Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

педагогической драматургии на уроках МХК

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 15.5.2024

Метод художественно-педагогической драматургии

на уроках МХК.

   В основе метода художественно-педагогической драматургии лежит идея Л.М. Предтеченской об использовании специфических средств выразительности на уроке искусства. Это метод, соединяющий в себе законы развития действия в искусстве (прежде всего в драматургии) и законы построения школьного урока, что способствует композиционному решению урока МХК как единого художественно-педагогическое целого.

  При использовании метода художественно-педагогической драматургии для нас наиболее важными являются следующие моменты.

Тщательная проработка замысла урока. В целом, режиссерский замысел урока – это в свернутом виде познавательно-событийная и пространственно-временная модель режиссуры будущего учебного занятия. К параметрам режиссерского замысла В. Ильев относит 11 технологических операций:

1. Логическая последовательность смысловых частей учебного материала;

2. Выделение тематических частей для формирования композиции урока;

3. Сверхзадача и сквозное режиссерско-педагогическое действие;

4. Событийный анализ урока как цепь «экстремальных ситуаций»;

5.    Факты-раздражители для основных событий урока;

6. «Оценочный ряд» в «экстремальных ситуациях»;

7. Предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке;

8. Сценарий «борьбы» за «предметы взаимодействия» (понятия, суждения, категории и т.д.);

9. Образное осмысление смысловых частей в событийной цепи учебного занятия (ассоциации, сравнения, метафоры и т.д.);

10. Выразительные средства режиссуры;

11. Предвидение реакции учащихся на запланированные события.

На этапе разработки композиции урока методисты выделяют такие основные правила и приемы: цельность урока; связь и взаимная согласованность и неповторимость всех элементов композиции; передача через единичное общего; контраст и повтор; темпоритм урока; главное и второстепенное; зрительный и звуковой ряд; подчиненность всех закономерностей и средств композиции режиссерскому замыслу урока.

Рассмотрим основные композиционные элементы урока искусства.

    Экспозиция задает уроку определенную тональность, вводит школьника в его образный мир и направляет его внимание на главную мысль, главную идею, которую ему предстоит понять в ходе всего занятия. Это могут быть: литературный и музыкальный эпиграфы, зрительный ряд, исторические события, биографические фрагменты, жизненные ситуации, связанные с появлением произведения и др.

     Завязка – это событие, факт, явление, создающее конфликтную ситуацию и позволяющее определить проблему урока. Возможны варианты, когда завязка только подготавливает возникновение проблемной ситуации, которая возникает на следующих этапах урока. Формулировка проблемы.

      Разработка – углубление проблемной ситуации, поиск ответа на проблему урока.

     Кульминация – вершина эмоционального напряжения на уроке, решение поставленных темой урока проблем.

     Финал – обобщение и формулировка выводов.

    «Последействие» – самостоятельная творческая деятельность учащихся, вызванная потребностью еще раз встретиться с произведением искусства».

    Говоря об уроке МХК в русле применения метода художественно-педагогической драматургии, педагоги чаще всего используют такие понятия, как урок–образ, урок-погружение и урок-спектакль. Это обусловлено тем, что урок становится единым художественно-педагогическим целым, направленным, главным образом, на формирование эмоционально-ценностных отношений. На уроках с использованием метода художественно-педагогической драматургии широко используются такие приемы как:

1. Работа малыми группами;

2. Обязательная двигательная активность учащихся. Это могут быть инсценировки, пластические упражнения, перемещения в группах и т.д., а также различные виды творческих работ учащихся на уроке;

3. Использование правил театральной режиссуры:

а) смена темпа и ритма;

б) смена лидерства;

в) смена мизансцен;

4. Оптимальное сочетание аудио-, видео – сопровождения

Самыми распространенными формами урока становятся уроки-спектакли, урок – мастерская, уроки-погружения в эпоху, уроки-путешествия, уроки-экскурсии.

«Не навязывать ученику готовые ответы, а подводить его к ним. Мало того, не на все вопросы могут быть даны обстоятельные ответы. Ведь это вопросы, которые задает жизнь, и у каждого один и тот же вопрос звучит по-своему. Многое можно и нужно оставить для размышлений за пределами урока. Главное — определить проблему, включить ученика в ситуацию, требующую ее разрешения, направить его мысль. Если школьник уйдет с урока взволнованным, он будет стремиться решать эти вопросы в направлении, заданном учителем.» (Л. М. Предтеченская)

План  урока с применением метода художественно-педагогической драматургии.

Тема: Романтизм: путь к свободе через красоту

Раскрыть понятие нового  направления в искусстве «РОМАНТИЗМ»

Задачи изучения темы:

1.Определить историческую обусловленность

   идейно - художественных поисков

   романтического искусства.

2. Выявить причины изменения взгляда

   творцов искусства на человека и его

   взаимоотношения  с миром.

3. Сформулировать основные отличительные

   черты  романтического героя.

Этапы урока

Их логический смысл

Активизация деятельности учащихся на уроке

I.Музыкальный эпиграф: «Лесной царь»  Ф. Шуберт

Экспозиция.

Романтизм - принадлежность не только одного
искусства, не только одной поэзии: его истоки
в том, в чём источник и искусства и поэзии –
в жизни.
В.Г. Белинский
(русский литер. критик, публицист, 1811 - 1848)

В глубинах самых горьких мук
Себе награду обретать,
Торжествовать и презирать
И смерть в Победу обращать.
Байрон. “Прометей”
(Джордж Гордон Байрон, англ. поэт 1788 - 1824

1.О чем эта музыка?

2. какие образы, какие ассоциации возникли у вас, когда вы её слушали?

II.На экране появляются две работы разных художников:

Д. Г. Левицкий  «Портрет Демидова П. А.»

Никитин И. Н. «Портрет Петра I»

О.А. Кипренского “Автопортрет” и Э.Делакруа “Свобода, ведущая народ”…

Завязка.

Формулировка проблемы

Это новые герои в искусстве Европы и России, рождённые послереволюционной эпохой. Что вызвало их к жизни? Какие исторические предпосылки определили иной взгляд творцов искусства на человека и его отношения с окружающим миром.

Вглядитесь внимательно в эти портреты. Что поражает вас в них? Чем отличаются они от портретов, созданных художниками ХVIII века? Что вы можете рассказать о социальной принадлежности изображённых на них людей, об их занятиях, симпатиях, устремлениях?

III Возникновение романтизма. Общая характеристика творчества

история данного периода.

Появление термина романтизм

1) Каковы были главные итоги французской буржуазной революции XVIII века? Оправдались ли надежды просветителей на утверждение господства Разума, торжества Свободы, равенства и братства всех людей?

2) Чем были вызваны и что принесли народам наполеоновские войны?

3) Удалось ли подавить освободительные движения народов?

4) Какие вам известны восстания и народные выступления в первой трети XIX века? Против кого они были направлены?

IV. Эжен Делакруа “Свобода на баррикадах”

Раскрывается тема:

Каковы же были идейные позиции передовых творцов искусства в этих изменившихся условиях общественной жизни послереволюционной Европы? Продолжали ли они бороться за утверждение идей Просвещения?

Анализ картины

V.Разработка проблемы.

Анализ картины

О.А.Кипренский “Автопортрет”

Раскрывается тема:

причины появления нового героя в искусстве.

Анализ картины

VI. Историческая обусловленность появления романтизма, его общие черты

Кульминация.

Разрешается в итоге дискуссии.

Искусство создаваемое романтиками в каждой стране имело свои особенности, но для их творчества характерны и общие черты: неприятие окружающей действительности, несправедливости в отношении к людям, трагические ноты, мотивы разлада с окружающей средой, враждебность этой среды художнику и герою.

VII.

О том, как развивалось творчество романтиков, как оно было связано с творческими открытиями просветителей, что удалось им нового рассказать о человеке и об окружающем мире, к чему призывают нас творцы романтического искусства нам расскажут сами художники - созданные ими произведения и их герои.

В заключение урока звучит “Лунная соната” Людвига Ван Бетховена

Видеоряд картин  Жерико Т., Э. Делакруа, Ф. Гойя, Д.Тёрнера, К Брюллова, И. Айвазовского

VIII. Заключение.

Заключение дается  как постановка проблемы.

Что рассказало романтическое искусство о человеке?




1. Прецеденти суду як джерела права Європейського Союзу
2. .1] 1.1. Биография Александра II
3. экономический анализ управления в туризме- сущность задачи основные направления и методы
4. і Між тим складність і плутаність викладу частіше за все є наслідком неясності думки
5. КТО ЗАБРАЛ МОЙ СЫР ДР.
6. ВОКБ А
7. РЕФЕРАТ Технологические теории трансформации капитализма по предмету- История экономичес
8. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Київ2001
9. Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в силу
10. психологическая устойчивость
11. Сочетание почечноклеточного рака и пузырно-влагалищного свища (случай из практики)
12. Тема- Сущность и роль политики в жизни общества.
13. Носорог и несколько раскрашенных и нераскрашенных миниатюр Сестёр Битвы одного из игроков Сёстры Битвы б
14. 1 Исходные данные
15. Курсовая работа- Экономика предприятий
16. Варіант 1 1 Накресліть діаграму стану залізо ~ цементит
17. Основы мелиорации студенты должны написать курсовую работу
18. А мемлекеттік; В ~о~амды~; С мемлекеттік ж~не мемлекеттік емес; D жеке даралан~ан; Е мемлекеттік емес
19. Налоговая обязанность основания возникновения приостановления и прекращения налоговой обязанности
20. Гражданское право Особенная часть для студентов 4го курса д-о специальности Правоведение 1