Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 1
Философия морали: предметное поле и основные категории.
Каково предметное поле философии морали?
Философия морали философское направление, исследующее
мораль как один из способов нормативной регуляции действий
человека в обществе, а следовательно, и в культуре. В рамках
философии морали анализируются такие проблемы, как генезис
и динамика норм морали, их отличие от простых обычаев, спе цифика нормативной регуляции в различных культурах, принци-
пы, функции и императивы нравственности, статус моральных
ценностей в отдельных феноменах культуры науке, искусстве,
религии, политике, экономике, праве.
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос» ). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.
Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами.
Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон (древнеримский философ II в до н.э.) сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores мн. число) латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это в русском языке «нравственность». В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл.
Нравственность совокупность практических форм отношений между людьми; нравы, традиции, обычаи.
Мораль форма общественного сознания, которая отражает взаимоотношения людей друг с другом. Т.е., мораль рефлексивное отражение нравственности.
Этика наука о морали и нравственности, часть философского знания о человеке, его характере и природе его поступков.
Структура этического.
I. Нравственное отношение (дружба-вражда, любовь-ненависть )
II. Моральное сознание. Оно включает в себя:
А) нормы правила поведения, предписания, отвечающие на вопрос как должен поступать человек;
Б) принципы осоновополагающие установки нравственного поведения человека (принцип патриотизма, гражданственности, эгоизма, альтруизма);
В) идеалы возвышенные, недосягаемые представления людей о том, как должно быть (идеал совершенства, самосовершенствования)
III. Поведенческий уровень нравственности нравственная деятельность.
Социальные функции морали:
- Воспитательная формирование нравственного, ответственного человека.
- Познавательно-ориентировочная: мораль есть ряд норм, которые помогают человеку ориентироваться в обществе, правильно строить свои отношения с другими людьми.
- Регулятивная: моральные нормы устанавливают, какое действие допустимо, а какое нет (можно/нельзя, хорошо/плохо). Существует два основных регулятора морали стыд и совесть.
Специфика нравственной регуляции состоит в том, что мораль существует в обществе как неписанный свод правил поведения (законов). Мораль внеинституциональна, не существует определенного социального института, который следил бы за выполнением нравственных норм. Однако, этот момент доказывает определенное преимущество морали: мораль существует издавна, значит она гармонична, органична для человека и основана на добровольности. А добровольное исполнение нравственных предписаний зачастую эффективнее, чем использование силового (правового) давления на человека. Кроме морали в обществе существует два основных регулятора поведения право и религия.
Мораль, начиная с греческой античности, понималась, как мера господства человека над самим, собой, показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он делает.
Моральное измерение человека связано с его разумностью, его разумность связана с ориентацией на высшее благо, ориентация на высшее благо связана с доброй волей.
Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом, общежитии. Пространство морали отношения между людьми. Когда про человека говорят, что он сильный или умный, то это такие свойства, которые характеризуют индивида самого по себе; чтобы обнаружить их, он не нуждается в других людях. Но когда про человека говорят, что он добрый, щедрый, любезный, то эти свойства обнаруживаются только в отношениях с другими.
В качестве ценностного базиса, своего рода безосновной основы человеческого общежития людей мораль обнаруживает две особенности. Во-первых, она мыслима только при допущении свободы воли. Во-вторых, она имеет всеобщую форму, распространяется на всех людей.
Формулировка золотого правила нравственности: « (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Золотое правило фундаментальное правило нравственности, чаще всего отождествляемое с самой нравственностью. Оно возникает в середине первого тысячелетия до нашей эры. Оно появляется одновременно и независимо друг от друга в различных культурах древнекитайской (Конфуций), древнеиндийской (Будда), древнегреческой (Семь мудрецов), но в поразительно схожих формулировках. Раз возникнув, золотое правило прочно входит в культуру, как в философскую традицию, так и в общественное сознание, и у многих народов переходит в пословицу.Свое название золотого оно получило в XVIII в. в западноевропейской духовной традиции.
Суммируя все сказанное, мораль можно кратко определить как:
1) господство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрую волю, бескорыстие мотивов; 4) способность жить в человеческом общежитии; 5) человечность или общественную (человеческую) форму отношений между людьми; 6) автономию воли; 7) взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности.
|| Что означает понятие «моральный идеал»?
Моральный идеал это идеальный образ или конечная цель нрав-
ственного развития. В качестве идеала может выступать как образ
нравственно совершенной личности, так и морально обобщенный
образ всего «морально совершенного, прекрасного, высшего».
Идеал, идеальный образ, высшая невоплощенная нравственная
цель определяет способ мышления и деятельности человека или
общественной группы.
Человек является единственным существом, действующим
по «внутренней цели». Его стремление к идеалу бесконечно
и безгранично. Все время приближаясь к нему, он понимает, как
далек от совершенства. Но моральный идеал указывает нам на-
правление к высшей цели, вдохновляет человека в его действи-
ях, позволяет «заглянуть за горизонт», обосновать свой путь к са-
мосовершенствованию, к саморазвитию.
Философия религии: сущность и функции религиозного мировоззрения.
Философия религии специальный раздел в фундаментальных
философских системах или самостоятельное направление в фи-
лософии, исследующее представления о Боге как бесконечной,
вечной, несотворенной совершенной личности, трансцендент-
ной по отношению ко всему сущему и одновременно сохраняю-
щей действенное присутствие в мире.
Основные типы философии религии философское религио-
ведение, нацеленное на философско-критическое исследование
существующей системы и статуса религиозных верований, осо-
бенностей религиозно-мистического опыта, специфики религи-
озного языка, условий обоснованности, рациональности и ис-
тинности религиозных верований и традиций мира, религии как
социокультурного феномена, истории религии и свободомыс-
лия; философская теология, выполняющая функции обоснова-
ния учения о Боге, его природе, отношении к человеку.
Какое содержание в религиозных представлениях
вкладывается в понятие «Бог»?
В религиозных представлениях Бог сверхъестественное сущест-
во, верховный субъект религиозного культа. Представление о Боге
как о личном и сверхприродном определяющий признак теиз-
ма. В пантеизме Бог выступает как безличная сила, присущая при-
роде, а подчас и тождественная ей.
В деизме Бог представляется первопричиной, создателем мира,
но этот мир развивается далее по своим естественным законам.
Образы богов прошли длительный путь развития, отражая
историческую динамику почитающих их народов. В ранних фор-
мах религии еще нет веры в богов, а есть поклонение неодушев-
ленным предметам (фетишизм), вера в духовных демонов (ани-
мизм) и т.п. С развитием племенных объединений возникает
образ племенного Бога-воителя. По завершении исторического
процесса формируется религиозно-философское учение о Боге
(теология).
I
Какие доказательства бытия Бога выдвигались
различными мыслителями?
Космологическое (Аристотель, Лейбниц, Вольф и др.): раз су-
ществует следствие мир, космос, должно быть и движущее его
начало, конечная основа всех вещей;
телеологическое (Сократ, Платон, стоики и др.): целесооб-
разность в природе как свидетельство бытия ее разумного уст-
роителя;
онтологическое (Августин, Ансельм Кентерберийский): само
представление о Боге как совершенном существе предполагает
его существование.
С опровержением этих трех доказательств бытия Бога высту-
пил И. Кант, утверждавший невозможность теоретического обос-
нования бытия Бога. Кант выдвинул нравственное обоснование
бытия Бога, рассматривая его как необходимый постулат практи-
ческого разума. Так как, по Канту, Бог не может быть найден
в опыте, поскольку он не принадлежит к миру явлений, то невоз-
можно в принципе ни доказательство его существования, ни его
опровержение. Религия становится предметом веры, а не науки
или теоретической философии. С точки зрения Канта, вера
в Бога необходима, поскольку без этой веры невозможно прими-
рить требования нравственного сознания с непререкаемыми фак-
тами зла, царящего в человеческой жизни.
|| Каково содержание понятий «религия» и «культ»?
Религия (лат. religio благочестие, набожность, святыня) миро-
воззрение, миропонимание, мироощущение, а также соответст-
вующее поведение и специфические действия (культ), которые ос-
новываются на вере в существование (одного или нескольких)
богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъесте-
ственного.
Религия является закономерным результатом развития куль-
туры, ее необходимой составной частью. Религии аккумулирова-
ли в себе достижения мировой культуры и в значительной мере
являются хранителями культурного наследия народов и госу-
дарств.
Культ это вид религиозной деятельности, практически ду-
ховного освоения мира. Его объект осознаваемые в форме ре-
лигиозных образов силы, господствующие над людьми в их по-
вседневной жизни. Содержание, значение и смысл религиозному
культу придают соответствующие религиозные верования, догма-
ты, идеи и мифы.
Различают две разновидности религиозного культа магию
(колдовство) и умилостивительный культ. Возникнув в первобыт-
ном обществе, магия впоследствии стала элементом всех религий.
Умилостивительный культ обращен к духу или Богу.
Средствами религиозного культа выступают храм, молитвен-
ный дом, религиозное искусство, различные предметы (крест,
свечи, церковная утварь и т.д.). К элементарным культовым актам
относятся поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склоне-
ние головы. Более сложными являются обряды, проповедь и мо-
литва.
В
В чем сущность религиозного мировоззрения?
Назовите функции религии.
Религиозное мировоззрение это специфический способ мирови-
дения и миропонимания, основанный на вере в существование
сверхъестественного, на признании определенных постулатов,
системы норм, санкций, ценностей и убеждений, смещающих
ориентацию человека из сферы общественно и материально не-
обходимых жизненных задач в сферу духовно-индивидуальных
интересов, где решающее значение приобретают личное спасе-
ние, непосредственно связанное с учением о бессмертии души
и загробном воздаянии.
Выделяют несколько функций религии.
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря на-
личию в ней определенного типа взглядов на мир в целом, чело-
века, общество, природу и специфическую систему ценностей
и убеждений.
Компенсаторная функция религии восполняет ограниченность,
зависимость, бессилие людей в плане изменения как объектив-
ных условий их существования, так и их сознания в сторону выс-
ших духовных ценностей.
Обеспечивая духовное общение, религия осуществляет ком-
муникативную функцию.
Будучи нормативной системой и основой общественно санк-
ционированных способов поведения, религия определенным об-
разом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятель-
ность, выполняя тем самым регулятивную функцию.
Религия, являясь составной частью культуры, выполняет
также культуротранслирующую функцию: способствует развитию
письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохра-
нение ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу
накопленного наследия от поколения к поколению.