Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопрос 1. В чем особенности живописи как вида изобразительного искусства.
Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.
Основное выразительное средство живописи - цвет - своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности. обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности
Еще Гете отмечал действие цветов на настроение и делил с этой точки зрения цвета на возбуждающие, оживляющие, бодрящие и порождающие печально-беспокойное настроение. К первым он относил красно-желтые, ко вторым - фиолетовые. Промежуточное место он отводил зеленому цвету, который способствует, по мнению Гете, состоянию спокойной умиротворенности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому, и ассоциации: голубой цвет ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый - с зеленью, голубо-зеленый - с водою, оранжевый - с пламенем и т.д. Цвета производят определенное физиологическое воздействие человеческий организм.
Вопрос 2. Какие существуют разновидности живописи.
Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. По назначению, по характеру исполнения и образов различают: Живопись монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись;миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.). К разновидностям Живопись относятся также диорама и панорама. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, Живопись водяными красками по штукатурке сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера,клеевая живопись,восковая живопись,эмаль, Живопись керамическими красками (связующие легкоплавкие стекла, флюсы, глазури закрепляются обжигом на керамике), Живопись силикатными красками (связующее вещество растворимое стекло) и т. п. Непосредственно с Живопись смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная Живопись, изобразительно-декоративные задачи. Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь,пастель,тушь. Основное выразительное средство Живопись цвет своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности Живопись В произведениях Живопись он образует цельную систему (колорит). Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также Живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения Живопись частью его художественной структуры (см. Композиция). Др. выразительное средство Живопись рисунок (линия и светотень) ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.
Условно различаются два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объёмно-пространственное, но между ними нет чётких границ. Для линейно-плоскостной Живопись характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, чёткие и ритмичные линии; в древней и отчасти в современной Живопись встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), которые раскрывают зрителю определенную логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости.
Вопрос 3. Природа света и цвета. Всё разнообразие окружающего мира мы видим благодаря свету и зрению. Свет излучает различные накаленные тела солнце, нить электрич.лампы, раскаленный металл, газы, пламя керосиновой лампы, костер, которые называют первоисточниками света. Состав света, освещающего различные предметы, в значительной мере влияет на видимый человеком цвет этих предметов. Под воздействием световых волн с колебаниями различной частоты у чел.возникат различн.световые и цветовые ощущения. Свет распред.волнами опред.длины. длина волны это расстояние, на которое распростр-ся колебание за один период, измеор-ся в микрометрах. Прямой свет первоисточников (солнца и тд) падает на окружающие предметы и объекты, при этом непрозрачные предметы честь лучей поглащают, а часть отражают. Цвет непрозрачного предмета опред-ся светом, кот-й от него отражается. Все предметы и объекты в природе освещены как прямым, так и отраженным светом. Если на пути солнечного света поставить трехгранную призму (стеклянную), то появится мпектор (цетная полоса из раздлич.цветов). цвета в спектре располагаются в опред.порядке:красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Каждый цвет постепенно, без резких границ, посредством пножества промежуточных цветов переходит в другой цвет. Те же чистые, яркие, спектральные цв.можно увидеть в радуге. Цвета отмеч-ся различной цветностью (кр.,оранж.,жел….) назыв-ся хроматическими. Группу белых, серых и черных цв-в назыв-т ахроматич.(бесцветные)
Вопрос 4. Световая среда.
Свет собственный и отраженный. Под колоритом понимается цветовой облик всего видимого. Он зависит от ряда законов света, зрительного восприятия и мышления. Нашей задачей является показать, как складывается колорит в природе, как осознается и потом передается в изображении; раскрыть закономерности, по которым создается общий и местный колорит, светотень предмета, его собственный и обусловленный цвет, изменения под влиянием света внешних черт предмета; показать законы, по которым в нашем сознании складывается представление о колорите, и, наконец, показать те технические приемы, при помощи которых можно воспроизвести на картинной плоскости реальный колорит. Оценка света первоисточников. Зрение больше всего приспособлено к рассеянному солнечному свету. Солнечный свет является эталоном для относительной оценки света других первоисточников. Благодаря такому свету наибольшее количество разноцветных предметов под солнцем может стать источником отраженного света. Картина, верно отображающая предметы, освещенные солнечным светом, будет отличаться, как и самый спектр солнца, во-первых, общей светлотой, во-вторых, многоцветностью и, в-третьих, минимальным количеством темных мест. Свет второстепенных источников прямого и отраженного света. Но, кроме света основного источника, важным обстоятельством для цветового облика видимого является свет второстепенных источников прямого и отраженного света. Эти источники определяют местное освещение, зависимое от окружающей среды. Отраженный свет от окружающих разноцветных предметов придает теням и полутонам видимого предмета разнообразную светлоту и окраску. Голубое небо, например, придает затененным местам голубоватый оттенок; зеленая трава дает зеленые рефлексы; песок дает оранжевые рефлексы. Под влиянием отраженного света одноцветный предмет приобретает цветовое разнообразие окраски, которое больше всего чувствуется в тенях, где влияние второстепенных источников света становится наиболее заметным. В изображении местное освещение передается разнообразной окраской теней и рефлексов. Светотень предметов. Прямой и отраженный свет образует в природе световую среду.
Видимый предмет всегда погружен в потоки света и каждой части предмета противостоит один или несколько источников света, разнообразных по светлоте и цвету. Все разнообразие световой среды отражается на поверхностях предмета. Световая среда постоянно и закономерно определяет светотень предмета и светотеневые отношения его различно освещенных частей. Cветотеневые фазы предмета. Различают большое количество светотеневых фаз предмета.
Наибольший свет место, освещенное отвесными лучами главного источника прямого света (угол падения к освещенной плоскости 90°). Полутон место, освещенное косыми лучами главного источника прямого света (угол падения лучей менее 90°). Место, где полутон переходит в тень, представляет собой границу между световой и теневой зонами предмета. Далее, собственные тени места, лежащие непосредственно за пределами зоны, освещенной лучами главного прямого источника света. Собственная тень, как правило, наименее освещенное место предмета. Падающие тени места, которые заслонены от лучей главного источника прямого света каким-либо предметом; всякая собственная тень самого предмета всегда дает падающую тень. Рефлексы теневые места, освещенные отраженным светом второстепенных рефлектирующих источников. Обратные тени теневые места, заслоненные от лучей отраженного света второстепенных источников. Светотень может быть одноцветной и многоцветной. Светотень может быть одноцветной и многоцветной. Все зависит от той цветовой среды, в которой предмет находится в действительности или задуман художником.
В картине А. Е. Архипова «В гостях» показана залитая прямым солнечным светом внутренность русской крестьянской избы (рис. 10). Яркая светотень картины дает возможность проследить за тем, как цвета предметов изменяются в зависимости от источников отраженного света окружающей среды. Прямой солнечный свет, как всегда, передан в картине наиболее светлыми разбеленными красками. В данном случае важно обратить внимание на рефлексы окружающей среды. Первая и вторая слева женщины сидят за столом, накрытым белой скатертью. Скатерть дает белые рефлексы на их лица снизу. У третьей и четвертой женщин эти рефлексы ярко-красные от красных платьев, которые освещены прямыми лучами солнца. На лицах первой, третьей и четвертой женщин видны голубые рефлексы сверху от рассеянного света неба. Подобного голубого рефлекса сверху нет на лице второй женщины она смотрит в комнату и ее голова покрыта платком. На полу и стенах, кроме солнечных бликов, лежат голубые блики от неба, коричневые от деревянных стен избы, красные рефлексы под столом от освещенных красных юбок. Всматриваясь в картину, мы можем найти и более тонкие оттенки рефлексов и их градации.
Вопрос 5. Цветовая среда. цвет это свойство предметов вызывающее определенные зрительные ощущения. Эти ощущения зависят от световых волн солнечного спектра, которые отражает тот или иной предмет. Как известно из курса физики солнечный свет состоит из сложного сочетания многих цветов. Проходя через призму он разлагается, образуя непрерывный ряд цветов, где они располагаются в определенном порядке: КРАСНЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЖЕЛТО-ЗЕЛЕНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЗЕЛЕНО-ГОЛУБОЙ, ГОЛУБОЙ, СИНИЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ. Между ними, нет четких границ и каждый цвет плавно переходит в другой. Цвета, видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них спектра, и поглощать другую его часть. Это явление называется избирательным поглощением. На пример, когда от поверхности предмета отражаются в основном красные лучи, солнечного спектра, а остальные поглощаются или отражаются в меньшей степени мы видим предмет красного цвета, если отражаются синие лучи, а остальные поглощаются или отражаются меньше, мы видим предмет синим и т.д. Если же от предмета отражаются все лучи спектра, то предмет мы воспринимаем как белый или серый, если же наоборот все лучи поглащаются, предмет нам кажется черным, т.к. белые предметы отражают весь спектр, а ченые наоборот, весь спектр поглощают.
Белые, серые и черные цвета называются АХРОМАТИЧЕСКИМИ, а те которые имеют цветовой оттенок, называют ХРОМАТИЧЕСКИМИ. Все хроматические мы можем различать по трем признакам. Такими признаками считаются ЦВЕТОВОЙ ТОН (оттенок цвета), СВЕТЛОТА и НАСЫЩЕННОСТЬ (интенсивность или сила цвета). Цветовой тон обозначает название цвета (красный, синий, зеленый и т.д.), светлота это то, на сколько мы воспринимаем темнее или светлее тот или иной цвет по отношению к другому. Насыщенность характеризует степень отличия цвета от серого или степень его приближенности к чистому спектральному цвету. Ахроматические цвета, отличаются только по одному признаку по светлоте. Если смешивать белую и черную краски в различных пропорциях, можно получить большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала ахроматическая (бесцветная).
Вопрос 6. Рефлексная взаимосвязь.
Рефле́кс (лат. reflexus прил. отражённый, сущ. отражение) оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов. Термин «рефлекс» используется в оптике и изобразительном искусстве (в живописи, графике и фотографии). Он применяется как к самой натуре, так и к её изображению. Причиной рефлекса может быть свет, отражающийся от соседних с данным предметом освещённых предметов и свет источников света (например, неба). Отсвет может покрывать всю видимую поверхность предмета или его часть. Рефлексом может называться и отсвет цвета (цветовой рефлекс), и отсвет света без чётко выраженных цветовых хараткеристик. Пример цветового рефлекса: красная драпировка может дать красноватый рефлекс на поверхности коричневого кувшина, находящегося рядом с ней. Если отсвет падает на затенённую часть предмета, то он становится элементом светотени. В этом случае рефлекс представляет собой слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов. Передача рефлекса как части светотени важна прежде всего для графики и фотографии. Точное и тонкое воспроизведение рефлексов является одной из важных художественных задач при создании произведения изобразительного искусства. Воспроизведение рефлексов способствует передаче объёма, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.
Вопрос 7. Светотень предметов. Светоте́нь наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей. Свет в фотографии является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства. Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости. В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Различают следующие элементы светотени:
света́ поверхности, ярко освещённые источником света;
блик световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
те́ни неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности падающими;
полуте́нь слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
рефле́кс слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.
Элементы светотени у объекта и фотографического изображения часто называют тона́ми. Таким образом, блик представляет собой наиболее яркий тон, а тень наименее яркий. Глаз различает значительное число тонов. Чем шире шкала тонов, тем меньше они различаются по яркости друг от друга, тем менее контрастным воспринимается объект; чем она у́же, тем бо́льшими будут различия яркостей между тонами, тем более контрастным явится объект. Фотографическое изображение имеет меньше тонов, чем объект. Когда оно состоит из 50 и более тонов от белого до чёрного, то воспринимается как неконтрастное, мягкое, потому что различия между тонами будут незначительными; из 35-45 тонов как имеющее нормальный контраст, а из 10-20 тонов как контрастное, так как различия между ними станут уже значительными.
Вопрос 8. Свойства цвета. Независимо от того, в каком виде цвет участвует в композиции интерьера, создан ли цветовой колорит материалом, окраской или освещением, различные цветовые впечатления всегда характеризуются цветовым тоном, светлотой, чистотой, которые являются основными свойствами цветов и которые в науке принято считать основными, координатами системы цветов, так как цвет есть величина, подлежащая измерению. Атрибуты цвета. Цветовой тон является таким атрибутом цвета, который позволяет различать их как красный, желтый, зеленый, синий или как промежуточный между двумя соседними парами этих цветов. Разница в цветовых тонах в первую очередь зависит от длины волны света, попадающего в глаз. Визуально, цветовой тон можно представить в виде окружности цветового тона, идущей от красного к зеленому, далее к синему и назад к красному. Яркость относится к относительной светлости или темноте цвета. Она определяется степенью отражения от физической поверхности, на которую падает свет. Чем выше яркость, тем светлее цвет. Насыщенность относится к тому, насколько живым выглядит цвет. Она измеряется в терминах отличия данного цвета от бесцветного (нейтрального) серого цвета с той же самой степенью яркости. Чем ниже насыщенность, тем более серым выглядит цвет. При нулевой насыщенности цвет становится серым. Хроматические цвета и ахроматические цвета. К ахроматическим цветам относятся: белый, черный и между ними серый. У них нет атрибутов цветовой тон и насыщенность. К хроматическим цветам относятся все, что мы воспринимаем, как имеющее "цвет"; все, отличное от белого, серого или черного. Цветовой круг демонстрирует соотношение между тремя первичными цветами красным, зеленым и синим и тремя первичными цветами голубым, пурпурным и желтым. Цветовая температура. Цвет имеет непосредственное отношение к температуре. Когда пламя горит при вы
сокой температуре, то оно имеет синий цвет. При низкой температуре горения цвет будет красный. Критерий измерения " Цветовая температура" используется для присвоения объективных числовых значений условиям освещения, при которых мы видим цвет. Цветовая температура выражается в градусах по шкале Кельвина и базируется на воображаемом объекте, называемом черным телом. Цветовая температура - это такая температура черного тела, при которой его энергетическая светимость равна энергетической светимости данного источника (например, лампы).
Вопрос 9. Воздушная перспектива. У предметов, которые расположены на близком расстоянии от рисующего, хорошо видна их величина, характер формы, объем, материал, фактура, детали, светотень, цвет и другие качества. По мере удаления предмета эти качества постепенно начинают претерпевать изменения или становятся неразличимыми вообще, что является следствием действия воздушной и световой перспективы. Поэтому воздушная и световая перспектива имеют важное значение для передачи пространства, объемно-пластических, светотеневых, цветовых, материальных особенностей натуры, организации цветового строя в реалистической живописи. Рассмотрим особенности воздушной перспективы. Воздух представляет собой газообразную материальную среду, в которой содержатся многие примеси пыль, пары влаги, копоть и т. д. Все это препятствует прохождению света, рассеивает и изменяет его цветовую окрашенность. В зависимости от толщи воздуха, его температуры, влажности, характера и количества присутствующих в нем инородных примесей цвето-световая среда атмосферы бывает различной. В результате расстояние до предметов, состояние атмосферы оказывают значительное влияние на собственную (локальную) окраску предметов. Цвет предмета вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Нередко трудно точно определить цвет предметов, сильно удаленных от нас. Предметы со светлой окраской при удалении темнеют, а темные светлеют. В результате общий тон массы темных предметов, например деревьев, вдали значительно светлее, чем у аналогичных предметов, находящихся рядом с наблюдателем. Вдали предметы (особенно имеющие темную окраску) кажутся голубоватыми, фиолетовыми. По мере удаления изменяется не только собственная цветовая окраска предметов. Все увеличивающийся слой воздуха размывает их очертания и контрасты светотени. Предметы начинают принимать расплывчатый, суммарный характер. На большом расстоянии становится невидимым объем, рельеф, детали, материал предмета. Вдали предмет смотрится обобщенно, мягко, в виде небольшого плоского пятна. Порой тот или иной предмет узнается лишь по характеру силуэта, очертаниям или движению. Причем, чем больше расстояние до предмета, чем больше толщина воздуха между предметом и глазом наблюдателя, чем мутнее воздух, тем олее неясными становятся внешние черты и особенности предметов. Дождь, туман, снегопад изменяют видимую характеристику предметов, расположенных даже на небольшом расстоянии от наблюдателя. Чем чище воздух, тем он прозрачнее, тем больше в нем присутствует сине-голубых и фиолетовых лучей. Это очень заметно в горах, где на расстоянии цвет изменяется сравнительно меньше, чем на равнине, а тени и очень удаленные горы выглядят голубовато-синими или фиолетово-серыми. Здесь порой трудно определить расстояние до объекта и передать в этюде пространство. Часто неопытный живописец передает пространство за счет плоскокулисного построения планов. Для демонстрации явлений воздушной перспективы можно изготовить специальный прибор.
Вопрос 10. Цветовая перспектива Изменение цвета в зависимости от расстояния. У цвета есть пространственные характеристики.
В нашем восприятии цвета делятся на "выступающие и "отступающие". Яркие, активные, насыщенные краски кажутся приближенными. Особенно это касается теплых тонов: оранжевых, красных, жёлтых. А холодные, бледные, неактивные цвета воспринимаются как более удалённые. С чем это связано?
Дело в том, что подсознательно мы увязываем цвета с привычной нам воздушной перспективой. Воздух, который протяженной массой лежит между нами и всеми видимыми предметами, он хоть и прозрачный, но всё-таки имеет собственный цвет. Этот цвет - голубоватый. И чем больше воздуха между нами и удаленными предметами, тем голубее и светлее становится их видимая окраска. Цвет воздуха - голубой - смешивается с собственным их цветом. Поэтому и горы на горизонте кажутся синими... И леса - чем дальше, тем голубее.
Вопрос 11. Цветовая перспектива в натюрморте. Натюрморт мертвая природа жанр ИЗО, представ-щего неодуш-ные предметы, организованные в един.гр. каждый предмет отличается своей цветовой хар-кой.
12. Передача пространства за счёт перспективы. Объем и пространство в пейзаже перед-ся не столько цветом, сколько правильным перспективным и конструктивным построением элементов натуры.для получения такого изображ-я необх-мо знать не только внешние признаки предметов и особенности зрител-го восприятия объемной формы в пространстве, но и закономерности перспектив-го изображ-я. Надо месленно разбивать натуру на неск-ко перспективных зон различной отдаленности, кот-е обычно соответствуют наиболее сущ-ым или заметным частям изобр-я и явл-я основными опорными пунктами при передаче глубины на плоскости. Различают передний, средний и дальний планы. Всё изображ-е на первом плане отличается детализацией, т.е.тщательной прорисовкой даже мелких элементов. На среднем плане выяв-ся только круп.части, на дальнем плане дел-ся обобщенный набросок всего в целом.
Вопрос13. Тоновые отношения (краевой контраст). Тоновое отношение обеспечивает правдивую объемностьформ, материальность, пространс-ую глубину и состояние освященности изображ-ых предметов. Краевой контраст. Явление краевого цветового контраста возникает на границе двух смежных цветовых тонов. Желтый след на границе соприкосновения с красным цветом приобретает зеленоватый оттенок, а в отдалении от красного цвета эффект ослабевает. Часть светлого участка находящаяся рядом с темным выглядит светлое, чем остальной светловой участок.
Вопрос 14. Цветовые отношения (рефлексы). Целостность и цветовое единство в натюрморте. Цветовые отношения (рефлекс) от лат.отраженный. цветов.оттенок на поверхности предмета, познается в рез=те отраж.лучей света от окруж.предметов. заметны особенно в тенев.местах изобр.предметов. цветовое изображ-е предметов, находящегося в окруж.др.предметов следует восприн.как своеобразное сочетание рефлексов. Если нет реф-в, то получ., что каждый предмет отдельно. А в живописи необходима взаимосвязь предметов друг с другом. Одновременно сравнение цветов.отнош.натуры живописного изображ.позволено лишь при восприят.способности дельно воспринимать или цельно видеть одновременно все элементы натур.постанов.явл-я нобход.услов.спешной работы, но приход=ся это умен.с опред.опытом раб.в живописи. Цельно видеть это значит не сосредотач.вним., зрен.на каком-то предмете в постановке. Если мы смотрим на границы предметов, то часть их видим ясно, а др.предм.расплывчато, неопределенно. Поэтому при одноврем.сравн.цв.и тонов.отнош.всех элементов натур.постан.цельное видение зап-ся в одновременном их восприятии, когда глаза не сводятся в одну точку, не фиксир-ся на каком-то одном элементе.
Вопрос 15. Тоновой контраст. Контраст- резкая противоположность. Суть тонового контраста заключ.в том, что светлое пятно на темном фоне каж-ся ещё светлее, а темное на светлом фоне темнее, чем на самом деле. Кроме того светлое пятно на темном фоне кажется больше, чем оно в натуре, и наоборот. Чем меньше световое пятно, тем сильнее оно всвечивается. Если перевести взгляд с ярко-красного предмета на серую поверхность, то возникает зеленов.оттенок серого цвета, это объян-ся тем, что когда мы переводим взгляд с одного цветового тона на др., на последнем возникает оттенок цв.несвойственный ему, что объясняется остаточным раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цв.тона, т.к.цветовое и световое ощущение имеет длительность и продолж.ещё некоторое время, а предыдущий цв.тон уже исчез с поля зруния.
Вопрос 16. Цветовой контраст. Этот контраст возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического цвета с ахроматическим, в рез-те чего происходит видимое изменение цветового тона, сопровождающееся одновременным изменением его светлоты и насыщенности. Особый интерес представляет контраст дополнительных цветов. Изменение цветового тона в рез-те действия одновременного цветового контраста зависит от след.причин: 1-насыщенности сопоставляемых цветовых тонов. 2-от расстояния до точки наблюдения. До определен.расстоян.контраст увел-ся пропорционально расстоянию, затем начинаютдействовать законы оптического смешивания цветов и контраст исчезает. При сопоставлении холодных цв-в возникает более сильный контраст чем при сопоставлении теплых и что эффект контраста зависит от яркости и освещения. Слабое освещение повышает эффект контраста, а сильное уничтожает. При сопоставлении менее насыщ.цветов (светл.или темн.) возникает больший эффект контраста, чем при сопоставлении насыщенных цветов. Насыщенный содержащий в себе предельное количестве растворенного вещества.
Вопрос 17. Краевой контраст. КРАЕВОЙ КОНТРАСТ ЦВЕТОВ контраст, возникающий и наблюдаемый по зонам соприкосновения цветовых пятен. Кр.контр.возникает на границах касания расположенных непосредственно друг около друга контрастирующих цветов. Погран.контраст создает эффект рельефности, т.к.та часть светлого участка, кот-я нах-ся блиэе к темному, будет светлее, чем дальняя. Для того, чтобы действие погран.контраста исчезло необходимо иметь между контрастирующими цв-ми узкую, тёмную или светлую полоску. Проявляется тогда, когда рядом располож.2 полосы, различные по светлоте.
Вопрос 18. Процесс живописи в технике гризайль. Гризайль (фр. Grisaille от gris серый) вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета, чаще всего сепии, а так же техника создания нарисованных барельефов, и других архитектурных или скульптурных элементов. В живописи. Техника гризайли широко использовалась в станковой живописи в Средние века. Примером может служить Алтарь Геллера, созданный Маттиасом Грюневальдом и Альбрехтом Дюрером по заказу богатого франкфуртского купца Якоба Геллера. Кисти Грюневальда принадлежат внешние створки, на которых изображения святых имитируют скульптуру. Другим известным образцом гризайли является картина Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя» (16341635) из коллекции Государственных музеев Берлина. Для такого рода рельефной техники живописи часто использовалась гризайль. Техника гризайли использована Пабло Пикассо в картине «Герника».
В архитектуре. Для создания искусственных барельефов техника часто использовалась в эпоху барокко. Так, например, потолки и стены некоторых залов Эрмитажа (например стены Иорданской Лестницы) используют эту технику для создания впечатления атриумов, скульптур под сводами и резных стен.
Вопрос 19. Какие цвета называются основными. три цвета, оптич. сложением (смешением) к-рых в определ. кол-вах можно получить цвет, на глаз совершенно неотличимый от любого данного цвета. Ограничивающим условием для О. ц. явл. их линейная независимость, т. е. ни один из них не может быть представлен в виде суммы к.-л. кол-в двух других. Набор О. ц. образует трёхмерную колориметрич. систему. Число возможных систем О. ц. бесконечно.
Вопрос 20. Какими свойствами обладают теплые и холодные цвета. Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. Ахроматические цвета это белый, черный и все оттенки серого. Хроматические цвета - это все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, проще говоря - это радуга. Весь цветовой спектр в свою очередь делится на теплые и холодные цвета. Различить их очень просто. Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме. Все цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме. Зеленый может быть теплым (если в нем больше желтого) и холодным (если в нем больше голубого цвета), точно так же и фиолетовый, розовый, коричневый и другие сложные цвета, могут быть теплыми и холодными, в зависимости от оттенка. Теплыми называют такие тона, которые приближаются к желтому, красному, пламенному; они согревают, радуют, возбуждают. Холодные же-те тона, которые родственны синему и зеленому, которые связаны в нашем представлении с водой и небом, охлаждают, успокаивают и печалят. Теплые тона физиологически сильнее возбуждают глаз, чем холодные, поэтому они как бы выступают вперед, кажутся ближе холодных. Поэтому теплые тона зовут еще позитивными, холодные нейтральными, или негативными. Среди старых мастеров поклонниками теплых тонов были Тициан, Рубенс, Рембрандт, холодных Боттичелли, Греко, Мурильо и другие.
Вопрос 21. Колорит в живописи (теплый, холодный). Самым главным элементом колорита является краска. В каждой краске мы различаем три качественных признака. Прежде всего, ее цвет - синий, зеленый и т. п. Далее - светлость краски. Каждую краску можно сделать более светлой и более темной, не меняя ее специфического характера: светло-зеленый и темно-зеленый являются оттенками той же зеленой краски, но отличаются степенью светлости. В-третьих, наконец, интенсивность краски. Можно отнимать у краски ее красочное содержание, силу ее цвета, пока она, оставаясь такой же светлой, не сделается совершенно серой; или, наоборот, не меняя ее светлости, все более примешивать к ней красочный пигмент. Далее очень важное различие между красками определяется понятием теплого и холодного тонов. Теплыми называют такие тона, которые приближаются к желтому, красному, пламенному; они согревают, радуют, возбуждают. Холодные же-те тона, которые родственны синему и зеленому, которые связаны в нашем представлении с водой и небом, охлаждают, успокаивают и печалят. Теплые тона физиологически сильнее возбуждают глаз, чем холодные, поэтому они как бы выступают вперед, кажутся ближе холодных. Поэтому теплые тона зовут еще позитивными, холодные нейтральными, или негативными.
Вопрос 22. Передача при помощи колорита состояния суток, психологизма в произведении искусства. На колоритживописи произвед.знач-но влияют хар-р и цвет источн.освещен.среды изображ.как бы небыли разообра.цв.изображаемых элементов, хар-р и цвет освещен.объедин.их колористически. При лунном освещении все цв.предметы приобретают серо-голубой и зелено-синий иттенки, при закате солнца охристо-красноватые или оранжево-пурпурнные. Принципы колор.организ.элем.озоб-ния в пейзаже видны нагляднее, если сравнить жив.этюда изобр-я состояния пасмурн.лет.дня, лунной ночи, солнечного дня, вечера. Цвет кажд.эл.в изобр.на этих этюдах как на свету, так и в тени должны быть соотнесены и долж.гармонировать с др.цв.и с больш.колоритом изоб-я. Если в изобр.хотя бы один цв.не передает влияние цв.освещения, этот цв.будет выделяться как чуждый и посторон.данном сост.освещенности, он будет разруш.колор.гармонию и целостность изобр. Колорит цвет, краска гармоничн.сочетание, взаимосв.тональн.объед.различ.цв.в картине.
Красный цвет возбужд.согрев-ет, активн., энергетичн., активиз.все функц.органов.
Оранжевый цвет оказ.тонизир.действия в том же напр., что и красный, но слабее, ускор.пульс.
Желтый цвет тониз., наим.утомляемый, тимулир.зрение.
Зеленый цвет успокаивает.
Вопрос 23. Цветовая адаптация зрения. Цветовая адаптация это когда объект может рассматриваться при различных условиях освещения. Цветная адаптация один их аспектов зрения, которое может может заметить любой это есть оптический обман на основе цвета, по типу той же самой цветной иллюзии цветной иллюзии. Объект может рассмотреться при различных условиях. Например, это может быть освещено солнечным светом, свет огня, или резким электрическим светом. Во всех этих ситуациях, человеческое зрение чувствует, что объект имеет тот же самый цвет: яблоко всегда кажется красным, рассмотрено ночью или в течение дня. С другой стороны, камера без подстройки к свету может регистрировать яблоко с изменённым цветом. Эту особенность визуальной системы называют цветной адаптацией, или цветным постоянством; когда исправление происходит в камере, это упоминается как белый баланс. Хотя человеческая визуальная система вообще поддерживает постоянный воспринятый цвет при различном освещении, но есть ситуации, когда относительная яркость двух различных стимулов будет казаться полностью измененной на различных уровнях. Например, яркие желтые лепестки цветов будут казаться темными по сравнению с зелеными листьями в тусклом свете, в то время как разница верна в течение дня. Это известно как эффект Пуркинье, и возникает потому, что пиковая чувствительность человеческого глаза перемещается к синему концу спектра в более низких, слабых уровнях освещения.
Вопрос 24. Колорит в живописи. Колорит в живописи так же разнообразен, как сама живопись. Для изучения колорита целесообразно его как-то систематизировать, хотя охватить все имеющееся разнообразие чрезвычайно трудно. Необходимо сосредоточить внимание на основном признаке и, выявив его, попытаться определить отдельные типы цветового строя.
В первых двух главах приводились примеры различных живописных произведений, созданных разными художниками, принадлежащих различным эпохам и живописным школам. Одни из них характеризовались равномерной освещенностью всего изображения, другие общей затененностью с выступающими отдельными освещенными элементами композиции; в одних легко усматривалось положение источника света, в других источник света неопределим; в одних ощущалась световая среда, в других она не ощущалась. Можно думать, что эти колористические особенности являются индивидуальными чертами данных произведений, но подобные признаки встречаются не в единичных случаях, а во многих произведениях, что позволяет говорить о существовании различных типов колорита.