Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. Учебное пособие для вузов. М.: АСВ, 2001. 200 с., ил. (27 - 28)
ПОСТУЛАТЫ МОДЕРНИЗМА
Отказ от исторических форм
Выше говорилось, что сложившееся к концу XIX века типологическое разнообразие зданий и изменение эстетических критериев сделали неприемлемым «одевание» здания нового назначения в исторические формы.
Применение классических форм к 1920-м годам стало восприниматься как неприемлемое не только эстетически, но и этически, как искажение правды явления. Однако, отринув старый универсальный архитектурный язык, следовало создать новый, равноценный ему эстетический эквивалент, «чтобы улица не корчилась безъязыкая».
Что же послужило основой новой эстетики?
Достижение функционализма
Главным достижением функционализма в области эстетики стало
Свободная компоновка объёмов зданий согласно их функции сопровождалась стремлением к простоте и геометричности каждого из объёмов при тяготении к идеальным формам куба, цилиндра, шара.
Заводские конструкции
Ориентируясь на широкое применение в композиции стандартных конструкций заводского изготовления, ранний функционализм отказывается от эстетических возможностей традиционных материалов и конструкций естественного камня, дерева, кирпичной кладки. Каменная кладка, как правило, штукатурилась, причем штукатурка часто имитировала бетон.
Эстетические постулаты модернизма
Таким образом, ведущими эстетическими постулатами модернизма становились:
Серый и белый цвета
Весьма сдержанно относился модернизм и к введению цвета в архитектуру. Объекты раннего функционализма обычно монохромны либо серый бетонный колорит, либо «белый, купающийся в солнечных лучах».
Естественно, не все мастера модернизма разделяли эти принципы. Я. Чернихов писал в 1930 году: «Функциональность, рациональность, целевая установка, конструктивность и целесообразность суть понятия в высшей степени необходимые в известные моменты их применения, но замена понятия красоты этими понятиями невозможна» (36, с. 77)
Экономическая целесообразность
Ориентация на изделия заводского производства, унификацию, типизацию, эстетический потенциал сборного строительства была не случайной и определялась не только присущим ХХ века техницизмом, но и требованиями экономической целесообразности при массовом восстановлении жилищного фонда после Первой мировой войны.
Унифицированность и геометризм
Унифицированность облика и геометризм заводских изделий расценивались мастерами новой архитектуры как эстетическое средство гармонизации и обеспечения художественного единства застройки, приходящее на смену академизму. Ле Корбюзье в 1923 году писал: «Промышленность разливается, как река, затопляющая берега, несёт нам новые средства, отвечающие этому новому времени и его духу... надо создать дух серийности, стремление жить в серийных домах, проектировать дома, как серии…» (36, с. 12) (28)