У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Все счастливые семьи похожи друг на друга каждая несчастна посвоему

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

111111111111111

Мир произведений Толстого также обширен, как сама жизнь.

Толстой с большой ответственностью отнесся к проблемам любви, уважения, семьи, материнства и стремился придать им новое звучание.

Как тревожны уже первые строчки романа: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастна по-своему».

Рассуждения настораживают: неужели в жизни больше несчастья? А если – счастье, то обязательно через страдания? Автор к Анне – это же чувствуешь – относится с симпатией. Она, красивая, живая, истомилась, живя с пожилым, нелюбимым мужем. Он становится уже ненавистным. (Даже уши, уши – то… Как не приятны). И брачный союз не пожеланию – ее выдали за богатого, пожилого. И вот встреча на вокзале с Вронским. Какая встреча! Разве можно пройти мимо такой женщины, разве можно не заметить такую яркую, притягательную силу? (На железной же дороге произойдет и трагедия, на которую отчается Анна, убедившись в том, что любовь утрачена). Уважение? Нет, ей нужна только любовь. Как она страдает! А ведь у нее есть все: красивые плечи, умение со вкусом одеваться, роскошные волосы (особенно манящим кажется выбивающийся из прически локон) – такая красавица имеет право быть любимой.

Анна попадает в мир лишенный чуткости и теплоты. Все чопорно в стиле светских манер, но бездушно, безрадостно. Вот так судьба! Зачем наряды, зачем красота, если задыхаешься в атмосфере лицемерия и лжи. Полюбив молодого, статного Вронского, Анна была счастлива, но ненадолго. Она начинает понимать, что не имеет

морального права так поступать: она жена крупного государственного чиновника, он ею скомпрометирован в свете.

Сереженька, любимый сын, лишен материнского внимания, ласки. Счастье любви омрачается чувством трагической обреченности. Наступает и конфликт со светским обществом, которое поощряет тайные измены, чтобы было о чем посудачить, но не прощает открытую, никем не защищенную любовь (в том числе и любимым). Ей нельзя быть в свете с Вронским, нельзя юридически упорядочить свои отношения с ним, так как муж не дает согласия на развод, ей запрещено видеться с сыном, И в завершении - обман Вронского.

Боже! Что же дальше? Угасает живое чувство Анны – она ни в ком не находит понимания и сострадания. Такое чувство разрушительно и обречено. В народе говорят: «ворованная любовь», «на чужом горе счастье не построишь».

И автор утверждает: любовь Анны безрассудна, потому что она не свободна от обстоятельств и строилась на зыбкой почве. «Горе ее было тем сильнее, что оно было одиноко… Она знала, что никогда он (Вронский) не будет в силах понять всей глубины ее страданья; она знала, что за его холодный тон при упоминании об этом (о сыне) она возненавидит его…»

И задаешься вопросом: способна ли Анна на порядочность, не падшая ли она женщина? Нет! Анна уважает в муже отца Сережи, а в полубреду, на пороге смерти, чувствует, что где-то в глубине души еще теплится сочувствие к Каренину.

Всем содержанием романа Толстой доказывает великую правду евангельского завета о таинстве брака, о святости брачных уз: безлюбовная семья влечет за собой нравственное возмездие. Вот почему в любви к Вронскому Анна испытывает непростительность своего счастья, невозможности духовного единения с любимым.

Толстой осуждает Анну за ее эгоизм (она не хочет больше иметь детей: ведь просил же ее об этом Вронский), но утверждает право на взаимную любовь – основу семейного счастья. Для него (семейного счастья) мало уважения. Толстой заканчивает роман утверждением: «Уважением хотят закрыть пустоту, где нет любви. Уважение выдумали для того, чтобы

скрыть пустое место, где должна быть любовь». По Толстому разумное и нравственное должны совпадать.

11111111

Лев Толстой как в своей личной жизни, так и в творчестве, центральную роль отводил семье. По мнению писателя, главным институтом человеческой жизни является не государство или церковь, а именно семья. Толстой с самого начала творческой деятельности был поглощён мыслями о семье и этому посвятил своё первое произведение — «Детство». Тремя годами позднее, в 1855 году, он пишет рассказ «Записки маркёра», где уже прослеживается тяга литератора к азартным играм и женщинам. Это же отражается и в его романе «Семейное счастие», в котором взаимоотношения мужчины и женщины поразительно похожи на супружеские отношения самого Толстого и Софьи Андреевны. В период счастливой семейной жизни (1860-е годы), создавшей стабильную атмосферу, духовно-физический баланс и ставшей источником поэтического вдохновения, были написаны два величайших произведения писателя: «Война и мир» и «Анна Каренина». Но если в «Войне и мире» Толстой твёрдо отстаивает ценность семейной жизни, будучи убеждённым в верности идеала, то в «Анне Карениной» он уже выражает сомнения по поводу его достижимости. Когда отношения в его личной семейной жизни стали более тяжёлыми, эти обострения выразились и в таких произведениях, как «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий»[98].

Лев Николаевич Толстой уделял семье большое внимание. Его размышления не ограничиваются деталями супружеских отношений. В трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» автор дал яркое художественное описание мира ребёнка, в жизни которого важную роль играют любовь ребёнка к своим родителям, и наоборот — любовь, которую он получает от них. В «Войне и мире» Толстой уже наиболее полно раскрыл разные типы семейных отношений и любви. А в «Семейном счастии» и «Анне Карениной» различные аспекты любви в семье просто теряются за силой «eros». Критик и философ Н. Н. Страхов после выхода романа «Война и мир» отмечал, что все предыдущие произведения Толстого можно отнести к категории предварительных исследований, завершившихся созданием «семейной хроники»

11111111111111

Роман Льва Толстого «Война и мир» - одно из лучших произведений русской литературы XIX столетия. Это произведение явилось, по словам известных писателей и критиков, величайшим романом в мире.

Толстой писал: “В “Войне и мире” любил я мысль народную, а в “Анне Корениной” – мысль семейную”. Но это не значит, что “мысль семейная” не присутствует в ”Войне и мире”. Вообще ”Война и мир” во многом семейный роман. Главная же мысль - мысль о мире. Мир – это любовь, согласие, но это также и отдельные миры – человеческие объединения.

Главное же человеческие объединения – это семьи. Толстой – семейный писатель в том смысле, что он почти не представляет своих героев одиночками. В постоянном развитии наблюдаем мы не только героев романа, но и сами семьи, отношения внутри них. Характеристика главных героев через их семьи – один из основных приёмов характеристики у Толстого.

Ростовы создают фон для Наташи. Андрей Болконский это проницательно улавливает, отмечая, что Ростовы не совсем понимают, какое сокровище Наташа, но “составляют наилучший фон для того, выделялась эта особенно поэтическая, переполненная жизни,

прелестная девушка”.

Семья Болконских – другое дело. Княжна Мэри слишком важна сама по себе как идеологическая героиня, чтобы функция её образа могла быть сведена к пояснению образа её брата. Но, конечно, определённые внутренние переклички между их характерами есть. Самым же главным является то, что княжна Мэри и князь Андрей спорят по очень важным вопросам – о мире, о прощении, о религии – и в этом смысле выявляют разные аспекты авторской позиции. Иногда создаётся впечатление, что общение с сестрой является для князя Андрея, так же как и беседы с Пьером, необходимой духовной подпиткой на его не лёгком пути к истине.

Отец князя Андрея служит фоном и объяснением характера сына и дочери, но функция этого образа этим не исчерпывается.

В отличие от Ростовых, он играет важную роль в сюжете и интересен сам по себе как персонаж. Безумно любя дочь, он всю жизнь мучает её своими непомерными требованиями к её образованию, силе характера, талантам. Дочь его, конечно, на голову

выше окружающих, но ему этого всё мало. Относясь к сыну с некоторой холодностью, он видит в нём великого человека, но делает всё, чтобы разбить, искалечить его жизнь. Отец Андрея сыграл немаловажную роль в трагической судьбе сына. Он роковым образом разрушил отношения князя сначала с Лизой, а затем с Наташей.

Родители Ростовы, наоборот, поступают благоразумно, предаваясь воле Божьей, и даже их попытки помешать браку Николая с Соней оказываются счастьем для Николая, именно благодаря сопротивлению матери отложившего женитьбу на Соне и так счастливо повстречавшего потом свою настоящую любовь.

У князя Андрея и княжны Мэри матери нет, и их отец, возможно, в под сознании пытающийся компенсировать эту потерю для своих детей активным вмешательством в их жизнь, приносит им страдания своей сверхтребовательностью. Возможно также, что, в отличие от Ростовых, никогда не помышлявших ни о какой государственной деятельности, старый князь Болконский, генерал, занимавший видное место при дворе, участвовавший в большой политике и дипломатии, все свои не растраченные на этом поприще силы перенёс на воспитание детей, когда был отстранён от дел в результате постигшей его опалы.

Не только фамильные черты характера, но и фамильные черты внешности характеризуют любимых героев Толстого. Наташа похожа на мать и внешне, и по характеру. Будучи замужем, она проявляет хозяйственность и заботу о муже и детях. Но есть в ней и черты отца: доброта, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры. Недаром в семье Наташа – любимица отца.

Всех Болконских характеризует особая талантливость, незаурядность. Брат и сестра Болконские унаследовали страстность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпеливости. Они проницательны, они понимают людей, как и отец, но не для того, чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать.

Мне кажется, что, показав в романе отношение людей внутри семьи, Толстой хотел сказать этим очень многое. Во-первых, семья очень сильно влияет на духовное развитие человека. На примере семьи Б. мы видим, как из поколения в поколение в этой семье передаются все лучшие качества человека. Во-вторых, если бы не было таких семей, как Ростовы и Болконские, то трудно было бы России победить в этой войне, так как у таких людей была единственно важная цель – спасти Россию.

Болконские и Ростовы – это люди, которыми должна гордиться Россия.

В своём бессмертном произведении Л. Н. Толстой изобразил не только множество героев, но и различные семьи. Для Толстого семья – не только основа общества, но и основа всего мироздания.

1111111111111

В связи с реформами 60-х годов 19 века общий уклад жизни русского общества и общественное мнение на семейные отношения претерпевали глобальные изменения, имеющие своих сторонников и противников. Л.Н.Толстой в своих произведениях, как философских и публицистических, так и в художественных, высказывал на происходящие процессы неожиданную точку зрения, подчас шокирующую современников. В частности, процесс эмансипации женщин для писателя приобрел необычайную важность. В его трактовке тема эмансипации значительно расширилась и стала основополагающей в «семейном вопросе».

Для Л.Н.Толстого было несомненным, что «род человеческий развивается только в семье»1. Разрушение семьи, которое предвидел и предрекал писатель, должно обернуться страшными последствиями для всего человечества. Позиция писателя вызывала у современников непонимание, а зачастую и озлобление, приводившее к намеренному искажению взглядов, которые высказывал Л.Н.Толстой в своих художественных произведениях.

Л.Н.Толстой напрямую говорит о своем видении семейных и половых отношений в русле исторического развития русского общества, а также документы современников, в которых высказываются суждения о взглядах писателя. К таким документам можно отнести письма Л.Н.Толстого, адресованные друзьям, соратникам, близким и иным корреспондентам; дневниковые записи, публицистические и художественные произведения, статьи в газетах и журналах того времени.

Автор обращает внимание на следующие русские издания, публиковавшие критические статьи о произведениях Л.Н.Толстого, связанных с семейным вопросом: «Русский вестник», «Биржевые ведомости», «Женское дело», «Мир божий», «Голос», «Русское обозрение», «Русская мысль», «Исторический вестник», «Неделя», «Книжки Недели», «Новое время», «Вестник Европы», «Кремль», «Русские ведомости», «Новь», «Нива», «Новости», «Отечественные записки», «Дело», «Литература и жизнь», «Северный вестник», «Русское богатство», ^«Церковные ведомости», «Жизнь», «Вестник права» и другие издания. Всего около 30 изданий.

Семейную тему в произведениях Л.Н.Толстого рассматривали в своих работах не только его современники, среди них необходимо особо отметить работы П.И.Бирюкова, Ф.И.Булгакова, К.С.Головина, Н.Н.Гусева, В.Г.Зелинского, А.А.Козлова, К.Н.Леонтьева, Ф.П.Преображенского, Н.Н.Страхова, но и следующее поколение писателей и критиков: И.Ф.Анненский, С.Н.Булгаков, И.А.Бунин, В.В.Вересаев, З.Н.Гиппиус, Н.О.Лосский, Д.С.Мережковский, В.А.Поссе, В.В.Розанов и другие .

Понимая, что семейный вопрос в творчестве Л.Н.Толстого воспринимался критиками не в должной мере, зачастую становясь поводом для отказа его произведениям в современности и своевременности, последующее поколение критиков, отдавая должное неожиданному взгляду писателя на отношения полов все же обходило стороной сущность взглядов JI.H. Толстого на создание, семьи и жизни в ней. Воспевая Л.Н.Толстого как новатора в обсуждении «запретных тем», как автора, который впервые использовал литературные художественные формы для популяризации философских идей, традиционно выражаемых в публицистике, и В.В.Розанов, и Д.С.Мережковский, и В.В.Вересаев, и другие представители новой русской литературы не рассматривали подробно самих мыслей писателя, касающихся семьи.

О романе «Анна Каренина» высказывался тот взгляд, что Анна жертва неверного отношения общества к душевным переживаниям личности, что страсть разрушительна, а любовь созидательна. Утверждения эти сопровождались обширными рассуждениями с множеством оговорок, из них делались «революционные» для своего времени выводы. Но в результате ничего общего с тем, что хотел сказать Л.Н.Толстой в «Анне Карениной» или «Крейце-ровой сонате» они не имели, так как переносили половые отношения в мистическую область, тогда как писатель как раз высказывался о социальной значимости семьи, являющейся опорой позитивного нравственного развития общества.

1111111111111111

Тема семьи в русской литературе – одна из ведущих. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье, и тема дворянского гнезда. Сам подход к этой вечной теме у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Один из аспектов романа Толстого  — семейно—бытовой. В романе пересекаются сюжетные линии, связанные с историей нескольких семей. Семья у Толстого связана с главным, сущностными вопросами человеческого бытия. Несчастлива та семья, в которой дают трещину или рушатся её основы или если семейные отношения держатся на внешних условиях, формальных связях. Такой часто бывает светская семья (например, семья Курагиных).

Чем ближе люди к «естественным» началам жизни, тем глубже и прочнее у них внутрисемейные связи. Внутренняя жизнь семьи Ростовых – это «домашние сцены», милые детские эпизоды, поэзия и уют дома. В этой атмосфере вырастают Николай, Петя, Наташа, Соня, которая воспитывается как свой ребёнок. Для них характерна тесная связь с другими людьми, с народом. Они чувствуют себя частью большого внешнего мира, где равны все: и дворяне, и крестьяне. В семье добрые и доверительные отношения. Единственным человеком, который живёт по иному принципу, является Вера.

Любовь семьи дает Ростовым силу, устойчивость, доверие к самой жизни. На этих же основах строятся отношения и в семье Болконских.

111111111111111

Толстой не выдумывал свои романы и рассказы. Они являются следствием его жизненного опыта, его логическим продолжением. Его жизнь отражается в его произведениях, но многое пересматривается под другим углом. Свое детство он описывает в автобиографической повести «Детство», впечатления от войны — в «Севастопольских рассказах». Вернувшись с войны, он наверстывает упущенное в литературных салонах Петербурга, а потом, остыв, уезжает в Ясную Поляну, где женится и живет, почти не выезжая. Из всего его жизненного опыта он понял, что истина жизни — в максимальной естественности, приближенности к народу, одной из его главных жизненных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос и без которой мы не знали бы Толстого-писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья — это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты. Семья — это передача опыта поколений, своеобразие нации. Свою дань семье Толстой отдает не только в жизни, но и в литературе.

«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями, и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина». Но мне его прочтение еще предстоит.

А подробно я остановлюсь на самом известном романе писателя «Война и мир». Несмотря на то что сам Толстой говорил, что в романе главная мысль — «мысль народная», нельзя принижать значение «мысли семейной». Ведь по жанровому своеобразию «Война и мир» — это семейная хроника. Если взять голый сюжет, то это будет история нескольких дворянских семей в эпоху Отечественной войны 1812 года. Война рассматривается через призму «семейной мысли». Семей в романе много, но мировоззрение Толстого можно проследить на трех: Ростовы, Болконские и Курагины. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светская жизнь, любовь, война. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную».

Болконские и Ростовы — это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа Ростова — любимые герои писателя. Однако, несмотря на это, отношения между этими семьями не всегда остаются безоблачными. Андрей Болконский не любит Николая Ростова. Марья Болконская первоначально пренебрежительно относится к Наташе Ростовой.

Такие противоречия возникают из-за различной нравственной основы семей. В семье Ростовых было принято не бояться выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей они воспитывали Соню и Бориса. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Все это отражалось на материальной стороне жизни Ростовых — они почти полностью обеднели. Только из такой семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но: не несущие никаких духовных ценностей. Именно поэтому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.

В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна: Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, является наградой за страдания. Князь Андрей — это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный. Его призванием становится социально-политическая сфера.

Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай — княжна Марья. То же самое должно было. произойти между князем Андреем и Наташей, но этому мешает смерть Болконского.

Тема семьи у Толстого тесно переплетается с женскими o6разами в романе. Если роль мужчины, по Толстому, проявляется в социальной сфере, то призвание женщины — семья. Некоторые женщины не могут создать своего дома. Это Элен и Анна Шерер. Для писателя это люди, утерявшие свое женское начало, пример нравственного уродства. Другое дело — княжна Марья и Наташа Ростова. Несмотря на то что природа их различна (Наташа — чувство, Марья — ум и религиозность), именно они становятся настоящими матерями и женщинами. В такой чести будет отказано Элен, и она, как пустоцвет, будет отсеяна природой. Толстой убежден, что назначение женщины — быть женой и матерью. Таким образом, писатель, употребляя свой излюбленный прием — антитезу, Ростовым и Болконским противопоставляет семью Курагиных.

Курагины у Толстого - это символ деградировавшей семьи. Семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. В отношениях Элен и Анатоля Толстой видит нечто противоестественное природе. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибли во время войны. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз — «как у других». Этой семье будут даны дети, но они наверняка вырастут нравственными уродами.

Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа — Пьер. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

Семья для Толстого — это средство самореализации, это один из критериев, по которым нужно судить человека. Ведь жизнь человека коротка и то, как он передает свой жизненный опыт детям, то, как он их воспитает, будет влиять на нравственный облик последующих поколений. Семья — это одно из самых важных приобретений человечества, и только в ней можно воспитать полноценного человека.




1. Методы менеджмента в муниципальном унитарном предприятии Аптека 35
2. тема политикоправовых административных экономических и социальных отношений в государстве которая устан
3. большой восьмерке
4. Реферат- Технология производства и товароведная оценка светлых сортов пива
5. Тунис
6. Избирательное право и избирательная система в России
7. Основные понятия в римском праве шпаргалка
8. Различие между кейнсианскими и монетаристскими моделями денежной теории по вопросам денежной политики на примере портфельного подхода
9. ТЕМА 6 Для державної реєстрації банку уповноважена засновниками особа або голова спостережної ради подає д
10. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В ИНЖЕНЕРНОТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Сборник иностр
11. ТЕМА 9 Самодержавие и общество- после Великих реформ до первой революции 1881 ~ 1905 Александр III 18
12. мягкого вхождения в рынок заключающаяся в углубленном внимании государства к сохранению промышленного и а
13. 8 минут затем положить помидоры сладкий перец перец чили кайенский перец паприку и кориандр
14. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 39 г
15. НА ТЕМУ- ФИЛОСОФИЯ ДЖОНА ТОЛАНДА
16. 130 ммртст Диастолическое 6080 мм
17. вець Строки викона ння Примітки 1 Збір необхідної ін
18. Идеи Докучаева и территориальная охрана степей
19. Экономическая социология Социальный портрет предприниматели
20. Сожги меня. Пусть догорают буквы страницы.html