Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема образования строилась на идеях рациональности и гражданственности личности примата общественного нач

Работа добавлена на сайт samzan.net:


АНТИЧНОСТЬ

Античная система образования строилась на идеях рациональности и гражданственности личности, примата общественного начала, на идеях развития личности и знания как добродетели.

Основой педагогики была полисная идеология - идеология гражданской общины-государства (полиса) как коллектива более или менее равноправных свободных граждан, связанных общими обязанностями по отношению к государству. Культура полиса была более устной, нежели письменной, поэтому в центр образовательного процесса ставились искусство красноречия (риторика) и искусство правильного сочетания слов (по форме - грамматика, по содержанию - диалектика, т. е. логика и философия).

Древняя Греция 

В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: "Кто не философ, да не войдет в педагогику" [8, с.44].

Древнегреческая система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих философов - Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Демокрит (ок.460-370 г. г. до н. э) дал развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином "микрокосм".

Демокрит высказал такие педагогические идеи, как необходимость семейного воспитания, где главное учить следовать примеру родителей; важность в ходе обучения и воспитания упражнений, ибо "хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы"; высокое значение приучения ребенка к труду, а при нерадивости и принуждения к нему, поскольку "учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда" [2, с.134].

Сократ (ок.470-399 г. г. до н. э) посвятил жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учениками.

Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными.

При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам, самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на них. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшими путями образования человека. Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством [1, с.140-143].

Платон (ок.427-347 г. г. до н. э) изложил свои мысли о воспитании в политических и философских трактатах "Государство" и "Законы". Платон решительно утверждал право на образование только за рабовладельцами, считал, что все другие классы в этом отношении должны "крепко-накрепко закрыть уши" [8, с.45].

Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души.

Аристотель (384-322 г. г. до н. э) отразил вопросы воспитания в таких сочинениях, как "Политик" и "Этика". Педагогические воззрения философа связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной.

Этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное, которые неразрывны. Цель воспитания - развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).

Одним из первых Аристотель высказал мысль о природосообразности воспитания и сделал попытку возрастной периодизации - до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости, от 14 лет до 21 года.

Главная цель воспитания по Аристотелю - нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Основной путь формирования моральных черт личности - это воспитание привычки к той или иной деятельности [1, с.157-158].

Древний Рим

В позднем Риме существовали три этапа обучения, выражавшиеся в наличии трех видов школ:

  •  школы литераторов (т. е. "грамотников"), обучавших начальным навыкам письма, чтения и счета;
  •  школы грамматиков - обучавших диалектике и философии
  •  школы риторов, обучавших риторике.

Системой этих школ формировалась направленная на практическое решение проблем внешнего мира личность, воплощавшая собой античный вариант так называемой культуры стыда, т. е. культуры, где личность в своем поведении более ориентирована на мнение сограждан (в том числе и из своего рода), чем на внутренние психологические переживания, в большей степени нацелена на наблюдение природы и общества, чем на интроспекцию потаенных помещений своей внутренней сущности. Активная направленность античного человека на внешний мир и действие в нем и с ним выразились визуально в прекрасных городах и статуях, в эстетике театра и в эпической поэзии, в рассуждениях философов и в речах ораторов, в публичном характере жизни.

Но в это же время в ближневосточных провинциях Римской Империи - там, где Запад встречается с Востоком, - шла подспудная активная деятельность очень странных для римлян умственных течений, возмущающих и будоражащих их. Эти умственные течения вырастали на основе контакта восточных систем образования с некоторыми западными понятиями и идеями. Их сторонники смущали мир независимостью от полиса, государства и императорского культа.

Традиционное классическое образование стало ощущаться недостаточным. Рушились государственные устои, разваливалась система управления, расстраивались финансы, рушилась мораль. В человеке утрачивались привычные связи внутреннего и внешнего мира. Человеку недоставало внутренней наполненности, и он уходил в ученики и приверженцы тайных мистических сект и культов.

Постепенно главным оппозиционным императорскому культу течением стало христианство. После безуспешной борьбы с ним в 313 г. ему был дарован статус официальной религии.

Средневековье (педагогические аспекты), период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новому времени (обычно датируется концом 5 - серединой 17 вв.), время развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа в развитии человечества. В С.в. консолидировались и расширились культурные области Европы и других регионов мира, получили развитие христианство и другие мировые религии, сложились жизнеспособные нации и их языки, были созданы классические произведения мировой литературы и искусства, заложены фундаментальные принципы образования и воспитания, имевшие целью не только умственное развитие учащихся, но и взращивание их как нравственных личностей.
Объединение ближневосточной педагогики с греческой логико-философской обр
азованностью породило раннехристианскую культуру. Педагогика библейского религиозного откровения и человека как единства духа и плоти объединилась с триадой понятий греческой философии "тело - душа - ум", породив в результате христианское понимание человека как противоречивого соединения тела (плотское), души (психическое) и духа (божественное).

"Чистый" Восток - это культура писца и культура сакрального знака и текста, божественного как по смыслу, так и по форме (божественное - материально). Постоянное учение, поиск мудрости в Священных Книгах и в Боге стали религиозным категорическим требованием. Человек, который не учится, пренебрегает Богом. Человек иудаизма и христианства - это "человек учащийся".

Воспитание есть подражание учителей и учеников Христу. Христос воспринимается как Педагог и одновременно как Отец (более значимый, чем физический глава римской фамилии) и как Ходатай за воспитуемого. Образование - прояснение Истины, обучение ее истолкованию, языку знаков, возвещающих божественную Истину. Ее постижение преображает человека изнутри, просветляет, просвещает его. Если античная образовательная модель направлена на достижение новых результатов в поисках истины, то средневековое христианское образование - это именно прояснение и истолкование уже явленной и открытой людям Истины, ее познание через обучение.

Христианская педагогика обращена вовнутрь человека - этим она противоположна античной системе образования. Упор в рассмотрении проблем последней переносится с внешнего в воспитаннике - будь то физическое развитие или умственные способности к риторике или литературе, науке или философии - на внутреннее психологическое формирование духовной сущности на основе разума (познание человека, мира, Бога), веры (почитание Бога) и воли (служение Богу и ближнему), либо смирения.

Что же могло быть взято - сознательно или бессознательно из античного наследия для христианского образования? Самое основное - язык, логика, право, прикладные науки и медицина. Язык античного Рима стал общеевропейским письменным языком. Его изучение удержало многие школы грамоты от краха и помогло открытию новых, правда, уже в монастырях. Оно способствовало в дальнейшем установлению регулярной латинской школы в Западной Европе, что явилось огромным достижением, как для тех лет, так и в перспективе, ибо обусловило передачу и усвоение традиции и накопление в ней - в процессе ее трансляции - возникавших новшеств. Главным было то, что латынь с момента перевода на нее Библии стала обязательным сакральным языком обучения.

Сходной была и роль греческого языка, в восточных регионах христианского мира успешно конкурировавшего с латынью. Греческий язык с развитой древнегреческими философскими школами терминологией и дефинициями прочно вошел в состав богословия, определив многие существенные стороны византийской образованности. Движение средневековой мысли и здесь происходило от дефиниции к дефиниции - свойство, отсутствовавшее в библейские времена (в Библии почти нет дефиниций) и порожденное синтезом идей Ветхого и Нового Заветов с античным мыслительным наследием.

Через латинский и греческий языки в самый стиль мышления христианских педагогов проникла античная рационалистическая логика. Европейской средневековой педагогике соответствует сакрально-логическая (или логико-сакральная) теология.

На Востоке бывшей Империи победил и утвердился греческий язык. На Западе - "народная латынь" с искаженными и упрощенными по сравнению с классической латынью формами. Раннесредневековая латынь стала разговорным языком не только романских народов, но и образованных людей из галлов, германцев и других западноевропейских этносов. Письменность на латыни (и на греческом) "накрыла", как зонтиком, повседневную языковую практику на местных языках, которые, однако, в ряде мест продолжали сохраняться (даже имели собственные алфавитные системы) и на которых фиксировались местные тексты.

Таким образом, в тройственном синтезе складывалась смешанная педагогическая среда, породившая, в конце концов, средневековую систему образования.

Обучение светскому научному знанию сконцентрировалось вокруг так называемых свободных наук, т. е. грамматики, риторики, диалектики (тривиум, трехпутье начального обучения) и арифметики, геометрии, музыки, астрономии (квадривиум, математическое четырехпутье к познанию высшей философии, т. е. богословия). После долгих споров эти науки устоялись и сохранились в средневековой педагогике наряду с семью рыцарскими добродетелями, семью механическими искусствами и, однако многие деятели церкви все время с подозрительностью относились к этим наукам.

Учащийся приходит к важнейшей для средневекового образования цели - познанию Бога - не путем науки и веры, а путем веры и любви. И обучение, и воспитание достигаются через непосредственное общение с Богом, через Откровение.

В середине VIII в. новые правители энергично взялись за государственное строительство. При этом требовалось большое количество образованных людей, как на светских, так и на церковных постах. Необходимо было создавать новую социальную группу ("грамотеев"), отсутствующую в традиции. Сделать это можно было, только кардинально перестроив педагогические системы. Как самый энергичный реформатор вошел в историю Карл Великий (742-814), в 800 г. короновавшийся на Западе впервые после свержения в 476 г. последнего римского императора. Карл, сам выучившийся читать лишь после 40 лет, оказывал сфере образования большое внимание. Он основал дворцовую школу вместе с более узким кружком ученых и наставников. Учеников и учителей объединяли дружеские и братские узы. Учительный пафос христианской доктрины превращается до известной степени в государственную политику. Отовсюду приглашаются преподаватели.

Средневековая педагогика исходила из божественной определенности развития человека. Она подразумевала два типа - человека как звена в природной иерархии, т. е. человека как такового, как бы самого по себе перед Богом, что было для многих европейских обществ с их родовыми традициями открытием; и человека, занимающего определенное место в социальной иерархии, т. е. представителя сословно-корпоративного устройства средневекового общества, имевшего множество субкультур и групповых обычаев, традиций, норм воспитания, способов и методов обучения.

В качестве единого стержня выступает средневековая христианская педагогика, а "ветвями" - сословные (крестьянская, рыцарская, монашеская, городская, женская и др.) или корпоративные (воспитание и обучение ремесленников, купцов, ученых и т. д.) педагогические субкультуры.


Характер и формы образования и воспитания определялись господствующим положением религии и церкви в обществе. В Западной Европе исчезли последние сохранившиеся школы, устроенные по римскому образцу. Началось приспособление духовного наследия Античности к требованиям христианской церкви. Создавались обобщающие компендиумы, ставшие классическими учебниками: "О браке Филологии и Меркурия" Марциана Капеллы, трактаты Боэция по арифметике, музыке, геометрии и астрономии (последние два не сохранились), "Наставления в науках божественных и человеческих" Кассиодора, "Начала, или Этимология" Исидора Севильского. Постепенно образование и воспитание монополизировалось церковью. Получил развитие новый тип школы - христианский.

В 6-8 вв. школы были сосредоточены преимущественно при монастырях, где находились скриптории для переписки религиозной литературы и хранились сочинения античных авторов. Центры монастырской культуры располагались в Ирландии и на территории современной Италии, Англии, Германии и Франции. Центры позднеантичной образованности до 6-7 вв. сохранялись в Византии.

Попытка осуществить идею образования не только для клириков, но и для мирян была предпринята в конце 8 - 1-й половине 9 вв. в период культурного подъёма в империи Каролингов. Указами Карла Великого (768-814) предписывалось создавать школы при монастырях и церковных приходах с обучением чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счёту. Центром образования стала придворная школа в Ахене под руководством Алкуина. Однако во 2-й половине 9 в. образовательная деятельность вновь сосредоточилась в монастырях.

Сформировались монастырские школы, кафедральные или соборные школы, приходские школы, обеспечивающие элементарное обучение. С 14 в. своеобразным типом народной школы стали школы при поминальных часовнях, где дети обучались началам грамоты. С ростом городов, появлением третьего сословия и развитием цехов возникли городские школы, не находившиеся непосредственно в ведении церкви, а также частные школы. Центрами ремесленного образования с 12 в. были цехи.

В 12-13 вв. сформировалось сословие профессиональных учителей, получавших за свой труд вознаграждение или постоянное жалованье. У наиболее знаменитых преподавателей стремились обучаться бродячие школяры (ваганты, или голиарды) - выходцы из городской или рыцарской среды, низшего клира (см. Странствующие учителя). Среди школяров возникла латинская поэзия ("лирика вагантов").

Обучение в школе осуществлялось на латинском языке, с 14 в. появились учебные заведения с преподаванием на разговорных языках. Жёсткое деление на возрастные этапы обучения отсутствовало. После освоения учащимися осн. норм христианской нравственности, чтения по Псалтыри и письма излагался средневековый куррикулум - семь свободных искусств, унаследованный от римской школы и систематизированный Марцианом Капеллой, Боэциэм и Кассиодором. Куррикулум подразделялся на низшую ступень - тривиум (грамматика, риторика, диалектика или логика) и повышенную - квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Изучение свободных искусств до 15-16 вв. оставалось основой средневековой образованности и позволяло перейти к восприятию высшей мудрости - теологии и философии.

Преподавание латинской грамматики и риторики подчинялось задаче использования античных риторических приёмов при составлении проповедей, классическая теория стихосложения должна была стать основой созданий церковных ритмов. Античное учение о добродетелях применялось при разработке христианской этики. Система грамматического и риторического образования оказалась одинаково приемлемой и для церковных деятелей и для лиц, управляющих государством, вотчиной, занимающихся дипломатической деятельностью и др.

Христианство, определявшее сознание общества, было религией Священного Писания, книжным учением. Знание имело комментаторский характер и опиралось на классические сочинения, поэтому ведущую роль в обучении играло развитие памяти. Схоластика подняла авторитет образования и учителя.

Развитие городов, расширение кругозора европейцев, знакомство с мусульманской культурой стимулировали развитие школьного дела и системы образования. Соборные школы в крупнейших центрах Европы превратились во "всеобщие школы", а затем в университеты, которые получили право присуждения учёных степеней и выдачи разрешений на преподавание. Если до 12 в. книжные собрания хранились в монастырях, то с 12-14 вв. появились библиотеки при университетах, получили распространение личные собрания. Развитию образования способствовало возникновение книгопечатания (15 в.).

Педагогическая мысль Средневековья опиралась на Священное Писание и сочинения отцов Церкви. Мир рассматривался как школа Христа, в которой история и жизнь каждого человека обретают смысл, поскольку они являются объектом воспитания, обращающего их к единой цели - познанию Бога. В средневековом сознании человек мыслился не только как "венец творения", но и как целостный мир (микрокосм), заключающий в себе то же, что и большая Вселенная (макрокосм). Этим определялась одна из главных целей воспитания - самосовершенствование. Детство воспринималось как пора несовершенства, т.е. социально отрицательно. Не случайно в средние века младенцев изображали со взрослыми лицами (т.н. путти). Юность считалась порой процветания. Воспитание основывалось на скрупулёзном исследовании традиций, соблюдении ритуалов и этикета.

Вместе с тем в педагогической теории и практике отразились тенденции, связанные с сословной организацией общества. В 8-10 вв. получил развитие особый жанр педагогической литературы - "Зерцала", т.е. наставления будущему правителю о должном поведении в жизни. С возвышением в 11- 13 вв. рыцарства - новой служилой знати - стало оформляться рыцарское воспитание.

Женское воспитание ограничивалось чисто женскими занятиями (домоводство, ткачество, рукоделие). Обучение грамоте не было обязательным. Девочки в большинстве воспитывались дома, но дочери из знатных семей могли посещать специальные монастырские школы, а позднее и частные учебные заведения. В качестве домашних учителей приглашались лица духовного звания, чаще монахи. Рыцарская культура выдвинула идеал дамы, вдохновлявшей рыцаря на подвиги. Появились "Назидания даме", в которых проблемы воспитания и морали в основном сводились к тонкостям этикета. Для знатной дамы было желательно уметь читать и писать, хорошо разбираться в поэзии, слагать стихи, выразительно говорить, петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать.

С 13 в. развитие естественных наук оказало решающее влияние на сложившиеся представления об образовании. Широко трактуемый опыт был признан одной из основ обучения и воспитания.

Возрождение. В 15-17 вв. средневековые традиции образования вытеснялись педагогикой Возрождения и Реформации. От Средневековья Западная Европа унаследовала этические идеалы, идею народного образования, элементы организационной структуры (школы разных степеней, университеты), а также интерес к гуманитарному знанию, усовершенствованную систему преподавания Древняя Русь не унаследовала непосредственно ни традиций античного образования, ни характерного для европейского средневековой христианской культуры рационалистического образа мышления. Не получили развития латинский и греческий языки.




1. Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкальноритмических движений Курдина Елена Михайл
2. то придёт А кто вы сейчас узнаете
3. воями вятичей. К тому времени в княжеском войске кроме язычников было много воиновхристиан то есть креще
4. задание С21 где необходимо привести пример иллюстрирующий грамматические явления
5. тема 12в тетрадки дата 07
6. 2010 ггмлнтенге Атрибутивным рядом распределения предприятий является распределение по -форме собственн
7. Контрольная работа- Понятие и классификация принципов трудового права
8. Что звучало как- А сама та ты этого хочешь Да что же ты тормозишь Поцелуй меня ~ чуть ли не закричала
9. по линии Кафедры МП ВНИМАНИЕ Просьба работая над формулировками тем дипломных работ вместе со студент
10. тематизації та аналізу економічних фактів явищ і процесів.html
11. Реферат Теория и методика воспитания толерантности
12. число ненулевых строк 2 урия исходной системы линейно независ
13. Образ Иисуса Христа в религиозной лирике Джона Донна
14. Линия жизни 9 декабря проведет семейный благотворительный Зимний Праздник жизни 9 декабря 2012 года в
15. Проблемы хранения и обработки медицинских данных в региональной телемедицинской информационной системе ХМА
16. й. Межстрочный интервал полуторный
17. ПРЕСС 2004 АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для школьников и ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН И
18. Дальневосточный федеральный университет Структурное подразделение колледж филиала ДВФУ в г
19. другому нельзя Или всё же отдаться тьме Забыть свой обет тех людей забыть мне которых люблю Забыть о
20. Лекция 1 Философия