Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
АРХИТЕКТУРА ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ
Архитектура древнейшей Месопотамии
5 - 3 тысячелетие до н.э.
Илл. Месопотамия расположена на территории бассейнов рек Тигр и Евфрат. Карта, стр 14. На ее развитие положительно сказывалось, то что
Мелкие города-государства (Лагаш или Ур в стране Шумер, Киш) вели войны за владение землей и ирригационными (оросительными) устройствами Одинаковые производственные отношения, возникшие на базе ирригационного хозяйства объясняют наличие сходных памятников архитектуры.
На памятниках Месопотамии 5 - 3 тысячелетий до н.э. Можно проследить зарождение и развитие архитектуры в период позднего родового строя и становления строя рабовладельческого.
При отсутствии леса и природного камня основным строительным материалом была глина, из которой изготавливали кирпич-сырец. С конца 4 тысячелетия изредка встречается обожженный кирпич, но его значение росло весьма медленно. Развитие строительства и архитектуры зданий и сооружений из кирпича-сырца вклад древнейшей Месопотамии в мировую архитектуру.
При переходе от палеолита к неолиту(конец 6 нач. 5 тыс. до н.э.), с зарождением огородничества, приручением животных происходит переселение человека с гор к рекам. В это время в предгорьях появляются первые глинобитные дома, словно вылепленные из самой почвы(Калат-Илл. Ярмо) Карта. В жилищах видна тенденция к прямоугольному в плане зданию. В спальне земляной пол устилали циновками из тростника, глубокие ямы для припасов были обожжены(при этом обожженной посудой еще не пользовались). Постройки Ярмо означают важную фазу в развитии жилища, переход от пещерного к построенному из глины.
В начале 4 тыс-тия с появлением металла по всей долине строят жилища из тростника (высота 4-5 метров). Срубленный тростник устилали на землю, покрывали глиной, трамбовали, так получался пол. Крайние стебли связывали над головой, их переплетали срубленными стеблями и обмазывали глиной. Получался каркас островерхой хижины круглой или овальной в плане. Илл., рис.8, стр. 15.
Итог. В течении 4 тыс-ия жильем служили как криволинейные в плане тростниковые хижины (рис 8, табл. 2) так и глинобитные (примерно) прямоугольные в плане.
Религия стала ведущей формой складывавшейся идеологии. Храмы и храмовые центры в Месопотамии появились раньше зарождения государства. Культовые сооружения возводились в более передовой технике строительства, т. е. из кирпича-сырца. С первой половины 4 тысячелетия в храмах наблюдается стремление к монументальности и симметрии. Храмы городов Тепе-Гавра и Эриду(современный Абу-Шараин) в течении тысячелетий имели значение междуобщинных святилищ. В Тепе-Гавра их насчитывается не менее 20, а в Ириду не менее 16. В начале 4 тыс-тия сложилась схема прямоугольного храма (Илл., рис.9, стр15) с главным помещением, имеющем форму вытянутого вдоль оси здания прямоугольника (иногда поперек оси), в котором находился алтарь и жертвенник, и помещениями, расположенными по его сторонам. Вход располагался на короткой стороне в глубокой нише (айване), которую образовывали массивные боковые выступы. Разработанный по этой схеме тип храма оказался чрезвычайно устойчивым и применялся в различных вариантах в течении тысячелетий.
Храмы Гавра были сложены из плоских сырцовых кирпичей прямоугольной формы на глиняном растворе. Кирпичи позволяли создать перевязку в чередующихся рядах кладки и образовать на поверхности стен сложную систему отступов и выступов. Так в Северном храме Гавра 13 замечательна обработка углов двумя четвертными пилястрами ( ) и массивными лопатками (лизенами плоскими вертикальными выступами на стене здания) снаружи; т. о., углы были закреплены конструктивно и вместе с тем выделены композиционно. Двойные и даже тройные отступы, да еще сгруппированные попарно, создают сложный ритм обработки стены на фасадах и в интерьере. Снаружи стены были покрыты белым известняковым раствором, а в интерьере окрашены в ярко-красный цвет.
Особенностью храмов является то, что по сторонам света направлены не стены, а углы храмов (рис.9).
Также были ориентированы относительно сторон света храмы города Эриду. 16 храмом этого города были построены на одном и том же месте Первые храмы были подняты на платформу, чтобы защитить их от болотной сырости и паводков. Последующие строились на засыпанных развалинах предыдущего, т. о. платформа выросла в двухъярусное подножие, которое стало прообразом нового архитектурного вида сооружений ЗИККУРАТ (культовая башня. З. имели 3-7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами (наклонная площадка для въезда). Возможно все храмы строились на высоких платформах, т.к. в Шумерах всякий храм обозначался «э-кур»(буквально «дом горы»). Зиккураты воздвигались при храме главного бога данного города.
В храмах Эриду нет симметрии (выступы по бокам не одинаковы), на боковых фасадах также есть входы. Входящий попадал в зал не через парадный айван, а через затесненный тамбур. Ориентация относительно сторон света та же.(Илл., рис 11, стр 16).
Заслуживает внимания Храм Тель-Укайра (современное название) (4 тысячелетие) в Тель-Укайре (Карта). ( Илл. Стр.19) Он поднят на двухъярусную платформу, верхняя часть которой образует самостоятельный уступ, со своей лестницей. Вертикальные поверхности уступов имеют гладкие выступы-лопатки, чередующиеся с отступами-нишами, украшенными цветной мозаикой, воспроизводящей привычные узоры циновок. Мозаика составлена из глиняных шляпок с обожженными конусами-гвоздями, которые втыкали в сырцовые стены и колонны (Илл., стр17).
Храм имел входы через боковые помещения. Внутренняя роспись выполнена по низу стен и изображает фигуры как бы идущие к алтарю. Алтарь представляет собой миниатюру храма. В росписи храма и мозаиках используют черный, белый, красный и желтые цвета.
Стены жилых домов 4 тыс-ия делались почти глухими, под самой крышей оставляли щели для проветривания (Илл,стр17, п.7). Кладка монументальных зданий производилась и кирпича-сырца сначала квадратного в сечении большой длины, затем кирпич стал более плоским и крупным. Покрытия выполняли из бревенчатого наката и тростникового настила, покрытого утрамбованной глиной. Такое покрытие могло использоваться как открытая терраса.
В 3 тысячелетии до н.э. стали формироваться маленькие государства во главе с правителями энси (патенси), которые соединяли в своих руках гражданские, военные культовые функции и считали своей главной обязанностью строительство ирригационных сооружений и храмов (энси означает «закладывающий основание вождь»). В этот период войны становятся непрерывными. Борьба городов за земли, ирригационные устройства и рабов развертывалась на фоне весьма медленного развития хозяйства и общества. Для этого периода характерна сплошная застройка кварталов( Илл, стр.20, рис 15).Соседние дома имели общие стены, выходили на улицу глухими фасадами с оконцами под самой крышей, в которые вставлялась решетка из обожженной глины или дерева. Такая застройка требовала, чтобы в центре дома был дворик или помещение, стены которого возвышались над крышами остальных; тогда свет мог проникать через него в окружающие помещения. Помещения имели свое функциональное назначение: в кухне располагались сводчатые печи, зернотерки в кладовой, глинобитные лежанки и очаг -принадлежность главного помещения дома. Наличие ванн, уборных с асфальтированным полами, сводчатых канализационных коллекторов свидетельствуют о высоком к тому времени уровне благоустройства домов. Некоторые дверные проемы перекрывались арочками. Жилье бедняков Ирака и в настоящее время имеет те же конструкцию и устройство.
В связи с частыми войнами сооружения приобрели оборонительный характер (городская стена Урука). Не только города, но и дворцы окружались мощными крепостными стенами. Дворец в Кише (сер. 3 тысяч-ия). На большой двор вел открытый прямой лестничный марш, на площадку которого должен был выходить властелин из своих покоев. Он являлся перед народом на фоне стены, украшенной сложным сочетанием лопаток и ниш, в явном расчете создать торжественное обрамление своей фигуре. Четыре толстых, круглых столба из сырца образовывали приподнятую террасу по другую сторону двора. Этот двор мог служить местом народных собраний. Перекрытие зала несли четыре столба, стены были расписаны.
Храмы, рассматриваемого периода, также носят оборонный характер. Мощность стен отражает экономическое и политическое могущество жрецов. Богаче становится убранство храмов. Росписи стен и мозаики из «гвоздей» заменены рельефами и вкладками из перламутра по шиферу. Тематика связана с культом плодородия и изобилия. Таков фриз с изображением символизирующих эту плодовитость коров и самой богини Нинхурсаг( храм в современном Эль-Обейде.). Деревянные колонны обивались медью или воспроизводили узор на коре финиковой пальмы, путем выкладки треугольниками из красного камня, светлого перламутра и черного асфальта.
ИТОГ. Памятники зодчества свидетельствуют о том что в период становления рабовладельческого общества создавались сооружения, форма которых, их покрытия и отделка были весьма разнообразны.
В зодчестве следующего периода (последней трети 3 первой половины 2 тысячелетия до н.э.) отразилось образование в Двуречье обширных деспотий (от греч. - неограниченная власть. Форма самодержавной неограниченной власти. Классич. Д. - гос. Др. Востока(Ассирия, Вавилон). Пропагандировалась утверждалась поголовная иерархическая зависимость: чиновники «рабы» правителей(энси), правители чиновники и «рабы» деспотов-царей, а цари считали себя «рабами» богов. Это мировоззрение ….......люди созданы, чтобы принять «иго труда на богов», а их вожди чтобы строить и обновлять храмы. К концу 3 тысячелетия четкой границы между культом и властью, между царями и богами не было. Строительство стало более единообразным и монументальным. Дворцы и храмы возводились вокруг гигантских зиккуратов новых столиц: Мари, Ура, Вавилона и уже не местными силами, а могущественными царями Ура и Вавилона.
Город Ур при 3 династии Ура стал столицей объединенного государства Шумер и Аккад. (Илл. Стр 22, рис 18, 19). В неправильной общей застройке можно увидеть отдельные геометрически организованные участки. В это время все больше появляется домов с внутренним двором, иногда окруженным галереей на деревянных стойках. Город, священный участок, который являлся архитектурным и религиозно-административным центром города, зиккурат были обнесены крепостными стенами. Зиккурат Ура (высота 20 м = 8 этажн. дому) так же как и аналогичные сооружения в других городах (Урук, Эриду, Ниппур) возведен на платформе или развалинах зиккурата раннего времени. Платформа (65х43м)изготовлена из сырца и облицована обожженным кирпичом Его боковые стороны слегка наклонены, как бы для большей устойчивости, и расчленены широкими плоскими выступами. Три лестницы сходятся непрерывными маршами на высоте около15 м и кажутся бесконечными. Участники торжественных процессий как бы исчезали в небе. Зиккурат как яркое выражение идеологии деспотий, подавлявших и рабов и всех подданных, долго оставался ведущим типом построек в архитектуре Месопотамии.
Дворцы и храмы Ура по внешнему виду и композиционно были сходны и подчинены зиккурату (царь - земной бог). Квадратный контур планов , глухая поверхность стен с простым или двойным отступом создавали впечатление замкнутости и компактности.
Дворец в Мари строил со втор. полов 3 тысячелет. до первой четверти 2 тысячелетия. царь Зимрилим. Дворец имел внутренние дворы и храмы, архив клинописных табличек и школу писцов. Дворец был украшен росписями, изображавшими шествия(храм Тель-Укайр) и скульптурой, вход во дворец фланкирован такими же выступами как вход древних храмов Тепе-Гавра (подчеркивалось священное значение дворца).В ритуале дворца границы между культовыми действиями и официальными приемами стирались.
Примечание. От стоящего на двойной платформе храма в Тель-Укайр(кон.4 тысяч.) до дворца в Мари(18 в до н.э.) прошло около 1,5 тысячелетий. Как от раннехристианских церквей до архитектуры серед. 19 века.
Архитектура хеттов и сиро-хеттов.
Хетты народ,живший в центральной части Малой Азии. Основали могущественное Хеттское царство во 2 тысячелетии. Этнический состав населения не однородный. Основное занятие населения скотоводство и земледелие(садоводство и виноградарство), обработка металла т.к. восточные области богаты серебром и железом. Развитие коневодства и оружейного ремесла дало возможность хеттам превратиться в мощную военную силу. Отсюда стремление утвердиться в богатых соседних странах Сирии, Палестине, Финикии и Месопотамии. Ведя завоевательные войны хетты отводили важное значение возведению военно-оборонительных сооружений в городах. Так,например, двойным рядом стен в столице г. Хаттушаш был защищен наиболее уязвимый участок обороны. Внешний ряд это земляная насыпь облицованная камнем, а внутренний состоял из двух стен, промежуток между которыми был заполнен щебнем на глине. Стены были сложены насухо из околотых блоков известняка призматической формы. Через каждые 20-30 метров были расположены прямоугольные в плане башни.
Наиболее значительным сооружением Хаттушаша был соединенный с храмом дворец,(илл, стр.35, рис.24) сложенный из известнякка. Внутренний двор храма замыкался портиком( ) из трех столбов на базальтовых базах и двух пилястр. В целле, смещенной относительно оси здания культовая статуя освещена четырьмя окнами, что отличает его от месопотамских и египетских.
На рубеже 13 и 12 в до н.э. Под ударами эгейских племен хетская держава распалась. Сиро-хетское государство располагалось между верхним течением Евфрата и Средиземным морем. В основу сиро-хетской архитектуры легли элементы как хетской архитектуры так и древнейших сирийских государств. Своеобразным вкладом сиро-хеттов в развитие архитектуры является тип здания «бит-хилани»(илл., стр.26,рис 26).Он происходит от древних форм местного сирийского жилища, открытые портики и окна которого отвечают условиям более умеренного горного климата, в противоположность застройкам Двуречья. Бит-хилани Это вытянутое вширь здание, наиболее характерную черту которого составляет входной портик из одной-трех опор, расположенный по длинной стороне здания и зажатый между двумя прямоугольными в сечении башнями или отрезками стен с окнами. За портиком располагался зал, а за ним несколько небольших комнат(В последствии этот тип здания перешел к ассирийцам).
Еще одним примером бит-хилани является построенный 10 веке дворец в Тель Халафе (тель холм из остатков древних строений и напластований культурного слоя). Особенностью декоративного оформления сооружения являлось то, что сырцовые стены были оштукатурены и окрашены охрой. Нижние части стен облицованы известняковыми ортостатами (вертикальными плитами, иногда обработанными рельефами) черного и красного цвета. Вход представлял собой портик перекрытие которого поддерживали три базальтовые статуи богов, стоявшие на базальтовых изваяниях львов.(илл, стр.27, табл4, рис.6).
Застройка и укрепления г. Самаля также характеризуют особенности сиро-хетской архитектуры. Город опоясывали укрепления, которые образовывали правильный круг(диам.720 м) и состояли из двух стен,отстоявших на 7 м отстоявших друг от друга. Их нижняя часть была сложена из камня, верхняя из кирпича-сырца. Башен было примерно по 100 в каждом кольце. Цитадель неправильной овальной формы, была укреплена также. В северной части цитадели сохранились здания рассмотренного типа(бит-хилани) .
ИТОГ. Каменные базы колонн имели форму или в виде высокого цилиндра, или в виде подушки на квадратном плинте(нижняя часть базы колонны), или из 2 подушек, украшенных венцом ниспадающих листьев и разделенных валиком с плетенкой(илл., табл 4), или в некоторых дворцах и храмах в виде скульптурной группы двух львов или сфинксов (мифическое существо сочетающее в себе части тела человека животного птицы).
Использовалось укрепление сырцовой кладки деревянными брусьями, имевшими антисейсмическое значение.
Архитектура хеттов оказала воздействие на архитектуру Ассирии и Урарту, а через них на архитектуру Мидии и Персии. Они использовали опыт хеттского строительного искусства и типы построек. Их Крепостное строительство с каменными цоколями сырцовыми стенами основывается на тех же приемах, что и у хеттов. От сиро-хетских «бит-хилани» ведут свое происхождение колонные портики ассирийских и косвенно и персидских дворцов. Ортостаты со скулптурными рельефами стали прооброзами панелей с рельефами в залах ассирийских дворцов.
Архитектура Финикии и Палестины
Финикияне и сирийцы создали свои культуры, заимствуя многие элементы от египетской, вавилонской, хеттской и ассирийской культур.
Период расцвета финикии и Палестины приходится на 10-9 века до н.э. Наиболее значительными архитектурными памятниками являются мегазил и дворец царя Соломона.
Мегазил это своеобразный тип гробницы(стр 30, рис.31) позднего времени . Ее высота 6 метров, на круглой в плане каменной базе с выступающими из не фигурами львов стоит высокий цилиндр, на который поставлен более низкий цилиндр меньшего диаметра, завешающийся каменным полушаром.
Дворец и храм царя Соломона не сохранились даже в развалинах поэтому представления о них дают подробные описания библии. Вокруг двух дворов располагались многочисленные дворцовые постройки. На первом дворе, более обширном, стоял храм,примыкавших своим святилищем к одной из сторон дворца Храм Соломона (31,5х10,5м) состоял изх трех помещений(стр. 30, рис. 32) .Средне было более обширно, заднее, содержавшее «ковчег завета», было совершенно темным. Это и было святилище. Вход в храм был отмечен высокой башней похожей на египетский пилон. Внутреннее убранство храма было очень богатым. Стены были отделаны ценными породами дерева с резьбой.В притворе храма стояли две высокие толстые, обитые медью колонны с капителями, украшенными гранатовыми плодами (символ плодородия).
Архитектура государства Урарту.
Государство Урарту или Ванское царство занимало все Армянское нагорье и соперничало с Ассирией (карта). Столица Тушпа (совр. Ван).Основной род занятий земледелие и скотоводство.Средикрупных сооружений широкой известностью пользуется «канал Шамирам» (т.е. Легендарной Семирамиды), подводивший питьевую и поливную воду в столицу на расстояние около 70 м. В низменных местах канал идет по акведуку (монументальный водопровод, обычно на арочных субструкциях (конструкция служащая основанием сооружения), аркадах (ряд арок, опирающихся столбы или колонны), высота которого достигает 10-15 м. Сохранился водопровод из каменных труб.Внекоторых районах он функционируе до сих пор.
Исключительное значение в жизни урартского военно-рабовладельческого государства имели крепости и возводились на холмах или высоких утесах. Они были сложены из сырцового кирпича на каменном основании (иногда целиком из камня). Стены крепостей обычно усилены прямоугольными башнями и контрфорсами (вертикалыми или суживающимися кверху выступами стен). Планы стен обычно зависели от природных условий, но как правидло шли по прямой линии и пересекались под углом Крепостные ворота обычно помещались между большими башнями, пролеты ворот иногда ререкрывались сводами. Новым «словом»в архитектуре был дварец урартского наместника. Здание было построено уступами по склону холма так что окна комнат поднятые под самое перекрытие выходили на крышу нижних. Стены сложены из сырца, цоколь из камня и покрыты снаружи глиняной обмазкой. Стены двухэтажной центральной части дворца были снабжены башнями сложенными полностью из отесанных базальтовых блоков. (илл.стр.33, рис. 36)Использовались бревенчатые перекрытия, полы земляные или сырцовые, сохранились лестницы из сырца, дверные проемы прямоугольные перекрывались деревом. Стены украшались тканями и циновками. В урартском государстве также при строительстве стен использовались антисейсмические конструкции (между крупными блоками цоколя и возвышавшейся на нем сырцовой кладкой стен проходили деревянные поперечные связи.
В целом архитектурные памятники Урарту отличаются рядом характерных черт. Громадные гладкие поверхности стен монументальных крепостных и дворцовых сооружений, симметрично расчлененные башнями и контрфорсами, производят впечатление мощи и величия. Это впечатление увеличивается выбором места их расположения на холмах, как бы заменяющих искусственные террасы Месопотамии. В архитектуре храмов подчеркивались основные конструктивные элементы сооружений: подий (подножие здания с лестницей на передней торцовой стороне), опоры, фронтон (верхняя часть фасада в виде треугольника, замыкаемая по трем сторонам карнизом, завершение окна портала (архитектурно обработанный вход в общественное здание, дворец, церковь)). В этом смысле храм Мусасира был новым словом в кругу сопредельных стран.(Илл. Стр 31, табл. 5, рис. 4).Двухскатная крыша увенчана копьем. На фасаде здания 6 столбов или колонн, без капителей и баз, но делящими их на несколько частей декоративные щиты с сильно выступающими головами животных. Фасад здания украшен бронзовыми статуями воинов с копьями. Перед фасадом находилась скульптурная группа, изображавшая корову, кормящую теленка.
Архитектура Ассирии и Нового Вавилона
Ассирия простиралась по среднему течению р.Тигр. Различные племена, населявшие Ассирию, постепенно слились в единый ассирийский народ.
Первая половина 1 тысячелетия отмечена невиданным ранее усилением сначала Ассирии, потом новым расцветом Вавилона. В обоих появляется множество арх-ых памятников, которые отражают высокий, хотя и кратковременный подъем деспотий, использовавших в культуре и архитектуре тысячелетнюю традицию древнейшей Месопотамии и отчасти вклад своих соседей.
Важной отраслью строительства у ассирийцев была постройка мощеных камнем стратегических военных дорог, деревянных и каменных мостов, а также каналов и дамб.
Связанная с Двуречьем экономически, а также культурой и религиозной традицией, Ассирия естественно воспринимает оттуда и типы сооружений, и архитектурные формы. Высокие террасы, возводившиеся на юге для защиты от наводнений, возводятся в Ассирии, становясь здесь в первую очередь средством придания сооружениям недоступности и величия. Получают распространение башни-зиккураты, но со слегка измененными формами. У хеттов и урартов научились обрабатывать камень и применять для возведения цоколя, плиты которого украшались рельефами. Базальтовые или гранитные плиты-ортостаты у хеттов выполняли роль конструктивного элемента, у ассирийцев это тонкие алебастровые декоративные плиты с рельефами украшавшие нижнюю часть наружных стен и внутри зданий.
У с а д е б н ы е п о с т р о й к и имеют много общего с постройками южного Двуречья. Они имеют центральный двор, на который выходят обращенные к северу жилые помещения. Усадьбы обносились глухой стеной и входили в блочную застройку квартала. Вход в жилые комнаты устраивался на длинной их стороне. Этот тип жилого дома послужил основой композиции ассирийских дворцов.
Д в о р ц о в о е с т р о и т е л ь с т в о после утверждения военного могущества Ассирии занимает ведущую роль, и носит характер подавляющей монументальности, крепостной замкнутости (необходимой для защиты от народных возмущений), официального блеска и холодности. Примером тому может служить дворец Саргона 2 в Дур-Шаррукине. Город Дур-Шаррукин имел квадратные очертания и также как дворец , выходивший за пределы очертаний города, был окружен крепостной стеной (18 м). Нижняя часть стены была облицована огромными блоками камня, прекрасно отесанными и уложенными попеременно ложками и тычками для лучшей связи с сырцовым ядром стены. У юго-западного угла находилась терраса с цитаделью, храмом бога Набу и дворцом для приближенных царя.
Дворец Саргона 2 стоял на огромном глиняном массиве платформы (1300000 м/куб), пронизанном целой системой дренажных труб и вентиляционных колодцев. Из города на платформу вели монументальные пандусы для въезда колесниц. Главный вход был обрамлен двумя мощными башнями и украшен внизу фигурами крылатых быков. Проход был перекрыт аркой, сложенной из трех рядов кирпича-сырца, и облицованной снаружи ярко раскрашенными поливными плитками(ее пролет 4,3, высота 6, 46).Через этот вход и два меньших боковых можно проникнуть на огромный квадратный богато украшенный двор(1 га) и служивший центральным ядром всего дворца. Дворец включал более 200 различных помещений и 30 открытых дворов. Справа от главного входа к квадратному двору примыкали служебные помещения, а слева выла расположена группа одинаково расположенных храмов. Позади этой группы возвышался семиярусный зиккурат (более 40 м).Отдельно стоял летний дворец-павильон типа «бит-хилани». Парадные залы были богато убраны Нижнюю часть стены украшали алебастровые плиты с рельефами, выше стены были расписаны фресками, до сих пор сохранившие свои яркие краски. Техника строительных работ была на очень высоком уровне. Так, например, вымостка дворов и полы залов сделаны в несколько слоев, с верхним настилом из керамических или каменных плит, украшенных узорным орнаментом или надписями. Штукатурка из смеси извести и гипса наносилась лопатками и затиралась. Ее толщина не превышает 3-4 мм. Необыкновенно тщательно были выложены пороги и плиты во многих дверных проемах. Сохранились выдолбленные из базальта подпятники, на которых вращались двери. Сами двери были сделаны из кипарисового дерева и обиты бронзой. Конструкция перекрытий была балочной.
Рядом со дворцом был создан большой парк
Дворец Саргона служит ярким примером грандиозного дворца-крепости восточного деспота.
Сын Саргона Синахериб также как отец с невиданной роскошью обстроил новую столицуАссириии Ниневию,но особого внимания заслуживают его инженерные постройки канал, который Синахериб провел с гор, чтоба снабдить Ниневию хорошей питьевой водой. Он имел ложе (20 м шириной) из каменных плит, местами шел через тоннель , местами пелесекал низины по аквеадуку на сплошном основании. Длина его превы шала 50 км.
Ассирийская держава,отдельные части которой не были связаны экономически,рухнула в 605 году до н.э. Вавилон же, затопленный и разрушенный войсками Синахериба 689 г. до н.э. Уже в конце 7 века вновь достиг необычайного блеска и занял положение столицы мира. Вавилонское государство охватывало всю Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию. Новый Вавилон стал тогда мировым торгово-финансовым центром, сохраняя вместе стем руководящую роль в религиозной жизни Месопотамии, славу священного города («Вавилон» значит «ворота бога») Карта. Сохранился путеводитель, в котором описано 53 больших святилища, и несколько сот малых храмов и алтарей. Девять ворот города и те улицы, которые от них начинались, были посвящены определенным богам. Город представлял в плане слегка вытянутый прямоугольник, разделенный на две части Евфратом, через который было перекинуто три моста (один из них на каменных устоях со съемным бревенчатым настилом, длина 123 м).На восточной стороне города находился внутренний город с дворцами храмом и зиккуратом. Главной композиционной осью была «Дорога процессий».
Улицы города расположены почти параллельно ей, а поперечные почти перпендикулярно. В жилых кварталах улицы узкие (не шире 4 м) и зажаты между глухими стенами отдельных усадеб.(илл., стр.30, рис. 44) Усадьбы сохраняют древнюю замкнутую планировку вокруг центрального двора с главными комнатами, обращенными оконными проемами на север. Стены массивны- во всем проявляется желание укрыться от жары.
«Дорога процессий» проходила между глухими стенами (ширина 7,5 м) , но здесь они были расчленены выступами и декорированы, поверху тянулся цветной фриз и ряд зубцов (илл, стр 41, тал 6, илл. 2), понизу широкая панель с рельефными изображениями шагающих светло-желтых и белых львов на синем фоне. Весь декор был сделан из глазурованных кирпичей. На пересечении «дороги процессий» с городской стеной расположены Ворота Иштар в виде четырех массивных, квадратных в плане башен с арочными проходами между ними(стр 41, тал 6, илл. 2). Они были богато декорированы орнаментальными полосами с голубым фоном и рельефным изображением то рыжих с синим, то светло-желтых с оранжевым чудовищ, имеющих голову и шею змеи, чешуйчатое тело, передние лапы собаки, задние хищной птицы.(использовались глазурованные кирпичи).
Особого внимания заслуживает Зиккурат Этеменанки прославленная библейской легендой Вавилонская башня. Зиккурат много раз разрушался и восстанавливался. Его особенность квадратное основание(в отличие древних прямоугольных) (91,5х91,5м) Существует 2 варианта реконструкции. По Кольдевею башня близка по форме кубу. Шведский археолог Бусинк рисует башню восьмиярусной в соответствии с существующим ее описанием (принадлежавшему Геродоту) Его внутреннее ядро состояло из сырца облицовка из обожженных кирпичей, уложенных на битуме. Два нижних яруса вертикальных стен были расчленены 12 широкими лопатками,К южной стене примыкали три лестницы, ведущие на первую террасу, на вторую террасу поднимались по лестницам, примыкавшим к восточной и западной стенам. Дальше движение шло по спирали, но не по пандусу(Дур-Шаррукин), а по лестницам. Общая высота башни 90 м. На самом верху храмик, облицованный голубыми кирпичами и должен быть увенчан огромнами золочеными рогами быка символом плодородия.
Острая Классовая борьба ослабила страну и в 538 году до н.э. Персидский царь Кир почти без борьбы занял Вавилон и присоединил его к могущественному Персидскому государству.
Архитектура Мидии и Древней Персии
Мидия занимала территорию нынешнего Азербайджана и северо-западного Ирана. Наиболее интересными архитектурными памятниками являются мидийские скальные гробницы и резиденция царя Кира Пасаргады. (стр.43, рис.50) У мидийских скальных гробниц (у селения Сехне, в Дуккад и Давуд) фасад высекался в скалах на значительной высоте. Здесь встречается портик в антах (ант сильно выступающий торец продольных стен) с колоннами и протоионическими капителями (стр. 44,рис.51). Внешне они воспроизводят формы жилых домов с их деревянными колоннами и перекрытиями.
Резиденцию П а с а р г а д ы царь Кир построил высоко в горах в родовой области Ахеменидов. Основу обороны составляла крепость примыкавшая к крутому холму. Далее располагалась обнесенная оградой площадка, на которой стояли два дворца жилой и предназначенный для приемов. Это были прямоугольные в плане, вытянутые в ширину, росторные и легкие здания многоколонного типа, снаружи окруженные портиками.Из стены из сырца были поставлены на цоколь из хорошо отесанных квадров (тесаный камень в виде прямоугольных параллелепипедов).Характерную черту составляет декоративное сочетание черного и белого камня, уже ранее обачное в постройках урартов.В колоннах база и капитель черного камня, а ствол белого; цоколь белый, а косяки и пороги дверей черные, пол из черных и белых полос попеременно.
В 520 г. до н.э. Дарий 1 создал себе в Персиде укрепленную резиденцию, получившую от греков наименование П е р с е п о л ь . В горной долине на склоне крутой скалистой горы. Комплекс построек Персеполя сооружался по единому, составленному перед началом строительства плану (стр. 45, рис. 53). Терраса была вырублена в скале и укреплена высокой подпорной стеной из огромных блоков камня. По краю террасы, вокруг всей крепост, шла высокая массивная стена из кирпича-сырца. Единственный доступ в крепость создавала большая лестница в два крыла. Наиболее интересные в архитектурном плане являются доминирующий во всем комплексе зданий приемный зал, называемый а п а д а н о й. Это было грандиозное многоколонное здание, платформа которого, сложенная из блоков черно-коричневого известняка, стояла на особом возвышении скалы. В центральном квадратном зале (62,6х62,5 м) деревянное перекрытие(и глиняный ковер сверху . Такое перекрытие исейчас используется в странах Передней Азии) поддерживали 6 рядов по 6 колонн высотой 18,6 м. Стены огромной толщины (5,6 м)сложены из кирпича-сырца. С трех сторон с северной, играющей роль главного фасада, восточной и западной к зданию примыкали портики с двумя рядами по 6 колонн. На главном фасаде портик был зажат двумя мощными башнями из сырца. С северной и восточной сторон к портикам примыкали торжественные лестницы из двух крыльев, (стр. 47, илл. 4, 6) украшенных тремя полосами рельефов, изображающих процессию, подчиненных Персии стран, приносящих дань царю. Эти рельефы дают точную картину того что происходило в самом здании. Считается, что исполнителями рельефов были греки, т.к. персы недавние кочевники не имели своей скульптурной школы. Известно , что Дарий 1 привлекал к строительству пленных ионийцев вавилонян, лидийцев, египтян.
Чтобы обеспечить большую вместимость (до 10 000 чел.), свободное перемещение и хорошую обозримость зала здесь были использованы очень стройные и широко расставленные опоры. Колонны имеют соотношение нижнего диаметра и высоты 1:12, а расстояние между осями достигает 8,74 м, в результате полезная площадь составила 95% от его общей площади. Пышность и великолепие ападаны поражали зрителя. Великолепный портик из двух рядов стройных нарядных колонн темно-серого, почти черного мрамора Антаблемент из мощных брусьев кедра был обит листами золота, над ним по краю крыши проходил высокий парапет облицованный цветным керамическим поясом.
Второе сооружение достойное внимания это «Зал ста колонн», называемый так потому, что его перекрытие поддерживало 10 радов по 10 колонн ( ). «Зал ста колонн» обнесен глухой стеной. Вглубине зала царила темнота, он мог освещаться только факелами. Возможно это была одна из сокровищниц о которых говорят древние авторы.
Весь комплекс построек Персеполя представляет собой единую геометрически регулчрную композицию. Здания расставлены свободно, ох оси параллельны. Наиболее парадные здания обращены своим гл. фасадом на север.
Помимо разработки типа много колонных зданий, значительным достижением древней Персии является создание нового типа колонн, впервые достигших грандиозных размеров. Соотношение диаметра к высоте 1:12, а иногда 1:13 при высоте достигающей 20 м. В Пасаргадах каменные колонны имели совершенно гладкий, слегка сужающийся кверху стройный ствол, базу в виде каннелированного вала на квадратном плинте, сходную с раннеионической, и вытянутую капитель из двух соединенных протом (передняя часть туловища) различных животных -быка, льва, лошади. Характерным элементом колонн было сочетание черного и белого камня.
Колонны Персеполя значительно сложнее . Их стволы обработаны узкими каннелюрами(от40 до 48). Базы в первый период строительства имеют вид двух плит в виде ступеней и гладкого торуса (торус, тор - облом в виде вала) над ними. Позже они приобретают форму колокола, украшенного прорезкой как бы из падающих вниз листьев водяного растения. Капитель персопольских колонн сложнее и меняет пропорции колонн (стр. 48, рис. 55)На высоте 3!5 ствол колонны заканчивается двойным венком из пальмовых листьев. Однако на эту в сущности законченную капитель ставится еще вертикальный брус квадратного сечения, украшенный с каждой стороны, вверху и внизу, парными завитками волют и лишь на этот брус кладутьсяпротомы быков. В этом случае капитель достигает 2!5 высоты колонны (до 8 м ) и несколько перегружает ее. Для мене парадных помещений сохраняется пасаргадская форма.
Создание нового типа многоколонного зала (ападана) является вкладом мидийского и древнеперсидского зодчества в сокровищницу мирового архитектурного развития.
Итог. Архитектура Месопотамии и сопредельных с нею горных стран развивалась в обстановке непрерывных войн, которые издавна велись то за политическое преобладание, то для защиты от воинственных соседей, то из-за внутренней борьбы племенной и социальной.
Благодаря непрерывным войнам техника фортификационных сооружений достигла во всей Передней Азии очень высокого уровня. Ведущая роль крепостного строительства во многом определила формы всей архитектуры. Не только цитадели и дворцы правителей, но и храмовые участки обносились мощными стенами с выступающими бастионами и башнями. Даже обычные жилые дома часто увенчивались зубцами с бойницами, от которых идет любимый декоративный мотив Передней Азии. Входы имели вид узких проходов с ловушками, характерными для крепостного строительства.
Из природных условий на архитектуре Месопотамии больше всего отразились очень жаркий климат и недостаток или даже отсутствие камня и дерева. Стремлением защититься от нестерпимого зноя продиктованы и и замкнутая композиция усадеб с ориентированными на север или северо-восток жилыми комнатами, колоссальная толщина почти глухих стен, и толстый глиняный ковер кровли. Самым Универсальным строительным материалом была глина: битая глина, высушенная на солнце кирпичем. Обожженный кирпич довольно рано стал применяться для облицовок и вымосток, фасонный для сооружения столбов, керамические узорные плиты для полов, керамические трубы - для водопровода и канализации, керамические «гвозди» - для крепления к сырцовой стене циновок и для ее декорирования.
В горных странах(у хеттов и урартов) камень в строительстве играл большую роль , из него создавались грандиозные сооружения. Именно от хеттов идет применение скулптурных ортостато, которые превращаются в декоративные плиты по низу стен в Ассирии, где камень применялся очень скупо.
Низкие декоративные качества глины преодолевались в месопотамии путем применения цветных поливных и терракотовых плиток, глазурованного кирпича, и рельефного, из которого составлялись фризы с ритмически повторяющимися мотивами.
Следует отметить высокое благоустройство месопотамских городов; их планировку, учитывающую рельеф, инсоляцию(облучение земной поверхности солнечной радиации), господствующие ветры, развитие водопроводных и канализационных сооружений; искусное мощение улиц.
Все это перешло затем в эллинистическую эпоху к грекам и повлияло позднее градостроительство римлян.
Постепенно ведущую роль ассирийской, хеттской и персидской архитектуре занял царский дворец (а не культовые сооружения -храмы и зиккураты) крепостного характера, в котором идея подавления человека человеком воплотилась совершенно непосредственно и откровенно Во дворцах развились такие новые типы сооружений, как бит-хилани и ападана, т.е. Элементы не культовой, а гражданской монументальной архитектуры.
Архитектура древнего Египта
Среднее царство
(2150-1700 гг.до н.э.)
В период среднего царства были произведены грандиозные работы по устройству Фаюмского водохранилища и связанной с ним оросительной системы. На север, к Фаюму., была перенесена столица Египта.
Среднее царство один из периодов подъема хозяйственной жизни древнего Египта время значительного роста египетских городов, городской жизни и культуры, а также период острейшей социальной борьбы(восстания крестьян, рабов). Повышение удельного веса жречества в политической жизни страны(и некоторого ограничения власти фараона, хотя государство остается централизованной деспотией)сопровождается развертыванием храмового строительства. Роль заупокойного храма в ансамбле пирамид увеличивается. Традиционным по назначению и в то же время новыс по плану и по своему грандиозному размаху авляется знаменитый Л а б р и н т - весьма плохо сохранившийся заупокойный храм и своеобразный дворец при пирамиде Аменемхета 3 в районе Фаюма(1800 г.).Местная аристократия и жречество строят себе монументальные с к а л ь н ы е гробницы - тип погребения, известный со времен Древнего царства.
В Среднем царстве был создан ряд архитектурных форм и композиционных приемов, получивших дальнейшее развитие в храмовой архитектуре Нового царства. Например ворота в форме двойных башен
(п и л о н ы) (стр.65, табл.12, илл. 1)и поднятие потолка над средними проходами в колонных (г и п о с т и л ь н ы х) (стр.65, табл.12, илл. 4) залах ради устройства окон в просветах между двумя уровнями перекрытия(так называемый базиликальный разрез здания).
Уже в Среднем царстве встречается так называемая «гаторическая» колонна (стр.57, табл. 9, илл. 8), которая имеет вид стилизованного женского инструмента систра, состоявшего из нескольких стержней, продетых сквозь изогнутую металлическую полосу.ю насаженную на ручку с украшением в виде головы женщины с ушами коровы богини Гатор. В состав колонны входит ствол, соответствующий ручке этого инструмента, и высокая капитель, в виде головы Гатор, облом(архитектурные протяженные ахит.-пластич. детали, различающиеся по профилю на прямолинейные и криволинейные) в 1!4 окружности)и кубическое «зданьице».
Характерной новой чертой многих сооружений Среднего царства является широкое применение колоннад, в частности колоннад, вынесенных на наружный фасад архитектурного сооружения.
О г о р о д с к о м ж и л и щ е Среднего царства дают представления раскопки города Кахуна. Привилегированная часть города была отгорожена глухой стеной от специального квартала рабочей бедноты.(Стр. 63, таб. 11, илл.3) Обращает внимание теснота (2-3 комнатушки в жилище), жесткий схематизм планировки и однообразие застройки. Квартал рабочей бедноты представляет собой вытянутые вдоль тесных параллельных улиц-коридоров ряды однотипных жилых ячеек, рассчитанных на удовлетворение самых минимальных жизненных нужд Богатые дома также однотипны (стр.61, рис.65), но содержат больше всевозможных помещений: комнат, портиков, открытых дворов и т.д. Однотипность домов дает возможность предположить, что Кахун застраивался по единому общему плану. Богатая усадьба представителей господствующего класса говорит о довольстве их обладателей и о комфортабельности их бытовой обстановки. Ориентация жилых помещений на север, изоляция их от хозяйственных служб, ванные и уборные, амбары и кладовые, скотный двор фруктовый склад, пруды. Можно предположить что жили в таких усадьбах в основном замкнутым натуральным хозяйством. Усадьба была обнесена глухой оградой(стр.63, табл.11, илл.1). «Северный дворец» (стр.63, табл.11, илл.4).
Среди архитектурных памятников Среднего царства важное место занимают скальные гробницы египетской знати. Например около селения Бени-Хасана(стр.60, табл. 10, илл. 4).Потолок, имеющий форму цилиндрического свода, опирается на архитрав, поддерживаемый продорическими колоннами. Колонны имеют форму многогранной призмы, слегка суживающуюся кверху. Грани призмы в некоторых случаях каннелированы (каннелюры вертикальные желобки на колоннах) Основание колонны - плоский цилиндр плинт, завершением служит невысокий квадратный абак (абака). От дорического ордера эти колонны отличаются отсутствием эхина (часть капители в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем) и наличием базы.
Заупокойный храм Ментухотепов (конец 3 тысячелетия до нашей эры) в Дейр-эль-Бахри является одним из самых выдающихся памятников Среднего царства.(стр.60, табл.10,илл. 1,2). В основе общего композиционного замысла храма лежало, очевидно, желание сочетать воедино два традиционных типа гробниц: комплекс пирамиды фараонов Древнего царства и скальную гробницу фиванских монархов. По прямой оси вытянуты основные части храма: пропилеи (монументальные ворота в священную ограду, в акрополь) на границе орошаемой земли и пустыни; длинная аллея статуй; просторный передний двор первый колонный зал, сердцевину которого составляла возвышавшаяся над ним пирамида; второй двор, второй гипостильный зал и святилище. Здесь использованы новые архитектурные формы и мотивы, например открытые наружные колоннады-портики.
Обелиски Среднего царства принимают свою общеизвестную форму с отношением стороны основания к высоте 1:10. Обелиски ставились на прямоугольную в плане базу и покрывались надписями и изображениями. Вершина обелисков покрывалась золотым сплавом и ярко сверкала на солнце. Воздвигались они обычно парами перед пилонами (вход храма; монументальный фасад древнеегипетского храма в виде двух глухих суживающихся кверху башен с входным порталом между ними) храма. Пример 30-метровый монолитный гранитный обелиск Сенусерта 1.
Новое царство
Новое царство (1584-1071 гг.до н.э.) начинается с изгнания завоевателей-кочевников гиксосов. Это период наибольшего усиления египетской державы, когда ее правители не только объединили весь Египет, но и захватили ряд соседних плоскостей: Нубию, Палестину, Сирию, Финикию. Могущественное фиванское жречество было не только опорой царской власти, но и в определенной степени подчинило последнюю своему влиянию. В связи с этим особое значение приобретают главные столичные храмы и заупокойные храмы фараонов, которые для лучшей защиты своих гробниц от грабителей предпочитают укрывать их в скалах пустынного ущелья к западу от Фив.
Застройка городов была аналогична рассмотренной в период Среднего царства.
Египетский храм времени нового царства состоит из трех основных частей:
Все три основные части располагаются по оси вытянутого прямоугольника, обнесенного глухой стеной с одним главным входом во двор, обработанным в виде монументального портала (архитектурно обработанный вход), обрамленного двумя тоже глухими башнями пилонами (храм Хонсу в Карнаке) (рис. 69, стр. 64). Пилоны представляют собой подобие двух усеченных пирамид с вытянутым прямоугольным основанием. Фасады пилонов увенчаны обычным египетским карнизом в виде выкружки (вогнутый облом, по очертанию 1!4 окружности) и валика (архитектурный облом, очерченный по полуокружности или по кривой), обводившегося и по наклонным ребрам пилонов.
В египетских гипостильных залах для поддержки перекрытия применялись колонны различного типа. Говорить об египетском ордере не приходится, т.к. ордера в классической архитектуре могут отличаться всем строем художественного оформления стоечно-балочной конструкции, начиная от основания и заканчивая верхним карнизом. В Египте видоизменяется художественное оформление только одних опор: антаблемент и база остаются неизменными. Египетский антаблемент состоит из архитрава прямоугольного в поперечном сечении, валика и высокой выкружки. Абак также имеет одну и туже форму это квадратная в основании плита, сторона которой приблизительно равна верхнему диаметру ствола колонны. Изменялась только высота абака. База всегда имела профиль плоского цилиндра со скругленными, скошенными или вертикальными краями (рис. 71, стр.66). Менялась только высота и диаметр базы.
Форма и художественная обработка
Архитектура эгейского (крито-микенского) мира
С 4 тысячелетия