Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

первых тем что застроенный лишь с одной стороны обращен в сторону озелененной поймы Лососинки и раскрыт на

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Нагорная, Английская, Мариинская

Такие названия носил в прошлом проспект Карла Маркса

Нет сомнения в том, что на вопрос о самой красивой улице Петрозаводска большинство жителей города и приезжих ответят: проспект Карла Маркса. При этом подразумевается та часть проспекта, что находится между площадью Ленина (бывшей Круглой) и Кирова (бывшей Соборной).

Чем же так хорош проспект К.Маркса? Во-первых, тем, что, застроенный лишь с одной стороны, обращен в сторону озелененной поймы Лососинки и раскрыт на юг: с ранней весны солнце привлекает сюда гуляющих, а ряд домов закрывает променад от северных ветров. Во-вторых, застройка проспекта представляет собой архитектурный ансамбль, каких совсем немного в Петрозаводске. Ансамбль этот сформирован в 1950-е годы по единому замыслу - здания соразмерны человеку, создают комфортную среду, да и просто красивы сами по себе.

Проспект Карла Маркса - одна из самых старых улиц Петрозаводска: в этом году ей исполняется 227 лет. Рождением улицы можно считать декабрь 1776 года, когда строитель и начальник Александровского завода Аникита Ярцов распорядился о заселении вновь построенных деревянных домов "от каменных палат по Нагорной линии (как ей и именоваться следует)" для заводских специалистов.

Каменными палатами называли строения на Круглой площади, а Нагорной линией - теперешний проспект К.Маркса. Линия - потому что застроена эта улица была лишь с одной стороны (вспомним линии Васильевского острова в Петербурге, сохранившие свои названия до сих пор), а Нагорная - потому что проходила по высокому обрыву надпойменной террасы Лососинки.

Нагорная линия родилась не на пустом месте - еще во времена Петровских заводов, в начале XVIII века, по этой трассе шла дорога на Петербург. О том, что тогда это был "загород", свидетельствует существование в ту пору кладбища с часовней на месте нынешнего универмага "Карелия". О выносе этого кладбища с настоятельным предложением к "его преосвященству Олонецкому и Каргопольскому" обращался А. Ярцов, желая продолжить застройку Нагорной линии и таким образом соединить Александровский завод и новый административный центр на Круглой площади со слободой при бывших Петровских заводах Нагорная линия при этом становилась главной и практически единственной улицей без пяти минут города. Деревянные дома на новой улице представляли собой не избы, а вполне городские, хоть и небольшие, здания. Строились они по "образцовым" проектам с соблюдением определенных пропорций и размеров уличных фасадов, окон, простенков, цоколя. Для того, чтобы скрыть бревна, бревенчатые фасады обыкновенно либо обкладывались тонкой кирпичной стеной и штукатурились, либо обшивались тесом. Именно в одном из таких домов на Нагорной линии в 1784-1785 годах жил Олонецкий гражданский губернатор Г. Р. Державин.

С появлением в Петрозаводске в 1786 году в качестве нового директора Александровского завода англичанина Чарльза Гаскойна, привлекшего за собой достаточное количество своих соотечественников, Заводская и Нагорная линии все чаще стали называться Английскими улицами: именно там стали селиться "английские художники", то есть горные специалисты Гаскойна. Иногда Нагорную линию, в отличие от другой Английской, именовали Петербургской линией - по-видимому, в память о том, что здесь когда-то проходил Петербургский тракт.

В 1790 году губернский архитектор Федор Крамер начал возведение первых 15-ти двухэтажных каменных лавок Гостиного двора, запроектированного в конце Английской улицы возле Соборной площади. Строительство Гостиного двора продолжалось в течение многих лет: сначала застраивалась его часть, обращенная к главной улице, затем - другие три стороны с образованием внутри этого сооружения хозяйственного двора. Здание Гостиного двора представляло собой монументальное каменное двухэтажное строение с открытыми на улицу аркадами, решенное в стиле классицизма. Торговые и складские помещения, объединенные открытыми галереями, располагались по периметру стен в два яруса, ограждением верхнего служили каменные балюстрады. Главный фасад здания Гостиного двора, крупнейшего торгового центра города, вогнутой дугой образовывал небольшую торговую площадь, отделенную от проезжей части улицы пешеходным бульваром. Благодаря своему назначению, а также характерному архитектурному образу, Гостиный двор господствовал на главной улице Петрозаводска до 1940-х годов, пока не был разрушен во время Великой Отечественной войны.

В ХIX веке на Английской-Петербургской появились каменные двухэтажные дома, а также здания почтовой конторы и городской управы с пожарной каланчой. В 1858 году напротив Гостиного двора по проекту губернского архитектора Василия Тухтарова был построен каменный павильон гауптвахты, взамен деревянной, которая "своим видом безобразила общую картину главной дороги" и центра города.

Новая гауптвахта представляла собой красивый павильон, на главном фасаде которого доминировал выступ с тремя арками; общее симметричное решение здания завершала квадратная в сечении башня с большими круглыми окнами. В одном из окон предполагалось разместить часы с боем. На рубеже ХIX и XX веков в этом здании размещалась публичная библиотека, а ныне оно обстроено и находится внутри Театра кукол - арки и квадратные столбы гауптвахты можно наблюдать в его фойе.

В 1885 году Английская улица вместе с Онежской набережной были переименованы: одна - в Мариинскую, другая - во Владимирскую в честь посещения Петрозаводска "их императорскими величествами великим князем Владимиром Александровичем и супругой его великой княгиней Марией Павловной".

В 1912 году Мариинская украсилась еще одним сооружением - вновь построенным по проекту инженера-архитектора В. Лядинского каменным зданием Благотворительного общества с большим зрительным залом на 550 мест, где игрались спектакли, а позже разместился кинотеатр Триумф" и уже в советское время - Государственный театр драмы.

Архитектор С.Бродский в 1965 году перестроил оба здания, стоящие радом, - театра и гауптвахты - в единый театральный комплекс, который в настоящее время претерпевает очередные реконструктивные мероприятия с изменением внешнего вида по меркам нынешней архитектурной моды. После революции 1917 года Мариинская, получившая имя Карла Маркса и статус проспекта, долгое время сохраняла свой прежний облик. Лишь в результате осуществления решений генерального плана Петрозаводска 1946 года бывшая Мариинская приобрела свой современный вид. В соответствии с генеральным планом проспект К.Маркса и замыкающие его площади Ленина и Кирова являлись главными составляющими архитектурно-композиционной оси центральной части города.

На площади Кирова планировалось возведение Дворца Советов, главного здания Карело-Финской ССР, что повлияло на образное решение архитектуры будущей застройки улицы. В процессе реконструкции, которая проходила в два этапа, проспект был расширен на 9 метров: новые здания строились вторым рядом за существующими, которые затем сносились.

Расширение проспекта позволило создать вдоль домов второй ряд зеленых насаждений, что с учетом существующей аллеи на его незастроенной стороне превратило городскую улицу в большой бульвар. Участок проспекта между площадями длиной 600 метров застроен семью зданиями, шесть из которых были возведены практически одновременно - с 1951 по 1956 годы. Это позволило создать интересный градостроительный ансамбль. Привлекают внимание объемы, которые располагаются на угловых участках, образованных пересечением проспекта К Маркса с вливающимися в него под острым углом улицами Дзержинского, Кирова и Куйбышева. Разные архитекторы решали постановку своих зданий одинаково, так что на каждом перекрестке образовалась маленькая площадь, ориентированная в сторону площади Кирова. Поддерживая эту градостроительную идею, авторы сумели каждый по-своему превратить "неудобный" острый угол здания в главный фасад, решенный симметрично и раскрытый на проспект.

Четырехэтажная, со спокойной линией карниза застройка проспекта подчеркивает его положение между двумя площадями. Исключением стали здания, выходящие к площадям Ленина и Кирова, акцентированные одно глухим бельведером по оси главного входа (административное здание "Кареллеспрома" на углу улицы Андропова; 1956, арх. А Власов и Э. Звартау), другое - двумя восьмигранными башенками (дом с кафе на углу улицы Куйбышева; 1956, арх. Л. Тарлер).

Здания на проспекте К.Маркса построены в стилях неоклассицизма (административные) и неоренессанса (жилые), характерных для советской архитектуры 1930-1950-х годов. Все дома оштукатурены, первые этажи рустованы, а верхние завершаются богатыми карнизами. Здания украшают ритмичные ряды лепных деталей и развитый ордер, близкий к своим историческим прототипам. Все жилые дома в первых этажах имеют магазины или кафе с витринными окнами, придающими проспекту выраженный общественный характер.

В проектировании зданий на проспекте принимали участие карельские и ленинградские архитекторы: М. Старченко (дом № 22; 1952), Л. Тарлер (дома №№ 12,14; 1956), М Вячеславина (адм. здание МВД 1951;дом № 20; 1953). Впоследствии здесь работали архитекторы Э. Тентюкова, запроектировавшая в начале 1960-х пристройку к зданию "Кареллеспрома" (дом № 24), сохранившую стилевые черты основного здания, а также Л. Ротинов и В. Архипов, построившие в 1967 году универмаг "Карелия". В здании универмага авторы попытались гармонически увязать современную архитектуру с существующей застройкой проспекта ритмически и масштабно, не нарушив ансамбля 1950-х годов.

Неотъемлемой частью проспекта К. Маркса является его бульвар. Первая попытка благоустроить Английскую улицу была предпринята еще в 1840-е годы: провели аллею, высадили деревья - ''но без присмотра все сделанное уничтожилось". На генеральном плане Петрозаводска, соcтавленном губернским архитектором В. Тухтаровым в 1854 году, и плане 1879 года место для гуляния и липовая аллея на Мариинской улице были обозначены отдельными экспликационными номерами наряду с важнейшими зданиями города.

Однако, судя по тому, что и 1908 году в Петрозаводске опять - в который уже раз! - проводилась очередная благотворительная акция по сбору средств на Мариинский бульвар, насаждения по-прежнему "уничтожались". Чаще всего козами, но, скорей всего, из-за отсутствия присмотра и постоянного ухода.

Нынешний бульвар, в начале XX века засаженный тополями, которые постепенно заменяются липами, уже почти 100 лет радует горожан и придает проспекту неизъяснимую прелесть в любое время года.




1. Анализ конкуренции на отраслевом рынке
2. з курсу ldquo;Теоретична електротехнікаrdquo; для студентів напрямів підготовки 0906 ldquo;Електротехнікаrdquo;0914 ld
3. Реферат- Понятие и особенности инстинкта у животных
4. Тема- Юридический процесс- понятие виды и стадии
5. Прояви себя и интернетпорталом pedkonkurs
6. А Маслоу
7. Развитие вексельного рынка в России
8. Нові інформаційні технології Особливості глобальних та локальних компютерних мереж
9. Природоохранные технологии Выбросы вредных веществ тепловыми электростанциями
10.  1 С 2024 1
11. экономическое движение объединяющее свыше 800 миллионном человек
12.  Общее лечение- антибиотики сульфаниламиды витамины ангиопротекторы диуретики препараты тканевой тера
13. Построение и анализ организационной структуры предприятия Газпром нефть
14. 03.2008 г. Виды измерений Национальные метр
15. 101938 Лезвия с плавающей головкой коробка конфет садовая тележка Анечка Ботова лезв1
16. Анестезия при гинекологических операциях
17. держава від лат
18. Процессы восстановления работоспособности авиационной техник
19. Общественное мнение и Э
20. Остров Дуглас Престон Линкольн ЧайлдОстров Scn Niksi