Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра истории и культурологии
Учебно-методический комплекс
для специальности № 033000 Культурология
Авторы: к.и.н. Пророкова М.В.,
к.и.н. Чечулин П.Н.
Иваново 2012
Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения по специальности 033000 Культурология, квалификации «Бакалавр», изучающих дисциплину «История религий».
Религия - одна из важнейших областей культуры, и религиозные традиции во многом определяли и определяют облик той или иной цивилизации. Предмет данного курса включает основные этапы истории религии от ее зарождения до современного состояния. Цель курса: сформировать представление о религии как феномене культуры. Исходя из этого, задачи включают в себя рассмотрение общих черт и специфических особенностей феномена религии на конкретно-исторических примерах, изучение многообразия религиозных традиций в истории человечества.
Важнейшими теоретическими вопросами курса являются: принципы исторической типологии религий; соотношение между религиозным сознанием и культовой стороной религии; уровни существования религии: официальная и народная религия; догматизм религиозной системы; этика в религиозной системе; Человек-Бог-Судьба в религиозной системе; государство и религия; роль религии; преемственность и развитие в истории религий; общее и особенное в истории религий.
Показателем владения материалом курса является понимание этих вопросов, умение раскрывать их на примере истории конкретной религии, проведение сравнительного анализа различных религиозных систем с научной критикой выводов основной исследовательской литературы.
Под «историей религий» понимается историческое развитие религиозных идей и их отражение в конкретных формах религиозной практики. В курсе задействуется, прежде всего, сравнительно-исторический подход (рассматриваются проблемы: преемственность и разрыв в истории религиозной традиции; типологические сходства и различия между различными религиями и т.п.).
Методологическую основу курса составляют цивилизационный, антропологический и аксиологический подходы. Цивилизационный подход предусматривает изучение той или иной религии в контексте конкретной цивилизации. Антропологический и аксиологический подходы предполагают выяснение роли религии в мировосприятии людей разных исторических эпох и цивилизаций, их ментальных установках, формировании системы жизненных ценностей.
Хронологически курс охватывает время от возникновения религий до современности. Особое внимание уделено развитию мировых религий: буддизма, христианства, ислама.
Учебно-методический комплекс включает в себя программу курса «История религий», в том числе, тематический план дисциплины, список основных источников и литературы, контрольные вопросы для проверки знаний студентов. Кроме того, он содержит планы семинарских занятий и информацию о системе текущего и итогового контроля.
1. Рабочая программа курса «История религий».
1.1. Пояснительная записка.
Религия - одна из важнейших областей культуры, и религиозные традиции во многом определяли и определяют облик той или иной цивилизации. Предмет данного курса включает основные этапы истории религии от ее зарождения до современного состояния.
Цель курса: сформировать представление о религии как феномене культуры. Исходя из этого, задачи включают в себя рассмотрение общих черт и специфических особенностей феномена религии на конкретно-исторических примерах, изучение многообразия религиозных традиций в истории человечества.
Важнейшими теоретическими вопросами курса являются:
Показателем владения материалом курса является понимание этих вопросов, умение раскрывать их на примере истории конкретной религии, проведение сравнительного анализа различных религиозных систем с научной критикой выводов основной исследовательской литературы.
Под «историей религий» понимается историческое развитие религиозных идей и их отражение в конкретных формах религиозной практики. В курсе задействуется, прежде всего, сравнительно-исторический подход (рассматриваются проблемы: преемственность и разрыв в истории религиозной традиции; типологические сходства и различия между различными религиями и т.п.).
Курс «История религий» относится к культурно-историческому модулю цикла профессиональных дисциплин (базовой части), читается на I курсе (2 семестр) и выстраивается на основе междисциплинарных связей с другими курсами данного модуля: прежде всего, историей культуры, но также историей повседневности, историей искусства, историей литературы.
Базовыми для курса являются следующие дисциплины: история, введение в культурологию, теория культуры, история искусств, а также дисциплины социально-гуманитарного блока в рамках довузовского образования в соответствии с образовательными стандартами школы третьей ступени.
Для успешного начала освоения дисциплины студент должен:
знать:
историю мировой и отечественной культуры;
особенности социально-гуманитарного познания;
основы теории культуры; уметь:
проводить самостоятельный поиск и отбор релевантной информации;
анализировать и систематизировать информацию;
гибко мыслить, находя разные способы решения учебных, жизненных и профессиональных задач;
устанавливать контакты, уважать иные вкусы, обычаи, привычки;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи феноменов культурной истории (включая взаимодействия человека и общества, общества и культуры);
владеть:
навыками планирования, проектирования, моделирования, прогнозирования, исследовательской, творческой деятельности;
основами восприятия, обработки, переработки, хранения, воспроизведения информации;
информационными технологиями, связанными с приемом, передачей, чтением, конспектированием информации, преобразованием информации;
коммуникативными навыками: основами устного и письменного общения, диалогом,
монологом, работой с текстом, знаниями и соблюдением традиций, этикета; иноязычного
общения, деловой переписки, особенностями коммуникации с разными людьми.
Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении таких дисциплин, как история культуры, социальная и культурная антропология, история повседневности, культура социальных групп и движений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: методы изучения культурных форм, процессов и практик, формы и практики современной культуры, историю религий мира в контексте культуры, направления межконфессионального диалога;
Уметь: логично представлять освоенное знание, демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений в современной науке, критически использовать методы современной науки в исследовательской деятельности;
Владеть: понятийным аппаратом, познавательными подходами и методами изучения культурных форм.
Важнейшим методом работы при освоении дисциплины «История религий» является работа с историческими источниками, их анализ и интерпретация, с постепенным закреплением у студентов навыка работы с историческими текстами, который в дальнейшем поможет им в освоении других учебных дисциплин. Основные формы занятий по данному курсу это лекции, семинары, а также самостоятельная внеаудиторная работа студентов, результаты которой проверяются и закрепляются на семинарских занятиях. Текущий контроль знаний студентов включает выполнение тестовых заданий, участие в дискуссиях и индивидуальные ответы на семинарских занятиях, презентацию результатов самостоятельных микроисследований и групповое их обсуждение. Формой итогового контроля по данному курсу является экзамен.
1.2. Тематические разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекц. (17) |
Практ. зан. |
Лаб. зан. |
Семин (34) |
СРС (93) |
Всего (144) |
1. |
Общие представления о религии. |
1 |
2 |
4 |
7 |
||
2. |
Происхождение и ранние формы религии. |
1 |
2 |
4 |
7 |
||
3. |
Религиозные традиции цивилизаций древнего Ближнего Востока |
2 |
4 |
12 |
18 |
||
4. |
Религиозные традиции Индии. |
2 |
4 |
10 |
16 |
||
5. |
Религиозные традиции Китая. |
2 |
2 |
6 |
10 |
||
6. |
Религия античного мира. |
1 |
2 |
6 |
9 |
||
7. |
Иудаизм и феномен монотеизма. |
2 |
4 |
12 |
18 |
||
8. |
Христианство. |
2 |
6 |
16 |
24 |
||
9. |
Ислам. |
2 |
4 |
12 |
18 |
||
10. |
Религия в современном мире. |
2 |
4 |
11 |
17 |
1.3. Тематический план дисциплины.
1. Общие представления о религии. Наука о религии. Религиоведение и теология. Принципы научного религиоведения. Понятие религии. Возможные подходы к определению термина "религия". Структура религии. Типология и классификация религий. Функции религии. Подходы к изучению религии (социология, психология, история религии).
2. Происхождение и ранние формы религии. Современное состояние изучения проблемы происхождения религии. Мифология и религия. Ранние формы религиозной практики: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия. Религиозные представления палеолитических, мезолитических и неолитических культур.
3. Религиозные традиции цивилизаций древнего Ближнего Востока (Египет, Месопотамия, Персия). Источники по истории религии древнего Ближнего Востока. Пантеон богов. Жречество и культовая система. Попытка введения монотеизма при Аменхотепе IV (Эхнатоне). Феномен дуалистической религии: зороастризм (Персия). Место и время возникновения. Эволюция. Пророк Заратуштра. Священное писание зороастризма (Авеста). Символ веры и культ.
4. Религиозные традиции Индии. Периодизация истории религиозной традиции Индийской цивилизации. Религия древнейшей цивилизации Инда. Ведийская эпоха. Веды. Пантеон богов и мировоззрение ведийской эпохи. Брахманизм. Брахманы и их функция. Основные положения индийской религиозной философии. Упанишады. Эпоха классического индуизма (эпический период): священные тексты, пантеон богов. Культовая практика индуизма. Причины реформаторского движения в индуизме. Реформаторы и традиционалисты. Формирование буддизма. Сиддхартха Гаутама Шакьямуни Будда. Четыре Благородные Истины. Сангха. Три колесницы. Культовая практика. Историческая судьба индийского буддизма. Дзэн-буддизм.
5. Религиозные традиции Китая. Специфика китайского мировоззрения и китайской религиозной традиции. Конфуций. Социальный идеал в конфуцианстве: "жэнь" и "и". Основы социального порядка: культ предков и "сяо". Эволюция конфуцианства. Даосизм: возникновение, закон Дао, мировоззрение, культы. Чань-буддизм.
6. Религия античного мира. Первобытные культы Древней Греции: анимизм и аниматизм. Основные черты Олимпийской религии. Культы Аполлона, Деметры и Диониса. Орфизм. Эллинистический период и ориентализация греческой религии (культы Кибеллы, Исиды и Осириса). Специфика римского религиозного сознания. Культовая практика. Проникновение восточных культов.
7. Иудаизм и феномен монотеизма. Генезис иудаизма и этногенез. Развитие представлений о Боге XIII-VIII вв. ВС. Пророческое движение. Реформа Йосии. Вавилонское пленение и проблемы переосмысления иудаизма. Иудаизм диаспоры. Кризис II Храма и еврейская мудрость. Танах. Декалог и проблема "этического монотеизма". Галаха, Агада, Мишна. Талмуд. Классический иудаизм. Караимы. Мистический иудаизм: Каббала и Зогар. Гаскала. Сионизм.
8. Христианство. Протохристианство и иудеохристианство. Иисус Христос. Состав и учение первых христианских общин-экклессий. Новый завет. Дидахе. Апокрифы. Взаимоотношение христианства и иудаизма. Положение христиан в Римской империи. Утверждение христианства государственной религией. Арианство и первые Вселенские соборы. Символ веры христиан IV-V вв., культы и обряды. Догматика средневекового католицизма (Августин). Учение о таинствах. Система смертных грехов ("saligia"). Организация римской католической церкви. Средневековое монашество. Народное христианство. Средневековые ереси и инквизиция. I Ватиканский собор. "Rerum novarum". Иоанн XXIII и Павел VI. II Ватиканский собор. Кризисные явления в церкви и пути выхода из кризиса. Понтификат Иоанна-Павла II. Причины и сущность Реформации. Рождение и развитие протестантской идеологии: Лютер, Цвингли, Кальвин. Крупнейшие современные протестантские церкви. Специфика византийского христианства (в сравнении с римско-католическим). Ереси. Эпоха иконоборчества (VII-VIII вв.). Македонское возрождение и византийская теология к моменту принятия христианства на Руси. Эпоха Палеологов. Византийский мистицизм (исихазм). Религия Древней Руси накануне принятия христианства. Попытка утверждения монотеизма на основе местной религиозной традиции при Владимире I. Проблемы принятия христианства в свете современной историографии. Догматика и культ русского православия. Эпоха средневековья: христианизация Руси. "Русская Реформация": религиозные течения за "очищение церкви" в конце XV-начале XVI вв. Реформы Никона и Петра I: взаимоотношение светской и духовной власти в России. РПЦ в годы советской власти.
9. Ислам. Предысламская Аравия. Мухаммед из Мекки. Коран и 5 столпов ислама. Мировоззрение ислама. Организация уммы. Сунниты и шииты. Мистицизм в исламе (суфизм). Историческое развитие ислама. Исламское возрождение с конца XVIII в. Ваххабитское движение. Религиозно-политические движения XIX в.: Абд аль-Кадир, Мухаммед Ахмед ибн Абдалла (махди), сенуситы, бабиды. Ислам в постколониальный период - модели поиска Прямого Пути: а) модель секуляризации и ее рецепция в мусульманском мире; б) модель гармонии; в) модель Коранического государства. Идеология панисламизма.
10. Религия в современном мире. Тенденции в развитии религии в XX веке: секуляризация или десекуляризация. Религиозный фундаментализм. Нетрадиционные религии. Религия в диалоге цивилизаций.
1.4. Список источников и литературы по курсу.
а) основная литература
б) дополнительная литература
49. Торчинов Е. А. Даосские практики. СПб., 2001.
91. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // ПОЛИС, 1994- №1.
1.5 Итоговые контрольные вопросы по курсу.
68. Нетрадиционные религии: проблемы изучения, история, причины распространения.
2. Семинарские занятия.
2.1. Методические указания для студентов.
Цель семинарских занятий - прежде всего приобретение начальных навыков работы с историческими источниками: умение давать общую характеристику памятнику, отбирать нужную информацию, владеть приемами ее научной критики и интерпретации. Кроме того, они направлены на развитие навыков самостоятельного поиска и отбора релевантной информации, выработку навыка презентации результатов своей исследовательской работы. Занятия также призваны развить аналитические и коммуникативные навыки, навыки работы в группе.
При этом внеаудиторная самостоятельная работа студентов состоит в подготовке к семинарским занятиям: изучении учебной, исследовательской, словарной, энциклопедической литературы, знакомстве с источниками; подготовке конспектов, компьютерных презентаций по результатам самостоятельных микроисследований.
Характер построения данного учебного курса, где значительно большее количество часов отведено на семинарские занятия и самостоятельную работу студентов, а не на лекционные занятия, предполагает индивидуальное углубленное изучение студентами отдельных тем дисциплины в соответствии с заданным на лекциях направлением, а затем закрепление и проверку усвоенных знаний в ходе коллективной работы на семинарах.
Для всестороннего наиболее полного освоения тем студент должен привлекать широкий спектр библиографических источников (монографии, учебные пособия, энциклопедии, хрестоматии, первоисточники). Коллективное обсуждение вопросов, касающихся изучения религии как особой формы мировоззренческого знания и социального института, позволит уяснить непонятное и сложное для самостоятельного осмысления. Поэтому студент на семинаре должен быть активен, дисциплинирован и трудолюбив, демонстрировать весь свой творческий потенциал.
По прохождении курса студент должен аналитически представить содержание актуальных проблем современного религиоведения и религиософских концепций, знать историю развития отдельных религий и их вероучительные доктрины.
Ниже представлены планы семинарских занятий и списки литературы, необходимой для подготовки к ним. По всем темам следует также обращаться к основной литературе по курсу, указанной в списке литературы в разделе 1.4.
2.2. Планы семинарских занятий.
1. Основные категории религии и религиоведения 2 часа.
1) Проблема определения религии.
2) Религиозный культ, религиозное сознание и религиозная организация.
3) Возможные подходы к изучению религии.
4) Священное и мирское (светское, профанное) в концепциях Э. Дюркгейма и М. Элиаде.
Темы докладов:
1) Социологическая концепция Э. Дюркгейма.
2) Феноменологическая концепция М. Элиаде.
Список литературы:
1. Боукер Джон. Религия // Оксфордский словарь мировых религий.Оксфорд, 1997.
2. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии. Кн. I, гл. 1, п. III // Религиоведение. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М., 2000. С. 528-535.
3. Основы религиоведения. 3-е изд. / Под ред. И. Н. Яблокова. М., 2000. С.63-75.
4. Трëльч Э. Церковь и секта // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М., 1996. С.226-228, 233-236.
5. Митрохин Л.Н. Религия. Энциклопедическая статья // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 3.
6. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. М., 2001. С. 34-39.
7. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985.
8. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.
2. Ранние формы религиозной практики 2 часа.
1) Проблема изучения происхождения религий.
2) Общие и особенные черты древнейших религиозных верований для различных обществ.
3) Эволюция древнейших верований. Их пережитки в позднейших религиозных представлениях.
4) Религия и мифология.
Список литературы:
1.Гараджа В. И. Социология религии. М., 1996.
2..Введение в общее религиоведение / под ред. И. Н. Яблокова. М., 2000 г.
3.История религии : конспект лекций / Н. П. Копцева. Красноярск : ИПК СФУ, 2008. 390 с.
4. Религиоведение: словарь / Е.С. Элбакн. М. : Академический проект, 2007
5.Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
3. Религия Древней Месопотамии по "Эпосу о Гильгамеше" и религиозно-философской литературе 2 часа.
1) Источники по истории религии Месопотамии.
2) Пантеон богов и его эволюция.
3) Религиозные представления древней Месопотамии через «Эпос о Гильгамеше»
4) Особенности культовой системы и жречества.
Темы докладов:
1) «Эпос о Гильгамеше» как исторический источник
Список литературы:
Источники
1. “Муж со стенаньем…”, “Владыку мудрости хочу восславить…”(“Повесть о невинном страдальце”), “Мудрый муж, постой, я хочу сказать тебе…” (“Вавилонская теодицея”) // Я открою тебе сокровенное слово…: Литература Вавилонии и Ассирии / Пер. с аккад. М., 1981. С. 216-220, 235-241.
2. Эпос о Гильгамеше (“О все видавшем со слов Син-Леке-Уннинни, заклинателя”) / Пер. с аккад. и комментарии И.М.Дьяконова. М.;Л.,1961. (См. этот же перевод: Поэзия и проза Древнего Востока. М.,1973. С. 166-220; Я открою тебе сокровенное слово…: Литература Вавилонии и Ассирии / Пер. с аккад. М., 1981. С. 122-194).
Литература
1. Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. 2-е изд. М., 1990. С. 136-145.
2. Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии. М.,1995. С. 219-247.
3. Афанасьева В. К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве. М., 1979. С. 110-120.
4. Афанасьева В. К. Сказание о Гильгамеше, Энкиду и подземном царстве в свете космогонических представлений шумерийцев // Вестник древней истории. 2000. №2. С. 53-63.
5. История древнего мира: В 3 т. 3-е изд. М., 1989. Т. 1, 2.
6. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии. Человек. Судьба. Время.М., 1983.
7. Рабинович Е.Г. Сюжет “Гильгамеша” и символика инициации // Вестник древней истории. 1975. №1.
4. Религия Древнего Египта 2 часа.
1) Особенности древнеегипетской религии.
2) Древнеегипетский пантеон богов и его эволюция. Египетская космология.
3) Представления о смерти, загробном мире, о загробном суде (по религиозно-философской литературе и "Книге мертвых").
4) Особенности культа и жреческой системы в Древнем Египте.
Темы докладов:
Список литературы:
Источники
1. Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972. Кн. II “Евтерпа”, п. 37-42, 59- 76, 85-90.
2. Гимн Атону // Повесть Петеисе III: Древнеегипетская проза. М., 1978. C.251-255 или Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 68-70.
3. Разговор разочарованного со своим ба (или Разговор разочарованного со своей душой) // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. (Библиотека всемирной литературы. Т. 1).
4.Древнеегипетская книга мертвых: Слово устремленного к Свету.-М.: Эксмо,2003. Гл. 1, 6, 125, 175.
Обязательная литература
1. Культура Древнего Египта. М., 1976. (Раздел “Религия” М.А. Коростовцев. С. 180-222).
2. Тураев Б. А. Египетская литература. СПб., 2000. С. 38-42, 61-69, 71-75, 131-150.
Дополнительная литература
1. Большаков А. О. Представления о двойнике в Египте Старого царства // Вестник древней истории. 1987. №2.
2. История древнего мира: В 3 т. 3-е изд. М., 1989. Т. 1, 2.
3. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. СПб., 2000.
4. Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.;Л., 1956. (Введение).
5. Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. СПб., 2001. Гл. VI.Солнцепоклоннический переворот. С. 320-366.
6. Рубинштейн Р. И. Книга мертвых и отношение древних египтян к смерти // Ж.-Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. М., 1979. С. 72-87.
7. Рубинштейн Р. И. Погребальные обряды по 151 главе “Книги мертвых // Тутанхамон и его время. М., 1976. С. 129-143.
8. Тураев Б. А. Древний Египет. СПб., 2000.
5. Индуизм и его религиозная этика по "Законам Ману" и "Бхагавадгите" 2 часа.
1) Варно-кастовая система в Индии, и ее отражение в религиозных представлениях.
2) Религиозные тексты и пантеон богов классического индуизма (в сравнении с ведической эпохой).
3) Культовая практика индуизма.
4) Религиозная этика индуизма. Нормы благочестивого поведения по «Законам Ману».
Темы докладов:
1) «Законы Ману» как исторический источник.
2) Человек и бог в «Бхаватгите».
Список литературы:
Источники
1. Законы Ману / Пер. С. Д. Эльмановича; Под ред. Г. Ф. Ильина. М.: Наука, 1992. I:31, 88-91, 99, 100, 103; II:1-6, 9-13; III:69-75; IV:135-138, 159-163, 172-176; VI:35-37, 92; IX:300; X:75-80; XII:10, 11.
2. Бхагавадгита. Гл. 1, 2, 3 (п. 33-35), 10, 18.
Литература
1. Альбедиль М. Ф. Индуизм. СПб., 2000.
2. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. 3-е изд. М., 2000. С.12-39, 171-191.
3. Коссамби Д. Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968. С. 122-128.
4. Культура Древней Индии. М., 1975.
5. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. М., 1956-1957. Т. 1.
6.Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969.
7. Гусева Н. Р. Индуизм: История формирования, культовая практика. М.,1977.
6. Зарождение и эволюция буддизма. Дзен-буддизм 2 часа.
1) Зарождение и особенности эволюции буддизма в Индии.
2) Буддийская культовая практика.
3) Распространение буддизма за пределы Индии.
4) Дзен-буддизм: сущность и особенности.
Темы докладов:
1) Источники по истории дзен-буддизма.
2) Элементы буддийской практики дзэн: сатори, сидячая медитация, мондо, коаны, року. Чайная церемония.
Список литературы:
Источники:
1. Окакура Какудзо. Книга чая: Япония гармония искусства, культуры и незатейливой жизни. Тверь, 1992.
Литература:
1. Уотс Алан В. Путь Дзэн. К.: “София”, 1993.
2. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки).М., 1985.
7. Религиозные традиции Китая 2 часа.
1) Основные особенности китайского религиозного мировоззрения и их истоки.
2) Зарождение и эволюция конфуцианства. Конфуцианская этическая система.
3) Понятие «Дао». Основы формирования даосизма, его учение и культовая система.
4) Условия проникновения буддизма в Китай. Основные особенности чань-буддизма.
Темы докладов:
1) Важнейшие источники по истории китайской религии.
2) Конфуций: жизнь и учение.
Список литературы:
Источники:
1.Китайская литература: Хрестоматия. М., 1959.
2.Религия Китая: Хрестоматия. СПб., 2001.
Литература:
1.Дюмулен Г. История Дзен-буддизма. Индия и Китай. СПб, 1994.
2.Конфуцианство в Китае: Проблемы теории и практики. М., 1982.
3. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2000.
8. Религия античного мира 2 часа
1) Эволюция древнегреческой религии (от Гомера до Еврипида).
2) Мистические культы Древней Греции.
3) Древнеримские культы.
4) Ориентализация в греческой и римской религиях.
Список литературы:
Источники:
1. Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции. СПб., 2000.
2. Эллинские поэты (Библиотека античной литературы). М., 1963.
3. Гомер. Илиада. Одиссея. Любое издание.
4. О происхождении богов. М., 1990 (Гомер, Гесиод).
5. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985 (“О природе богов”, “О дивинации”).
Литература:
1. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1992.
2. Культура Древнего Рима: В 2 т. М., 1985. Т. 1.
3. Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.
4. Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996.
5. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. М., 1995. С. 53-56, 109-119,288-293.
6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. С.36-37, 71-74, 110-112, 180-181, 185-187.
7. Нильссон М. Греческая народная религия. СПб., 2000. С. 58-88.
9. Иудаизм по книгам Ветхого завета. Ритуально-обрядовая сторона иудаизма 4 часа.
1) Зарождение иудаизма и его истоки.
2) Развитие представлений о боге в раннем иудаизме.
3) Иудаизм как "этический монотеизм": ветхозаветный Декалог.
4) Классический иудаизм: характер и особенности.
5) Мистический иудаизм и его священные тексты.
6) Обряды, культы и праздники иудаизма.
7) Сионизм. Иудаизм в современном мире.
Темы докладов:
1) Религиозные идеи Книги Екклесиаста.
2) Иудейская теодицея по Книге Иова.
Список литературы:
Источники
См.: Библия (Ветхий завет) или Поэзия и проза Древнего Востока (Библиотека всемирной литературы. Т. 1). М., 1973 (Книги Иова и Екклесиаста с комментариями С. С. Аверинцева).
1. Исход (20:1-17).
2. Книга Иова.
3. Книга Екклесиаста.
Литература
1. Аверинцев С. С. Греческая литература и ближневосточная словесность //Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971.
2. Гече Г. Библейские истории. М., 1987.
3. История древнего мира: В 3 т. 3-е изд. М., 1989. Т.2.
4. Иудаизм как ритуальная система // Религиозные традиции мира: В 2 т. М.,1996. Т. 1.
5. Телушкин Й. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. М., 2000.
6. Учение. Пятикнижие Моисеево / Введение, комментарии, перевод И.Ш. Шифмана. М., 1993.
7. Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир. М., 1987.
10. Основы христианского учения по книгам Нового завета 2 часа.
1) Библейские новозаветные тексты как исторический источник.
2) Основные особенности христианского вероучения.
3) Фигура Иисуса Христа: исторический и религиозный взгляд.
4) Раннехристианское учение и средневековая христианская догматика.
Список литературы:
Источники
Библия. Новый Завет. (любое издание)
Литература
1. Гече Г. Библейские истории. М., 1987.
2. Канонические Евангелия. М., 1992.
3. Курбатов Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность,Византия,
4. Древняя Русь. Л., 1988.
5. Немировский А. И. Евангельский Иисус как человек и проповедник //Вопросы истории. 1990. №4. С. 112-132.
6. Раннее христианство: В 2 т. М., 2001. Т. 2.
11. Источники по истории христианства 2 часа.
1) Время написания канонических новозаветных книг (различные точки зрения). Проблема языка и места создания.
2) Первоисточники канонических Евангелий. Проблема автографов канонических Евангелий.
3) Формирование новозаветного канона. История понятия "Новый завет".
4) Апокрифическая литература.
Список литературы:
1. Гече Г. Библейские истории. М., 1989.
2. Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985.
3. Кубланов М. М. Происхождение христианства. Эпоха, идеи, искания. М.,1974.
4. Лезов С. В. Введение. Канонические Евангелия // Канонические Евангелия. М., 1992. С. 5-45.
5. Ранович А. В. Первоисточники по истории раннего христианства.
6. Античные критики христианства. М., 1990.
7. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989. С. 56-65, 185-206.
12. Реформация и протестантская этика 2 часа.
1) Причины и сущность Реформации.
2) Развитие протестантской идеологии и ее родоначальники.
3) Особенности протестантской религиозной этики.
4) Особенности протестантской культовой системы.
Темы докладов:
1) Мартин Лютер и его учение.
2) Ульрих Цвингли и его идеи.
3) Жан Кальвин и его идеи.
Список литературы:
1. Очерки истории западного протестантизма. М., 1995.
2. Протестантизм: Словарь. М., 1990.
3. Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994.
4. Я. Гус. М. Лютер. Ж. Кальвин. Торквемада. Лойола. Биографические очерки. М., 1995.
5. Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик. М. Лютер и его время. М., 1984.
6. Бецольд. История Реформации в Германии. Т. 1-2. СПб., 1990.
7. Зассе Г. На том стоим. Кто такие лютеране? СПб., 1994.
8. Иванов В. В. У. Цвингли и военные программы южно-немецкого крестьянства в 1525 г. // Проблемы истории Западной Европы развитого и позднего феодализма. Иваново, 1986.
9. Поршнев Б. Ф. Кальвин и кальвинизм // Вопросы истории религии и атеизма, в. 6, М., 1958.
13. Современный исламский мир 4 часа.
1) История и вехи распространения ислама.
2) Эволюция исламского вероучения.
3) Мусульманские государства в современном мире: общее и особенное.
4) Ислам в культуре, образовании и политике.
5) Направления и течения в современном исламе.
6) Пути развития ислама в современном мире.
Список литературы:
1. Коран / Пер. и комментарии И. Ю. Крачковского. М., 1986.
2. Суфии: собрание притч и афоризмов. М., 2001.
3. Бартольд В. В. Сочинения: В 9 т. М., 1966. Т. 6.
4. Грюнебаум Г. Э. фон. Классический ислам: Очерк истории. 6001258. М.,1988.
5. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
6. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1982.
7. Матар Н.И. Знакомьтесь: ислам. Киев, 1997.
8. Мусульманские праздники и обряды. М., 1998.
9. Родионов М. А. Ислам классический. СПб., 2001.
10. Шарипова Р. М. Панисламизм сегодня. М., 1986.
11. Шах И. Суфизм. М., 1994.
14. Социальная доктрина мировых религий в современном мире 2 часа.
1) Социальная доктрина христианства.
2) Социальная доктрина ислама.
3) Буддизм и его социальная доктрина.
4) Социальная политика «мировых церквей». Религиозные институты в современном государстве.
Список литературы:
1. Гергей Е. История папства. М., 1996.
2. Ковальский Н. А. Современный мир, осмысленный католицизмом (о нынешней католической социальной доктрине) // Православие и католичество: социальные аспекты. ИНИОН. Серия “Актуальные проблемы Европы”. М., 1998. Вып. 3.
3. Овсиенко Ф. Г. Эволюция социального учения католицизма. М., 1987.
4. Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. М., 2000.
5. Радугин А. А. Введение в религиоведение: Курс лекций. М., 1996..
6. Казанова А. Второй Ватиканский собор. М., 1973.
7. Родионов М. А. Ислам классический. СПб., 2001.
8. Шарипова Р. М. Панисламизм сегодня. М., 1986.
9. Буддийский путь в XX-м веке. Религиозные ценности и современная история стран Азии. Москва, Наука, 1993.
10. Подберезский В.И., отв. ред. Юго-Восточная Азия: Идеи и идеологи в XX-м веке. М. 2001.
11. Религия и глобализация на просторах Евразии / Под. ред. А. Малашенко и С. Филатова; М., 2005.
15. Религиозный фундаментализм. Нетрадиционные религии 2 часа.
1) Религиозный фундаментализм в истории. Эволюция проблемы.
2) Особенности религиозного фундаментализма на современном этапе. Взгляды на пути решения проблемы.
3) Современные нетрадиционные религии и их особенности.
4) «Тоталитарная секта» и «деструктивный культ»: сущность, истоки и современное состояние проблемы. Проблема классификации вероучений.
Темы докладов:
1) Нетрадиционные религии в России: история и эволюция.
2) Проблема «тоталитарных сект» в России в 20-21 вв.
Список литературы:
1. Боукер Джон. Религия // Оксфордский словарь мировых религий. Оксфорд, 1997.
2. Трëльч Э. Церковь и секта // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М., 1996. С. 226-228, 233-236.
3. Буайе Ж.Ф. Империя Муна / Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990.
4. Бюркле X. Человек в поисках бога: проблема неохристианских религий. - М., 2001.
5. Макдауэл Дж., Стюарт Д. Обманщики: Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. - М., 1994.
6. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). - СПб.: РХГИ, 1997.
7. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. / Авт.-сост. И. Куликов. - М., 1999.
8. Тайные общества и секты: Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики: [Подгот. текста Н.И. Марковой]. - Мн., 1996.
9. Ткачева А.А. Новые религии Востока. - М.: Наука, 1991.
10. Хартвиг Р. В клещах саентологии // Народное образование. 2003.-№4.-С. 237-245.
11. Швечиков А.Н. Рай земной: новая сказка. О религиозной, социально-политической и идеологической доктрине иеговизма. - СПб., 1997.
3. Оценочные средства для контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.
Всего по текущей работе студент может набрать 50 баллов, в том числе:
1) тестирование на знание основной исследовательской литературы по курсу - 15 баллов
Примерный перечень контрольных вопросов для проверки знаний студентов в течение семестра.
Задания могут быть даны в письменной тестовой форме, а также в форме коллоквиумов по завершении крупнейший тематических разделов (религии Древнего мира, христианство, ислам).
2) индивидуальные и групповые задания на практических занятиях - 35 баллов
Задания включают в себя групповые дискуссии и ответы на дополнительные вопросы в соответствии с планами семинарских занятий, представленными в разделе 2. Кроме того, предусматривается подготовка отдельными студентами докладов по тематике семинарских занятий, а также компьютерных презентаций по результатам самостоятельных микроисследований с последующим их коллективным обсуждением. Примерные темы докладов также приведены в разделе 2.
3) Формой итогового контроля по данной дисциплине является экзамен. Максимальная оценка ответа студента на экзамене 50 баллов.
Примерный перечень экзаменационных вопросов по курсу «История религий»
Итоговые курсовые проекты или работы данной дисциплине не планируются.
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины.
1) программное обеспечение
- Системные программные средства: Microsoft Windows XP, Microsoft Vista
- Прикладные программные средства: Microsoft Office 2007 Pro
- Специализированное программное обеспечение: СДО Moodle, SunRAV BookOffice Pro, SunRAV, TestOfficePro.
2) электронные учебные ресурсы:
электронное пособие с текстами источников и литературы; учебные фильмы
3) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- сайт дистанционного образования Moodle (http://edu.isuct.ru)
- учебные и научные сайты по тематике курса
4) лекционные аудитории, оснащенные видеопроекторами; компьютерный класс для проведения практических занятий; мультимедийная аудитория для демонстрации аудио-видео презентаций.