Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Возникновение древнеиндийской философии.
Историю философии Индии делят на несколько периодов. Эти деления конечно условные. Основные периоды, заложившие фундамент всей индийской философии это: ведийский и эпический периоды.
Ведийский период.
Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов. Брахманизм основывался на ведах, представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов. Именно от слова "веды" и происходит название этого периода.
Ведийская философия это учения эпохи разложения первобытно общинного строя в Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ. Начало философии здесь ещё соседствует с суевериями и развивается в непосредственном конфликте с ними.
Все ведические тексты считаются священными книгами. Брахманы считались подлинными знатоками и толкователями вед.
Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа (песни заклинания). Далее идут брахманы (ритуальные тексты) комментарии к текстам Вед и араньяки "лесная книга", которая рассказывает о жертвоприношениях. Заключительная часть Вед упанишады. Они содержат трактаты религиозно философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.
Первоначально упанишады означали сидение вокруг учителя с целью познания истины. Немного позже этот термин стал означать тайное учение. В упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно- следственных связей, явлений и т.д. Главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию. Человек не рассматривается во взаимосвязи с другими людьми или с человечеством, в целом. Сама человеческая жизнь здесь мыслится по-иному. Жизнь человека бесконечная цепь перерождений. Но имеет возможность разорвать круг сансары, выйти из цепи рождений и достичь высшей цели освобождения от бытия. Следовательно, жизнь рассматривается как длительный процесс смены различных жизней и прожить их надо так, чтобы, в конечном счете, покинуть сансару, т.е. избавиться от жизни.
Упанишады имели огромное влияние на дальнейшее развитие философской мысли Индии. Так, учение о сансаре и карме становится одним из основных для последующего развития всех религиозных и философских направлений Индии.
Эпический период.
Этот период в развитии индийской философии начинается в 6 в. до н.э., Когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает своё влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиции уступает место исследованию, религия философии. Внутри самой философии появляются различные школы: неортодоксальные и ортодоксальные. К неортодоксальным школам относятся: чарвака, джайнизм, буддизм.
ВЕДЫ И УПАНИШАДЫ
В́eды (мн. ч. от санскр. वेद, веда, «знание, учение») священные книги брахманов, которым они приписывают сверхъестественное происхождение (откровения от Бога). Веды распадаются на 4 самхиты (сборника):
Риг-веда (веда гимнов);
Сама-веда (жертвенные песни);
Яджур-веда (жертвенные изречения);
Атхарва-веда (песни-заклинания).
К этим книгам, относящимся к XVX вв. до н. э., около X в. до н. э. присоединились брахманы (ритуальные тексты), араньяки («лесная книга», повествующая о жертвоприношениях) и около XIII в. до н. э. упанишады (философское тайное учение). Веды в своих основных чертах были записаны и систематизированы(сложились) к V в. до н. э., однако вплоть до нового времени появлялись произведения, составленные из различных упанишад.
Веды относятся к разделу индоарийской религиозной литературы, который ассоциируется с ведической цивилизацией и последователями индуизма принимается в качестве откровений. Многие индусы верят, что Веды существовали с начала творения.
СОДЕРЖАНИЕ
В́eды состоят из нескольких видов текстов, относящихся к древним временам. Ядро Вед сформировано мантрами, которые представлены в виде гимнов, молитв, заклинаний, волшебных и ритуальных формул, чар и т. д. Гимны и молитвы обращены к пантеону богов (и нескольких богинь), важными членами которого являются Рудра, Варуна, Индра, Агни и т. д. Мантры дополнены текстами, раскрывающими философские аспекты ритуальной традиции, рассказами и т. д., вместе с мантрами используемыми в священных ритуалах. Тексты Вед имеют определённую связь со специфическими шаблонами древнего русла реки Ганг, которые совпадают с местами его древних (но ныне высохших) притоков.
Упанишады - древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед - поэтому их также называют "веданта" (конец, завершение Вед) и они являются основой ведантического индуизма. В Упанишадах главным образом описывается безличный аспект Абсолютной Истины.
Этимология
"Упанишада" - отглагольное существительное от упанишад - буквально "сидеть около". Упа- (около), ни- (внизу) и шад (сидеть) буквально означает "сидеть внизу около" гуру с целью получения наставлений. Существует много различных толкований этого термина. Согласно некоторым из них, упанишад означает "сидеть у стоп кого-то, внимая его словам и таким образом получая тайное знание". Макс Мюллер даёт значение термина как "искусство сидеть около гуру и смиренно внимать ему" (от упа - "внизу"; ни - "вниз", и шад - "сидеть"). Но, согласно Шанкаре, слово "упанишад" образовано путём прибавления суффикса квип и префиксов упа и ни к корню шад и означает: "то что разрушает невежество". Согласно традиционному толкованию "упанишад" означает "удаление невежества посредством знания о верховном духе".
Основные понятия индийской философии (Атман, Брахман, Карма, Мокша и т.д.). История развития и виды священных текстов индийской духовной традиции.
Брахман - Бог абсолют, высшее начало, безначальный, безконечный, неизменный
Атман - индивидуальная душа, проявление Брахмана
Карма - действие, плод действия, закон причины и следствия в контексте блаженства и страдания
Сансара - круговорот перевоплощений под воздействием кармы
Мокша - освобождение от цикла перерождений
Дхарма - духовный путь
Тексты
доведическая эпоха (до 4000 до н.э.) печати Мохенджо-даро?
шрути - "услышанные", богооткровенные, записаны мудрецами: на ведическом санскрите
ведическая эпоха (4500-2000 до н.э.)
4 основные веды: риг- (гимнов), сама- (песнопений), яджур- (жертвенных гимнов), атхарва- (заклинаний) самхиты
брахманы и араньяки (2500-1500 до н.э.)
комментарии к ведам
упанишады (1500-1000 до н.э., составлялись вплоть до середины средневековья), также наз. веданта - окончания вед
муктика - канон из 108 упанишад, из них 11 - канон мухья,
4 веды делятся на: самхиты + брахманы - обрядовые писания, араньяки + упанишады - философия
смрити - "запомненные", тоже богооткровенные, дополнения к шрути
эпическая эпоха (1000-100 до н.э.)
эпосы Махабхарата, Рамаяна (полуисторические, полусказочные повествования)
сутры - учебники философии
классическая эпоха (100 до -500 н.э.)
5 дополняющих друг друга школ (6 йога-даршан; даршана - мудрость, полученная у ног учителя): (http://ru.wikipedia.org/wiki/Философия_индуизма)
санкхья - пуруша, пракрити и их взаимодействие (физика индуизма)
йога - близка к саньхье, но - не теория, а практика - достижение мокши (освобождения)
ньяя - система логики
вайшешика - атомизм
миманса - интерпретация Вед, ритуалы
веданта - изучение философии Упанишад
смрити:
пураны и тантры (500-1300 н.э.)
пураны - древние былины (a la мифы древней греции) - мифы о богах с человеческими качествами; 18 маха-пуран и второстеп. тантры - психофизические техники
Основные идеи Упанишад
Упанишады - это древние, известные всему миру, сборники религиозно- философских текстов. Основные идеи "Упанишад":
1 Учение о Брахмане. Брахман - это высшая абсолютная реальность. Но это не творец. Лишь иногда Брахман эманирует (как бы истекает) в виде феноменального мира (природных явлений). Следует обратить внимание на то, что в брахманической культуре слово "брахман" имеет три смысла: Брахман - высшая реальность, брахман - жрец, служащий этой высшей реальности, брахманами называлась и религиозно-философские сборники, написанные брахманами. Эти три смысла одного слова не случайны. Все они есть как бы различные состояния одного и того же высшего начала - Брахмана: жрец - брахман есть человеческое воплощение Брахмана, а тексты, написанные им есть материализованные мысли о Брахмане. Жрец - брахман, постигая Брахмана - Абсолюта произносит магическую формулу, выраженную словом "Ом". "Ом" одновременно ничего не обозначает, и обозначает все: и Брахмана, и природу, и прошлое и будущее. Когда жрец произносит "Ом", это означает: я достигну Брахмана, я - Брахман.
2 Природа в "Упанишадах" представлена как производное от Абсолюта - Брахмана. Поскольку в ней все течет и изменяется, нет ничего постоянного, она есть майя (иллюзия). Человек не должен привязывать свое сердце к миру переменчивых природных явлений. Отсюда можно объяснить равнодушное отношение индусов к изучению природы и естествознания.
3 Большее внимание "Упанишады" уделяют другим проблемам, связанным непосредственно с человеческим существованием, внутренним миром человека. Брахманов интересовал Космос и его влияние на человеческую судьбу. Они пытались понять, что есть смерть и чем она отличается от сна? Что составляет сущность жизни?
4 В "Упанишадах" сформулирована идея круговорота не только круговорота материи, но и жизни. Согласно индийскому мировоззрению, смерть не есть конец жизни, а лишь ее перерождение. Колесо круговращения жизни получило название сансары. После смерти человек может переродиться в какое - либо животное или растение. То какую форму примет новая жизнь зависит от кармы.
5 Учение о карме - одно из центральных в индуистской религии. Оно наложило большой отпечаток на культуру индийского народа, определило его образ жизни. Суть этого учения состоит в том, что сумма добрых и злых дел определяют карму человека и его дальнейшее перерождение после смерти. Хорошая карма дает хорошее перерождение (человек в будущей жизни может родиться брахманом или царем), плохая карма определяет плохое перерождение ( человек перерождается в низшее существо, может стать неприкасаемым или рабом, червяком или мошкой). Идея кармы отвечала этическим запросам древнеиндийского общества. Она решала проблему добра и зла, источником которых считался сам человек. Не общество, а сам человек, индивидуально, определял свою судьбу. Причиной нынешних страданий человека считалась его прошлая жизнь, будущее зависит от нравственной позиции в настоящей жизни. Никто не виноват в несчастьях человека, лишь он сам: что заслужил, то и получил. Учение о карме стало в Индии регулятором индивидуального и социального поведения десятков поколений индийцев. С одной стороны, оно было стимулом для соблюдения нравственности, необыкновенно доброжелательного отношения друг к другу, природе, к животным (которые в их прошлой жизни, возможно, были людьми), а с другой стороны - оно способствовало индивидуализму, заставляя заботиться о чистоте лишь собственной кармы, не работать, не сопротивляться социальному злу и пассивно переносить его.
6 Из этих представлений сложился принцип ахимсы - стремление не навредить живому и запрет употреблять в пищу животных, по той причине, что они раньше могли быть или будут в будущем людьми.
7 Закону кармы подчиняются все. Исключение составляют лишь некоторые брахманы (тапасья), которые многие годы отказывали себе во всем, ведя жизнь отшельника и аскета. Лишь они могут разрывать круг сансары и еще при жизни входить в мир высшего божественного Брахмана. Им не грозит перерождение, они после смерти тела достигают вечного покоя и блаженства.