Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
7, 8) В теории СКД принято использование обобщенного, универсального, системообразующего термина «социально-культурная сфера» изначально обозначающего тесное единство и взаимодействие следующих подсистем: духовных, культурных потребностей граждан; различных видов социально-культурной деятельности; конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности; наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятельность как в коллективном, так и индивидуальном порядке. В литературе можно также встретить деление сферы услуг на три сектора:
третичный инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);
четвертичный распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);
пятиричный социально-управленческий (управление, наука, образование, здравоохранение, искусство).
социально-культурная сфера:
образование, культура, физическое воспитание и спорт, здравоохранение и социальное обеспечение, средства массовой информации и коммуникации, другие виды и сферы социальной деятельности по развитию человеческого потенциала как источника и конечной цели общественного развития
▼
предприятия, учреждения, организации, органы управления
▼
производство, распределение, сохранение и организация потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения
▼
удовлетворение культурных и информационных потребностей населения
Разветвленная инфраструктура социокультурной сферы: образовательные, воспитательные, информационные, природоохранные, рекреационные и другие государственные и общественные институты.
9) Основные факторы2, определяющие особый характер и специфику хозяйственной, экономической деятельности социокультурных учреждений в предпринимательской области: некоммерческий статус учреждений и своеобразие продукта, который продается на рынке потребления.
Первый фактор регламентирует не только допустимые пределы выбора видов деятельности, но и степень свободы использования получаемого дохода. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике, как известно, основана на получении прибыли, которая в коммерции облагается довольно высокими процентными ставками налоговых отчислений. В предпринимательской же деятельности некоммерческих учреждений социокультурной сферы получение прибыли не предусматривается, а доходы направляются на воспроизводство последующей деятельности. И эти учреждений по закону не могут себе позволить заниматься деятельностью, которая выходит за рамки их миссии. Таким образом, предпринимательская деятельность социокультурных учреждений с ее ограничениями и некой половинчатостью отнесена к некоммерческой сфере и облагается налогами, применяемыми в государственном секторе.
Г.Л. Тульчинский провел сопоставление некоммерческой и коммерческой деятельности и выявил различия:
1. Цели. Если в коммерческом менеджменте основная цель прибыль, то в некоммерческой деятельности это реализация социальной идеи (программы), что требует повышенного качества услуг, убежденности потребителей, спонсоров, доноров в необходимости услуг некоммерческой организации.
2. Товары. Обычно это услуги, идеи и программы, имеющие социальное (и лишь косвенно экономическое) значение и обычно связан с узким потребительским сегментом и деятельностью, не приносящей прибыль. Ею не занимаются коммерческие фирмы и поэтому необходимы льготы, дотации, спонсирование. Это обычно узкий ассортимент социальных услуг, быстро обновляемых и тесно связанных с убеждениями, интересами персонала.
3. Цены. Социальные услуги некоммерческих организаций обычно предоставляются или полностью бесплатно, или ниже рыночной стоимости, или даже ниже себестоимости. Основу цены образуют издержки на оказание услуги, покрываемые или за счет дотаций (бюджетных, спонсорских, донорских), или (возможно частично) от собственной коммерческой деятельности.
4. Двоякость рынка рынок потребителей и рынок попечителей (спонсоры, доноры, меценаты). Часто субъект платежеспособного спроса (плательщк) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Например, дети, подростки, ветераны. Наряду с собственной оплатой, может быть поддержка бюджетными средствами, или заинтересованными в такой деятельности донорами, или благотворительными фондами. Первичность этих рынков не всегда очевидна: в начале могут определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, или подбираются потребители для обеспечения интересов доноров, готовых платить деньги за определенные виды работ с этими группами.
5. Реализация. В некоммерческой деятельности особую роль играет доступ в секторы и места, недоступные коммерческим фирмам, в том числе за счет использования в распространении части услуг бесплатной добровольной помощи или поддержки государственных организаций.
6. Продвижение в некоммерческой деятельности тесно связано с реноме идеи, большей зависимостью от государственной политики и давления общественного мнения. Широко использует методы PR, сотрудничество со СМИ, проведение специальных акций, презентаций. Доля традиционной коммерческой рекламы незначительна, и часто рекламируются не услуги, а организации.
7. Отсутствие четких показателей итогов работы, что затрудняет контроль и анализ эффективности.
10) в сфере культуры своеобразие этого продукта заключается в том, что он впрямую не продаётся на рынке. В буквальном смысле продуктом являются билеты, которые продаются потребителю. Они продаются на концерт, выставку, спектакль и т.д. Покупая билет, потребитель покупает не исполнителя и его песни, не живописное полотно выставки, не сцену из спектакля или сюжет культурной программы, а покупает право соприкосновения с искусством и культурой, тем самым он инвестирует создание нового художественного продукта. И даже в тех случаях, когда создается культурная целевая программа для оптовой продажи или гастрольного проката, купившая организация печатает бумажки в виде билетов и, через них, продает право на одноразовые или долговременные коллективные просмотры. Но в любом случае сам материализованный продукт, в итоге, остается в собственности его создателей, даже если он лишается права на дальнейший прокат, поскольку перегруппировка материальных, людских, художественных, режиссерско-постановочных ресурсов отработавшего продукта позволяет создавать новый продукт, уже с новой потребительской стоимостью.
Культурные продукты существует либо в виде произведения искусства - нотной партитуры музыкального произведения, живописного полотна, скульптуры и т.д. (имеют реальную потребительскую стоимоть, долговременный, возможно и бесконечный характер жизни), либо в виде культурной, концертной, игровой, праздничной программы, спектакля, выставки, фестиваля и т.д. (имеют временный, краткосрочный цикл жизни, они быстро, иногда после одноразового использования прекращают свое существование, могут трансформироваться в новые формы, изменяя содержание, потребительскую стоимость).
Во втором случае культурно-творческий, интеллектуальный потенциал воссоздается, осуществляется и "умирает" в материале в процессе реализации продукта, и необходим новый искусственно проектируемый и целевым образом задаваемый импульс для развертывания нового цикла. Поскольку каждый новый цикл возникает в особой социокультурной ситуации и замысливается как способ решения задачи по удовлетворению определенных потребностей за счет создающихся для этого средств, то эти циклы не повторяют друг друга, а только могут быть представлены как подобные по функциям, механизмам, формам и методам.
Продукт-услуга. Кроме этого, в социокультурной деятельности производится некий продукт, выступающий в виде непосредственного живого творческого труда, и представляет собой продукт-услугу (патронажная деятельность, библиотечное обслуживание, шефская работа, посредническая деятельность, реклама, имидж, создание организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни, деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств (фандрайзинг). Создание такого продукта всегда соотносится с ситуацией, сложившейся на данный момент в
11) БЛАГА все, что способно удовлетворить жизненные потребности людей, приносит
пользу, доставлять удовольствие
ЦЕННОСТЬ термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию. Ценностям приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер, они трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты. Ценности культуры могут быть отражены в мастерстве и творческих возможностях человека, воплощенных в культурных продуктах, а также в представлениях и вкусах людей
Культурное богатство человеческого общества с экономической точки зрения представляет
собой массу продуктов культуры, а отдельный продукт его элементарная форма.
Эти продукты имеют специфические, чувственно воспринимаемые свойства, благодаря которым они могут удовлетворять особые человеческие потребности культурные (познавательные, нравственные, эстетические, коммуникативные).
В экономике культуры рассматриваются культурные блага как материальные и нематериальные продукты общественного труда, затраченного на их создание, творческое воспроизведение, обработку и хранение. Они обладают общественной потребительной стоимостью и являются одним из способов усвоения человеческой жизни
13)Культурные блага по своему характеру неоднородны и различаются:
по выполняемой ими функции
Классификация культурных благ
Материальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей |
|
Средства культуры |
А.Производственные (скрипка, фортепиано кисти, театральные костюмы и т.д.), с помощью которых идет воспроизводство культурных благ Б.Информационные (радиоприемники, телевизоры и т.д.) |
Предметы культуры |
А. Связанные с удовлетворением культурных потребностей (например, художественные фильмы и т.д.) Б. Опосредующие фазы производства и потребления объектов культуры (превращаемые в продукт) |
Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей |
|
Услуги культуры |
Выполняющие функции передаточного механизма в культуре выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат театральных костюмов и т.д. К этой сфере (а не к сфере торговли) следует отнести продажу предметов художественного творчества, книг и т.п. |
Выполняющие непосредственно культурные функции: работа театрального актера, концерт исполнителя виртуоза, деятельность руководителя профессионального хора, лекция ученого и т.п. |
14)Долгосрочное стратегическое регулирование предложения предметов культурных потребностей на основе:
Краткосрочное и среднесрочное регулирование предложения предметов культурных потребностей осуществляется на основе действия всех долгосрочных инструментов экономической политики. Особое значение имеют:
Краткосрочное и среднесрочное регулирование спроса осуществляется с помощью:
16) Управленческий цикл. С точки зрения социологии управление культурой определяется как сознательное, планомерное и целенаправленное воздействие на культуру как целостную систему производства, распределения, обмена и потребления знаний, ценностей и норм, образцов жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями их развития в интересах общества и каждой отдельной личности. Такое воздействие проходит ряд этапов и составляет управленческий цикл.
Первый этап сбор и обработка социокультурной информации, изучение состояния объекта в данный момент.
Второй этап анализ обработанной социокультурной информации, ее систематизация и на этой основе постановка целей и задач.
Третий этап учет социокультурной информации, целей, задач и построение идеальной модели развития.
Четвертый этап разработка путей передачи социокультурной информации соответственно модели, создание программ развития с целью получения финансовой поддержки.
Пятый этап непосредственная реализация программы развития.
Шестой этап контроль по каналу обратной связи с использованием социологических исследований. Изучать необходимо не только социокультурные процессы, но и все элементы культурной среды в совокупности с социально-экономическими особенностями данного конкретного региона.
Седьмой этап осуществление корректирующих воздействий на основе контрольных исследований развития культуры при наличии негативных последствий.
Последний, восьмой этап оценка результатов деятельности и планирование нового управленческого цикла.
17) Регламентация это совокупность норм, правил, стандартов и процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности в обществах с развитым разделением труда.
По Дюркгейму, существуют четыре проблемы регламентации, которые должен решать каждый менеджер: во-первых, регламентация должна быть скоординирована (то есть в ней не должно быть противоречий); во-вторых, надо сделать так, чтобы эта регламентация не ограничивала исполнителей, а, наоборот, создавала им поле свободы; в-третьих, нужно решить проблему самоорганизации, ведь есть всякие механизмы типа “невидимой руки рынка”, и для того, чтобы не делать все вручную, нужно существенно использовать эти механизмы; и, в-четвертых, Дюркгейм считал, что регламентация не выполнит свою функцию обеспечения солидарности, если она не будет справедлива Проблема скоординированности и внесения изменений в регламентацию
Обеспечение социальной солидарности в современных обществах связано с целым рядом проблем.
Во-первых, регламентация содержит многочисленные несогласованности, нестыковки, внутренние противоречия. С этим постоянно приходится сталкиваться. Во-вторых, в ней полно лакун (или попросту дыр), которые есть в любом законодательстве и которыми пользуются самые разные люди от очень передовых предпринимателей, строящих уже знакомые нам “схемы”, до очень плохих бандитов, делающих там свой маленький бизнес. В третьих, что самое главное, центральной проблемой является проблема внесения изменений.
Регламентация и cвобода. Регламентация как ноу-хау, как фиксация социального опыта и как граница свободы
Теперь обратимся к утверждению классика, что свобода сама есть продукт регламентации.
“Воздействие регламентации по существу положительно, если оно вынуждает индивидов следовать известной процедуре для достижения своей цели”.
Всякая проблема, которая однажды решена, и ее решение зафиксировано в регламентации, тем самым переведена для меня в разряд рутинных, что обеспечивает мне поле свободы. И когда в следующий раз эта проблема вновь возникает, для меня это уже не проблема. Она уже была и ушла за счет регламентации в социальную память, и у меня срабатывает условный рефлекс. Регламентация, которая четко разводит ваши полномочия, права и обязанности, дает ту самую свободу в либеральном смысле слова: ваша свобода не должна быть за счет чужой, а чужая за счет вашей.
18) Отрасль культуры часть народного хозяйства, пространство социокультурной практики, совокупность организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование культуры (народной и профессиональной) и приобщение населения к культурным ценностям. Цель направленность на создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей особым способом, с использованием особых средств, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности (в свободное время). Подтверждением отраслевой самостоятельности является также включение культурной деятельности в процесс затрат общественного труда и закрепление в качестве постоянного элемента в системе общественного разделения труда и обмена деятельностью.
Кроме этих основных особенностей отрасли культуры существует и ряд специфических черт, с экономической точки зрения вторичных:
1) создаваемый продукт, предназначенный для удовлетворения потребностей других людей, во многих подсистемах деятельности в отрасли культуры может иметь непосредственное отношение к формированию и удовлетворению культурных потребностей самого субъекта деятельности (и в этом смысле процесс создания продуктов культуры есть специфический процесс затрат общественного труда);
2) в отрасли культуры деятельность осуществляется на профессиональной и любительской основе (в свободное время и получаемый в ее результате продукт может быть также предназначен для других людей).
Отрасль культуры как система имеет экономические множественные связи с макроэкономической системой в целом. К входным воздействиям на систему отрасли культуры относятся не только непосредственные экономические условия развития отрасли культуры (административные, организационные, кадровые и другие), но и глобальные политические и социально-экономические условия жизни общества, которые детерминируют культурные процессы. Навыходах системы отрасли культуры представлен экономический эффект, рассматриваемый в различных формах: материально-физической, восстановительно-компенсирующей, информационной, социально-интегрирующей, инновационной, воспитательно-образовательной и политической.
Сфера культуры ныне рассматривается не только как производитель и хранитель культурных ценностей, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов от туризма и новых налоговых платежей в государственные бюджеты. прочное место в ней заняли высокоприбыльные новейшие отрасли (кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио- и видеопродукции, реклама, мода, фотография, промышленный дизайн), качественно изменившие рынки товаров и услуг культурного назначения. Их тесная связь с соответствующими отраслями электронного машиностроения привела к расширенному толкованию сферы культуры. В нее стали включать производство аудио- и видеооборудования.
Государственная политика в сфере культуры все в большей мере увязывается с социальной, промышленной и внешнеэкономической политикой.
19) В научных исследованиях сложилось определение нескольких уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества.
(а) Прямой вклад сферы культуры в экономику: создание конкретных рабочих мест, наличие собственных автономных рынков, обладающих инвестиционным потенциалом, вклад в развитие экономики конкретного региона; основной источник развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.
Косвенное экономическое влияние: использование в современных технологиях бизнеса и менеджмента (реклама, public relations, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля) традиционных форм социально-культурной деятельности, сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры; повышение ценности окружающей среды, например, посредствомукрашения товаров,
20) Прямое социальное влияние: аккумулирование и трансляция базовых ценностей общества, образов, которые также используются в коммерческой и некоммерческой деятельности; обеспечение социально-значимых видов деятельности, организация отдыха, позитивное влияние на сознание людей, отношения между ними, способствование духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала; наличие разнообразия возможных образцов и моделей социального поведения в элитарной, массовой культурах, андерграунде.
Косвенное социальное влияние: взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой социально значимых сфер, их социальное партнерство как важнейший механизм и инструмент формирования гражданского общества, способного к саморазвитию; обогащение социальной среды различными привлекательными культурными событиями, повышение способности общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения; воздействие на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей, способствование профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения; возрастание роли культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе с использованием современных технологий [Тульчинский].
Правомерно делать вывод, что культура вносит значительный вклад в цивилизационное развитие, является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.
21) Миссия это философия организации, она определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Миссия это посыл обществу, в котором наиболее рельефно раскрывается деятельность учреждения, что дает ему возможность найти партнеров, единомышленников, спонсоров.
Миссия учреждения культуры формируется как объективное, краткое и желательно вдохновляющее высказывание о смысле его деятельности и предназначении. Она должна отвечать на вопрос: зачем людям нужен это учреждение культуры? Формулировка миссии заставляет задуматься о его необходимости и перспективах существования. Она основа его долгосрочной политики.
Миссия учреждений культуры создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей (познавательные, моральные, эстетические, коммуникативные) с использованием особых образно-символических средств и творческого восприятия в соответствующих видах искусства
Миссия учреждений культуры определяется стратегическими интересами общества в области культуры, культурной политики государства.
Это закреплено в статье 1.4. Закона о культуре: государственная политика в отрасли культуры комплекс мер, которые принимаются государственными органами Республики Беларусь по сохранению, развитию и распространению культуры, организационному, правовому, финансовому, материально-техническому, кадровому, информационному и другому обеспечению культурной деятельности;
Миссия клубного учреждения развитие и приумножение духовно-нравственного и художественно-эстетического потенциала населения, сохранение традиционной культуры, развитие народного творчества и любительского искусства, создание достойной среды обитания для сельских жителей, организация межличностного общения и отдыха, эстетическое воспитание людей, формирование и удовлетворение культурных потребностей населения.
Миссия театра забота о духовном и нравственном здоровье зрителей любого возраста с помощью выразительных театральных средств. Осмысление классического наследия в свете духовных запросов обновляющегося общества, введение отечественного зрителя в мировой театральный контекст, способствование формированию эстетических приоритетов в театральном искусстве.
Миссия музея популяризация идеи культурного многообразия и культурного плюрализма, сохранение материального и нематериального культурного наследия. Например, миссия Областного музея состоит в сохранении истории и творческого духа людей, живших на этой территории от первых поселений до наших дней, а также рассказывать о них жителям области и приезжим.
22) Развитие и сочетание инновационных и традиционных подходов в системе управления сферой культуры возможно наблюдать в исторической ретроспективе управленческих отношений в культуре на примере Советского Союза, частью которого являлась Беларусь.
Формирование управленческих систем происходило под влиянием складывающегося в каждый конкретный отрезок истории понимания культуры и ее задач. Каждый из этих отрезков по отношению к предыдущему имел определенный инновационный (в современной терминологии) характер. Однако не исключались и частные регрессивные тенденции, которые снимались в общем направлении общественного прогресса.
1918-1941 гг. закладывание основ институциализации, упорядочения общественных связей и отношений в культуре в соответствии с концепцией партийности культуры и подчиненности всей ее сферы классовым интересам; в коллективных формах организовывалась культурная активность. Создавалась соответствующая структура культурных институтов, в том числе профессионально-образовательных: открывались средние специальные учебные заведения, первое высшее учебное заведение в сферы культуры Белорусская государственная консерватория. Формирование разных типов объектов культуры происходило с определением их главной функции - политико-воспитательной с опорой на командно-бюрократические методы управления, подчас принуждения и насилия над творчеством и личностью. 1944-1975 гг. интенсивно возрождалась и совершенствовалась культурно-просветительская система, развертывалось профессиональное искусство, образовательная подсистема культуры. Открытие Белорусского театрально-художественного института, Минского института культуры завершило создание системы высшего образования в культуре. Развивалась структура среднего специального образования сферы культуры в областях, осуществлялась массовое открытие детских школ искусств; сформирована система управления отраслью: в 1953 г. создано Министерство культуры, а тоже соответствующие органы территориального управления культурой. Работа культурно-просветительских учреждений предусматривала, прежде всего, политическую пропаганду, организацию политического самообразования, научно-просветительскую деятельность, развитие художественной самодеятельности. С развенчанием культа личности культурная политика сделала поворот от принципов принуждения к добровольности, сознательности. 1976-1990 гг. в контексте социально-экономических реформ культурно-просветительская работа органично переросла в составную часть социально-культурной деятельности; ставилась задача эстетического обслуживания людей, активного развития самодеятельных форм организации досуга. Сформировалась единая система непрерывного профессионального образования в отрасли культуры: в 1988 г. были переданы в подчинение Министерству культуры высшие и средние специальные учебных учреждений культуры. Были заложены единые организационно-методические основы для совершенствования всех уровней системы профессиональных учебных заведений культуры, углубления их творческих связей. В 60-е годы происходит постепенное изменение взглядов на природу культуры. На первый план выдвигаются уже не идеологические, воспитательные, жизнестроительные взгляды, а представления о культуре как культуре обслуживания. Феномен потребления культуры просуществовал до начала 80-х годов, когда происходит переосмысление функции культуры в обществе: не идеологическое воспитание, не культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и человека, выдвигается задача создания материальных условий для реализации процессов воспроизводства и развития культуры, условий для культурного общения, художественного творчества, осмысления эстетических ценностей задача создания необходимой культурной среды. Период 1991-2009 гг. связан с принятием Декларации о государственном суверенитете страны, приобретением политической и экономичной независимости. В принятой в 2004 г. Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь 2020 центральным элементам единого сбалансированного комплекса "человек - окружающая среда - экономика" обозначено культура как основа для новой системы нравственно-духовных, социально-этических ценностей общества. Государственная политика в сфере культуры направляется на создание условий развития и укрепления инфраструктуры отрасли, обеспечение доступа граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам, поддержку научного осмысления культурных процессов. Профессиональное образование в сфере культуры приобретает ключевую роль в обеспечении преемственности культурного процесса, воспитания творческих личностей, способных двигать вперед культуру. Новая ситуация в культуре характеризуется тенденцией к децентрализации, многообразием разных направлений развития культуры, переходом от директивных и административных к косвенным методам управления (расширение сети специальных школ, центров, фондов, подключение коммерческих механизмов и т.д.). Переход от организационной иерархии, бюрократии и автократии к формированию гетероструктур, демократии и всеобщему самоуправлению на основе сотрудничества
23) В любой системе управления всегда присутствует сочетание «технологического» и «личностного» подходов в организации деятельности. Соотношение их различно в зависимости от целей и функционального содержания организации. В меньшей степени личностный подход характерен для организаций материального производства с ориентацией на массовый выпуск продукции: высокая степень технологизации основа производственных отношений, построенная на репродуктивности (работе по заданному шаблону или схеме). Иное в учреждениях культуры. Чем больше личностного (т.е. творческого, оригинального) в содержании деятельности художественных руководителей, тем больше креативного, связанного с интерпретацией и реинтерпретацией уже существующего, созданного ранее.
Феномен двойственности в деятельности социокультурных учреждений заложен многообразием подходов в определении понятия самой культуры, где точки зрения исследователей сконцентрированы на двух вариантах культуры.
Одна группа ученых трактует ее как технологию, способ человеческой деятельности, другие как личностный аспект человеческого бытия, вкотором пребывают "сущностные силы человека", "творчество", "духовное богатство".
Несмотря на внешнюю противоположность подходов - "технологического" и "личностного" нельзя не видеть в них сходство и наличие точек соприкосновения, что говорит о том, что культура есть сложное и многогранное общественное явление.
"Технологический" аспект культуры, связанный с "обработкой природы людьми", с большой вероятностью можно соотнести с социально-нормативной функцией учреждений культуры, а "личностный" как "обработку людей людьми" с функцией социокультурной самоорганизацией личности.
Желаемая тенденция развития "двух культур" состоит в сближении "технологической" культуры (как способа человеческой деятельности) с личностной гуманизированной культурой, формировании субъекта и объекта социально-нормативной (технологической) культурной деятельности высокого духовного и интеллектуального потенциала
25) Ресурсное обеспечение деятельности организации это комплексный процесс мобилизации, накопления, распределения ресурсов, а также осуществления планирования, контроля, мониторинга и других процедур, направленных на эффективное и рациональное использование ресурсов и снижение риска в деятельности организации.
Ресурсное обеспечение представляет собой одну из важнейших функций, реализация которых определяет уровень развития любого хозяйствующего субъекта и эффективность его функционирования. Исследование его закономерностей требуется для рационального, эффективного и своевременного формирования и распределения ресурсов, необходимых для проведения работ по всем циклам.
Несмотря на свое первостепенное значение ресурсное обеспечение как «вещь в себе» не является целью деятельности организации. Задача деятельности состоит в достижении наиболее значимых общественных или локальных результатов при наименьших затратах, тем самым, включая две подзадачи. Первая состоит в формировании стратегических целей и направлений социально-экономической деятельности, максимизации ее результативности. Вторая ресурсное обеспечение относится к производству и воспроизводству, распределению необходимых ресурсов, минимизации и рационализации затрат.
Ресурсное обеспечение нельзя сводить лишь к формированию источников деятельности хозяйственного субъекта. Этот процесс намного шире и оказывается сквозным по отношению к стратегическому управлению деятельностью в целом. От стратегии ресурсного обеспечения зависит возникновение или устранение важнейших проблем менеджмента организации, например, предотвращение формирования организационных барьеров или конфликта интересов, стимулирование повышения эффективности.
Исследование механизмов ресурсного обеспечения деятельности организации создает необходимую основу для выработки концепции управления ресурсами. Механизм ресурсного обеспечения это система институциональных элементов, необходимая для распределения и перераспределения ресурсов хозяйствующими субъектами и их структурными подразделениями, а также трансформации ресурсов из одной формы в другую.
Направления ресурсного обеспечения деятельности организации, с одной стороны, определяются теми финансовыми, кадровыми, материальными и другими ресурсами, которыми она располагает сегодня, а с другой интеллектуальными ресурсами и инновациями, которые она предполагает внедрить в будущем, а также возможностями по привлечению
26) Прямой экономический расчет основан на централизованном плановом директивном распределении и переопределении материальных, трудовых и финансовые ресурсов в целях обеспечения макро пропорций расширенного воспроизводства Он является плановым (то есть осуществляется через план) и директивным. Директивность означает его обязательность, придает ему характер закона. Этот метод важен для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (природных и техногенных) и в ряде других случаев, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций. Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.Коммерческий расчет связан с целями предприятия в области: распределения инвестиций; размещения производства;развития технологий; кадровой политики;обеспечения рентабельности и сбыта;финансирования и кредитования; структуры капитала и т.д.В рамках коммерческого расчета в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчет система взаимоотношений внутри предприятия
27) Особое звено в финансовой системе составляют внебюджетные фонды, которые обладают определенной самостоятельностью, отделены от государственного бюджета и имеют свои органы управления. Их отличие от бюджета состоит в том, что они имеют строго целевую направленность. По своему общественному предназначению они в основном подразделяются на экономические и социальные.
В западных странах их достаточно большое количество, они функционируют на общегосударственном и региональном уровнях. Возникновение этого звена в финансовой системе связано с тем, что внебюджетные фонды в меньшей мере, чем бюджет, подвержены парламентскому контролю, поэтому исполнительная власть заинтересована в их существовании для улучшения маневренности в использовании финансовых ресурсов.
28) Мотивация это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.[1].
Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходи-мость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо который вызывает ощущение дискомфорта. Последнее вли-яет на чувства, поведение и мышление людей. Потребности нельзя непосредственно увидеть и измерить. Об их существо-вании окружающим можно узнать только по поведению людей, причем зачас-тую лишь в определенной ситуации. Нужно иметь в виду, что, хотя в каждый данный момент обычно доминирует одна какая-то потребность, деятельность человека стимулируется не только ею, но и многими другими, которые порой трудно идентифицировать.По происхождению потребности могут быть врожденными и приобретен-ными в результате воспитания. По характеру бывают естественными (в пище , воде и т.п.) и социальными ( в признании, славе). Исходя из содержания ма-териальными и нематериальными. Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обус-лавливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспита-нием, уровнем благосостояния, должностью, социальным статусом, личными ценностями, отношением к труду и проч.
30) Для целенаправленного и уверенного управления финансами необходимо иметь комплекс необходимой информационно-аналитической информации. В структуру такой информации входят: 1. Правовая, в том числе налоговая информация; (законы, указы, постановления правительства, приказы и письма финансовых органов, начиная с Минфина России и Федеральной налоговой службы). 2. Внешняя экономическая информация, в том числе таможенная, биржевая и валютная. 3. Нормативная информация (инструкции, нормы, методические указания). 4. Финансовая отчетность. 5. Бухгалтерская отчетность6. Статистическая отчетность. 7. Прочая локальная отчетность для оперативного использования. Особое место в комплексном информационно-аналитическом обеспечении ФМ занимает финансовая отчетность
В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.Видными представителями классических теорий являются: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др. К представителям теорий человеческих отношений относятся: Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ли-карт, Р. Блейк и др. Авторами теорий человеческих ресурсов являются: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др. Теории управления о роли человека в организации
Наименование теорий |
Постулаты теорий |
Задачи руководителей организации |
Ожидаемые результаты |
Классические теории |
Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения, это присущее для них качество. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, что они зарабатывают, делая это. Мало таких индивидов, которые хотят или могут делать работу, требующую творчества, самостоятельности, инициативы или самоконтроля |
Главной задачей руководителя является строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легкоусваиваемые, простые и повторяющиеся операции, разработать простые процедуры труда и проводить их в практику |
Индивиды могут перенести свой труд при условии, если будет соответствующая заработная плата и если руководитель будет справедлив. Если задачи будут в достаточной мере упрощены и если индивиды будут строго контролироваться, то они смогут соблюсти фиксированные нормы производства |
Теории человеческих отношений |
Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными, признанными как индивиды. Эти потребности являются более важными, чем деньги, в побуждении и мотивированности к труду |
Главная задача руководителя сделать так, чтобы каждый чувствовал себя полезным и нужным. Он должен информировать своих подчиненных о планах, а также учитывать их предложения по улучшению этих планов. Руководитель должен предоставлять своим подчиненным возможность определенной самостоятельности и определенный личный самоконтроль над исполнением рутинных операций |
Факт обмена информацией с подчиненными и их участия в рутинных решениях позволяет руководителю удовлетворить основные потребности по взаимодействию индивидов и в чувстве их собственной значимости. Факт удовлетворения потребностей поднимает их дух и уменьшает чувство противодействия официальным властям, т.е. подчиненные охотнее общаются с руководством |
Теории человеческих ресурсов |
Труд для большинства индивидов приносит удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов способны к самостоятельности, к творчеству, к ответственности, а также к личному самоконтролю на более высоком месте по иерархии, чем то, которое они теперь занимают |
Главной задачей руководителя является лучшее использование человеческих ресурсов. Он должен создать такую обстановку, в которой каждый человек может максимально проявить свои способности, содействовать полному участию персонала в решении важных проблем, постоянно расширяя самостоятельность и самоконтроль у своих подчиненных |
Факт расширения самостоятельности и самоконтроля у подчиненных повлечет за собой прямое повышение эффективности производства. Вследствие этого полученное удовлетворение трудом может повыситься, поскольку подчиненные наиболее полно используют собственные ресурсы |
31) Контроль это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с намеченными.Контроль управленческая деятельность, направленная на выявление, исправление и предупреждение отклонений достигнутых результатов от намеченных установок, параметров, целей.Возможности контроля: позволяет осуществлять исправляющее воздействие на объект управления, обеспечивает эффективную реализацию поставленной цели.Особенность контроля: служит средством осуществления обратных связей, своевременного принятия мер воздействия на управляемый объект, изменения планов или поставленных целей.Задачи контроля: обеспечивает обратную связь между ожиданиями, установленными первоначальными планами, и истинными показателями деятельности компании.Особенность систем контроля: они соотносят реальные достижения с прогнозными показателями, после этого определяются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные последствия, либо усилить действие, если результаты позитивные.Основные стадии контроля: измерение фактически полученных результатов; установление стандартов, ориентиров, которые необходимо достичь; сравнение достигнутых показателей с плановыми.
32)Понятиепрограммно-целевогоуправления
Программно-целевое управление управление, ориентирующееся на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной отрасли или региона и в заранее установленные сроки.
Основными принципами программно-целевого управления являются: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления, принцип непрерывности. Программно-целевое управление предназначено для решения сложных проблем общественного производства, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей с жесткими директивными сроками.
Основными этапами программно-целевого управления являются: формулировка цели программы; декомпозиция (расчленение) цели на отдельные задачи и мероприятия формирование дерева целей и задач и оценка его элементов; обоснование альтернативных направлений (средств) достижения целей программы; оптимизация распределения ресурсов между отдельными ветвями дерева целей и темпов финансирования; изменение приоритетности отдельных целей программы или средств их достижения; адаптация целевой части программы к изменяющимся внешним условиям.
С усложнением задач развития и совершенствования производства роль программно-целевого управления возрастает. Принципы программно-целевого управления, разработка и осуществление комплексных целевых программ находят все большее распространение на всех уровнях управления народном хозяйстве в целом, отраслях и регионах, объединениях и предприятиях .
В условиях недофинансирования и неудовлетворительного ресурсного обеспечения системы социального обслуживания все большее значение приобретает разработка и реализация федеральных целевых программ (ФЦП) . Используемые при этом принципы и подходы программно-целевого планирования и управления позволяют не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению актуальных проблем социального обслуживания на основе межотраслевого (межсекторального) взаимодействия. Актуальность изучения программно-целевого метода управления определяется двумя важнейшими характеристиками менеджмента предприятия организационная структура управления и направленность менеджмента.
Переход от узкой специализации к интеграции вызывает изменения в содержании и характере управленческой деятельности. Проявляется четко выраженная тенденция к уменьшению жесткости и иерархичности сложившихся управленческих структур, расширению использования организационной кооперации, дальнейшему развитию программно-целевого управления. Такие меры приводят к уменьшению бюрократических процедури значительному сокращению управленческого аппарата.
Без развития методов проектирования структур управления затрудняется совершенствование управления и повышение эффективности производства.
33) Возможны 4 основные роли государства по отношению к культуре и искусству:
А) “Помощник” когда государство всё своё внимание концентрирует
на поддержании и развитии разнообразия как в некоммерческом профессиональном,
так и в любительском творчестве, достигая этого поддержкой культурной
деятельностью в целом. Источники финансирования оказываются разнообразными, а
роль правительства состоит в поощрении этого разнообразия всеми силами, прежде
всего законодательной и налоговой политикой.
Б) “Патрон” когда государство концентрирует внимание том, чтобы
обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности. Например, оно
поощряет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно
участвует в культурной жизни, чем “помощник”.
В) “Архитектор” когда помощь культуре и искусству со стороны
государства является частью его программы повышения благосостояния общества. В
основе его политики лежат стандарты общества. Поддержка выражается вдолгосрочном прямом государственном финансировании.
Г) “Инженер” когда государство владеет и распоряжается
средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества.
Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим
целям и стандартам.
Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несёт
юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за
сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов.
Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении
человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества
форм участия в культурной жизни и творчестве.
35) Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. Основах законодательства Российской Федерации о культуре. Это: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.
Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на "свободную профессию"; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны. В Доктрине информационной безопасности РФ, подписанной Президентом в 2000г., особо подчеркнута важность информационной деятельности. Интересы государства состоят в том, чтобы обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на информацию, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны.
К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.
36) Управление культуры Минского городского исполнительного комитета (далее - управление) является органом государственного управления, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере культуры на территории г. Минска.
Управление является структурным подразделением Минского городского исполнительного комитета (далее Мингорисполком) и входит в систему Министерства культуры Республики Беларусь. В своей деятельности управление подчиняется Мингорисполкому и одновременно Министерству культуры Республики Беларусь.
В систему управления входят структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающие реализацию государственной политики в области культуры, и государственные учреждения культуры коммунальной формы собственности.
Имущество управления культуры находится в собственности города Минска и закреплено за ним на праве оперативного управления. Владение, пользование и распоряжение государственным имуществом управление осуществляет в порядке и пределах, установленных законодательствоисобственникомимущества.Финансирование управления осуществляется за счет средств бюджета города Минска.
37) Местное самоуправление форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов (далее Советы), органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.
2. Система органов местного самоуправления включает Советы и органы территориального общественного самоуправления.
3. Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.
К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы (далее, если не указано иное, Советы областного уровня). Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней.
К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы (далее, если не указано иное, Советы базового уровня). Советы базового уровня являются вышестоящими по отношению к Советам первичного территориального уровня.
Минский городской Совет обладает также правами Совета базового уровня.
К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы (далее, если не указано иное, Советы первичного уровня).
38) Под культурой в широком смысле слова принято понимать социально-культурный облик общества состояние в нем науки, искусства, образования, просветительской работы и т.д. Содержание культуры составляют культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории, объекты и др.
При организации государственного управления в понятие «культура» вкладывается более узкий смысл, означающий одну из отраслей социально-культурного строительства. Значение последней заключается в том, что, как свидетельствует мировой опыт, не может быть сильного государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия, поощрения и развития искусства, свободы творческой деятельности, без обеспечения возможностей для граждан широко пользоваться культурными благами.
Государственная культурная политика (политика в области культурного развития) представляет собой совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также собственно деятельность государства в области культуры.
Управление культурой это исполнительная и распорядительная деятельность компетентных государственных органов в целях реализации политики государства в области культурного развития, практического осуществления культурно-воспитательной функции государства.
Его содержание охватывает: организацию создания и популяризации высокохудожественных произведений искусства, подготовку и обеспечение распространения информации и пропаганды, организацию охраны произведений искусства, памятников истории и культуры, а также иную деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
40) Активность всеобщая характеристика человека, способность производить общественно значимые преобразования окружающей среды на основе присвоения богатств духовной, материальной и корпоративной культуры организации. Формы проявления активности:
• в творческой деятельности, направленной на решение творческих производственных задач (участие в рационализации и изобретательстве, разработке новых методов труда и т. д.);
• в производственно-экономической деятельности, характеризующей степень превышения работником нормативных показателей труда, качества продукции и т. п.;
• в процессе развития личности вследствие трудовой деятельности посредством повышения квалификации, совершенствования профессионального мастерства, освоения смежных профессий и т. д.;
• в общественной деятельности в сфере производства, направленной на формирование коллективистских отношений, развитие взаимопомощи и сотрудничества, расширение участия работающих в управлении производством.
Социальная активность работника творческое отношение к труду, участие в управлении производством, а также в формировании личностных установок и ценностных ориентиров, правил совместной работы, в создании на производстве организационной культуры.
Фактор, влияющий на активность человека на производстве:
1) его личностные побуждения, его активная жизненная позиция;
2) целенаправленное внешнее воздействие на человека как объект управления с целью активизации его деятельности.
Факторы, предопределяющие необходимость активизации человеческих ресурсов:
• превращение знания в важнейший ресурс производства и дальнейшего развития экономики;
• осознание людьми своего особого места во всей системе как производственных, так и социальных отношений;
• ориентация людей на собственные интересы, личностные и коллективные ценностные ориентиры. Две стороны активизации человеческих ресурсов: 1) развитие человеческих ресурсов; 2) формирование организационной структуры и культуры организации.
Две стратегии управления активизацией человеческих ресурсов:
Первая связана с обучением людей восприятию нового видения, новой цели, новых технологий и навыков, для того чтобы в результате изменилось их поведение.
Вторая связана с развитием сотрудничества людей, в результате чего работники совместно формируют видения, цели, планы и способы их исполнения. Эта стратегия требует специфической структуры и организационной культуры, на создание которых уходит много времени. Преимущество заключается в том, что не нужно ни с кем ничего согласовывать. Право принятия решений принадлежит сотрудникам, а этим обеспечивается их лояльность по отношению к тому, что им предстоит сделать.
42) Менеджер как субъект социокультурных процессов играет огромную роль в деятельности профессиональных и самодеятельных культуроформирующих, творческих и культуросохраняющих организаций и учреждений.
Он выступает при этом в двух ипостасях: в качестве регулятора и организатора, советчика и подсказчика в социокультурной самоорганизации, саморазвитии и самовыражении человека в различных культурных формах; в качестве носителя культурно-ценностных эталонных образцов, создателя и транслятора этих образцов, культурных форм и ценностей, составляющих содержание социокультурных процессов.Профессионально подготовленный специалист культуры выступает в качестве менеджера творческой деятельности в культуре и в качестве творца ее ценностей. Данные функциональные роли специалист культуры часто совмещает, но в других случаях данные функции исполняются разными специалистами, имеющими конкретно заданную квалификацию.Число людей, активно пользующихся плодами деятельности учреждений культуры, а также самих создателей этого процесса - менеджеров, режиссеров-постановщиков, хореографов, педагогов и др. - постоянно возрастает. Роль и значение культуры в жизни человека велики и, несомненно, будут возрастать с повышением материального, экономического уровня его жизни и общества в целом.Большое значение в этой связи имеют организаторские, творческие, гражданские и нравственные качества специалиста культурно-досуговой деятельности. Профессиональное мастерство этого специалиста по своей природе также уникально.Рассматривая признаки, лежащие в основе профессионального мастерства специалиста культуры, Н.К. Бакланова указывает, что деятельность специалиста культуры профессионально целесообразная, индивидуально-творческая и оптимальная, а профессиональное мастерство - это качественный уровень профессиональной деятельности, носящей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат и оптимальный процесс его достижения.
43)
Деятельность первичных социокультурных коллективов имеет специфику:
- осуществление прямых повседневных отношений с населением, воспроизведение, трансляция культурных ценностей и вовлечение людей в культуротворческую деятельность;
- дифференциация технологии работы с многослойным социально-демографическим и возрастным составом населения; непрерывная и последовательная работа с людьми;
- многообразие форм и методов работы;
- необходимость постоянного обновления культурных программ и услуг, инновационный характер деятельности; неустойчивость финансирования, поиски дотационных и компенсирующих источников материальной поддержки; несоответствие численности штатных бюджетных должностей реально осуществляемой и потенциально необходимой деятельности; низкие должностные бюджетные ставки оплаты труда;
- импульсивный, сегментарный, а порой и ненормированный характер трудовой деятельности; работы в дневное, вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни, отсутствие сменности, придающие аномальный, выходящий за рамки общепринятого, традиционного, характер труда.
Творческие группы (сектора) становятся мини-коллективами и выполняют менеджерские функции по отношению ко всем участникам творческого процесса подготовки и осуществления культурных проектов и программ, включая реальных и потенциальных посетителей учреждения культуры, аудиторию.
По уровню профессионализма, профессиональной управленческой культуре, профессиональной компетентности менеджеров социально-культурной деятельности условно возможно разделение на четыре типа (Чижиковы):
1. Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким профессиональным уровнем и оптимально мотивирован к работе в своей сфере. Его профессиональные качества, целеустремленность в работе гарантируют высокую эффективность деятельности.
2. Менеджер положительно мотивирован к работе в социокультурной сфере, но имеет низкий профессиональный уровень. Его положительная мотивация, стремление "выложиться" на работе приносит мало пользы, а иногда может "наломать дров" из-за своего низкого профессионализма.
3. Менеджер с низким профессиональным уровнем и недостаточной мотивацией в работе социокультурных учреждений. Такой тип относится к балласту управленческой системы, который тормозит развитие, отрицательно воздействует на коллег и структуры управления.
4. Менеджер обладает высоким профессиональным уровнем, но слабо или вообще не имеет мотивации к работе в учреждениях социокультурной сферы. Он пассивен, безразличен к целям и задачам учреждения культуры, качеству и эффективности работы и всегда может уйти с работы на более выгодное для него место. Его высокий профессионализм и низкая мотивация в работе отрицательно сказываются на других сотрудниках, "расхолаживают" коллектив и тем самым наносят вред общему делу.
44) СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Все разновидности авторитарного стиля варианты неравноправных отношений руководитель подчиненный, поэтому в дальнейшем происходит изменение их ориентации на солидарный, демократический и кооперативный стили, однако сущность остается прежней: власть остается в руках собственников, а забота о сотрудниках связана с собственной экономической выгодой, позволяющей с меньшими затратами обеспечивать взаимосвязь менеджер сотрудники задачи прибыль.
Управление может осуществляться в различных формах через различные способы воздействия на поведение: убеждение (логическая аргументация); внушение (суггестия, целенаправленное воздействие в обход сознания); заражение (передача эмоционального состояния, обычно в публичных условиях); манипуляция (скрытое побуждение другого к определенным действиям); принуждение (воздействие под угрозой наказания); стимулирование (установление и применение системы поощрения и наказания).
Насилие, принуждение, приказ соответствуют авторитарному стилю Авторитарный стиль как идеально-типовая форма единоличного централизованного проявления властной воли формального лидера Демократический (кооперативный, или сопричастный) стиль как типовая форма включает следующие варианты:
коммуникационный сотрудники могут выражать свое мнение, но должны в конце концов следовать распоряжениям;
консультативный менеджер принимает решение только после подробной информации и дискуссии, сотрудники выполняют задания, в разработке которых они участвовали, по которым с ними консультировалисьДемократический (кооперативный, или сопричастный) стиль как типовая форма включает следующие варианты:
коммуникационный сотрудники могут выражать свое мнение, но должны в конце концов следовать распоряжениям;
консультативный менеджер принимает решение только после подробной информации и дискуссии, сотрудники выполняют задания, в разработке которых они участвовали, по которым с ними консультировались
45,46) … для художественных руководителей (главных режиссеров, главных балетмейстеров, хормейстеров, дирижеров и т. д.) характерен авторитарный и даже деспотический стиль руководства. Это, в некотором смысле - условие их профессионализма, является следствием самой их деятельности. Главный замысел пьесы, кинофильма, музыкального произведения принадлежит только им. Зачастую он формируется в процессе репетиций и подготовки. Актеры, музыканты для них средства воплощения этого замысла. Если главный режиссер начинает советоваться с актерами, то это означает, что у ему самому не ясно, что надо делать (Тульчинский).
Взаимодействие менеджера с исполнителем (артистом, художником, профессиональным или самодеятельным коллективом) всегда имеет утонченные этические формы, хрупкую структуру, способные в любой момент разрушиться под малейшим воздействием внешних и внутренних факторов. На основании многолетней практики менеджеры этой сферы уже выработали своеобразные этические нормы и правила, которые получили статус законов, правда, неписаных. В них вошли нормы отношений между самими менеджерами, менеджерами и артистами, менеджерами и подчиненными. Выработаны и применяются особые процедуры разрешения споров и конфликтов. В силу своего служебного статуса и положения менеджер всегда несет ответственность за людей, с которыми он работает.
Исполнители всегда ищут хороших менеджеров, которые могли бы их профессионально и достойно представлять на внутреннем и зарубежном рынке исполнительского искусства.
Менеджер, со своей стороны, связывая себя контрактом с тем или иным деятелем искусства, не может упустить многих факторов и, на первый взгляд, мелких деталей и нюансов.
Прежде всего, менеджер обязан: убедиться в отсутствии у своего клиента каких-либо соглашений, контрактов и обязательств с другими менеджерами; не допускать переманивания артистов у других менеджеров, необоснованными обещаниями "крутых" гонораров и ангажементов; предельно ясно, в письменной форме составлять контракты, указывая взаимные обязательства и ответственность; еще до подписания соглашения информировать своего подопечного о его расходах на питание, гостиницу, переезды, телефонные переговоры и т.д., о способах возмещения этих расходов и об условиях прекращения или продления контракта; в обозначенный срок выплачивать гонорар и затраты, разногласия по поводу непредвиденных затрат решать путем переговоров. В случаях творческого кризиса исполнителя, менеджер обязан искренне объясниться с ним и предложить варианты работы в другом амплуа, с другими менеджерами; получив полномочия от исполнителя, менеджер обязан создать условия для выполнения артистом его обязательств, ибо невыполнение вредит репутации не только самого исполнителя, но и менеджера, его перспективе в работе с другими исполнителями.
2