Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
24. Дореволюционная социология в России.
Социология - наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
Соответственно объектом науки социология будет общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом - его субъекты: социальные общности, институты и личности.
Особенности социологии в России имеют несколько аспектов. Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения. Русская социологическая мысль складывалась как из откровенно "идеалогизированных", так и "академических" школ (прогрессивного и консервативного направлений). На формирование социальной, а затем и социологической мысли в России большое влияние оказали французские просветители (Монтескье, Вольтер, Дидро, Сен-Симон), английские экономисты (Смит, Рикардо), немецкие романтики (Шеллинг).
Это влияние преобладало до первой четверти XIX в., преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество - с другой.
Наиболее крупными представителями русофилов были Н. Я. Данилевский, М. Н. Катков, К. Н, Леонтьев, К. П. Победоносцев.
Взгляды русофилов левого крыла сформулировал Н. Я. Данилевский. Он считал, что именно в России произойдет взлет культуры после падения ее на Западе. Выразителем идей правого крыла русофилов стал К. П. Победоносцев, который решительно выступал против "разрушительных" сил западной культуры. Только путем соблюдения национальных традиций под руководством церкви, осуществляющей волю Бога на земле, утверждал он, русское общество может достичь гармонического единства желаний, эмоций, разума.
В западничестве сложились три направления: теоретическое (30-х гг.), крупнейшей фигурой которого был П. Я. Чаадаев, гуманистическое (40-х гг.) во главе с В. Г. Белинским, народническое (60-х гг.), основанное А. И. Герценом. Наиболее яркие представителями стали Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др.
Во-вторых, социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М. М. Ковалевский, Л. И. Мечников, Н. К, Михайловский, Е. В. де Роберти и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытывала заметное влияние концепций западных социологов: О. Конта, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э.Дюркгейма и др.
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса. Взамен "произвольных" систем он предлагает "естественную" систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определенных типов ее развития, тогда как временная классификация (по степени и фазам изменения культуры) объявляется второстепенной. Каждый организм, в том числе культурно-историческое явление, рассматривается как целостная система, некий "морфологический принцип", структурный план которого "начертан рукою промысла".
"Человечество", по мнению Данилевского, - только отвлеченное понятие, реальными же носителями исторической жизни выступают "естественные" системы - обособленные "культурно-исторические типы". Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сам культурно-исторический тип понимается как сочетание психоэтнографических, антропологических, социальных, территориальных и др. признаков. На месте однолинейной исторической схемы Данилевский ставит "драму" многих культурно-исторических типов, каждый из которых образует целостный организм и подобно живому организму переживает соответствующий жизненный цикл от зарождения через расцвет к упадку.
Другим, не менее оригинальным отечественным социологом был Лев Ильич Мечников (1838-1888). Главное его произведение - "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ" (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии, стремился объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса.
В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации:
1) речной - со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы;
2) средиземноморский - от основания Карфагена;
3) океанический - после открытия Америки.
Усматривая критерий общественного прогресса в "нарастании общечеловеческой солидарности", Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от деспотического правления к свободе, от угнетения к братству всех людей и народов, покоящемуся на добровольной кооперации.
Ситуация, сложившаяся в социальном мышлении в России во второй половине XIX века, предопределила характер и направление развития русской социологии. Многие русские социологи явились наследниками первого поколения народников (Н. Г. Чернышевский и др.). Определяющей ориентацией социологической мысли в России стал субъективизм, наиболее яркими представителями которого были П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев.
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) первым ввел в социологическое знание такие термины, как "антропологизм", "субъективный метод", "субъективная точка зрения". "В социологии и истории есть вещи неизменные и абсолютные, как и в других науках. Они объективны, о них могут не знать в какую-то определенную эпоху, но их обнаруживают в другую. Социология и история содержат такие истины, которые не могут быть обнаружены до определенного момента не в силу объективного несоответствия уже известному, но по причине субъективной неготовности общества понять вопрос и дать на него ответ."
Социология представлялась Лаврову наукой нормативной. По его мнению, индивид является единственной реальной движущей силой общества, а потому пренебрегать его интересами - значит проглядеть самые важные социальные явления. Хотя ход истории определен объективными законами, индивид, по-своему интерпретируя исторический процесс, ставит свои цели и выбирает свои средства, трансформируя объективно необходимое в акт собственной воли.
Лавров попытался дать определение социологии. Для него "социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями, и поэтому охватывает, с одной стороны, все животные общества, в которых особи выработали в себе достаточную степень индивидуального сознания, с другой - не только существующие уже формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное и вместе с тем, следовательно, и более справедливое общежитие, а также те практические задачи, которые неизбежно вытекают для личности из стремления осуществить свои общественные идеалы или хотя бы приблизить их осуществление".
Раскрывая основное содержание своего подхода к жизни общества и его процессам, Лавров отмечал, что личность всегда имеет право и обязанность стремиться изменить существующие формы сообразно своим нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом (постоянно подвергая критике по основным требованиям этики свои представления о прогрессе), вырабатывая общественную силу, способную восторжествовать в подобной борьбе.
Другой крупный русский социолог - Николай Константинович Михайловский (1842-1904). "Коренная и ничем неизгладимая разница между отношениями человека к человеку и к остальной природе состоит прежде всего в том, -писал он, - что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяготеющими к известной цели, тогда во втором - цель эта не существует. Различие это до того важно и существенно, что само по себе намекает на необходимость применения различных методов к двум великим областям человеческого ведения... Мы не можем общественные явления оценивать иначе, как субъективно... Высший контроль должен принадлежать тут субъективному методу".
Михайловский считал, что социология и этика неразрывно связаны между собой. Он утверждал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. "Скажите мне, - говорил он, - каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир". Михайловский отверг эволюционную теорию Ч. Дарвина и Г. Спенсера и исходил из теории необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля. По его мнению, между индивидом и обществом происходит непрекращающаяся война, свидетельством чему является история России. Обратив внимание на то, какое влияние на социальное поведение оказывают подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил психоанализ 3. Фрейда и В. Адлера.
Главный интерес Николая Ивановича Кареева (1850-1931) лежал в области философии и истории, однако им написано много работ и по социологии. В монографии "Введение в изучение социологии" он утверждал: "Социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни". "Ни единая логика общественных наук, ни методология истории, политической экономии, юриспруденции, политики не могут заменить собой методологию социологии, которую следует развивать дальше". Уточняя определение предмета социологии, он писал: "Итак, социологию можно понимать в более широком и более тесном смысле. В первом смысле это есть изучение законов, управляющих всеми явлениями, какие только совершаются в обществе, то есть изучение законов социально-биологических, социально-психологических и социальных в более тесном смысле. Последними и должна заниматься социология в более узком значении слова".
Особое внимание Кареев уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной Среды. Он пришел к выводу, что общество является сложным продуктом взаимодействия биологических, физических факторов, а также факторов внешней среды. Социологические исследования Кареева были направлены на развитие идеи прогресса общества.
Интересны взгляды отечественного ученого Евгения Валентиновича де Роберти (1843-1915). Центральная категория социологии де Роберти - понятие "надорганическое". С одной стороны, это высшая - социальная - форма проявления мировой энергии, а с другой - продукт психического взаимодействия. Надорганическое проходит в своем развитии две стадии: сравнительно простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности (зачатки "животной общительности", общение первобытных людей), и психологических взаимодействий, обнимающую огромное количество исторических, то есть общественных, процессов и явлений. Их де Роберти подразделяет на четыре большие группы: науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, или поведение. Последнее, в свою очередь, подразделяется на технику, экономику, право и политику. Эта классификация была призвана отразить любое психологическое взаимодействие и стать основой его теории "четырех факторов цивилизации".
Известное влияние на развитие социологической мысли в России оказал Петр Бернгардович Струве (1870-1944), который вначале своей научной деятельности был последователем социологических взглядов К. Маркса, а после поражения революции 1905 г. стал ярым его противником. Струве отверг диалектику и теорию социального развития Маркса. Он считал, что диалектика построена на метафизическом принципе, по которому законы логики являются одновременно законами внешнего мира. Логика, таким образом, переходит в онтологию. Преобразовать общество, по мнению Струве, может образованный индивид, а не классовая борьба и революции.
Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919), придерживаясь материалистического понимания истории, проанализировал ее по трем направлениям: а) природа человеческих интересов, их роль в социальном развитии; б) соотношение экономической деятельности с другими аспектами социальной жизни; в) классы и классовая борьба. Он выделил пять основных групп интересов человека, среди которых наиболее важными для социального развития являются психологические, альтруистические и религиозные. Согласно взглядам Туган-Барановского, классовая борьба не применима к тем сторонам человеческой жизни, которые лежат вне экономических интересов человека и общества.
Александр Александрович Богданов (псевд. Александра Александровича Малиновского) (1873-1928) разработал социально-философскую систему, дав ей название тектологии (от tecto - строить, конструировать).
В области социологического знания Богданов разработал теорию социальной адаптации, считая, что последняя существенно не отличается от биологической, показал, как изменения в естественной среде вызывают изменения социальных форм, большинство из которых не выживает в борьбе за существование. Он выделил два типа социальной адаптации - относящуюся к знанию и к идеологии. Оба типа тем социальнее, чем больше они пронизаны "социальным инстинктом", силой, заставляющей человека находиться среди других людей, поступать, как они, что особенно полно проявляется в имитации. Социальный прогресс - это развитие обеих форм адаптации.
Кроме того, Богданов работал над теорией социальной эволюции. В связи с этим особое внимание он уделял развитию исторических типов общества и идеологий, завершив это исследование провозглашением "коллективного общества будущего". В отличие от Маркса Богданов утверждал, что "социальное бытие и социальное сознание - одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу".
Важным этапом развития социологической мысли в России стала публикация двухтомного капитального труда Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916) "Социология". В своем подходе к социологии как системе научного знания Ковалевский придерживался точки зрения, согласно которой психология - не область биологии, а подразделение социологии. Конкретные науки - этнография, статистика, политическая экономия и др. - обеспечивают социологию необходимыми данными, в свою очередь, эти науки "должны опирать свои эмпирические обобщения на те общие законы сосуществования и развития, какие призвана установлять социология как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ". Однако социология должна не заимствовать у конкретных дисциплин свои основные посылки, а вырабатывать их сама, принимая во внимание разнообразие человеческих чувствований и потребностей.
Начало юридической социологии в России положил Николай Михайлович Коркунов (1853-1904). Его значение и заслуга заключается в том, что он успешно развил правовую систему с позиции социологического знания. Главная работа Коркунова по общей теории права была переведена на несколько языков.
В области социологии преступности русские ученые много сделали для установления взаимосвязи между различными видами преступлений и социальными, физическими, биологическими причинами, их обусловливающими.
К юридической социологии близко примыкает психологическая социология Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931). Он выступал против применения традиционной логики и традиционной психологии к учению о государстве, праве, морали и обществе. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения, благодаря которому возможна адаптация к окружающей среде. На основе "эмоциональной психологии" Петражицкий проанализировал виды социальных процессов, социальную структуру и социальное развитие, уделив особое внимание юридическим и политическим институтам.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - один из крупнейших социологов XX в. В книге "Социальная мобильность" он рассматривал понятия горизонтальной и вертикальной мобильности. Горизонтальная мобильность - это фактическое перемещение в физическом пространстве, миграция; вертикальная -изменение социального статуса, "движение вверх и вниз по социальной лестнице". В разных типах общества это движение различно по виду и скорости. В каждом обществе существуют так называемые лифты, посредством которых осуществляется это движение. Классическими примерами таковых является армия, школа, бюрократия, профессиональные и богословские организации. Они также необходимы социальному организму, как органы контроля кровотока в сложном биологическом теле. Сорокин пришел к выводу, что мобильность способствует развитию умственной гибкости и разносторонности интеллекта вообще, но, в свою очередь, порождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изоляции, моральному падению и самоубийству.
В 1922 г. П. А. Сорокин вместе с другими русскими интеллигентами был выслан из России, работал в Гарварде (США), опубликовал ряд работ по проблемам динамики культуры, социологической теории, теории конвергенции.
Подводя итоги развитию социологии дореволюционной России, можно констатировать, что в целом она развивалась в русле мировой социологии, хотя, конечно, русская социология заметно отставала от европейской и американской. В России лишь в 1908 г. с большим трудом удалось открыть первую кафедру социологии при частном Психоневрологическом институте, так как прежде преподавание социологии было запрещено. Не было отечественных периодических изданий и организационных структур. Правда, труды ведущих западных социологов очень оперативно переводились на русский язык. Как раз накануне революции появляются первые обнадеживающие признаки институционализации социологии: выходит большое число публикаций, в том числе и учебные пособия, организуется Русское социологическое общество (1916), открываются первые социологические кафедры, проводятся эмпирические исследования. Октябрьская революция застопорила развитие многообещающих тенденций русской социологии.
По инерции в первые годы революции продолжался процесс институционализации социологии: в 1920 г. открыт социологический факультет в Петроградском университете, который возглавил П. Сорокин, кафедры социологии открываются в других учебных заведениях...
После революции социология была объявлена буржуазной наукой и научные исследования в этой области были запрещены.
52. СМИ как агент социализации.
Социализацией называется процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации будет превращения человека из существа биологического в существо социальное, т.е. становление и формирование личности.
Агенты социализации - ϶то конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.
Учитывая зависимость от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты социализации.
Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Отметим, что термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Среди агентов вторичной социализации особая роль принадлежит средствам массовой информации, в первую очередь телевидению. Их влияние на все группы населения огромно: под влиянием СМИ за короткое время может произойти настоящий переворот в массовом сознании, рухнуть системы ценностей и идеологические стереотипы, внедрявшиеся десятилетиями в это сознание. Кинофильмы и особенно телесериалы формируют у индивидов стереотипы поведения, которых они не могут видеть в семье и непосредственном окружении - сцены «красивой жизни» богатых и праздных, физически привлекательных людей, а также сцены насилия, которыми изобилует современное телевидение. При всем этом огромна позитивная воспитательная роль средств массовой информации, выходящих за рамки массовой культуры. Благодаря именно современным СМИ в значительной мере компенсируется пропасть в возможностях расширения кругозора, разделяющая людей из обеспеченных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и население глухих деревень и труднодоступных географических регионов.
Во многих исследованиях, посвященных процессу социализации, ученые относят СМИ к институту политической социализации. СМИ традиционно являются наиболее важными участниками процесса политической социализации молодежи, они выполняют разнообразные функции, в том числе и общие политические функции. Наиболее важной и известной функцией СМИ является информационная деятельность. Она заключается в том, что по средствам данной функции гражданам страны доносится информация о политических событиях в государственных органах власти, о мировых происшествиях. СМИ при подаче политической информации могут отражать свою оценку, давать различного толка комментарии, посредством полученной гражданами страны информации формируется их мнение о деятельности отдельного чиновника и в целом об государственных институтах. Следующей широкой функцией СМИ является образовательная деятельность и связанная с ней функция социализации граждан, эти функции сопровождают индивидов в течение всей их жизни, но в юном возрасте они оказывают более эффективное воздействие в силу того, что молодой человек не обладает еще большим жизненным опытом, не имеет своего мнения, поэтому он более восприимчив к информации, в том числе и к политической, которая транслируется СМИ. Еще две функции СМИ, которые также похожи и присущи демократическому политическому режиму это функции контроля и критики. Чаще всего функцией критики пользуются оппозиционно настроенные к деятельности властей СМИ, но объект критики может быть достаточно широк. Основой же контрольной функции является авторитет общественного мнения, который культивируется СМИ, пользуясь этим обстоятельством, средства информации предлагают свою оценку совершенным деяниям и личностям, порой опережая в этом судебные инстанции и правоохранительные органы. Еще одной функцией СМИ является функция интеграции различных общественных интересов и взглядов, благодаря чему различные гриппы интересов, существующие в демократическом обществе, могут открыто высказывать свое мнение, представлять в социуме свои взгляды и групповые интересы. Данная функция весьма полезна в деле создания демократического политического режима в стране, но в недрах своих она скрывает потенциал, который не позволяет СМИ в современном обществе быть надежным институтом политической социализации для молодежи. Отечественный исследователь В.В. Воробьев, указывает и на другие политические функции СМИ в политической социализации молодежи: групповая солидаризация, при которой усиливаются чувства принадлежности граждан к определенной общности; опека социально незащищенных слоев населения; присвоения статуса социальным проблемам; формирования общественного мнения.
Анализ СМИ в качестве института социализации молодого поколения в современной России является научным наследием советской гуманитарной науки. С исследователями можно было бы согласиться в советский период времени, когда СМИ, да и все остальные институты общества принадлежали советскому народу советской власти, являлись попросту государственными. В СССР существовала мощнейшая пропагандистская машина, идеологи коммунистического режима из КПСС имели полный контроль над информацией в СМИ, они жестко управляли информационными потоками в стране. Советские традиционные СМИ: газеты, журналы, радио и телевидение, были встроены в советскую систему пропаганды, они транслировали только идеологически верную информацию, потребители которой могли воспринять заложенные в ней глубокие идеологические ценности советского образа жизни.
В настоящее время СМИ в нашей стране являются частными, стало быть, редакционная политика по выпуску той или иной информации полностью находиться в частных руках. В начале 90-х гг. XX века СМИ, как частные предприятия претерпевают процесс своей коммерциализации, владельцы средств информации с помощью СМИ начинают зарабатывать финансовые средства для себя и коллектива СМИ, становится нормальным явлением размещение в СМИ информационных материалов за плату. Государственная власть не в состоянии полностью влиять на информацию, транслируемую в отечественных СМИ, государство не обладает достаточными ресурсами для размещения в СМИ необходимой информации для процесса политической социализации молодежи. Сегодня государство имеет возможности лишь предлагать нужный для процесса политической социализации материал в виде: авторских программ, фильмов, снятых с помощью государственного финансирования, различных агитационных роликов и социальной рекламы. Особо остро стоит вопрос с необходимым государственным контролем в сети Интернет. Но у государства остается рычаг влияния на СМИ, это его прерогатива вести государственную информационную политику с помощь законодательства и регулятивных норм.
В России отечественные СМИ поставлены в условия, когда вынуждены самостоятельно зарабатывать деньги, основной финансовый приток обеспечивается с помощью рекламодателей, а рекламисты стремятся разместить свою рекламу в более массовых по аудитории СМИ. Для привлечения интереса аудитории к СМИ, руководитель главный редактор средства информации вынужден наполнять контент, чаще всего информационным материалом низкого качества с точки зрения создания культурной и социализированной личности, но интересным подавляющему количеству индивидов. Получается замкнутый круг «острая информация широкий интерес аудитории большая покупка времени рекламодателями», в котором не досталось места для процесса по созданию культурной и социализированной личности.
Традиционные СМИ в современном информационном обществе с развитием компьютерных и телекоммуникационных технологий, особенно в среде молодежи, становятся мене популярными по сравнению с увеличением количества абонентов сети Интернет. Молодежь в настоящее время предпочитают получать информацию в сети Интернет, т.к. полагают и в действительности информационные ресурсы сети менее ангажированы с властью, и в них снижен уровень политической цензуры.
80. Крестьянская среда: проблемы девиации.
Девиация - девиантное поведение социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т.д.) Часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но которые самим обществом определяются как девиантные или на которые "наклеивается ярлык" девиантных.
Социология изучает девиацию как социально обусловленное явление, поскольку представления о норме и девиации связаны с социальным контекстом и варьируют в различных обществах и даже субкультурах. "Действия не являются естественно хорошими или плохими; нормальность и девиация определяются социально". "Девиация является не качеством совершаемого личностью действия, а скорее следствием применения другими правил и санкций к "нарушителю". (Х.С.Беккер).
Определение действия как девиантного предполагает наличие в обществе некоторого нормативного консенсуса фундаментального согласия по базисным ценностям. Однако современное общество не обладает культурным единством и ценностным консенсусом, для него характерен широкий плюрализм ценностей и норм. В такой ситуации различие между нормой и девиацией становится неопределенным, все более и более локальным, групповым, а социальная реакция на девиацию носит не всеобщий, а социально ограниченный характер. Поэтому главным вопросом становится вопрос о том, кто в обществе определяет девиацию, "наклеивает ярлык" девиантности. Некоторые социологи считают, что все люди в какой-то мере девиантны, поскольку никто не соответствует полностью социальному идеалу, канонам социально приемлемого поведения.
Социология изучает девиацию в связи с механизмами социализации. Девиация является продуктом определенных социальных процессов, приводящих к выпадению индивидов из "нормальных" ролей и групп, ограничению их доступа к обычным ролям и видам деятельности, к принятию ими ценностей девиантной культуры. Результатом становятся девиантное самоопределение и "девиантная карьера", которые ведут к социальной изоляции, еще более увеличивающей вероятность дополнительной девиантности.
Ускорившаяся на фоне социальных потрясений (Первая мировая война, наступление на кулачество) нуклеаризация крестьянской семьи (разделение семьи, отделение взрослых детей) сопровождалась сбоями в системе семейного воспитания - в молодежной среде распространялось девиантное поведение - пьянство и хулиганство. Происходил разрыв молодых селян с многовековыми традициями, падал авторитет старших по возрасту, семьи, церкви. Традиционные ценности особенно интенсивно стали размываться к концу 1920-х годов.
Злоупотребление спиртным (пьянство и алкоголизм), как вид негативной девиации был широко распространен в крестьянской среде дореволюционной России. По мере индустриализации и урбанизации в советский период алкоголизация населения, особенно сельского, прогрессировала. Среднедушевое потребление спиртных напитков в стране постоянно возрастало. В итоге массовый алкоголизм приобрел значение глобальной социальной проблемы во второй половине ХХ столетия.
Один из исторических корней этого явления находится в особенностях труда зоны рискованного земледелия. Российский крестьянин должен, сконцентрировав все силы, в кратчайший срок проводить полевые работы. В противном случае он рискует вообще остаться без урожая. Физическое и психологическое напряжение требует разрядки. Но самый простой путь расслабления - алкоголь, норма которого все возрастает по мере привыкания организма. Индустриализация не уменьшила тягу к спиртным напиткам. Наоборот, алкоголизация резко прогрессировала.
Эту проблему исследовали многие российские социологи и психологи на рубеже XIX-XX вв. Большинство склонялось к мнению о компенсаторной функции алкоголя. Напряженный режим труда, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия быта не позволяли крестьянину полноценно восстанавливать силы. Спиртные напитки, хотя бы в иллюзорной форме, восполняли недостающее. В советское время и теперь, несмотря на существенное улучшение условий труда и быта, алкоголизация сельского населения продолжала и продолжает прогрессировать. Причина - все в той же компенсаторной функции спиртных напитков. Труд крестьянина до сих пор остается напряженным, зачастую физически тяжелым, монотонным. Течение жизни субъекта такого труда не отличается разнообразием, изо дня в день все тот же ритм труда и распорядок трудового дня. Он вполне осознает собственную перспективу - такая стезя однообразия уготована на всю оставшуюся трудовую биографию. Особенно угнетающе это ощущается на фоне преуспевающих ровесников, занявших иные ниши общественного разделения труда. Алкоголь оказывается опять же средством погружения в мир иллюзий, ухода от столь непривлекательной действительности.
Список литературы: