Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
20. Русская философия 19 - начала 20 века
Русская философская мысль - органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.
19 столетие по праву называют «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы).
«Славянофильство» и «западничество».
1) Славянофильство:Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин «славянофильство» достаточно условен и выражает лишь их общественно политические позиции).
Славянофилы:
-Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)
-Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)
-Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860)
Были выразителями идеи самобытности русского национального самосознания.
Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности:
-Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной.
-Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса;
-Монархия - идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа;
-Крестьянская община, патриархальная семья - социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек;
- Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного
(«хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела.
-Русский народ - это особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире.
Вывод:
-По сути дела, славянофильство- это философия религиозно окрашенного коллективизма.
-Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии.
-Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям - авторитету религии и церкви, государству, своему народу.
2) Западничество: В полемике со славянофилами складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества.
Западники:
-Александр Иванович Герцен (1812- 1870)
-Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
-Тимофей Николаевич Грановский (1813- 1859)
-Николай Гаврилович Чернышевский (1828- 1889) Были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития.
1.Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.
2.Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса.
3.Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества.
4.Основной ценностью общества для них является индивид, а государство прозвано защищать его права и свободы.
5.В социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления.
В последней трети 19 столетия сложилась вторая историческая форма полюсов русской философии:
-Традиции славянофилов продолжили почвенники:-Аполлон Александрович Григорьев (1822- 1864) -Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881) -Николай Яковлевич Данилевский (1822- 1885) -Константин Николаевич Леонтьев (1831- 1891)
-Традиции западников - народники. -Петр Лаврович Лавров (1823- 1900) -Петр Никитич Ткачев (1844- 1886) -Михаил Александрович Бакунин (1814- 1876)
А) «Почвенники» - философское направление, для которого главной была идея о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России.
1) Для них была характерна идея о превосходстве искусства над наукой (сфера познания), поскольку искусство истетично и полнее угадывает потребности эпохи и дух народа. Ф. М. Достоевский отмечал «Философия есть тоже поэзия, только высший градус её».
2) Их отличала также религиозная ориентированность философии.
Достоевский построил целую концепцию делящую историю человечества на 3 стадии:
-Патриархальность (естественная коллективность)
-Цивилизация (болезненная индивидуализация)
-Христианство как синтез предыдущих.
3) Отвергали капитализм и социализм как путь развития России.
3) Идеи почвенников легли в основу книги Достоевского «Россия и Европа», в которой он выделил 12 цивилизаций и особенно славянскую, которая должна стать первой, гармонически соединяющей основные виды человеческой деятельности (религию. науку, политику, экономику).
Б) «Народники»:
-сохранили веру в науку
-считали, что царство «нравственности, справедливости» может наступить лишь через деятельность героев, способных повести за собой бессознательное массовое движение.
В результате идейных исканий путей развития России в середине 80-х г.г. 19 столетия в русской философии образуется два мощных направления:
1-й: Русский религиозный ренессанс конца 19 - начала 20 века.
2-й: Русский Марксизм.
1-е направление: Русский «религиозный Ренессанс» (русское богоискательство).
Это направление было самым плодотворным как по числу последователей, так и по объему и разнообразию созданных произведений:
-Владимир Сергеевич Соловьев (1853- 1900)
-Николай Александрович Бердяев (1874- 1948)
-Сергей Николаевич Булгаков (1871- 1944)
-Николай Онуфриевич Лосский (1870- 1965)
-Павел Александрович Флоренский (1882- 1943)
-Лев Исаакович Шестов (Шварцман) (1866- 1938)
Характеристика философии
1. Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад.
2. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними.
3. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как:
-природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;
-гуманизм и его кризис;
-смысл человеческой истории;
-ряд важных социальных вопросов.
2-е направление: Русский марксизм. В середине 80-х г.г. 19 столетия народничество, вследствие массового разочарования в его идеях, распалось. Из него выделились первые русские марксисты. Марксизм увлек на первых порах людей самых разных ориентаций
- от промышленных пролетариев до университетских профессоров: всем им казалось, что найдена окончательная истина, и социализм из народнической утопии превратился в настоящую теорию.
Выводы:
1. В целом русская философия 19 - начала 20 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.
2. В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.