У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

а ISBN 5894150604 Данное пособие предназначено для психологов и воспитателей детских дошкольных учреждений

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024


ББК 374.3 Ми 57 УДК 373 +  159.9

1и 57    Минаева В.М.

Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических  работников дошкольных учреждений.  — М.: АРКТИ,   1999. — 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника) ISBN  5-89415-060-4

Данное пособие предназначено для психологов и воспитателей детских дошкольных учреждений. Оно поможет в изучении и развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Системная работа с использованием игр и занятий будет способствовать изменению взгляда ребенка на мир и отношения к окружающим, осознанию и контролю его эмоциональных проявлений.

ISBN 5-89415-060-4 © Минаева В.М.,   1999

© АРКТИ,   1999

 Автор благодарит психологов дошкольных учреждений Московской области за оказанную помощь в создании этого пособия.

 ВВЕДЕНИЕ

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: "Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие".

Формирование "умных" эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной  из наиболее важных,  приоритетных задач  воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо  развивать.

То, что писал Л.С. Выготский о феномене "засушенное сердце" (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, "обесчувствова-нию" способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в. значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы,  очень актуальна и важна.

Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо  определиться,  что брать за основу,  на  какие эмоции


4

опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, на наш взгляд, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, с гид, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Этой классификации мы и будем придерживаться далее.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и "вокальной мимике" (выражению эмоций в интонации, тембре,  ритме,  вибрато голоса).

Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С.Л. Рубинштейна: "Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как. формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство,   выражая   его".

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров, разработанных Л.П.  Стрелковой:

адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

широта диапазона понимаемых и  переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания,  уровень передачи эмоционального состояния  в речевом  плане,  терминологическая оснащенность языка;

адекватное проявление эмоционального состояния  в коммуникативной сфере.

Исходя из вышесказанного, автор разработал задания, игры и занятия для изучения и развития эмоциональной сферы ребенка.

 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций), а также определенные изменения (если после проведения игровых и познавательных занятий еще раз выполнить с детьми эти же задания).

Наличие у детей во время выполнения заданий и последующей работы большой степени замкнутости, резкой смены настроений, частых вспышек раздражения, гнева требует особого подхода и внимания к ним.

ЗАДАНИЕ  1.

Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком "+"  в соответствующей графе таблицы  1.

Таблица  1

М — мимика, П — пантомимика.

Втирая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения  предыдущего.

В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком "+" обозначают используемое ребенком выразительное средство во время  изображения  предъявленного героя.


Ответы детей записывают в таблицу 4.

Таблица 2

Таблица 4

М — мимика,  П — пантомимика, Пр — персонаж.

Обработка данных. Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 2.

Изучение выразительности речи. (Проводится индивидуально.)

Ребенку предлагают произнести фразу "У меня есть собака" радостно,   грустно,   испуганно,   сердито,   удивленно. Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком "+" в соответствующей графе таблицы  3.

Таблица 3

Обработка данных. Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний

ЗАДАНИЕ 3.

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.   (Проводится индивидуально.)

Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с  вопросом:   "Какое это лицо?"

 Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.

ЗАДАНИЕ 4.

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.   (Проводится индивидуально,  в двух сериях.)

Первая серия.  Ребенку  предлагают ответить на вопросы:

Когда бывает интересно?

Когда человек удивляется?

Когда человек получает удовольствие?

Когда бывает стыдно?

Когда бывает страшно?

Когда  человек  злится?

Когда бывает радостно?

Когда у человека горе?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий.   Ответы  заносятся  в таблицу  5.

Таблица 5


8

Вторая серия.   Ребенку  предлагают ответить на вопросы:

Как ты думаешь,  почему детям больше нравятся  книги с
картинками?

Что   произойдет с  человеком,   если  он  увидит   на   березе
груши?

Что ты чувствуешь,  когда ешь любимую конфету?

Как  ты думаешь,  почему  покраснела девочка,   когда ей
сделали замечание?

Что чувствует кошка,  когда за ней гонится собака?

Что чувствует собака,  когда другая собака утащила у  нее
кость?

Что почувствует мальчик, если ему подарят "Денди"?

Что  почувствует человек,  если у него  пропадет любимая
собака?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий.  Ответы заносятся  в таблицу 6.

Таблица 6

Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой  и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 5.

Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (Проводится индивидуально или группой в течение нескольких дней.  За один раз дети рисуют две-три эмоции.)

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу,  горе,  радость.

Обработка данных. Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения,   использование цвета.

 9 РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запрет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много. Контроль со стороны взрослых в воспитании детей, конечно, необходим, но он не должен преследовать исключительно интересы родителей. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой  обладает  ребенок с  рождения.

Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направленные  на  развитие эмоциональной  сферы. Эти игры можно проводить с детьми в любое свободное время   по  одной  или несколько  за один  раз. Игры можно использовать для систематических занятий с подгруппой детей (7-10 человек). Занятия рекомендуется проводить   1-2   раза   в  неделю   продолжительностью   в  среднем 30 минут.  Необходимый минимум для достижения ощутимых результатов —  11-14  занятий.

Этапы игровых занятий:

  1.  этап.  3-4 занятия  по  3-4 игры  в каждом.
  2.  этап.  6-7 занятий по 3 игры в каждом. Одна игра, предло
    женная детьми из уже известных, другая — придуманная деть
    ми,  третья  — предложенная   воспитателем.
  3.  этап.   2-3 занятия  по  3-4 игры,  предложенные детьми.

На 4-5-ом занятии у детей обычно появляется желание самим придумывать игры. Этим и обусловлено использование таких игр на втором этапе работы. Придуманные детьми игры способствуют развитию воображения, творчества. Они помогают в решении коррекционных задач, так как дети включают в содержание игр проблемы, которые их волнуют. Для того чтобы легче было ориентироваться, игры сгруппированы. Каждая группа получила свое символическое название.

Игры, в которых используются природные образы, обозначаются названием "Природа". Образы, подсмотренные в природе и включенные в игру, позволяют задействовать все тело ребенка. Они способствуют его свободному выражению себя. С этих игр мы и начинаем данный раздел.


10

В следующую группу входят игры, в которых фигурируют, в основном, персонажи сказок. Поэтому и названа эта группа "Сказка". Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что облегчает детям  задачу  перевоплощения  в этих  героев.

Далее идут игры под названием "Профессия". В них обыгры-ваются различные профессии и ситуации, связанные с тем или  иным  видом деятельности.

Игры, в которых используются схематические изображения эмоций, называются "Пиктограмма". Эти игры помогают формированию у  детей  экспрессивных  эталонов.

Игры, которые не вошли в перечисленные группы, но достойны Вашего внимания, получили название "Сюрприз". Мы хотим, чтобы каждая игра этой группы, да и все остальные игры, были для   Вас  приятным  сюрпризом.

ПРИРОДА

МАМА  И  ДЕТЕНЫШ

Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений  и  речи.

Описание игры. Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой — детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши — реагировать на эти действия. Животных называет воспитатель. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон,  собак,  кур и т.п.

Я   И  ЖИВОТНОЕ

Цель: развитие воображения, выразительности движений и  речи.

Описание игры. Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, собака, змея, медведь, еж, крыса, хомяк и т.п.

 11 БОЛЬШОЙ   -  МАЛЕНЬКИЙ

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений  и  речи.

Описание игры. Дети, по заданию воспитателя, изображают детеныша животного, а затем г- самого взрослого животного

ШКОЛА ЗВЕРЕЙ

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, выразительности движений,   чувства  единения.

Описание игры. На уроке учитель (выбранный ребенок) отгадывает животных, которых изображали дети на перемене. Учитель должен отгадать всех животных. В случае затруднения учитель может попросить ученика продемонстрировать, как его животное ест, пьет, ходит, бегает, т.е. одно из названных или  подобных  им действий.

Каждый следующий урок ведет новый учитель, и на каждой перемене дети  изображают новое  животное.

ДЖУНГЛИ

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений,   сплоченности.

Описание игры.

1-й    вариант.   Дети  изображают  стадо животных,  которые v живут  в джунглях,  выполняя  различные  действия.   Животные гуляют по джунглям,  едят,  отдыхают, ухаживают  за детенышами, ходят на водопой  и т.п.

2-й вариант. Дети выбирают любое животное, которое живет в джунглях, и изображают его, гуляя по воображаемым джунглям. Затем дети рассказывают, какие животные им встретились и как они догадались, что это именно те животные,  которых они  назвали.

ОЖИВИ   КАМЕШКИ!

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры. На берегу воображаемой реки лежат "камешки" (силуэты животных). Их можно оживить, если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими "камешек", а остальные дети отгадают это животное.


12

ХОРОВОД

Цель: развитие чувства общности, выразительности движений,   снятие   напряжения.

Описание игры. Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису,  счастливую ласточку.

ОБЛАКА

Цель:  развитие   воображения,   выразительности  движений.

Описание игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают   облака  в  соответствии  с  текстом.

По  небу  плыли  облака, А я на них смотрел. И  два  похожих облачка Найти я  захотел. Я долго  всматривался   ввысь И даже щурил глаз, А что увидел я,  то  вам Все  расскажу  сейчас.

Вот облачко  веселое Смеется   надо  мной:

— Зачем ты щуришь глазки так?
Какой  же  ты  смешной!

Я тоже  посмеялся  с  ним:

— Мне  весело  с  тобой!
И долго-долго  облачку
Махал я   вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы  ветерок

Вдруг далеко унес.

И  каплями-дождинками

Расплакалось оно...

И  стало  грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

И  вдруг по небу грозное Страшилище летит И  кулаком  громадным Сердито мне  грозит. Ох,  испугался я, друзья, Но  ветер мне помог: Так дунул,  что страшилище Пустилось наутек.

 

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

— Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый,  мягенький?

Летим,  летим со мной!

Так очень долго я играл И вам хочу сказать, Что два похожих облачка Не смог я отыскать.

НА. Екимова.

НАСЕДКА И   ЦЫПЛЯТА

Цель: развитие выразительности движений и речи, раскованности, воображения, произвольности, групповой сплоченности.

Описание игры. Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит воспитатель,  изображая  наседку. Воспитатель говорит:

— Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет.

Первый цыпленок (к нему прикасается воспитатель) появился на свет и удивился: "Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!".

{Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка.) Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел родиться первым, но его опередили. (Ребенок, на которого указывает воспитатель, передает состояние этого цыпленка.) Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему

так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности. (Этот ребенок и следующие, выбранные дети изображают то настроение цыплят, которое описывает воспитатель.) Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: "Какой чудесный,  какой яркий мир вокруг!"


14

Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно,  и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер,  заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них. Шестой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал.

Далее воспитатель-"наседка" предлагает деткам поискать червячка.

МАСКИ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности,   выразительности  движений.

Описание игры. На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого Чтобы догадаться, чья эта маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.

ЗООПАРК

Цель: развитие воображения, выразительности движений, сообразительности.

Описание игры.  Дети делятся  на две  группы: первая группа — дети,  изображающие животных в зоопарке; вторая  группа — дети,  гуляющие  по зоопарку и отгадывающие,   какое  животное  перед  ними.

После того, как все животные будут угаданы, дети меняются ролями.

САДОВНИК

Цель:  развитие  воображения,  выразительности движений. Описание игры. ,Воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы,   которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся   к  солнышку.

Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.

 ДОКТОР АЙБОЛИТ

Цель:   развитие  воображения,   выразительности  движений  и речи,   групповой  сплоченности,  эмпатии,   снятие  напряжения.

Описание игры. Воспитатель или ребенок выполняет роль доктора Айболита.  Остальные изображают  больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке лечит ее, жалеет. После того,  как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздоравливают  и радуются,  что у  них ничего  больше  не  болит.

БАБОЧКИ   И  СЛОНЫ

Цель: развитие воображения, выразительности движений, коммуникативных  навыков.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом.

Затем воспитатель предлагает детям стать бабочками. Дети, изображая бабочек, легко порхают по комнате и  общаются.

ДОЖДИ

Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.

Описание игры. Дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя, изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным,   бесконечно  моросящим  и  т.п.

/
БЕРЕЗКИ '

Цель: развитие выразительности движений, наблюдательности,   воображения.

Описание игры. Дети изображают деревья в разное время года, следуя  словам  воспитателя:

"Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками,  помахивая  веточками.

Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.


16

Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются,  и из них появляются нежные листочки"

ЗКАЗКА

ХОРОВОД СКАЗОЧНЫХ   ГЕРОЕВ

Цель: развитие выразительности движений, раскованности, групповой  сплоченности.

Описание игры. Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по подсказке  педагога (например,  Буратино).

СКАЗОЧНЫЕ ЗАЙЦЫ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразитель-

ности движении  и речи.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы. Желающие рассказывают, какие это зайцы, или изображают, как они себя ведут, не называя сказки. Остальные дети отгадывают, из какой сказки  заяц.

Дети должны быть знакомы со сказками: "Лиса, заяц и петух", "Заяц-хвас-та", "Сказка про храброго зайца", "Колобок",  "Теремок",  "Заяц и еж"  и др.

ВЫБЕРИ ДЕВОЧКУ

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Описание игры. Дети выбирают из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А.  Барто.

1.  Зайку бросила хозяйка. — Под дождем остался зайка. Со скамейки  слезть  не  смог, Весь до  ниточки  промок.

 1 /

— Какая девочка бросила зайку? — задает вопрос воспитатель  после  чтения стихотворения.

2. Идет  бычок,   качается,
Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!

— Какая девочка  испугалась за бычка?

3. Уронили мишку на пол.
Оторвали мишке лапу.

Все  равно его  не брошу — Потому что  он хороший.

— Какая девочка пожалела мишку?

4. Я люблю  свою  лошадку,
Причешу ей  шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И  верхом поеду  в гости.

—•  Какая девочка любит свою лошадку"7

КОЛОБОК

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности  речи

Описание игры. Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-"Колобок". Тот, к кому попадет "Колобок", должен сказать ему  несколько  слов или задать вопрос.  Например:

Как тебя  зовут?

Колобок, я знаю,  из какой ты сказки.

Колобок, давай с тобой дружить.

Приходи  ко  мне  в  гости,   колобок.

После  сказанной  фразы  ребенок  передает "Колобка"  соседу  или  кому захочет.

Как вариант можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к "Колобку" в этой  роли.

ДЖИНН

Цель: развитие выразительных движений, групповой сплоченности.

Описание игры. Дети встают в круг с поднятыми вверх и направленными к центру руками и изображают бутылку, в которой живет Джинн. Ребенок, выбранный на роль Джинна, находится в центре круга. После волшебных слов "Крибле! Краб-


18

ле! Буме!", которые произносят все дети хором, они расступаются и выпускают Джинна. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием выразительных движений и фраз,  подтверждающих данное состояние.

ПРОФЕССИЯ

ФАНТАЗИИ

Цель: развитие коммуникативных способностей, эмпатии, воображения.

Описание игры. Воспитатель говорит детям: "Представьте себе, что вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает на вопросы журналиста".

Далее воспитатель исполняет роль журналиста, а ребенок, кто пожелает, — роль мамы. Журналист может попросить маму рассказать о сыне (дочери), о том, что ей больше всего нравится в ее ребенке и чем она не довольна, об увлечениях ее ребенка и о том, как она относится к ним и т.п.

ПРОФЕССИИ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, эмпатии, выразительности движений.

предъявлению.

Описание игры. Дети, разбившись на пары, показывают выразительными движениями друг другу, по заданию воспитателя, веселого и грустного художника, танцора, дирижера, воспитателя, дворника, строителя, имитируя движения, характерные для людей данной профессии. Один ребенок в паре показывает грустного человека, другой — веселого, и каждый раз  при  смене  ролей дети  меняются   по эмоциональному

 19 НА  РЫБАЛКЕ

Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений  и  речи.

Описание игры. Все дети изображают рыбаков, сосредоточенно глядя на воображаемый поплавок. Периодически дети вытаскивают удочку и эмоционально реагируют на улов. Это может быть большая или маленькая рыбка, которой дети распоряжаются по своему усмотрению (кладут в ведро с водой, отдают кошке, отпускают на свободу и т.п.), пустая банка или крючок  без  червяка.

ЦИРК

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи,  групповой  сплоченности,  произвольности.

Описание игры. Воспитатель объявляет, кто выходит на арену. Дети играют роль тех, кто был объявлен Все организационные вопросы, от которых зависит выступление, дети решают сами.

На арену могут выходить клоуны, дрессировщики, фокусники,   канатоходцы  и др.

ПИКТОГРАММА

ПРОЧИТАЙ   ПИСЬМО

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные  изображения  единым сюжетом.

Описание игры. Почтальон (им может быть подготовленный взрослый или ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают,  что  они "прочитали"  в своем письме.

Когда дети хорошо научатся сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить им самим сочинить и написать письма и затем, обменявшись ими, расшифровать послания товарищей.


3

Варианты  писем и примерная их расшифровка:

Варианты  шаров:

Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот
выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно
побежал на улицу.
>   _  

Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натянулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Алеша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже  запрыгал  от  радости.

ВОЛШЕБНЫЕ  ШАРЫ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразительности  речи.

Описание игры.

1-й вариант. Детям предъявляются картинки с изображением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает тот шарик, который ему больше понравился, и выразительно рассказывает о его настроении, ориентируясь на форму (а также на цвет,  если шары цветные).

В случае затруднения воспитатель начинает первым. И его рассказ может быть таким: "Держала девочка за веревочку круглый шарик, и ему было хорошо с такой хозяйкой. Он радостно кружился в воздухе. Вдруг шарик заметил на небе облако,  похожее на себя,  и от удивления  вытянулся".

2-й вариант. Детям предъявляются картинки с изображением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает себе шар и схематически изображает на нем эмоцию, которая, на его взгляд, больше подходит к форме этого шара.

 СНЕЖИНКИ

Цель: развитие внимания, наблюдательности, способности определять  эмоции  по  схематическим   изображениям.

Описание игры.

1-й вариант. Детям раздаются снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается каждому рассмотреть свою снежинку и рассказать,  что она чувствует.

2-й вариант. Детям раздаются снежинки, вырезанные из бумаги, и предлагается схематически изобразить любую эмоцию на своей снежинке; затем рассказать, что снежинка чувствует.

НАРИСУЙ  ОБЛАКО

Цель,   развитие  воображения,  сосредоточенности.

Описание игры. Детям предлагается нарисовать облако, каждому свое, с определенным настроением. Настроение облака может быть таким,  как у автора рисунка.

КУБИК

Цель: развитие выразительности движений, внимания, произвольности.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель бросает кубик на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.

2-й вариант. Ребенок бросает кубик, предварительно указав,  кто будет имити-

ровать эмоциональное состояние,  изображенное на его  грани. Далее  кубик бросает тот,  кто  выполнял задание.


&

22 СЮРПРИЗ

\ ЛЮБЛЮ  -   НЕ ЛЮБЛЮ

Цель: развитие  воображения  и мимических движений.

Описание игры. Воспитатель, а затем дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое  отношение  к данному  продукту  или  блюду.

ПОВТОРИ  ФРАЗУ

Цель:  развитие  выразительности   речи.

Описание игры. Воспитатель называет фразу (например: "У меня есть котенок"), которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом,   с  грустью.

ЗЕРКАЛО

Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности,  произвольности.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель, стоя перед детьми, изображает  разные  эмоциональные состояния,  а дети  их  повторяют.

2-й    вариант.   "Кривые  зеркала".

Воспитатель изображает одно эмоциональное состояние, а дети — любое другое.

3-й вариант. Дети показывают и отражают эмоциональные  состояния,   предварительно  разбившись  на  пары.

ПАНТОМИМА

Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движения.

Описание игры. Водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние говорящего.

 Фразы могут быть такими:

О горе мне,  горе...

Ах,   какой  счастливый день!

Бедная я, несчастная!
—- Ура! Я еду на море!

МЫЛЬНЫЕ  ПУЗЫРИ

Цель: развитие воображения, выразительности движений,  снятие напряжения.

Описание игры. Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети  изображают  полет  этих  пузырей.

Дети свободно двигаются. После команды "Лопнули!" дети ложатся   на  пол.

СНЕГОВИК   ,j

Цель: развитие выразительности движений, воображения, снятие  напряжения.

Описание игры. Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя "Наступила весна!" снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол.

ВОЛШЕБНЫЙ   КАРМАН

Цель: развитие воображения, выразительности движений, сообразительности,  произвольности.

Описание игры. Водящий достает из кармана воображаемый предмет и выполняет с ним какие-либо, характерные для этого предмета действия. Остальные дети отгадывают, какой это предмет, но только после того как водящий закончит все действия. Ребенок, который назвал предмет правильно, становится  водящим.

ОБУВЬ

Цель: развитие воображения, выразительности движений, чувства юмора.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель называет обувь и предлагает кому-либо  из детей  "пройтись"  в этой  воображаемой обуви.

Обувь может быть разной: туфли на высоком каблуке, валенки,  балетные тапочки,  калоши большого размера и т.п.


24

2-й вариант. Воспитатель называет обувь, и дети все вместе демонстрируют ее.

3-й вариант. Воспитатель раздает детям карточки с изображением обуви (каждому свою). Каждый ребенок должен "пройтись" в той обуви, которая изображена на карточке, а остальные дети  отгадать,   что  это  за обувь.

 25 ЗАНЯТИЯ

Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разнообразные методические приемы, знакомить детей  с эмоциями.

Мы разработали серию занятий, которые являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием  человечества   (литературой,  живописью,   музыкой).

Ценность  таких  занятий заключается   в следующем:

у детей расширяется круг понимаемых эмоций;

они начинают глубже понимать себя и других;

у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отно
шению к окружающим.

При составлении занятий мы предусматривали знакомство только с пятью эмоциями. Знания, посвященные другим эмоциям, также важны для развития детей. Поэтому мы всячески приветствуем творчество практиков в составлении занятий по знакомству с другими эмоциями.

Занятия желательно проводить один раз в неделю со всеми детьми. Они разбиты на разделы. В первый раздел входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями. На занятиях второго раздела углубляются эти знания. Занятия третьего раздела служат для закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях.

I РАЗДЕЛ

Цель занятий   1 раздела:

познакомить детей  с  эмоциями:   радостью,   горем,   гневом,

страхом,  удивлением;

учить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;

продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние,  используя  различные выразительные  средства; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения;

развивать эмпатию.


26

ЗАНЯТИЕ  1.  Радость.

1. Прослушивание  пьесы  П.И.  Чайковского
"Новая  кукла".

Вопросы к детям:

О чем вы думали,  когда слушали му
зыку?

Что  чувствовали?

Что хочется делать под такую музыку?

2. Повторное  прослушивание музыкального
произведения.

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица,  как

они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

3. Беседа.

Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

4. Рисование  на тему "Радость"

Предложить желающим  рассказать о  своем рисунке.

Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.

5. Ответы детей на вопрос:

— Что  такое  радость?

Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали   их  ровесники:

— Радость — это когда все радуются. Бывает радость боль
шая, а бывает маленькая. Маленькая — это когда у одно
го, а большая — когда у всех.

Радость — это когда праздник.

Радость — когда никто  не  плачет.   Ни один человек.

Радость — когда нет войны.

27

У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с
ней вместе радуемся.

Радость - это я! Потому что мама говорит: "Ты моя ра
дость!"

(М. Потоцкая  "Что такое радость") 6.   Хоровод.

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне "Вместе весело шагать..." (муз. В.  Шаинского,  ел.  М.  Матусовского).

ЗАНЯТИЕ 2.   Горе.

1. Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара "Тре
вожная  минута"  и "Раздумье".

Вопросы к детям:

Каков характер этих  пьес?

Похожи ли они между собой?

Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение,  затем — второе.

2. Беседа по сказкам: "Теремок". "Заюшкина избушка", "Кра
деное солнце".   "Волк и семеро  козлят".

Предлагается  вспомнить

Когда  герои  этих сказок переживали  горе?

Как они справились с горем?

3. Чтение  отрывков  из  сказки  К.И.   Чуковского  "Федорино
горе".

Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем — заключительную часть произведения,  где  описывается  радость Федоры.

4    Драматизация   ситуации   "Пропала  собака"

Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его,  каждый  по-своему.

После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина:

Что ты чувствовал,  когда тебя успокаивали?

Кто лучше всех тебя успокоил?


28

ЗАНЯТИЕ 3.   Гнев.

1. Чтение отрывков из произведения  К.И.Чуковского "Мой-
додыр",  где автор описывает гнев Умывальника и Кроко
дила.

Вопросы к детям:

Почему  рассердились Умывальник  и Крокодил?

Как описал автор гнев Умывальника?

Как описал автор гнев Крокодила?

Рассматривание  иллюстраций художника A.M.  Алянского. на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев.

2. Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого "Три мед
ведя".

Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.

Обращается внимание детей на то. как по-разному выражают гнев медвежонок,  медведица и медведь.

  1.  Рассказы детей о ситуациях,  когда они сердились,  гнева
    лись,  злились.
  2.  Упражнение "Зеркало".

Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.

5. Рисование  гнева.

Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.

Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

ЗАНЯТИЕ 4.  Страх.

1. Игра "Гуси-лебеди".

Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.

Игра  повторяется  несколько раз.

 29

2. Упражнение  "Найди  пиктограмму".

Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.

Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали,  когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание  на брови,  глаза,  рот.

3. Обсуждение с детьми поговорки "У страха глаза велики".
Отметить  прямой  и  скрытый  смысл  поговорки.

Вопрос к детям:

Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?

4. Чтение отрывка из сказки С.  Михалкова "Три поросенка"
(эпизод, в котором описывается,  как поросята убегают от
волка  и дрожат от  страха).

Вопрос к детям:

— Почему Наф-Наф не боялся страшного   волка?

  1.  Рисование на тему "Наф-Наф не бо
    ится  страшного   волка".
  2.  Предложить детям нарисовать эпизод
    из  сказки  С.   Михалкова   "Три  поросен
    ка".

Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности  изображения   смелого  поросенка.

ЗАНЯТИЕ 5.  Удивление.

1. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..." (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона).

Вопросы:

Какие чудеса  описывает автор?

Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали лю
дей?

Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях,   которые с  ними происходили.


30

2. Упражнение  "Зеркало".

Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное,  и удивиться. Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления  всегда есть что-то  похожее. Вопрос:

—- Что  общего  в том,   как вы  изображали удивление?

3. Игра  "Фантазии".

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

К нам пришел слон...

Мы оказались на другой планете...

Внезапно  исчезли  все  взрослые...

Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах...

I РАЗДЕЛ

Цель занятий II раздела:

продолжать знакомство детей с эмоциями радости, горя, гнева,  страха и удивления;

закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;

расширить  представления  детей  об  эмоциях,   предлагая   их сравнивать,

продолжать  развивать эмпатию,   воображение.

ЗАНЯТИЕ  1.   Радость и  горе.

1.   Знакомство  с  гномами.

К детям в гости пришли гномы Кирюша и Антоша. Один гном радостный, а другой — грустный. Одеты гномы одинаково.

Гномы знакомятся  с детьми.

Вопросы к детям:

Чем  похожи гномы?

Чем  отличаются?

Как   вы  думаете,   что
могло  огорчить Кирюшу?

Что могло  обрадовать
Антошу?

31 2.  Литературные  загадки.

Дети делятся на две группы. Одну возглавляет Кирюша, другую — Антоша. Группам по очереди предлагаются радостные и грустные отрывки из сказок. Кирюшина (грустного клоуна) команда поднимает руку, когда прочитают радостный отрывок, Антошина (радостного клоуна) команда реагирует на грустный отрывок.

Литературные отрывки;

1) Туча по  небу идет,
Бочка  по  морю  плывет.
Словно  горькая   вдовица,
Плачет,  бьется   в  ней  царица...

С. Пушкин "Сказка о царе Сатане...")

2) Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался   Елисей,

И  никто с начала мира Не видал такого пира, Я там был, мед,  пиво пил. Да усы лишь обмочил.

(А.С.  Пушкин  "Сказка о мертвой царевне..."}

3) Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет
лягушачьей  кожи!  Бросилась она искать  ее.   Искала,
искала — не нашла и говорит Ивану-царевичу:

— Ах,   Иван-царевич,  что  же  ты   наделал!   Если  бы  ты
еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А те
перь прощай,  ищи меня  за тридевять земель,  за три
девять морей,  в тридесятом царстве,  в подсолнечном
государстве, у  Кощея  Бессмертного

(Русск.  нар.  ск.   "Царевна-лягушка")

4) Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты.  Вышла тут к
нему Василиса  Премудрая  и  говорит:

— Ну,  Иван-царевич,  сумел ты  меня  найти,  теперь я
весь век твоя буду!

Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился  в свое царство-государство.

И стали они жить дружно,  в любви и согласии.

(Русск. нар. ск.  "Царевна-лягушка")


32

5) Иванушка говорит:

Сестрица Аленушка,  мочи  нет,   напьюсь я   из  ко
пытца!

Не  пей,  братец,  козленочком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком... Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек.

Залилась Аленушка слезами, села под стожок — и плачет,  а козленочек возле нее скачет.

(Русск. нар. ск. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")

6) Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелко
вые и вытащили Аленушку на берег.  Отрезали камень
с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в наряд
ное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была.

А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и  обернулся мальчиком  Иванушкой.

(Русск, нар. ск.  "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")

Выигрывает та команда, которая дружно и быстро поднимает руки и не ошибается.

3. Рисование  гномов.

Предложить детям нарисовать портреты Кирюши и Антоши. Когда дети закончат рисовать, подарить портреты гномам.

Обратить внимание детей на то,  что  Кирюша улыбается.

4. Хоровод.

Дети  вместе с  гномами водят хоровод.

5. Прощание.

Дети прощаются с гномами, а Кирюша обещает чаще улыбаться.

ЗАНЯТИЕ 2.  Радость и гнев.

1. Беседа с детьми по русским народным сказкам "Лиса и журавль", "Мужик и медведь" (предварительно прочитать детям эти сказки).

 33

Вопросы:

Чем вызвано чувство  гнева у  героев сказки  "Лиса  и жу
равль"?

Чем  вызвано чувство  радости?

Что  разозлило героев сказки "Мужик  и медведь"?

Что  их обрадовало?

Как выражали герои обеих сказок гнев и радость?

2. Рассматривание картины "Медвежья семья" (серия "Звуча
щее слово". — М.,  1980г.)

Вопросы к детям:

Что  изображено  на  картине?

Как вы думаете,  какое настроение у медведей?

Чему они рады?

А какое  чувство  испытывают   пчелы?

Почему9

Детям предлагается  показать,  как сердятся  пчелы.

3. Игра "Медведи и пчелы".

Дети делятся на две группы. Одна группа — пчелы, другая —  медведи.

Медведи воруют мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют их.

Напомнить детям, что медведи, воруя мед. должны радоваться,  а пчелы — выражать гнев

4. Кукольный  спектакль  "Капризка",   сокращенный  вариант
(Карманенко  Т.Н.,   Карманенко   Ю.Г.   Кукольный  театр до
школьникам.  — М.,   1982  г.).

ЗАНЯТИЕ 3.  Гнев,  удивление.

1.  Чтение отрывка  из стихотворения  Н.   Екимовой.

По небу плыли облака, А я на них смотрел. И два похожих облачка Найти я  захотел. Я долго  всматривался  ввысь И даже щурил глаз, А что увидел я, то вам Все расскажу сейчас.


Вдруг  по  небу  грозное Страшилище летит И  кулаком  громадным

Сердито  мне   грозит. Ох.  испугался я, друзья, Но  ветер мне  помог: Так дунул,   что  страшилище Пустилось  наутек.

А маленькое  облачко

Над озером  плывет,

И  удивленно  облачко Приоткрывает  рот:

— Ой,   кто там  в глади озера Пушистенький  такой?

Такой  мохнатый,   мягенький? Летим,   летим  со  мной!

Так очень долго я  играл И  вам хочу сказать, Что два  похожих  облачка Не смог я отыскать.

2 Рисование   облаков.

Предложить детям нарисовать облака. На одном листе изобразить  гневное  облако,   на другом  — удивленное.

3 Выставка  рисунков.

Вместе с детьми разместить рисунки так, чтобы гневные облака  были  отделены  от   облаков,   которые  удивляются.

Обратить внимание детей на то, как по-разному они изобразили гнев облаков. И удивленные облака тоже отличаются друг от друга.

Найти  самое   гневное  облако  и  самое  удивленное.

4. Игра  «Облака».

Дети делятся на две группы. Первая группа изображает гневные облака, вторая — удивляется, глядя на гневные облака.   Затем дети  меняются   ролями.

5. «Произнеси  фразу».

Дети, по желанию, произносят любую фразу от имени удивленного  или  гневного облака.

 35 ЗАНЯТИЕ 4.  Радость,  горе,  страх.

1.   Литературные  отрывки.

Предложить детям  прослушать отрывки  из произведений К.И,   Чуковского.

Во  время  чтения дети должны  изображать соответствующую эмоцию  на своем лице.

Отрывки  из  произведений:

1) Плачет серый  воробей:

— Выйди,  солнышко,  скорей!
Нам  без  солнышка  обидно —
В  поле  зернышка  не  видно.

2) Но  мохнатые  боятся:

— Где  нам  с этаким  сражаться!
Он и грозен  и зубаст,

Он  нам  солнца  не  отдаст!

3) Рады  зайчики  и  белочки.
Рады мальчики  и девочки,
Обнимают  и  целуют косолапого:

— Ну,  спасибо тебе, дедушка, за солнышко!

4) И  прибежала зайчиха
И  закричала:   "Ай-Ай!

Мой зайчик  попал  под   трамвай!.. И теперь он больной и хромой. Маленький заинька  мой!"

5) Крокодилы  в   крапиву забилися,
И  в канаве  слоны  схоронилися.
Только и  слышно.

Как зубы стучат, Только и видно, Как уши дрожат.

6) И  доктор  пришил  ему  ножки,
И  заинька  прыгает снова.

А с  ним  и зайчиха-мать Тоже  пошла  танцевать. И  смеется  она и кричит: "Ну,   спасибо  тебе,  Айболит!"

Вопросы:

Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали эти от
рывки?

Какие чувства вам было легко передать, а какие — трудно?

Детям предлагается еще раз послушать отрывки, в эмоциональном изображении  которых возникли  затруднения.


36

2) Игра "Гномики".

Детям предъявляется  плакат с изображениями радостного,  испуганного и грустного  гномика.

Вопросы:

С кем из гномиков вам хочется  играть?

Кто  из гномиков испугался  прививки?

Какой гномик разбил свою любимую чашку?

3. Рассказы детей.

Предлагается рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.

4. Просмотр диафильма по сказке В. Ливанова "Самый, са
мый,  самый".

Вопросы после просмотра:

Когда львенок огорчался?

В каком эпизоде сказки львенок испугался?

Что заставило львенка  радоваться?

ЗАНЯТИЕ 5.  Радость, горе, удивление.

1.  Этюд "Хорошая погода".

Детям предлагается представить себе теплый солнечный день, зеленую лужайку с яркими цветами, над которыми весело  порхают бабочки.

Вопрос:

— Какое у вас сейчас настроение?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму из заранее приготовленных.

2.  Этюд "Плохая  погода".

Детям предлагается представить себе пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крыши домов.

Вопрос:

— Какое у вас настроение?

Затем дети  выбирают соответствующую  пиктограмму.

 37

3. Этюд  "Погода  изменилась".

Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

Вопрос:

Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные  перемены  в  погоде?

Затем дети  выбирают соответствующую   пиктограмму.

4. Рисование эмоций.

Разделить предварительно детей на группы и предложить им нарисовать цветовыми пятнами эмоции. Одна группа рисует на большом листе бумаги радость, другая — горе, третья — удивление.

«Листы радости, горя и удивления» дети рассматривают и сравнивают (вместе  с учителем).

ЗАНЯТИЕ 6.   Радость,  страх,  удивление.

1.   Чтение  рассказа  Н.   Носова  "Живая   шляпа". Вопросы к детям:

Что почувствовали Вова и
Владик, когда шляпа пополз
ла?

Какое  чувство  возникло  у
ребят,  когда они обнаружили
под шляпой  кота?

Какое  чувство  пришло  на
смену удивлению?

Как ребята  выражали  ра-

ППГТк9

ДОСТЬУ

2. Рисование эпизодов из рассказа Н.  Носова "Живая  шля
па".

Детям предлагается изобразить эпизод по выбору: мальчики испугались; мальчики удивились, увидев котенка под шляпой;  мальчики обрадовались.

3. Обсуждение детских  рисунков.

Детские рисунки располагают и рассматривают по темам.


38

Обращается внимание на то- как по-разному дети изображают страх, удивление и радость мальчиков, какие цвета используют для  передачи разных эмоций.

4. Рассказы  детей.

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они сначала испугались, потом удивились, а затем обрадовались.

5. Упражнение  "Зеркало".

Предлагается изобразить перед зеркалом ту эмоцию, которая будет названа. А чтобы было легче изобразить названную эмоцию, можно предложить детям вспомнить соответствующие эпизоды из прочитанного рассказа или из собственных  воспоминаний.

Ill РАЗДЕЛ

Цель занятий III раздела закрепить  знания   об  эмоциях

продолжить развитие способности  чувствовать настроение  в музыке;

развивать  эмпатию. РАЗВЛЕЧЕНИЕ "СТРАНА СКАЗОК".

1.  Рассказ о путешествии  по стране сказок.

Рассказать детям о том, что на их пути будут встречаться сказочные домики, в которых живут герои разных сказок. Сказочные герои будут выходить к детям, если они правильно назовут эмоцию, изображенную на пиктограмме. Пиктограмма будет  висеть на двери домика.

2.  Первый домик  с пиктограммой  гнева. Дети называют эмоцию.

Из домика выходит злой Карабас и говорит, что у него в театре нет актеров. Он хочет забрать всех детей в театр.

Ведущий предлагает детям изобразить гнев и зло ответить Карабасу Барабасу, что они ни за что не пойдут в его театр.

Это помогает прогнать Карабаса Барабаса и продолжить  путешествие.

 39

3.  Второй домик с  пиктограммой страха. Дети  отгадывают  эмоцию.

Из домика выходит зайчик, который боится лису. Она выгнала  его  из  собственного дома.

Вопросы детям:

Кто пытался помочь зайчику,  но  не помог?

Почему  звери  не  смогли  помочь зайчику?

Как  пугала  лиса зверей9

Кто  помог  зайчику?

Затем предлагается проиграть сценку, в которой петух выгоняет лису.  Для  этого  выбирают детей  на  роль лисы  и петуха. Зайчик  благодарит детей,  и  путешествие продолжается

4   Третий домик с  пиктограммой горя.

Дети  называют   эмоцию.

Предлагается  рассмотреть  картину  В.М.   Васнецова  "Але-

нушка1'. Вопросы

Кто  написал эту  картину''

—■  Как она  называется?

— Как художник  показал  горе Аленушки?

После того, как дети ответят на вопросы, из домика выходит Аленушка. Она рассказывает дегям о своем горе. Дети предлагают разные варианты того, как можно помочь Аленушке расколдовать Иванушку. А чтобы чудо свершилось,  дети  должны   назвать  пословицы   о  горе.

Ответы детей помогают Аленушке встретиться с братом, который выходит из домика. Иванушка и Аленушка благодарят детей.

Дети  продолжают   путешествие.

5.  Четвертый домик с  пиктограммой удивления. Дети  называют  эмоцию.

Из домика выходит Карлсон. Он предлагает детям вспомнить эпизоды из сказки А. Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет  на  крыше'',   в  которых  герои удивляются.

Карлсон просит детей рассказать, чему они удивлялись в своей жизни. Далее Карлсон предлагает детям потанцевать под веселую мелодию так, чтобы все удивились, как дети здорово танцуют.

После танца дети продолжают путешествие.


40

6.  Пятый домик с  пиктограммой радости.

Дети  называют  эмоцию.

Из домика выходит Буратино. Он предлагает детям вспомнить:

— Каким героям вы помогли?

Какие чувства вы при этом испытаг

Каких   веселых  героев   сказок  вы
знаете?

Затем Буратино предлагает детям поиграть' в игру "Хоровод сказочных героев".

Дети встают в круг и, двигаясь по кругу, изображают веселых сказочных героев,  которых  называет  Буратино.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ  "В   ЦАРСТВЕ  СНЕЖНОЙ   КОРОЛЕВЫ".

(Автор  Кубасова  И.Л.)

1. Герда  ищет  Кая.

Девочка, которая играет роль Герды, рассказывает детям о том, что случилось с Каем, и о том, какой путь надо проделать, чтобы  помочь Каю.

2. Встреча с Принцессой.

Принцесса обещает показать дорогу, если дети ответят правильно на вопросы. Она предлагает назвать эмоцию, которая  соответствует музыкальному отрывку.

Отрывки  из  музыкальных  произведений:

С.   Рахманинов "Полька"  (радость);

Л.  Бетховен  "К Элизе"  (печаль);

М.  Глинка  "Руслан и Людмила", увертюра (удивление);

Д.   Кабалевский  "Петя  и  волк" — отрывок  (страх);

Л.   Бетховен  «Сюита до-минор»  (гнев).
Принцесса  показывает дорогу.

3. Встреча с маленькой  разбойницей.

Разбойница поставила условие, чтобы дети продемонстрировали эмоции, которые возникали у людей и животных в разных ситуациях:

— Покажите горе животных, которые живут у меня в клет
ках.

 4'

Покажите страх оленя, когда я щекотала его острым кин
жалом.

Покажите, как удивилась Герда, когда увидела мой зве
ринец.

Покажите, как злилась моя мамаша, когда я опрокинула
ей на ногу кипящий котел.

Покажите,   как мне  было  грустно,  когда я  прощалась
с  Гердой,   моей  единственной  подругой.

Разбойница показывает дорогу и прощается с Гердой и детьми.

4. Встреча со снежинками у входа во дворец Снежной коро
левы.

У дворца Снежной королевы кружатся снежинки и не дают Герде пройти,  просят ее и детей поиграть с ними.

5. Игра   "Снежинки".

Герда раздает детям снежинки, в центре которых схематично изображены различные эмоции. Дети рассказывают, что чувствует их снежинка. Снежинки пропускают Гер-ду во дворец.

6. Встреча с Каем.

Герда встречается с Каем. Но чтобы расколдовать его, дети должны из кусочков льда (разрезанный лист бумаги с изображением эмоции) собрать самую страшную для королевы эмоцию — радость.

7. Возвращение домой.

Кай расколдован. Герда благодарит детей за помощь. Герда и Кай прощаются с ребятами.


42 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Предложенные пословицы и поговорки, в которых встречаются эмоциональные проявления человека, можно использовать в работе с детьми Они помогут детям глубже осознать представленные здесь эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче,   выразительнее

На смелого  собака лает,  а  трусливого  кусает.

Не так страшен черт,  как его малюют.

Боится его.  как черт ладана.

Боится,   как  черт  попа

Бояться  волков — быть без грибков.

На трусливого  много  собак.

Бояться  несчастья — и  счастья  не  будет.

На  трусливого  и уж — змея.

В  располохе  и  медведь труслив.

Он сам своей тени боится.

Волка боятся — и от белки бежать.

В баню идти — пару не бояться.

Волков бояться — в лес  не  ходить.

Пуганая   ворона  куста  боится.

Грозит  мышь  кошке,  да  издалека.

Пуганый зверь далеко бежит

Дай бог нашему теляте да волка поймати.

Кто  назад бежит, тот честью  не дорожит.

Дрожит,  как лист на осине.

Молодец — на овец, а на молодца — сам овца.

Душа в пятки ушла.

Страх по  пятам за неправдой ходит.

Кого  медведь драл,  тот  и  пенька  в лесу боится.

Страхов много,   а жизнь  одна.

Бог.ливую  корову  из стада  вон.

На чужой сторонушке рад своей коровушке.

Бранись, а  на мир слово оставляй!

Сердце веселится — и лицо  цветет.

Браниться бранись — а рукам волю не давай!

Весело  поется,   весело  и  прядется.

 43 Всякая  ссора красна мировою.

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Гнев —  плохой советчик.

Кончил дело — гуляй смело.

Гневлив с горшками не ездит.

Гость доволен — хозяин рад.

Господин  гневу  своему — господин  всему.

Не спеши карать — спеши миловать.

Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.

Не торопись казнить, дай слово  вымолвить.

С людьми браниться —    никуда не годится.

Криком  изба  не рубится.

Видна печаль по ясным очам, а кручина —    по белу лицу.

Горе —    море,  не переедешь.

С ребятами горе, а без них — вдвое.

Горе не горе, лишь бы не было боле.

Час в добре поживешь — все горе забудешь.

Горе не задавит, а с ног свалит.

Вперед да вперед — так меньше горе берет.

Горе не ищут — само приходит

Всякое горе со временем забывается.

Горе — как море, берегов не видно.

Где горе, тут и слезы.

Горе — не плуг,  а бороздки прокладывает.

Горе  горевать — не пир пировать.

Горе с сердца — гора с плеч.

Горе  горюй, а руками воюй.

Горе  старит,  а  радость  красит.

Горе да беда — с кем не была!

Горе — что стрела разит.

Горе да нужду обухом не перешибешь.

Горькие вести и гонцу не на радость.

Горе легкое болтливо, а тяжелое — безмолвно.

День меркнет ночью,  а человек печалью.

Горе молчать не будет.

Слезами горю не  поможешь.


44 ЛИТЕРАТУРА

  1.  Выготский Л.С.  Педагогическая  психология. — М.,   1991.

Психология  эмоций.  Тексты.  /Под ред.   В.К.   Вилюнаса,
Ю.Б.  Гиппенрейтер. — М.,   1993.

  1.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.,  1989.

Формирование школьной зрелости ребенка.  Тезисы  кон
ференции.  /Сост.  Т.  Тулва.  — Таллинн,   1982.

  1.  Чистякова М.И.  Психогимнастика. — М.,   1990.

6. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Ко-
шелевой. — М.,   1985.

7. Русские народные загадки,  пословицы,  поговорки.  /Сост.
Ю.Г.  Круглов.   -  М.,   1990.

8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1 —
М.,   1986.

9. Лоуэн А.  Психология тела. — М.,  1997.

 СОДЕРЖАНИЕ

Введение   3

Задания для изучения эмоциональной сферы

ребенка  5

Развивающие игры  9

Природа  10

Сказка  16

Профессия  18

Пиктограмма  19

Сюрприз  22

Занятия  25

I раздел   25

II раздел  30

III раздел  38

Пословицы и поговорки  42

Литература  44

Содержание  45

\




1. Behved function is periodic then it cn be written s discrete sum of trigonometric or exponentil functions with specific frequencies
2. Агрессивное состояние ~ когда животное данной агрессивности находится в состоянии готовности к акту агре.html
3. 1 Загальні поняття про землетруси Швидкі раптові струси земної кори викликані різного роду природними
4. Субъекты трипартизма и механизм социального партнерства
5. Мозковим штурмом
6. Створення презентацій
7. Партия власти снова у власти Игорь Саначев Одним из важных итогов выборов в Пр
8. Реферат- Оборудование буровой установки
9. Тема Дружба починається з посмішки
10. Анненский ИФ
11. темах связи с подвижными объектами
12. ПОЗДНЕСОВЕТСКОГО
13. тематику нові думки відмінні від офіційних й стала ядром інтелектуальної опозиції режиму в Україні 1960х рок
14. Взгляды Платона на воспитание
15. Theme nd the rheme Theme rheme trnsition
16. Абрамкин Александр 4 этаж холл 4 этаж холл 4 этаж холл 4 этаж
17. Психологические последствия применения информационных технологий
18.  Розвідка з точки зору захисту інформації і основні принципи розвідки Захист інформації ЗІ динамічн
19. а. Признанные обществом ценности социальные нормы установки ритуалы которые заставляют вести чело
20. ПОЛУЧЕНИЕ УРАВНЕНИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПРОЦЕССА ПО ПЕРЕДАТОЧНОЙ ФУНКЦИИ