Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
За более чем двухсотлетнюю историю изучения древнерусского летописания ученым удалось ответить на множество вопросов. Однако, белых пятен в этой отрасли исторического знания стало ненамного меньше. В том числе найдены ещё далеко не все ответы на вопрос, что представляла собой система счета лет, применявшаяся нашими далекими предками. Основываясь на имеющихся знаниях, попробуем реконструировать эту сложную систему.
По мнению, С.В. Цыба хронологическая система древнерусского счета лет сложилась из трех времяисчислительных традиций. Первая, древнерусская языческая, восходит к устным восточнославянским представлениям о перемене времени, сформировавшимся ещё в дохристианскую эпоху. Вторая, заимствованная древнерусскими писателями из исторической хроникальной греко-болгарской письменности. Третья, восходившая к церковно-служебной практике восточнохристианской церкви.
Языческая традиция счета лет носила характер относительного счета лет. Она включала в себя «династические эры летосчисления» (когда счет лет велся от начала правления нового правителя или династии). Также за отправную точку отсчета принимало начало или окончание строительства важных городских объектов. Позднее, в христианскую эпоху, подобный счет лет применялся от создания или завершения строительства церковных храмов. Важнейшие политические события также становились исходными точками языческого счета лет. Такую же роль играли и аномальные природные явления. Новгородские берестяные грамоты позволяют нам сделать вывод о том, что наши предки применяли счет от начала долговых обязательств. По мнению большинства ученых на Руси применялся лунно-солнечный календарь. Наши предки пользовались триэтеридой простейшим из существовавших типов лунно-солнечных календарей, когда раз в 3 года к стандартным 12 месяцам добавлялся ещё один. Языческие месяцы носили следующие названия: сухий, березозол, травный, изок, червен, зарев, рюен, листопад, груден, студеный, просинец, сечень.
Древнерусское языческое летоисчисление совместилось с восточнохристианским счетом лет, с которым на Руси, судя по текстам договоров с Византией, впервые познакомились уже в начале X века. Активное внедрение в Киевской Руси православных времяисчислительных норм первоначально осуществлялось путем неофициальных контактов русского населения с жителями соседних стран. Окончательное становление восточнохристианских хронологических традиций совпало со временем образования Киевской митрополии (конец X начало XI в.). Самой популярной эрой летосчисления на Руси в XI-XII вв. и позже была константинопольская (от С.М. до Р.Х. 5509 лет). По подсчетам исследователей, константинопольские номера годовых статей составляют более 60 % от общего числа датирующих элементов. На долю других эр летосчисления приходится 10 %, принадлежность оставшихся 30 % не понятна.
На Руси, так же, как и в Византии, константинопольская эра совмещалась в церковном счете с индиктовым счетом. Римско-византийские индиктовые годы были сентябрьскими, это же характер они приняли и на Руси. К 1 сентября начало индикта относилось во многих древнерусских памятниках.
Ещё одной часто применявшейся в древнерусском летописании летосчислительной системой является эра в 5505 лет от С.М. до Р.Х. Поскольку она применялась в византийской и болгарской письменности, В.Н. Златарский присвоил ей название византийско-болгарской. Ее употребление пока не является общепринятым фактом, хотя источники свидетельствуют о широком ее применении на Руси.
Третьей восточнохристианской летосчислительной системой в Древней Руси была так называемая антиохийская эра, созданная Секстом Юлием Африканским в III в., который полагал между С.М. и Р.Х. 5500 лет. Ее применение в древнерусском летописании отмечается многими авторитетными учеными.
Ещё одной восточнохристианской системой летосчисления, применявшейся практически, была эра, полагавшая от С.М. до Р.Х. 5511 лет. Ее происхождение пока остается не выясненным. С.В. Цыб обоснованно доказывает, что эта эра применялась в древнерусских летописях, и предполагает, что она была изобретением отечественных книжников.
В конце X начале XI в. языческую систему счета дней и месяцев, а также их названия, вытеснила юлианская. Вследствие этого сезоны и месяцы получили стабильное положение в рамках календарного года.
Одним из самых острых в истории изучения отечественного времяисчисления был вопрос о календарных стилях. В Древней Руси одновременно применялись сразу несколько календарных стилей, и только с XVI в. один из них (сентябрьский) стал преобладать над всеми остальными и получил статус официального государственного. Сентябрьский год начинался 1 сентября.
Помимо сентябрьского календарного стиля древнерусскими летописцами применялся мартовский стиль новогодия. Многие исследователи выводили его исключительно из болгарской или юго-западной славянской хронологической традиции. Начало этого календарного года на 6 месяцев отставало от сентябрьского. Пытаясь приспособить сентябрьский календарный стиль к традиции начинать год весной, древнерусские книжники создали еще 2 разновидности мартовского новогодия ультрамартовский и постмартовский. Первый стиль был выявлен П.В. Хавским и опережал сентябрьский год на 6 месяцев. Постмартовский календарный стиль отставал на год от мартовского. Он имел распространение в Киево-Печерском монастыре. Первым выделил этот стиль уже упоминавшийся С.В. Цыб.
Обратимся к последней из выделенных выше летописных традиций. В Древней Руси, как и во всем христианском мире, пасхальное времяисчисление было ядром, вокруг группировались все прочие элементы учеты времени. Как известно, пасхальный год имел большое количество подвижных и стабильных праздников, упоминания о которых в текстах летописей давали дополнительные возможности для установления абсолютных дат. Центральное место в пасхально-хронологических расчетах древнерусских компутистов занимало определение даты Пасхи. Судя по всему, астрономо-математический смысл вычисления был понятен им благодаря переводным иностранным произведениям.
Это далеко не все нюансы сложной системы счета времени, применявшейся в Древней Руси и отразившейся на страницах рукописных произведений. Нет сомнения в том, что древнерусские летописи вобрали в себя не отдельные элементы, упоминавшиеся выше, а их сложный комплекс. Для поиска ответов на неразрешенные вопросы необходимо комплексное изучение всех дошедших до нас письменных памятников. Это направление является одним из приоритетных в современной источниковедческой науке.