Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Реферат По дисциплине ldquo;Философияrdquo;

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Международная академия бизнеса и управления

Институт международных отношений и мировой экономики

Реферат

По дисциплине “Философия”

                                                                                                     Выполнила:

                                                                                        студентка второго  курса

                                                                                        специальность “М О”

                                                                                        очной формы обучения

                                                                                         Сыркина А.И.

                                                                                          Проверил:

                                                                                          Верстин И.С.

Москва 2010 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Современная постановка проблемы «бытие»…………………………………...4

Современная постановка проблемы «материя»………………………………...5

Современная постановка проблемы «сознание»………………………………..8

Современная постановка проблемы «познания»……………………………...11

Современная постановка проблемы «истина»…………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………...17

Введение

«Философия*-наука о наиболее общих основаниях (принципах, законах, категориях),интерпретированных на предельно широкой                                                                    предметной области(онтологическом универсуме)».

Философия до сих пор не имеет общепринятого собственного понимания своей сути, которое бы выражалось в её определении - как предмета.                                                                                                           Философия занимает очень важную роль в жизни, мышлении каждого человека. Это одна из форм мировоззрения*,одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания*.Она делает упор на интеллектуальное постижение в жизни каждого из нас.                                                                                                                                    На наш взгляд философия - это дисциплина, наука о мышлении*,особая, индивидуальная форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о основах человеческого бытия, о фундаментальных принципах, о процессах и состоянии природы.                                                                                                                                       Она помогает осознавать смысл и цели собственной жизни, развивать представление о мире и человеке.                                                                                                                              Эта наука позволяет мыслить, размышлять, она удивляет своей изысканностью в ответах на различные вопросы(вопросы о мире, бытие, мировоззрении, судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастьи) .                                                                                                                      Как сказал Фролов: «Философия нужна для улучшения ориентации в своей специальности, но главное - она необходима для понимания жизни во всей её полноте и сложности».                                                                                       Основной целью реферата является исследование философской картины мира ,а именно деятельное рассмотрение пяти проблем, пяти фундаментальных вопросов:

1.Современная постановка проблемы* «бытие»

2. Современная постановка проблемы «материя»

3. Современная постановка проблемы «сознание»

4. Современная постановка проблемы «познание»

5. Современная постановка проблемы «истина»

Современная постановка проблемы «бытие»

Философский смысл проблемы бытия.

1.”Бытие”* как фундаментальная категория теоретической философии. Онкологическая картина мира : объективная* и субъективная* реальность*;                                                                                                                                                            2.Структура онтологического универсума* : бытие вещей, процессов и состоянию природы, бытие вещей “второй природы”*,бытие человека в мире вещей и в обществе, бытие индивидуализированного и духовно - объективированного, бытие социального;                                                                                                                                    3.Отражение “организованности” мира в философских категориях:”бытие”, ”материя”*,”духовное”*,”сознание”,”единичное*-общее*”,”сходство-различие”,”форма*-содержание*” и др.                                                                                                      

В настоящее время физический план космоса  на его антропоморфном этапе характеризуется  одновременным существованием материального и духовного миров. Это –онтологический универсум, фрагментами которого являются элементы объективной и субъективной реальности. Каждая носит дискретно-континуальный характер. Объективная реальность включает естественно-полевой и социальный уровни структурной организации материального мира, а субъективную реальность составляют гносеологические образы разной степени общности. Бытие универсума диалектично, логично и закономерно, причем диалектические законы  субъективного мира являются образами объективно-логических закономерностей. Диалектика как способ «организованности» объективного и субъективного миров в их противоречивом взаимодействии проявляет себя в единстве и борьбе противоположностей, заключающемся в том, что всем вещам, явлениям, процессам свойственны имманентные противоречия, противоположные стороны и тенденции ,находящиеся в состоянии  взаимосвязи и взаимоотрицания ;борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию ,ведет к нарастанию противоречий ,разрешающихся на известном этапе исчезновением старого и возникновением нового .Механизм этих диалектических превращений связан с взаимопереходом количественных и качественных изменений, представляющих такую взаимосвязь ,в силу которых мелкие ,вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают меру предмета и вызывают коренные качественные      изменения, протекающие в виде  скачков. Тенденция этого развития объясняется через отрицание отрицания - закон, действием которого обусловливается связь, преемственность между отрицаемым и отрицающим, в следствии чего диалектическое отрицание выступает как условие развития, удерживающего и сохраняющего в себе все положительное содержание предшествующих стадий и имеющего в целом поступательный, восходящий характер.

Современная постановка проблем материи.

1.Единство и многообразие в мире : монистические* и плюралистические* подходы. Поиски всеобщего*.                                                                                                                              2.Взаимодействие* и движение* как атрибуты* вещественно-полевой формы существования материального мира. Основные формы движения и критерии их классификации.                                                                                                                          3.Пространственно-временные характеристики вещественно-полевого уровня структурной организации онтологического универсума. Субстанциальная и реляционная концепции пространства - времени. Проблема направленности времени : статическая и динамическая концепции.

Категория материи в истории философии

     Из древний натур - философии известно, что под понятием «материи» обозначался тот однородный материал, который образует общую основу многообразия вещей.                                                                                                             Концепция первоматерии представляла материю как строительный материал. Концепции материи, как строительного материала предполагала ограниченность ,конечность этого строительного материала.                                             Во второй половине 19 века ученым казалось, что они близки к окончательному раскрытию первоматерии в виде совокупности корпускул.-(мельчайших, не делимых, непроницаемых атомов).К этому времени философы предложили атомистическую картину мира, которая базировалась на классической механике Ньютона ,т.е.(механическая картина).                                По Ньютону мера заключенного в атомах количества материи называется -масса.                                                                                                                                       

На рубеже 19-20 веков совершилась революция физики:1.открыли делимость атома;2.открыли радиоактимость;3.открыли эллекторон;4.создали электронную теорию;5.обноружили зависимость массы электрона от скорости и др.

В.В.Ленин писал об этом времени: «Исчез предел до которого мы знали материю до сих пор»(а не материя исчезла).

Категория субстанции в философии

В философском инциклопедическом словаре в статье субстанция* дается ее определение :а)как сущность ,нечто лежащее в основе; б)объективная реальность рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; в)материя в аспекте единства всех форм ее движения; г)придельное основание позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость форм к чему-то постоянному ,относительно-устойчивому.

Ленинское определение материи и его значение для современной философии.

В советское время укоренилось следственное определение материи : материя - философская категория, для объективной реальности, которая копируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них.                               По его мнению новые данные естествознания на рубеже 19-20 веков потребовали дальнейшего развития категории материи, он предложил два пути философского осмысления новых данных естествознания:1.путь тривиального обобщения;2.нетревиального обобщения.                                          На первом пути учитывали новые естественно - научные данные, но саму концепцию первоматерии оставляли в неизменном виде. На втором пути признавалось свойство материи быть объективной реальностью, т.е.существовать вне нашего сознания.                                                                    Ленин указывал на недопустимость, смещение философского понятия материи и естественно - научных концепций о строении материального мира, т. к. материальность - это характеристика объекта, свидетельствущая о его независимости от сознания, а материя-это понятие о бесконечном множестве материальных объектов.

Единство и многообразие мира заключается в его материальности, в том, что все предметы и явления в мире представляют собой различные состояния и свойства движущей материи. В мире не ничего, что не было бы конкретной формой материальных объектов, ее свойством или проявлением свойств и взаимосвязей.

Движение способствует существованию материальных объектов.

Его можно разбить на три блока: неживой природе, живой природе, обществу. Неживую природу характеризует взаимосвязь физической и химической форм движения, живую- биологическая, а общество- социальная форма движения.

Пространство и время – это две всеобщие формы существования материи, координации объектов, в этом заключается их абсолютность (любой материальный объект может существовать только в пространстве и во времени).                                                                                                                              В истории философии существовали два класса концепции пространства и времени : субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, не зависимо от материальных объектов.                                                               Реляционная - ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний.

Современная постановка проблемы «сознание»

1.Онтологический статус явления сознания*. Идеальность* как специфика сознания. Индивидуальное и «общественное сознание».                                                                          2.Проблема генезиса сознания. Многоплановость сознания : бессознательные и подсознательные формы отражения*, архетипическая форма сознания, сознание как высшая форма отражения, самосознание*.                                                                     3.Моделирование* процессов познания и проблема формализации поведения человека. Границы формализации мышления*.

1)Сознание - чисто человеческий, приобретенный феномен (его нет ни у животного ,ни у растительного мира).Оно заняло свою нишу в онтологическом статусе. Человек выделился из животного мира, у него появилось сознание ,а если присутствует сознание, то и появляется онтологический статус.                                                                                 2)Генезис-происхождение сознания. У идеального сознания нет пространственных характеристик. Человеческое ощущение - элементарный факт сознания. Самосознание-рефлексия сознания на самого себя. Сознание -индивидуализированная форма бытия духовного. Духовное, как одна из форм бытия охватывает процессы сознания и бессознательного. Духовное включает в себя знания воплощенные в языке, нормах и принципах человеческого общения, художественного и научного творчества.                                         Духовное условно делится на два подвида:                            а)Индивидуализированная духовная(сознание человека).                                       б)вне индивидуализированная духовная, которая подвергалась объективации.

          Бытие сознания скрыто от внешнего наблюдения и проявляет себя в форме знания и существует ( бытийствует ) в виде исключительно-подвижных процессов(чувств, переживаний, мыслей, идей и т.д.), порожденных деятельности человеческого мозга.

        Поток сознания возможно ухватить только путем рефлексии на самого себя. В ходе рефлектирования реконструируются лишь отдельные феномены бытия сознания.

         Специфика индивидуализированных форм бытия духовного в том,что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Специфичным является и существование сознания. Очевидно, что существование сознания связано с деятельностью человеческого мозга и нервной системой индивида, но бытие индивидуализма, духовного не сводится только с природно-биологическим процессам, т. к. элементы сознания не обладают пространственно-временными характеристиками:1.т.к. мыслительный образ не является физическим предметом обладающим пространственной конфигурацией. Они (эти образы)является чисто идеальными(не материальными)образованиями.                           2.физическое время также локализуется в сознании весьма своеобразно : мысль способна мгновенно превышая все предельные физические скорости, воспроизводить в памяти времена в которых человек не жил ; с помощью воображения мыслить будущем.Однако в человеческом сознании существует только его настоящее.

          Своеобразным «центром»сознания человека является самосознание, т.е.осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, своей личности.

           Существует мнение, что самосознание существует постоянно.  Индивидуализированное и духовное включает в себя на ряду с сознанием –бессознание .                                                                                                              Вопрос о существовании бессознательного проблематичен. Специалисты считают, что бессознательность не просто существует, а является важной стороной психической деятельности индивида, его духовной целостности.

Сознание, как высшая форма отражения.

          С точки зрения происхождения сознания надо изучить генетические предпосылки его в живой и неживой природе. Такой анализ предполагает изучения отражения, как такой формы материального взаимодействия на основе которой возникает психика и сознание.

     Отражение является универсальным свойством материального мира. Причем отражение в неорганической природе, в растительном и животном мире и у человека выступает в качественно-различных формах, т. е. существует генетическая иерархия форм отражения(усложнение форм отражения -высшая ступень мышления).                                                                              Простейшей формой отражения является механическая деформация в ходе которой возникает след воспроизводящий признаки отражаемого объекта.

     На стадии живой природы появляется информационное отражение, когда след о взаимодействии материальных объектов используется растениями или животными для активной ориентации в действительности(например растение тянется к солнцу).

     В философском смысле информация есть бытие отраженное в ином, т. е. инобытие.Причем все в мире несет информацию обо всем, это предполагает универсальное.                                                                                                            Образно говоря - каждая точка универсального информационного поля есть живое зеркало Вселенной.

Генетически исходной формой отражения для живой природы является раздражимость, т. е. избирательное реагирование живого организма на внешнюю раздражимость.                                                                                        Свойство раздражимости присуще, как растениям так и животным, а вот возбудимость, чувствительность (т.е. способность отражать отдельные свойства объекта в виде ощущений - формы отражения специфичны для живого мира.                                                                                                          Эволюция форм отражения в живой природе связана с формированием особой материальной структуры ответственной за отражение - нервная ткань развивалась в дальнейшем в центральную нервную систему.                              Развитие психики связано с понятием инстинкта - приспособительной деятельности живого обусловленной врожденными механизмами, но у высших живых организмов не имеется элементарного интеллекта, т. к. в понятие сознание вкладывается социальный смысл, свойственный только человеку.                                                                                                               Сознание, как функция сложно - организованного мозга сформировалась под влиянием труда и речи.                                                                                       Формой выражения сознания, как социальной реальности, является язык человеческого общения.                                                                            Содержанием сознания является субъективная реальность, которая носит идеальный характер.                                                                                           Феномен человеческого сознания создается в процессе совместной деятельности людей. Место сознания в структуре бытия следует понимать в планетарном масштабе.

Современная постановка проблем «познания».

1.Место теории познания в философии и человеческой культуре. Предметное поле теории познания. Традиционная теория познания как виртуальный* конструкт. Основные принципы научной теории познания.                                                                                                        2.Субъект познания* и объект познания*-главные категории традиционной теории познания. Виртуальность субъективно - объективных отношений и субъекта познания.              3.Главные стратегии решения теоретико-познавательных проблем (агностицизм, эпистемологический реализм, скептицизм, натурализм, «платонический» имманентизм).

Отражение любой реальности  в сознание человека происходит в форме знания*, следовательно основной задачей курса теории познания является ответ на вопрос : «Что значит знать».                                                                                    Люди всегда занимались приобретением нового знания. В своем развитии человечество преодолело трудный путь познания от поверхностного знакомства с предметами, явлениями окружающей действительности к сущностному их освоению.                                                                                       Результатом процесса перехода от поверхностного знания об объекте к его сущности является открытие закономерностей развития, природы, общества и мышления.                                                                                                                                                      Закономерность - связь явлений, процессов, которые носят существенный, повторяющийся имманентно-присущий объекту характер.                                             Эти закономерности изучают 15000 наук и каждая из них формулирует свои законы, которые являются образами соответствующей закономерности, которую изучает конкретная наука.                                                                                        В результате познавательной и преобразующей деятельности человек стремится органично вписаться в окружающий мир. Знание человечества представляют систему включающую в себя как опыт отдельных индивидуумов унаследовавших от предшествующих поколений или приобретенный лично так и социальную память народа закрепленную в достижениях культуры и искусства.                                                                                        Поиски каналов получения знания человека(органы чувств - их 5),раскрытие законов функционирования знания(законы формальной и диалектической логики) и сведение их в единую теорию привели к появлению теории познания дающей знание о самом знании.                                                                         В ФЭС дается определение : теория познания (или гносеология*, или эпистемология) есть раздел философии ,в которой изучается природа познания, возможности, отношение знания к реальности, исследуются предпосылки познания, выявляются условия его правдоподобия.              Оценивая истинность полученного знания человек вводит критерии истинности, которые дают ему возможность оценить практическую значимость полученного знания о себе, о мире в целом и о человеческом обществе.                                                                                                                                     Но одновременно на путях постижения истины человек допускает ошибки причины возникновения и преодоления, которые также изучает познание.   Совокупность ответов полученных на вопросы ,которые ставит перед собой человек позволяют ответить на вопрос о сущности знания, которое нужно определить :знание есть результат процесса познания, действительности. Этот результат проверен общественной исторической практикой, степень его правдоподобия доказана логикой и представляет собой относительно верное отражение объективной и субъективной действительности в голове человека в различных формах мысли. Знание выступает, как умение владеть этими формами мысли на практике.                                                                                       Знание человека по своей природе отличается от того, что обнаруживается у животных. Отличаются они своей социальной обусловленностью ,т.е.знание является человеческим феноменом.                                                                                     У человека знание выступает в различных формах:                                         1.Повседневное (житейское) знание;                                                                      2.Научное знание;                                                                                                          3.Художественное знание.                                                                                               Повседневное (житейское) знание - опирается на обыденное, индивидуальное  сознание и здравый смысл человека.                                                                                   Научное явление - формой «общественного сознания» характеризуется понятийным мышлением.                                                                                       Художественное знание - дает отражение мира в виде эстетических образов и зависит от художественного вкуса человека.                                                                     В рамках теории познания надо различать «субъект познания» и «объект познания».Под «субъектом познания» будем понимать отдельного человека или группу людей определенной численности, т.е.субъект познания иерархичен.                                                                                                                                                           А под «объектом познания»-фрагмент действительности (материальная или духовная) на который направлено внимание субъекта познания практическое или познавательное.                                                                                                                                        Под практической будем понимать материальную деятельность на основе гносеологических образов, а под познанием - духовную деятельность.                  В процессе познания субъект познания и объект вступают в субъективно-объективное отношение, в рамках которого они друг без друга не существуют.                                                                                                                                       В социальном познании человек может выступать одновременно как субъект и, как объект познания, если его познавательная деятельность рефлекторно направлена на самого себя.                                                                                               Основы диалектико - материалистической теории познания сформулированны в трех гноссиологических выводах:1.Существуют  вещи не зависимо от нашего сознания, ощущения, вне нас.2.решительно никакой принципиальной разницы между явлением и  вещью в себе нет. Различие есть просто между тем, что познано и тем, что еще не познано.3.В теории познания, как и во всех других областях науки следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать каким образом из не знания является знанием, каким образом не полное, не точное знание становится более полным и более точным.

Современная постановка проблем «истины».

1.Теория истины* в философии и науке. Соотношение абсолютного* и относительного*, субъективного* и объективного* в истине.  2.Истина,достоверность*,правдоподобие*.Плюрализм* истинности.                                      3.Критерии истины : эмпирический, аналитический, практика*.                                             4.Истина как максимальная оценка степени соответствия суждения* реальному положению дел.

     На каждом этапе познания человек имеет дело с относительно истинным знанием, неполным и неточным ,в силу ограниченности числа каналов чувственного познания и субъективности ,всегда в той или иной мере присущей рациональному познанию. Истина - как максимальная оценка степени соответствия мысли и объекта познания – плюралистична , так, как зависит от семиотического типа суждения(эмпирического, аналитического, фактуального или логического).Эмпирическая истинность присуща суждениям о материальных объектах; она устанавливается методами наблюдения, измерения, лабораторного эксперимента. Аналитическая истинность – есть характеристика суждения об идеальных объектах, и для ее установления используются методы анализа и синтеза, различения и обобщения.                                                                                                Перечисленные эмпирические и аналитические методы могут оказаться недостаточно общими основаниями для обоснования собственных проблем какой-либо науки, и тогда привлекаются философские основания – универсальные принципы ,законы и категории. Речь тогда идет о философской рефлексии как способе оценки научного представления объекта познания в сознании субъекта. При этом происходит восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот; привлекается историко-логический метод и метод «раздвоения» единого. Все это - диалектические методы научного познания, когда то, что было первичным в естественноисторическом процессе, становится вторичным при его мысленном воспроизведении(оборачивание метода). Например, в математике сначала осуществляют  переход от конкретных вычислений к абстрактным исчислениям – дифференциальному и интегральному, а затем используют их аппарат в тех же конкретных вычислениях, но уже более богатых по своим возможностям. Оборачивание метода имеет также место, когда сложная проблема сводится к более простым вопросам, исходя из которых происходит дедуктивное возвращение к исходной задаче.

Заключение

Исследовав пять философских картин мира , а именно деятельное рассмотрение пяти проблем, пяти фундаментальных вопросов – бытия, материи, сознания, познания и истины- можно прийти к выводу, что все они в целом складываются в общее видение нашего современного мира ,все эти пять фундаментальных вопросов являются одним , единым целым, которые дополняют друг друга , и именно они являются решением многих проблем , проблем о постижении жизни , познания мира, каких либо фундаментальных принципов , о процессах и состоянии природы.

Изучив и исследовав все пять философских картин мира, мы начали понимать, что философия в целом помогает осознавать смысл и цели собственной жизни, развивать представления о мире и человеке.

Поиски бытия в философии –это поиски человеком своего дома, поиски корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать себя необходимой частью бытия, не менее существенной, чем окружающий мир.   Осведомленность о бытии есть тип человеческого  отклика на то, на что способно откликнуться только человеческое существо. Осведомленность о бытии обладает таким духовным качеством, которое, добавляясь к  разуму, вводит особое, специальное измерение в наш опыт.  Осведомленность бытием создает другой порядок и качество жизни, отличные от религиозной веры или научного понимания. Стоять в свете бытия - не значит отрицать мир, превращать его в иллюзии. Это просто означает, что у нас появляется другое измерение нашего опыта, которое окрашивает все виды нашего взаимодействия с миром - практические ,интеллектуальные, эстетические.

Литература.

1.Верстин И.С. ”Философия” 2010 год.

2.Бытие-Миронов В.В., Иванов А.П., антология и теория познания 2005 год.

3.”Введение в философию” Фролов И.Т. 2004 год.

4.Дубровский Д.И.




1. Тема- Роль знаков препинания в письменной речи
2. Реферат- Характер и его диагностика
3. Графика. Часть II.html
4. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата наук з фізичного виховання і спорту
5. організація англ
6. Центральный Железнодорожный Октябрьский Советский рны
7. Основні труднощі слововживання в діловому та професійному мовленні Труднощі пов~язані із мовними засоба
8. Я доктор психологии
9. З кінця XVIII ст. Галичина Північна Буковина й Закарпаття на території яких проживало понад 2 млн українців
10. Государственные стандарты РБ
11. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук Д
12. 20 року слідчий посада найменування органу ініціали
13. Конституцией. Естественно это не могло появится само собой все это нужно было создавать
14. Введение 4 Исходные данные для выполнения курсовой работы 5
15. тематичних наук ОДЕССА ~ 2002 Дисертацiєю є рукопис
16. блицкрига; перед всем миром была развенчана фальшивая легенда о непобедимости гитлеровской армии
17. Модуль 3 БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДВИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА 1
18. Тема курсу- Статистика ресурсів комерційних банків Тема- Достатність та адекватність капіталу у версії п
19. Введение6
20. Именно применение принципов информационного права позволяет формировать это право как самостоятельную отр.