Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Максимов (ред). Русский язык и к-ра речи: 2 тт
Трофимов. Курс лекций (русский язык?)
[Практикум по культуре речи и деловому общению]
10 февраля
Разговорный стиль речи
единственный стиль, имеющий фонетические особенности
сфера общения - быт
функции стиля - неофициальные
отличается неподготовленностью
эмоциональностью
неточностью
-основные формы речи:
диалог, монолог, полилог
установка разговорной речи на непринуждённое, естественное общение определяет её языковой облик
на фонетическом уровне:
для разг. речи характерна большая вариативность произношения, неполное произношение, сильная редукция гласных вплоть до их выпадения (редукция - краткое произношение гласных)
качественная редукция - утка (у кратко)
за 'кном, г-рит.
на лексическом уровне:
основа - нейтральные слова
характерно использование особой разговорной лексики
широкое использование слов-указателей "выучи то правило".
поскольку ситуация знакома коммуникантам, у них необходимости повторно называть данный предмет.
используются существительные с опустошенным значением: дело, штука, вещь
используются слова-"губки" (времянка - любая вещь на время, забегаловка, )
характерно употребление простых предложений; среди сложных преобладают бессоюзные.
причастие, деепричастия, обороты - нехарактерны
неполные предложения.
для структуры простых предложений характерна тенденция не называть предмет речи, а описывать его
"дайте мне от головы"
"в серой шляпе не проходила?"
характерны присоединительные конструкции (когда грамматически и по смыслу выражения не связаны)
"еду завтра. в москву. оппонировать.
наблюдаются повторы: "иду-иду через поле, а деревни не видно"
незаконченное построение, перестройка на ходу
использование добавлений, уточнений. вставок.
именно разг.стиль является источником пополнения лит.языка
открыл это пушкин
например, "животрепещущий" - из речи рыбаков
Разговорный стиль занимает важное место в системе функциональных стилей ЛЯ: он является своего рода лабораторией, в которой язык испытывает свои новшевства.
Вторая его роль - разг.стиль - источник обновления и развития для всех функциональных стилей.
Научный стиль
сфера функционирования - наука
осн. функция - информативная (сообщение научной информации и доказательство её истинности)
типичная форма реализации - письменная, хотя возможна и устная форма.
монолог
подстили
с учётом фактора адресата выделяются три подстиля: собственно научный, учебно-научный, научно-популярный.
тексты собственно научного подстиля (жанры - монографии, диссертации, статья, доклад) создаются специалистами и предназначены для специалистов.
Основная задача науч-поп - ознакомить широкий круг читателей с научными знаниями. Тексты создаются специалистами, но предназначены для неспециалистов.
Отсюда - упрощённая подача материала, использование эмоционально-экспрессивных средств языка. ня
тексты учебно-научного подстиля создаются специалистами, но предназначены для неспециалистов особого рода - обучаемых. То есть подобные тексты расчитаны на читателя, обладающего определённой базой знаний, поэтому автор ориентируется на определённый этап обучения.
в текстах этого подстиля широко представлены все виды наглядности: таблицы, схемы, рисунки.
учебно-научный подстиль занимает промежуточное положение между собственно научным и науч-попом. Он имеет черты, сближающие его с публицистическим стилем.
Стилевые черты НС.
точность
логичность
сжатость
обобщённость и отвлечённость
объективность изложения
неэмоциональность
безобразность
лексические средства:
-использование терминологии
-преобладают однозначные слова
-многозначные слова используются только в одном значении
-преобладает абстрактная лексика
17 февраля
Научный стиль
морфологические средства
в систему средств научного стиля входят определённые морфемы, участвующие в образовании научной лексики.
1 ниj ениj аниj тиj создание
2 ировать анализировать
3 циj ациj реакция систематизация
4 ость редкость схожесть скудость (суфф абстрактных сущ-ных), ств / ство / ианство (суфф) кантианство
5 ат / ит (суф) "хим.вещество" фосфат гидрат гастрит
префиксы (приставки)
де- дес- дис- под- пра- ре- ультра-
демонтаж дезинформация диспропорция ультразвук
среди слов, употребляемых в текстах научного стиля, преобладают имена, в частности имена сущ-ные, так как цель - описать.
среди сущ-ных преобладает абстрактная лексика.
в научном стиле некоторые вещественные сущ-ные образуют форму мн.ч., например соли, воды, бетоны, однако эта форма обозначает виды и сорта веществ, а не их множественность.
среди глагольных форм чаще всего используются формы третьего лица. это связано с требованием объективности речи.
в научном стиле не употребляются глаголы 1 л ед ч. и личное мест 1 л ед ч
вместо них - формы мн.ч.
для научного стиля характерен процесс десемантизации глагола, с связи с чем большое распространение получают словосочетания: глагол-связка + именная часть.
быть, становиться, состоять, обладать, отличаться, казаться, служить, являться, представляться и тд
кроме того, для научного стиля характерно употребление словосочетания гл + сущ вместо гл.
дать анализ вместо охарактеризировать
в текстах научного стиля широко распространены причастия, деепричастия и обороты с ними.
синтаксические средства
1 стремлением к объективности изложения объясняется распространённость страдательных конструкций.
зафиксировано, выделено
2 среди односоставных предложений преобладают безличные
не нужно думать, что пропорции пирамиды хеопса...
ясно, что пирамиды имеют символический сил
3 среди двусоставных преобладают те, в которых сказуемое составное именно
гл-связка + имя
волевое усилие есть условие запоминания
4 среди сложных преобладают сложноподчинённые, поскольку семантико-семантические отношения в них выражается однозначно
иногда достаточно провести два-три занятия, чтобы плавная речь была восстановлена
5 стремлением к точности и логичности объясняется широкое распространение конструкций
1 с однородными членами
2 вводные слова иными словами, наконец, во-вторых
3 вставные конструкции [(в скобках)]
6 научному стилю свойственен прямой (=объективный) порядок слов, который обеспечивает логически последовательные развёртывания мыслей речи от теме к реме и нейтральную эмоционально-экспрессивную окраску
актуальное членение - деление предложения на тему и рему
т - старое
р - новое
язык (т) - средство общения (р). общение (т) необходимо для членов одного коллектива.
прямой порядок слов - тема, затем рема.
образность нехарактерна для научного стиля, если выразительные средства и употребляются, то только в определённых научных жанрах. например, в науч-попе, полемических текстах, докладах.
научный стиль является одним из источников развития ЛЯ, а на данный момент - основным, поскольку 50% новой лексики составляют научные термины.
Официально-деловой стиль
-"язык документов"
-обслуживать сферу деловых отношений
-основная функция - информативная, передача информации
подстили:
1 собственно ОД (канцелярский) - справка, заявление, акт, приказ, деловые-письма
2 юридический - кодекс законов, устав, указ, постановление
3 дипломатический - акт, конвенция, меморандум, соглашение
чаще всего ОД реализуется в письменной форме.
реже - в устной форме (дипл. переговоры, речь на суде, деловые переговоры)
стилевые черты
1 точность изложения, недопускающая возможности инотолкования
2 логичность
3 долженствующая модальность изложения
4 неличный и констатирующий характер изложения
5 стандартизация
стандартизация проявляется в 2 аспектах:
1 в употреблении клише (яз. формул)
2 в построении текстов
(в любом стиле большая часть лексики - нейтральная, 30% - стиль окрашенная)
24 февраля
лексика
-не входят диалектизмы, жаргонизмы, просторечия, тк это книжно-письменный стиль.
-слова и фразеологизмы с окраской оф-дел стиля (получатель, уведомление, препроводить, прямой умысел)
-наличие юридической и дипломатической терминологии (акт, полномочия, взимание, воззвать, аккредитация, пользоваться иммунитетом, следственный эксперимент)
-нет эмоц.-экспрессивной окраски (=эмоционально-экспрессивных коннотаций)
Вся лексика, слова и фразеологизмы оф-дел стиля лишена эмоц-экспр окраски, даже в тех случаях, когда они используются негативно (преступник, деяние итд). В данном случае оценка заключена в основном лексическом значении и не составляет дополнительной стилистической окраски. Поэтому с точки зрения эмоционально-экспрессивной окрашенности такая лексика и фразеология являются нейтральными.
морфология
-существительные, обозначающие лицо по должности, профессии, званию употребляются в муж роде.
-при назывании лица в ОДС употребляются такие существительные, которые именуют лицо по признаку, обусловленному каким-либо действием, или отношением, благодаря чему точно обозначаются социальные роли участников ситуации. (истец, ответчик итд)
-среди спрягаемых глагольных форм чаще всего употребляется форма настоящего времени со значением долженствования ("ответчику обеспечивается государственная защита")
-среди неспрягаемых глагольных форм наблюдается самый высокий процент употребления инфитива.(5 инфинитивов на 1 любую др гл форму)
такое количественное преобладание инфинитива связано с целевой установкой большинства документов - выразить волю законодателя. ("не должно толковаться, как отрицание или умоление... граждане имеют право избирать и быть избранными... а также участвовать в референдуме ... приказываю создать методическую комиссию")
-сущные: абстрактные существительные
-суффикс -ниj- (преступление, совершение, наказание, лишение)
синтаксис
-употребление конструкций с предлогом "по" с предложным падежом. ("по прибытии, по окончании, по достижении", вм. дательного)
-употребление сложных отыменных предлогов ("в силу, насчёт, в связи с, в течение, в продолжение, по причине, вследствие")
-широко распространение инфинитивных конструкций (может вводиться при наличии обстоятельств)
-большое количество повторов, чтобы избежать инотолкований
-широко распространено употребление однородных членов предложений (чтобы дать исчерпывающую информацию)
-широко распространены пассивные, или страдательные, конструкции
-нанизывание падежей ("для применения мер общественного воздействия")
-среди сложных предложений преобладают сложноподчинённые, среди которых первое место занимают предложения с придаточными условия.
-прямой порядок слов, обеспечивающий лишённое эмоц-экспр окраски изложение. ОДС, как и научному, чужда эм-экспр окрашенность.
публицистический стиль
-обслуживает сферу общественно-политических, об-экономических, соц-культурных и других общественных отношений.
подстили:
1 газетный
2 журнальная и киножурнальная публицистика
3 телевизионных передач
4 радиовещания
5 ораторский
функции
1 информативная
2 воздействующая
наличие этих функций определяет стилевое свобеобразие публицистики
стилевые черты
1 информативная насыщенность
2 конкретность (где научное открытие, где перевыполнили план)
3 точность
4 логичность
5 лаконичность (экономия языковых средств)
6 эмоциональность и экспрессивность
7 стандартизация
лексика
1 слова и фразеологизмы с окраской только ПС (сподвижник, начинание, силовые структуры, горячая точка)
именно эти единицы составляют те стандартизованные яз. средства, употребление которых позволяет экономными средствами быстро донести до массовой аудитории необходимую с т.з. автора информацию.
2 многие слова приобретают окраску ПС, когда употребляются в переносном значении.
3 наличие у лексики и фразеологии эмоц-оценочных коннотаций
мелиоративные к. (положительная окраска)
пейоративные к. (отрицательная окраска)
2 марта
Публицистический стиль (прод.)
словообразовательные средства
1 продуктивность использования приставок иноязычного происхождения
анти- нео- а- про- контр- квази- ультра- пост-
2 широко представлены суффиксы со значением лица по его принадлежности к той или иной профессии, партии, организации, общественному движению
лдпровец партократ индивидуал неформал яблочник
3 широкое использование суффикса -изациj- со значением процесса
капитализация советизация радикализация
4 продуктивно в публицистике словосложение при, котором широко используется основы иноязычного происхождения
теле- видео- аудио- нарко- мини- макси- шоу-
морфологические средства
1 для публицистического стиля характерно метафорическое употребление собственных имён и форм множественного числа
новые Гоголи, новые гитлеры
2 преобладание род.п. среди падежных форм сущ-ных
3 для публ. стиля характерно употребления гл. наст вр. и прош. вр. (информационный - наст, аналитический - прош)
4 преобладают гл. 3 лица. 1 л - 1%, 6% - 2л, 90% - 3 л
синтаксис
1 проникновение в публ стиль конструкций разговорного характера.
2 использование экспрессивно-выразительных средств.
изобразительно-выразительные средства языка
троп - использование слова в переносном значении.
любая яз.ед., за яз. планом которой будет просвечивать др. переносный план.
метафора - перенос значения с одного имени на другое на основе сходства.
"безжалостные холодные ветры безработицы"
3 олицетворение - приём, закл. в уподоблении неживого живому.
"разорённые деревни умрут сами собой"
4 каламбур (=игра слов)
русские говорят: шапками закидают. журналисты добавляют: газетными.
сами с USAми
5 аллегория (иносказание) - буквальный смысл текста служит для того, чтобы передать переносный смысл.
6 метонимия - вид метафоры. перенос не на основании сходства, а на основании смежности предметов.
"россия разворачивается на восток" (не страна, а правительство)
хорошая аудитория (не мебель, а люди)
из швеции уедем без золота (=медалей)
7 синекдоха - вид метонимии. вместо единственного числа мн-венное, вм. мн. - ед.
"читатель благодарит" (все читатели)
"ученик и учитель"
8 антономазия - имя собственное в значении нарицательного.
у современного Митрофанушки появился шанс узнать, зачем нужна география
молодые кулибины показали изобретение
9 эпитет
вечный ребёнок
тягостное безрадостное выживание
10 сравнение - сопоставление как мин. 2 предметов мду собой
перстенёк горит яхонтом
(в отличие от аллегории, в сравнении "разгадка" даётся открытым текстом)
11 гипербола - приувеличение
12 литота - приуменьшение
проблема смысла жизни: где в этом году проводят отпуск сильные мира сего.
13 перифраза, перифраз - вместо слова словосочетание.
великая женщина с весами
уйти из жизни
14 антифразис - упортребление слова или выражения, несущего в себе оценку, противоположную той, которая следует из контекста.
-ирония - завышение оценки с целью её понижения.
-мейозис - занижение оценки с целью её повышения.
-сарказм - предельная ирония
15 аллюзия (близка к тропам, но не принадлежит к ним) - приём текстообразования, заключающийся в соотнесении создаваемого текста с каким-либо прецедентным фактом (литературным или историческим).
-используется в лит-ре, расчитанной на интеллектуального читателя.
16 окказионализмы
много в речи детей (стрекозёл
апперитивные совещания
день полузащитника отечества
храпунцель
для публицистического стиля характерно употребление иноязычной лексики:
17 экзотизмов
предметы и явления, характерные только для жизни того или иного народа
икебана, сёгун
18 варваризмов
смикшировать, денди, диджей
синтаксические приёмы выразительности
1 именительный падеж темы
Москва! На картах мира нет ни одного подобного
2 риторический вопрос
задаётся, чтобы привлечь внимание
задаётся без ответа
3 использование вопросов, имитирующих живое общение
Появись среди нас Макаренко, смог бы он победить беспризорность? Тем более что...
имеет ответ
4 повторы
...привозили тысячи людей, и тысячи же людей погибали...
5 рит.восклицания
в Западной Европе ... . Но и там тысячами способов прививается гордость за страну!
6 инверсия = обратный порядок слов
вмешательство необходимо ограничить, - считает ассоциация.
7 сегментация
-парцелляция - когда отделённая часть текста ставится в начало "Русский человек, как уже было сказано, не любит встречать себе подобных. Он ищет место, где не ступала нога человека. Русского". "Удар молотка. Невиновен. Дело закрыто".
-антипация - когда отделённая часть ставится в конец "Мы разучились любить детей. Вот главная причина их бродяжничества."
8 градация
умертвление же низкого, слабого, ничтожного, то есть уже социально мёртвого - уже не вызывает
9 дубитация
ряд вопросов к воображаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения.
д. - своего рода план дальнейшего изложения, а также способ установления контакта с читателем.
Вопрос всегда обращён к читателю, требует от него ответной реакции. Таким образом, высвечивание тех или иных граней проблемы происходит на глазах у читателей и при их участии.
"Всё чаще в средствах массовой информации публикуются данные о популярности кандидатов. Но насколько надёжны эти данные? Можно ли им доверять?"
10 объективизация
вопрос, на который автор отвечает сам. Такое языковое средство, которое служит для высвечивания отдельных сторон вопроса по мере развёртывания текста.
"Тут подали пример США. Во время Великой Депрессии правящие круги за что взялись? Утешить разговоры о еде, зато наддать по части социального оптимизма".
11 коммуникация
мнимая передача трудной проблемы на рассмотрение слушателей.
"Многие наверняка забыли, что можно было купить на 120 рублей. 2 р газ, хлеб - 16 черный, 20 - белый. Не рублей, копеек. Вот и считайте. Вот и сравнивайте.".
12 парантеза
самостоятельные интонационно и графически выделенные высказывания, вставленные в основной текст, и имеющие значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки.
"В те годы созидалась Москва с пентхауза (расчитанными не на людей с обычным достатком), игорными домами и казино (которым мог бы позавидовать Лас-Вегас)..."
13 умолчание
"Голосуй - не голосуй..."
"Кто к мечом с нам придёт..."
14 анафора - одинаковое начало
"немножко религии - неплохо, немножко запада - не худо, немножко..."
15 эпифора - одинаковый конец
"съезды все неправильные. да и вообще всё неправильное. город стал неправильный!"
Важно подчеркнуть, что употребление экспрессивных средств в языке газеты не приводит к созданию подлинно художественно образа, как в художественной литературе.
В публицистике экспрессемы (единицы выразительности) призваны участвовать в создании схемы: стандарт - экспрессия - стандарт.
За редким исключением они служат средством оживления, украшения речи.
Стандарт и штамп
11 марта
Публицистический стиль (прод.)
оформление библиографии (списка литературы) (ГОСТы до 2004 и после) оформление статьи в журнале, как оформить многотомное издание, как оформить монографию, автореферат, диссертацию
к началу апреля
на отдельном листке а4 кр по экспрессемам
в нехуд. лит-ре искать: эпитет с контекстом, гипербола, литота, развёрнутую метафору, сравнению, умолчание, парантеза, дубитация, именительный темы, повторы (всё по одному)
ссылка на издание.
"Литературная газета"
"Известия"
"Русская жизнь"
16 марта
Стандарт и штамп
публ. стиль близок к художественному, в т.ч. по использованию выразительных средств.
у автора в публ стиле задача: макс.быстро дать информацию читателю, и тогда авторы прибегают к стандартам.
Публ.стилю нередко приписывают наличие штампов, однако следует различать штамп и стандарт.
Стандарт (клише) - это устойчивое в своём составе и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает негативного отношения, так как (1) обладает чёткой семантикой (2) помогает выразить мысль быстро, понятно, экономя время, что существенно для публицистики.
неуклонный рост
борьба с терроризмом
рост благосостояния
знаменательная дата
встреча на высшем уровне
Штамп - "стёртая", "изношенная" экспрессема, то есть такое яз.явление, которое первоначально было свежим, оригинальным, служило задаче оживить текст, то есть выполняло экспрессивную функцию. Однако потом, в силу частого употребления, оно претерпело изменения: потеряло свежесть, оригинальность, а во-вторых, из-за недифференцированного употребления, когда его сочетаемость неоправданно расширилась, оно лишилось чёткой семантики.
белое золото (хлопок)
Штамп - недостаток, порок газетной речи, а стандарт - свойство публицистики, заданное её функциональной ролью.
Художественный стиль
выполняет функцию воздействия и эстетическую функцию.
Русский ЛЯ формируется под воздействием языка худ.лит-ры.
В то же время худ.лит-ра - это вершина, образец ЛЯ
Именно в ней наиболее полно и ярко отражается ЛЯ во всём его многообразии и богатстве, становлясь явлением искусства, средством создания художественной образности.
Подстили:
1 худ.проза
2 стихотворная речь
3 драма
Язык ХЛ принципиально лишён всякой стилистической замкнутости. Он открыт для любых стилей, любых языковых средств.
Именно этот момент даёт основание некоторым лингвистам не выделять ХС в отдельный стиль. Однако многообразие стилистических средств не приводит к хаосу, лексической пестроте, поскольку каждое слово в худ.произведении мотивировано содержанием, целями и задачами автора и подчинено эстетической функции.
Художественная литература является своеобразным зеркалом действительности, отражая все сферы общественной жизни.
Слово в худ речи имеет как бы 2 значения. (1) общепринятое значение (отражённое в словарях) (2) добавочное, приращённое, связанное с худ. миром, с содержанием того или иного произведения. Худ.слово значит больше того, что оно значит в обычной речи, внешне оставаясь тем же словом. Это и есть художественно-образная речевая конкретизация. Слово конкретизирует понятие, переводя его в образ. Образная конкретизация осуществляется многочисленными средствами: тропами, стилистическими фигурами, звукописью.
Другая особенность худ.речи заключается в новых принципах соединения слов, новых путях использования элементов народной речи, иностранных, книжных слов,
Индивидуальный слога заключается не в абсолютной новизне метафор, образов, соединений слов, а в постоянном обновлении поэтических формул и в их смене.
Итог
Каждый функциональный стиль - это особая влиятельная сфера ЛЯ, которая характеризуется своим кругом тем, своим набором речевых жанров, специфическим набором речевых средств.
Каждый функциональный стиль - своеобразный язык в миниатюре: язык науки, язык документов, язык искусства итд.
Все вместе они составляют ЛЯ, и развитие современного ЛЯ протекает под знаком взаимодействия функциональных стилей.
Элементы книжной речи проникают в разговорную, и наоборот, разг.речь включается в жанры книжных стилей.
23 марта
Семинар
монография
2008
Фамилия, И. О. Заглавие: тип издания / данные об ответственности; переводчики/редакторы. - Город: издательство, год. - объём.( - Серия.)
тип издания - если монография, учебник итд.
Абелева, И. Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека / И. Ю. Абелева. - М.: Логос, 2004. - 304 с.
2003
Абелева И. Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. - М.: Логос, 2004. - 304 с.
многотом.
2003
Казьмин В. Д. Справочник домашнего врача: в 3 т. - М.: Астрель, 2002.
Брэм А. Я. Жизнь животных. В 3 т. - Т. 2. Птицы. - М.: Наука, 1992. - 352 с.
статья
Рыжков Н. В. Макроэкономические деформации и ориентиры экономической политики / Н. В. Рыжков // Мировая экономика и межднародные отношения. - 1998. - №2. - С. 115-120.
статья в сборнике работ
2008
Бакаева, О. В. Таможенные фонды РФ как субъекты таможенного права / О.В. Бакаева, под. ред. А.Е. Кочут // Таможенное право. - СПб.: Наука, 1992. - С. 79-89.
печатный лист - 16 с.
авторский лист - 21 с.
14 пт, Times new roman, 1,5 интервал, поля по 2 см.
Лекция
Жанры научного стиля: характеристика и оформление.
Научные тексты бывают первичными и вторичными. К первичным относятся первоисточники, оригиналы: статьи, диссертации, монографии.
Вторичные тексты создаются на основе первичных, принадлежащих другому автору: конспект, вторичные тезисы, аннотация, реферат, план и др.
Первичные тексты, как правило, содержат следующие элементы:
1 Введение -
1 начинается с обоснования актуальности темы,
2 далее даётся краткая уже имеющихся работ на эту тему (научное реферирование). Цель этой части - показать умение критически мыслить, анализировать, а также показать знание материала.
3 отсюда вытекает цель работы.
4 из цели - задачи. (часто формулировки задач совпадают с названием глав и параграфов в основной части)
5 научная новизна
6 научно-практическая значимость
2 Содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить её раскрытию.
3 Заключение - самая трудная часть. Здесь содержатся выводы исследования, отчёт о проделанной работе, где указываются реальные достижения, при необходимости - практическое применение и дальнейшие перспективы изучения.
Введение и заключение пишутся в последнюю очередь.
В качестве темы магистерской диссертации нужно выбирать тему, подходящую для темы докторской.
После заключения в работе помещается библиографический список и приложения.
Библиография = Список использованной литературы. (см. семинары)
список литературы - не только то, что цитируется, но и то, что просмотрено.
В приложения: список сокращений, статистические данные, всё, что по к-л причинам не вошло в диссертацию.
Правила оформления сносок, правила цитирования, оформления библиографии - см. семинары.
Вторичные жанры
Вторичные жанры, как правило, являются результатом компрессии первичных научных текстов.
1 План
- самый простой вид компрессии. Он отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность тем и подтем, их взаимосвязь и взаимозависимость.
1 Назывной план - содержание каждой смысловой части текста обозначается ключевым словом или словосочестанием
2 Вопросный план - каждая смысловая часть обозначается вопросом.
3 Тезисный план - смысловые части текста обозначаются краткими формулировками, которые называются тезисами
4 Цитатный план - создаётся на основе цитат.
2 Тезисы
- результат компрессии. Представляют собой краткосформулированные основные положения текста. Тезисы мб первичными и вторичными.
Каждый тезис содержит микротему, оформляется как умозаключение, начинается с абзаца, нумеруется арабскими цифрами.
3 Конспект
- краткая письменная фиксация, содержание статьи, лекции, монографии итд.
Конспект позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при конспектировании отбирается только важный материал.
Способы конспектирования:
1 Цитирование
2 "Своими словами"
3 Смешанный
Выбор конспектирования зависит от объёма и характера информации и от цели.
Если пишется конспект научной работы (диссертация, диплом, курсовая), использовать смешанный.
4 Аннотация - это краткое обощённое описание текста статьи, книги, дающее общее представление об исходном тексте, но не раскрывающее сущность освящаемых проблем.
виды аннотаций
1 справочные (описательные, информационные) дают характеристику произведения, но не дают его критической оценки
2 рекомендательные - не только характеризуют содержание произведения, но и оценивают его в отношении пригодности-непригодности для определённого круга читателей с учётом возраста, уровня подготовки и т.п.
3 групповые - содержат обощённую характеристику двух и более произведений. в свою очередь может быть справочной или рекомендательной.
30 марта
композиция справочной аннотации
перед текстом любой аннотации всегда даётся библиографическое описание источников.
как правило, состоит из 2 частей.
в первой части формулируется тема статьи или книги.
во второй части перечисляются основные проблемы или положения работы.
в конце аннотации может быть указан адресат.
текст справочной аннотации включает в себя:
1 тип и назначение источника
2 задачи, поставленные автором первоисточника
3 методы; используемые первоисточники
4 характеристику композиций источника
5 определение предмета, темы, основных положений первоисточника, выводы автора.
6 характеристика иллюстративных материалов, приложений справочного аппарата и т.п.
Реферат
- композиционно организованное обобщённое изложение содержания источника информации, статьи, ряда статей, монографии итд.
Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.
виды реферата:
1 реферат-конспект - в обобщённом виде содержит фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.
2 реферат-резюме - приводит только те положения, которые тесно связаны с темой текста.
3 реферат-обзор - составляется на основе нескольких первоисточников и даёт сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.
4 реферат-доклад - даёт анализ информации, приведённой в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы.
Рецензия
- письменный разбор текста, предполагающий 1) комментирование основных положений работы, то есть толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы.
Отзыв
- в отличие от рецензии даёт самую общую характеристику без анализа, но содержит практические рекомендации ("анализируемый текст может быть принят в качестве учебного пособия")
(отзыв отличается от рецензии только тем, что указывается, где источник может использоваться)