Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
В.А. Томсинов
Доктор юрид. наук, профессор кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Правоведыиностранцы на службе России
Статья третья
Иоганн Георг (Иван Егорович) Нейман
Имя правоведа, вынесенное в заголовок настоящей статьи, принадлежит к числу забытых имен в истории русской юриспруденции. Это, впрочем, не удивительно: он оставил всего один опубликованный научный труд. Однако величие личности того или иного человека определяется не только результатами его деятельности, но и замыслами. Разве удается кому-то осуществить в своей жизни все, что он задумал? Научные планы И.Е. Неймана были грандиозны, и, самое главное, он имел достаточно способностей, чтобы их осуществить. Однако судьба ученого сложилась так, что он вынужден был в пору, когда ученый-правовед обычно достигает расцвета своих сил, оставить научное поприще.
Иоганн Георг (или, как его звали в России, Иван Егорович) Нейман родился в 1780 г. в г. Марбурге. Юридическое образование получил в местном университете. Поворотным пунктом в судьбе молодого немецкого правоведа стало приглашение его в 1807 г. в Санкт-Петербург для работы в Комиссии составления законов1. Во время своей службы в России Нейман приобрел первые знания из области русского законодательства. Познакомился он также со светилом русской юриспруденции того периода М.М. Сперанским, который, будучи товарищем министра юстиции, фактически возглавлял указанную Комиссию. Впоследствии Иван Егорович всегда очень тепло отзывался о Сперанском. "Поверьте мне, -- говорил он на склоне лет, - я за всю свою жизнь не встречал человека умнее Сперанского".
В октябре 1809 г. Нейман был назначен на должность профессора российского правоведения и политической экономии Казанского университета. При этом за ним была сохранена его должность в указанной Комиссии. Некоторые факты позволяют предположить, что приглашение немецкого правоведа для преподавания российского правоведения в данном случае было вызвано не только отсутствием достаточного количества русских правоведов. 4 сентября 1809 г. Нейман представил в Казанский университет разработанный им "План изучения науки русского права…", "Научный план лекций по русскому праву, как по гражданскому, так и по уголовному" и "Краткий план преподавания российского права". Содержание этих документов свидетельствует о том, что немецкий правовед имел достаточно ясное представление о состоянии российской юриспруденции того времени и о путях совершенствования системы юридического образования в России. Именно для осуществления своих замыслов на практике он и был приглашен в Казанский университет.
После двух лет работы в Казани Нейман был переведен в Дерптский университет на должность профессора кафедры положительного государственного и народного права, политики, истории прав и юридической словесности. До лета 1814 г. он читал там курс русского государственного права. С октября 1814 г. Иван Егорович вновь работал в Казанском университете, на этот раз в должности профессора кафедры прав естественного и народного. Пробыв в Казани до конца 1817 г., Нейман возвратился в Дерпт. В течение трех лет он занимал в Дерптском университете кафедру лифляндского права, а с начала 1821 г. стал профессором созданной тогда новой кафедры - теоретического и практического российского правоведения.
По признанию позднейших русских правоведов, эта кафедра долгое время была лучшей в российских университетах. Так, Ф.Л. Морошкин указывал, что И.Е. Нейман и его ученик А.М. Рейц были едва ли не единственными правоведами в российских университетах, содержание чьих лекций было на уровне современной им западноевропейской юридической науки. Именно на кафедре, основанной Нейманом, зародилось и получило дальнейшее развитие историческое направление в российской юриспруденции. А.Г. Станиславский, характеризуя состояние русской юриспруденции первой трети XIX в., писал: "Справедливость требует, однако, сказать, что для истории русского законодательства в первые тридцать лет настоящего столетия сделали более других профессора Дерптского университета: Мютель, Нейман и, в особенности, Эверс и Рейц… При этом невольно рождается вопрос: почему именно Дерптские ученые - не русского происхождения - с большим успехом занимались историею русского законодательства, нежели юристы отечественные? На этот вопрос отвечать не трудно. Между тем как в прочих университетах господствовало практико-догматическое направление, мало благоприятствовавшее успехам ученого законоведения… профессора Дерптского университета успели уже ознакомиться совершенно с выводами юридической исторической школы, которая в последние годы прошедшего и, в особенности, в первые годы нынешнего столетия достигла в Германии окончательного развития и приобрела решительное влияние на преподавание наук законоведения и на юридическую литературу"2.
В феврале 1826 г. И.Е. Нейман был приглашен вместе с ведущими профессорами-правоведами Санкт-Петербургского университета на работу в только что созданное 2-е Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии. При этом он сохранил за собой должность профессора Дерптского университета. Однако участие Неймана в работах по систематизации российского законодательства было непродолжительным. Осенью 1826 г. Иван Егорович почувствовал, что серьезно заболел. В связи с этим он подал прошение об отставке. В ноябре того же года он был уволен из 2-го Отделения, а в декабре - из Дерптского университета. Борьба с тяжелой болезнью на годы стала смыслом жизни Неймана. Естественно, что на научную деятельность никаких сил у него уже не оставалось.
Умер Иван Егорович (Иоганн Георг) Нейман 13 декабря 1855 г. Ему не удалось осуществить своих замыслов, которые, судя по дошедшим до нас документам, были грандиозными. Так, к 1824 г. Нейман подготовил "План составления подробной истории русского права". В его намерения входило написать в течение шести лет по данному плану "тщательно обработанный" шеститомный курс истории русского права. Отчасти этот план осуществили в своих трудах по истории русского права преемник Неймана на кафедре российского правоведения в Дерптском университете профессор И. Ф.-Г. Эверс и ученик Неймана А.М. Рейц3. Кроме того, И.Е. Нейман проектировал составление комментария к действующему русскому праву в обширном и сокращенном вариантах и определенную работу в этом направлении провел, пребывая в Комиссии составления законов. Немецкий ученый желал также создать в России юридическое общество.
При своей жизни И.Е. Нейман сумел опубликовать лишь несколько своих трудов, которые можно назвать скорее набросками, нежели законченными произведениями. Один из них составили "Начальные основания уголовного права", написанные по официальному заказу. Эта книга вышла в свет на русском языке в Санкт-Петербурге в 1814 г. Профессор Г.С. Фельдштейн считал, что ""Начальные основания" Неймана были, по-видимому, школьным конспектом, не отражавшим совершенно материалов, им накопленных"4. По собственному его признанию, Нейман использовал "Начальные основания уголовного права" в преподавании курса уголовного права в Казанском университете. В том же 1814 г. в Дерпте были опубликованы на немецком языке две брошюры Неймана - "Принципы философии и морали" и "Принципы политики".
Содержание различных записок и планов, составленных Нейманом, показывает, что в основу юридического образования в России он хотел заложить изучение русского гражданского и уголовного права с предварительным изучением истории русского права и юриспруденции. Причем немецкий ученый считал, что в сложившихся в России условиях это изучение должно базироваться непосредственно на текстах законов. В своем письме руководству Казанского университета от 30 ноября 1809 г. Нейман отмечал: "Известно, что нет в России юриспруденции, - и, можно сказать, что даже нет действительного права … я был принужден прибегнуть к самым источникам, т.е. читать указы один после другого и поместить выписки оных в особенных тетрадях".
Курс уголовного права И.Е. Нейман делил на право материальное, процессуальное, судоустройство и тюрьмоведение. Иначе говоря, он включал в него, помимо собственно уголовного права, также то, что мы сейчас называем уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.
1 Из записи в журнале правления данной Комиссии от 7 апреля 1809 г. следует, что Нейман занимал там должность "письмоводителя".
2 Станиславский А.Г. О ходе законоведения в России и результатах современного его направления. Казань, 1853. С. 50.
3 См.: Эверс И.Ф.-Г. Древнейшее русское право в историческом его раскрытии. Спб., 1835; Рейц А.М. Опыт истории российских и гражданских законов. М., 1836.
4 Фельдштейн Г.С. Главные течения в истории науки уголовного права в России. Ярославль, 1909. С.446.