Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ВВЕДЕНИЕ
С поступлением ребенка в школу полностью меняется весь образ жизни растущей личности. Появляются постоянные обязанности, новые виды деятельности, ребёнок втягивается в новые социальные взаимоотношения, приобретает новый социальный статус «ученика». Всё это не может не вызывать определённых трудностей в адаптации ребёнка к новым условиям жизни. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьной деятельности, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школе.
Этот период в учебной программе 1-4 классов соответствует курсу «Введение в школьную жизнь», на изучение которого отводится 20 учебных дней (60 учебных часов). Цель этого интегрированного курса - максимально облегчить приспособление, привыкание ребёнка к школе, достигнуть благополучной физиологической, социально-психологической адаптации шестилетнего ребёнка, а также создать предпосылки для постепенного перехода от игровой деятельности к учебной. Содержание курса включает в себя игры на развитие произвольного внимания, игры сенсомоторного характера, а также комплекс игр, активизирующих мыслительные операции и процессы памяти [15, с. 3].
И если данный курс разработан и обеспечен дидактическим материалом (учебное пособие «Солнышко-Сонейка») [12], то дальнейшее обучение младшего школьника требует от учителя высокой методической подготовки и большого педагогического мастерства.
Современная школа предъявляет к учителю повышенные требования. Научить всему невозможно, поэтому преподаватель должен не просто вложить в головы детей определенную сумму знаний, а научить их самостоятельно добывать эти знания. С изменением задач изменяется и характер преподавания. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию самостоятельной деятельности учащихся.
Это обусловлено тем, что, несмотря на включение в учебную деятельность, игра на протяжении всей начальной школы остаётся одним из предпочтительных видов деятельности младших школьников. Именно в игре происходит наиболее прочное и систематическое усвоение программных знаний и формирование учебных навыков.
Дидактическая игра является тем методом, который помогает школьникам адаптироваться к школьной жизни, приобрести навыки учебной деятельности. Благодаря дидактическим играм у детей формируется устойчивый интерес к учению, стимулируется творческое мышление, развиваются коммуникативные качества.
Подобрать необходимые игровые технологии, умело вплести их в педагогический процесс, сохранить соответствие методов обучения конечному результату обучения - всё это трудоёмкий и сложный процесс, который требует от педагога высокой подготовки и квалификации.
Актуальность проблемы использования игровых технологий в начальной школе обусловило тему данной курсовой работы: «Психолого-педагогические основы игровой деятельности младших школьников».
Объектом исследования является познавательная деятельность младших школьников при изучении нового материала на уроках обучения чтению и письму.
Предмет исследования игровая деятельность как одна из форм организации познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках обучения чтению и письму.
Гипотезой исследования является предположение о том, что использование игровой деятельности на протяжении всего периода обучения чтению и письму повысит прочность и качество знаний учащихся.
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации методики использования игровой деятельности как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при обучении чтению и письму. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
Методы исследования:
База исследования: 2А и 2Б классы Станьковской средней школы имени Марата Казея Минской области Дзержинского района.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия игровой деятельности
Игра есть вид непродуктивной деятельности человека в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение социального опыта. В процессе игровой деятельности складывается и совершенствуется управление поведением человека (Д. Б. Эльконин).
Игру как метод обучения люди использовали с древности - этот вид деятельности подсказан человеку самой природой. Маленькие дети играют, даже если их этому никто не учил. Они изобретают свои игры и свои способы играть в давно известные. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность ставится на первый план и становится основным критерием оценки деятельности педагога в начальной школе.
Использование игровых методов и приёмов работы в начальной школе полностью формирует личность ребёнка. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [8, с. 35]. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своим ведущими видами деятельности (младший школьный возраст учебная деятельность, средний общественно полезная, старший школьный возраст учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс.
В игре ребёнок знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. В игре формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ребёнку переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах, и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в младшем школьном периоде формируется готовность к общественнозначимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. [17, с. 125]
Традиционное отечественное образование, прежде всего, концентрируется на передаче знаний фундаментального теоретического характера и гораздо меньше внимания уделяет прикладным знаниям. Большая часть выпускников школ испытывает чрезвычайные трудности в дальнейшей социальной адаптации, в том числе и из-за отсутствия у них знаний и навыков прикладного, практического уровня. У части выпускников отмечается задержка социального развития, перспективы жизни на несколько лет вперед кажутся еще далекими и абстрактными, будущие социальные роли не воспринимаются как свои.
Вот почему так актуальна подготовка юношей и девушек к важнейшим социальным ролям, которые они смогут «примерить» на себя на уроках с помощью игровой деятельности.
Понятие «игровая деятельность» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая деятельность выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
Место и роль игровой деятельности в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Прежде чем включить игровую деятельность в учебный процесс, необходимо определить, какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой деятельности, для какого состава учеников следует ее применять, как увязать игру с другими способами обучения, как найти время в учебном плане для ее проведения, какую игровую деятельность следует выбрать по конкретной учебной теме.
При организации и проведении игровой деятельности необходимо стремиться к максимальной концентрации во времени, так как при значительных перерывах ученики теряют нить игры, эмоциональный настрой, забывают правила. В тоже время следует учитывать и такие факторы, как утомляемость игроков, необходимость продумать полученные результаты, проанализировать сложившуюся ситуацию, изменить стратегию или тактику игровых действий. Если отдельные игроки или игровые группы не в состоянии продвигаться по содержанию игровой деятельности, учитель может поменять исходные данные и затем продолжить игру. Такой же подход в игровом процессе возможен, если одна или несколько игровых групп значительно опережают остальных по всем остальным показателям. В этом случае вводную информацию надо менять для того, чтобы у тех, кто явно лидирует, не пропало желание играть, а у тех, кто отстал, все-таки появилась возможность выровнять игру [22, с. 32].
Игровая деятельность строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровой деятельности из отдельных игр и элементов забота каждого учителя начальной школы.
1.2 Виды игровой деятельности младших школьников в обучении чтению и письму
Понятие «игровая педагогическая деятельность» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще (в литературе насчитывается около 200 разновидностей игр) педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Знание функций и классификации педагогических игр помогут учителю определить место и роль игровой деятельности в педагогическом процессе.
По виду деятельности игры разделяют на двигательные (физические), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группу игр: 1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2) познавательные, воспитательные, развивающие; 3) репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. По характеру игровой методики игры подразделяют на предметные сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации и другие. По предметной области выделяются игры по всем школьным предметам. Кроме того, специфику игровой технологии определяет среда, в которой она проводится. По этому основанию различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с другими техническими средствами обучения, а также с различными средствами передвижения. Целевые ориентации игровых технологий представлены в схеме 1.1.
Цели игровых технологий |
↓ ↓ ↓ ↓
Дидактические: расширение кругозора, стимулирование познавательной активности; применение знаний и умений в практической деятельности; формирование общеучебных, предметных, трудовых умений и навыков. |
Развивающие: развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, мотивации учебной и других видов деятельности, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии. |
Воспитывающие: воспитание тех или иных компонентов базовой культуры личности, в том числе самостоятельности, воли, общительности, коллективизма; формирование коммуникативных, организаторских умений и др. |
Социализирующие: Приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. |
Исследователи феномена игры (С. А. Шмаков и другие) выделили свойственные ей функции: социализации (включение ребенка в систему общественных отношений); межнациональная коммуникация (усвоение общечеловеческих ценностей, культуры представителей различных национальностей); самореализация (возможность проявить себя); диагностика и самодиагностика; терапевтическая и коррекционная функции (использование игры как средства преодоления различных трудностей в поведении, общении, учении и т. п., внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); развлекательная функция (доставляет удовольствие побуждает интерес к чему-либо, переживание радости от совместной деятельности и общения с другими участниками игры). Кроме того, педагогическая игра выполняет еще ряд функций (по С. С. Кашлеву) (см. схему 1.2)
→
→
→
→
→
→
Психологические механизмы игровой деятельности основываются на фундаментальных потребностях личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Содержание детских игр развивается с возрастом ребенка от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность к играм, отражающим отношения между людьми, и затем к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного повеления и отношения между людьми.
Игровая деятельность реализуется в процессе обучения (на уроке) при помощи игровых приемов и ситуаций, которые стимулируют учащихся к учебной деятельности. Пути реализации игровой деятельности на уроке: цели обучения ставятся перед учащимися в форме игровой задачи, для чего, например, вводится элемент соревнования; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В младшем школьном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, способствующие развитию связной речи, словарного запаса, числовых представлений, памяти, внимания, мышления, укреплению воли, воспитанию нравственных качеств и привычек поведения. В старшем школьном возрасте и в процессе обучения взрослой аудитории наряду с дидактическими играми применяются деловые игры и их различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Технология организации и проведения дидактической игры (см. схему 1.3) проектируется с учетом принципов добровольности, соревновательности, занимательности, коллективности, эмоциональности, удовлетворения потребности в самореализации, следования установленным правилам.
Технология дидактической игры
А. Разработка игры
Б. Введение
Б.Введение учащихся в игру
Особенность деловых игр заключается в том, что в них на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения: выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и затем имитируется его реализация на практике. Виды деловых игр: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные, комплексные.
В процессе обучения находят применение именно деловые учебные игры. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления знаний, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Деловая игра на уроке может включать следующие этапы: знакомство с реальной ситуацией; построение имитационной модели; постановка главной задачи командам (группам и т.п.), уточнение роли в игре; создание игровой проблемной ситуации; вычленение теоретического материала, необходимого для решения проблемы; разрешение проблемы; обсуждение и проверка полученных результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.
Ролевая игра социально-психологический тренинг, в процессе которого обрабатываются способы реагирования на разнообразные жизненные ситуации и способы поведения в этих ситуациях. Подразделяются на: имитационные (в центре находится имитация определенного профессионального действия); ситуационные связаны с решением конкретной проблемы в игровой ситуации); условные игры (в них разрешаются, например, учебные или производственные конфликты). Для проведения таких игр разрабатывается модель ситуации, распределяются роли с «обязательным содержанием».
Психодрама и социодрама разновидности ролевой игры. Их цель сформировать умение управлять стилем своего поведения за счет осознания особенностей восприятия ученика окружающими, развивать такие качества, как чувствительность, восприимчивость к психическому состоянию другого человека. Эти методы эффективны для формирования психологического такта, развития эмпатии.
Операционные игры направлены на развитие каких-либо умений (операций), например, умений писать сочинения, вести дискуссии, решать задачи.
Название интерактивных методов педагогического процесса происходит от психологического термина «интеракция», что означает взаимодействие, которое при этом понимается как непосредственная межличностная коммуникация участников.
Исследователи (С. С. Кашлев и другие) определяют интерактивные методы педагогического процесса как способы целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий своего обучения и воспитания. Выделены также основные характеристики (признаки, атрибуты) интерактивных методов обучения, определяющие содержание и технологию интерактивного обучения (см. схему 4).
В зависимости от ведущих функций интерактивные методы педагогического процесса подразделяются на методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; методы обмена деятельностями; методы мыследеятельности; методы смыслотворчества; методы рефлексивной деятельности; интерактивные игры.
1.3 Опыт использования игровой деятельности младших школьников в современной начальной школе
Использование игр в учебно-воспитательном процессе современной школы направлено в первую очередь на решение дидактических, психологических и информационно-коммуникативных задач. В число наиболее значимых проблем, которые совместными усилиями пытаются преодолеть современные педагоги, входят неудовлетворительный уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия детей, утрата детьми открытости окружающему миру, положительного самоощущения, здорового любопытства и творческого потенциала, инициативности; сохранение формальной, «ЗУНовской» ориентации образования.
Для решения обозначенных проблем существует два пути - с одной стороны, совершенствование уже имеющихся подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса в учреждении, а с другой - разработка новых, рационально выстроенных, продуктивных педагогических технологий, в том числе с использованием информационно-коммуникационных. Это особенно важно, поскольку увеличение объема информации требует от выпускников школы не столько её запоминания, сколько умения отбирать необходимую информацию и анализировать её.
Одним из возможных средств изменения сложившейся негативной ситуации видится более широкое и осознанное использование педагогами тех ресурсов, которыми обладает игра. В жизни дошкольника и младшего школьника она занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития всех субъектов образовательного процесса. Игра, основанная на компьютерных технологиях, способна совершить переворот в дидактике. В настоящее время разработано множество обучающих и развивающих компьютерных программ («Баба Яга учится читать», «Математика на планете Счетоводов», «Волшебник страны Оз»).
Однако чтобы обеспечить успешность реализации в учебно-воспитательном процессе игровой деятельности, должны быть выполнены определённые дидактические принципы:
Разумеется, одна или несколько игр, даже представленных на экране монитора, не могут обеспечить успеха в решении всех стоящих перед педагогикой задач. В то же время педагогическому процессу вредит стихийное и неумелое использование игр, которые превращают их в псевдоигры. Наиболее удобной стратегией педагогической деятельности является конструирование и реализация в работе с детьми целостных игровых программ (игровых вселенных), т.е. систематизированных наборов игр, которые направлены на достижение тех или иных задач и предлагаются детям в соответствии с поэтапной логикой пространственно-временного развертывания игрового воздействия.
Примером такого систематизированного набора игр могут служить технология развивающих игр Б.П. Никитина, системы Эльконина-Давыдова и Занкова, технология интенсивного обучения грамоте H.A. Зайцева и другие.
Программа игровой деятельности Б.П. Никитина состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух - трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется, и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям.
Главной задачей дидактической системы обучения Л.В. Занкова является общее развитие учащихся, которое понимается как развитие интеллекта, воли, чувств школьника и как надёжная основа усвоения им знаний, умений и навыков.
В основу построения системы начального обучения положены взаимосвязанные дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, изучения программного материала быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание школьниками процесса учения, целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых.
Урок в системе развивающего обучения остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В. Занкова его функция, форма организации могут существенно варьироваться [1, с. 95]. Особенности урока:
В образовательной системе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова организация учебной деятельности на уроке начинается с постановки учебной задачи, решение которой требует учебного исследования. Поэтому основным учебным действием является преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.
Осуществляя учебную деятельность, школьники выполняют определённые учебные действия.
Учебные операции входят в состав учебных действий и соответствуют конкретным условиям той или иной учебной задачи (как известно, действия соотносятся с целью задачи, а его операции - с ее условиями).
Учитель в процессе обучения целенаправленно и последовательно ведёт детей от одной учебной задачи к другой. За решением одной задачи идёт постановка следующей.
Приобретение школьником потребности в учебной деятельности, возникновение мотивов учебной деятельности способствует формированию у него желания учиться. Овладение учебными действиями, с помощью которых решаются учебные задачи, формируют у ребенка умение учиться. Желание и умение учиться характеризуют младшего школьника как субъекта учебной деятельности. При этом он овладевает такими важными личностными качествами, как самостоятельность, инициативность, ответственность и др.
Комплекс оригинальных методических приёмов H.A. Зайцева базируется на исследованиях известных учёных И.М. Сеченова, И.П. Павлова, JI.C. Выготского, A.A. Ухтомского. Сущность технологии в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребёнка, через отношения и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга [1, с. 115]. Основные концептуальные положения системы:
Технология H.A. Зайцева (обучение чтению, счёту, элементам письма) строится на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элементов, задач с использованием специальных кубиков, таблиц. Блестящая систематизация позволяет очень быстро улавливать принципы подобия, алгоритмы поиска. Основные трудности, которые отмечают учителя, работающие по технологии, связаны с бедной материальной базой школы. Не везде есть в наличии необходимый комплект по обучению чтению, письму, счёту, особенно таблицы по русскому языку. Еще не оборудованы хорошо рабочие кабинеты.
ВЫВОДЫ
Игра является ведущим методом обучения в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях, современной школе. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Для того чтобы проводить игровые технологии учитель должен знать общие приемы по организации работы с группой, методику игротеки, понимать важность презентационных, коммуникативных навыков, роль динамики в игре и умение эту игру выстроить. Наиболее удобной стратегией педагогической деятельности является конструирование и реализация в работе с детьми целостных игровых программ (Б. П. Никитина, системы Эльконина-Давыдова и Занкова, технология интенсивного обучения дошкольников и младших школьников чтению и письму H.A. Зайцева).
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Анализ практического использования педагогами технологии Н. A. Зайцева для обучения чтению и письму в начальной школе
Технология обучения чтению, письму, математике, разработанная российским учёным - педагогом Николаем Александровичем Зайцевым широко распространена не только в России, но и в Беларуси, Украине и других странах. Для её реализации издан ряд специальных авторских комплектов обучения (кубики Зайцева, Грамматические таблицы по русскому языку, пособия по математике «Сто+» и «Тысяча+»).
Каждый комплект пособий может использоваться как при индивидуальном обучении, так и в работе с группой или классом. Каждое пособие может использоваться в течение нескольких лет.
Таблицы-тренажёры, входящие в учебные комплекты, могут служить примером наглядности, моделирования и систематизации учебного материала. С их помощью у ребенка формируется точный образ-представление, раскрывающий сущность понятия или предмета. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.
Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития. Характерной чертой является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы.
Раннее обучение чтению и счету по методикам Н.Зайцева надежнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности. Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети «быстрые», так и «медленные», требующие особого внимания, а некоторые даже специального обследования.
В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов:
Обязательным условием работы является размещение сразу всех таблиц комплекта на стенах учебного помещения. Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров. Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры. Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять. Столы и стулья в кабинете ставятся по периметру, чтобы иметь возможность свободно перемещаться от одних таблиц к другим. Занятия проходят в высоком темпе, в движении. Сидеть (хоть лежать) можно на полу, находясь в постоянной готовности (разумеется, добровольной) вскочить и подбежать к полке, таблицам, другим учебным материалам. Дисциплина от этого не страдает, наоборот, дети меньше устают и дольше удерживают внимание на учебных задачах.
Кубики различаются по цвету («золотые», «железные», «деревянные», белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Даже с завязанными глазами и заткнутыми ушами кубики легко разобрать на двенадцать групп:
Если дадим детям кубики потрясти, а потом спросим, что в них лежит, уверенно скажут: «В этих железки, в этих деревяшки». Цвет кубиков также выбран не случайно: специально под «золото», «железо» и «дерево». Кубики можно и по-другому разделить: попросим ребят на один стол большие снести, а на другой маленькие. В так называемых «твёрдых» и «мягких» ничего твёрдого и мягкого нет, а вот большое и маленькое ощутимо присутствует.
Му-Мо-Ма-Мэ-Мы-М произносятся с большим объёмом резонатора (челюсть опущена, язык отведён назад и вниз), а Мю-Мё-Мя-Ме-Ми-Мь с маленьким (челюсти почти сомкнуты, язык продвинут вперёд и вверх). Гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие категории для детей абстрактные и совершенно непонятные. «Золотые» кубики для гласных. «Железные» для звонких, «деревянные» для глухих. Большие для твёрдых, маленькие для мягких. Увидеть можно, потрогать, потрясти.
Всего в комплекте 61 кубик. Но на первых порах из бело-зелёных нужен пока будет только один (со значком ударения), кубик с твёрдыми знаками тоже может в сторонке полежать. Из остающихся пятидесяти пяти 17 являются дубликатами: по два одинаковых кубика нужны для составления слов вроде Вова, И-ль-я, Ма-ма, Па-па и т. п. Так что фактически ребёнку необходимо научиться опознавать всего лишь 39 кубиков. Двойных кубиков шесть. Некоторые склады на них, пишутся по-разному, а произносятся одинаково: ЙА и ЙЯ (Майами, папайя, секвойя). ЖЁ и ЖО (жёлудь, жокей), Ж и ЖБ (нож, рожь, режь). ЖЪ на кубике нет, но есть в таблице (межъевропейский, межъязыковой).
Таблицы размещаются на стене. Указки должны быть не менее полутора метров длиной, чтобы дети отстранялись от таблиц, привыкали окидывать взглядом всё табличное поле.
Таблица 1 в системе «звонкие-глухие», а таблица 3 в системе «твёрдые- мягкие» представляют 246 складов русского языка, называемых в научно- методической литературе также единицами письма и чтения. В правом верхнем углу таблицы 1 цифры и знаки математических действий, в левом нижнем знаки препинания.
Кубики и таблицы поются. Отслеживание «песенок» глазами (поначалу за учительской указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это ещё и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п.
Таблица 2 представляет собой пять алфавитных блоков, выполненных разными типами шрифтов. Каждый из пяти блоков из двух частей состоит: сверху «просто» буквы, снизу их названия.
Знание правильных названий букв родного языка принадлежность элементарной языковой культуры. Записанные складами и заученные песенкой, они запоминаются легко, быстро и на всю жизнь. Распевая алфавитные «песенки», дети присмотрятся заодно к заглавным и строчным буквам в разных шрифтах и прописи.
В Беларуси существует положительный опыт использования технологии обучения H.A. Зайцева как в детских садах, так и в школе. По этой системе работает 341 группа в 230 детских садах и 152 класса в 123 школах. Примером такого использования может служить опыт работы Г.М. Битно, учителя высшей категории, которая представила 27 занятий для детей-шестилеток 1 класса общеобразовательной школы в публикациях журнала «Пачатковая школа» [2, 3].
Так же в педагогической литературе можно найти и разработки занятий по системе H.A. Зайцева учителя И.А. Алексеевой, работающей в яслях-саду №115 Санкт-Петербурга. Книга этого учителя представляет разработанные занятия по обучению чтению детей 2-7 лет и является переработанной и дополненной методической разработкой «Дидактические игры на разных этапах обучения чтению по кубикам H.A. Зайцева» [9]. В основе ее работы лежит принцип поэтапного изучения кубиков. Весь педагогический процесс разделён на 3 обучающих этапа, каждый из который имеет свои цели и задачи. На 1 этапе происходит знакомство с кубиками и таблицами и изучение складов. Здесь используются такие игры, как «Угадай, какой кубик звучит?», «Подбери к большому маленький кубик» (и наоборот), «Построй башню или паровоз», «Чепуха», «Найди на карточке слово, сложенное из кубиков», «Составь из кубиков слово, написанное на карточке», «Пойдём в гости», «Чудесный мешочек», «Путаница», «Мы по лесу шли». Все эти игры рассчитаны на закрепление знаний кубиков, формирование умения опознавать тип кубика, соотносить печатный шрифт и склады на кубиках.
Похожую структуру работы использует и белорусский педагог детского сада №19 г. Солигорска Н.Г. Евдоченко, однако ее работа строится не по трем, а по четырем этапам [16, с. 8-15]. Положительный опыт эффективной работы по методике H.A. Зайцева накоплен также воспитателем детского сада №19 г. Борисова Светланой Васильевной Толстик. Занятия у этого педагога проходили 1 раз в неделю по подгруппам на основе методики H.A. Зайцева. На протяжении 2 лет она накопила достаточно большой методический опыт, который представлен по темам «Женские профессии», «Моя Беларусь», «Перелётные птицы» и др. [16, с. 15-21].
2.2 Методика применения технологии H.A. Зайцева на уроках обучения чтению и письму в 1 классе"
Приведём некоторые виды работы по технологии обучения чтению и письму, которые можно использовать при коллективной работе с шестилетними детьми в начальной школе.
Техника прописывания слов по таблице: ребёнок получает легкую, длинную, не менее полутора метров, указку. Преподаватель охватывает ладонью ручку ребёнка, держащую указку; другую руку кладет ему на плечо (чтобы ребёнок чувствовал, что он защищен, что его любят). Стоя за спиной ребёнка, преподаватель произносит и указывает склады, составляющие слово (ребёнок пишет почти что сам). При такой работе вся группа широкими движениями глаз отслеживает передвижения указки, приучаясь всё дольше и дольше удерживать внимание на её кончике, каждый просто жаждет оказаться в роли показывающего.
быстро, не надо доски, мела, тряпки, фломастеров, бумаги. Прописывание большого количества предлагаемых самими ребятами слов даёт им возможность почувствовать их границы и скорректировать свои представления об этом.
Как показывает широчайшая апробация, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков чтения, письма и счета. К шести-семи годам, опять же при двух занятиях в неделю, не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов. Методики Н. Зайцева позволяют экономить массу учебного времени при изучении грамматики русского языка, математики и английского языка не только в начальной, но и в средней тттколе.
В целях определения эффективности использования технологии H.A. Зайцева для обучения учащихся 1 класса чтению и русскому языку был проведён педагогический эксперимент на базе двух вторых классов: 2А и 2Б классов Станьковской средней школы имени Марата Казея Минской области Дзержинского района, 2А обучался русскому языку (чтению и письму) по технологии H.A. Зайцева и 2Б класс, при обучении учеников которого применялись традиционные методические материалы и учебные пособия. Во 2А классе при обучении использовались в качестве наглядного и аудиального материала пособия H.A. Зайцева (фонетическая таблица складов, кубики, складовые картинки, аудиозаписи). Примеры игровых занятий с использованием игровой технологии обучения H.A. Зайцева приведены в Приложениях 2-5.
Одинаковый уровень начальной подготовки обоих классов обеспечивается тремя факторами:
14 марта 2013 года в классах была проведена проверочная работа по итогам изучения тем «Звуки и буквы русского языка», «Части речи русского языка» (см. Приложение 6). Основными понятиями, которые были вынесены на контроль, являлись: знание русского алфавита, отличие букв и звуков, знание о гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких, шипящих согласных, практическое различие существительных, прилагательных, глаголов.
Время выполнения - 45 минут. Задания №1-№11 (воспроизведение материала) оцениваются каждое в 1 балл, задание №12 (применение знаний в незнакомой ситуации) - 2 балла, задания №14, №15 (применение знаний в знакомой ситуации) - 1,5 балла. Максимальный балл за работу 16 баллов.
Итоги проверочной работы представлены в таблицах Приложения 7, Приложения 8. На основании этих данных построен график, который отображает ученические баллы в порядке возрастания (от минимального балла до максимального).
По результатам проверочной работы (см. Рисунок 1) было выявлено, что общий уровень знаний 2А класса по вынесенным на контроль программным вопросам фонетики и морфологии значительно превосходит уровень знаний 2Б класса. Высокие баллы лишь 4 учащихся 2Б класса (Антюшеня Валерия, Гугельчук Яна, Цвирко Андрей, Явид Анастасия) обусловлены их личной одарённостью, поскольку эти дети поступили в школу с высоким уровнем подготовки (умели бегло читать, считать), проявляли высокие показатели развитости памяти, мышления, произвольного внимания, учебной мотивации.
При анализе контрольных работ было выявлено, что в двух классах наибольшие трудности вызвали задание на распределение букв по группам звуков, которые они обозначают, определение количества букв и звуков в слове (фонетический разбор слова), а также практическое применение знаний о частях речи. Из этого можно сделать вывод о том, что именно эти темы являются трудноусваиваемыми для младших школьников и при их изучении необходимо обеспечить максимальное использование игровых технологий на занятиях с детьми.
Сравнительный анализ итогов проверочной работы "Фонетика. Морфология"
Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов проверочной работы по русскому языку во 2А и 2Б классах Станьковской СШ
ВЫВОДЫ
Таким образом, анализируя опыт использования технологии H.A. Зайцева в начальной школе белорусскими педагогами разных городов, а также изучив полученные данные об уровне усвоения знаний учащимися разных классов, можно сделать вывод о том, что применение игровой технологии обучения чтению и письму Н.А Зайцева в начальных классах не только широко распространено и вызывает положительные отзывы, но и позволяет значительно улучшить уровень качества знаний по ключевым разделам программы обучения русскому языку. Это обусловлено сущностью технологии, которая обеспечивает усвоение программного материала только в играх, диапазон выбора которых весьма велик, с минимальными нагрузками на учебных занятиях. Исходя из полученных данных, можно также предполагать, что при применении других игровых авторских технологий в начальной школе можно также ожидать более высокого результата обучения, нежели при традиционных методах обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра является ведущим методом обучения в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях, современной школе. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Для того чтобы проводить игровые технологии учитель должен знать общие приемы по организации работы с группой, методику игротеки, понимать важность презентационных, коммуникативных навыков, роль динамики в игре и умение эту игру выстроить. Применение игровой технологии обучения чтению и письму Н.А Зайцева в начальных классах не только широко распространено и вызывает положительные отзывы, но и позволяет значительно улучшить уровень качества знаний по ключевым разделам программы обучения русскому языку. Это обусловлено сущностью технологии, которая обеспечивает усвоение программного материала только в играх, диапазон выбора которых весьма велик, с минимальными нагрузками на учебных занятиях. Исходя из полученных данных, можно также предполагать, что при применении других игровых авторских технологий в начальной школе можно также ожидать более высокого результата обучения, нежели при традиционных методах обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
87.