У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тематизации садистских стишков А

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

О систематизации садистских стишков

А.Ф. ЛЫСКОВ

Москва

О СИСТЕМАТИЗАЦИИ «САДИСТСКИХ СТИШКОВ»

Одним из главных жанров современного школьного фольклора являются «садистские стишки», известные также под названиями «садистские частушки», «садистские куплеты», «анекдоты» и т.д. Несмотря на то, что на протяжении 1990-х годов жанр терял популярность, «стишки» продолжают жить и распространяться. По некоторым оценкам, общее число их сюжетов приближается к четыремстам.

Исследователи школьного фольклора давно говорят о необходимости учета и систематизации произведений данного жанра и предпринимают попытки их классификации. Так, К.К. Немирович-Данченко распределяет «стишки» на три основных тематических типа: в первом более слабый персонаж оказывается жертвой более сильных и взрослых по возрасту персонажей, во втором главный герой сам несет гибель другим персонажам, а в третьем причиной гибели персонажей становится так называемая «неперсонифицированная негативная сила», которая действует в случае нарушения какого-либо запрета1. А.Ф. Белоусов систематизирует «стишки», точнее сюжеты стишков, на несколько групп. В частности, им выделяются сюжеты, связанные с обретением вредоносного предмета, сюжеты, связанные с опасными играми, сюжеты, где опасным становится само место пребывания главного героя (лифт, крыша, улица, стройка) и т.п.2.

Между тем «садистские стишки» являются одной из форм языковой шутки. В одной из современных монографий, посвященной языковой шутке, отмечается, что «комический эффект вызывает не всякая безвредная уродливость <>, а лишь такое отклонение которое вызывает возникновение второго плана, резко контрастирующего с первым»3. Применительно к «садистским стишкам» об этом писал К.К. Немирович-Данченко, который показал, что стишок делится на две функциональные части, причем резкое нарушение во второй части сложившейся ранее эмоциональной оценки является основным принципом построения стишков4. Действительно, создание комического эффекта в «стишках» отличается крайней неоднозначностью, многообразием подходов и методов. Исходя из этого, может быть предложен новый вариант классификации произведений данного жанра.

В качестве единого классификационного признака выступает основной способ создания комического эффекта. Нужно заметить, что сами способы создания комического эффекта в «стишках» рассматривались и ранее: многие из них так или иначе описаны в работе К.К. Немировича-Данченко. Однако в качестве классификационного признака способы не выделялись, так как его работа преследовала несколько иные цели. Выбор данного признака дает возможность несколько отрешиться от сюжетного аспекта того или иного произведения, что в свою очередь позволяет более полно охватить все «стишки». Кроме того, данный признак отвечает самой сути жанра «стишков», ибо они рассказывают не о бедствиях, а о том, как бедствия превращаются в повод для смеха. Естественно, что классификация должна иметь свои определенные принципы, которые и приводятся ниже.

Принцип построения от общего к частному. Так как одной из целей данной классификации является полнота охвата ею всех «стишков», для классификации взяты наиболее общие понятия и признаки (конкретизация производится исключительно в случае необходимости).

Принцип открытости для модификации. Естественно, что система в будущем может быть модифицирована. Хотя выборка «стишков», которая легла в основу статьи (а это 121 стишок, опубликованный в книге «Русский школьный фольклор»), и является достаточно полной, однако случаи, когда можно говорить о стопроцентной репрезентативности, редки. Данным принципом провозглашается допустимость обоснованных изменений в структуре классификационных группировок.

Принцип универсальности. Данным принципом предусматривается, что классификация должна распределять по группировкам любые формы «стишков», независимо от их сюжетных, стилистических и композиционных особенностей.

Принцип взаимодействия. Принцип взаимодействия выражается в том, что наша классификация совместима с другими классификациями: так, другие способы классификации могут быть использованы для распределения «стишков» внутри законченных группировок, и наоборот, классификация может выступать в качестве дополнения к другим классификациям.

Принцип независимости. Принцип отражает вторую сторону взаимоотношений с другими классификациями. Он заключается в том, что в процессе создания классификационных группировок мы не учитываем другие классификации.

Принцип приоритетности. Несмотря на то, что принцип изложен последним, его можно назвать одним из самых важных и наиболее часто применяемых. Одной из их особенностей «стишков» является множество приемов создания комического эффекта. Принцип отвергает возможность комбинирования их в качестве основного. Необходимо выделить решающий прием. Очень важно, что классификационный признак включает слово «основной».

А теперь перейдем непосредственно к изложению основ классификации. Рассматривая структуру стишков, можно выделить в их составе 5 основных функциональных составляющих: в последующем они будут именоваться элементами «стишка». Эти элементы являются своего рода кирпичиками в процессе создания комического эффекта отдельно взятого «стишка». Последовательность, в которой располагаются элементы внутри стишка, по большому счету определяется способом создания комического эффекта. Однако чаще всего они располагаются в том порядке, в котором будут изложены ниже. Таким образом, можно говорить о наличии помимо «сюжетной» фабулы «стишка» еще и элементной фабулы, то есть порядка расположения элементов.

Причина действия. Условное обозначение – ПД5. Данный элемент обрисовывает ситуацию, в которой происходит действие, содержит предпосылки для последующего развития событий. Своеобразной границей, отделяющей данный элемент от других, является отсутствие аномальности, точнее необратимой аномальности. В последующих примерах теоретически допускается, что мальчик может найти пулемет; другой вопрос, как он распорядится им.

Маленький мальчик нашел пулемет…

Ребята громко играли на крыше…

Элемент может быть и распространеннее. В нем могут содержаться уточнения:

Маленький мальчик в ванне купался,

Маленький мальчик с водичкой игрался…

С уточнением связана такая особенность элементов, как возможность расчленения. В следующем примере одна из частей причины действия меняет свое место в элементной фабуле:

Маленький мальчик бумажку нашел (ПД),

С этой бумажкой в кусты он пошел.

Долго смеялась над ним детвора.

Эта бумажка наждачной была (ПД).

Причина действия часто содержит и описание места событий, которое нередко носит пейзажный характер:

Синенький домик. Дача в полоску.

Мальчик на крыше отпиливал доску…

Образ действия. Условное обозначение – ОД. Данный элемент включает все, связанное с приближением опасности, с созданием образа надвигающейся опасности. Главный признак – появление необратимой аномалии. После этого элемента становится понятным, что «маленький мальчик» не пойдет сдавать найденный им пулемет в милицию. Аномалия может заключаться как в «неотказе» от потенциально опасного действия:

…В портфель положил и школу пошел…

…«Люди!», – сказал он, – «Спартак» победит!»,

так и в якобы неправильном понимании назначения предмета:

…С этой игрушкой он в школу пошел…

Его неправильному употреблению могут способствовать другие персонажи:

…«Это игрушка», – сказал ему дед…

…Папа ответил: «Губная гармошка»…

Образ действия может быть и уточнением к причине действия, но уточнением, содержащим аномалию:

Маленький мальчик играл в водолаза (ПД),

Смело спускался на дно унитаза (ОД)…

В то же время образ действия может содержать и появление объективной опасности:

…Мама подкралась, халатом шурша…

…Рядом неслышно прошел ледокол…

Процесс действия. Условное обозначение – ПР. Элемент характеризует непосредственно процесс перехода героев из одной субстанции в другую. Сюда могут входить и действия главного героя, и действия героев-антагонистов.

…Маленький мальчик нажал на курок…

…С лязгом железо в мясо вошло…

Процесс действия – один из основных элементов, у которого порой не бывает «собственной» строки: элемент может быть максимально лаконичным и в то же время необычайно содержательным:

…Раз табуреткой!…

…Раздалось два выстрела…

Можно отметить, что процесс действия – самый редкий элемент стишка и самый «непроявленный». Вместо него чаще всего используются так называемые элементы-указатели: эти элементы находятся в «стишке» на месте элемента-прототипа и выполняют все его функции, однако их вряд ли можно назвать полноправными элементами. В смысловом плане они подразумевают наличие элемента-прототипа, из чего можно сделать соответствующее заключение о характере происходящего.

…Не было крика и не было стона…

…Голос строителя в крике охрип…

Результат действия. Этот элемент распространен достаточно широко. Им описывается вся гамма последствий действия. Как правило, констатируется переход героев из одной субстанции в другую. Основной признак – наличие новой субстанции:

…Больше в деревне никто не живет.

…Теперь его можно повесить на стену.

Результат действия может также урезаться и потому умещается в одной строке с процессом действия:

…И нет малыша.

В других случаях он может развернуться до двух строк:

…Только под утро горячий поток

Вынес вареного мяса кусок.

Несмотря на важность элемента, встречаются и «безрезультатные» стишки:

Маленький мальчик по стройке гулял (ПД),

В бочку с бензином случайно попал (ОД).

Стал задыхаться – высунул нос (ОД).

Добренький дядя спичку поднес (ПР).

Оценка действия. Условное обозначение – ОЦ. Данный элемент один из самых важных для создания комического эффекта. Содержит реакцию или оценку автора или персонажей на произошедшее действие. Встречается как в виде простой констатации:

…Долго смеялась над ним детвора…

так и в форме оценки (зачастую с оттенком злорадности):

…Нет, не доест он свою колбасу.

…Нет, не поедет он к бабушке в гости!

В некоторых случаях появляется самооценка:

…Я не хожу в кино и не читаю сказки,

Зато я нюхаю и слышу хорошо.

Элемент может содержать сравнение с героями официальной культуры:

…Все вспоминали про подвиг Гастелло…

…«Тоже Чапаев!» – хихикнул старик.

Оценка действия и результат действия – элементы, чей обмен местами в элементной фабуле – явление довольно обычное:

Дети в подвале в индейцев играли (ПД):

Копья, ножи томагавки метали (ПД).

Не повезло первокласснику Стасу (ОЦ):

Кошки всю ночь ели свежее мясо (РД).

Таковы элементы стишка.

Обратимся к способам создания комического эффекта.

Все эти способы целесообразно разделить на две группы: композиционные и стилистико-смысловые.

Композиционные методы.

Быстрое противопоставление. Настоящий метод так или иначе присутствует почти во всех «стишках». Все пять элементов почти никогда не встречаются в одном «стишке». Есть исключения, но только за счет введения в короткий «стишок» дополнительных деталей:

Мальчик-рахитик на лодочке плыл (ПД),

Дед Афанас пулемет раздобыл (ОД).

Выстрел раздался (ПР). Мальчик лежит (РД).

Больше не мучает парня рахит (ОЦ).

Отсутствие того или иного элемента вызывает непроизвольное домысливание «пробелов» слушателем, причем догадка вызывает у него бурные комические эмоции. Схема упрощена до максимума – в «стишке» два элемента, и этого вполне достаточно:

Маленький мальчик нашел самокат (ПД).

Больше в деревне столбы не стоят (РД).

Кроме многочисленных двустрочных «стишков», сюда относятся и некоторые четырехстрочные, которые объединяются еще одним методом – двухсхемным быстрым противопоставлением. Особенностью данного метода является то, что комический эффект создается по двум схемам. В первой части «стишка» – обычным быстрым противопоставлением. Во второй же их части или строится аналогичная схема со вторым противопоставлением:

Маленький мальчик нашел пулемет (ПД).

Больше в деревне никто не живет (РД).

Он и в другую деревню зашел (ПД),

Но и оттуда никто не ушел (РД)

или же неожиданным образом разворачивается один из элементов. Это делается, как правило, посредством введения некоторых замечаний и уточнений, что также вызывает радостную реакцию аудитории: ведь это – тоже своеобразное отклонение от нормы, от привычных сюжетов «стишков»:

Маленький мальчик нашел пулемет (ПД).

Больше в деревне никто не живет (РД),

Кроме деда Архимеда (РД),

У которого торпеда (РД).

Дефабуляция. Основным признаком создания в «стишке» комического эффекта этим методом является нарушение фабулы – как сюжетной, так и элементной:

На полу лежит мальчишка (РД),

Весь от крови розовый (РД).

Это папа с ним играл (ПД)

В Павлика Морозова (ПД).

Внутри группировки можно выделить дефабуляцию-1 и дефабуляцию-2. Когда комический эффект создается с помощью дефабуляции-1, имеет место необычное объяснение обычного события.

Маленький мальчик варил холодец (РД),

По полу ползал безногий отец (ОД).

Можно отметить, что происходит некоторая подмена: основным оказывается некоторое событие, происшедшее в прошлом. В то же время существует возможность применения дефабуляции за счет детали, которая раньше скрывалась от глаз аудитории, для чего расчленяется один из первых элементов:

Маленький мальчик на вишню залез (ПД).

Дед Афанасий достал свой обрез(ОД).

Выстрел раздался (ПР). Сторож упал (РД).

Мальчик свой маузер раньше достал (ОД).

Напротив, дефабуляция-2 предусматривает банальное, логичное (естественно, для такого случая) объяснение поначалу непонятного или необычного события:

Черное море (ПД). Кровавый гуляш (РД).

Наш самолет приземлился на пляж (ПР).

Действие дефабуляции-1 и дефабуляции-2 связано с двумя противоборствующими теориями комического: с теорией комического шока и с теорией «обманутого ожидания». Судя по всему, дефабуляция – один из самых сложных методов с точки зрения выделения элементов «стишка» и выявления механизма комического эффекта в целом.

Стилистико-смысловые методы.

Неадекватность оценки. Действие данного метода связано, как правило, с таким элементом, как оценка действия. Когда действие в «стишке» уже совершилось, естественным было бы сожаление или, по крайней мере, нейтральная оценка. Однако все происходит совсем не так: в лучшем случае внимание обращается на детали, имеющие второстепенное отношение к действию:

Девочки в поле цветы собирали (ПД),

Мальчики в поле в индейцев играли (ПД).

Таня нагнулась – в жопе топор (РД)…

Метко стреляет индеец Егор (ОЦ)!

в худшем мы имеем дело со злой насмешкой:

Маленький мальчик залез в холодильник (ПД),

Маленькой ручкой схватил за рубильник (ОД).

Быстро замерзли сопли в носу (РД).

Нет, не доест он свою колбасу (ОЦ).

Поэтизация. Действие данного метода основано на отступлении от обычной нейтральной манеры повествования в стишке. Отступление производится в конкретном элементе «стишка». Для создания такого отступления используется большое количество видов поэтически «украшенной» речи, главным здесь является введение экспрессивных эпитетов, метафор, ярких образов, которые зачастую имеют абсолютно нереальные масштабы.

С их помощью и достигается требуемый контраст двух планов:

Маленький мальчик варенье варил (ПД).

Вместо лимона лимонки ложил (ОД).

Мама пришла попробовать пенки (ОД),

Долго ее отскребали от стенки (РД).

Элементы стишка, подвергающиеся поэтизации, могут быть различными. Излюбленный элемент – результат действия:

Маленький мальчик кошку дразнил (ПД).

Сзади подъехал новенький ЗИЛ (ОД).

Долго смотрела рыжая кошка (РД),

Как на асфальте лежала лепешка (РД).

Однако есть примеры поэтизации и других элементов: например процесса действия:

Дети на стройке в индейцев играли (ПД),

С пьяных рабочих скальпы снимали (ОД).

Лом просвистел, как копье Чингачгука (ПР)…

Больше не стало у бабушки внука (РД).

Поэтизация является одним из ведущих методов в «стишках». Ведь там, где имеет место дискредитация, всегда есть соответствующие выражения. Учитывая то, что отступление может быть не просто от нейтральной манеры, но – от положительной оценки, просматривающейся в «стишке», можно выделить еще один метод – контрпоэтизацию. Этот метод напоминает предыдущий. Однако здесь «стишок» приобретает определенную «полярность». Можно говорить о стилистическом противостоянии двух элементов, которые представлены противоположными группами эпитетов и других образных единиц. Первая группа содержит положительную оценку, уменьшительно-ласкательные формы и т.д., вторая же – резкие, несовместимые с первой группой образы, так как это происходит при применении обычной поэтизации:

Маленький мальчик чистил ружье (ПД),

Маленькой ручкой держал за цевье (ПД).

Маленькой ножкой нажал на курок (ПР)…

Мозги со свистом летят в потолок (РД).

«Стишки» с контрпоэтизацией также разделяются по вторым элементам, где содержатся «яркие образы». Как и в «стишках» с поэтизацией, наиболее часто обрабатывается результат действия:

Июльское солнце жарко палит (ПД),

Мальчик в сарае нашел динамит(ПД),

Нежной рукою он спичку поднес (ОД).

Кашей размазался он об овес (РД).

Впрочем, есть примеры обработки процесса действия:

Маленький мальчик по стройке гулял (ПД),

Добрый рабочий за ним наблюдал (ОД).

Лом просвистел, как копье Чингачгука (ПР)…

Нету у бабушки милого внука (РД).

А также образа действия:

Маленький мальчик с ножкой хромой (ПД)

Супчик хлебал из тарелки большой (ПД).

«Хватит! Нажралась, скотина хромая!» (ОД) –

Мама сказала, топор доставая (ОД).

Необходимо отметить, что некоторые исследователи, в частности А.Ф. Белоусов, полагают, что так как в стишках зачастую описываются события, носящие совершенно нереальный характер, одним из ведущих методов создания комического эффекта в стишках является гиперболизация6. Однако представляется, что гиперболизация в стишках служит лишь почвой для применения поэтизации и контрпоэтизации, их смысловой подоплекой. Определенным подтверждением этому служит тот факт, что в текстах гиперболизированные события не описываются в нейтральной манере. Как правило, для этого используются выражения, носящие экспрессивную окраску, для создания которой и применяются эпитеты, метафоры и другие инструменты поэтизации.

1 См.: Немирович-Данченко К.К. Наблюдения над структурой садистских стишков // Школьный быт и фольклор. Ч. 1. Таллинн, 1992.

2 См.: Белоусов А.Ф. Садистские стишки // Русский школьный фольклор. М., 1998.

3 Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999. С. 21.

4 См.: Немирович-Данченко К.К. Указ. соч. С. 126.

5 Условные обозначения элементов стишка будут использоваться для обозначения соответствующих элементов в текстах примеров.

6 См.: Белоусов А.Ф. Указ. соч. С. 546–547.




1. Гарантии и защита прав местного самоуправления
2. ТЕМА 1. 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ.
3. Население Приморского Края
4. Тема- Модели социального взаимодействия Шкурин Д
5. Разработка дизайна веб-продукта
6. темам 1Каким документом определяется перечень типов образовательных учреждений Типовое положен
7. Осуществление инвестиционной деятельности формы капитальных вложений; 2 Самостоятельное определение объе
8. Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В
9. 8204 факс- 3532 998205 Асланян М
10.  20 р4
11. О лицензировании отдельных видов деятельности
12. Берилл и его ювелирные разновидности
13. задание; аннотацию на русском и иностранном языках; содержание; введение; основную часть разделы; за
14. Балды~ Ханзадасы ж~не Ханшайымы атты бай~ау~а ~атысу~а 2013 жылы С
15. Структурные компоненты психики человека
16. Введение Полы в промышленных зданиях выбирают с учетом характера производственных воздействий на них а
17. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата сільськогосподарських наук
18. I. Общие положения II
19. О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь Республики Казахстан и Российско
20. Курсовая работа- Учет основных средств и нематериальных активов