Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тематизатор схоластики автор томизма одного из господствующих направлений католической Церкви

Работа добавлена на сайт samzan.net:


12.Философия позднего Средневековья. Фома Аквинский.

1. Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематиза¬тор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теоло¬гии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля

2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое дока¬зательство существования Бога. Фома выдвигает пять собственных доказательств существова¬ния Бога:

• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) дру¬гим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следователь¬но, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необхо¬димого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что существует, имеет различные сте¬пени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следо¬вательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, на¬правляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистен¬цию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначе¬ния, которые существуют в разуме Бога (Божественный за¬мысел);

• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, ко¬торая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, дав¬ший сущности существование, может данную сущность су¬ществования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

• сущность и существование едины только в Боге, следова¬тельно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

^ Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к сле¬дующим выводам:

• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум дают истинное знание;

• если человеческий разум противоречит вере, то он дает не¬истинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются рациональному (разумному) познанию про¬блемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бо¬га, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия и теология — разные науки;

• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

• даны пять доказательств существования Бога;

• систематизирована схоластика;

• закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и пол¬ную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, пре¬имущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господ¬ство идеи над материей (а следовательно, Бога над окру¬жающим миром);

• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны толь¬ко через откровение;

• разделены философия и теология, причем философия постав¬лена в подчиненное положение по отношению к теологии;

• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римско¬го было объявлено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.




1. Основные направления современной мировой философии
2. Реферат- Компютри и автоматика
3. Учет государственной собственности
4. 2005 ~ 29 В НЦРМ під моніторингом 164 ГПХпацієнти 88 неверифікована і 76 ~ верифікована ГПХ
5. ЛЕСОВЕДЕНИЕ СРЕДООБРАЗУЮЩАЯ И РЕКРЕАЦИОННАЯ РОЛЬ ЛЕСА ВЫБЕРИТЕ НОМЕР ОДНОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА
6. Контрольная работа- Расчет основних показателей надежности системы связи
7. Тема 5 Аналіз капіталу підприємства Завдання 5
8. Лекция 6 Развитие протокола IP В 1992 году разработана новая версия IP
9. Основні історико-геологічні поняття
10.  ПОНЯТИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ
11. Найдите сумму первых шестидесяти её членов
12. Сущность мировоззрения
13. Ч ем тяжелее ситуация в той или иной стране тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защ
14. Новый год. Будут танцы хоровод.
15. Круглый стол 12 декабря 12 декабря 2013 года К двадцатилетию российской Конституции Одобрен
16. PgeRnk- анализ потоков
17. тематики. На протягом семестру студент виконує декiлька контрольних робiт КР
18. а о результатах работы группы учащихся в целом и каждого учащегося в отдельности; б о результатах своей рабо
19. Реферат- Пиролиз угля
20. Адресация ячеек