У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Биография Бодровой Варвары Александровны

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

"Биография Бодровой Варвары Александровны"

Биография Бодровой Варвары Александровны.

Жила в нашем городе Ясногорске великолепная мастерица, прекрасной души человек – Варвара Александровна Бодрова. 16 февраля 1997 года её не стало. Всю свою жизнь Варвара Александровна посвятила подлинному искусству, своему любимому занятию – художественной вышивке гладью …

Родилась в селе Архангельское 7 декабря 1922 года. Рано познала труд на селе. Вместе со всеми участвовала в становлении сельского хозяйства. А когда мирный труд прервала война, рыла окопы и строила аэродромы. Увиденное в своей жизни ей хотелось как-то отобразить, запечатлеть на память потомкам.

Вышивка для себя, а когда вышла замуж, в городе Симферополе с отличием закончила двухгодичные курсы, получив профессию инструктора художественной вышивки. Там же отработала 5 лет при Доме офицеров.

Вернувшись в город Ясногорск, пришла работать во Дворец культуры машиностроителей руководителем кружка художественной вышивки. И с 1953 года  и до последних дней своей жизни не выпускала иглу из рук.

За эти годы она приобщила к самобытному истинно русскому искусству не одно поколение ясногорцев. Около 3000 детей были по настоящему увлечены вышивкой, хотя этот труд требовал огромного терпения, отнимал много времени.

Сколько же времени нужно, чтобы сделать сотни тысяч стежков с полным набором цветовых оттенков! В некоторых картинах используются нитки около сотни цветов и оттенков. Причём, технологию окраски ниток разрабатывала сама. Порой на одну картину уходили годы.

Ею создано около 200 картин. Это пейзажи, и портреты, и ее любимые цветы «Сирень», «Гвоздики», «Розы», где радостно торжествует разноцветье.

Вышивки мастерицы украшают не только стены наших домов. Ими восхищаются в Чехословакии, Польше, Индии, Японии, на Кубе. В результате огромного труда Варвара Александровна неоднократно была удостоена дипломом первой степени.

На выставке в Туле была награждена Почётной грамотой и ценными подарками за картины: «Лунная ночь», «Парк», «Портрет Ули Громовой». А в 1980 году ей вручили диплом «Мастер золотые руки».

В районном краеведческом музее находится коллекция её картин. Это поистине изюминка нашего музея и гордость района. Жаль, что не будет больших тёплых встреч с этим удивительным человеком, от общения с которым становилось так хорошо на душе – словно чистой родниковой воды напьешься.

В начале марта в память о Варваре Александровне планируют открыть в музее персональную выставку её картин, которые заставляют думать, восхищаться, удивляться и приходить в музей ещё и ещё раз.

При жизни Варвары Александровны было взято интервью и опубликовано в местной газете, статья называлась «Мастерица». Которое приводится ниже.

Недавно Ясногорский машиностроительный завод посетила профсоюзная делегация югославского города Крагуевац. Машиностроители радушно встретили посланцев дружественной страны и, конечно же, пригласили их в свой Дворец культуры. Гостям с берегов Адриатики всё во Дворце понравилось. Но в одной из комнат они были особенно восхищены увиденным. Поразили гостей вышивки, выполненные девочками из кружка Варвары Александровны Бодровой.

Да и как не удивиться: дети вышивают картины, в которых торжествует радостное мгновение. Счастье узнавания окружающего мира! Вот работа второклассницы Тани Лучкиной: огромный букет цветущих маков переливается тончайшими оттенками красных, розовых, сиреневых тонов. Марина Сычёва, ученица четвёртого класса, вышила  и маки и тюльпаны. А десятиклассница Лена Потапова, будто нежнейшей акварелью нарисовала пейзаж: в голубое зеркало реки смотрит освещённый первыми лучами солнца лес. Горизонт алеет зарёй, а в небе плывут лёгкие облака. Берега реки укрыты шелковым разнотравьем, сквозь зелень которого алеют скромные луговые цветы…

- Скажите, давно вы занимаетесь вышивкой?

- Давно ли? Да, пожалуй, с тех пор, как себя помню. Увидела, как подруги это делают, дай, думаю, и я попробую. Потом записалась в кружок (мы тогда в Симферополе жили.\). Руководительница спросила: «Покажи, что ты умеешь?». Я принесла ей вышитый букет роз. Она посмотрела и говорит: «Что ж, очень хорошо. Берись теперь за картину». Я и взялась шить «Парк в Павловске». Потом «Лунную Ночь» вышила…

- А с детьми вы, с какого времени работаете?

- С тех пор, как в Ясногорск переехала. Восемнадцать лет уже. Мои первые ученицы стали матерями, выучились, работают…

- Варвара Александровна в кружках обычно бывает по 12-15 ребят. А у вас, их более ста! И все они идут на вышивку с удовольствием, занимаются очень прилежно. Но ведь каждому известно, что дети очень подвижны, любят шалить. Как вам удаётся добиться, чтобы вот эти озорные девчонки часами спокойно сидели за вышивкой?

- Да, действительно, дети увлечены вышивкой. Приходят совсем малышки, которые ещё иголку в руках держать не умеют. Как приучить их к усидчивости? Стала читать детские книжки. Очень много читаю. Придут девчонки на занятие, дам им задание. Они шьют, а я им пересказываю прочитанное, да поглядываю, как у них работа идёт. Надо всё заметить: когда полотно подтянуть, когда ошибку исправить… К концу занятия довожу рассказ до самого интересного места. Пока всю книжку перескажешь, смотришь, они уже по листочку вышили. НУ, а когда закончат свою первую работу, похвалишь их, с родителями поговоришь – тут уж у них и настоящая радость творчества появляется.

- Вероятно, вышивка даёт детям что-то такое, от чего богаче становится их внутренний мир? Задачу свою вы, надо полагать, видите не только в том, чтобы когда-то девчонки смогли украсить ярким узором своё платье…

- Конечно. Обратите внимание: дети вышивают в основном картины своей родной природы. Чтобы вышить березку, например, надо очень внимательно на неё в натуре. Если раньше, до кружка, дети проходили мимо неё как мимо чего-то привычного, обыденного, то теперь они видят её по-другому. Повезла я как-то девочек в Серпухов, в музей ходили. Смотрят они на картины и говорят: «Варвара Александровна, посмотрите, какая здесь даль, а вот там – глубина». Вышивка пробуждает в детях любовь к прекрасному, умение видеть его и понимать.

- Когда смотришь на картины ваших учениц и ваши собственные, невольно поражаешься вложенными в них терпение и трудолюбию. Сколько же времени нужно, чтобы сделать сотни тысяч мельчайших стежков, из которых получается такое выразительное полотно?

- А это смотря как считать. Вот картина «Весна на Варшаве». Я нашла недалеко от Ясногорска этот очень красивый уголок русской земли, потом две весны его рисовала – как раз в пору цветения сирени. А потом более полугода шила. Вообще же на картину уходит в среднем 5-7 месяцев.

- Все ваши вышивки, Варвара Александровна, очень многоцветны. Если всмотреться даже в простой лепесток мака, то на нём можно насчитать нитки пяти-шести оттенков. А сколько их на сложных картинах – пожалуй, даже сосчитать нельзя. Причём нитки таких тонов, по-моему, в продаже не всегда бывают…

- Вы правы. Нитки мы покупаем только белые, а крашу я их сама. И краски сама составляю. Ещё когда училась вышивке, стала пробовать смешивать разноцветные анилиновые красители. Попробуйте найти нитки такого цвета, каким можно вышить, например, дым или туман. Нет таких. Вот и приходится смешивать краски, искать нужные оттенки. Сперва, бывало, найду удачный тон и сразу записываю в тетрадь, из какой смеси он получается. Много записей было. Теперь уже наизусть всё помню. Нитки крашу в сто оттенков.

- Вам, конечно очень дорога ваша «Весна на Варшаве». А есть ещё картины, особенно любимые?

- Прежде всего, те, на которых изображены люди. Особенно если требуется портретное сходство. Это самая сложная вышивка. В нашем краеведческом музее есть мои картины «Ленин на станции Розлив», «Ленин в рабочем кабинете». «Дети, бегущие от грозы». Очень много над ними работала

Варвара Александровна показывает красивую и изящную вышивку: в плетёной из коричневых прутьев кошёлке – грозди свежей сирени. Кажется, ещё роса на них не высохла. Причём цветы имеют объём. Это мастерица применила особый шов – «гладь тесьмой».

Не только в Ясногорске можно увидеть вышивки мастериц. Несколько картин они подарили друзьям из Северо-Словацкой области ЧССР, из Польши. Некоторые работы уехали в Японию, Индию, на Кубу…

В прошлом году на областной выставке самодеятельного изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Тула – родина моя» В. А. Бодрова получила диплом первой степени. Сейчас она готовится к выставке, посвящённой 60-летию Великого Октября, вышивая для неё картины «Ленин и Крупская в Горках», «Прудник» и «Уборка урожая».

Расставаясь с Варварой Александровной, я пожелала ей новых успехов и подумала: «До чего же хорошо, становится от общения с такими людьми! Будто чистой родниковой водой умоешься!». (Н. Столярова, г. Ясногорск).

Так же были и другие статьи, посвящённые Бодровой Варваре Александровне, которые я напишу ниже.

Художественная вышивка.

Вышивка – это один из видов широко распространенного декоративно-прикладного искусства. Её история уходит далеко к древнейшим временам и тесно связана с появлением шва на одеждах из шкур животных.

Применяется вышивка в основном для украшения одежды, предметов быта для создания самостоятельных декоративных панно. Постепенно в ней появляется определённый колорит той или иной страны, народности. Русская вышивка выделялась ярко красным цветом в сочетании с синим, чёрным, жёлтым и другими.

В настоящее время не в каждой семье найдётся кофта или рубашка расшитая своими руками. Но зато, увидев вышивку, приятно сознавать, что есть такие люди, которые могут порадовать нас своим искусством.

Живёт в нашем городе прекрасный человек, великолепный мастер по вышивке художественной гладью В. А. Бодрова. Многих людей привлекает внимание к её произведениям.

Но она не только шьёт сама. Свою любовь к вышиванию терпеливо передаёт своим ученикам в кружке художественной вышивки при Дворце культуры машиностроителей. И нас радует то, что эти девочки, спустя годы, не расстаются с любимым занятием. Многие до сих пор продолжают обращаться к В. А. Бодровой за советом: какие нитки лучше подойдут к той или иной картине, в каком цвете лучше расшить?

Не всех умельцев этого прекрасного вида искусства мы ещё показали, не со многими познакомились, познали, что они есть. Но мы стремимся к этому. Так, с 25 октября в музее открыта персональная выставка вышивки художественной гладью, одной из лучших когда-то учениц В. А. Бодровой, а ныне старшего инженера московского института «Гидроспецпроект», В. И. Паршиной-Барковой. На выставке демонстрируется 8 её работ, и все они заслуживают особого внимания.

Здесь и ранние её вышивки, которые она расшила, будучи школьницей, «Весна», «Сирень», «Лунная ночь» и другие, и тем значительнее и особенно выделяются последние её работы «На севере диком», «Девятый вал», «Последний день Помпеи». В этих произведениях она показала себя не только как талантливого последователя мастерства шитья, но и как неплохого художника, сумевшего передать объём фигур с анатомической точностью, весь ужас людей, выраженный в их лицах. Эти произведения заставляют удивляться, восхищаться, думать и приходить в музей ещё и ещё раз посмотреть эти шедевры.

Статья Круг наших интересов ИГЛОЙ И НИТЬЮ.

В краеведческом музее демонстрируется выставка художественных произведений, исполненных методом вышивки. Я с удовольствием посмотрел её.

Раньше выставки проходили во Дворце культуры. Большая часть экспонатов отображала вещи домашнего обихода: скатерти, полотенца, занавески, покрывала, цветы и тому подобное. Исполнение их не привлекало столь пристального внимания посетителей. На однотипность цветов на полотнах смотрели как на что-то обыденное. Подолгу задерживались только у стенда картин В. А. Бодровой.

В настоящее время трудно завоевать признание публики посредственными вещами. Изысканность взглядов к произведениям искусства с каждым годом возрастает. Поэтому до сих пор признанной художницей вышивки во всеобъемлющем понятии является преподавательница детского кружка при Дворце культуры Варвара Александровна Бодрова. Её творчество с годами становится всё совершеннее, одухотворённее. Техника исполнения с мягкими, едва заметными переходами от светлых до насыщенных тёмных тонов – прекрасна.

Цвета в картине «Беседка» точно раскрывают фактуру зелени и форму виноградного плюща. Удачно увеличена и скомпонована перспектива «Рейхстага» с фигурами в центре Егорова и Контария. Подчёркнута динамика их движений и реющее полотнище Знамени. Самое внушительное впечатление оставляет зарево горящего здания. И этот сполох взрыва, смешанного огня и дыма надолго останется в памяти.

Варвара Александровна смело берётся за объёмные работы, доводит их до совершенства смыслового понятия и исторической точности.

По степени исполнения вышивка гладью отлична от способов решелье, болгарского креста, набивки и других. Она трудоёмка, требует от исполнительницы большого терпения, отнимает много времени. Только большая любовь к подлинному искусству и самокритичность к своему творению приносят желанный результат.

Варвара Александровна секретов своих не скрывает. Из-за дефицита ниток с полным набором цветовых гамм приходится самой красить пряжу, чтобы восполнить недостающие цвета.

Если в работе будут замечены несоответствия целостности содержания – исправит. Это значит, готовую вещь, на которую затрачено 10 часов, - распороть и вновь вышить.

Варвара Александровна имеет ряд дипломов первой степени районного и областного значения. Её работы не раз демонстрировались у нас и за рубежом. У неё много последователей, которым она привила любовь к искусству.

К сожалению, не все жители района знакомы с вышивками местных художниц. Поэтому отделу культуры и музею следовало бы подумать об организации передвижных выставок в сельских Домах культуры. Они принесут только пользу.

Статья ЧАРОДЕЙКА КРАСОК.

… Тугие валки свежескошенной пшеницы. На краю загонки замерли жатки. Механизаторы, сгрудившись, ведут разговор о мирных заботах хлебороба. Неяркое небо, золотистые дали – все это привычное и родное. Я стою у картины В. А. Бодровой «Комсомольцы на уборке урожая».

На седьмой районной художественной выставке изобразительного и декоративно-прикладного искусства экспозиция искусной мастерицы впечатляет. Хотя на выставке представили свои работы около ста самодеятельных художников и народных умельцев. У картин Варвары Александровны посетители задерживаются подолгу. Просто удивительно, как она смогла иглой и нитками передать всю красоту русской природы.

Да, её пейзажи, автопортрет выполнены не кистью и красками, хотя и смотрятся как живописные, а иглой и нитками. И ни одна выставка самодеятельного творчества в Ясногорске не обходится без участия замечательной вышивальщицы. Картины; вышитые её искусными руками, неизменно привлекают всеобщее внимание. И на сей раз в книге отзывов немало сделано записей в адрес мастерицы. Вот одна из них: «Большое впечатление произвели работы В. А. Бодровой, - пишет В. Диброва. – Они отличаются содержательностью, разнообразием тематики, оригинальным жанровым решением, удачным сочетанием цветов. Сделаны с большой любовью и чувством».

Все, кто видел вышивки, признательны художнице за то, что среди них немало вещей, которые вызывают на размышления о том, что есть хорошего на земле, о нашем современнике. Не будет преувеличением сказать, что её вышитые полотна стали достопримечательностью города. Когда, случалось, приезжали зарубежные делегации, то им непременно дарили одну из работ Варвары Александровны. Искусством мастерицы и ныне восхищаются в Польше, Чехословакии, Индии, Японии, на Кубе.

За два с половиной десятилетия ею созданы более 150 картин разнообразных по жанрам. Здесь и пейзажи, и портреты, и бытовые сценки. Сюжеты она черпает из повседневной жизни. Работа тончайшая, требующая помимо вкуса, и огромного терпения. Порой годы уходят на отдельную вышивку. В иной картине используют нитки ста цветов и оттенков. Причём технологию окраски ниток разработала сама.

- Заниматься художественной вышивкой начала давно, - рассказывает Варвара Александровна, - в начале пятидесятых годов. Живя на Украине, прочитала как-то в объявлении, что принимают учениц на курсы инструкторов художественной вышивки. Возраст был далеко не ученический, но записалась и окончила эти курсы.

Что побудило её это сделать? Родилась в большой крестьянской семье и рано познала труд хлебороба. Вместе со всеми участвовала в становлении сельского хозяйства на индустриальные рельсы. А когда мирный труд советских людей прервала война, рыла окопы и строила аэродромы. Всё увиденное: самоотверженный труд крестьян, мужество солдат, красоту родной земли захотелось ей как-то отобразить, запечатлеть потомкам. И раньше вышивала для себя, после курсов стала набираться мастерства, опыта и делиться своими секретами со всяким, кто пожелает.

Кружок художественной вышивки во Дворце культуры машиностроителей, которым более четверти века руководит В. А. Бодрова, самый многочисленный. За эти годы она приобщила к самобытному, истинно русскому искусству не одно поколение ясногорцев. По скромным подсчётам, две с половиной тысячи детей обучила художница. В вышивках её ученицы светы Холиной, которые экспонировались на выставке, чувствовалась рука её талантливой наставницы. Настолько тонко, изящно передавала она ощущение цвета, объемность предметов.

Эта преемственность радует, к самостоятельному творчеству приобщаются всё новые и новые люди. А Варвара Александровна всё ищет, творит.

Она была удостоена Почётной грамоты на выставке за картины «Лунная ночь» и «Портрет Ули Громовой». Затем не раз участвовала в районных и областных вернисажах, удостаивалась дипломов, а в 1980 году ей вручили диплом «Мастер золотые Руки».

В районном краеведческом музее висит ряд картин, подаренных Варварой Александровной городу. И все, кто сможет побывать у нас, имеют возможность познакомиться с этим жизнерадостным, красочным самодеятельным искусством.

Я искала материал во всех структурах города и нашла доклад в районной библиотеке. Это было сочинение девочки, знавшей Варвару Александровну при жизни.

РЕМЕСЛЕННИКАМИ СТАНОВЯТСЯ, ХУДОЖНИКАМИ РОЖДАЮТСЯ.

Варвара Александровна Бодрова – представляется мне - родилась для того, чтобы умножить и возвеличить талант русского человека.

Когда я вспоминаю о ней, мысленно опять оказываюсь в её скромной квартире, где я впервые по-настоящему поняла, что такое истинный художник: это не только мастер, но и скромный, добрейшей души человек. Именно такая она и есть, Варвара Александровна, наставница многих и многих ясногорских девчонок, мастерица-вышивальщица, чьи работы знают не только в её родном городе, но и в Москве, в Киеве,  Симферополе, Праге, Варшаве, Токио и других городах. Одаривала мастерством своим Варвара Александровна от всей широкой русской души, вот и разошлись её полотна по всему миру.

Разглядываю выставленные в краеведческом музее картины Варвары Александровны и диву даюсь: как много может сделать человек!

За два с половиной десятилетия ею создано более ста пятидесяти картин, самых разнообразных по жанру. Тут пейзажи, портреты, бытовые и сказочные сюжеты. И ведь выполнены работы не акварелью и не маслом, а самыми обыкновенными нитками. Варваре Александровне скоро семьдесят пять, но нашла я ее за новой работой, далеко уже не первой и, конечно, не последней.

… Живой, приветливый взгляд из-под очков, ласковая улыбка и неторопливый рассказ о том, как еще с раннего детства любила ходить в лес одна, чтобы никто не мешал, как наслаждалась красотой лепестка, бутона, зеленью травы и легким, прозрачным воздухом.

Все это старалась перенести на ткань, что-то получалось, что-то нет, а учитель был один – русская природа; потому и чудиться, что с картин «Сирень» веет такими ароматами, а с «Золотой осени» - терпким запахом листвы.

Варвара Александровна не говорит из скромности, но я-то знаю, что она первая в работе «Сирень» вышивала тесьмой, а в картине «Золотая осень» ввела способ выпуклой вышивки.

Скоро к картинам мастерицы добавиться еще одна – «Весенний пейзаж».

Разговор наш продолжается, и художник вспоминает, как делала первые шаги на педагогическом поприще.

- Предложили мне вести кружок художественной вышивки во Дворце культуры машиностроителей. Соглашаюсь. Да только сначала в группе  было десять человек, потом – двадцать, а через месяц – сто шесть. А как откажешь? Приходилось работать в две смены, а по ночам красить нитки анилином для своих девочек – учениц.

… В это же время создаются Варварой Александровной ее лучшие, самые известные работы – репродукции картин известных художников: «Русалка», «Измайловский парк», «Дети, бегущие от грозы».

К сожалению, не все эти работы доведётся увидеть нам с вами, многие из них подарены. Ни одной работы В. А. не сделала для продажи «всё по велению сердца», «для души», как она сама говорит. Перед самым моим уходом В. А. с гордостью показала мне самую для неё драгоценную награду из множества грамот и дипломов: диплом «Мастер золотые руки», вручённый в 1980 году.

История, связанная с вышивкой картин в моей жизни.

Однажды я пришла на работу к маме и увидела, что женщины собрались в кружок и с восхищением что-то рассматривают. Мне стало интересно, что же такое лежит на столе, моему взору открылась картина необыкновенных красок. На ней были изображены река, закат и береза. Трудно было представить, что эта картина не нарисована, а вышита цветными нитками. Моему восхищению не было предела. Я попросила, чтобы мама узнала у своей сотрудницы, где же так можно научиться вышивки.

И вот мы с мамой идём в первый раз в кружок художественной вышивки. Руководителем кружка оказалась бывшая ученица Бодровой Варвары Александровны. Получив соответствующие рекомендации, мы стали готовиться к дальнейшему посещению кружка  по вышиванию. Вначале казалось, что всё сложно и не доступно, но затем под руководством учителя стежок за стежком стали появляться определённые контуры предмета. Первой моей вышитой картиной был выбран яркий попугай, сидящий на ветке. Приятно было смотреть на работу, сделанную своими руками. Дальнейшие картины были сложнее: такие как «Раннее утро», «Есенинский уголок», «Золотая осень» и «Лунная ночь».

Женщины, посещающие кружок вышивали картины больших размеров с изображением людей. Это были долгие и кропотливые работы, затягивающиеся на месяца и у всех хватало терпения, так как конечный результат был прекрасен.

Затем мама не смогла удержаться и тоже увлеклась вышивкой. Это были работы под названием: «Закат», «Розы», «Храм Покрова на Нерли» и другие.

Мы приняли участие в трёх выставках художественного творчества. За участие в областной выставке декоративно-прикладного искусства «Добро через красоту» были награждены почётной грамотой и памятными подарками.

Ничего бы этого не было, если бы Бодрова Варвара Александровна не организовала кружок художественной вышивки в нашем городе. Благодаря этой женщине многие нашли занятие по душе, которое радует себя и близких, а так же множество людей, увидевших это творение. Искусство учителя вышивки живо сейчас и я надеюсь, что оно будет продолжаться в наших детях и внуках.




1. 181312 ПЗ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Технологический раздел Анализ техн
2. Стойки лесов должны быть по всей высоте прикреплены к прочным частям здания или сооружения
3. 11102 факультет иностранных языков Специальность
4.  Отношение к труду и отчуждение труда
5. Note [i-] be [I] fine my [ju-] tune II
6. Контрольная работа- Особенности Синдрома дефицита внимания и гиперактивности
7. Ярославская государственная сельскохозяйственная академия УТВ
8. Т~ра~ты даму ж~не оны~ критерийлеріне сипаттама
9. Задание 1. Полумесяц Алгоритм работы 1
10. Предмет и задачи патопсихологии и судебной патопсихологии
11. Задание для выполнения4 1
12. тема биологическая система состоящая из сообщества живых организмов биоценоз среды их обитания биотоп
13. Русский отстой от символа к тексту
14. і Са~ат Тапсырманы~ мазм~ны мен ма~
15. тема 21.Аристотель создал одну из первых классификаций форм государственного правления на основе количеств
16. Пути экономии топливно-энергетических ресурсов
17. Реферат- Понятие коммерческого права.html
18. .1Сущность денежного оборота и его структура Денежный оборот ~ процесс непрерывного движения денежных з.
19. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06
20. Понятие и источники дипломатического права