Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 39 г

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

Солонина Татьяна Николаевна

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39» г. Саранск

«Этнокультурное образование школьников на основе бумажного конструирования»

Во все времена в любом обществе основной системообразующей функцией обучения была передача молодым поколениям содержания социальной культуры для ее воспроизводства и развития. Без этого никакое общество развиваться и даже просто сохраняться не может. Оно неминуемо гибнет, растворяясь в других общностях. Так происходило не раз в истории человечества. Такая судьба грозит любой национальной общности. Вот почему особо значимой сейчас становится система передачи новым поколениям всех сторон социального опыта, накопленного предками и пока не утраченного нами.

Система передачи социального опыта существовала во все века. Сегодня сюда активно подключились массмедиа, играющие огромную роль в формировании миропонимания, миро отношения, вкусов, желаний, приоритетов. Часто эта аудиовидео машина по своей результативности в деле передачи социального опыта намного превосходит не только семью и школу, но и все другие среды, направляя и подчиняя их. И, тем не менее, система государственного образования пока функционирует и так же способна оказать свое влияние. Роль учителя изобразительного искусства здесь выступает на первый план. Ни для кого не секрет, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Но, не будучи патриотом, сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине, к национальной культуре своего народа. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Из этого следует, что учитель изобразительного искусства должен быть не только высококвалифицированным специалистом, но и патриотом своей большой и малой родины, патриотом этнокультуры своего народа. Только при таких условиях мы можем надеяться на сохранение нравственной культуры и авторитета мордовского народа в будущих веках.

В последние годы мы наблюдаем, как в российской системе образования происходят определенные позитивные перемены. Перед учителем стоит широкий выбор программ, по которым он может вести обучение. И не смотря на то, что доля художественно-эстетического образования по-прежнему невероятно мала, мы все же обязаны увеличить количество часов на этнокультурное образование и тем самым внести свой вклад в сохранение мордовской культуры.

  Наша школа много лет работает по программе Бориса Михайловича Неменского, значительное место в которой отводится изучению  национально-регионального компонента. Для внедрения в учебную программу национально-регионального компонента, учителями нашей школы были выбраны следующие приоритеты:

1 .Впервые изучаемые национальные предметы (быта, одежды) должны быть самыми яркими пробуждать душу ребенка, воспитывать в нем чувство красоты, любознательность.

2.Необходимо широко использовать фольклор (мордовские песни, сказки легенды и предания мордвы) а так же термины и названия на мордовском языке.

3.Приобщать детей к мордовской культуре, изучая и проигрывая мордовские праздники и традиции. В них особенно ярко прослеживается уважительное отношение к труду, а также различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4.Ознакомить учащихся с мордовской народной вышивкой. Она способна очаровать душу гармонией, ритмом и не оставить равнодушным никого.

         5.Очень важно не только ознакомить ребят с народными промыслами мордвы, но и приобщить к этим промыслам путем выполнения творческих работ.

        6.Изучаемые темы этнокультурного образования должны не чередоваться, пронизывая все года обучения, а углубляться в тему из года в год.

  И здесь перед нами встает вопрос: значит, из года в год, изучая орнамент вышивки или мордовский костюм, ребенок должен выполнять однообразные зарисовки? Если так, то будьте уверены ученик, быстро потеряет интерес к изучению родной культуры. Чтоб этого не случилось необходимо применять различные виды художественной деятельности. Незаменимым видом деятельности здесь выступает конструирование. Во-первых, ни один вид деятельности не способствует развитию объемно-пространственного мышления так, как занятие конструированием. А во-вторых, конструирование из бумаги представляет собой идеальное сочетание обучения, забавы и творчества. Кроме того, объемно-пространственное мышление можно рассматривать с точки зрения технического или художественного образа. Этот тип мышления является специфической разновидностью умственной деятельности человека, без развития которой многие профессиональные задачи не могут быть решены. В работу художественного конструирования включается работа с бумагой - материалом, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Конечно, занятия бумажной пластикой предполагают наличие знаний из различных областей искусства. Здесь имеется в виду умение читать простейшие схемы, чертежи, что необходимо для выполнения выкроек различной сложности; способность чувствовать пространственную среду; иметь хотя бы начальные практические навыки в конструировании. Но недостающие навыки приобретаются в результате конструкторской деятельности. Этому способствуют упражнения в создании не сложных композиций и отдельных изделий. В любом случае конструирование предлагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления.

В результате сплоченного труда на протяжении нескольких лет учителя изобразительного искусства нашей школы решили, что будет актуально и целесообразно ввести уроки этнокультурного образования на основе бумажного конструирования уже в 1 классе. Конечно, это лишь робкие шаги детей в бумагопластике, но каждый, кто хоть раз проводил уроки конструирования, обязательно заметил в глазах детей огонек радости и азарта от соприкосновения с творчеством бумагопластики.

  Одним из самых ярких  выражений духа эпохи, культуры является архитектура, поэтому начинаем осваивать основы конструирования с темы третьей четверти первого класса «Город, в котором мы живем». Дети увлеченно конструируют дома родного города, стараясь повторить те, что они видят каждый день, а так же воссоздать те, что они хотели бы видеть. Реализованная средствами объемного макетирования форма обретает объективные признаки, не достижимые при графическом моделировании. Она становится не только мыслимой, видимой. Выполняя данное задание, ребенок не может оставаться равнодушным к жизни родного города, к его архитектуре.

Освоив конструирование простейших макетов архитектуры, учащиеся постепенно знакомятся с силуэтом и конструкцией мордовского костюма. При изучении мордовского национального костюма мы воедино соединили бумагопластику и аппликацию. Женская фигура в мордовском костюме выполняется на основе цилиндра. Характерное расположение вышивки на рубахе показывает аппликация, выполненная из полос цветной бумаги, которая в свою очередь, соответствует цветовой гамме в мордовской вышивке. Дополняют конструкцию пулай и головной убор выполненные в той же комбинированной технике. Необходимо отметить, что в данной технике исполнения нет придела творческой мысли и фантазии детей. Трансформируя бумажный лист, осуществляя новые складки, ученик создает новые и новые образы, в идее, которых живет уникальная пластика, фактура и цветовое решение. Подобные произведения бумажной скульптуры выглядят «натуральными», «естественными». Они являются разговором автора со зрителем на темы места человека в современной техногенной среде, роли национальной культуры в жизни современного человека.

  В девятом классе учащиеся осваивают самые сложные приемы конструирования - макетирование. Ребята выполняют авторские проекты архитектурных сооружений, которые, по их мнению, необходимо построить в нашем городе. Они не просто выполняют макет здания, но и обосновывают его актуальность. С неподдельным интересом ученики воссоздают макеты храмов когда-то стоящих в нашем городе, а теперь безвозвратно утраченные. По крупицам собирают материал, вычисляют точную форму и пропорции здания, собирая и анализируя рисунки и фотографии утраченных храмов.

Бумага как один из самых доступных на сегодняшний день материалов является камертоном независимых творческих поисков и экспериментов. Доступность, простота использования бумаги служат залогом кристаллизации объемно-пространственных идей, так как этот материал дает широкие возможности для экспериментальных поисков. Свойства материала, его структурные, формообразовательные, конструктивные возможности задают широкое поле для творчества наших детей. Формообразование из бумаги благоприятствует развитию высокого уровня абстрактного мышления, который необходим в художественном творчестве и который необходим человеку, работающему в любой отросли.

Бумажное конструирование - особый жанр, особая область в искусстве. Этот жанр имеет свои наработки и, разумеется, свою поэтику. К сожалению как вид современного искусства оно не обрело пока серьезного масштаба. Причиной тому во многом является недолговечность бумажной формы.

Но на сегодняшний день оно является перспективным направлением дизайнерского формообразования, влияющим на развитие проектной культуры. В этой области заключен вековой опыт, и, тем не менее,  формотворческий потенциал бумажного конструирования не исчерпан.

Б.М. Неменский «Педагогика искусства» М «Просвещение» 2007г.




1. тема. Критерий максимакса ~ самый оптимистический критерий
2. а по 5 на каждого ребенка
3. Wynik finnsowy mo~liwo~ci ewidencji wed~ug wrto~ci umownych r~~ni~cych si~ od wrto~ci wykznych w bilnsie np
4. Культу~ра мо~влення це дотримання сталих мовних норм усної і писемної літературної мови а також св
5. Гинухцы
6. Учетная политика предприятия Аттестация бухгалтеров
7. Мотивация в экономической системе
8. Христианские монастыри
9. Специфика научной деятельности
10. вариантов представления бизнесплана кратком резюме или развернутом и всестороннем варианте
11. тема стандартизации ГСС объединяющая и упорядочивающая работы по стандартизации в масштабе всей страны на
12. 21785
13. Роль установки и в процессе восприятия другого человека
14. Study the new words- provide обеспечить
15. 13 стст серед двадцяти тодішніх міст бачимо й Коломию
16. одна из первообразных для функции fx
17. письмо. Вампум и кипу
18. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата географічних наук Чернівці ~5 Дисе
19. Статья 1 Предмет регулирования настоящего Федеральногозакона 1
20. КУРСОВА РОБОТА з дисципліни.html