У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

политическое течение в Римской республике конца 2 1 вв

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.2.2025

Термины по истории.

Оптиматы – (лат. optimates — знатные, от optimus — наилучший), идейно-политическое течение в Римской республике (конца 2—1 вв. до н. э.), отражавшее интересы нобилитета и противостоявшее популярам.

Популяры – (лат. populares, от populus — народ), идейно-политическое течение в Римской республике конца 2—1 вв. до н. э., объективно отражавшее интересы плебса, прежде всего сельского. Вожди П. принадлежали, за редким исключением, к нобилитету. В центре борьбы П. с оптиматами стояли аграрный вопрос и демократизация римского государства.

*В общем, оптиматы – опора на сенат, популяры – на народное собрание.

Нобилитет – (от лат. nobilitas — знать), в Римской республике замкнутый круг патрицианских и знатных плебейских семейств, сформировавшийся к началу 3 в. до н. э.

Плебс (лат. plere — наполнять) — пришлое население Древнего Рима, первоначально не пользовались политическими правами в отличие от патрициев, то есть «потомков отцов»

Полис – (греч. pólis, лат. civitas), город-государство, особая форма социально-экономические и политические организации общества, типичная для Древней Греции и Древнего Рима. Территория П. состояла из городской территории, а также из окружавших её земледельческих поселений (хоры).

Ном – (др.-греч. νομός, лат. nomus) — греческое и римское название административной единицы в Древнем Египте, утвердившееся с эллинистического периода и также применяемое в науке к более древним эпохам истории Египта

Номовое государство – фактически город-государство (в Древнем Египте к ним принадлежали мелкие царства до объединения страны).

Эн – правитель в Месопотамии, придерживающийся теократии – формы правления, при которой глава государства является одновременно его религиозным главой.

Энси – в Древней Месопотамии с XXVII—XXVI вв. до н. э. правитель города-государства – теократическая власть по происхождению, светская на деле. Власть энси была ограничена советом старейшин и народным собранием.

Лугаль – (шумер. «большой человек») — военный вождь шумерского города-государства, избираемый народным собранием на время ведения войны для руководства военными действиями. После 2900 г. до н. э. лугали фактически становятся царями во всех крупнейших городах, их власть становится наследной. > Светская власть по форме.

Лимму – название члена совета старейшин в Ассирии, дававшего (подобно архонту — эпониму в Афинах) свое имя году, в теч. к-рого он выполнял свои функции. Л. ведал гос. казной. 

Укуллум – должностное лицо, ведавшее земельными вопросами и, возможно, возглавлявший судебную и административную деятельность городской общины.

Ишшиаккум – правитель Ашшура. Его власть была практически наследственной, но не полной. Он ведал почти исключительно делами религиозного культа и связанным с ним строительством. Ишшиаккум был также верховным жрецом (шангу) и военным вождём.

Веды – (санскр. वेद — «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.

Дхарма – (санскр.— закон, порядок, долг), одно из важнейших понятий др.-инд. мысли, в самом общем виде — некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме; вечный закон, моральный по своему содержанию. В более узком смысле — частное нравственное установление (долг, добродетель и т. п.).

Рита – обозначение универсального космического закона, одно из ключевых понятий древнеиндийского мифологического умозрения. Р. определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования вселенной, человека, нравственности. Посредством Р. достигается порядок круговращения вселенной.

Карма – (на санскрите — деяние, действие, плод действия), одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее учение о перевоплощении. В широком смысле К. — это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования.

Дхармасутра – древнейшие индийские законники, относящиеся еще к ведийской литературе. Они написаны стихами вперемежку с прозой и представляют собой большею частью короткие, афористические правила, предназначенные для заучивания наизусть. Они относятся к V—VI в. до Р. X.

Дхармашастрав переводе с санкр. — «наставление в дхарме») — древнеиндийские тексты, излагающие религиозные правила поведения, а также древние законы. Дхармашастры являются наставлениями по выполнению религиозного долга. Наиболее древним и авторитетным среди которых был текст Законов Ману.

*Дхармашастры отличаются от Дхармасутр лишь в двух, казалось бы, чисто формальных, моментах – они были составлены не в виде прозаических сутр (произведения философского характера), а в виде стихов, включавших значительную долю гномической, дидактической афористики, и не были «привязаны» к какой-либо ведийской школе.

Цзунцзу – группа (организация) родственных семей, ведущих происхождение от одного предка, между членами которой существовало иерархическое подчинение. В 6-5 вв. до н.э. она играла огромную роль в жизни древнекитайского общества (цзун – главная линия клана, представленная старшими сыновьями, цзу – его боковые ветви).

Ранговая система цзунцзу:

1) Ван

2) Чжоухоу

3) Дафу

4) Ши

5) Шужэнь

Мэ – в шумерской мифологии - таинственные и могущественные божественные силы. Считалось, что эти силы управляют ходом развития мира, всеми божественными и земными институтами. Силами «мэ» могли обладать как боги, так и их храмы и даже целые города.

Дэ – "благодать", "добродетель" в китайской философии. Иногда отождествлялась или сравнивалась с кармой. В самом общем смысле обозначает основное качество, обеспечивающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи.

*В общем, «дэ» и «мэ» - духовные понятия из-за которых правитель становиться правителем. Своего рода снисхождение, добродетель, сошедшая с неба. Их отличие: "Мэ" - когда на избранный город сошла та самая благодать, и её, по идее, уже нельзя отнять. А "дэ" может быть отнято у потомков.

Мушкенум – обширный слой свободного, но неполноправного населения Др. Вавилонии. М. противопоставляются в законах из Эшнунны (18 в.? до н. э.) и в законах Хаммурапи (18 в. до н. э.) представителям полноправных граждан, называемых там "сыновьями мужа". Как и полноправные граждане, М. могли владеть землей и рабами. Но их жизнь, здоровье, имущество и интересы защищались законом в меньшей степени, нежели жизнь, здоровье, имущество и интересы "сыновей мужа", или просто "мужей". Скорей всего, под термином "М." следует понимать старых жителей покоренных вавилонцами городов, к-рые не были порабощены, но поставлены в неравноправное, приниженное положение по сравнению с победителями.

Басилей – (греч. basileus - вождь) -  в микенской Греции (15-11 вв. до н.э.) правитель небольшого поселения, вождь племени, имеющий власть ниже царской. В гомеровский период (до 7 в. до н.э.) басилей - глава племени или союза племен, обладавший военной, жреческой и судебной властью; первоначально избирался (позднее наследовал власть). В античности термин басилей стал означать «правитель».

Деспотия – (от греч. despoteia - неогранич. власть) - форма гос-ва, при которой вся полнота власти принадлежит одному властителю - наследств. монарху, правящему при посредстве сложного воен.-бюрократич. аппарата; особенно характерна для большинства рабовладельч. гос-в Др. Востока (Египет, Ассирия, Вавилония, Иран, Индия, Китай и др.) и отличается полным произволом власти и бесправием населения. В Ассирии была одна из самых жестоких деспотий.

Тирания – форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении. Тиран – насильственно захватывает власть и притесняет аристократию, но он в отличие от деспота не терроризирует непокорных, не воспроизводит жесточайшие казни.

Термины по истории.

Оранжисты - название политических союзов (кон. 18 – нач. 19 в.), которые англо-протестантская партия в Ирландии выставила против католиков. Наиболее решительные О. назывались протестантские сторонники короля — составили как бы союз, с целью поддержки протестантской церкви в Ирландии и сохранения короны за ганноверским домом.

Гёзы - прозвище, полученное нидерландскими дворянами, восставшими против испанской тирании при Филиппе II. (В начале 1566 г. в Нидерландах образовался союз дворян, положивший защищать, законными средствами, учреждения страны и свободу веры против посягательств на них испанского правительства). Они одевались в пепельно-серую одежду нищенствующих монахов, и носить особый значок — гезский пфенниг, на котором были изображены две протянутые руки с сумой.

Огораживания -  специфическая форма ликвидации общинных земель и распорядков, одна из форм массовой экспроприации (принудит. отчуждение имущества) крестьянства, т. н. первоначального накопления капитала. Наибольшего размаха О. достигли в Англии в конце 15 - начале 19 вв.

Джентри - (англ. gentry) - название среднего и мелкого дворянства в Англии 16-17 вв., в отличие от крупной феод. знати (nobility); важная составная часть т. н. нового дворянства.

Энкомьенда -  форма эксплуатации индейского населения в испанских колониях в Америке в 16—18 вв. Индейцы, номинально считавшиеся свободными, передавались на «попечение» испанским колонизаторам, которым они были обязаны платить оброк (одеждой, золотом, продовольствием), отбывать барщину.

Протекционизм -  политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

Иоахимсталер - название гульденгроша (монеты), чеканенного в 1518 г. графами Шлик в Иоахимстале в Богемии из добываемого на месте серебра.

Кметь - (также комиты, кмети, кмиты) — термин, широко распространённый в Средние века у славянских народов и имевший различные значения. Первоначально кметами назывались, по-видимому, свободные члены общины, племени. В древнерусских литературных памятниках («Слово о полку Игореве» и др.) кметы — витязи, дружинники.

Фольварк -   польское наименование помещичьего хозяйства, в узком смысле слова – барской запашки. В 16 в. Ф., производящий продукцию для сбыта на рынке (городском или внешнем), становится основным источником доходов феодала.

«Всесвященство» («всеобщее священство») – фундаментальный принцип лютеранской теологии, согласно которому каждый верующий способен совершать богослужение, исповедовать и отправлять таинства. Впервые изложен в трактате Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520). В качестве основания для «всеобщего священства» приводятся словам апостола Петра: «вы — род избранный, царственное священство (1Пет.2:9)».

В основе доктрины лежит отрицание разделения церкви на мирян и духовенство. Мартин Лютер утверждал, что Иисус Христос дал власть ключей всем своим последователям, а не одной какой-либо фракции особо приближенных: « Всякий крестившийся может считать себя уже посвященным в священники».

Вместе с тем Лютер предостерегал, чтобы никто не становился пастором самочинно, но только по избранию общиной.

Утопический социализм - предшествующие коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов обществ. развития и его движущих сил. Он мечтал об уничтожении капиталистич. общества.

Меркантилизм - экономическая политика периода раннего капитализма, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь, в основном в форме протекционизма.

Джагир - условное феодальное земельное владение в Могольской Индии в 16—18 вв. (Великие Моголы - династия правителей в Индии), которым наделялась высшая прослойка класса феодалов — джагирдары. Выражалось в праве присвоения земельного налога с определенных территорий за обязат. воинскую службу. Джагирдар должен был выделять часть собираемых средств на содержание наемного войска. Джагир не передавался по наследству.

Даймё - крупнейшие военные феодалы средневековой Японии. Если считать, что класс самураев был элитой японского общества XXIX веков, то даймё — это элита среди самураев.

Дяньху - «возделыватели» земли, частнозависимые крестьяне, которых в империи было большинство, они страдали от непомерной арендной платы, взымаемой китайскими землевладельцами, что в дальнейшем определило характер восстаний на Юге Китая, которые прежде всего были направлены против «своих» феодалов.

Чжэнь - (кит., буквально — истинность, а также подлинность, истина, правда) — понятие китайской философии и культуры.

Асигару - вид легкой пехоты в средневековой Японии, основным оружием которой были яри (копье). Асигару называли простых пехотинцев японских армий позднего средневековья. Асигару являлись самой многочисленной частью самурайских армий.

принципат - форма монархии в Древнем Риме (27 до н.э. - 284 н.э.); совмещает монархические и республиканские черты: формально сущ-ют респ. учреждения, но вся власть - в руках принцепса.


доминат - форма правления, сменившая принципат; Диоклетиан (284-305); централизация власти в руках имп-ра


экономический уклад - тип хоз-ва в общ-ве, в зависимости от формы собственности на средства произв-ва; формационный: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический
неформационный: патриархальный


эсхатология (ἔσχατον - «конечный», «последний») - система религ. представлений о конце света, искуплении, загробной жизни

медиевистика - раздел истор. науки, изучающий историю европейского Средневековья.


анналы - записи событий, связанных с жизнью города, страны; аналог летописей; известны "Анналы" Тацита


«военная демократия» - историч. термин; означает форму правления в обще-ве на стадии перехода от первобытно-общинного строя к государству; полноправные члены общ-ва - мужчины-воины.


«вождество» - форма племенной организации в эпоху разложения первобытнообщинного строя. Управление племенем или союзом племен в В. осуществляется родо-племенной или военной верхушкой во главе с наследственными вождями. Включает несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью вождя; * кочевники (гунны, тюрки)


«дружинное государство» -????


аллод - индивидуально-семейное земельное владение на терр. Зап. Европы; безусловная и наследуемая собственность; формир-ся с VI; изначально - в собственности общины, позже - становятся бенефициями и феодами  


бенефиций - надел земли, который жаловался вассалу пожизненно за несение главным образом военной службы


феод - надел земли, жалуемый вассалу в наследственное пользование за военную службу или другие обязательства перед сеньором


прекарий - надел земли, жалуемый безземельному крестьянину по его просьбе в обмен на оброк/барщину


василевс - византийский титул верховного монарха, возникает с VII


фема - территор. единицы (провинции) в Византии, с сер. VII; также - отряд войска из местных крестьян. Воен. и гражд. власть фемы в руках стратига.


новелла (в Византии) - своды законов византийского права; известны Новеллы Юстиниана, а также новеллы Македонской династии




1. Вплив технології на споживну цінність сичугових сирів
2. Офтальмология. Шпаргалка. Спазм аккомодации. Причины, лечение
3. Педология
4. гнжеррус р 2009 г
5. Курсовой проект - Роль детских и юношеских библиотек в формировании гражданского и патриотического самосознания молодежи
6. і Вчительська діяльність почалася з 1905 р
7. реферату- Материки світуРозділ- Географія Материки світу Назви частин світу і материків мають різне поход
8. Мир психологии
9. Политико экономические идеалы большевизма
10. ТЕМА В травматологический пункт обратился юноша с травматическим повреждением наружного носа