Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра педагогики и методик дошкольного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ «ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПЕДАГОГИКУ»
на тему: «Психолого-педагогической анализ особенностей детской субкультуры»
Специальность 050707
Студентка ЗДШ 51
Извозникова Татьяна Викторовна
Научный руководитель
Смирнова С.А.
г. Череповец 2011 г.
Содержание
Введение
I. Теоретические подходы к вопросу о детской субкультуре
1.1 Понятие субкультуры и признаки
1.2 Виды субкультур.
1.3 Особенности детской субкультуры
1.4 Компоненты детской субкультуры
II. Практическое изучение особенностей детской субкультуры на современном этапе
Заключение
Литература
Введение
Субкультуры играют очень большую роль в социализации, так как они представляют собой своеобразный способ дифференциации развитых национальных культур, их влияние на те или иные общности и обозначения социальной и возрастной структуры общества.
Особенно сильно субкультура влияет на социализацию детей, подростков и юношей, поэтому влияние субкультуры можно рассматривать как специфический механизм социализации, так называемый «стилизованный механизм» (8, С.71).
Субкультура оказывает влияние на детей, подростков и юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, являющиеся её носителями, референтны, т.е. значимы, для них. Как правило, чем больше ребёнок, подросток или юноша соотносит свои нормы с нормами референтной группы, тем больше влияет на них возрастная субкультура.
Являясь объектом индентификации человека, субкультура становится одним из способов его обособления в обществе, одной из ступеней автономизации личности, что определяет её влияние на самосознание, самоуважение и самопринятие. Это говорит о важности стилизованного механизма в процессе социализации детей, подростков и юношей.
Традиционные науки о человеке изучали детей и детство как объект и продукт деятельности взрослых. Все понятия воспитания, социализации, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка предполагают неравенство отношений «ребёнок-взрослый». Взрослый предстаёт как субъект, учитель, а ребёнок как объект, продукт и результат деятельности взрослого.
Чтоб понять ребёнка, выявить круг существующих проблем, необходимо рассмотреть мир детства как автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, которая обладает своим языком, структурой, функциями, традициями, а не только как продукт социализации и изучения со стороны взрослых. Современные учёные поставили перед собой задачу рассмотреть взрослый мир сквозь призму детского восприятия.
И.С. Кон выделяет 3 главных подсистемы «культуры детства»:
1) детская игра;
2) детский фольклор и художественное творчество;
3) коммуникативное поведение детей.
Все три составляющие не являются новыми для науки. Но современные фольклористы и этнографы рассматривают их не только в контексте социального научения с центральной фигурой взрослого. Их интересуют более интимные, скрытые от взрослых аспекты жизни детей.
В своей работе педагоги приходится сталкиваться с детской или подростково-юношеской субкультурами. Им приходится иметь ввиду особенности субкультур, которые складываются и в ближайшем окружении различных воспитательных организаций. Педагогам, осуществляя социальное воспитание, необходимо иметь представление об особенностях и характерных чертах субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники. Это важно для того, чтобы при организации воспитательного процесса педагоги могли предположить позитивное или негативное влияние той или иной субкультуры на детей и подростков. Например, направления моды могут отражаться в быту, оформлении интерьера помещений, в содержании и формах жизнедеятельности (игры, конкурсы, шоу, популярные на телевидении).
Знание особенностей детских, подростковых и юношеских субкультур позволяет педагогам минимизировать и корректировать негативные влияния на воспитанников, используя для этих целей возможности, заложенные в жизнедеятельности воспитательных организаций.
Изучение субкультурных особенностей необходимо педагогам для того, чтобы иметь возможность организовывать общение со своими воспитанниками. На современном этапе разрабатываются новые, более совершенные программы для детского сада, а это требует знания особенностей субструктур детского дошкольного сообщества и педагогического сообщества взрослых, из взаимодействия как одного из факторов, оказывающих влияние на развитие ребёнка.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей детской субкультуры.
Целью данной работы изучение особенностей детской субкультуры на современном этапе.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования данной работы - детская субкультура.
Предмет исследования - особенности детской субкультуры на современном этапе.
Методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы, опрос детей, анализ продуктов детской деятельности.
I. Теоретические подходы к вопросу о детской субкультуре
1.1 Понятие субкультуры и признаки
Строение социальных отношений в любом обществе предполагает функционирование групп людей (детей, юношей, взрослых), которые объединяются по принципам пола и возраста или по признакам возраста. В нашем обществе это детский сад (дети разного пола, но одного возраста в одной группе), школа (то же самое), армия (одного пола, одного возраста). В других культурах это может быть совместное проживание мальчиков, готовящихся к обряду инициации, или отдельное проживание женщин, ставших матерями, или другое.
Отношение человека к человеку имеет разный уровень понимания в зависимости от того, как в их сознании представлены собственные сущностные характеристики и аналогичные характеристики друг друга. Это является одним из психологических условий формирования в единой культуре относительно независимых друг от друга субкультур.
«Субкультура (от лат.Sub под + cultura) культура какой-либо социальной или демографической группы» (10, С.299).
«Субкультура совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) (8, С.66). А.В. Мудрик выделяет ряд признаков, присущих субкультуре.
У носителей той или иной субкультуры есть ценностные ориентации, которые определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры, возрастными и другими специфическими потребностями, стремлениями и проблемами носителей.
Существуют некоторые общепринятые духовные ценности, а также и такие, которые для одних являются ценностями, а для других нет. Часто то, что значимо для детей и подростков, воспринимается взрослыми как «безделица». Примером этого может быть увлечение техникой, музыкой, спротом и т.д.
Как правило, в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как безобидными, так и антисоциальными. Предрассудки отражают присущие субкультуре ценностные ориентации или же сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.
Каждой субкультуре присущи нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, которые существенно различаются по содержанию, сферами и мере их регулятивного влияния.
В просоциальных субкультурах нормы обычно не противоречат общественным нормам, а дополняют или трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры. В асоциальных субкультурах нормы противопоставляются общественным. В зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций, в асоциальных субкультурах присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично атниобщественные нормы, а также специфичные для конкретной субкультуры нормы.
Обычно антисоциальные субкультуры являются довольно закрытыми, нормативная регуляция в них жёсткая и охватывает практически всю жизнь ребят. Но во многих асоциальных и в ряде просоциальных культур регуляция может охватывать только те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру, например, увлечение каким-либо музыкальным стилем.
В субкультурных группах существует статусная структура. В данном случает статус это «положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для неё жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием» (6, С.68)
От характера субкультуры зависит степень жёсткости статусной структуры. В закрытых субкультурах она приобретает крайнюю степень жёсткости, определяя как положение в ней ребят, так и во многом их жизнь и судьбу в целом.
У носителей субкультуры имеются предпочитаемые источники информации. По своей значимости обычно они имеют такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, радио и телевидение, интернет сайты, рассчитанные на носителей данной субкультуры; определённые программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов.
Информация, полученная из этих источников, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для субкультуры ценностными ориентациями, во многом определяет содержание общения её носителей.
В каждой субкультуре можно выявить эстетические пристрастия. Это более или менее ярко выраженные общие для её носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями жизни и имеющимися возможностями, модой.
Следование моде является одним из важнейших признаков подростково-юношеских субкультур. Особенно явно это проявляется в одежде, оформлении внешности (например, татуировки, пирсинг, макияж, причёски), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и других эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.
Ярким признаком субкультуры является жаргон своеобразный диалект, отличающий её носителей.
Жаргон это многослойное явление, которое включает в себя ряд групп слов и выражений. Каждой субкультуре присущ свой фольклор комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества (8, С.70)
Словесный фольклор включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и деятельности их легендарных представителей, специфические по содержанию стихи и прозаические произведения, анекдоты, а также считалки, страшилки, дразнилки в детской субкультуре.
К музыкальному фольклору относятся песни, выражающие определённое мировосприятие, отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, отражающие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о реальных или мифических событиях в жизни её носителей.
1.2 Виды субкультур
Г.С.Абрамова отмечает, что это могут быть возрастные субкультуры (подростковая, юношеская, пожилых людей), профессиональные субкультуры (врачей, юристов, музыкантов, педагогов и т.д.), территориальные (сельские, городские. В том числе наиболее мелкие дворовая, центровая, хуторская и т.д.), предметно-опосредованные (фанаты того или иного спортивного клуба, эстрадной звезды, коллекционеры, члены клубов по интересам и т.д.).
Рассматривая возрастные субкультуры, Г.С.Абрамова отмечает существование признаков субкультуры уже в дошкольных группах.
А.П.Усова и её последователи отмечали, что к 4,5-5 годам в детском саду складываются относительно самостоятельные сообщества детей, у которых есть свои игровые традиции, нормы и правилами поведения. Игра рассматривалась как основа функционирования таких сообществ.
Очень устойчивой субкультурой является подростковая. Персонифицируя своё чувство МЫ в специфической форме, подростки создают свой фольклор, вырабатывают новый язык только этой общности, который затрудняет проникновение чужого другого.
Главной чертой подростковой субкультуры является её стремление к замкнутости, изолированности от других общностей людей, а также структурированности общими переживаниями, которые создаются специальными средствами.
Следующей субкультурой выделяется молодёжная. Её признаком можно считать наличие молодёжной моды, группировок по разным признакам общности.
Молодёжную субкультуру также отличает обособленность от других людей с помощью специальных знаков, которые имеют смысл только внутри этой субкультуры. Юношеский возраст отличается созданием конкретных идеалов кумиров.
Следующим видом субкультуры является субкультура взрослых. Она неоднородна по качеству обобщения знаний о человеке, по возможности владения экзистенциальными характеристиками. Но их присутствие всё равно ощущается в виде противоречий собственной жизни, кризисов зрелой личности, которые необходимо разрешать через создание новых смыслов.
Главной чертой субкультуры пожилых людей является то, что люди, принадлежащие к этой субкультуре, обладают возможностью отождествлять обобщённый идеал человека со своей собственной жизнью. Здесь проявляется старческий эгоизм, выражающийся в склонности считать обоснованным и истинным проявлением жизни и качеств человека лишь известные им лично качества человека и жизни по представлениям из собственного опыта. Пожилые люди склонны персонифицировать идеал человека в собственном Я, что можно считать типичной чертой субкультуры пожилых людей. Это способствует тому, что пожилой возраст человека отождествляется с возрастом мудрости.
Наиболее яркой являются различные субкультуры молодёжи. Молодёжь тянется к неформальным группам по разным причинам. Одни - из любопытства, не вникая в саму философию движения, другие видят в движении интересную форму времяпровождения, третьи находят в этом оригинальный образ жизни.
Хиппи имеют свою философскую платформу, свою форму поведения. Хиппи носят длинные волосы на прямой пробор. Считается, что длинные волосы помогают контакту с космосом, с космическим разумом. Лоб и затылок обвязаны тонкой повязкой. Многие отпускают бороду. Одежда хиппи и их поведение объясняется стремлением не отрываться от природы.
В основе философии хиппи лежит внутренняя свобода человека, независимость от общества, свобода в любви. Они выступают против службы в армии, верят в высшую реальность, медитацию, помогающую выйти в другую реальность. Хиппи являются своеобразным вызовом современному обществу.
Одним из распространенных движений в России является движение панков. Их можно узнать по петушиным причёскам, кожаным пиджакам на голом теле, грубому жаргону и вызывающему поведению. Поведение панков в общественных местах сопровождается драками, грабежами.
Выделяются группы мажоров (псевдоамериканцы, псевдоангличане, псевдофранцузы), предпочитающие носить вещи только из этих стран. Мажоры культивируют образ сильного, предприимчивого человека, владеющего несколькими языками. Они за активный спорт и против наркотиков.
Рокеры группы молодых людей, которые носятся по улицам городов и сёл ан мотоциклах без глушителей, демонстрируя этим своё пренебрежение обществу. Они угоняют чужие мотоциклы, часто не имеют водительских прав, вступают в связь с уголовными элементами.
Организуются группы саталлистов фанатов, поклонников определённого певца, футбольной команды.
Наиболее распространенная молодёжная неформальная группа металлисты, которая включает в себя поклонников тяжёлого рока, чёрного металлического рока и скоростного металлического рока. Членов этой группы отличает агрессивный внешний вид, чёрная одежда, украшения из металла на груди, перевёрнутый крест. Они агрессивны и исповедуют культ сатаны, проповедуют расизм и шовинизм.
Но среди металлистов встречаются и миролюбивые подростки, являющиеся ценителями металлического рока. Они не конфликтуют с официальными организациями.
В настоящее время существует множество других течений и группировок молодёжи, например, скинхеды, готы, хип-хоп и многие другие.
1.3 Особенности детской субкультуры
«Субкультура детская в широком смысле всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» (10, С.299).
Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях.
Н.Иванова в своей статье определяет детскую субкультуру как особую систему социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, которые влияют на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (4, С.34).
В.Кудрявцев, Т.Алиева рассматривают детскую субкультуру как «особую систему бытующих в детской среде представлений о мире, ценностей и т.д., которая отчасти стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительно автономное место» (6, С.87). Детская культура является культурой в культуре, которая, не смотря на то, что «встроена» в общее культурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывно связана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок.
Детская традиция это «совокупность разнообразных форм активности детской группы, тесно связанных с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей в рамках данной субкультуры (тайные языки и шифры, шалости, детская «магия» и т.д.)» (10, С.299).
В разных периодах детства особую важность приобретают различные элементы детской субкультуры: для дошкольников и младших школьников игры, считалки, дразнилки, загадки, для детей 8-13 лет другой фольклорный репертуар и традиции, для подростков мода, организация неформальных групп и разнообразные правила общения.
М.В.Осорина в своих работах отмечает, что «мир детей существует в одном пространстве с миром взрослых. Взрослые бывают слепы по отношению к жизни и культуре детского сообщества» (9, С.5). Любая человеческая культура несёт в себе модель мира, которая создана этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований. Она воспроизводится в обрядах и ритуалах, закрепляется в языке, материализуется в планировке поселений человека и организации внутреннего пространства жилищ. (9, С.9).
В детской субкультуре просматривается своеобразный способ освоения ребёнком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Мир детства в детской субкультуре «манифестирует» своё отличие от мира взрослых (6, С.65).
Каждое поколение получает определённую модель мироздания в наследство. И эта модель служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека. Вместе с тем она объединяет этих людей как культурную общность.
Такую модель мира ребёнок получает о взрослых, активно усваивая её из культурно-предметной и природной среды. Также он активно творит модель мира сам.
Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир.
Передача содержания детской субкультуры происходит в устной форме в условиях неформального общения детей на игровых площадках, в летних лагерях, больницах, санаториях. К концу периода детства появляются и письменные тексты всевозможные песенники, девичьи альбомы, сборники анекдотов, «гадалки».
1.4 Компоненты детской субкультуры
Детская субкультура является миром, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Исследователи выделяют множество компонентов, характерных для детской субкультуры. Рассмотрим наиболее яркие из них.
Прежде всего, необходимо выделить детскую игру, которая является главным спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности.
Д.Б.Эльконин изучал значение игры для ребёнка. В своей книге «Психология игры» он отмечает: «Игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности» (11, С.10). В.Кудрявцев, Т.Алиева подчёркивают, что игра это своеобразный способ преодоления разрыва между взрослыми и детьми. В игре дети усваивают общие смыслы и мотивы деятельности человека, воспроизводят социальные отношения, которые складываются в мире взрослых. Через игру дети включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя свои потребности в причастности к этой жизни.
В.Абраменкова отмечает, что «традиционная игра это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире». (1)
В играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивать отношения между людьми, моделировать их, совершенствовать своё поведение и учиться управлять им. Важное значение здесь приобретают групповые игры, которые носят особый интерактивный характер и предполагают строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К таким играм можно отнести такие традиционные для Росси игры, как «Жмурки», «Горелки», «Казаки-разбойники», «Лапта», «Бояре» и другие.
Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его.
Число игр, отражающих труд людей, велико. Это «Редька», «Горох», «Хмель» и другие. Все они не только показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё отношение к происходящему.
Все русские праздники проходили с участием детей. Среди них - русская свадьба. Считалось, что играми в свадьбу, своими шуточными действиями дети благословляют молодых на счастливый брак.
Шуточная свадьба имела свою магическую силу, являлась оберёгом настоящей свадьбы. Кроме этого, она играла и социальную роль, знакомя детей в игровой форме с серьёзным обрядом взрослых.
Детский фольклор является важнейшей составляющей детской субкультуры. По определению М.В.Осориной детский фольклор это «одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности» (9,C.41).
В основе детского фольклора лежат произведения, авторами которых являются взрослые. Эти произведения, передающиеся из поколения в поколение, используются для общения с детьми. В их число входят всевозможные колыбельные песни, считалки, пестушки, прибаутки, сказки, загадки, игры и т.д., которые максимально адаптированы к восприятию детьми.
Как правило, эти произведения не транслируются в детской среде в чистом виде, и сами дети не обращаются к ним спонтанно. Но всё же они становятся достоянием детской субкультуры, утрачивая при этом свои функции и приобретая новые, так как дети всячески видоизменяют их, насыщают нетривиальной информацией. Поэтому произведения детского фольклора в разных модификациях могут передаваться из поколения в поколение в устной форме.
Детский фольклор может показать две взаимопротиворечивые характеристики детской субкультуры. Удерживая и воспроизводя в себе тексты, игры, ритуалы, «возраст» которых исчисляется десятилетиями и столетиями, детская субкультура является достаточно консервативной. Вместе с тем она и довольно динамична за счёт того, что ни одно произведение в ней не имеет лишь одного варианта. Обычно можно найти несколько «версий» одного и того же фольклорного произведения.
Дети имеют возможность наделять произведения фольклора новыми смыслами, что развивает их воображение, приобщает к процессам культурного творчества. В этом просматривается демократизм детской субкультуры, которая открыта к изменению и развитию. Она приглашает любого ребёнка стать своим автором. Следует отметить, что вариативность свойственна практически всем компонентам детской субкультуры.
Колыбельные песни, потешки и прибаутки помогают ребёнку познакомиться с простейшей моделью окружающего мира, раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют основу доверия к близким и миру в целом. Дом в произведениях детского фольклора предстаёт как защита от опасного внешнего мира, куда пока ещё «ходить не надо». У ребёнка место в доме самое хорошее и красивое, а мама самая заботливая и лучшая. Семья становится символом защиты и надёжности.
В детском фольклоре находят своё отражение и страшные фантазии, в устной форме передающиеся от поколения к поколению детей. М.Осорина выделяет один из самых распространённых по территории России сюжет, в котором рассказывается о том, как некая семья с детьми живёт в комнате, где на стене или потолке есть подозрительное пятно. Оно может быть жёлтым, красным или чёрным. Иногда пятно обнаруживается при переезде на новую квартиру. Бывает, что кто-то из членов семьи ставит его случайно (капнет чёрными чернилами). Герои сюжета пытаются безрезультатно оттереть это пятно. Ночью пятно начинает проявлять свою зловещую сущность. Оно начинает медленно расти, и из него появляется огромная, в соответствии с цветом пятна, рука, уносящая из ночи в ночь в пятно всех членов семьи. Как правило, руку удаётся проследить. Тогда вызывают милицию, устраивают засаду, отрубают эту руку и находят на чердаке колдунью, бандита или шпиона. В конце все члены семьи могут ожить.
Исследователями отмечено, что для индивидуальных страшных детских фантазий характерен мотив уноса ребёнка из пространства дома в иной мир. Этот мотив нашёл своё отражение в текстах коллективного детского фольклора (сюжет об уходе ребёнка внутрь картины, висящей на стене). Также он встречается и в литературе для детей, например, «Алиса в зазеркалье». Субкультурные формы порой играют немаловажную роль при овладении ребёнком содержанием общечеловеческих ценностей. Такой формой являются стихийные детские проблематизации. Чаще они выражаются в форме вопросов на темы превращения обычного в необычное, предполагают выход за рамки обыденных причинно-следственных связей. Вопросы служат средством расширения детского сознания, ориентируют как ребёнка, так и взрослого на динамическое общение и творческое сотрудничество, создают такую ситуацию, в которой необходим творческий поиск, совместный для взрослого и ребёнка. Эти явления исследователи называют «детским философствованием», которое образует особую составляющую субкультуры детства.
«Философствованием» могут быть размышления детей о природе, жизни, космосе, добре и зле, душе, мысли и многом другом. Они носят преимущественно косвенный характер, но всё же затрагивают вопросы человеческого бытия. «Философские темы» детей во многом создают ту самобытную картину мира, которая рождается в их сознании. Обычно эта картина объединяет в себе всё необходимое и случайное, общее и частное, реальное и вымышленное. Она не столько упорядочивает действительность, сколько задаёт вопросы, разрушая очевидное. Это и является началом человеческого познания, которое имеет творческую природу. Субкультурный феномен познания помогает ребёнку более глубоко приобщиться к творческому опыту людей.
Детское словотворчество занимает значительное место внутри детской субкультуры. Оно является своеобразным вызовом сознанию взрослых, ограниченному готовым общественным опытом.
В попытках словотворчества ребёнок пытается выделить свою уникальную речь из речи взрослых, вместе с тем побуждая взрослых к общению. Словотворчество является средством обособления ребёнка, его призывом к творческому единению с взрослым.
Занимаясь словотворчеством, дети делают слово более живым и предметным, гибким и пластичным, вбирающим в себя все возможные оттенки его значения. Дети освобождают силу, свёрнутую в лингвистических и грамматических нормах языка. Можно сказать, что они дарят языку жизнь в культуре, не позволяя ей омертветь.
Как отмечают В.Кудрявцев и Т.Алиева, субкультура детства неэлитарна, а «массовидна», её опытом в той или иной степени овладевает каждый человек. Именно эта особенность обеспечивает огромные возможности языка, которые не ограничиваются профессиональными литературными текстами. В словотворчестве дети бессознательно раскрывают резервный потенциал родного языка, скрытый для большинства взрослых: «колоток», «кусарик», «мазелин», «мокресс».
Перевёртыши являются примечательной сферой явлений детской субкультуры. «Перевёртыши это особые словесные произведения, где наизнанку выворачивается подсказываемое здравым смыслом обычное положение вещей, проблематизируются повседневные общепринятые представления об окружающем» (6,С.66). Свои истоки они черпают из народной смеховой культуры и малых фольклорных жанров, рассчитанных на детей:
«Ехала деревня мимо мужика,
Глядь, из-под собаки лают ворота».
«Он на пегой телеге, на дубовой лошади».
В различных культурах такое «переворачивание» считалось средством расширения творческих способностей детей и взрослых. Его момент всегда имел смысл в науке, изобретательстве, искусстве. В дошкольном возрасте «перевёртыши» имеют особый смысл. Не случайно К.Чуковский называл их как «лепые нелепицы». Малыш, чтобы воспринять мир таким, какой он есть, сначала должен увидеть его перевёрнутым. Это связано с особенностью зрения новорождённых. И лишь постепенно картина выправляется. То же самое исследователи относят и к умственному и духовному зрению ребёнка, чем объясняют противоречивость и парадоксальность детской картины мира, в которой всё постоянно меняется местами, наделяется непривычными свойствам и возможностями. Педагогическая ценность перевёртышей состоит в том, что в них ребёнок разоблачает фантазии и служит торжеству разума, пытается по-новому утвердиться в знании «нормы».
Жанр считалки, характерный для детской субкультуры, является уникальным. Он не имеет аналогов во взрослом фольклоре и представляет собой вместе с жеребьевками своеобразную подготовку к игре. Это необходимый атрибут игры и культурно представленная реализация распределения ролей:
«Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить
Всё равно тебе водить!»
Считалка помогает устранять нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры, обогащает традиционные тексты.
Дразнилки высмеивают детские недостатки и проступки: ябедничество, глупость, хвастовство, жадность, плаксивость:
«Жадина-говядина, солёный огурец,
На полу валяется, никто его не ест!»
В.Абраменкова отмечает, что помимо указанных форм фольклора в детской субкультуре существуют так называемые «низовые» формы устных фольклорных текстов. К ним можно отнести разнообразные розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых, пародии, детские неприличные и садистские стишки, в которых комическое, весёлое приобретает психологический смысл нарушения запретов взрослых:
«Дети в подвале играли в гестапо.
Зверски замучен сантехник Потапов». (1)
Любовь ребёнка ко всяческим дразнилкам, смеховым ситуациям одновременно и разрушает, и утверждает порядок окружающего мира, проверяя тем самым его на прочность. Смеховая активность детей это подтверждение их собственного существования через выворачивание себя и окружающих «наизнанку».
Как отмечает В.Абраменкова, дети с чувством юмора в детской субкультуре органично вписываются в представления о смеховом мире как мире нарушения приличий и норм поведения, свержения авторитетов и переворачивания привычных понятий. Они могут увидеть смешное в серьёзном, представить ситуацию в самом неожиданном свете, вызывая повышенный интерес окружающих к себе. Шалуны, используя для своих экспериментов вялых, трусливых или безалаберных детей, потешаются над ними, заставляют их двигаться. Обороняться. В этом они имеют большое значение в педагогическом процессе.
Одним из важных компонентов детской субкультуры является наличие собственного языка общения между детьми, который отличается особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью.
В процессе общения дети придумывают «тайные языки», которые не доступны пониманию взрослых или других детей, не посвящённых в это дело. Например, к каждому слову дети могут прибавлять какие-либо тарабарские приставки или окончания и получится примерно такой текст:
«Нашаус кошкаус вчераус принеслаус домойуc котятус».
Дети более старшего возраста пользуются в устном общении особым сленгом, а в письменном специально разработанной тайнописью. Всё это свидетельствует о стремлении детской культуры к автономизации.
В.Абраменкова выделяет ещё одну важную черту, присущую детской субкультуре табуирование личных имён в сообществах детей и наделение сверстников прозвищами и кличками. В отличие от имени собственного, прозвище эмоционально насыщено и несёт в себе момент оценки, которая может быть позитивной, негативной или же носить какой-нибудь подтекст или скрытый смысл.
В младшем школьном возрасте прозвище обычно является выражением яркой индивидуальности ребёнка. У подростков могут быть оскорбительные прозвища. Но в любом случае иметь прозвище значит, быть замеченным сверстниками.
Религиозные представления и духовная жизнь детей ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще сего скрыта от внешнего наблюдателя.
Исследователи отмечают особую мифологичность детского сознания, веру в сверхъестественное. В силу этого каждый ребёнок естественно религиозен. Даже если ребёнок отлучен от религиозной традиции, его душе свойственен поиск эмоциональной связи с внешним.
В традиционных детских верованиях среди младших школьников довольно распространенными являются «языческие» рассказы о колдовстве, нечистой силе и предметах-вредителях (чёрная рука, белое пианино и т.д.). В более старшем возрасте в детской среде бытуют и христианские православные представления: рассказы о святых, о чудесном спасении, о посещении «того» света. Как отмечает В.Абраменкова, чаще всего дети скрывают свои религиозные чувства от сверстников во избежание насмешек, предпочитая обращаться к «высшим силам» непосредственно.
М.Осорина среди компонентов детской субкультуры выделяет разнообразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) и коллекционирование.
Детское собирательство раннего детства характеризуется тем, что «штучки», найденные ребёнком, не имеют никакой потребительской ценности и привлекают его внимание своей формой, цветом, некоторым сходством с реальными вещами. Находя в большом мире разные «штучки», ребёнок прибирает их к рукам во благо собственных интересов. Таким образом он раздвигает свои границы и, как высказывается М.Осорина, «уточняет» себя этими маленькими символами «Я» - «его делается много» (9, С.129). Находки настолько приобретают смысл для ребёнка, что он включает их в свои фантазии и переживания.
Примерно после пяти лет детское собирательство приобретает другие черты. У ребёнка появляется своя «сокровищница», которая обычно хранится дома. Это может быть коробочка, мешочек у девочки и карман у мальчика, так как мальчики предпочитают всё носить с собой. «Сокровищница» наполняется мелкими предметами, найденными на улице. Это всевозможные бусины, красивые пуговицы, значки, сломанные брошки, редкие монеты и предметы с интересной внешностью, привлекающие внимание ребёнка. Обычно ребёнку нравится общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не помешал: рассматривать их, любоваться и фантазировать.
Как правило, «сокровищница» существует несколько лет и незаметно исчезает. На смену ей, примерно после шести-семи лет, приходит детское коллекционирование. Если «сокровищница» была более личной, индивидуальной, то коллекция социальна и более обусловлена внешними факторами, связанными с жизнью ребёнка в группе сверстников: престижем, соперничеством, модой. Коллекции дети показывают друг другу, хвастаются и гордятся ими.
Появление коллекции свидетельствует о вхождении ребёнка в новую фазу социализации в детской субкультуре. Обычно это связано с началом школьной жизни. В это время происходит активное формирование самостоятельного опыта детей среди людей, где ребёнок учится подчиняться правилам жизни в группе, усваивает общепринятые модели поведения.
Чаще всего дети семи - десяти лет коллекционируют предметы, которые можно добыть без денег: фантики, обёртки, пробки и т.д. Содержимое такой коллекции воспринимается детьми как личная добыча её владельца. Количество и редкость найденных предметов говорит о высоком развитии у него социально ценных, с точки зрения сообщества детей, качеств, благодаря которым он добыл то, что имеет.
Многие привлекательные предметы становятся содержимым девчоночьих «секретов» и «мальчишечьих» тайников.
«Секрет» девочки представляет собой небольшую ямку, выкопанную в земле, которая выкладывается чем-либо красивым. Обычно делается фон из фольги или листьев, на нём раскладываются различные интересные «штучки», головки цветов, камешки. Сверху сделанная композиция накрывается кусочком красивого прозрачного стекла. Затем всё засыпается тонким слоем земли так, чтобы снаружи не было видно.
Создание «секретов» является традицией детской субкультуры, следовательно, идея и формы воплощения передаются от старших детей к младшим в виде культурного наследия. «Секреты» по своей сути можно считать массовой формой детского дизайнерского творчества.
Мальчишечьи «тайники» создаются с целью материализации своего тайного присутствия в пространстве окружающего мира. Чаще всего они располагаются в различных нишах, укрытиях, щелях, незаметных для окружающих. Туда складываются разнообразные предметы, которые могут быть личностно значимыми, ценными для мальчика.
«Секреты», «тайники» и «сокровищницы» являются попытками детей установить личный углублённый контакт с местом обитания.
В детской субкультуре М.Осорина выделяет способы и формы свободного времяпровождения, среди которых - походы детей в различные места, разнообразные виды продуктивной деятельности детей, например, рассказывание страшных историй. Наблюдения исследователей дали возможность выделить перечень мест, которые посещают дети.
Места игр - те места, где дети собираются для тех или иных видов игр. Как правило, места игр девочек и мальчиков находятся отдельно, но неподалёку друг от друга. Для организации общей игры они собираются между этими территориями.
«Страшные места» относятся к разряду опасных, запретных и чуждых ребёнку зон пространства. Обычно это чердак, подвал, погреб, колодец, заброшенный дом и т.д. Входы в эти места являются для детей точками соприкосновения их обычного мира с миром другим - таинственным, мрачным, населённым враждебными силами. Они вызывают у детей ужас. Ребёнок, объединившись с группой других детей, пытается активно совладать с этим ужасом.
Постепенно «страшные места» становятся «страшно интересными», куда дети отправляются не только переживать, а целенаправленно их познавать, исследовать. В 6-7 лет страхи символически прорабатываются детским коллективным сознанием, а уже в младшем школьном возрасте исследование «страшных мест» становится испытанием храбрости и её тренировкой, даёт возможность удовлетворения исследовательских инстинктов и личного самоутверждения. Это также является и своеобразным выяснением статуса каждого участника в групповой иерархии.
«Интересные места» - это места, где можно беспрепятственно наблюдать чужую жизнь, отличную от жизни ребёнка. Обычно это жизнь маленьких существ (головастиков, лягушек, муравьёв) или взрослых людей, которые не знают, что на них смотрят, и заняты чем-либо интересным для ребёнка (стройка, мастерская и т.д.)
«Злачные места» - места, где добывается запретное или совершается недолжное. Самое типичное место - свалка. Она является для ребёнка изнанкой мира взрослых, его потаённой стороной, вывернутой наружу.
Вид «нечейных вещей», наличие ломаного и отсутствие какой-либо регламентации пробуждает у некоторых детей деструктивные желания. Здесь можно нарушать запреты взрослых на проявление агрессивных чувств и выплёскивать их в разрушающих действиях, за которые не будет наказания. Помойка для детей становится «островком свободы для ненормативных действий» (9, С.94). Но есть и другая сторона общения детей с помойкой, более конструктивная и творческая. Сломанные вещи, ставшие негодными для обычного употребления, могут быть использованы детьми для самых различных нужд благодаря их фантазии. Свалка становится местом творческого экспериментирования.
«Места уединения» - те места, где не потревожат, где ребёнку удобно и уютно. «Места встреч» являются местом общего сбора детей, посиделок, разговоров компании приятелей. Они выбираются там, где удобно сидеть, где много места и всех видно, где взрослые не мешают.
«Места экзистенциально-философских и религиозных переживаний» - места, самостоятельно найденные ребёнком, куда он ходит один, чтобы пережить особые состояния души.
Таким образом, в теоретической части данной работы мы рассмотрели теоретические подходы к понятию субкультуры, выделили её признаки и виды. Нами раскрыты особенности детской субкультуры, выявлены её основные компоненты, среди которых: детская игра, детский фольклор, словотворчество, детское философствование, своеобразный детский язык, табуирование имён и придумывание кличек, религиозные представления и духовная жизнь детей, увлечения, способы и формы свободного времяпровождения. Все эти компоненты играют важную роль в процессе социализации детей.
особенность компонент детство субкультура
II. Практическое изучение особенностей детской субкультуры на современном этапе
Практическое изучение особенностей детской субкультуры проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» г.Череповца. Материалы к исследованию были разработаны на основе статьи Н.Михайленко, Н.Коротковой «К портрету современного дошкольника» (7).
Цель исследования: выявить особенности субкультуры современных дошкольников.
Для реализации поставленной цели был проведён опрос детей старшего дошкольного возраста. Было опрошено 16 детей в возрасте 6-7 лет. Вопросы охватывали следующие темы:
Результаты исследования занесены в таблицы (см. Приложение).
Первая тема предусматривала ответы детей на следующие вопросы:
1) Как ты считаешь, что обычно делают взрослые, чем они заняты? Что обычно делают школьники? Что делают маленькие дети, которые ещё не ходят в школу?
2) Как ты думаешь, кем лучше быть взрослым, школьником или маленьким ребёнком? Почему ты так считаешь?
3) Хотелось бы тебе быть взрослым? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?
4) Хотелось бы тебе быть школьником? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?
Отвечая на первый вопрос, 56% детей отметило, что взрослые выполняют различные бытовые дела (убирают квартиру, моют посуду, стирают и т.д.). Они также ходят на работу, причём конкретно на профессию указал лишь один ребёнок (6%) (мама в больнице работает, папа плотничает). Для остальных детей (37%) «работа» взрослых не связана с чем-либо определённым. Многие дети (31%) отметили, что взрослые получают деньги.
2 ребёнка (12%) среди занятий взрослых выделяют воспитание детей и написание дома планов. Скорее всего, на это повлияло то, что мамы девочек работают в дошкольном учреждении воспитателями.
Из всех детей один ребёнок (6%) отметил, что взрослые смотрят телевизор. Остальные дети (94%) не отметили свободное времяпровождение взрослых, их занятия помимо работы и бытовых дел.
Говоря о школьниках, дети характеризовали их деятельность в общем виде «учатся», «делают уроки», «выполняют домашние задания», «уроки учат», «в школу ходят», а также через конкретные учебные дела и атрибутику, характерную для школы: «сидят за партами и хорошо слушают учителя», «после звонка сидят за партами», «пишут, математику делают», «учатся, у них есть перемены», «учатся на «5», «читают». Ни один из опрошенных детей не отметил свободную деятельность школьников и их быт.
Отвечая на вопрос, касающихся маленьких детей, испытуемые выделяли игру, посещение детского сада. Некоторые ответы детей (44%) отражали различные режимные моменты жизни малышей: «играют, спят, кушают, гуляют», «гуляют, кушают и лягут спать». 1 ребёнок (6%) отметил, что в детском саду детей учат. Таким образом, дошкольники достаточно адекватно дали ответы на вопросы, касающиеся деятельности взрослых, школьников и маленьких детей, но следует отметить, что представления о взрослых складывались в основном на примере своих родителей.
В роли взрослого и школьника детей дошкольного возраста привлекает возможность «свободы действия»: им доступно то, что недоступно дошкольникам, и они могут делать то, что нельзя маленьким детям, а также могут не делать то, что для дошколят является обязательным. Кроме этого, статус школьника оказался привлекательным для детей благодаря своеобразной атрибутике.
Вместе с этим, дети осознают ответственность взрослых и школьников, в результате чего не все ещё могут принять эти роли для себя.
Рассматривая вопрос сравнительной оценки статуса взрослого, школьника и маленького ребёнка, трое из опрошенных детей предпочли быть маленьким ребёнком, 9 детей (56%) школьниками, 5 детей (31%) захотели быть взрослыми.
Многие испытуемые не смогли объяснить причину выбора. Другие дети отметили, что в роли маленького ребёнка их привлекает возможность играть в детском саду (Бахтина Лера), в роли взрослого возможность делать то, что не может делать ребёнок: «выйти замуж» (Жохова Настя), «на машине ездить, много денег зарабатывать» (Сиротин Коля). Ломилов Кирилл хочет быть взрослым мужчиной, как папа. В этом случае оказывает влияние пример отца ребёнка.
Дети, считающие, что лучше быть школьником (19%), руководствовались желанием учиться, быть умным, тем, что «нужно учиться», и «учиться это очень хорошо». Из этого следует, что детей привлекает возможность научиться чему-либо новому.
Соколова Кристина отметила, что школьникам «спать не надо», то есть, её привлекала возможность не выполнять обязанности, которые ей не нравятся. Желудева Даша выражает желание быть школьницей и ходить в 11 класс потому, что среди её окружения есть знакомые девочки-сестрички, которые учатся в 11 классе.
На прямые вопросы относительно желания быть школьником или быть взрослым 13 детей (81%) дали положительный ответ на 1-й вопрос и 16 детей (100%) - на 2-й вопрос, хотя не все смогли объяснить причину этого. Мотивами положительных ответов явились более расширенные возможности взрослых и школьников, новизна в их деятельности по сравнению с деятельностью детей. Желудева Даша ответила, что не хочет быть взрослой, так как надо много работать.
Анализируя ответы детей по данной группе вопросов, можно предположить, что дети разделяют сообщества взрослых, школьников и маленьких детей, понимают их различия и уже примеряют к себе ту или иную роль.
Для того, чтобы выяснить характер детских проблем и круг лиц, которым ребёнок мог бы доверить свои проблемы, детям были заданы следующие вопросы:
1) Бывает так, что ты сильно огорчаешься, расстраиваешься? Из-за чего ты больше всего огорчаешься?
2) Кому чаще всего рассказываешь о своих огорчениях?
4 детей (25%) отвечая на первый вопрос, указывают на ситуации, возникающие при общении с взрослыми: «когда ругает мама или папа, когда меня долго не забирают от бабушки» , «когда меня ругают, когда я уронил вазу, что-то делал неправильно», «мама не включает песню, которую хочу» , «когда не в тот в магазин сходила, что-то не то купила» . Два ребёнка (12%) указали на проблемы, возникшие в семье или с членами семьи: «с мужем расстаёмся», «из-за мамы, её огорчают на работе, её подруги деньги из серванта крадут», ещё два (12%) на проблему в общении со сверстниками: «девочки обижают», «Миша от меня уходит» (Миша - друг). 3 детей (19%) указали на то, что их обижают, но не назвали конкретных обидчиков. 2 ребёнка (12%) огорчены тем, что нужно рано вставать, двое детей (12%) отметили, что бывают ситуации, когда они расстроены, но не указали, какие именно Из этого следует, что детские проблемы чаще возникают в отношениях со взрослыми, особенно с близкими людьми, но имеют место и проблемы взаимоотношения со сверстниками.
О своих огорчениях 13 детей (81%) чаще всего рассказывают своим родителям, бабушкам, брату , 2 ребёнка (12%) воспитателю, 2 ребёнка (12%) никому, 1 ребёнок (6%) подруге. Следовательно, дети предпочитают для таких разговоров близких людей. Для большинства детей воспитатель не входит в число значимых для ребёнка лиц. 1 ребёнок не рассказывает о своих проблемах никому. Это уже должно насторожить взрослых.
Для того чтобы выяснить отношение детей к воспитателю дошкольного учреждения как представителю взрослого сообщества, были заданы следующие вопросы:
1) Что делает воспитатель в детском саду?
2) Хотелось бы тебе быть воспитателем? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?
3) Тебе хотелось бы, чтобы воспитатель играл с вами? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?
4) О чём с тобой воспитатель обычно разговаривает?
Большинство детей видят роль воспитателя в том, чтобы так или иначе работать с детьми. 9 человек (56%) отметили, что воспитатель проводит занятия, смотрит за детьми, ходит гулять, читает книжки, укладывает спать. 2 ребёнка (12%) ответили на вопрос обобщённо (работает, дела делает), 2 ребёнка (12%) выдели дисциплинарные функции (детей ругают, наказывают, садят на стул). Для 4 детей (25%) воспитатель не является партнёром по игре, хотя они очень этого хотят. Дети отмечают занятость воспитателя другими делами помимо детских игр. Часто даже разговаривают с детьми они лишь тогда, когда в этом назревает острая необходимость или же на занятиях. Большинство детей (11 человек 69%) не видит воспитателя в роли интересного собеседника, хотя и находится несколько ребят (5 детей 31%), которые указывают на общение взрослых и воспитанников на разные темы.
Дети осознают как трудность работы воспитателя, так и важность и интересность. В связи с этим отмечается как положительная, так и отрицательная мотивация на предмет представления себя в роли воспитателя.
2 ребёнка (12%) представляют роль воспитателей довольно интересно: «Ходят к заведующей д/с и просят денег на день рождения, занять в долг до получки. У воспитателя мало денег, а у нянечек ещё меньше. Воспитатель ходит по коридору»; «Ходит к медикам и по коридору». То есть, скорее всего, дети указывают на то, что им наиболее ярко запомнилось, теряя за этим смысл основной работы воспитателей.
На вопрос «Хотел ли ты быть воспитателем?» положительно ответили 9 детей (56%), трое из них (19%) смогли обосновать ответ: «Я люблю детский сад и озорных детей», «она учит детей», «это интересно». Следует, что этих детей привлекает сама работа воспитателя.
6 человек (37%) дали отрицательный ответ, из них 3 ребёнка (19%) обосновали ответы следующим образом: «надо учить, а это трудно», «надо ухаживать за детьми, лучше пойти ан работу и лучше быть в школе учителем или директором», «не хочу работать с маленькими детьми, они всё разбрасывают, плачут». Таким образом, дети понимают трудности работы воспитателей, и это их не привлекает.
15 детей (94%) из 16 опрошенных хотели бы, чтобы воспитатель играл с детьми. Не смотря на то, что никто из детей не оценил воспитателя как партнёра по играм, отвечая на предыдущий вопрос, 4 ребёнка (25%) отметили, что воспитатели играют с ними, и детям это нравится. 3 из детей (19%) считают, что воспитатели не играют с ними, так как «они заняты и всё время пишут», «воспитатели не играют, им надо деньги зарабатывать», «воспитатель не играет с нами, а только занятия проводит».
Отвечая на вопрос о содержании разговоров воспитателей и детей, выяснилось, что тематика достаточно разнообразна. 4 (25%) ребёнка выделили разговоры об отдыхе, о жизни, о ребятах в группе, о правилах поведения, о семьях воспитателей. 3 из детей (19%) отметили, что воспитатель разговаривает с ними только на занятиях. С 2-мя детьми (12%) воспитатель общается лишь в крайних случаях: «когда меня ругают, тогда со мной и разговаривают», «разбирает случай, когда что-то случилось». 3 ребёнка (19%) ответили, что воспитатели с ними не разговаривают.
Из этого можно сделать вывод, что в большей части общение детей и воспитателя носит формальный характер. Дети не видят в нём интересного собеседника.
В следующем блоке нам было необходимо выяснить, какие увлечения присущи детям, каково их отношение к миру книг, музыки, телевидения, а также особенности детских игр, их предпочтения в этой сфере деятельности и в общении со сверстниками.
Детям были заданы следующие вопросы:
1) Что ты больше всего любишь делать?
2) Какую книгу ты больше всего любишь?
3) Какая передача по телевизору тебе больше всего нравится?
4) Какая песня или музыка тебе больше всего нравится?
5) Как ты любишь играть?
6) Ты любишь играть один или с детьми? Вдвоём с кем-нибудь или когда много детей? Почему тебе так больше нравится?
7) О чём ты со своими друзьями любишь поговорить?
Из общего числа детей 11 человек (69%) указали на игровые занятия: играть в кукольном уголке, играть, прыгать на батуте, играть с братом, постройки делать, играть машинкой на пульте управления, строить из материала, играть в машины, куклы, гулять. 1 ребёнок (6%)ответил, что любит играть на компьютере. 4 ребёнка (25%) указали на другие занятия: мыть посуду, ходить в магазин, прибирать игрушки, помогать маме. Исходя из этого можно предположить, что детей привлекают более «взрослые» занятия.
Говоря о своих любимых книгах, 5 детей (31%) называли сказки: «Про Золушку», «Про Дюймовочку», «Про репку», «Про Деда Мороза». 2 ребёнка (12%) отметили «Смешарики», ещё 2 «Про дядю Фёдора. 1 ребёнок (6%) указал на книжки «Бритни Крошка», «Болтливая Женя». 2 девочки (12%) представили любимой книжкой раскраску. 3 ребёнка (19%) дали обобщённые ответы: «тачки про машины», «про насекомых», «про машины и насекомых». Лишь 2 ребёнка (12%) назвали свои любимые произведения с указанием авторов: «Озорные стихи» А.Барто, «Лукоморье» А.Пушкина.
Ответы детей на вопрос «Какая передача по телевизору тебе больше всего нравится?» показали, что большее место из просмотренного по телевидению занимают взрослые фильмы и передачи. Среди них: «Татьянин день», «Истории Букиных», «Большие гонки», «Поле чудес», «Солдаты», «Картун-Некво», «смешное», «Про полицейских», «новости». 3 ребёнка (19%) в дополнение к этому назвали мультфильмы, 2 детей (12%) передачу «Детский мир».
Никто из детей, отвечая на данный вопрос, не указал всеми любимую ранее передачу «Спокойной ночи, малыши!». И не удивительно: в это время по другому каналу взрослые смотрят фильм «Татьянин день».
В числе любимых песен детей в большинстве своём оказались песни, исполняемые современными эстрадными исполнителями: «Знаешь ли ты», «Чёрные глаза», «Самолёты», «Сиреневый рой», «Аты-баты», «Белые кораблики» (взрослый вариант). 4 ребёнка (25%) не выдели конкретных произведений: «релакт», «турецкая», «любая музыка», «крутая». 3 детей (19%) назвали музыку из телепередачи, к/ф и м/ф: «Спокойной ночи, малыши!», «Джеттикс», «Человек-Паук».
Таким образом, на предпочтение детей в сфере книг, музыки, телепередач оказывает влияние та обстановка, которая окружает ребёнка дома. Современные дети вынуждены принимать то, что слушают, смотрят взрослые, воспринимать те книги, которые предлагают родители своим детям. Во многом всё это далеко от того, что рекомендовано программой дошкольного учреждения.
Среди предпочитаемых игр детьми были выделены традиционные детские игры: «дочки-матери», «в семью», «в прятки», «в войну», «в дом», названы игры «в полицейских», «в гонки», «в пиратов», «в свинку». 1 ребёнок (6%) назвал игру «в считалки», 1(6%) игру на компьютере. Некоторые дети называли не игру, а игрушки, с которыми они предпочитают играть (куклы).
В большинстве своём дошкольники играют в игры, типичные для детской субкультуры. Этот позитивный момент радует.
В процессе исследования нами было отмечено, что все дети предпочитают играть со сверстниками. Никто из детей не назвал индивидуальную игру. Из них 3 ребёнка (19%) указали на игру малой группой. Остальные дети (81%) предпочли играть «со всеми», но причину такого выбора обосновать не смогли.
Отвечая на вопросы, касающиеся темы разговоров детей друг с другом, большинство из опрашиваемых затруднялось дать конкретные ответы на поставленный вопрос. Поэтому достаточно глубоко проанализировать содержание всех детских разговоров друг с другом не удалось. Мы смогли лишь получить общее представление о темах бесед детей.
5 человек (31%) выделили темы об играх, о том, как они будут играть. 4 ребёнка (25%) дали обобщающие ответы: «о разном», «о секретах», «о важном», «о разном, что слышали у мамы и папы». 4 ребёнка (25%) несколько конкретизировали свои высказывания: «о жизни на земле животных, людей», «о папиной машине», «о воспитателе как она красива и хороша». 1 ребёнок (6%) разговаривает с другом о книгах. 2 девочки (12%) приглашают подруг в гости. 1 из детей (6%) не ответил на вопрос.
Из этого следует, что темы разговоров достаточно разнообразны. Они касаются обычной игровой деятельности детей, в них встречается обсуждение взрослых. Также просматриваются и детские размышления типа философствования.
Чтобы дополнить мы предложили детям рисование на тему «Я и мои друзья». Из 16 человек 5 детей (31%) не смогли выполнить работу. Остальные дети с заданием справились и прокомментировали содержание рисунков (см.Приложение).
7 детей (44%) изобразили себя рядом только со сверстниками своей группы д/с. 1 ребёнок (6%) нарисовал себя рядом с другом из группы и девочкой оттуда, «где живёт папа» (это другая семья). 3 ребёнка (19%) в своих рисунках окружили себя детьми нее из д/с: братья, сёстры, тетя, дети со двора. Большинство детей имеет друзей их числа своей группы, а некоторые дети считают своими друзьями родственников.
Среди детей, предоставивших нам свои рисунки, чётко выделяются пары мальчиков: Сиротин Коля Поваров Кирилл, Сиротин Коля Краев Никита, Поваров Кирилл Краев Никита. Дети взаимно выбрали друг друга, отразив это на рисунке. Т.о. можно предположить, что в коллективе группы складываются постоянные взаимоотношения между некоторыми мальчиками. Среди девочек таких взаимоотношений выделить не удалось.
Из рисунков детей следует, что 6 человек (37%) предпочитают иметь 2 друзей, 3 ребёнка (19%) одного друга (подругу). 1 ребёнок (6%) изобразил на своём рисунке 4 человек, которых считает друзьями.
Из этого можно сделать предположение о том, что играть дети предпочитают большой группой, а друзей имеют в небольшом количестве.
Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к следующим выводам. У детей подготовительной группы № 4 МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» выделяется конкретные представления о взрослых, детях и школьниках, складываются определённые впечатления о работе воспитателей и их общении с детьми. У воспитанников группы есть круг своих проблем и круг лиц, с которым они могут поделиться с проблемами. Также у каждого ребёнка имеются свои предпочтения в сфере книг, музыки, телепередач, на которые оказывают влияние особенности домашней обстановки и культурного уровня родителей. У детей есть свои любимые занятия, предпочтения в сфере игр и общения со сверстниками. Кроме этого можно выделить тематику разговоров детей друг с другом, среди которых просматриваются первые философствования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данной группе сложилась своя небольшая детская субкультура со своими особенностями.
Так как для проведения нашего исследования мы использовали материалы из статьи Михайленко Н., Короткова Н. «К портрету современного дошкольника», то нам было интересно сравнить наши данные с теми, которые были получены около 14 лет назад, и выяснить, какие изменения произошли в детской субкультуре, чем субкультура современных дошкольников отличается от субкультуры этой возрастной группы детей того времени, в чём просматривается сходство. Отметим наиболее яркие моменты.
Явное сходство просматривается в вопросах, касающихся отношений ребёнка к сообществам взрослых, школьников и детей. Большинство современных опрошенных детей и детей прошлых лет одинаково представляло то, чем занимаются те или иные группы этих возрастных категорий. Всеми были отмечены примерно одинаковые мотивации привлекательности статуса взрослого и школьника (степень свободы и атрибутика), а также маленького ребёнка (возможность играть и не касаться трудностей). Отмечено, что современные дети более позитивно относятся к желанию быть школьником. Они дали меньшее количество отрицательных ответов (38% в 1993г. и 87% в нашем исследовании).
По вопросам, касающихся детских проблем и лиц, кому бы они могли доверить эти проблемы, получились примерно одинаковые результаты в обоих экспериментах по качественным характеристикам: сходные проблемы (взаимоотношения со сверстниками и проблемы с близкими для детей людьми). Как и в 1993 году, современные дети могут довериться маме, папе, бабушке, брату, сестре, друзьям. Присутствуют дети, которые никому не рассказывают об этом.
Следует отметить, что среди любимых занятий у современных детей стали появляться более «взрослые» занятия: походы в магазин, помощь родителям, тогда как в 1993 г. все дети указывали на игру. Видимо, наши дошкольники с малых лет приобщаются к заботам взрослых, принимают в них активное участие.
Сходные результаты были получены по вопросу относительно роли воспитателя детского сада. Это присмотр за детьми, забота о них. Перешли из прошлых лет в наше время проблемы наказания детей в детском саду. Как и раньше, детей наказывают, ругают.
Современные дети в большей степени желают видеть воспитателя играющим (78% - 1993г., 94%- наши дети). Видимо, этого им недостает.
В мире музыки обе группы детей обнаружили предпочтение современной музыки, характерной для своего времени. А вот телепередачи, которые смотрят дети, значительно «повзрослели». Если в 1993г. 78% детей указало на детские передачи, то в нашем случае это число снизилось до 31%. Думается, взрослым есть, над чем поразмыслить.
Отрадно то, что дети нашего времени и 1993г. отдают предпочтение традиционным играм. Также оказались сходными и некоторые темы детских разговоров.
Таким образом, можно сказать, что в детской субкультуре просматриваются некоторые изменения, так как меняется мир, окружающая среда, общество, меняются культурные ценности. Но многое остаётся неизменным, стабильным. Это ещё раз доказывает то, что детская субкультура с одной стороны динамична, а с другой стороны постоянна, и часть её переносится из поколение в поколение, как и должно быть.
Заключение
Целью данной работы было изучение особенностей детской субкультуры на современном этапе. Для достижения цели нами были решены следующие задачи:
В дополнение к поставленным задачам мы сравнили наше исследование с исследованием, поведённым Михайленко Н., Коротковой Н. в 1993г, где отметили различие и сходство в полученных данных.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу о том, что даже в небольшой группе детей складывается своя субкультура, имеющая свои особенности. Она отлична от субкультуры взрослых и помогает детям не потерять свою детскую индивидуальность, а также найти себя в этом непростом современном мире. Мир детства, отличный от мира взрослых, со своими ценностями, традициями, имеет право на своё существование. Только взрослым нужно быть несколько внимательнее к этому удивительному миру детей. Необходимо более глубокое рассмотрение различных аспектов жизни детского сообщества. И тогда, при ориентации взрослых на реальных детей, может быть возможным плодотворное сотрудничество воспитателей и воспитанников, родителей и детей с целью дальнейшего гармоничного развития этих «маленьких жителей» среди большого мира взрослых.
Литература
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, Воронеж, 2000.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: «Академия», 1999.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. М.: «Академия», 2002.
4. Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание, 2004, № 4.
5. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003.
6. Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры //Дошкольное воспитание, 1997, № 3, 4.
7. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание, 1993, № 1.
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред. В.А.Сластёнина. М.И «Академия», 2000.
9. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.
10. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. М.: «Академия», 2002.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры /АПН СССР. М.: Педагогика, 1978.
40