борисфеном (или, по другим источникам, Борисфенидой). Со временем, после подъема уровня Черного моря, полуостров превратился в остров, и теперь остатки Борисфена частично находятся на маленьком острове Березань, частично скрыты под водой так же, как прибрежные кварталы всех античных причерноморских городов.
В сохранившейся древней литературе уцелело сообщение о годе основания Борисфена: 647/646-й
[14]. Время возникновения остальных северопричерноморских поселений определяется по археологическим материалам и относится к первой половине — середине VI в. В этот период возникла и Ольвия.

Сейчас трудно определить, была ли она сначала просто поселком, входившим в сферу влияния Борисфена, или ее сразу же заложили как новую колонию. Археологические находки безусловно свидетельствуют, что во второй половине VI в. Ольвия стала главным политическим, экономическим и культурным центром Нижнего Побужья, а Борисфен постепенно терял свое ведущее положение и к концу VI в. вошел в состав Ольвийского государства.
           Основание нового греческого полиса традиционно должен был благословить оракул Аполлона. Милетяне в таких случаях обращались в свой храм Аполлона Дидимского. Там уже хорошо знали от жителей Борисфена о природных богатствах Нижнего Побужья — его плодородных землях, полноводных реках, изобилующих рыбой, прекрасных пастбищах, месторождениях железной руды и соли. Поэтому оракул уверенно предрек счастливую участь основателям и их потомкам в новой колонии, назвав ее Счастливым городом: Όλβίη πόλις
[14]. Так родилось название Ольвия. Оно не было особенно оригинальным, поскольку в греческой ойкумене насчитывалось около десятка Ольвий.

Следует отметить, что в сочинениях античных писателей Ольвия постоянно называется Борисфеном, а ее жители — борисфенитами [14]. В то же время, все найденные официальные документы (декреты народного собрания города, его монеты и др.) свидетельствуют о единственном наименовании города Ольвией и ее гражданах ольвиополитах. Особенно удивительно то, что посетившие Ольвию Геродот и Дион Хрисостом в своих сочинениях пишут о Борисфене и борисфенитах, хотя и знают истинное наименование6. Некоторые древние писатели объясняли, что Ольвия и Борисфен — один и тот же город.

Как было сказано выше, Ольвия и Борисфен — два разных поселения. Однако, когда политический центр Нижнего Побужья переместился из Борисфена в Ольвию, греки из других эллинских городов продолжали называть новое государство Борисфеном. Ведь оно лежало в устье известной одноименной реки, и первоначальное поселение Борисфен вошло в его состав. Для мореплавателей же прежнее название Борисфен звучало гораздо выразительнее, чем новое: ведь Ольвий было несколько, а Борисфен — один. Так из устной речи наименование перешло в литературную традицию. Сами ольвиополиты прекрасно знали, что их полис известен в Элладе как Борисфен, и потому в надписях, помещавшихся за пределами Ольвийского государства, называли себя борисфенитами, а свою родину — Борисфеном.
Первые десятилетия существования Ольвии прошли мирно. Ведь она расположилась на землях, где не было местного земледельческого населения, а кочевые скифы еще только начали осваивать северопричерноморские степи. Основными партнерами в торговле с местным населением стали лесостепные племена, к которым вели водные пути по Гипанису и Борисфену.

Образование нового греческого полиса обычно носило организованный характер. Место колонии заранее выбирали во время предварительных разведок. Переселенцы (их бывало не более ста человек) во главе с руководителем-ойкистом отправлялись на кораблях основывать колонию. Под началом ойкиста они определяли границы будущего города, места для святилищ и общественных зданий, делили участки для жилой застройки, а в окрестностях города распределяли между колонистами земельные наделы и сразу же начинали их обрабатывать. В новом полисе устанавливались сложившиеся в метрополии политические институты и культы богов.

Археологические раскопки показывают, что во второй половине VI в. в Ольвии уже сформировался центр государства. Здесь существовала центральная площадь — агора, где проходили народные собрания, и два теменоса (священных участка) с небольшими храмами и алтарями. В это время начала выпускаться собственная медная монета в виде дельфина, появился контроль над системой мер и весов, было построено общественное здание, где помещался пританей. В греческих городах в нем находился очаг, посвященный Гестии, богине-покровительнице неугасимого огня, объединяющего мир богов, человеческое общество и каждую семью. При таней считался символическим центром государства, в нем за государственный счет получали угощение особо заслуженные граждане и почетные иностранные гости.

В Ольвии, как и в прочих греческих городах, наряду с полноправными гражданами жили метеки (свободное население, не имевшее гражданских прав) и рабы, в основном негреческого происхождения. Однако среди них встречались и эллины, так как не каждого поселившегося в городе грека принимали в гражданское общество, а в долговое рабство в это время попадал даже гражданин, не говоря уже о метеках. Такой социальный состав населения Ольвии архаического периода, отраженный в двух сохранившихся письмах местных жителей, не изменялся в дальнейшем.

В начале V в. в Ольвии и ее округе произошли существенные изменения. Город рос и процветал, здесь строились каменные дома и общественные здания, возводились оборонительные стены и башни. Многочисленные же сельские поселения исчезли, поэтому окрестности Ольвии опустели, их жители переселились в город, а наиболее бедные построили землянки и полуземлянки около западной городской стены. Если в начальный период колонизации Нижнего Побужья ведущую роль в экономике играло сельское хозяйство, то теперь эта роль перешла к торговле. Все это наглядно отразилось в археологических памятниках; причины же происшедших изменений по-разному истолковываются современными исследователями. Одни объясняют это набегами скифских кочевых племен; однако ни на одном из сельских поселений не зафиксировано следов пожарищ и сильных разрушений. Другие полагают, что Ольвия попала в зависимость от скифов, и им было выгодно, чтобы там развивалась торговля, а не сельское хозяйство. Доказательством скифского протектората считается чеканка ольвийских серебряных статеров с негреческим именем Эминак и рассказ Геродота о том, что скифский царь Скил имел в Ольвии свой дом и подолгу жил в городе [14].

В VI-V вв. Ольвия имела оживленные экономические связи с городами Ионии и с полисами на островах Хиос, Самос, Родос, в меньшей степени с Коринфом и Афинами. С середины V в. ведущую роль в торговле Ольвии начинают играть Афины, и после 430 г., когда Перикл предпринял экспедицию в города на Понте Евксинском, Ольвия на некоторое время вошла в Афинский морской союз и платила ежегодный взнос в размере одного таланта [14]. Влияние Афин сказалось на многих сторонах жизни оль-виополитов. В их ионийский диалект, как показывают эпиграфические памятники, проникли аттицизмы, афинские черты наблюдаются в шрифте надписей V в. В городе и на некрополе появились статуи и рельефы афинских скульпторов, в строительстве использовались привезенные из Аттики архитектурные детали, и, возможно, некоторые общественные здания построили афинские архитекторы. Из Афин ввозилось огромное количество расписной столовой посуды, и она вошла в парадный сервиз всех сколько-нибудь состоятельных жителей Ольвии.
           В IV в. сохраняется ведущая роль Афин в поставках в Ольвию керамики и предметов культуры, вино привозят из Менды и острова Фасоса. Важное место заняла внутренняя причерноморская торговля: с южных берегов Понта, из Гераклеи и Синопы, поступало вино, растительное масло, простая хозяйственная посуда и черепица.

Ольвия поддерживала торговые связи со своими ближними и дальними северными соседями. В обмен на продукты земледелия и животноводства оседлые племена покупали греческие ремесленные изделия, керамические, бронзовые, серебряные и золотые сосуды. Вероятно, одним из средств платежа местных племен были их пленники, которые затем выставлялись на античных рынках рабов. Афины, например, специально покупали скифских стрелков, чтобы использовать их в качестве государственных рабов-полицейских. Таким образом, Ольвия торговала не только своей продукцией, но и служила посредником между Элладой и племенами Восточной Европы, получая от этого значительную выгоду.

С конца V в. началось новое широкое заселение ольвийской округи; вдоль берегов Бугского, Березанского и Днепровского лиманов появились сельские поселения и отдельные усадьбы. На освоенных обширных землях средний урожай зерновых (пшеница, ячмень, просо) составлял 35-50 тыс. тонн в год, поэтому в урожайные годы Ольвия могла экспортировать хлеб, в котором всегда нуждалась Эллада. В самой Ольвии и на Березани трудилось много ремесленников, изготовлявших керамическую посуду, всевозможные металлические изделия для нужд строительства, сельского хозяйства и рыболовства. Таким образом, Ольвийское государство включало два города — Ольвию и Борисфен, — а также обширную территорию с многочисленными поселениями и усадьбами.
По своему политическому устройству Ольвия была демократической рабовладельческой республикой. Возможно, в отдельные периоды ею управляли тираны и олигархи. В выборах административных органов принимали участие только мужчины — полноправные граждане Ольвии. Они составляли Народное собрание — законодательный орган государства. Этими функциями обладал также постоянно действовавший, избранный гражданами Совет. В нем обсуждались все важнейшие государственные вопросы и затем выносились на народное собрание. Поэтому государственные декреты начинались обычно словами: «Совет и Народ (так кратко называлось народное собрание) постановили...»
[14].
Совет наблюдал также за работой исполнительной власти. Ее осуществляли избранные открытым голосованием граждане, входившие в разные коллегии. Высшей среди них была коллегия архонтов из пяти человек. Они руководили прочими коллегиями, следили за состоянием финансов и выпуском денег. Практическими финансовыми вопросами занимались коллегия Семи и коллегия Девяти. Первая вместе с архонтами вносила в Совет предложения об издании почетных декретов в честь особо заслуженных граждан. Военными делами занималась коллегия стратегов из шести человек. Коллегия агораномов наблюдала за порядком в городской жизни; они отвечали за соблюдением правил торговли на рынках и качеством товаров, за правильностью мер и весов, для которых существовали государственные стандарты, за водоснабжение и канализацию.

В 332/31 г. [14] к стенам Ольвии подошло войско Зопириона, одного из полководцев Александра Македонского. Ольвия с большим трудом выдержала осаду и заставила отступить большую армию. Для увеличения рядов защитников города и ослабления внутренних социальных противоречий граждане Ольвии приняли чрезвычайные меры: провели кассацию долгов, дали права гражданства проживавшим в Ольвии иностранцам и освободили рабов. Следы пожарищ последней трети IV в., обнаруженные при раскопках Западных ворот и в Нижнем городе, вероятно, относятся ко времени осады Зопириона [14].

Вскоре после победы над полководцем Александра Македонского Ольвия вступила в период своего наивысшего расцвета, охватывающий конец IV — первую половину III в. В это время площадь города достигла максимальной величины: 50-55 га, застроились склоны между Верхним городом и его прибрежными частями, были перепланированы целые кварталы и возведены новые храмы и общественные здания. Государство провело денежную реформу и, наряду с массовыми медными, стало выпускать золотые и серебряные монеты.

В последней трети III в. в Ольвии наступила долгая полоса затяжного кризиса. Наряду с экономическими затруднениями и военной угрозой со стороны соседей, в конце III в. Ольвию постигла природная катастрофа: оползень уничтожил множество домов в Террасном и Нижнем городе и лишил крова и состояния многие ольвийские семьи [14]. В конце III-II вв. изменилось более или менее стабильное окружение Ольвии. На территорию Скифии мигрировали новые племена и стали угрожать нашествиями всем греческим полисам Западного и Северного Причерноморья.
Этот период окончился в середине I в. полным уничтожением города нашествием гетов. Тексты декретов III-II вв. (в честь Протогена, Антестерия, Никерата и др.)  
[14] свидетельствуют об огромном имущественном неравенстве ольвиополитов, о бедственном положении городских финансов, о голодных неурожайных годах, о раздорах среди граждан, о недостатке средств на ремонт общественных зданий и оборонительных сооружений. Эти трудности усугублялись постоянной угрозой нападения сарматов, галатов, скифов и других воинственных племен, хлынувших в Северное Причерноморье. Иногда от них удавалось откупиться дарами, иногда приходилось вступать в кровопролитные сражения.

В результате всего происшедшего сельское хозяйство и ремесла в Ольвийской округе пришли в упадок. Государство лишилось своей важнейшей основы — товарного производства сельскохозяйственной продукции и не всегда даже могло обеспечить себя продовольствием.
В середине II в. Ольвия оказалась в зависимости от скифского государства, находившегося в Крыму. Об этом свидетельствуют монеты, на которых в сочетании с названием Ольвии стоит имя скифского царя Скилура. В последние годы II в. Ольвия освободилась от скифского протектората в результате победоносной войны Херсонеса со скифами. Вскоре Ольвия вместе с Херсонесом и Боспором вошла на правах автономного города в состав державы понтийского царя Митридата VI Евпатора. Присланные им отряды воинов защитили Ольвию от набегов варваров.

После смерти Митридата варвары несколько раз врывались в Ольвию. Город постепенно опустевал и был окончательно разорен гетами между 55 и 48 гг [14]. Предводитель гетов Буребиста со своим войском, состоявшим из племен Днестро-Дунайского междуречья, опустошил многие греческие полисы Западного Причерноморья и дошел до Ольвии. К тому времени она стала совсем небольшим городком, изнуренным варварскими набегами. Поэтому завоеватели легко захватили Ольвию и полностью разграбили и разрушили ее. Уцелевшие ольвиополиты покинули город и, по-видимому, переселились на нижнеднепровские поселения.

Жизнь на развалинах Ольвии возобновилась через несколько десятилетий, когда римляне покорили гетов. Вернувшиеся греки возродили город с традиционными полисной структурой и основными органами управления. Государственные декреты вновь стали издаваться от имени Совета и Народа. Городская экономика стабилизировалась, начиная со второй половины I в. н. э., наладились торговые связи с эллинскими городами, возобновилась чеканка монет, отстроились оборонительные стены. Они защищали Ольвию от постоянной угрозы со стороны скифов и сарматов. Как и прежде, от них либо откупались подарками и данью, либо вступали с ними в сражения.

В заново сформировавшееся общество граждан, наряду с потомками ольвиополитов, вошли эллинизированные представители местных ираноязычных племен, у которых ольвиополиты укрывались во времена нашествия гетов. Это можно заключить по заметному количеству ираноязычных имен в ольвийских надписях первых веков нашей эры. Однако, судя по материальной культуре Ольвии, носители этих имен ощущали себя эллинами, говорили по-гречески, почитали эллинских богов и в быту мало отличались от потомственных ольвиополитов.

В 95 г. н. э. Ольвию посетил оратор Дион Хрисостом [14]. Он намеревался написать большое сочинение о гетах и хотел из Ольвии добраться до мест их обитания, чтобы увидеть их своими глазами. История же Ольвии интересовала оратора потому, что ее прошлое было связано с опустошительными походами вождя гетов Буребисты.
Через несколько лет Дион рассказал о своем пребывании в Ольвии в «Борисфенитской речи». Он произнес ее перед жителями малоазийского города Пруса, а затем включил в обширное собрание своих сочинений. В этой речи содержится единственное сохранившееся письменное упоминание о гетском разгроме Ольвии и о прекращении жизни в городе на несколько десятилетий. Это подтверждается отсутствием на городище культурного слоя второй половины Iв. до н.э.
[14]

Дион кратко, но выразительно, описал внешний облик Ольвии и ее жителей. Прибрежная часть города оказалась частично заболоченной, частично затопленной водами Гипаниса, образовавшего лиман. Дома ольвиополитов были небольшими и бедными, а в храмах не сохранилось ни одной неповрежденной статуи. Ольвия занимала небольшое пространство по сравнению с ее прежней территорией, так что руины старых оборонительных стен и башен стояли далеко за пределами новых низких и непрочных городских стен. Во время частых нападений варваров городские ворота запирались, и на стене поднимался боевой знак. Мужское население находилось в состоянии постоянной боевой готовности. Ольвиополиты носили скифскую одежду с шароварами и говорили по-гречески с местным акцентом. Но при этом они хранили старые эллинские обычаи, поклонялись греческим богам и особенно любили «Илиаду» Гомера.

После гетского разгрома Ольвия достигла наибольшего благополучия уже после посещения Диона Хрисостома — во второй половине II — первой трети III в. В это время здесь стоял римский гарнизон, защищавший город от набегов варваров. Некоторое время Ольвия входила в состав римской провинции Нижняя Мезия и подчинялась ее римскому наместнику. Таким образом, Ольвия оказалась крайним северо-восточным форпостом Римской империи. Благодаря этому сюда проникли некоторые элементы провинциальной римской культуры. Ольвиополиты познакомились с латинским языком, но в целом Ольвия всегда оставалась греческим городом.
Во второй половине III в. римский гарнизон покинул Ольвию, когда Римская империя оказалась не в состоянии удерживать свои столь дальние рубежи. Следы больших пожарищ на городище показывают, что Ольвия уже не могла самостоятельно отражать набеги варварских племен. Жизнь в городе угасала и окончательно прервалась в третьей четверти IV в. н. э. вместе с наступлением общего заката античной эпохи древней истории.

1.4. Херсонес

Херсонес, основанный колонистами из города Гераклеи Понтийской в конце V в. до н. э., в первое столетие своего существования (конец V — конец IV в. до н. э.) был небольшим, бедным и маловлиятельным полисом. Резкое увеличение силы и значения Херсонеса, превращение его в крупнейший греческий центр Северного Причерноморья началось с конца IV в. до н. э.

Херсонес присоединяет обширные области в Северо-Западном Крыму, включая полисы Керкинитида (совр. Евпатория) и Калос Лимен (совр. Черноморск) и некоторые племенные территории, заселенные местными скифскими племенами. Маленький полис превращается в крупное по местным масштабам и сложное, напоминающее эллинистическое, государство, включающее несколько полисов и племенные территории. Центр государства — город Херсонес — расширяется, городская территория перестраивается по принципу регулярного города, с четким выделением прямоугольной сетки улиц, агоры, акрополя, портового района, ремесленных кварталов. В городе строятся собственный монетный двор и театр, вмещающий до 1,5 тыс. зрителей. Городская застройка обносится мощными крепостными стенами с высокими башнями, проведенными по лучшей стратегической линии обороны. Херсонес превращается в одну из лучших крепостей Северного Причерноморья, являясь образцом общегреческого фортификационного искусства.

Жители Херсонеса хорошо освоили захваченные земли. Территории ближайшей к Херсонесу сельской округи — Гераклеи — и отдаленных районов Северо-Западного Крыма были подвергнуты правильному межеванию. На размежеванных наделах, размеры которых колебались от 10 до 30 га, было налажено выгодное хлебопашество (на равнинах Северо-Западного Крыма), виноградарство и садоводство (на Гераклее), которые велись интенсивными методами, с преимущественным применением рабского труда. В самом Херсонесе возникают мастерские по производству разнообразной керамики (амфор, посуды, терракот, труб, черепицы и др.), ткацкие, красильные, работают кузницы. Активное строительство городских зданий и укреплений способствует развитию строительного дела и архитектуры. Опираясь на возросший экономический потенциал, используя излишки товарной продукции (хлеба, вина), ремесленных изделий, Херсонес завязывает торговые связи по прямому пути через Черное море с городами Южного Причерноморья, прежде всего с Синопой и Гераклеей, а также с городами Балканской Греции. Вместе с тем Херсонес устанавливает прочные торговые отношения с Ольвией, боспорскими городами, включая далекий Танаис, со скифами.

Особенностью социальной структуры херсонесского общества III—II вв. до н. э. была известная однородность господствующего класса, среди которого не было такого резкого имущественного расслоения, как в Ольвии, а с другой стороны, развивались рабовладельческие отношения классического типа. Рабы были основными производителями как во многих сельских поместьях, так и в ремесленных мастерских города.

Получает оформление государственное управление Херсонеса в форме умеренного демократического строя. Регулярно собирается верховный орган — Народное собрание всех граждан, большими полномочиями наделяется Совет (Буле), состоящий из 25—30 членов. Непосредственное управление многочисленными делами города осуществляют выборные магистраты: архонты и стратеги, номофилаки и казначеи, астиномы и агораномы, гимнасиархи и эпимелеты и др.

Основные положения херсонесской конституции были сформулированы в так называемой херсонесской присяге, при нятой после подавления одной из попыток государственного переворота в конце IV в. до н. э. Принятием херсонесской присяги утверждался демократический строй города, который обеспечил ему известную социальную и политическую стабильность в течение всего периода эллинизма в III—I вв. до н. э.

Опираясь на мощные крепостные сооружения самого города, значительный военно-экономический потенциал, Херсонес успешно отражал нападения скифов в течение всего III в. до н. э., хотя это требовало напряжения всех сил государства. К середине II в. до н. э. скифам удалось захватить области Северо-Западного Крыма и опустошить окрестности самого города. В этих условиях Херсонес ищет надежных союзников. Союзные отношения устанавливаются с Боспорским царством, с некоторыми из сарматских племен. В 179 г. до н. э. заключается союзный договор о помощи с понтийским царем Фарнаком I. Благодаря этим союзам Херсонес успешно отражал нападения скифов на город. Однако к концу II в. до н. э. нападения скифских царей усилились, а скифские отряды осадили сам Херсонес, угрожая его захватом. В этих сложных условиях Херсонес, ссылаясь на старый договор с Фарнаком, обратился к понтийскому царю Митридату VI за помощью в борьбе против скифов и о передаче города под власть понтийского царя. Митридат VI принимает условия. На помощь осажденному городу посылается небольшая, но хорошо обученная армия во главе со способным полководцем Диофантом, который за три года боев (110—107 гг. до н. э.) отбросил скифов от города, возвратил некоторые потерянные территории в Северо-Западном Крыму. Для защиты города был оставлен понтийский гарнизон, а сам Херсонес вошел в состав образующейся черноморской державы Митридата (110 г. до н. э.)

Заключение

Цель работы заключалась в сравнении каждого из трех направлений исследования, то есть Понта, Пергама и городов-государств Северного Причерноморья.

  1.  Географическое положение.

Географическое положение в Понте, Пераме, Херсонесе, Ольвии и Боспорском царствах благоприятное, климатические условия благоприятствуют развитию оливководства, виноградарства, скотоводства. Эти земли являлись житницами наравне с Египтом.

  1.  Социально-экономическая структура.

Социально-экономическая структура так же схожа у всех выше перечисленных объектов изучения. Представляет собой смесь греческих институтов и древневосточных учреждений.

  1.  Внешняя политика

В связи с  благоприятным географическим положением внешняя политика царств вынуждена была быть активной. Северопричерноморским городам-государтвам приходилось отбиваться от скифов. Понт и Пергам страдали от Парфии, государства Селевкидов и, в конце своего существования, от Рима.

В заключении хочется сказать, что все эти государства оказали большое влияние на дальнейшую историю Причерноморья. Наследниками истории Пергама и Понта стала современная Турция,  Ольвии и Херсонеса – Украина, Боспорского царства южная часть России.

Список используемой литературы

  1.  Античные государства Северного Причерноморья / отв.ред. Г.А.Кошеленко, И.Т.Кругликова, В.С. Долгоруков. – М., 1984.
  2.  Бенгстон Г. Правители эпохи эллинизма. – М., 1982.
  3.  Гиленсон Б.А. Античная литература. Древняя Греция. – М., 2001.
  4.  Дройзен И.Г. История эллинизма. – СПб., 1997-1999.
  5.  Жигулин В.Д. Международные отношения эллинистических государств в 280-220 гг. до н.э. – Казань, 1980.
  6.  Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. – Томск, 1996.
  7.  История. Мир прошлого в современном освящении. Сборник научных статей к 75-летию со дня рождения профессора Э.Д.Фролова / Под редакцией профессора А. Ю. Дворниченко. С. Ю. Сапрыкин О хронологических границах эпохи эллинизма. – СПб., 2008.
  8.  Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим. Войнв, мир, дипломатия в 220-146 годах до н.э. – М., 1993.
  9.  Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. – М., 1979.
  10.  Левек П. Эллинский мир. – М., 1989.
  11.  Молев Е.А. Боспор в период эллинизма. – Н.Новгород, 1994.
  12.  Молев Е.Л. Властитель Понта. — Н.Новгород., 1995.
  13.  Сапрыкин С.Ю. Понтийское царство. – М., 1996.
  14.  Скржинская М.В. Будни и праздники Ольвии в VI-I вв. до н.э. – СПб., 2000.
  15.  Эллинизм: Восток и Запад / отв. ред. Е.С.Голубцова – М., 1992.
  16.  Эллинизм: экономика, политика, культура / отв. ред. Е.С.Голубцова – М., 1992.




1. Субъекты конституционных отношений
2. Повесть временных лет
3. Психология чеченской войны
4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА1983 г
5. Варіант 10 Зміст Об`єкт дослідження Мета роботи Актуальність теми Вступ Монетаризм та
6. Мичуринский государственный аграрный университет ПРОГРАММА духовнопросветительских чтений
7. отражение тенденций общественного развития как активная сила организующая людей объединяющая их на реше
8. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ ~ Дисертацією1
9. Общие положение об экономической несостоятельности (банкротстве)
10. реферату- Екологічний моніторинг для визначення екологічних ризиківРозділ- Страхування Екологічний моні
11. Тема 3 ТЕХНОЛОГИЯ Создания простых и составных форм для ввода данных.
12. План организации производства лесного промышленного хозяйства
13. Произведение Грибоедова Горе от ума комедия или трагедия
14. Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО Неон
15. ЛЕКЦИЯ 5 СУЖДЕНИЕ 1
16. КОМПЕНСАЦИЯ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ
17. . Введение. Превозка войск ПВО СВ осуществляется железнодорожным морским речным транспортом или комби
18. ВАРИАНТ 1 Дайте современное определение философии а способ абстрактного познания и объяснения мира ~
19. декоративных растений на семена
20. Конституция образована от лат