Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Сочинения для всех:
Общие требования к написанию сочинений
Школьные и абитуриентские сочинения по тематике чаще всего делятся на несколько типов.
• Сочинения на свободную тему. Темы этих сочинений носят идейно-политический, публицистический характер или предполагают размышления над морально-этическими вопросами.
• Литературоведческие сочинения. Их темой может быть раскрытие идейно-художественного содержания произведения, характеристика отдельного художественного образа, в частности сравнительная. Выделяются также сочинения-размышления и теоретико-литературные сочинения.
• Сочинения на полусвободную тему. Темой этих сочинений могут быть крылатые высказывания, анализ авторского произведения, изучаемого по школьной программе (опера, спектакль, кинофильм, картина и т. п.). В то же время ученикам или же абитуриентам изредка предлагается написать сочинение о воображаемой дальнейшей судьбе героев литературного произведения.
• Творческое сочинение. Сочинения такого рода чаще всего рекомендуются школьной программой. В них входят: зарисовка, этюд, статья, очерк или даже басня, новелла, рассказ. Следует отметить, что творческих сочинений на выпускных и вступительных экзаменах не бывает.
Основные требования, которые выдвигаются к написанию экзаменационного сочинения:
- поскольку сочинение оценивается не только в области литературы, но и языка, за него ставятся две оценки: первая определяет уровень речевого оформления сочинения, то есть качество его содержания, вторая уровень грамотности ученика или абитуриента;
- мысли автора сочинения должны быть изложены в определенном порядке, хотя включать в план сочинения в работу совсем необязательно;
- школьники должны продемонстрировать в сочинении умение логически мыслить, исследовать материал, а также умение самостоятельно делать выводы и показать индивидуальный подход к определенным проблемам;
- вступление и выводы в сочинении должны занимать около четверти всего объема. Соответственно, основная часть сочинения должна составлять приблизительно три четверти текста. И вступление, и выводы могут быть меньшего объема, но ни в коем случае не должен сокращаться объем основной части сочинения;
- объем сочинения должен составлять не менее трех с половиной и не более четырех с половиной страниц рукописного текста.
- раскрытие заданной темы предусматривает знание фабулы и сюжета произведения, понимание его символики и идеи, использование биографического материала.
По мнению школьных учителей и преподавателей вузов, основными недостатками выпускных и вступительных сочинений являются:
- недостаточное знание необходимых художественных текстов и литературно-критических работ, а также биографий писателей;
- неправильное стилистическое оформление. Сочинение прежде всего должно быть полностью аргументировано и учитывать тематические особенности произведения;
- неумение придерживаться композиционных требований к сочинению, отсутствие самостоятельной аналитической работы экзаменуемого. Довольно часто сочинение подменяется пересказом содержания произведения, обилием привычных шаблонов и штампов. Нередко переход от мысли к мысли происходит скачкообразно (без логической мотивации);
- неумение отразить в сочинении эстетическое значение отдельного произведения, отсутствие анализа его художественной формы и специфики. Такой анализ должен быть в каждом сочинении.
Несколько рекомендаций
• Тему сочинения нужно выбирать по тому произведению, текст которого помнится лучше всего.
• Сочинение должно свидетельствовать о достаточно высоком уровне вашей эрудиции и умении высказывать и отстаивать свою точку зрения.
• Не следует злоупотреблять цитатами. Наличие многочисленных, объемных цитат говорит, прежде всего, об отсутствии собственных мыслей по предложенной теме.
• Взявшись за свободную или полусвободную тему, необходимо доказать, что вы владеете приемами литературного письма.
• Объем сочинения установлен' правилами. Но если все уже сказано, тема полностью исчерпана, поставьте точку. Если же уже есть "перебор" объема, а тема еще полностью не раскрыта, продолжайте. Лучше законченная мысль, чем ее скомканная.
• Оживите свое сочинение, включите воображение, разнообразьте интонацию, покажите умение неординарно сопоставлять два программных произведения, и экзаменатор обратит внимание на ваше сочинение.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ
-Не раздумывайте долго. «Ваша» тема это «любовь с первого взгляда».
-Потому что мы знаем лучше всего то, что любим.
-Значит, выбираем темы по тем произведениям, текст которых нам помнится лучше всего.
-Даже если главное слово нам не очень-то интересно.
-Ибо без исследования текста, без опоры на литературный материал сочинение вообще не состоится.
Каков объем абитуриентского сочинения? Практика утверждает не меньше четырех и не больше восьми страниц. Это оптимально. Но ведь нет правил без исключений, а значит, и точку надо поставить тогда, когда почувствуешь: тема исчерпана, все, что хотелось сказано, а повторяться только раздражать и так уставшего экзаменатора. Точка!
ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:
ОШИБКИ
ЯЗЫК
СТИЛЬ
ЛОГИКА
ТЕКСТ И ЕГО ФАКТЫ
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, НАВЫКИ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИТОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
КРУГОЗОР
ТЕМА
ТРЕБОВАНИЯ к сочинению
РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ
ОШИБКИ
1. Отсутствие ошибок в сочинении: орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических. Повышай грамотность, критически оценивай написанное, делай проверку даже по самым простым правилам!
ЯЗЫК
2.Богатство словаря, точность словоупотребления, разнообразие морфологических категорий и синтаксических конструкций, используемых в сочинении. Больше читай! Старайся запоминать и употреблять новые слова, подбирай синонимы, даже при отсутствии практической необходимости в них! Экспериментируй: вырази мысль с помощью разных синтаксических конструкций! Стремись к совершенству!
СТИЛЬ
3.Стилистическое единство и выразительность сочинения. Можно одеть смокинг и кроссовки? Иногда опасно соединять несоединимое. Так и неосторожно употребленное слово или выражение способно испортить все впечатление!
ЛОГИКА
4.Последовательность изложения, логическая связь мыслей в сочинении. Мысль развивается плавно, медленно, без внезапных скачков, автор делает небольшие промежуточные выводы - такую работу легче понять читающему!
ТЕКСТ
И ЕГО
ФАКТЫ
5.Знание текста (текстов) произведения (произведений), отсутствие фактических ошибок в сочинении. Запоминай имена героев произведений, его сюжет! Составляй краткие конспекты изученных произведений!
Железное правило: если в чем-то не уверен, не пиши! Не стоит путать имена, названия, сюжеты - эта ошибка очень "дорого" обходится!
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, НАВЫКИ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 6.Знание некоторых сведений по теории литературы и умение эти сведения использовать для анализа художественного произведения. Можно сдавать экзамен по физике и при этом не употреблять слов "джоуль", "ватт", "ампер"? Понятия "форма" и "содержание", "идея", "жанр", "система персонажей", "конфликт", "кульминация", "композиция", "деталь" и другие жизненно необходимы автору сочинения, претендующему на хорошую оценку.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИТОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
7.Самостоятельность пишущего во взглядах, оценках, т.е., наличие собственной точки зрения, развитого мировоззрения. Знакомься с разными точками зрения и оценками художественного произведения, пытайся понять авторскую позицию, определи свое отношение к ней, полемизируй со всеми, в том числе и с собой, но не забывай главного: любая точка зрения всегда нуждается в доказательствах, аргументах.
КРУГОЗОР
8.Широкий кругозор. Иногда следует отвлечься от деталей и посмотреть по сторонам
ТЕМА
9.Самое важное, самое главное!
СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГО ТЕМЕ.
О соответствии содержания сочинения его теме будем рассуждать далее...
ДВА ПОДХОДА К РАСКРЫТИЮ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ.
Как раскрыть тему сочинения?
Снова мучительный вопрос!
Давайте предположим, что существуют два различных подхода к раскрытию темы.
К какому результату они приведут - вот мера их правильности.
ПОДХОД ПЕРВЫЙ ПОДХОД ВТОРОЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ
В сочинении должны быть не только затронуты, но и раскрыты все аспекты темы, в сочинении должен содержаться максимум информации по теме. В сочинении невозможно раскрыть все аспекты темы, поэтому стоит остановиться только на одном, самом простом тезисе (утверждении) и подборе аргументов (доказательств) к этому тезису.
ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ
Отразить весь объем известной информации, все знания по теме сочинения. Доказать, аргументировать единственный простой и ясный тезис (утверждение) в рамках темы сочинения.
ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ
Сочинение - это максимум информации по теме. Сочинение - это тезис и его аргументация.
Тема урока:
Консультация. Подготовка к написанию сочинения-рецензии.
Цели: отработка навыков выполнения тестовой работы части А (заданий, связанных с текстом), части В и части С (сочинения-рецензии).
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Учитель сообщает цели и задачи урока, знакомит с планом работы.
Вариант 1. С использованием текста демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку за 2002 год.
Вариант 2. С использованием компьютерного теста, составленного на основе текста демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку за 2002 год.
Прочитайте текст и выполните задания № А27-А32, В1-В8, С1.
(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку".(2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.
(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждала появления Савельича.
(7)Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8)Невероятная трогательность. (9)Разве Савельич раб? (10)Да он на самом деле хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.
(13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь главнее всех.
(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.
(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.
Ф.Искандер (237 слов)
А27. Какая проблема не затронута в этом тексте?
1) Какую роль играет книга в жизни человека?
2) Какие качества наиболее ценны в человеке?
3) Как отличить талантливую книгу от посредственной?
4) Как Пушкин относится к Пугачеву?
А28. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) Савельич как литературный персонаж не менее значителен, чем Пугачев?
2) Пушкин с большой симпатией относится к Савельичу.
3) Рабская преданность Гриневу выявляет холопскую сущность Савельича.
4) В образе Савельича воплотились некоторые черты любимой няни Пушкина.
А29. Определите стиль и тип речи текста.
1) научный стиль, описание
2) публицистический стиль, рассуждение-размышление
3) художественный стиль, описание
4) научный стиль, рассуждение-размышление
А30. В каком предложении автор использует антонимы (антонимическую пару)?
1) 9 2) 10 3) 13 4) 18
А31. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим(-и) с помощью лексического повтора и указательного местоимения?
1) 2 2) 7 3) 16 4) 18
А32. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?
1) сравнительные обороты, инверсия, гипербола, олицетворение
2) неполные предложения, ряды однородных членов, риторический вопрос, анафора
3) риторический вопрос и восклицания, метафора, ряды синонимических и антонимических сочетаний, лексический повтор
4) метафоры, сравнительные обороты, неполные предложения
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов рядом с номером задания (В1 В8), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде последовательности цифр или букв. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Между числами ставьте знак тире.
В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово НЕИЗМЕННЫМ (предложение 17).
В2. Из предложения 14 выпишите частицу.
В3. Из предложения 11 выпишите прилагательное с беглой гласной в суффиксе.
В4. Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ.
В5. Среди предложений 1 -12 найдите сложное предложение, состоящее из трех частей, при этом одна из частей является односоставным безличным предложением. Напишите номер предложения.
В6. Среди предложений 10-16 найдите такие, в которых использована авторская пунктуация (отличающаяся от общепринятой). Напишите его(их) номер(-а).
В7. В первых двух абзацах текста (№ 1-6) найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством. Напишите его (их) номер(-а).
В8.Напишите номер(-а) сложноподчиненного(-ых) предложения(-й) с последовательным подчинением придаточных.
Часть 3
Для ответа на задание этой части используйте специальный банк. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение-рецензию.
С1.Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Выразите в нем свое отношение к проблемам, затронутым автором. Согласны ли вы с позицией Фазиля Искандера?
Оцените речевое оформление текста: отметьте более яркие языковые средства, позволившие автору предать наслаждение, которое он испытывал в детстве от встречи с героями "Капитанской дочки", и выразить мысли, навеянные чтением истинно художественного произведения.
В течение 10 минут ученики самостоятельно выполняют задания А27-А32, В1-В8 (на ПК тесты А1-А6 и В1-В8).
По окончании работы тестовая программа подводит итоги и выставляет оценку на основании правильного выбора учеником варианта ответа. Возможен режим просмотра ответов.
В ходе проверки заданий части А они не просто называют свой вариант ответа, но и обосновывают его выбор.
Если задания части А проверялись "по цепочке" (ученик объяснял одно задание), то в ходе проверки части В читаются все ответы одного ученика. Затем идет обсуждение.
- С чем вы не согласны? Какие задания вызвали наибольшую трудность? Насколько успешно вы выполнили работу?
Учитель, подводя итог, напоминает правила заполнения бланка ответов части А и В, правила отмены ошибочных ответов.
Далее учитель напоминает об особенностях написания сочинения рецензии.
Рецензия:
- рассуждения о теме рецензируемого произведения, идеях, о том, как эти идеи воплощаются в художественной ткани произведения;
- разбор композиции, особенностей языка;
- собственные взгляды автора произведения.
Слайд 1
Обращает внимание на критерии оценивания части С.
С1 - анализ содержания исходного текста (2)
С2 - анализ формы (языковые средства) (2)
С3 - отражение личностной позиции (3)
С4 - композиционная стройность (2)
С5 - богатство речи (2)
С6 - орфографические ошибки (3)
С7 - пунктуационные ошибки (3)
С8 - грамматические ошибки (3)
С9 - речевые недочеты и ошибки (3)
Слайд 2
Примечание. В скобках отмечен максимальный балл по критериям 2002 года. С этими критериями оценки ученики были ознакомлены в начале учебного года, предыдущие работы проверялись с учетом их.
Вслух читается текст, предложенный для написания творческой работы, затем ученики про себя знакомятся с формулировкой задания.
- Перед вами образец сочинения, написанного заранее одной из учениц класса. Прочитайте его и попытайтесь оценить, исходя из критериев оценивания.
"Капитанская дочка" А.С.Пушкина действительно является великим произведением. Впервые я познакомилась со страницами этого романа в девятом классе и была заинтересована его сюжетом, судьбами героев. Точно так же, как Марина Цветаева ждала появления Пугачева, а Фазиль Искандер Савельича, я с нетерпением ждала появления Петра Гринева.
Нам выпало жить в страшное (я не боюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема для большинства из них добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгой судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого. Когда в нашем классе проводился диспут на тему: "Что такое честь?", один мой одноклассник так и высказался: "Честь в наше время привилегия нищих, а я хочу жить, а не нищенствовать, так что мне с ней не по пути". С этим учеником, чувствовала я, согласились многие. И тут бы совсем отчаяться, но мысль о том, что противников такого суждения ничуть не меньше, согревала душу. Значит, Петр Гринев не одинок. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь основной жизненный принцип, несмотря ни на какие препятствия судьбы. А почему вообще существуют люди, думающие иначе? Да потому, что всё наше поколение растет на безнравственных фильмах, безпринципных журналах и газетах. А вот если бы каждый человек прочитал хотя бы несколько книг, воспитывающих хорошие черты души, то общество менялось бы в лучшую сторону. Вот эта одна из проблем, затронутых в тексте.
Следующая проблема, которую затронул автор, это качества ценны в человеке. На мой взгляд, в человеке наиболее ценны такие качества, как доброта, искренность, мужественность, нравственность, преданность друзьям. Без этих качеств человек не человек, а животное.
Но главная проблема, затронутая Ф. Искандером, это то, что не все произведения литературы могут заинтересовать читателя, а только те, в которых будут отражены важные для жизни проблемы. Таким произведением и является "Капитанская дочка" А. С. Пушкина, потому что оно интересует читателя, к нему есть желание вернуться, перечитать его и повторить наслаждение. Я полностью согласна с позицией Фазиля Искандера, что вот это желание и есть признак удачи художественного произведения, пусть мы не сможем вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце и придает силы.
По типу речи этот текст рассуждение-размышление. Схема строения текста: тезис - доказательства - вывод. Тезис дается в первом предложении. Затем автор переходит к доказательствам, которые и будут подтверждать тезис. Последний абзац является выводом.
В тексте преобладают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Способ связи предложений цепной, каждое последующее предложение строится на базе предыдущего.
В данном тексте абзац является средством связи частей текста. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически.
Стиль текста публицистический, потому что в нем употребляются сочетания устойчивых языковых форм, свойственных для общественной жизни: любовь, преданность, надежда, мечта, жизненные силы. Характер повествования простой и доступный для читателей. Для того, чтобы передать наслаждение, выразить свои мысли, навеянные чтением художественного произведения, автор использует такие яркие языковые средства, как риторический вопрос (Разве Савельич раб?), восклицания (Да он на самом деле хозяин положения!), метафору (надежда, мечта греет сердце), ряды синонимических и антонимических (слуга и хозяин) сочетаний, лексический повтор.
Я считаю, что этот текст имеет огромное значение для читателей, потому что, читая его, каждый задумывается над смыслом и проблемами, затронутыми в нем, и делает для себя нужные выводы.
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по данному тексту.
Литература.
1. Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык. М.: Интеллект-Центр, 2002.
Как написать сочинение на «5»
Чем сочинение отличается от других вступительных экзаменов?
За математическими формулами и задачками по физике не видно человека. А вот творческая работа, как лакмусовая бумажка, показывает интеллектуальный и культурный уровень выпускника. Ознакомившись с сочинением, экзаменаторы без труда составят портрет абитуриента.
Основная цель каждого абитуриента на вступительном сочинении показать знания по русскому языку и литературе и умение логично излагать свои мысли хорошим литературным языком.
Сверим часы
На сочинение отводится четыре часа - времени совсем немного, для того чтобы успеть написать хорошую работу. Поэтому старайтесь писать сочинение часа за три - так вы приобретете навык работы в условиях дефицита времени.
Как уложиться в заданное время на экзамене?
30 мин. - выбираете и обдумываете тему
1,5-2 ч. - составляете план и работаете над черновиком
40-60 мин. переписываете на чистовик
30-60 мин. проверяете (Внимание! Многие абитуриенты пренебрегают этим советом и получают неудовлетворительную отметку лишь потому, что у них не хватило времени проверить свою работу).
Какую тему выбрать
На экзамене предлагается три темы на выбор:
o по первой половине XIX века
o по второй половине XIX века
o по XX веку
o свободная тема (в некоторых вузах)
Выбор темы очень ответственный момент. Как не ошибиться и выбрать именно ту, по которой вы cможете написать удачное сочинение? Постарайтесь четко ответить для себя на следующие вопросы:
текст какого произведения вы знаете лучше?
по какой теме сможете использовать свои знания в области теории и истории литературы?
знакомы ли вы с критическими статьями, посвященными перечисленным литературным произведениям?
вы когда-нибудь писали сочинение на подобные темы?
И только после этого решайте, какую тему выбрать.
О чем писать
Опытные преподаватели советуют тему сочинения в уме переделать в вопрос. Например, тема «Роль пейзажа в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»». Переводим в вопрос: «Какова (или в чем заключается) роль пейзажа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»). Или, скажем, «Особенности драматургии М. Горького» формулируем в виде вопроса: «В чем заключаются особенности драматургии М. Горького?» Вопрос сформулирован? Остается дать на него развернутый ответ и тогда сочинение получится удачным.
Работа с черновиком
Тема выбрана, пора приступать непосредственно к написанию сочинения. Первым делом, необходимо вспомнить, что вы знаете по этой теме. На черновик коротко выпишите все, что вы можете вспомнить: важные даты, высказывания критиков, цитаты и т.д. Записывайте материал, который приходит вам в голову в любой последовательности и в любом виде (используйте сокращения и понятные вам условные обозначения, рисуйте схемы и т.д.).
Теперь, после того, как вы многое вспомнили и подобрали материал, необходимо выстроить его логически - решить, что ляжет в основу сочинения, а что послужит вспомогательным, иллюстративным элементом.
План всему голова
Без плана вам не удастся написать хорошую, логично выстроенную работу. Поэтому отнеситесь к этому этапу со всей серьезностью. Кратко сформулируйте основные мысли. Решите, о чем и в какой последовательности будете писать. В идеале вы должны настолько хорошо проработать план, чтобы из него было видно, чему посвящен каждый абзац.
Не пишите сочинение дважды
На экзамене у вас будет не так много времени, и вы можете не успеть написать сначала весь текст на черновике, а затем на чистовике. Чтобы не писать сочинение дважды, необходимо:
составить хороший подробный план.
написать фрагменты сочинения, которые кажутся наиболее трудными. Например, если вы не знаете, как лучше сформулировать какую-то мысль, нужно тщательно проработать эту часть текста на черновике.
изложить тезисы - главные мысли вашего сочинения
полностью написать вступление и заключение.
Большая часть сочинения у вас уже есть. Теперь можно писать чистовик.
В экзаменационной работе лучше сохранить традиционную трехчастную структуру: вступление, основная часть и заключение.
Валентина КОХАНОВА, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета: «Очень большое значение имеет стройность и соразмерность частей сочинения. Главная цель вступления - грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трех предложений. Не стоит делать его громоздким, чтобы не "увязнуть" в нем самому и не сбить с толку приемную комиссию. Основная часть и заключение - два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы».
¾ всего сочинения должна составлять основная часть
¼ необходимо отвести на вступление и заключение
В сочинении по прозаическому произведению цитаты должны составлять не менее 1/10 произведения.
Используйте только те слова, в правописании которых полностью уверены. Если вы не знаете, как пишется слово, замените его синонимом. Этот совет касается как орфографии, так и пунктуации. Сомневаетесь, нужна ли запятая, измените конструкцию предложения так, чтобы не допустить ошибку.
Экзаменатор проверяет только чистовой вариант сочинения и, не сверяя его с черновиком, выставляет оценку. Постарайтесь внимательно переписывать свою работу.
Исправления, сделанные в сочинении, на оценку не влияют.
Методические рекомендации по написанию сочинения
Композиция сочинения
Композиция состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения.
Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:
- изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
- выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание);
- очень длинное, затянутое вступление.
При написания вступления и заключения нужно руководствоваться соображениями здравого смысла и постоянно задавать себе вопросы: "Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я все это пишу?" Следует помнить, что подобные вопросы задает себе и учитель (экзаменатор), читая сочинение. Весьма существенным представляется временной фактор: экзамен ограничен четырьмя часами, и нет смысла тратить время на изложение сведений, которые могут быть отмечены на полях сочинения ремаркой преподавателя "не по теме".
Вступление не должно содержать все известные нам сведения об авторе и его произведении и начинаться ab ovo (от сотворения мира, "с яйца"). Неудачным следует признать такое начало сочинения "Фамусов" на тему "Фамусов в изображении А. Грибоедова":
А. С. Грибоедов был одним из выдающихся деятелей своего времени. Он был человеком тонкого ума, большого сердца и жил в соответствии с высокими моральными принципами. Грибоедову принадлежит одно из самых великих произведений русской литературы, которое обессмертило его имя. Комедия "Горе от ума" - это произведение, которое было и будет актуально.
Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Например, сочинение «Образ Катерины в пьесе "Гроза" А. Островского» начинается динамично:
Катерина входит в пьесу с темой любви, сначала говорит о своей любви к свекрови, потом - к Варваре. Она любит всех, и сама нуждается в любви и ласке, но в "темном царстве" никто не может дать ей желаемое.
Данное вступление можно расценить как удачное. Тема "Образ Катерины..." весьма объемна, требует анализа многих элементов пьесы: характера героини, ее мироощущения, отношений с окружающим миром, судьбы, трагического конца. Автор сочинения не тратит время на общие разговоры и с первой фразы переходит к анализу произведения: к первому появлению героини в тексте. Одновременно в первом предложении сочинения автор называет главные художественные темы, которые связаны с образом Катерины: тему христианской любви, тему одиночества, и задает основания для объяснения ее конфликта с людьми.
Если в названии темы использованы литературоведческие термины, то есть смысл во вступлении сформулировать ваше понимание данных терминов. Это поможет вам отбирать материал для основной части, строго следуя собственной теоретической посылке. Такие темы, как «Символические образы в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"», «Образ Петра I в творчестве А. Пушкина», «Тема судьбы в романе М. Лермонтова "Герой нашего времени"», можно разворачивать, исходя из собственной интерпретации понятия судьба и его составляющих, термина образ героя и его составляющих, терминов символ и символический образ. Так, например, термин образ героя предполагает анализ таких его составляющих, как характер, мировоззренческие характеристики, участие в сюжетной истории, отношения с другими героями, мнение других персонажей и автора, самое общее соотношение образа героя с концепцией произведения.
Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, доказать в дальнейшем изложении. Сочинение на тему "Человек и государство" в "петербургской повести" А. Пушкина "Медный всадник" начинается подобным образом:
Судьба маленького человека в таком государстве, как неколебимая Россия, трагична. Государственная власть находится в постоянном конфликте со своими подданными и не снисходит к судьбе отдельного гражданина.
Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.
Подведем итог: нет однотипного, идеального, образцового вступления, которое подходило бы к любой теме. Вступление, как и все сочинение, пишется индивидуально.
Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Читающий сочинение учитель (экзаменатор) не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.
В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств. Как строится заключение в сочинении на тему "Тема судьбы в творчестве М. Лермонтова":
В своем сочинении я постарался показать многозначность понятия "судьба" в творчестве М. Лермонтова. Судьба России, отношение писателя к Богу и древнему религиозному понятию "судьба", изменение этого отношения со временем - все эти стороны я старался охватить в своей работе.
Некоторые экзаменационные темы предполагают возможную перекличку исторических эпох: какие-то десятилетия XIX века могут ассоциироваться с современностью. Тогда закономерным будет выглядеть в заключении обращение через проблематику литературного произведения к современной действительности. Например, сочинение «Отцы и дети в романе И. Тургенева "Отцы и дети"» может заканчиваться таким суждением:
Идеальные отношения между поколениями в представлении И. Тургенева таковы: "дети" продвигают жизнь вперед, развивают новые идеи, осуществляют прогресс, давая обществу "новое слово". Отцы, обращаясь мыслью к своей молодости, снисходительны к детям, оставляют высокомерное желание учить и, сохраняя любознательность, свойственную молодости, интересуются новыми идеями. Мне кажется, что сейчас в России существует та же проблема - конфликт поколений. "Дети" отрицают жизненные идеалы "отцов", выросших при социализме и строивших коммунизм, "отцы" не понимают "детей", выросших при демократии. Нам всем надо быть терпимыми и идти на компромисс.
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без аффектации, чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего мнения следует воздержаться.
Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой. Главное, чего следует избегать при написании основной части, - это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки.
Второй распространенный недостаток основной части - это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы, предложенной на экзамене. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать ее из виду.
Темы сочинения по своему характеру весьма разнообразны. Тема может быть сформулирована в виде вопроса. Например «"Что делать?"(По произведениям современной русской литературы и публицистики)». Тема может быть представлена цитатой: «"Мир умирает каждый раз с умершим человеком" С. Маршак (По произведениям русской литературы XX века)». Тема может предлагать сравнительную характеристику героев: «Обломов и Штольц (по роману И. Гончарова "Обломов")». Иногда тема требует обобщенной характеристики персонажей, например: "Женский характер в изображении Л. Толстого". Тема может отсылать к общей характеристике произведения, например, «Идейно-художественное своеобразие рассказа А. Чехова "Ионыч"», а также охватывать творчество писателя в целом, например, "Русское купечество в произведениях А. Островского".
Большую трудность вызывает написание обзорных, "сквозных" тем. Если вы решили написать сочинение на обзорную тему, например: "Образ странника в русской литературе второй половины XIX века", прежде всего постарайтесь во вступлении определить исходные позиции. Тип странника можно истолковать по-разному: странники - это богомольцы, верующие люди, собирающие пожертвования на строительство новых церквей. Или это созерцатели, бредущие по миру с единственной целью - насладиться его красотой. Или это правдоискатели, озабоченные потребностью найти истину, раскрыть тайну бытия. Оговорите во вступлении ваше понимание странничества как одной из сторон русской народной жизни. Оговорите также литературные произведения, сюжетами которых можно воспользоваться для реконструкции данного типа героя. В основной части проанализируйте хотя бы два из названных во вступлении текстов (например, "Очарованный странник" Н. Лескова и "Кому на Руси жить хорошо" Н. Некрасова). Постарайтесь для себя определить особенности изображения странников у каждого автора и на этих особенностях (а не на пересказе сюжета!) стройте свое изложение. В заключении уместно было бы порассуждать, почему данный тип героя стал актуален в русской литературе именно во второй половине XIX века.
Несомненно, предложенный выше план является одним из возможных путей, по которому можно следовать при написании сочинения. Для вас главным будет определить направление, основные его вехи и четко следовать им при написании сочинения.
Еще раз напомним, что при написании любого сочинения абитуриент должен опираться на анализ текста литературного произведения, не подменяя этот анализ отвлеченными рассуждениями, никак не связанными с анализом литературного произведения (так называемыми рассуждениями о жизни).
По материалам методических указаний к вступительному экзамену по русскому языку и литературе абитуриенту Санкт-Петербургского государственного университета. 2001 г.
PAGE 16