Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Центральное место в научном наследии Питирима Сорокина занимает теория социокультурной динамики. Сорокин разработал учение о социокультурном строе, закономерностях и тенденциях его цикличной динамики. Речь идет о закономерной смене эпох в динамике глобальной цивилизации. Основной темой своего исследования Сорокин назвал социокультурные флуктуации, то есть процессы, время от времени повторяющиеся в социальной и культурной жизни и в человеческой истории. В его работе убедительно показано, что жизненный цикл преобладающих на Западе чувственной культуры и типа общества завершается. На смену им идет идеалистический (интегральный) социокультурный строй.
Диагноз «Кризиса нашего времени»
Проблема перехода из одной религии в другую. П. Сорокин. Столетиями религиозное расслоение может оставаться почти неизменным. Затем вдруг наступает эпоха кризисов; начинается интенсивное религиозное брожение; индивиды массами начинают перекочевывать из одной религии в другую; одни религиозные группы худеют, иногда исчезают совершенно; другие - появляются и растут с изумительной быстротой. Затем снова наступает эпоха "затишья ", продолжающаяся иногда десятки и сотни лет".
Такая смена периодов религиозных движений и застоев связана с изменением всего социального уклада жизни населения, меняющего его нравы, стремления и чувства. Новая вера, появившись, сама оказывает воздействие на это изменение.
Современность - самый сильный и глубокий кризис. Кризис чувственной культуры, ее перезрелость.
Религия в чувственной культуре переживает глубокий кризис. В результате многосторонних процессов секуляризации она постепенно оттесняется на периферию культуры, загоняется всвоего рода социальные и культурные резервации. В обществе нарастает скептицизм, вольномыслие и атеизм. Культура религиозной жизни все более клонится к упадку, поскольку ее социальный престиж и интерес к ней в обществе неуклонно снижаются. В результате религия достигает «абсолютного минимума» своего социального и культурного влияния.
Исследование всех сторон процесса развития цивилизаций привело Сорокина к выводу о глубочайшем кризисе нашего времени, а значит, о скорой смене социокультурного строя: «Не только экономическая и политическая системы кризисом охвачены все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества. Больны его плоть и дух, и едва ли найдется на его теле хоть одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань»
Перемену системы произведут лучшие умы западного общества. кот. превратятся в новых апостолов Павлов, святых Августинов, великих религиозных и нравственных лидеров. Кризис катарсис харизма воскресение ---способ преодоления кризиса.
Катарсис смена атомизации универсальными и абсолютными ценностями. Как еще одна фаза наряду с чувственной идеалистической идеациональной. Каждая фаза новый социокультурный строй.
Сорокин: культурная структура религии как часть суперсистемы. В культурной системе есть ментальный аспект и материальный аспект. Основой мировоззрения является чувственное восприятие мира. Религия отходит на второй план. Сорокин выделяет 3 суперсистемы: чувственную, рациональную и интуитивную. Возможны только три основные формы культурных суперсистем: религиозная, идеалистическая и чувственная.