Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

по теме Массы и массовое сознание Выполнила- Богачёва Я

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-12-26

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 3.5.2024

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины

Восточноукраинский национальный университет им. В. Даля

Институт социальных технологий

Кафедра журналистики

Реферат по теме

«Массы и массовое сознание»

Выполнила:

Богачёва Я. Л.

Проверил:

доц. Гвоздев В. М.

Луганск

2013

План

Введение

  1.  Массовое сознание
    1.  Концепция массового сознания Б. А. Грушина
  2.  Массы

Выводы

Введение

Обычно слово «масса» понятно всем. Массовое означает общее, что-то, что присуще всем или большинству. В другом понимании «масса» - это большое количество чего-то. Только в этих случаях речь идет не о научном определении понятия.

В словарях можно найти огромное количество определений понятия «масса». Например, энциклопедический словарь толкует это понятие как нечто очевидное и не считает нужным останавливаться на нем более подробно, истолковывая его в естественнонаучном смысле: «Масса – одна из основных физических характеристик материи». Словарь иностранных слов на первое место ставит химическое и физическое значение слова. Отечественные философские словари используют производные от слова «масса» понятия: «массовая коммуникация», «массовая культура», «теории массового общества», «массовое сознание». [1, 203-205]

В целом, из-за недостаточной определенности понятия «массы», почти все словари предлагают бытовое понимание этого понятия либо просто разъясняют производные понятия от начального. В свою очередь, базовое понятие «массы» опускается как само собой разумеющееся, только это совсем не так.

  1.  Массовое сознание

Ольшанский определяет массовое сознание как один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»). [2, 20] 

В массовом сознании содержатся знания, нормы, ценности, образцы поведения, которые разделяются по различным обстоятельствам совокупностью индивидов – массой. Это все вырабатывается в ходе общения людей между собой, а также совместного восприятия ими какой-либо информации. Исходя из этого, массовое сознание отличает общесоциальная, а не только групповая типичность всех его компонентов, а также общесоциальное признание, дозволенность той или иной массовой общностью. В этом смысле массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание. Хотя массовое сознание реализуется в массе индивидуальных сознаний, но оно не совпадает с каждым из них в отдельности, с точки зрения содержания.

По структуре, массовое сознание включает основной (первичный), эмоционально-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В основу массового сознания обычно ложится какое-либо эмоциональное переживание социальной проблемы, которая вызывает всеобщую озабоченность. Примером такой проблемы может быть революция, война, экономический кризис и прочее. Крайняя степень переживаний по поводу проблемы и является образующим фактором массового сознания. Это переживание проявляется в сильных чувствах и эмоциях и заслоняет собой все привычные правила жизни, групповые нормы, ценности и образцы поведения. Возникает потребность в незамедлительных действиях, поэтому определяется как эмоционально-чувственная основа массового сознания, его «ядро».

По своему психологическому составу рациональный уровень массового сознания включает в себя более статичные (типа оценок и ожиданий, ценностей и «общих ориентации») и более динамичные (типа массовых мнений и настроений) компоненты.

Внутри рационального уровня различаются три основных блока.

  1.  Блок социальных ожиданий людей и оценок ими своих возможностей влиять на общественную систему в целях реализации имеющихся ожиданий.
  2.  Различается блок быстро меняющихся мнений и, особенно, настроений людей — прежде всего, связанных с оценками ими текущего положения, правительства, лидеров, конкретных социально-политических акций и т. д.
  3.  Выделяется блок социально-политических ценностей, лежащих уже в основе достаточно осознанного политико-идеологического выбора (например, ценности справедливости, демократии, равенства, стабильности, порядка и т. д., или противоположные им). Эти ценности определяют итоговое отношение массового сознания к происходящему.

Рациональный уровень массового сознания, как правило, представляет собой отражение распространяемых через слухи или официальные средства массовой информации «массово необходимых» сведений.

Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное — неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Примерами стихийного массового поведения являются, например, стихийная массовая агрессия в периоды войн и политических потрясений или, напротив, стихийная массовая паника, связанная с поражениями в войнах и восстаниях.

В первую очередь массовое поведение зависит от того, какой из двух основных уровней (эмоционально-действенный или рациональный) возобладает в массовом сознании. В зависимости от этого оно будет более или менее стихийным или управляемым. Во вторую очередь оно зависит от эффективности (объема и качества) самого внешнего воздействия, оказываемого на массовое сознание. В принципе, до определенных моментов массовое сознание (и, соответственно, поведение массы) обычно податливо по отношению к внешним воздействиям.

Основные характеристики (свойства) массового сознания уже описаны в литературе. Оно эмоционально, заразительно, мозаично, подвижно и изменчиво. Оно всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто. Когда единичный субъект становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсных реакций. Интеллекту, разуму, логической аргументации вовсе нет места в массовой психологии. Фрейд утверждал, что масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное.

Эти свойства связаны со свойствами самого субъекта массового сознания. Реальная диалектика взаимосвязи «массы» и ее сознания такова, что возникающие обычно основы массового сознания сами формируют свою массу, которая, в свою очередь, в дальнейшем формирует свое сознание. Как верно писал Б. А. Грушин, «нет недостатка в эмпирических доказательствах того ежедневно и повсеместно наблюдаемого факта, что массовое сознание обнаруживает безусловную способность к «самопорождению», к спонтанному возникновению и изменению в процессе и результате непосредственно-практического освоения массами их «ближайшего» общественного бытия».

Так, американские исследователи убеждены: «вслед за изменениями объективных условий социальной жизни происходит смещение очагов наибольшего беспокойства в сознании людей, в общественной психологии» И, соответственно, наоборот: сознание реконструирует бытие.

Проблема формирования и функционирования массового сознания до недавнего времени рассматривалась в рамках жесткой дихотомии «или-или»». Массовое сознание либо трактовалось как подчиняющееся собственным законам возникновения и развития, либо представлялось как управляемое извне, прежде всего идеологическими средствами. Подобная абсолютизация была явно непродуктивной в отличие от более диалектического подхода. Последний предполагает, что массовое сознание возникает не просто в силу сходства условий, в которых живут и действуют многочисленные «массовые индивиды», не в силу одной лишь «одинаковости» их индивидуального опыта. Согласно этому подходу, оно возникает в силу того, что люди всегда, тем или иным образом, непосредственно или опосредованно, даже в отсутствие непосредственно совместной деятельности, все-таки взаимодействуют друг с другом в пространстве и времени. В ходе такого взаимодействия они совместно вырабатывают общие представления, чувства, мнения, фантазии и т. д. — компоненты общего для них массового сознания. С этой точки зрения, процесс образования, возникновения массового сознания точнее всего передается терминами «порождение», «производство», «продуцирование», охватывающими обе стороны взаимосвязи — и внешние условия, и закономерности саморазвития массового сознания. В данной трактовке массовое сознание рассматривается как результат попытки масс осмыслить реалии собственной жизни и тех условий, в которых эта жизнь протекает.

Развитие массового сознания зависит от масштаба охвата людей общими психическими состояниями. Созревая первоначально в рамках традиционно выделяемых групп, отдельные компоненты массового сознания могут распространяться, захватывая представителей других групп и слоев общества и увеличивая тем самым массу, а могут, напротив, и сокращаться, сужая размеры субъекта массового сознания и поведения.

Такая размытость границ субъекта весьма осложняет создание типологии массового сознания. В качестве оснований для его дифференциации на какие-то самостоятельно существующие типы в свое время предлагались следующие свойства:

  1.  «общий и актуальный мыслительный потенциал» (объем всевозможных позитивных знаний, которыми в принципе располагают те или иные массы и которые они практически используют в своей жизнедеятельности);
  2.  «пространственная распространенность» (формат захватываемой им массы);
  3.  темпоральность (устойчивость или неустойчивость во времени);
  4.  степень связности (противоречивости или непротиворечивости);
  5.  управляемость («удельный вес» и пропорции, соотношение входящих в массовое сознание стихийных и институционализированных форм);
  6.  уровень развития (высокий — низкий, развитое — неразвитое и т. д.);
  7.  характер выраженности (сильный, средний, слабый);
  8.  особенности используемых языковых средств (более или менее экспрессивных, включающих сугубо литературные или, также, и нелитературные компоненты).

1.2. Концепция массового сознания Б. А. Грушина

Изначально Грушин поддерживал позиции Г. Г. Дилигенского и А. К. Уледова и не делал большую разницу между общественным мнение, общественным сознанием и массовым сознанием.

В своей книге «Мнения о мире и мир мнений», Б. А. Грушин определил общественное мнение как массовое сознание, затем уточнил, что общественное мнение является общественным сознанием со сломанными внутри него перегородками.

Однако в скором времени Грушин обнаружил неточность отождествления общественного мнения и массового сознания. На необходимость выделить новый уровень сознания его натолкнул один случай из жизни: занимаясь исследованием анкет о бракоразводных процессах, Грушин обнаружил, что в пяти из них воспроизводятся «слово в слово» одни и те же формулы. Причём это были люди абсолютно разные по возрасту, полу и социальному положению в обществе. К тому же, их позиция резко отличалась от мнения, распространяемого СМИ. Теорией классового или общественного сознания этот феномен нельзя было объяснить. В результате, Грушин пришёл к выводу о существовании в обществе некого неизученного ещё типа сознания – массового – и приступил к его исследованию [3, 19-21].

Его размышления выразились в концепции множественности массового сознания, существующего и действующего в том или ином обществе. При такой интерпретации массового сознания общественному мнению была отведена более узкая, специфическая сфера «моментально» меняющегося массового сознания, проявляющегося в его отношении к отдельным, «точечным» объектам действительности. Зондажи, опросы общественного мнения фиксируют именно эти краткосрочные точки массового сознания.

Главной ошибкой своих коллег Грушин считал игнорирование определения носителя массового сознания. Исследователи молчаливо исходили из предпосылки об отличии массового сознания от группового, однако, на деле при анализе феномена подменяли «массу» «группой», теряя, таким образом, разницу между ними.

В своем труде «Мнение о мире и мир мнений» Б. А. Грушин никогда не отождествлял понятия общественное/массовое сознание и общественное мнение. Часто в книге встречается определение одной и той же категории массовым сознанием или общественным сознанием. Общественное мнение, в соответствии с указанной работой, является состоянием общественного сознания, пронизывающего все формы общественного сознания в данный исторический момент, по данному конкретному явлению, конкретным субъектом общественного мнения.

2. Массы

При возникновении ряда физических (стихийные бедствия), социальных (общественные катакликзмы) или политических (войны, перевороты) обстоятельств «особого рода», связанных с уменьшением, по каким-либо причинам, влияния принадлежности людей к классическим группам, массовое сознание приобретает ведущую роль. Специфические признаки массового сознания можно выделить, рассматривая его с точки зрения особенностей его субъекта. Ведь массовое сознание — это сознание определенного носителя («массы»), возникающее вследствие отражения общих обстоятельств, действующих в значительных масштабах и в чем-то уравнивающих людей. Массы как носители массового сознания, по определению Б. А. Грушина, — это «ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)» [3]. При некоторой психологической неполноте данное определение позволяет четко разграничить массу и группы. Кроме того, оно дает возможность подойти к пониманию некоторых важных качеств массового сознания.

Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Соответственно, массы делятся на:

1) большие и малые;

2) устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные);

3) сгруппированные и несгруппированные, упорядоченные или неупорядоченные в пространстве;

4) контактные и неконтактные (дисперсные);

5) спонтанные, стихийно возникающие, и специально организуемые;

6) социально однородные и неоднородные. Однако это — всего лишь теоретическое разделение.

В практике социально-политической борьбы за власть в кризисные периоды, особые виды и разновидности масс выделял В. И. Ленин, исходя из реалий России в начале XX века. Во-первых, он различал: прогрессивные, или революционные, массы в противоположность консервативным, реакционным, или антиреволюционным, а также нейтральные, не определившиеся массы. Во-вторых, в его работах присутствуют массы активные, действующие, борющиеся и пассивные, бездеятельные, «сонные», выжидающие. В-третьих, выделялись сплоченные массы, дисциплинированные, самостоятельные и распыленные, неорганизованные, анархичные. Наконец, в-четвертых, были описаны массы решительные и нерешительные; экстремистские и робкие. При всей образности таких характеристик они были достаточны для принятия политических решений и осуществления эффективных на определенных этапах политических действий.

Среди качеств массы важнейшими являются следующие. Во-первых, это статичность — то есть аморфность массы, ее несводимость к самостоятельному, системному, структурированному целостному образованию (группе), отличному от составляющих массу элементов. Во-вторых, это ее стохастичная, вероятностная природа, то есть открытость, размытость границ, неопределенность состава массы в количественном и качественном отношении. В-третьих, это ситуативность, временность ее существования. Наконец, в-четвертых, выраженная гетерогенность состава массы.

Массовое сознание — это своего рода внеструктурный «архипелаг» в социально-групповой структуре общественного сознания, образование не устойчивое, а как бы «плавающее» в составе более широкого целого. Сегодня этот архипелаг может включать одни острова, но уже завтра — совсем другие. Это особого рода, как бы «надгрупповое» сознание. Оно представляет собой ситуативное производное от общественно го сознания, трактуемого как совокупность сознаний основных групп, образующих социальную структуру общества, но с уже разрушенными границами внутри такого сознания.

Выводы

  1.  Анализ показывает сложность и недостаточную разработанность понятия «массы» в науке. В свое время оно возникло как попытка противопоставить массы простых людей той правящей элите, которая управляла обществом. Долгое время дело ограничивалось публицистическими описаниями конкретных событий, когда толпы людей меняли общественное устройство и сам ход истории. Однако попытки выстроить целостную теорию масс не увенчались успехом: в основном, их авторы критиковали друг друга. Так возникло многообразие в трактовке масс и порождаемого ими массового общества.
  2.  Главное отличие масс от классически выделяемых социальных групп, страт, классов и слоев общества заключается в наличии особого, самопорождающегося, неорганизованного и плохо структурированного массового сознания. Это обыденная разновидность общественного сознания, объединяющая представителей разных классических групп общими переживаниями. Такие переживания возникают
    при особых обстоятельствах, объединяющих членов разных групп и одинаково для них значимых, причем настолько значимых, что эти переживания приобретают надгрупповой характер.
  3.  В отличие от классических групп, устойчивых и структурированных, массы выступают как временные, функциональные общности, разнородные по составу, но объединенные значимостью психических переживаний входящих в них людей. Общность переживаний в массе становится более важной, чем все параметры приобщения к классическим социальным группам. Массы подразделяются в зависимости от основных своих особенностей. К главным особенностям, различающим массы между собой, относятся их размеры, устойчивость их существования во времени, степень компактности их нахождения в социальном пространстве, уровень сплоченности или рассеянности, преобладание факторов организованности или стихийности в возникновении массы.
  4.  Масса всегда изменчива и ситуативна. Ее психология определяется масштабом событий, вызывающих общие психические переживания. Массовое сознание может распространяться, захватывая все новых людей из разных классических групп, а может и сужаться, уменьшая размеры массы. Такая динамичность размера и изменчивость границ массы затрудняет создание типологии массового сознания. Единственным продуктивным выходом считается построение комплексных,
    многомерных, сферических моделей массового сознания. Только на пересечении разных координат можно вычленить разные реально существующие типы массового сознания.
  5.  К основным психологическим свойствам массового сознания относятся эмоциональность, заразительность, мозаичность, подвижность и изменчивость. В качестве ведущих макроформ массового сознания выделяются общественное мнение и массовые настроения.

Список литературы

1. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. — 896 с.

2. Психология масс / Ольшанский Д. В.  — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.

3. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования /  Грушин Б. А.  М.: Политиздат, 1987. — 368 с.

4. Мнения о мире и мир мнений / Грушин Б. А.  М.: Изд-во полит. лит-ры, 1967. — 400 с.




1. В Чернышов В отечественной практике преподавания философии довольно часто философию характеризуют как о
2. .2011 N 48рп АДРЕСНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬмногоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу или р
3. Определение понятий здоровье болезнь предболезнь Согласно ВОЗ здоровье это состояние полного физиче
4. 1 Понятие семьи и домашнего хозяйства распределение ролей в семье
5. Тема Введение в социальную психологию Цель- сформировать представление об источниках социальной псих
6. В На современном этапе невозможно представить многие сферы деятельности без использования информационны
7. тематический анализ отдельных вопросов экономики; по периодичности- годовой квартальный месячный дека
8. Reform towrd new KORE.html
9. витая пара Представляет собой сетевой носитель используемый во многих сетевых топологиях
10. Реферат- Множественность преступлений.html
11. URU Фрейд З
12. модуль Vот t 1 Рис
13. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
14. Финансы и кредит
15. задание Основание для проектирования Разработка выполняется в соответствии с планом
16. політологічна наука
17.  Введение в экономику 1
18. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ
19. Алисы в стране чудес или Безумный день
20. 1626 XVII век открывает новый период в развитии философии именуемой философией Нового времени