У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на тему- Революционный анархизм князя Кропоткина

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Курсовая работа

на тему: «Революционный анархизм князя Кропоткина».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Формирование взглядов П.А. Кропоткина……………………………9

1.1. Выбор пути………………………………………………………………..9

.2. Революционная и теоретическая деятельность…………………………...13

Глава II. Идеи П.А. Кропоткина об общественном устройстве……………...20

.1. Взгляд П.А. Кропоткина на государство………………………………….20

.2. П.А. Кропоткин об идеальном устройстве общества и способах его достижения……………………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………………...31


Введение

Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплотил в своей личности тот идеал моральной чистоты, спокойного, ясного самоотречения и совершенной любви к людям, которой мятущийся гений Толстого хотел достичь всю свою жизнь и достигал только в искусстве.

Ромен Роллан2

На сегодняшний день многие молодежные движения позиционируют себя как приверженцев анархистской теории. Однако не многие из представителей этих самых движений имеют хотя бы приблизительные сведения об анархизме, его идеологах и идеалах. В общественном сознании анархия часто является синонимом хаоса, а анархисты представляются бесшабашными молодыми людьми, посягающими на имущество, а то и на саму жизнь добропорядочных граждан. Подобное мнение не ново, оно было распространено еще в начале XX века, особенно в революционный период 1917 года, а также в период гражданской войны. Это было связано с тем, что многие из тех, кто вливался в ряды анархизма, понимали его примитивно, как отсутствие какой-либо власти и порядка, занимались разбоями и грабежами. В сознании простых граждан понятия «анархист» и «уголовник» стали рассматриваться как равнозначные.

Стремление современной молодежи к абсолютной свободе делает идеи анархизма актуальными и в наши дни. Однако, без понимания сути этой теории, из высоких и сложных идей она снова может превратиться в банальное оправдание бесчинств.

Целью данной работы является изучение идей одного из основоположников русского анархизма П.А. Кропоткина, его взглядов на государство, общественное устройство, мораль. Его теория актуальна и по сей день. Нынешняя политическая система далека от совершенства, а значит люди будут искать способы и средства изменения ситуации, построения более справедливого общества.

Изучение анархизма как теории, а также деятельности соответствующей партии началось еще в дореволюционный период - с конца XIX века. В основном этим занимались люди, участвовавшие в революционном движенииГ.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, Л.Д. Троцкий, А.Н. Потресов3. Изучение партий им было необходимо для сравнения с интересами своих партий, а также для возможного сотрудничества с теми, с кем направления деятельности были схожи. Так, например, В. И. Ленин написал множество работ по изучению партий –«Что делать, «Шаг вперед, два шага назад»4 и другие. Ю. О. Мартов проделал довольно развернутый анализ истории почти всех партий, начиная от реакционно-консервативных и заканчивая социал-демократическими. Его исследования основывались на сравнении документов, особенно программных заявлений, разных партий, хотя в предисловии он справедливо заметил, что «о партиях надо судить не по их программам, а по их действиям». К дооктябрьским работам относится также пятитомник «Общественное движение в России в начале XX века» под редакцией Ю.О. Мартова, П.П. Маслова, А.Н. Потресова. Работа над ним началась в 1909 и закончилась лишь к 1914 году5. Авторы попытались осмыслить предпосылки, ход и итоги первой российской революции, позиции классов и партий.

В советское время исследования партий приостановились. Хотя с середины 20-х до середины 30-х годов появляются новые материалы о разных партиях, приведенные в ряде исторических трудов, однако в основном там рассматривались партии большевиков и эсеров. Идеологию и политику анархизма изучали Я. Яковлев, И. Генкин, М. Равич-Черкасский, Б. Горев и В. Залежский6. Акцент во всех работах делался на контрреволюционной деятельности анархистов, почти не показана их внутрипартийная жизнь.

С середины 30-х до середины 50-х годов о мелкобуржуазных партиях писалось крайне редко. Господствующим стало мнение, что история контрреволюции не является заслуживающей внимания темой исследования. Например, в работах Ем. Ярославского об анархистах основное внимание уделялось тактике большевиков по отношению к этой партии, которая была показана лишь в плане изоляции анархистов от народных масс7. Все мелкобуржуазные партии рассматривались как сплошная контрреволюционная масса. Это, естественно, мешало вскрыть ту роль, которую они сыграли не только до, но и после Октябрьской революции (в частности, в разработке теоретических проблем новой экономической политики и других вопросов строительства нового общества).

Со второй половины 1950-х годов начинается процесс десталинизации в общественном сознании и науке. В связи с ослаблением цензуры, появляются новые работы, посвященные мелкобуржуазным партиям, изучение которых до этого времени не считалось приоритетным. Осмысливая заново теорию марксизма, исследователи пересматривали и критику его классиками политической теории и философии анархизма (работы А.Д. Косичева, С.Н. Канева, Н.С. Прозоровой и др.)8.

С середины 1960-х годов советские ученые впервые после 1930-х годов, возвращаются к изучению деятельности и мировоззрения теоретиков анархизма, в том числе П.А. Кропоткина. Предпринимаются первые попытки с учетом накопленного к этому времени исторического опыта изложить историю анархизма в России. Из работ этого периода можно выделить прежде всего монографию В.В. Комина, сохраняющую в значительной мере научную ценность и в настоящее время, а так же статьи С.Н. Канева и Е.М. Корноухова. Основываясь на большой источниковой базе, авторы исследуют участие анархистов в событиях периода 1917гг. и их отношение к политике советской власти в эти годы9.

Дальнейшие позитивные сдвиги в исследовании темы наметились в 1970-еначале 1980-х гг. Появилось большое количество работ, посвященных изучению анархизма, глубже, чем ранее, трактующих эту теорию. Однако крупных монографий было опубликовано немного, в основном выходили отдельные статьи. Особо следует отметить монографии Ф.Я. Полянского, Н.В. Пономарева, С.Н. Канева, Ю.В. Соколова10. В них было развернуто широкое исследование различных сторон анархизма: экономической, политической, социальной. Но недостатком этих работ был односторонний взгляд на эту теорию - при сравнении с марксизмом анархизм неизбежно проигрывал. Еще одной позитивной чертой этого времени можно считать дальнейшее изучение трудов теоретиков анархизма, в том числе П.А. Кропоткина, о котором ранее писалось особенно мало11.

С середины 1980-х годов происходит постепенный отказ от идеологических догм. Цензура ослабляется, появляются новые подходы к исследованию темы. Анархизм начинает рассматриваться «как сложный по своему составу элемент освободительного движения, как один из основных политических и идеологических антагонистов тоталитаризма, как тип и полюс политического сознания, имеющий глубокие исторические корни»12. Так, например, в работе В.В. Кривенького исследовано участие анархистов в революционных событиях 1905гг., их численность и социальный состав13. В исследовании Л.С. Мамута сравниваются два типа политического сознанияэтатическое (государственное) и анархистское, впервые это сравнение производится без давления идеологии правящей партии14. Также стоит отметить статьи А.Л. Никитина15. Он рассматривал масонские организации, входившие в части анархистского движения в 1920-е годы. Отличительная особенность этих работ заключалась в использовании материалов архива бывшего КГБ СССР. 

В рассматриваемый период появился целый ряд работ, по-новому анализирующих деятельность различных политических партий, в том числе анархистов. Среди них следует назвать работы Л.М. Спирина, О.В. Будницкого, В.В. Кривенького и др16.

Значительное количество статей и монографий в последнее время было опубликовано также о теоретиках анархизма, в частности о Петре Кропоткине и Михаиле Бакунине. Наиболее ценными в этом отношении являются работы С.Ф. Ударцева17. Оживление интереса к личности и мировоззрению П.А. Кропоткина вызвал 150-летний юбилей со дня рождения теоретика, который отмечался в 1992 году18.

Приведенный историографический обзор позволяет сделать вывод о том, что большинство работ по анархизму, изданных в советский период, было односторонним. Анархисты рассматривались как еще одна мелкобуржуазная партия, коих было много. Идеологи анархизма и их работы также не воспринимались всерьез. Только в последние годы начали появляться объективные работы, однако, в основном представленные в виде статей. Крупных современных монографий пока что очень мало.

Источниками по исследованию темы являются отдельные работы П.А. Кропоткина: «Записки революционера», «Анархия, ее философия, ее идеалы», «Хлеб и воля», «Что такое анархия?», «Этика»19. Первая из них представляет собой воспоминания Петра Алексеевича о его жизни, работе, людях, которые его окружали. Эта работа позволяет выяснить, что именно повлияло на формирование тех или иных взглядов автора. Остальные указанные работы были использованы для понимания самих взглядов Кропоткина на политику, государство, общественное устройство.

На основе изученного материала в работе предпринята попытка исследовать взгляды П.А. Кропоткина на анархизм, а также рассмотреть предложенные им пути перехода к безгосударственному обществу, базирующемуся на принципах морали.


Глава I. Формирование взглядов П.А. Кропоткина

1.1Выбор пути

Петр Алексеевич Кропоткин родился 27 ноября (9 декабря) 1842 г. в Москве. Известно, что он принадлежал к роду первых великих русских князейРюриковичей. Отец Петра, Алексей Петрович Кропоткин (1805 –), дослужился до звания генерал-майора. Он был крупным помещиком-крепостником, владевшим большими имениями в трех губерниях. Мать, Екатерина Николаевна, умерла, когда Петру было три с половиной года. 

Петр рос в семье отца и мачехи. Отношения с ними не сложились, у отца был очень жесткий характер, а мачеха невзлюбила неродных детей. Утешение мальчик находил только в кругу крепостных крестьян, видимо именно тогда у Кропоткина начала зарождаться любовь к простому народу. У Петра также было два старших братаНиколай и Александр. С Александром они были очень близки, и он в значительной степени повлиял на формирование и развитие взглядов будущего теоретика.

Среднее образование Петр Кропоткин получил в Первой московской гимназии, в которую он поступил осенью 1853 г. Далее, с 1857 по 1862 гг., следовало обучение в Пажеском корпусе. Он представлял собой весьма привилегированное военное учебное заведение, поступить в которое было большой честью. Его выпускники часто становились высокопоставленными чиновниками в государственном аппарате. Как отмечал сам Кропоткин, когда он поступил в Пажеский корпус, в его жизни, как и в жизни всей страны, происходили большие изменения. «Вся Россия пробудилась тогда от глубокого сна и освобождалась от тяжелого кошмара николаевщины. Это пробуждение отразилось и на нашем корпусе. Признаться, я не знаю, что стало бы со мною, если бы я поступил на год или на два раньше. Или моя воля была бы окончательно сломлена, или меня бы исключили, кто знает с какими последствиями. К счастью для меня, в 1857 году переходный период был уже в полном развитии»20. 

Образование в корпусе было достаточно широким. Уклон делался на физико-математические науки. Для тех, кто не планировал в будущем военной карьеры, предоставлялась возможность для умственного и духовного развития. В списках выпускников Пажеского корпуса (1811 года) стоят рядом имена декабриста Пестеля и министра Адлерберга. До Пестеля воспитанником корпуса был самый революционный из русских мыслителей XVIII века Александр Радищев21.

Во времена Кропоткина в корпусе царили очень жесткие нравы. Процветали «дедовщина», издевательства над младшими по званию, положению, возрасту. Например, одной из любимых игр камер-пажей, по воспоминаниям Кропоткина, был так называемый «цирк». «...Они собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке. Одни камер-пажи стояли в круге, другиевне его и гуттаперчевыми хлыстами беспощадно стегали мальчиков»22.

Петр Алексеевич был лучшим учеником в корпусе, хотя обучение в нем ему казалось «страшной скукой». Одно только радовало Кропоткина в это время –оживленная переписка с братом Александром. «Саша сильно опередил меня в развитии и побуждал меня развиваться. С этой целью он поднимал один за другим вопросы философские и научные, присылал мне целые ученые диссертации в своих письмах, будил меня, советовал мне читать и учиться. Как счастлив я, что у меня такой брат, который при этом еще любил меня страстно»23. Сам Петр мало пишет о себе. Брату он говорит о народе, необходимости освобождения крестьян и ограничения самодержавия, намекает на возможность восстания и готов поддержать его даже при неизбежности поражения. Его производят в фельдфебели, назначают личным камер-пажом Александра II, а он восторгается декабристами. 

По окончании Пажеского корпуса в 1862 г. П. Кропоткин, не смотря на желание отца видеть его гвардейским офицером, выбрал себе службу в Амурском конном казачьем войске. «…Я думал, что Сибирьбесконечное поле для применения тех реформ, которые выработаны или задуманы. Там, вероятно, работников мало, и я легко найду широкое поприще для настоящей деятельности»24.

Пять лет, проведенных Кропоткиным в Сибири, по его утверждению, стали для него настоящей школой изучения жизни и человеческого характера. «Я приходил в соприкосновение с различного рода людьми, с самыми лучшими и с самыми худшими, с теми, которые стоят на верху общественной лестницы, и с теми, кто прозябает и копошится на последних ее ступенях: с бродягами и так называемыми неисправимыми преступниками»25. Он работал в двух комиссияхпо подготовке проекта реформ тюрем и систем ссылки и по составлению проекта городского самоуправления. Но реформаторский потенциал «верхов» скоро ослабел, это остро чувствовалось на местах. Работа комиссий затормозилась, а затем и прекратилась вовсе.

В Сибири произошло становление П.А. Кропоткина как путешественника, исследователя природы, натуралиста. Он участвовал в множестве научных экспедиций: в Северную Маньчжурию для разведки кратчайшей дороги к плодородным долинам Амура, в Иркутскую губернию для определения масштабов ледниковых отложений и др. Он открыл группы недавно действовавших вулканов, чем опроверг веками господствовавшее мнение об обязательной связи вулканов с морскими побережьями, обнаружил закономерности в строении и расположении горных систем Восточной Сибири. За ряд открытий Русское географическое общество присудило 22-летнему исследователю золотую медаль.

Годы пребывания в Сибири не только закалили Кропоткина физически и морально, но и сыграли важную роль в формировании его мировоззрения. «…В Сибири, - писал он, - я утратил всякую веру в государственную дисциплину: я был подготовлен к тому, чтобы сделаться анархистом»26.

Разочаровавшись в офицерской службе, в 1867 году Петр Алексеевич уходит в отставку и возвращается в Петербург. В том же году он был зачислен на физико-математический факультет университета. Жил студент Кропоткин без какой бы то ни было помощи отца, зарабатывая литературными трудами (переводами, очерками). «Приходилось рассчитывать исключительно на литературный заработок. Я с Сашей стал переводить «Основы биологии» Спенсера, затем «Философию геологии» Пэджа. Я перевел также «Геометрию» Дистервега, а затем стал писать научные фельетоны в «Петербургских Ведомостях» Корша»27.

Одновременно П. Кропоткин числился чиновником статистического комитета Министерства внутренних дел. Активно входил в научную работу Русского географического общества. Знакомился с крупнейшими русскими путешественниками и географами: Н. Миклухо-Маклаем, А. Федченко, Н. Северцовым, Н. Пржевальским. Много занимался вопросами, связанными с планами Географического общества по исследованию Арктики. Вынашивал грандиозный замысел - создать полное географическое описание России, связав природные условия с хозяйственной деятельностью человека. Обработать и свести воедино сведения, накапливавшиеся в Географическом обществе, можно было, заняв пост секретаря этого общества. Но когда в 1871 г. Кропоткин получил такое почетное предложение, он отказался от него. «Мое желание, таким образом, осуществлялось. Но в эту пору другие мысли и другие стремления уже овладели мною, и, серьезно обдумав мое решение, я телеграфировал в ответ: «Душевно благодарю, но должность принять не могу»»28.

Таким образом, на протяжении рассмотренного периода жизни П.А. Кропоткин сделал ряд важнейших выводов относительно государственного устройства России. Он общался с людьми, как из высшего общества, так и с абсолютно простым народом. Благодаря всему накопленному опыту, Петр Алексеевич принял для себя очень непростое решение: он предпочел научной деятельности, которая, безусловно, его очень интересовала, революционную. «Но какое право я имел на все эти высшие радости, когда вокруг меня гнетущая нищета и мучительная борьба за черствый кусок хлеба? Когда все, истраченное мною, чтобы жить в мире высоких душевных движений, неизбежно должно быть вырвано из рта сеющих пшеницу для других и не имеющих достаточно черствого хлеба для собственных детей29

1.2Революционная и теоретическая деятельность

В 1872 г. П.А. Кропоткин получает разрешение на выезд за границу. Он уезжает в Бельгию, а затем в Швейцарию, где вступает в Юрскую федерацию Первого Интернационала. Петр Алексеевич начинает активное изучение социалистической и анархической прессы и литературы, общается с виднейшими последователями учения М.А. Бакунина. «Чтение социалистических и анархических газет было для меня настоящим откровением. И из чтения их я вынес убеждение, что примирения между будущим социалистическим строем, который уже рисуется в глазах рабочих, и нынешнимбуржуазнымбыть не может. Первый должен уничтожить второй»30.

Большое впечатление на П. А. Кропоткина произвело знакомство с организацией жизни и труда швейцарских часовщиков в рамках Юрской Федерации, которая пыталась реализовать на практике анархистскую идею "безначалия". Его радовало здесь и "отсутствие разделения на вожаков и рядовых", и то, что вожаки "скорее люди почина", чем "руководители"31. Когда Кропоткин уезжал в Россию, он окончательно утвердился в своих взглядахон встал на путь анархизма.

Вернувшись в Петербург в том же 1872 году, Кропоткин становится членом наиболее значительной из ранних народнических организацийкружка «чайковцев». В течении двух лет Петр Алексеевич проводил агитационные мероприятия среди рабочих Петербурга вместе с такими известными революционными деятелями как М.А. Натансон, Н.В. Чайковский, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский и др. «Я находился в семье людей, так тесно сплоченных для общей цели и взаимные отношения которых были проникнуты такой глубокой любовью к человечеству и такой тонкой деликатностью, что не могу припомнить ни одного момента, когда жизнь нашего кружка была бы омрачена хотя бы малейшим недоразумением»32. 

Но не смотря на активную революционную деятельность, Кропоткин не оставлял работу в Географическом обществе. 21 марта 1874 г. ученый сделал сенсационный доклад о существовании ледниковой эпохи, за что ему было предложено почетное место председателя отделения физической географии, однако он вновь отказался. А на следующий день Петр Алексеевич был арестован за принадлежность к тайному революционному обществу и заключен в Петропавловскую крепость.

Благодаря его достижениям в области науки, по личному распоряжению царя, Кропоткину были предоставлены перо и бумага, а значит возможность продолжать работу. Все два года, проведенные в заключении, ученый писал свои знаменитые «Исследования о ледниковом периоде». Однако условия тюремного заключения сильно подорвали здоровье Петра Алексеевича, и он был переведен в тюремный госпиталь, откуда в скором времени дерзким образом сбежал. Это был единственный случай побега из Петропавловской крепости.

С этого момента П.А. Кропоткин был свободен, но оставаться в Петербурге, да и в России вообще, он не мог. В первое время он укрывался на дачах своих друзей и в окрестностях столицы, а затем ему удалось уехать в Швецию33. Началась 40-летняя вынужденная эмиграция.

Первоначально Кропоткин надеялся вернуться в Россию через несколько месяцев, сменив при этом имя. Он предполагал, что к этому времени активные поиски полиции будут прекращены. Однако обстоятельства сложились иначе. Петра Алексеевича привлекла работа в Западной Европе. Здесь он мог открыто пропагандировать свои идеи, что в России на тот момент было невозможно. «Я чувствовал, что могу быть более полезен здесь, чем в России, помогая определиться новому движению. На родине меня слишком хорошо знали, чтоб я мог вести открытую пропаганду, в особенности среди работников и крестьян»34.

Годы эмиграции для Кропоткина не прошли впустую. На западе он познакомился со многими деятелями русского и международного революционного движения, особенно анархистского. Он участвовал в конгрессах анархистов, в различных демонстрациях и собраниях, в том числе посвященных годовщине Парижской Коммуны. В эмиграции он также заявил о себе как один из крупнейших революционеров-публицистов. В 1879 г. в Женеве Кропоткин начал издавать газету «Бунтарь».

После смерти М.А. Бакунина в 1876 г. Петр Алексеевич становится наиболее авторитетным теоретиком анархизма. Именно за границей Кропоткин написал свои основные произведения: «Речи бунтовщика» (1885 г.), «В русских и французских тюрьмах» (1887 г.), «Взаимная помощь, как фактор эволюции» (1902 г.), «Записки революционера» (1902 г.), «Идеалы и действительность в русской литературе» (1905 г.), «Великая французская революция 1789-1793» (1909 г.), «Современная наука и анархия» (1913 г.) и др.

22 декабря 1882 года П.А. Кропоткин вместе с лионскими анархистами был арестован французской полицией по обвинению в организации взрывов в Лионе и принадлежность к уже не существовавшему Интернационалу. В январе 1883 года в Лионе состоялся суд. Под давлением российских властей Петр Алексеевич был приговорен к пяти годам тюремного заключения. В защиту Кропоткина выступили прогрессивные деятели того времени: философ Г. Спенсер, поэт А. Суинберн, писатель В. Гюго и др., подписавшие петицию о его освобождении. Лишь после трех лет заключения, в январе 1886 года, Кропоткин был освобожден. Пребывание в лионской тюрьме укрепило теоретика в мысли о том, что влияние тюрем на общество крайне негативно: «В этих питомниках, которые государство содержит, а общество терпит только потому, что не желает слышать обсуждения и анализа его собственных зол, воспитываются целые поколения будущих преступников. «Попал ребенком в тюрьму, умереть тебе острожником» - вот что слышал я впоследствии от всех интересующихся вопросом о тюрьмах»35.

В июне 1917 года (после Февральской революции) П.А. Кропоткин возвращается в Россию. На петроградском вокзале его встречали тысячи людей: члены временного правительства во главе с А.Ф. Керенским, почетный караул, корреспонденты. В дом Петра Алексеевича началось настоящее паломничество. Неоднократно к всемирно известному теоретику приходил и сам глава Временного правительства с предложением занять любой министерский пост. Однако Кропоткин ответил решительным отказом, сказав фразу, которая актуально звучит и сегодня: «Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным36.

Послефевральская Россия была далека от идеалов Кропоткина. Свобода в стране во многом являлась следствием падения прежней сильной власти и нередко выливались в уродливые формы. Еще большее разочарование вызвали у него последователи анархистской теории. Так, при посещении штаба питерских анархистов он увидел грубых и развязных молодых людей, которые воспринимали понятие свободы как вседозволенность и тем самым полностью перечеркивали все теории Петра Алексеевича. "И для этого я всю жизнь работал над теорией анархизма!" - с горечью воскликнул старый революционер при встрече с Г. В. Плехановым, тоже вернувшимся из эмиграции. С неменьшей болью первый русский марксист ответил ему: "Я в таком же положении. Мог ли я думать, что моя проповедь научного социализма приведет ко всему тому, что говорят и делают сейчас..."37.

К октябрьской революции Кропоткин сначала отнесся с воодушевлением, однако очень скоро в ней также разочаровался. Идеи социализма очень близки к идеям анархизма, однако то, как проводили свою политику большевики было крайне далеко от представлений теоретика о справедливом обществе. Началось быстрое укрепление государственной системы, прежде всего аппарата насилия, разворачивалась гражданская война. Кропоткин писал в апреле 1919 года: «Согласно моему взгляду, эта попытка построить коммунистическую республику на основе строго централизованного государственного коммунизма под железным законом партийной диктатуры, в конце концов потерпит банкротство. На России мы учимся, как нельзя вводить коммунизм даже с народом, который устал от старого режима и не оказывает активного сопротивления экспериментам новых правителей»38. Это писал он рабочим Западной Европы. И оговаривался: «Идея советов- великая идея», однако «страна управляется партийной диктатурой». «Все возлагать на гений партийных диктаторовзначит, разрушать независимые центры нашей жизни, профессиональные союзы и местные кооперативные организации, превращая их в бюрократические органы партии, как это имеет место теперь»39.

За период с 1919 по 1920 гг. П.А. Кропоткин трижды встречался с В.И. Лениным. При встрече они обсуждали широкий круг вопросов. Кропоткин высказывал свое мнение о политике большевиков, ее изъянах. Однако в активных политических действиях он по-прежнему не принимал участия. Последние годы жизни Петр Алексеевич посвятил работе над своим трудом –«Этика», который стал итогом многолетней работы над осмыслением теории анархизма. Но до конца книга так и не была дописана. Петр Алексеевич Кропоткин скончался в феврале 1921 г. в подмосковном Дмитрове в возрасте 78 лет.

Период с 1872 по 1921 оказался для теоретика одновременно и самым плодотворным, и самым сложным в жизни. Не смотря на постоянные преследования, именно в это время им были написаны самые известные научные и философские труды. Стоит заметить, что значительную часть этого периода он провел вдали от Родины, хотя вся его деятельность была направлена прежде всего на благо Россиина революционное ее преобразование.

Формирование взглядов П.А. Кропоткина происходило на протяжении всей его жизни. С самого детства он проникся любовью к простому народу, и чем старше он становился, тем более явным ему казалось несправедливое устройство современного общества. Не смотря на любовь к науке, он был вынужден ее оставить ради занятия, которое он считал более важным для себяреволюционной деятельности. Дальнейшее формирование взглядов Кропоткина происходило под влиянием теоретических трудов (как европейских, так и российских мыслителей), с которыми он познакомился на Западе. Именно там он встает на путь анархизма, активно участвует в пропагандистской деятельности, митингах и демонстрациях, пишет собственные труды, посвященные способам преобразования общества.

По возвращению в Россию, Петр Алексеевич не принимает активного участия в политической жизни страны, хотя многие видные государственные деятели того времени призывают его к этому. В обеих революциях он разочаровывается, так как они не приводят, по его мнению, к большей свободе народа, властные структуры только усиливают свое влияние. Последние годы жизни он посвятил написанию «Этики», поскольку именно в нравственном перерождении человека он видел главный путь для преобразования общества.


Глава II. Идеи П.А. Кропоткина об общественном устройстве

2.1Взгляд П.А. Кропоткина на государство

П.А. Кропоткин рассматривал историю как цепь цивилизаций, каждая из которых проходит строго определенный круг развития: от первобытного племени через сельскую общину и вольный город к государству. Последнее, по мнению теоретика, выступает как последняя фаза развития цивилизации перед ее гибелью. «Это своего рода погребальная одежда общества, в которую оно обряжается накануне гибели цивилизации»40. У разных народов государство возникало в разное время в зависимости от степени их развития. Причем, появившись, оно могло исчезнуть, а затем снова возродиться. Под возникновением государства, таким образом, имелись в виду два вида его появленияпервичное и возрожденное. При этом механизм появления государства для всех эпох Кропоткин считал единым. И первобытный строй, и средневековье, с точки зрения Петра Алексеевича, в равной мере оказывались предшествующими государству.

Следует отметить, что теоретик начинал отсчет существования государства с появления централизованной его формы. Государством, в точном смысле слова, признавалась, например, древняя Римская империя, поскольку, все нити управления жизнью страны сходились в Риме (в отличие, например, от средневековых вольных городов)41.

Говоря о времени происхождения централизованного государства, Кропоткин обычно выделял три эпохи: древнейшую, по хронологии совпадающую в основном с рабовладельческим строем, вторую половину первого тысячелетия новой эры и, наконец, XV-XVI вв., когда, с точки зрения Кропоткина, появляются современные государства в Европе42. Как бы резюмируя свои взгляды на происхождение государства, Кропоткин писал: «Масса факторов способствовали появлению государства: желание меньшинства воинов, законоведов, ученых и священников, которые хотели господствовать над массами; необходимость обезопасить себя против нашествия чужеземцев; церковь, которая требовала повиновения власти; римское право, т. е. византийское право, которое в свою очередь происходит от восточных деспотий. Все прошлое человечества соединилось против его будущего»43http://www.kursach.com/biblio/0010020/301.htm - _ftn27. Чтобы получить безоговорочную власть над своим народом, церковь и государство, по мнению Кропоткина, не останавливались ни перед чем: «…убийство тайное, в одиночку и массовое, колесование, виселица, меч и огонь, пытка, выселение целых городоввсе было пущено в ход. Вспомните о сотне слишком тысяч крестьян, перебитых в Голландии, о другой сотне тысяч убитых на войне и в Швейцарии, о зверствах Ивана Грозного в Новгороде…»44.

П.А. Кропоткин отрицал любые формы диктатуры, выступала ли она в виде самодержавия, господства капитала или власти пролетариата (как у большевиков). «От колыбели до могилы все наши действия управляются началами повиновения государству и всемогущества правительств». Это подчинение, по мнению теоретика, закладывается в умы людей с самого рождения с помощью книг, средств массовой информации и т.п., и мы привыкаем думать, «будто вне правительства и государственных людей ничего не существует» 45. А между тем Кропоткин считал, что правительство в жизни людей играет очень незначительную роль. Например, миллионы крестьян живут всю свою жизнь, не зная о государстве абсолютно ничего, кроме того, что они вынуждены платить ему большие налоги. Миллионы торговых и биржевых сделок совершаются абсолютно без какого-либо вмешательства правительства. «Простая привычка держать слово, боязнь потерять кредит оказывается более чем достаточными для поддержания той относительной честности, которая называется коммерческою честностью»46.

По мнению Петра Алексеевича, во все времена люди стремились найти идеальную форму управления государством. Люди пытались решить неразрешимую задачу: «…найти такое правительство, которое могло бы заставить личность повиноваться, причем само не выходило бы из повиновения обществу»47. Разочаровавшись в различных формах государственного устройства, человечество, как считал теоретик, стало задумываться об упразднении государства как такового и об удовлетворении своих потребностей путем свободного соглашения между личностями и группами, стремящимися к одной цели. «Человечество стремится свести деятельность правительства к нулю и уничтожить государство, это олицетворение несправедливости, притеснения и всевозможных монополий в руках капиталистов»48.

Вместе с тем проявляется и другой, не менее важный недостаток существующей системы. Заключается он в том, что при наличии частной собственности, нужные для жизни предметыземля, жилища, продукты питания, орудия труда находятся в руках немногих, в то время как основная масса рабочих и крестьян никогда не сможет пользоваться теми благами, которые составляют продукт их труда. «Рабочий смутно сознает, что наша техника, наши машины настолько могущественны, что могли бы доставить всем всего вволю, но что капиталисты и государство мешают этому повсюду. Им не нужно, чтоб крестьяне и рабочие имели всего вдоволь: они боятся этого. С сытыми труднее справляться, чем с голодными»49. Избыток у богатых, по мнению Кропоткина, неизбежно строится на бедности рабочих, и это бедственное положение большинства необходимо для того, чтобы всегда были рабочие, готовые продать себя и работать, получая только часть того, что они способны произвести. Иначе капиталист не смог бы разбогатеть.

Одной из функций государства является поддержание порядка в обществе, однако, с точки зрения теоретика, она тоже не является необходимой. По убеждению Кропоткина, люди начинают вести аморальный образ жизни именно потому, что те, кто обладает властью, угнетают и подавляют трудящихся. Поэтому и происходит рост преступности, антиобщественных поступков, разгул хулиганства и хищений. Притом, чем могущественней становятся органы подавления личности, тем активней противодействие. «Неужели вы думаете, - пишет Кропоткин, - что противообщественные поступки в самом деле предотвращаются судьями, тюрьмами и жандармами? Неужели вы не видите, что судьядоносчик, шпион, тюремщик, палач, полицейскийв действительности представляют, каждый из них, центр разврата, распространяемого в обществе?.. Мы требуем одного: чтобы эти гнусные государственные учреждения не делали людей худшими, чем они есть50

В целом следует отметить, что, по мнению П.А. Кропоткина, целью государства является угнетение трудящегося населения, в пользу немногочисленного числа людей, держащих в своих руках власть. Для этого используются различные методы: несправедливое законодательство, политическое давление, экономическая эксплуатация, произвол силовых структур. Государство, согласно взглядам теоретика, не может быть неэксплуататорским, неугнетающим. Государствоэто олицетворение несправедливости.


2.2П.А. Кропоткин об идеальном устройстве общества и способах его достижения

Государство, по мнению Кропоткина, не только не лучшее, но и далеко не первое общественное устройство. Оно представляет собой форму общественной жизни, создавшуюся сравнительно недавно, особенно если говорить о современных европейских народах. «Человек существовал уже в течении целых тысячелетий, прежде чем образовались первые государства: Греция и Рим процветали уже целые века до появления македонской и римской империй, а для нас, современных европейцев, государства существуют, собственно говоря, только с XVI века. Именно тогда завершилось уничтожение свободных общин и создалось то общество взаимного страхования между военной и судебной властью, землевладельцами и капиталистами, которое называется государством»51.

По мнению теоретика, люди должны жить общинами. Единение между ними должно происходить не благодаря подчинению единому центру, а благодаря добровольному объединению путем договора. Общины должны иметь полное право по своему усмотрению устроить политическую и хозяйственную жизнь. «Независимость каждой территориальной, земельной единицы, то есть деревни, города, области, страны, становится настоятельною потребностью; взаимное соглашение заменяет собою понемногу законодательство и направляет отдельные частные интересы к одной общей цели, независимо от государственных границ»52. 

Что касается экономической системы, то Кропоткин видел ее в форме производства, все основные отрасли которого находились бы в руках самих рабочих, объединенных в вольные производственные союзы, а также в руках крестьянских общин. Конечная цель анархистов, по мнению Кропоткина, состоит в том, чтобы сформировать такой общественный строй, «…в котором нет никакой верховной государственной власти, а страна представляет собою вольные союзы вольных общин и вольных производственных групп или артелей, возникающие на основах взаимного договора, и разрешающие возможные споры между собою не путем насилия и оружия, а путем третейского суда»53.

По мнению теоретика, возможность самоорганизации людейэто не просто слова или несбыточное будущее, это уже настоящее. Он упоминает добровольные союзы, образующиеся в Европе и Америке. Всемирный почтовый союз, общества железных дорог, различные ученые общества, общества страхования от воровства, спасения на водах, добровольных защитников страны и т.д. представляют собой примеры предприятий, основанных на свободном соглашении, заменившем закон. Некоторые из них существуют уже десятки лет. Эти общества самостоятельно выполняют те функции, которые должно было бы выполнять государство, при том все это происходит по общему соглашению внутри союза. Государство стремится взять под опеку любое такое общество, и иногда ему это удается (Красный Крест); но изначальная цель всех этих обществобходиться без государства. «Вся Европа покрывается добровольными союзами с целью изучения, обучения промышленности, торговли, науки, искусства и литературы.., с целями развлечения и серьезной работы, наслаждения и самопожертвования, - одним словом, для всего того, что составляет жизнь деятельного и мыслящего существа…Одни из них быстро исчезают, другие живут уже десятки лет, и все они стремятся, сохраняя независимость каждой группы.., соединиться друг с другом, сплотиться, образовать между собою федерации в каждой стране», а затем и во всем мире54.

Основным методом перехода от государственного общественного устройства к безгосударственному П.А. Кропоткин считал революцию. Причем, теоретик был уверен, что одной революцией цели не достигнуть. Их должно быть несколько55. Он утверждал, что военные действия и бунтыэто только начало революции, но не сама революция. Если бунт имеет общенародный характер, прежние правители и буржуазия спасаются бегством. Затем, практически сразу на освободившиеся властные места начинают метить «правительственные социалисты, радикалы, непризнанные гении журнализма, напыщенные ораторыкак буржуа, так и рабочие…Одни нацепят на себя всяких побрякушек, будут смотреться в министерские зеркала и учиться отдавать приказания с величием…Другие зароются в бумагах…и примутся сочинять законы и издавать указы, полные громких фраз, которых никто, впрочем, не станет исполнять, именно потому что теперь время революции»56. По мнению теоретика, назваться такие властные структуры могут по-разному: Временное правительство, Комитет общественного спасения и т.п., но их деятельность будет одинаково бесполезна. (Любопытно, что эту мысль П.А. Кропоткин высказал в 1902 году, то есть задолго до Февральской революции в России)57.

Пока новоявленные правители примеряют на себя новые роли, простой народ страдает. Встают фабрики, закрываются мастерские, торговля не идет, рабочий теряет даже тот ничтожный заработок, который имел прежде, а цены на самые необходимые товары растут. Такая ситуация повлечет за собой следующую революцию. И это будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет главное, когда революция приведет не к замене одной власти другой, а к освобождению народа от всяких властей.

Еще одним важным фактором изменения общества П.А. Кропоткин видел в нравственном развитии человека. Нравственные основы организации общества он разрабатывал в книге «Этика», над которой работал до последних дней своей жизни. Он был уверен, что никакие научно-технические достижения и социальные перевороты не сделают людей счастливей, а жизнь их достойней без высоких нравственных идеалов, без духовной чистоты свободной человеческой личности. По замыслу природы, как он считал, человек устремлен к справедливости и добру, но жизнь в неволе, под гнетом капитала и государства уродует человеческую природу, пробуждая злобу, зависть, ложь, лицемерие, хамство. Этими пороками, по мнению Кропоткина, прежде всего заражены люди, имеющие власть и капиталы, и они распространяют их на все общество. Это и заставляет трудящихся прибегать к революционным переворотам во имя справедливости. «Нравственность есть сложная система чувств и понятий, медленно развившихся и все далее развивающихся в человечестве. В ней надо различать по крайней мере три составных части: 1) инстинкт, т.е. унаследованную привычку общительности; 2) понятие нашего разумасправедливость и, наконец; 3) чувство, ободряемое разумом, которое можно было бы назвать самоотвержением или самопожертвованием»58.

Таким образом, П.А. Кропоткин считал, что кроме государственного есть альтернативные способы устройства общества. По его мнению, люди должны жить общинами и все решения принимать сообща. Вся собственность также должна принадлежать общинам и производственным союзам. Возможность самоорганизации людей Кропоткин доказывал на примере активно образовывавшихся в Европе и Америке различных добровольных союзов. Основными способами достижения нового справедливого устройства общества теоретик считал ряд революций, которые привели бы к полному упразднению властных структур, а также нравственное развитие людей.

В целом следует отметить, что П.А. Кропоткин отрицал положительную роль любого государственного устройства. Он считал, что в жизни простого народа государство не играет особой роли, оно навязано силовым путем с целью обогащения верхушки общества, стоящей у власти или обладающей основными средствами производства. Теоретик также не признавал эффективности действий силовых структур. Он подчеркивал, что тюрьмы, например, не только не исправляют человека, а напротив, истребляют в нем положительные человеческие качества. Выход из ситуации он видел в переходе с государственного на общинное управление. Это позволит людям трудиться исключительно во благо себе, а не в пользу гнетущей власти, поможет дальнейшему развитию человека в моральном и духовном плане. Однако, теоретик не отрицал, что путь к идеальному обществу будет долгим и сложным. Произойдет целый ряд революций, прежде чем общество осознает отсутствие потребности в государстве, более того, его вред. Кропоткин писал, что политический и экономический гнет государства подавляет моральные качества человека. Если не будет власти над человеком, и он будет ощущать себя свободным, то его моральные принципы вновь будут играть важнейшую роль и не позволят ему жить неорганизованно или идти на преступление. Нравственное перерождение человечества станет итоговой ступенью в формировании идеального общественного устройства.


Заключение

Петр Алексеевич Кропоткинявлялся теоретиком не только всероссийского, но и всемирного масштаба. Талантливый ученый-географ, он был вынужден оставить науку и весьма почетные должности, предлагаемые ему Географическим обществом, ради единственной целипомочь людям, страдающим от государственного гнета. Уже со времени обучения в Пажеском корпусе у него начали формироваться революционные идеи, которые с каждым годом все больше и больше укреплялись в его сознании. Окончательно Кропоткин встал на путь анархизма будучи за границей. Там он имел возможность изучать революционную литературу, которую в России на тот момент было крайне сложно достать, общаться с людьми, придерживавшихся схожих революционных взглядов. Признавая революцию основным способом преобразования общества в интересах трудящихся, он, тем не менее, довольно быстро разочаровался в революциях, произошедших в России в 1917 году. Он пользовался уважением и Временного правительства, и правительства большевиков, но их власть (как и любое другое государственное управление) вызывала у него скорее негативное отношение, чем одобрение.

Все основные труды (за исключением «Этики») были написаны П.А. Кропоткиным во время его пребывания за границей, однако направлены они были, в том числе, и на преобразование российского общества. В них он писал о навязанной людям идее необходимости государства, которое на самом деле не только не помогает выстраивать жизнь людей, а является гнетом для них в виде налогов и действий силовых структур. Как альтернативу государству он рассматривал общинный коммунизм, который базируется на принципах равенства, справедливости и взаимопомощи.

Идеи Кропоткина побуждают не только соглашаться, но и оспаривать их. Наибольшее сомнение вызывает возможность воплощения этих идей на практике. Петр Алексеевич был человек с высокими помыслами и моральными принципами, и он считал, что внутри каждого человека есть именно такие положительные качества, которыми он будет руководствоваться сразу после ликвидации власти и принуждения. Это и было его главным заблуждением.

В целом П.А. Кропоткин создал оригинальное стройное учение, которое позволяет по-новому взглянуть на принципы организации общества и его моральные устои.


Список использованной литературы

1.Баландин Р.К. Вступительная статья // Кропоткин П.А. Анархия: Сборник. М.: Айрис-пресс, 2002.

2.Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIXначало XX вв.). М.: РОССПЭН, 2000. 397 с.

3.Гроссман-Рощин И. К критике основ учения П.А. Кропоткина // http://www.magister.msk.ru/library/philos/grosi001.htm

4.Дамье В.В. Развитие анархо-коммунизма Кропоткина в либертарной мысли 1920-х-х гг. // http://www.aitrus.narod.ru/develop_kropotkin.htm

5.История политических партий России. М.: Высшая школа, 1994. 447 с.

6.Рябов П. Краткий очерк истории анархизма в XIXXX веках // http://knowledge1871.narod.ru/History/Riabov/Ocherk.htm

7.Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России. М.: Форум-М, 1994.

8.Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеалы // http://www.avtonom.org/old/index.php?nid=992

9.Кропоткин П.А. Записки революционера. М.: Мысль, 1990. 567 с.

10.Кропоткин П.А. Хлеб и воля // http://avtonom.org/old/lib/theory/kropotkin/hleb.html?q=lib/theory/kropotkin/hleb.html

11.Кропоткин П.А. Что такое анархия? // http://aitrus.info/node/201

12.Кропоткин П.А. Этика. М.: Изд-во политической литературы, 1991. 494 с.

2 Цит. по Баландин Р.К. Вступительная статья // Кропоткин П.А. Анархия: Сборник. М., 2002. С. 1.

3 История политических партий России. М., 1994. С. 17.

4 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 6.

5 История политических партий России. С. 19.

6 Равич-Черкасский М. Анархисты. Харьков, 1929; Горев Б. Анархисты в России (от Бакунина до Махно). М., 1930; Залежский В. Анархисты в России. М., 1930 и др.

7 Ярославский Е.М. Анархизм в России: Как история разрешила спор между анархистами и коммунистами в русской революции. М., 1939. 120 с.

8 Канев С.Н. Как партия преодолела анархо-синдикалистский уклон. М., 1958. 32 с.; См. Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России. М., 1994. С.9

9Комин В.В. Анархизм в России. Калинин, 1969. 244 с.; Канев С.Н. Борьба большевистской печати против анархизма (ноябрь 19171919) // О советской и зарубежной печати. Л., 1964. С. 114-133.; Канев С.Н. Крах русского анархизма // Вопросы истории. 1968.9. С. 50-75.; Корноухов Е.М.Деятельность партии большевиков по разоблачению мелкобуржуазной революционности анархистов в период подготовки и победы Октября // Из истории борьбы ленинской партии против оппортунизма. М., 1966. С. 271-311.

10 Полянский Ф.Я. Критика экономических теорий анархизма. М., 1976. 302 с.; Пономарев Н.В. Критика анархистской концепции власти и современность. Казань, 1978. 139 с.; Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма: (Борьба партии большевиков против анархизма 19171922 гг.). М., 1974. 415 с.; Соколов Ю.В. Социальная сущность анархизма. М., 1977. 63 с.

11 Пирумова Н.М. Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1972. 223 с.; Ракутов А.И. Нравственная концепция П. Кропоткина // Вестник МГУ. Философия. М., 1975.5. С. 6371; Александрова З.А. К вопросу о взглядах П.А. Кропоткина на государство // Некоторые актуальные вопросы исторического материализма. М., 1975. С. 286302 и др.

12 Ударцев С.Ф. Указ. соч. С. 12.

13 Кривенький В.В. О численности и размещении анархистских организаций накануне и в период российской революции 19051907 годов. М., 1988. 73 с.

14 Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. М., 1989.    255 с.

15 Никитин А. Заключительный этап развития анархической мысли в России // Вопросы философии. 1991.   № 8.  С. 89101; Никитин А. Рыцари Ордена Света // Родина. 1992.11/12. С. 118122.

16 Спирин Л.М. Россия 1917 год: из истории борьбы политических партий. М., 1987. 335 с.; Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX вв.). М., 2000. 397 с.; Кривенький В.В. Политические партии России: История и современность. Гл. X. Анархизм. М., 2000. С. 210226; История политических партий России. М., 1994. 447 с. и др.

17 Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России. (Гл. II. Ранний классический анархизм: учение М.А. Бакунина; Гл. III. Поздний классический анархизм: доктрина П.А. Кропоткина). М., 1994; Ударцев С.Ф. М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин: две судьбы, две системы идей // Памяти М.А. Бакунина. М., 1990. С. 423 и др.

18 Отечественная философия: проблемы, ориентиры, исследования. М., 1992. Вып. 9: П.А. Кропоткин: К 150-летию со дня рождения. 134 с.

19 Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1990. 527 с.; Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеалы // http://www.avtonom.org/index.php?nid=992; Кропоткин П.А. Хлеб и воля //http://avtonom.org/old/lib/theory/kropotkin/hleb.html?q=lib/theory/kropotkin/hleb.html; Кропоткин П.А. Что такое анархия //http://aitrus.info/node/201; Кропоткин П.А. Этика. М., 1991. 496 с.

20 Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1990. С. 76.

21 Баландин Р.К. Вступительная статья // Кропоткин П.А. Анархия: Сборник. М., 2002. С. 4.

22 Кропоткин П.А. Записки революционера. С. 78.

23 Там же. С. 95.

24 Кропоткин П.А. Записки революционера. С. 148.

25 Там же. С. 159.

26 Кропоткин П.А. Записки революционера. С. 164.

27 Там же. С. 204.

28 Там же. С. 215.

29 Кропоткин П.А. Записки революционера. С. 217.

30 Там же. С. 248.

31 Кропоткин П.А. Записки революционера. С. 258.

32 Там же. С. 283.

33 Кропоткин П.А. Записки революционера. С. 354.

34 Там же. С. 356.

35 Кропоткин П.А. Записки революционера. С. 427.

36 Баландин Р.К. Вступительная статья // Кропоткин П.А. Анархия: Сборник. М., 2002. С. 13.

37 Цит. по История России в портретах. В 2-х тт. Т. 1. М., 1991. С. 253.

38 Цит. по Баландин Р.К. Вступительная статья // Кропоткин П.А. Анархия: Сборник. М., 2002. С. 14.

39 Цит. по Баландин Р.К. Вступительная статья // Кропоткин П.А. Анархия: Сборник. М., 2002. С. 14.

40 Цит. по Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России. М., 1994. С. 178.

41 Там же.

42 Там же. С. 179.

43 Цит. по Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России. С. 183.

44 Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеалы // http://www.avtonom.org/old/index.php?nid=992

45 Кропоткин П.А. Хлеб и воля // http://avtonom.org/old/lib/theory/kropotkin/hleb.html?q=lib/theory/kropotkin/hleb.html

46 Кропоткин П.А. Хлеб и воля // http://avtonom.org/old/lib/theory/kropotkin/hleb.html?q=lib/theory/kropotkin/hleb.html

47 Там же.

48 Там же.

49 Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеалы // http://www.avtonom.org/old/index.php?nid=992

50 Цит. по Баландин Р.К. Вступительная статья // Кропоткин П.А. Анархия: Сборник. М., 2002. С. 18.

51 Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеалы // http://www.avtonom.org/old/index.php?nid=992

52 Кропоткин П.А. Хлеб и воля // http://avtonom.org/old/lib/theory/kropotkin/hleb.html?q=lib/theory/kropotkin/hleb.html

53 Кропоткин П.А. Что такое анархия? // http://aitrus.info/node/201

54 Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеалы // http://www.avtonom.org/old/index.php?nid=992

55 Кропоткин П.А. Что такое анархия? // http://aitrus.info/node/201

56 Кропоткин П.А. Хлеб и воля // http://avtonom.org/old/lib/theory/kropotkin/hleb.html?q=lib/theory/kropotkin/hleb.html

57 Там же.

58 Кропоткин П.А. Этика. М., 1991. С. 278.




1. Тема Правила и нормы по охране труда Автор работы
2. тематика Корана выборка по форме Контрольной работы 3
3. экология впервые введен в 1866 г1
4. Выборы Президента Российской Федерации- история и современность.html
5. Татарско-крымская литератур
6. Обучение персонала как фактор повышения эффективности производства
7. больное животное в отдельных случаях источником заражения может быть человек больной или бактерионосител
8. 1] I.1. Общая характеристика бюджетного законодательства на момент разработки Бюджетного кодекса и альтернат
9. Игры Патриотов Редгрейн Лебовски Н
10. 1 Интернет и его роль в маркетинге
11. Теория тождества в системе современных представлений о сознании
12. К познанию отечественной истории
13. Опыт классификации ошибок, свойственной письменной реч
14. а He is slim nd sd Он стройный и грустный
15. тема ИВС состоит из аппаратных средств АС и программного обеспечения ПО
16. Экономический цикл революции в современной России
17. Методы оптимальных решений
18. В воспитании человека важно добиваться чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны но и ст.
19. Цивилизация богов. Прогноз развития науки и техники в 21-м столетии
20. ния Увлечения Умения Домашний адрес И