Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
В рамках аффиксации (прежде всего формообразовательной), различают две противоположная тенденции — флективную (характеризующуюся наличием окончаний), или фузионную, и агглютинативную. Первая ярко представлена в русском и многих других индоевропейских языках (флективные языки), вторая— в финно-угорских, тюркских, грузинском, японском, корейском, суахили и др, (агглютинативные языки).
Фузия-это такой способ соединения рядом стоящих морфем, при котором происходит их взаимопроникновение.
При этом корень в той или иной степени меняет свой фонетический облик под влиянием следующих за ним аффиксов. В русском языке очень часто конечный твердый согласный основы существительных смягчается перед флексией –е по закону аккомодации, так как [е]- гласный переднего ряда (ср. квартра – в кварти[р‘]е ). Фузия иногда затрудняет проведение границы между корнем и суффиксом, например в инфинитиве глаголов лечь (из лег-ти), печь (из пек-ти) и т.п.
В тюркских, финно-угорских и многих других языках морфемная структура слова характеризуется наличием особых агглютинативных аффиксов-«прилеп» (от лат. agglutinatio — приклеивание, склеивание), которые чаще всего могут быть или только постфиксами (суффиксами), как в тюркских или финно-угорских языках, или – как в языке суахили – только префиксами.
«Прилепы» (агглютинативные аффиксы) – это однозначные стандартные аффиксы агглютинативных языков, которые прикрепляются к неизменяемому корню и друг к другу в строго определенном порядке.
Например, хантыйское слово хоп «лодка» в дательно-направительном падеже имеет «прилепу» -а (хоп-а), во множественном падеже – «прилепу» -ат (хоп-ат), а в дательном падеже множественного числа (к лодкам) – те же две «прилепы следуют друг за другом: хоп-ат-а.
Агглютинацией (от лат. agglutinatio — приклеивание, склеивание) (преимущественно в языках Азии, Африки, Океании) называют способ последовательного соединения стандартных однозначных аффиксов к неизменяемому корню.
В этом случае, наоборот, некоторые звуковые качества неизменяемого корня могут влиять на звуковой облик «прилеп», что прежде всего проявляется в сингармонизме. Морфемные границы при агглютинации выделяются значительно более четко, чем при фузии.
Агглютинация и фузия как два различных способа соединения морфем становтяся основанием для выделения различных морфологических типов языка. Морфологическая классификация языков основана на противопоставлении корней и аффиксов в строении слова.
Типы языков:
Изолирующие (корневые) (китайский, вьетнамский) противопоставлены аффиксирующему типу (тем языкам, которые имеют аффиксы). Либо флексия, либо суффиксы. В рамках аффиксации (прежде всего формообразовательной), различают две противоположные тенденции — флективную (характеризующуюся наличием окончаний), или фузионную («сплавливающую»), и агглютинативную («склеивающую»). Первая ярко представлена в русском и многих других индоевропейских языках (флективные языки), вторая— в финно-угорских, тюркских, грузинском, японском, корейском, суахили и др, (агглютинативные языки).
При фузии аффиксы и внешние, и внутренние тесно спаиваются с конями и друг с другом и в составе этих "сплавов" теряют свое значение, как бы "затухают" и "стираются". Благодаря такому процессу, который назван опрощением, в результате соединения корней с аффиксами возникают основы, а в результате соединения аффиксов с аффиксами - либо сложные аффиксы (напр. -ушеньк-, Надюшенька), где соединились простые суффиксы: -уш- (-ух-) + [-эн'-] + -к- (-ьк-), или суффикс -ашечк- в старикашечка, где соединились простые суффиксы: -аш- (-ax-) + [-эч-] (-ьк-) + -к- (-ьк-), либо же форманты, когда суффиксы и флексии берутся как целое, например -ание [-ан'иj'э] в слове старание или -jo, -ство в собирательных кулачье [ку-лач-j-o2], дворянство и т. п.
Благодаря опрóщению, т. е. тесной спайке морфем в одно целое при фузии, аффиксы, как мы уже говорили выше, «затухают», «стираются», вследствие чего они могут повторяться в составе того же слова, например, от непроизводной основы прилагательного [зл-] можно образовать присоединением суффикса [-ост'-] существительное злость (состоящее из производящей основы прилагательного [зл-], суффикса [-ост'-] и нулевой флексии); от основы [злост'-] присоединением суффикса [-н-] образуется прилагательное злостный, от основы которого [злостн-] можно опять образовать существительное посредством уже употребленного ранее суффикса [-ост-] –злостность, а от основы этого существительного [злостност'-] – снова прилагательное посредством суффикса [-н-], который тоже уже был: злостностный, откуда – новое сущ.: злостностностъ (где уже три раза повторяется суффикс существительного [-ост'-] и два раза суффикс прилагательного [-н-]).
Все это происходит потому, что реально значит последний суффикс, все же предыдущие «сплавились» в одну основу, которая в свою очередь определяется последним суффиксом, ее образующим; так, основа [злост'-] определяется суффиксом [-ост'-] – это производящая основа существительного, от которой можно произвести прилагательное, но не существительное. Основа [злостн-] определяется суффиксом [-н-] – это производящая основа прилагательного, от которой можно произвести существительное, но не прилагательное. В составе существительных злостность, злостностностъ «сплавившиеся» в основу суффиксы прилагательных [-н-] ( раза!) не значат (так же как и два первых [-ост'-] взлостностностъ). В составе прилагательных злостный, злостностный не значат уже «сплавившиеся» в основу суффиксы существительных [-ост'-] (в злостностный раза!, так же как и первое [-н-] в злостностный).
Русское аффиксальное словообразование сводится к двучлену (биному): основа + формообразующий элемент (аффикс), причем основа может быть и простой, равной одной морфеме – корню, как в зл-о, и «опрóщенной», состоящей из нескольких морфем, как в злостностн-ый, причем самое такую основу следует представлять себе не в виде цепочки морфем [зл-ост-н-ост-н], а в виде последовательных сочетаний основы и формообразующего элемента: [{< (зл)-ост'>-н} -ост']-н-(ый).
Аналитический строй предполагает более широкое использование служебных слов, а также фонетических средств и порядка слов для образования форм слова и форм словосочетания. Так, в английском значительно меньше реляционных форм, чем в синтетических языках. Большинство личных форм глагола образуются не флексией, а служебным словом. Основа английского слова почти всегда самостоятельна, слова легко переходят из одной части речи в другую, широко используется сложение корней и слов. Аналитически выражаются не только грамматические, но и лексические значения, ярким примером чего является образование глагольных лексем сочетанием основы с послелогами. Порядок слов в предложении всегда грамматически значим. Все эти черты указывают на аналитический строй современного английского языка. Англ, франц, хиндустани, персидский, болгарский и др.
Синтетический строй характеризуется большей ролью форм слов, образуемых при помощи аффиксов – флексий и формообразующих суффиксов и префиксов. В синтетических языках грамматические значения выражаются внутри слова, в аналитических – с помощью служебных слов (артиклей, вспомогательных глаголов, предлогов) и порядка слов в предложении. К синтетическим языкам принадлежат все славянские языки (кроме болгарского), санскрит, древнегреческий, латынь, литовский, якутский, немецкий, арабский, суахили и мн. др. В этих языках есть также аналитические черты.
Так, значение сравнительной степени русского прилагательного выражается двояко: синтетическим способом – с помощью суффикса (интересн-ее) или сочетания суффикса с чередованием конечного согласного основы (выш-е) – и аналитическим способом, когда то же значение передается служебным словом степени более/менее (более интересный, менее высокий).