У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема Доказать что результат воспитания ~ воспитанность Прокомментировать соотношение обучения и вос

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

ВОСПИТАНИЕ

Цель: Проанализировать содержание понятия воспитание в различных аспектах.

Задачи:

  1.  Дать определение понятия воспитание в различных аспектах.
  2.  Осуществить сравнение отечественной и зарубежной трактовок термина.
  3.  Дать классификацию видов, стилей, типов воспитания.
  4.  Описать структуру института воспитания
  5.  Охарактеризовать его функции.
  6.  Дать определение  понятия воспитательная система
  7.  Доказать, что результат воспитания – воспитанность
  8.  Прокомментировать соотношение обучения и воспитания в образовании.

Понятие воспитание имеет много значений. Его можно понимать в широком и узком смысле, рассматривать в аспектах общественного явления, деятельности, процесса, социального института, системы, и т.д.

Если воспитание понимать в широком социальном смысле, то его фактически можно отождествить  с социализацией. Социализация воспринимается в данном контексте как развитие человека в онтогенезе (индивидуальном развитии) в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле воспитание, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.

Итак, воспитание, согласно отечественной транскрипции (Педагогический энциклопедический словарь, М., 2002), – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека  в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Существующий английский термин Education  этимологически  обозначает воспитание семейное ( Famili Education), религиозное, (Religiosous Education), cоциальное (Social Education), воспитание в социуме (Communite Education). По Э. Дюркгейму – воспитание (Education) есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни.

В американском «Педагогическом словаре» (Нью-Йорк, 1973)  воспитание (Еducation) определялось как: а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором он живет; б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного  и контролируемого окружения (особенно такого как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития. В «Кратком педагогическом словаре» (Нью-Йорк, 1982) воспитание трактуется как а) любой процесс формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности; б) развивающий процесс, обеспеченный школой или др. учреждением, который организован главным образом для научения и учебы; в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.

В аспекте деятельности – в основе воспитания лежит социальное действие, которое по М. Веберу можно определить как направленное решение проблем. Последнее а) сознательно ориентировано на ответное поведение партнеров и в) предполагает субъективно осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Воспитание, как процесс, имеет следующие характеристики:

  •  оно дискретно во времени и пространстве;
  •   оно планомерно;
  •   для своего осуществления требует среды.
  1.  Существуют многочисленные варианты классификации воспитания. Все зависит от критерия, положенного в основу классификации. Так, по содержанию выделяют умственное, трудовое, физическое.  По объектам воспитания: идейно политическое, нравственное, половое и полоролевое, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое, экологическое. По институциональному признаку – семейное, религиозное, социальное, дизсоциальное воспитание. По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитанников – авторитарное, свободное, демократическое воспитание.

Воспитание имеет статус социального института. Как социальный институт  воспитание – это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества для создания условий взращивания этих членов общества на протяжении их жизни. При этом используются материальные, духовные, финансовые, человеческие ресурсы.

Основная (явная) функция воспитания как социального института  – обеспечить внутреннюю сплоченность общества. Осуществляется эта функция через: а) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества  и удовлетворения ими ряда потребностей; б) подготовку «человеческого капитала», адекватного общественной культуре,  необходимого  для развития общества; в) трансляцию культуры, которая обеспечивает стабильности общественной жизни; г) через учет интересов половозрастных и социально-профессиональных групп, что позволяет регулировать действия членов общества в рамках социальных отношений.

Латентные функции воспитания весьма многочисленны и варьируют в зависимости от типа культуры и общества. К ним относятся а) социальная и духовно-ценностная селекция членов общества; б) адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации (особенно к не осознаваемым или не принимаемым реалиям).

Социальный институт «воспитание» располагает средствами (финансовыми, материальными и духовными) и организациями, необходимыми для реализации явных и латентных функций.

Социальный институт «воспитание» имеет набор социальных ролей: старшие члены семьи; священнослужители;  организаторы социального воспитания на разных уровнях (государственном, региональном, муниципальном, локальном); воспитатели-профессионалы (учителя, тренеры, воспитатели, гувернеры, социальные работники и пр.); воспитатели-волонтеры; лидеры криминальных и тоталитарных сообществ; воспитуемые различного возраста, половой, социальной и культурной принадлежности.

Воспитание обладает набором определенных позитивных (поощрение) и негативных (наказание) санкций Санкции классифицируются на регламентированные (зафиксированные в определенных документах) и неформальные (используемые в рамках традиций, обычаев общества, системы воспитания, воспитательных организаций, субъектами воспитания).

Воспитательная система состоит из взаимосвязанных:

  •  объектов и субъектов воспитания;
  •  воспитательных целей;
  •  отношений, возникающих между участниками процесса воспитания;
  •  естественной среды (т.н. вмещающих ландшафтов) обитания;
  •  техногенной среды обитания;
  •  управления, которое обеспечивает жизнеспособность воспитательной системы.

 Объект воспитания – тот, на кого направлено воспитательное воздействие: человек, группа, коллектив. Субъект воспитания –любой человек, группа людей, деятельность которых имеет направленный воспитательный характер. Нередко объекты воспитания в определенном смысле могут быть его субъектами.

Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.

По Э. Дюркгейму воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него политическое общество в целом и в частности, та социальная среда, к которой он принадлежит.

Если принять то, что в цели описывается результат процесса, то, согласно отечественным представлениям,  важнейшим результатом воспитания является готовность и способность человека к самовоспитанию.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование  одних (неких) качеств и нивелирования других. Самовоспитание предполагает самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Самонаблюдение в данном случае – несамостоятельный метод самопознания (скорее исследовательский прием), при котором объектом наблюдения становятся состояния и действия самого наблюдающего. Это субъективный процесс и поэтому он никогда не ограничивается констатацией факта или процесса. Результаты самонаблюдения всегда имеют яркую эмоциональную окраску. При этом наблюдатель стремиться оценить и объяснить их. Отсюда, имеет ограничения (субъективный характер), заложенные в его природе. Самонаблюдение как исследовательский прием  эффективно в сочетании самоанализа, самооценки, самосознания  и, в конечном итоге, самореализации. 

Самоанализ – процесс и результат отражения и анализа человеком собственной деятельности с целью повышения адаптации к условиям среды.

Самооценка – эмоциональная оценка собственных способностей, качеств и поступков. Самооценка выступает как важный регулятор поведения: определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, отношение к успехам и неудачам, – влияет на эффективность действительности. В зависимости от уровня притязаний существуют адекватная и неадекватная самооценки. Адекватная самооценка  позволяет правильно соотносить собственные силы с требованиями среды. Неадекватная (завышенная или заниженная) – вызывает деформацию личности, искажая ее мотивы, эмоции и, следовательно, деятельность. Самооценка складывается их внешних оценок (тех, которые дают другие) и сопоставления образа «реального Я» с «неким идеальным Я». Чем больше степень совпадения этих образований, тем выше гармония личности.

Отношения (педагогическое взаимодействие) – психологическая и педагогическая категория. Это, во-первых, особенности живой, функционирующей связи между людьми, во-вторых, это стереотипы поведения, формирующиеся в результате длительного функционирования живых отношений, которые становятся основой качеств личности. Педагогическое взаимодействие педагогический энциклопедический словарь толкует как научный принцип, лежащий в основе воспитания, – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником, целью которого  является достижение целей воспитания. Любое взаимодействие становится педагогическим, когда один из его участников начинает выступать в роли наставника. Отношения (педагогические взаимодействия) как системообразующая категория – это (по Л.С. Выгодскому) каузально-динамические связи,  или связи причины и следствия, создающие и удерживающие воспитательную систему.

Среда – среда обитания. Существует по меньшей  мере два вида такой среды: это естественная среда (географическая и биологическая) и техногенная (созданная человеком). И та, и другая в равной степени влияют на процесс и результат воспитания.

Управление системой осуществляется с помощью положительных и отрицательных прямых и обратных связей, возникающих как результат субъект объектных отношений. (См. законы кибернетики)

Воспитательная система характеризуется динамичностью, т.е. она возникает, развивается, эволюционирует и исчезает. Причин для возникновения воспитательной системы обычно выделяют две: объективную  (социальный заказ),  и субъективную (наличие субъекта – личности, как генератора воспитательной системы, и наличие объекта – воспитанников). Они же, вернее их отсутствие, явятся объективными факторами утраты воспитательной системы.

Критерием успешности воспитательной системы являются, во-первых, достижение поставленных целей, во-вторых, самочувствие объектов воспитания в равной степени.

Воспитатель – субъект процесса воспитания – лицо, осуществляющее воспитание. Функции воспитателя выполняют, прежде всего, родители, родственники, опекуны; а также  все педагоги образовательных учреждений; преподаватели профессиональных учебных заведений; сотрудники учреждений дополнительного образования (руководители кружков, спортивных секций, клубов, любительских объединений и пр.). Воспитатель принимает на себя ответственность за а) условия жизни; б) за развитие личности другого человека; в) он же регулирует и корректирует внешние воздействия на воспитанников социальной среды. К воспитателю предъявляются определенные профессиональные требования. Это владеть технологиями целеполагания процесса воспитания, мониторинга за состоянием воспитанников, прогнозирования  результатов их деятельности.

Цель деятельности воспитателя двойная, во-первых, это – побуждение к самовоспитанию; во-вторых, – это   обучение технологиям самовоспитания.

Самовоспитание – целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя неких определенных (обычно социально одобряемых) качеств; сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. Психологические предпосылки считается определенный уровень развития личности. В этот уровень входят готовность и способность личности к самоизучению, самоосознанию, самооценке,  к самокритичности, и, в результате, к устойчивой установке на самосовершенствование. Целью самовоспитания же считается развитие определенных качеств личности (основой их могут стать правила христианской морали). Каждое качество  требует программы, т.е. этапов деятельности, контроля, коррекции, оценки (самоценки). Методы самовоспитания: самобязательство, самоутверждение, самоорганизация, самоконтроль, самотчет, самоотношение, самокритика, следование примеру, самопоощрение, самопринуждение, аутотренинг.

Неотъемлемая часть воспитания – педагогический такт как принцип меры, который должен соблюдаться при взаимодействии воспитанников и воспитателя. Педагогический такт  можно толковать как  компетентность педагога, –  т.к. он выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия  в различных ситуациях. Критерием оптимальности является отсутствие сопротивления воспитанию. Основой педагогического такта является во-первых, хороший уровень психолого- педагогического образования, который предполагает овладение необходимыми педагогическими технологиями. Во-вторых, очень важен необходимый и достаточный педагогический опыт. В-третьих, личностные качества. Педагогический такт  как явление обеспечивается:

а) мониторингом взаимодействия воспитателя и воспитанников;

б) анализом и оценкой постоянно варьирующих ситуаций;

в) прогнозированием последствий развивающихся событий.

Иногда педагогический такт толкуется как индивидуальный стиль общения воспитателя с воспитанниками. Предполагается, что педагогическим тактом обладают воспитанные люди.

Воспитанность, то же, что благовоспитанность. Под воспитанностью понимают поведение человека, соответствующее принятым стереотипам и, в определенной степени, идеалам. Это вежливость, знание культуры поведения, этикета и т.п. Воспитанность проявляется не только по отношению к людям, но и к любым объектам природы живым и неживым. Формируется с раннего детства и обусловлена социальной средой, системами воспитания в семье и учебных заведениях, этническими стереотипами и императивами поведения.

Отдельного обсуждения требует понятие перевоспитание. Перевоспитание – одно из основных понятий пенитенциарной педагогики. Перевоспитание – система воспитательных воздействий на воспитанников с девиантным поведением, целью которого является устранение нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме. Результатом перевоспитания считают исправление.  Специфика (задачи, методы, средства) процесса перевоспитания обусловлена степенью педагогической запущенности и, конечно, условиями среды (воспитательной в том числе). Обязательными условиями является:

  •  изучение особенностей личности воспитанника;
  •  выявление причин дивиаций;
  •  разработка системы воспитательных мер, направленных на достижение цели перевоспитания.

Воспитание не существует самостоятельно, оно обязательно и всенепременно дополняется обучением, и оба они  объединяются в более высокое системное понятие – образование. Образование – педагогически организованная передача правил поведения, мышления, знания и технологий (способов и орудий деятельности) от поколения к поколению. Цель образования – изменения в опыте, образе мышления и образе жизни людей. Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных амбиций (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, пр.), выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.

Понятийный аппарат: Воспитание. Цели воспитания. Функции воспитания. Институт воспитания. Воспитательная система. Субъект воспитания. Объект воспитания. Педагогическое взаимодействие. Самовоспитание. Воспитатель. Воспитанность. Педагогический такт.  Перевоспитание. Образование. Самореализация.

ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ

Цель: Проанализировать  содержание видов воспитания.

Задачи:

  1.  Найти варианты классификаций видов воспитания по различным критериям.
  2.  Описать особенности следующих видов воспитания:
    •  Свободное;
    •  Семейное;
    •  Религиозное;
    •  Социальное (воспитание внешкольное в специальных учебных заведениях);
    •  Пенитенциарное;
    •  Правовое;
    •  Умственное;
    •  Экологическое образование и воспитание;
    •  Нравственное;
    •  Эстетическое;
    •  Половое и полоролевое.

Существует много классификаций  видов воспитания

  1.  Так, по формам (институциональному признаку) различают:  семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства, внешкольное.
  2.  По содержанию: трудовое,  умственное, физическое.
  3.  По  доминирующим принципам и стилю отношений отношению воспитатель–воспитуемый: авторитарное, свободное, демократическое.
  4.  По объектам воспитания: идейно политическое, нравственное, половое, полоролевое, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое, экологическое.

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Свободное воспитание рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. Ведущие принципы:

  •  основа развития  – творческие силы воспитуемого;
  •  любое внешнее влияние оказывает тормозящее действие;
  •  главное в воспитании это – приобретение ребенком собственного опыта, который полноценно развивает личность;
  •  стимулирование активного отношения к жизни, культуре образовательно-познавательной деятельности;
  •  потребность в самообразовании и самовоспитании;
  •  школа – живой эволюционирующий в соответствии с детской природой организм;
  •  функции педагога – организатор образовательно-воспитательной среды;
  •  самоуправление – основа жизни школьного сообщества.

Главную роль играют педагогически организованная нравственно-интеллектуальная атмосфера общения, а также  выработанные и принятые всеми нормы поведения.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Семейное воспитание  – составная часть социализации человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются

1. Объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями);

2. Субъективными характеристиками

2.1 ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными);

2.2 стилем жизни;  

2.3 взаимоотношениями членов семьи;

2.4 личностными ресурсами (состав семьи; состояние здоровья; индивидуальные интересы) и пр.

Цели семейного воспитания варьируют,  и они далеко не всегда соответствуют общественным установкам. Чаще всего они инструментальны и  включают

А) привитие гигиенических навыков и навыков  коммуникативной культуры; Б) развитие физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное и развитие отдельных способностей;

В) профессиональную подготовку и т.п.

Стиль семейного воспитания определяется характером взаимоотношений между поколениями. И в зависимость от его «жесткости» варьирует от авторитарного к демократическому со всеми вариантами переходов между ними. Кроме этого члены семьи часто реализуют различные стили: кто-то – демократичен, а  кто-то – более авторитарен.

Значительную роль в семейном воспитании играют кроме  материальных  ресурсов наличие персонального пространства: стола, уголка, комнаты и т.п.

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Религиозное воспитание – относительно контролируемая социализация верующих. Религиозное воспитание – целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания). В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации мира, т.е. наделения  естественных явлений, обыденных мирских процедур и отдельных личностей священным содержанием через обрядовое освящение.

Существует два уровня религиозного воспитания – рациональный и мистический. Рациональный уровень состоит из трех компонентов информационный, нравственный, деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Мистический уровень имеет яркую конфессиональную специфику. Включает в себя  подготовку и участие в различных таинствах, домашнюю молитву, воспитание чувства благоговения, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

Формы религиозного воспитания по внешним признакам формам социального воспитания, та же  урочная система, семинары, лекции, праздничные мероприятия, экскурсии, любительские объединения, хоры, оркестры и т.п Религиозное воспитание осуществляют педагоги конфессиональных и светских учебных заведения, воспитатели детских и юношеских объединений при религиозных организациях, средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями, родители, родственники, члены религиозной общины, священнослужители.

Результатом религиозного воспитания являются специфическая для конкретной конфессии

  •  система ценностей,
  •  особенности мышления,
  •  нормы  поведения,
  •  стиль жизни,
  •  стратегия и тактика адаптации и обособления в социуме.

Принципы православного образования:

  •  личностный характер обучения;
  •  отрицание обезличивания и деперсонализации;
  •   равенство независимо от этнического происхождения, возраста, пола;
  •  приоритет морально-нравственного обучения над рационально-информационным;
  •  следование заповедям Христа;
  •  освобождение от власти «греха»;
  •  восхождение к нравственному аскетизму православия и др.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

(Воспитание внешкольное в специальных учебных заведениях)

Социальное воспитание – составная часть относительно контролируемой социализации. Социальное воспитание это – взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ  – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления.  Целью социального воспитания  является  относительно а) целенаправленное позитивное развитие; б) духовно-ценностная ориентация; в) выбор стратегии и тактики адаптации и обособления в социуме.  

Для этого, во-первых, организуется социальный опыт воспитуемых, во-вторых, осуществляется их образование, а в третьих, оказывается индивидуальная помощь. Все три составляющих имеют яркую  этническую и социальнокультурную окраску.

Социальный опыт это – система знаний, стереотипов мышления и поведения (способов коммуникации), эмоциональной памяти, способов самопознания, самоопределения, самореализации.

Образование предполагает формальное и дополнительное обучение, а также  просвещение (неформальное образование) и  самообразование.

Индивидуальная помощь  – это  особая технология помощи человеку в самообразовании, коррекции самооценки, самоопределении, самореализации, в процессе адаптации и обособления в социуме.

Взаимодействие в процессе социального воспитание  – это всегда диалог воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой. Этот диалог осуществляется в виде множества «цепочек»: воспитательная организация – коллективы ее составляющие, коллектив – личность,  коллектив – микрогруппы – личность, педагог – коллектив, педагог – личность.  Содержанием такого диалога является информация,  система ценностей, стереотипы и императивы поведения, деятельности, игры и пр. Воспитательная эффективность взаимодействия в процессе социального воспитания определяется объективными (воспитательные организации) и субъективными (приобретение личного опыта адаптации  и обособления в социуме) факторами.

Воспитательный коллектив – важнейшая категория педагогики. Психологи относят коллектив к малым социальным (организованным и высокоразвитым) группам – особым видам общностей, в которых уже более столетия внимательно изучаются социально-психологические явления и процессы. Малые группы небольшие общности, члены которых имеют непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения. Коллектив – это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. Характерными признаками коллектива являются ниже перечисленные:

  1.  Деятельность, направленная на общий  объект, в процессе которой они связаны местом работы, временем и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т.п.;
  2.  Четкая, закрепленная структура.  

В нее входят композиционная и коммуникативная подструктуры, а также подструктуры межличностных предпочтений и функциональных отношений (Композиционная подструктура – совокупность социально–психологических характеристик членов коллектива, значимых  в аспекте его целостности. Подструктура межличностных предпочтений – проявление совокупности реальных межличностных связей членов коллектива, их симпатий и антипатий. Коммуникативная подструктура – совокупность позиций членов коллектива в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и с внешней средой, отражающая, доступ к информации, ее объем, хранение. Подструктура функциональных отношений – совокупность проявлений различных взаимозависимостей членов коллектива как следствие их способности выполнять определенные обязанности.).

3.Общая цель деятельности.

4.Общие идеи, стереотипы и императивы  поведения близкие взаимоотношения.

Воспитательный коллектив – социальная общность людей, объединенная на основе общественно-значимых целей, общей системы ценностей, совместной деятельности и общения. Воспитательный коллектив состоит из двух самостоятельно существующих и взаимосвязанных структур: воспитанников (детский коллектив) и воспитателей (педагогический коллектив). Детский коллектив (малая группа)– система межличностных, эмоциональных, психологических и деловых отношений. Он складывается и эволюционирует в процессе совместной деятельности и общения его членов. На первой стадии осуществляются процедуры знакомства, осмысливаются перспективы сближения. Вторая стадия, – период появления зачатков системы межличностных отношений, начало формирования группового самосознания, зарождения актива малой группы. Третья стадия интересна тем, что  в этот период отношения между членами коллектива принимают устойчивый характер, интенсивно формируются групповые нормы и традиции, начинает активно функционировать общественное мнение, проявляется сплоченность и слаженность в действиях его членов. На четвертой стадии происходит полная консолидация, возникает общность с ярко выраженным чувством «мы», с групповыми интересами, целями и деятельностью; проявляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты. В результате происходит самоотождествление личности  с коллективом, с одной стороны, и обособление ее, с другой.

Существует значительное число вариантов классификации коллектива. Все зависит от критерия, положенного в основу классификации. Так, можно выделить, например,

  1.  По временному промежутку: длительно существующие, временные, ситуативные (кратковременные);
  2.  По роду деятельности: учебные, трудовые, клубные;
  3.  По иерархии детских организаций: первичные (класс, группа), вторичные (школа) и пр.

Эволюционирует воспитательный коллектив обычно достаточный для достижения поставленных воспитательный целей период. Поскольку целей несколько и они очень различаются по степени сложности, то удобно соотнести их со стадиями развития коллектива. Первая стадия – цель – создать сам коллектив. Вторая стадия – цель – использовать его для формирования социально значимых качеств личности. Третья и четвертая стадии – цель – обеспечить индивидуальное развитие воспитанников.

Все эти процессы возникают в результате взаимодействия членов коллектива. Взаимодействие – процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные отношения и связи. Принято различать межличностные и межгрупповые взаимодействия. Межличностные – случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Взаимодействие членов коллектива (группы) имеет следующие признаки:

  •  наличие внешней  (по отношению к взаимодействующим индивидам) цели, достижение которой предполагает совместные усилия;
  •  эксплицированность – доступность для внешнего наблюдения и регистрации;
  •  ситуативность (взаимодействие – изменчивый феномен) – зависимость от конкретных условий деятельности, норм отношений и т.п.;

рефлексивная многозначность – зависимость восприятия  эффективности взаимодействия от условий осуществления и оценок его участников.

Для существования коллектива важна интенсивность (форма и содержание) взаимодействия его членов. Так, принято выделять а) низший уровень (простейшие  контакты с целью обмена информацией); б) высший уровень – совместная деятельность людей сопровождается взаимопониманием. Взаимопонимание – форма взаимодействия индивидов, при которой они осознают содержание и структуру настоящего и (иногда) очередного действия партнера, понимают чувства и эмоции друг друга, что содействует достижению единой цели.

Межгрупповое взаимодействие – интегрирующий фактор образования новых социальный общностей процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия групп или их частей.

Внутри коллектива как любой системы  возникают в результате взаимодействия его членов противоречия, которые обеспечивают его развитие. Это противоречия между коллективом и его членами или подгруппами, развивающимися не строго синхронно; между перспективами коллектива и отдельных его членов; между коллективом и окружающей природной и социальной средой.

Основная проблема коллектива – управление им как инструментом воспитания. Существует современная наука об управлении сложными динамическими системами, способными воспринимать, хранить, перерабатывать, выделять информацию, а также использовать ее для саморегулирования и самовоспроизведения – это кибернетика. Процесс воспитания и систему воспитания можно рассматривать с позиций кибернетики, что позволит грамотно управлять ими.

Кибернетика рассматривает несколько вариантов управления. Один из них – циклический, он основан на отрицательных обратных связях, за счет действия которых система регулирует свою деятельность. Процесс воспитания имеет вероятностный характер, поэтому его эффективность обеспечивается только циклическим характером управления. Цель управления коллективом состоит либо в изменении его наличного состояния до некоего запланированного уровня, либо, наоборот, в сохранении его качеств. Для этого предварительно

1. Осуществляется диагностика имеющегося состояния (по интересующим педагога критериям), т.е. определяется имеющаяся база данных.

2. Осуществляются операции целеполагания: формулируется цель и система  задач, в последовательности решения которых эта цель должна быть достигнута.

3. Составляется программа, устанавливающая содержание процесса воспитания коллектива  и систему характеристик контроля.

Обязательным условием успешности управления коллектива является отслеживание выполнения задач, которые показывают основные переходные состояния объекта – «этапы усвоения». «Внешняя» информация об этом поступает к учителю  как управляющей системе. «Внутренняя» информация – к ученику (управляемой системе). Она оценивается и благодаря этому осуществляется коррекция деятельности воспитанников – это типичный пример наличия отрицательной обратной связи.

Алгоритм управления воспитательным процессом в педагогике на основе кибернетики разрабатывается и уточняется с помощью педагогических технологий. Педагогическая технология  в данном случае толкуется как  совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов воспитания, позволяющих успешно достичь поставленных целей. Педагогические технологии включают

  •  целеполагание (составляется проект, в котором цель формулируются однозначно);
  •  определение последовательности этапов достижения цели, для чего формулируется система задач, также однозначных и достижимых;
  •  создание возможности объективных поэтапных измерений процесса;
  •  создание возможности коррекции процесса на основе полученных данных;
  •  создание возможности оценки достигнутых результатов.

Таким образом, алгоритм управления коллектива – это система правил слежения, контроля и коррекции деятельности воспитанников для достижения некой цели, поставленной педагогом.

ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Существует такая отрасль педагогической науки, которая изучает деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осужденных к различным видам наказаний – это пенитенциарная педагогика.  Первый учебник был издан в 1993г. Одной из важнейших категорий пенитенциарной педагогики является исправление осужденных. Исправление – сложный и противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения  осужденных, представляющий собой целенаправленное, а иногда жесткое управление их жизнедеятельностью. Исправление – это одновременно цель, результат и процесс самовоспитания. К специфическим принципам пенитенциарного воспитания относятся:

а) гуманное отношение к осужденным в сочетании с высоким уровнем требовательности;

б) исправление личности в общественно полезной деятельности;

в) участие в перевоспитании общественности.

Выделяются этапы исправления такие, как первоначальный, адаптационный, основной, заключительный, подготавливающий к освобождению.

В пенитенциарной педагогике особенно внимательно изучаются  ряд проблем:

  1.  Взаимосвязь элементов системы исправления и влияние среды мест лишения свободы на изменение и исправление личности.
  2.  Особенности этапов исправления.
  3.  Деятельность неформальных групп и коллективов заключенных и органов их самоуправления и пр.

Кроме этого, идет разработка специальной системы социально-педагогических воздействий на осужденных,  ее гуманизация; подготовка педагогических кадров для исправительных учреждений; привлечение общественных, благотворительных, религиозных организаций к решениям проблем пенитенциарной педагогики.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Правовое воспитание (в идеале) имеет целью формирование правового сознания и соответствующего правовым нормам поведения. Для этого правовое воспитание

  1.  Пробуждает интерес к праву.
  2.  Формирует уважение к закону как императиву поведения.
  3.  Обеспечивает изучение правовых норм.
  4.  Стимулирует деятельность, способствуя накоплению позитивного опыта, создавая стереотип законопослушности.
  5.  Обеспечивает профилактику и пропедевтику преступности несовершеннолетних и правонарушений, совершенных детьми и подростками.

Содержание правового воспитания составляют юридические законы, правовые нормы и обязанности.

Правовая норма – идеальная модель должного поведения человека в обществе. Особый статус ребенка закреплен во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав ребенка (1959), Международной Конвенции о правах ребенка (1989). Взаимодействие права и ребенка осуществляется в условиях семейного и школьного воспитания.

Право всегда считалось важным элементом образования, его преподавали в отечественной школе. Так в «государственной школе» в начале 20 века преподавались законоведение, обществоведение, введение в теорию государства и права – это все был курс социологии Г.А. Энгеля. Корифеи отечественной педагогики 19 столетия (П.Ф.Каптерев, К.Н.Корнилов, Н.Н. Иорданский) считали необходимым воспитания чувства законности.

В 20 веке длительный период правовое воспитание сводилось к правовому просвещению в рамках Конституции СССР.

В педагогической практике 90-х гг. 20 в. осуществилась интересная идея формирования правового сознания через изучение специальных курсов: «Граждановедение», «Человекознание» и т.п., а также при изучении общеобразовательных курсов истории, литературы, экономики, экологии и др.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Умственное воспитание  – «организация ума», в которую входит развитие интеллекта. Интеллект (от лат разумение, понимание, постижение) – система умственных операций, стиль и стратегия решения проблем, эффективность индивидуального подхода к ситуации. «Организация ума» через систему умственных операций осуществляется с помощью организации психических познавательных процессов таких, как  ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь.

 I. Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств, и состояние самих внутренних органов. С позиций физиологии ощущения – деятельность анализаторов (органов чувств). Подробнее: а) переферической части – рецепторов, воспринимающих раздражения; б) проводящих центростремительных путей; в) центральной части анализатора, находящейся в коре больших полушарий. Собственно ощущение возникает в коре головного мозга там, где преобразуется поступающая извне информация. Ощущения делятся на три вида:

  1.  Экстрорецептивные: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные. Все  они  отражают предметы и явления внешней среды.
  2.  Итерорецептивные: боли, равновесия, ускорения. Отражают состояние внутренних органов.
  3.  Проприорецептивные: мышечно-двигательные. Отражают движения тела.

II. Качественно новой ступенью чувственного познания мира, возникающей на основе суммы ощущений является восприятие. Восприятие предполагает аналитико-синтетическую деятельность мозга. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия. На основе анализа осуществляется синтез свойств и создается целостный образ. Существуют виды восприятий в зависимости

А) от форм отражения: восприятие пространства (формы, объема, величины предметов; перспективы пространства); времени (последовательности, действительности, темпа и ритма явлений); движения (характер, форму, амплитуду, скорость, продолжительность, ускорение);

Б) от цели: преднамеренные восприятия (с сознательно поставленной целью); непреднамеренные (без специально сформулированной цели);

В) от степени организации: организованные – наблюдение (целенаправленные и планомерные наблюдения объекта, явления с доминирующей ролью второй сигнальной системы); неорганизованные (обычное непреднамеренное восприятие среды).

III. Представление во-первых, это чувственный образ предметов и явлений действительности; во-вторых, – неполное, предварительное знание; в третьих, – переходная ступень в иерархии процессов познания; в четвертых, чувственная опора воспитания; в пятых, – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств.  Физиологической основой представлений является уже записанная в коре больших полушарий информация, полученная, кодированная и декодированная в результате ощущений и восприятий. Само представление возникает в результате образования условных временных  связей в коре – деятельности первой сигнальной системы. Представления имеют ряд особенностей. Так, для них характерна обобщенность образов, схематичность, привязанность к конкретным условиям, высокая степень осмысленности, уточненность образов, относительная полнота образов. Представления выполняют функции

  •  сигналов (запускают динамический стереотип корковых процессов);
  •  регуляторов (фильтруют информацию с учетом сиюминутной ситуации);
  •  настройки (ориентируют организм на определенные параметры отражения окружающего мира).

Конечно, существует классификация видов представлений:

  1.  По видам анализаторов: представления зрительные (пейзаж, образ животного, растения, предмета, человека), слуховые (мелодия), обонятельные, осязательные, двигательные (представление движения собственного тела во время плавания, ходьбы и т.п.);
  2.  По степени обобщенности: представления единичные (основанные на восприятии одного определенного предмета) и общие (отражающие ряд сходных предметов);
  3.  По степени проявления волевых усилий: непроизвольные (возникающие спонтанно) и произвольные (имеющие цель);
  4.  По продолжительности: оперативные (извлекаемые из памяти для обслуживания оперативных интересов деятельности), кратковременные (непродолжительные), долговременные (профессиональные).

IV. К психическим познавательным процессам относится также внимание. Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Физиологической основой внимания является:

  •  наличие в каждый данный момент в коре очага возбуждения;
  •   образование новых условно-рефлекторных связей;
  •  наличие отрицательное индукции между очагами с пониженной и повышенной возбудимостью;
  •  наличие явления доминанты.

Свойства внимания: концентрация (способность сосредоточиваться на главном); избирательность; распределение (возможность выполнять несколько операций одновременной); объем (число объектов или их элементов, которые могут быть восприняты с одинаковой степени ясности и отчетливости в один момент); интенсивность (величина нервной энергии, затраченная на некую деятельность); устойчивость (способность задерживаться на восприятии данного объекта); отвлекаемость.

Виды внимания:

А) преднамеренное (целенаправленное, организованное, устойчивое);

Б) сосредоточенное (динамическое и  статическое, высокая интенсивность которого сохраняется все необходимое время для выполнения работы);

В) непреднамеренное (требует интенсивного раздражения, новизны и динамичности объекта).

Одновременно виды внимания можно назвать условиями его функционирования.

V. Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.  Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре. Важна последовательность процессов памяти.

  1.  Запоминание – запись информации.
  2.  Сохранение – удержание полученной информации.
  3.  Воспроизведение – активизация ранее записанной информации.
  4.  Узнавание – явление психики, сопровождающее процессы памяти, и увеличивающее их эффективность.

Виды памяти.

  1.  Наглядно-образная – зрительные, звуковые и др. образы.
  2.  Словесно-логическая – память на смысл, логику информации, соотношение между ее элементами.
  3.  Двигательная – помять на движения.
  4.  Эмоциональная – память на переживания.
  5.  Кроме этого, в зависимости от приемов заучивания выделяют механическую (запоминание внешней формы  информации) и логическую (запись смысла изучаемой информации).

Продуктивность и эффективность памяти определяется ее объемом (количественный показатель); быстротой (скоростью обработки и использования информации); точностью (качество запечатления, сохранения и воспроизведения информации); длительностью (долговременная и кратковременная память); готовностью (готовность использовать имеющуюся информацию).

VI. Воображение – процесс создания новых представлений. Физиологической основой воображения считают следовые процессы возбуждения, торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В результате сложной нервной деятельности (как сознательной, так и бессознательной) возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания – основа образов воображения.

Выделены приемы воображения – изменения и преобразования представлений. К ним относятся

  •  вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства;
  •  изменения размеров объектов (уменьшение и увеличение);
  •  создание мысленного образа из вычлененных объектов – «химеры»;
  •  конструирование предмета в зависимости от его назначения;
  •  мысленное усиление какого-либо качества объекта;
  •  перенос этого свойства  на другие объекты;
  •  мысленное ослабление какого-либо свойства или качества объекта;
  •  синтез – создание нового образа на основе  обобщения.

Существуют различные виды воображения, например, непроизвольное (пассивное, непреднамеренное),  произвольное (активное, преднамеренное). Мечта – тоже вид воображения – это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение ярких  образов, эмоциональная насыщенность и, часто,  не выраженность конкретных путей осуществления. Различают также воображение творческое – создание новых образов в процессе творчества, и воссоздающее – репродуктивное – когда  образы, возникают на основе прочитанного, увиденного, услышанного.

VII. Мышление – познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явления окружающего мира и, в силу этого, ориентировки человека в окружающем мире.

Физиология мышления – сложная аналитико-синететическая деятельность коры. И.П. Павлов указывал, что мышление – это  ассоциации, сначала элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, потом цепи ассоциаций и т.д.

Особенности мышления:

  1.  Мышление не существует без ощущений, восприятия, представлений, внимания, воображением, эмоций, памяти.
  2.  Базой мышления являются знания (память).
  3.  Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему.
  4.  Мышление неразрывно с речью.
  5.  Органически связано с практической деятельностью человека.

Особенности развития мышления, которые необходимо учитывать при умственном воспитании:

  1.  Наглядно-действенный характер;
    1.  Непосредственное оперирование вещами;
    2.  Обобщение вещей и их свойств
    3.  Предметный характер
    4.  Перестройка процесса мышления
    5.  Целенаправленная мыслительная деятельность
    6.  Способность к абстрактно-логическому мышлению.

Принято выделять определенные операции мышления.  Анализ вычленение сложного объекта на составляющие. Синтез – создание целого из вычлененных частей. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, их свойств и отношений; результатом сравнения является выявление общности  или различия между ними. Абстрагирование –  отвлечение от несущественных признаков предметов, явлений и  в выделении в них основного. Обобщение – объединение многих предметов или явлений по какому-либо общему признаку. Конкретизация – движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления. К ним относятся  названные ниже. Понятие – отражение в сознании общих и существенных  свойств предмета или явления. Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются  или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Умозаключение – выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключения бывают по  аналогии, индуктивные и дедуктивные. Аналогия – умозаключение, в котором вывод делается на основе частичного сходства между явлениями (без достаточного исследования всех условий). Индуктивное умозаключение осуществляется от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивное  соответственно наоборот.

Различают несколько  видов мышления в зависимости

  •  Формы: наглядно-действеннное (непосредственно включенное в деятельность); наглядно-образное (осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше); абстрактно-логическое (совершается на основе отвлеченных понятий, не имеющих образа).
  •  По характеру решаемых задач: теоретическое (мышление на основе теоретических рассуждений); практическое (мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач).
  •  По степени развернутости: дискурсивное (опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия); интуитивное (на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира).
  •  По степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее) – мышление на основе уже имеющихся образов и представлений. Продуктивное (творческое) – мышление на основе творческого воображения.

К способам мышления относятся  индукция и дедукция. Индукция (от лат. – наведение), переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу о всех предметах ванного класса; один из методов познания. Основой индукции являются эмпирические данные. Существует полная индукция – вывод делается в результате изучения всех без исключения предметов данного рода. Чаще используется неполная дедукция. Вывод в таком случае носит характер вероятного знания, и его достоверность повышается при подборе достаточно большого количества фактов, отражающих не случайные, но существенные признаки изучаемого явления. Дедукция (от лат. – выведение), переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете этого класса; один из методов познания. Дедукция – основное средство доказательства. Применяется в обучении как одна из форм изложения учебного материала (в геометрии). Дедукция способствует формированию логического мышления, воспитывает подход к каждому конкретному случаю как звену в цепи явлений, учит рассматривать их во взаимосвязи друг с другом.  

VI. Речь – вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения. Язык – средство общения. Физиологической основой речи являются, во-первых, так называемая переферия: а) система органов дыхания, обеспечивающая вдох и выдох; б) генераторная система – голосовые связки гортани; в) резонаторная система – носоглотка, череп, гортань, грудная клетка. Во-вторых, мозговые центры: левое полушарие, задняя часть височной извилины, нижние отделы третьей лобной извилины.

Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, воздейственность (поучение: просьба, приказание, инструктаж, совет; наставление).

К функциям речи относятся: выражение; воздействие (побуждение к действию); обозначение; сообщение.

Существуют определенные виды речи: устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя.

VII. Эмоции – переживание человеком отношения к окружающему миру и самому себе. Являются мощным регулятором поведения, которое направлено на удовлетворение потребностей. Потребности – внутренние состояния, выражающие зависимость живого от условий существования. Возникновение потребностей стимулирует организм к поиску способов их удовлетворения, и так они становятся мотивами – побудителями деятельности.  

Сильные, бурно протекающие эмоции – аффект. Длительно сохраняющиеся, не ярко выраженные – настроение. По характеру взаимодействия субъекта с объектами удовлетворения его потребностей выделяют четыре группы основных эмоций:

1) удовольствие – отвращение;

2) радость– горе;

3) уверенность – страх;

4) торжество – ярость.

Эмоции обеспечивают приобретение индивидуального опыта навыков новых интеллектуальных операций в том числе. Умственное воспитание предполагает  воспитание в сфере эмоций, целью которого является формирование оптимальной для данного общества  и   данной личности системы потребностей, обеспечивающей ее самореализацию.

Индивидуальный опыт, образующийся из часто повторяющихся впечатлений, важен для умственной деятельности, но скорость протекания электрохимических реакций на мембранах нейронов, т. е. сами  процессы мышления определяет  наследственность (генотип) человека. К наследственным качествам ума относят силу, скорость, точность, системность, многоаспектность, пр. Один из законов когнитивной психологии утверждает, что повторение умственных процессов (накапливающийся опыт) увеличивает  легкость их осуществления, и уменьшает степень их сознательности. Различия в содержании ума, в системе понятий, которыми он  оперирует, складываются из генотипических особенностей и индивидуального  опыта человека, согласно современным представлениям ученых в равной степени.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Понятия экологическое воспитание собственно нет, существует понятие экологическое образование, которое необходимо включает в себя и обучение, и воспитание. Экологическое образование это – процесс формирования экологического сознания. Экологическое сознание – совокупность индивидуальных и групповых представлений о взаимосвязях в системе «Природа–Человек» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также господствующих и развивающихся стратегий и технологий взаимодействия с ней.  

Экология (термин введен в 1870г. Эрнстом Геккелем) – наука, изучающая структуру, функционирование и эволюцию экологических систем.

Содержание экологического образования – это система научных идей о целостности и развитии природы; изменении вмещающих ландшафтов в процессе и результате эксплуатации их человеком; влиянии среды на здоровье человека; о  природе как фактор нравственно-эстетического развития личности; об оптимизации взаимодействий в системе «природа – общество – человек». Условием реализации содержания экологического образования являются  систематичность и непрерывность изучения учебного материала, а также межпредметные связи.

Принципы развития экологического образования:

  1.  Единство, историческая взаимосвязь развития природы и общества (Реализуется в  а) междисциплинарном подходе; б)  систематичности и непрерывности изучения учебного материала).
  2.  Социальная обусловленность отношений человека к природе.
  3.  Стремление  к оптимизации взаимодействий общества и природы (Для этого вводится изучение принципов рационального природопользования).
  4.  Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности  по освоению и изучению природной среды (Проявляется в умении на практике сохранять биологическое равновесие среды).
  5.  Взаимосвязь глобальных, региональных и краеведческих экологических проблем (Обнаруживается в приобретенных технологиях  оценки состояния окружающей среды).

Целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания.  Соответственно для достижения поставленной цели сформулированы три задачи:

  1.  Формирование адекватных экологических представлений.
    1.  Формирование отношения к природе.
    2.  Формирование системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Нравственное воспитание  – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже – этика. Русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову нрав (характер). Нравственность, по Гегелю, – сфера практической свободы, субстациональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием. В отечественной традиции под нравственностью понимается: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль закрепленная традицией, в) мораль на уровне ее общественных проявлений.

Нравы же в  данном случае – это устоявшиеся в данном сообществе нормы поведения.

Мораль – общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни. Мораль представляет собой единство двух характеристик: 1) она выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам обязательным для всех; 2) она основывается на автономии человеческого духа (свободный выбор личности, ее самоутверждение). Сущность морали воплощена  в одной из самых древних моральных заповедей – «золотого правила нравственности»: «поступай по отношению к другим, так как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Нормы морали зафиксированы в заповедях, принципах общегуманистического характера: «не убий», «не лги», «не кради». Основные категории морали: добро, долг, совесть. Добро выражает нацеленность морали на идеал человечности, долг – ее императивный характер, совесть – интимно-личностную природу.

Нравственное воспитание – понятие условное. Существует объективная сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, результатом которых должен  стать планируемый нравственный результат.

Трудности нравственного воспитания:

  1.  Участники процесса. Логично считать, что воспитатели должны отличатся от остальных людей своими моральными качествами. Однако облигатной отличительной особенностью нравственного человека является осознание собственного несовершенства, в результате чего он не может принять  на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден. Возникает парадокс, тот, кто имеет основание обучать нравственным принципам (именно потому, что обладает необходимыми качествами), никогда учителем морали не станет. Тому же, кто стремиться выполнять подобные обязанности, никогда нельзя доверить эту роль именно потому, что он этого желает.
  2.  Нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личной автономии. Нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. В сфере морали автономия – сообразование личной воли с долгом. Автономия проявляется в способности противостоять давлению извне (со стороны авторитетов, группы), а также внутренним побуждениям гедонистического, утилитарного или конформистского характера. В педагогике автономия рассматривается как индивидуальная позиция человека, его независимость в выборе мотивов, целей, стиля поведения и т.п. Потребность в автономии – неотъемлемая составляющая процесса становления личности.
  3.  Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств; ее можно назвать последней, высшей целью, целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее нравственность можно назвать не целью, а идеалом – регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности не приложима формула «цель оправдывает средства», как нет средств, которые ведут  к нравственности, так и сама нравственность не может быть средством, ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель
  4.  Нравственное воспитание как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную, но если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по ее  дальнейшему преобразованию лишаются смысла, ибо существование в форме идеала и есть способ ее реального существования. По мысли Протагора, в особых учителях добродетели  нет нужды, поскольку все учителя учат добродетели.

Добро имеет два значения: 1) представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту; 2) сам этот стандарт. В морали и этике добро осознается как особого рода ценность, не касающаяся природных и стихийных событий и явлений, как характеристика действий, совершенных свободно, ради них самих, а также сознательно соотнесенных с высшими ценностями – идеалами.

 Добродетель – деятельное добро. Это фундаментальное моральное понятие, характеризующая готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрости, справедливости, мужества, умеренности. В Новое время сформировались добродетели терпимости (толерантности), задающая нравственную меру отношений к людям других верований и убеждений; прилежание; трудолюбие; бережливость и пр.

  1.  Процесс воспроизводства нравственности вписан  во все многообразие социальной деятельности и протекает стихийно, но поддается и направленному воздействию и сознательному контролю, главным образом, в форме самовоспитания. Самовоспитание – сознательная деятельность человека, направленная на совершенствование его интеллектуальных, нравственных, физических и коммуникативных качеств, в соответствие с идеалами и социальными ценностями, которые свойственны данному обществу и ближайшему окружению. Человек влияет на собственное нравственное развитие, культивируя определенное поведение, поступки, суммирующиеся в качества характера. Каковы поступки, таковы и нравственные качества человека (Аристотель). Вместе с тем именно через поступки он оказывает влияние на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А.Швейцер).

6. Противоположными формами нравственного воспитания является морализаторство и моральный террор (стремление навязать формы поведения, при этом нравственные предписания выступают как средства подавления и унижения личности).

Морализаторство, понятие, применяющееся для обозначения такой позиции при вынесении моральной оценки или нравственного поучения, которые вызывают сомнение в их этической оправданности. О морализаторстве речь идет тогда, когда моральная оценка рассматривается не как простое расхождение в ценностных определениях, а как признание систематического искажения моральным проповедником нравственных принципов. Недоверие к морализаторству связано, прежде всего, с ущемлением нравственной автономии индивида, а также с безапелляционностью суждений морального проповедника и подозрением в его не бескорыстности.  Психологической основой морализаторства является осознанные и бессознательные прагматические интересы, поиск привилегированной позиции, которая позволяет пренебречь критическим отношением к собственным представлении о должном и к своему праву на нравственное поучение.

Нравственное воспитание – это не обучение нравственности. Обучить нравственности нельзя. Нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

Термин нравственное воспитание используют также в узком значении – как обучение нормам общественного приличия и нормам  этикета. В этом случае речь идет о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях. Соблюдение норм этикета принято называть воспитанностью или культурностью. Это еще не нравственность, но необходимая ее составляющая. Культура поведения представляет собой совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культура поведения выражает нравственный стандарт общества и усвоение положений, регламентирующих деятельность людей, как – то культура общения, внешности, речи, культура полемики, бытовая, этническая культура  и пр.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Эстетическое воспитание это

  1.  Процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства, многообразных эстетических объектов и явлений действительности.
  2.  Направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и их оценки.

Цели эстетического воспитания:

1. Развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности;

2. Совершенствование эстетического сознания;

3. Гармоническое саморазвитие;
4. Формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической (телесной культуры).

В России традиционно процесс эстетического воспитания основан на принципе бинарности духовного и материального;  прекрасного и выразительного в эмоциально-чувственном  освоении;  оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства.

Основой эстетического воспитания являются гуманитарные предметы. Существуют обязательные и факультативные курсы. Частью эстетического считают художественное воспитание.

Эстетическое образование обладает высоким потенциалом и в области естественнонаучного образования. Эстетическая восприимчивость и рефлексия углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логического мышления, творческих способностей человека, позитивно влияют на характер самооценки, рефлексии, ориентации на ценности культуры.

ПОЛОВОЕ И ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Половое и полоролевое воспитание это

  1.  Целостная педагогическая система
  2.  Компонент целостного педагогического процесса, включающего воспитание, самовоспитание, обучение, самообучение и самообразование.
  3.  Половое и полоролевое воспитание это – процесс полоролевой социализации.

В биологическом аспекте пол – совокупность морфологически и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится к оплодотворению.  Психологический пол – совокупность определенной сексуальной идентичности и связанные с нею система половых ролей. Система половых ролей  состоит из психосексуальных и социосексуальных ориентации, благодаря которым индивид а) различает критерии «мужественности» и «женственности»; б) оценивает себя по этим критериям; в) претендует на соответствующую деятельность; г) претендует на  социальный статус.

В аспекте педагогики  пол – биосоциальное свойство человека. Биологическое, т.к. пол обусловлен генами. Социальное, потому что поведение человека – результат формирования пола в соответствии с воспитанием. Отсюда, половое воспитание осуществляется в процессе  полоролевой социализации. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать половую идентификацию и дифференциацию.

Половая идентификация – отождествление себя с представителями определенного пола, проявляющееся в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. В норме протекает естественно и не требует активности сознания.

Половая дифференциация – отделение себя от представителей противоположного пола по совокупности первичных и вторичных половых признаков.

Половое воспитание – это половая идентификация и дифференциация, а также приобретение соответствующих знаний и формирование феминного или маскулинного признаков и навыков поведения.

Принципы полового воспитания:

  1.  единство подхода родителей, педагогов, медицинских работников к целям, средствам и методам;
    1.  дифференцированный характер воспитания (учет пола, степени психологической и моральной подготовленности, интеллектуального уровня);
    2.  поэтапный характер воспитания (учет возраста);
    3.  достоверность информации;
    4.   адаптация информации («адресный характер») для конкретного воспитанника;
    5.  сочетание нравственной атмосферы и гигиенических условий;

В педагогической литературе принято выделять направления полового воспитания:

  •  диагностика когнитивного компонента полоролевой социализации;
    •  формирование полоролевого поведения;
      •  ознакомление воспитанников с процессом деторождения;
      •  формирование системы знаний о социальных и семейных связях и ролях.

Понятийный аппарат:  виды воспитания: свободное; семейное; религиозное (рациональный, мистический уровни, принципы православного воспитания); социальное (коллектив, малые группы, взаимодействия межличностные и групповые, педагогические технологии); пенитенциарное (пенитенциарная педагогика, исправление); правовое (правовая норма, чувство законности); умственное (интеллект, ощущение, представление, внимание, память, воображение, мышление, формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, аналогия, индукция, дедукция; операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация; виды мышления; речь; язык; эмоции);  экологическое образование и воспитание (личность с экоцентрическим типом эклогического сознания); нравственное воспитание (нравственность, нравы, мораль, нормы морали, категории морали, автономия в сфере морали, добро, добродетель, толерантность, самовоспитание, моральное воспитание, морализаторство, моральный террор, нормы общественного приличия, этикет, воспитанность, культурность, культура поведения); эстетическое (принцип бинарности); половое и полоролевое (половая идентификация, половая дифференциация).




1. How to be happy in your family life
2. тема АИС АХК Медицинское программное обеспечение для информатизации здравоохранения Автоматизированн
3. Наследование в МЧП Проблемные вопросы- Какое законодательство должно применяться при наследовании н
4. продвижения в интернете PRмероприятия онлайн Основные онлайн PRмероприятия Главные трудности про
5. Методы сбора социологической информации
6. Опухоли головного мозга
7. показательным микроорганизмам воздуха относятся--- БГКП-- стафилококки-- клостридии-- энтерококки--
8. Бандлер. Дэвид Гордон
9. Give Russin equivlents of the following- Sickleve exmintion recovery hedche to sneeze consultingroom chemist remedy to sprin to fit mputtion wrd to limp splinter injection.html
10. Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского
11. Houses for the night but ws too drunk to remember to shut the popholes
12. Задание 1 Приближенное решение уравнений 1 балл Дано уравнение fx 0
13. Тема Маркетинговая логистика Фамилия студента Рахманова
14. Утверждаю проректор по учебной работе
15. ЧАСТНОЕ ПРАВО И ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК СБОРНИК СТАТЕЙ
16. Правовое регулирование земельных отношений
17. тема правления характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при форма
18. Компания Восточный Филиала ОАО РЖД
19. Основы компьютерных технологий
20. Основные характеристики системы управления организацией на примере ОАО «МТС»