Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

На тему-1

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Национальный исследовательский университет
“Высшая школа экономики”

Факультет

Мировой экономики и мировой политики

Эссе

На тему:                                                                                                   «Идеология английской буржуазной революции»

Студентка группы №165,

Осыко Ангелина Михайловна

Проверил Суздаль Андрей Иванович, преподаватель.

Москва 2012 год

Английская буржуазная революция 1640-1660 гг. является одним из самых значительных и переломных моментов в английской истории. Она положила конец феодальному строю и пережиткам средневековья, вместо них был введен новый капиталистический строй.

Английская революция имеет множество названий. Одни историки называют ее Английской гражданской войной, но следует упомянуть, что в рамках революции принято выделять две гражданские войны. К тому же, революция включала в себя не только борьбу за власть, но и изменение формы правления в государстве и экономическую и религиозную системы. Термин «английская буржуазная революция» принадлежит советским историкам, которые основывались на работах К. Маркса и Ф. Энгельса. В своих сочинениях они характеризуют победу революции как: «…победу буржуазной собственности над феодальной… буржуазного права над средневековыми привилегиями…»2.

Являясь одной из первых буржуазных революций в Европе, она отличалась от последующих главным образом своей своеобразной идеологией. Она была основана на религиозных противоречиях между полукатолической англиканской церковью и радикальным течением протестантства – пуританизмом. Революционные политические партии, участвовавшие в революции, изначально были именно религиозными. Именно идеологию революционных группировок мы и будем рассматривать в этой работе.

Прежде чем рассматривать идеологию революционных течений, следует рассмотреть какие проблемы и противоречия послужили началом революции.

В начале XVII века в Англии начали зарождаться первые задатки капиталистических отношений. Развивается промышленность и торговля, появляются первые капиталистические мануфактуры, получила распространение капиталистическая аренда земли, увеличивается число нового (низшего) дворянства – джентри и городской буржуазии, которые и стали движущей силой революции. Но эти капиталистические преобразования не могли развиваться в условиях господствующего феодального строя. Королю было выгодно существование феодального строя, так как в обмен на земли и крестьян монарх пользовался абсолютной властью и получал гигантские доходы с населения. Карл I не был заинтересован в экономическом процветании буржуазии и нового дворянства. Чтобы ограничить их действия и обогатить казну, Карл I восстановил феодальные налоги и сборы, в частности один из самых обременительных феодальных налогов – «корабельные деньги». Это привело к началу противостояния между королем и парламентом, в котором большинство мест принадлежало капиталистическим классам.

Решающей проблемой стали религиозные противоречия. Английская реформация, которая началась в 1534 году при Генрихе XVIII, была окончательно закреплена и оформлена при Елизавете I в 1563 году. Но реформация не была законченной. Церковь была освобождена от верховенства власти Папы Римского, но сохранилась епископальная система церковного управления. Епископы и духовные лица могли назначаться только с одобрения монарха, и подчинялись только ему, что фактически делало их чиновниками. Так же сохранились и огромные церковные налоги (церковная десятина). Полукатолическая англиканская церковь, в первую очередь, не устраивала буржуазию и джентри, так как им приходилось выплачивать огромные налоги на содержание церкви. Все больше людей становились приверженцами пуританства. Именно это направление протестантства легло в основу революционной идеологии.

Итак, можно сделать следующий вывод. В основу идеологии буржуазной революции легли не только экономические противоречия, но и политические и, что самое главное, религиозные. Более того, изначально революционные группировки были именно религиозными, а не политическими.

Во время буржуазной революции сложилось несколько группировок, со своими доктринами и программами, но все они основывались на ответвлении протестантства - пуританизме (термин образован от английского слова “pure” – чистый). В основе течения лежало «очищение» церкви от католичества и ее «упрощение». Пуритане проповедовали избавление от епископальной системы, а так же от католических таинств и обрядов, богатых украшений, скульптур, икон, алтаря и витражей. Основой религии становилась личная вера каждого.3 Идеалами и главными добродетелями были скромность, бережливость,  экономичность и трудолюбие, а промышленная деятельность фактически становилась божественным «призванием».4 Пуританство, в сущности, стало отражением нового зарождающегося капиталистического строя, поэтому оно было так распространено среди буржуазии и джентри.

 

Пуритане, в свою очередь, делились на пресвитериан и индепендентов.

Пресвитериане представляли собой умеренное ответвление пуритан. Как правило, пресвитерианами являлись наиболее обеспеченные слои буржуазии и джентри: зажиточные купцы, крупные землевладельцы-джентри, финансисты Сити.5 Основателями и главными идеологами пресвитериан были Джон Нокс и Эндрю Мелвилл. Их идеи были практически идентичны – они оба отрицали существование епископальной системы и призывали к «упрощению» церкви – но именно Мелвилл предложил пресвитериальное церковное устройство. Оно было схоже с епископальной системой, так как существовала определенная церковная иерархия, но вместо епископов, главную роль в управлении играли старейшины – пресвитеры, стоящие во главе каждой церковной общины. Так же периодически созывались церковные съезды – синоды (консистории).6 То есть, пресвитерианское церковное устройство означало полную независимость церкви от государства. Политическая программа пресвитериан включала в себя требования о сохранении власти монарха, при уничтожении феодальной зависимости от короля и всех феодальных налогов, дарование буржуазии и новому дворянству, а так же введение пресвитерианского церковного устройства.

Пресвитериане, фактически были первой политической партией революции. И именно их лидеры возглавляли круглоголовых (войска парламента). Этим и объясняется ее популярность в первые годы революции. Однако, нерешительные действия во время первой гражданской войны, а так же их умеренные политические взгляды вызывали массу недовольств, в особенности среди армии, где, благодаря действиям Оливера Кромвеля – лидера индепендентов, наиболее популярными были идеи радикального течения пуритан. После первой гражданской войны ведущей партией революции стала партия индепендентов.

Индепенденты (конгрегационалисты, сепаратисты) были радикальным ответвлением пуритан. Приверженцами индепендентства становились средние слои джентри, крестьяне-арендаторы, владельцы мануфактур.7 Основателем конгрегационализма считается Роберт Броун. Индепенденты проповедовали полную независимость каждой церковной конгрегации (общины) и свободу богослужения и проповедования, отрицали существование церковной иерархии. Политическая программа, в сущности, содержалась в проекте конституции, названной  – «Главы предложений». В соответствии с документом сохраняется монархия и палата лордов, но управление вооруженными силами передается парламенту, который должен избираться на 2 года. Пресвитерианство и епископат становились необязательными, так же отменялась часть налогов, и реформировался суд8.

Такое положение вещей не устраивало армию, которая, по большей части, состояла из мелкой буржуазии, небогатых джентри и крестьянства. В 1646-1647 годах в среде индепендентов образовывается новая политическая партия – левеллеры.9 Оно было основано Джоном Лилбером. В основу идеологии демократического течения левеллеров легла теория общественного договора, доктрина естественного права и народного суверенитета. Программа революционных преобразований содержалась в «Ремонстрации многих тысяч горожан» от 7 июля 1646 года: уничтожение власти короля, передача верховной власти палате общин, ответственной перед народом и избирателями, а так же защита естественных прав человека.10 Позже были выдвинуты требования о свободе вероисповедания, торговли, частной собственности, петиций, собраний и союзов, об отмене сословных привилегий. Левеллеры так же создали проект конституции, содержащийся в двух документах «Дело армии» и «Народное соглашение». По проекту, в Англии: отменялась королевская власть; вводилось избирательное право, для достигших 21 года; вводился однопалатный парламент, а так же новые формы налогообложения.11 То есть, можно сказать, что индепенденты предлагали проект конституционной монархии, а левеллеры – республики с однопалатным парламентом.

Следует так же отметить, что в революции участвовали не только буржуазия и джентри, но и крестьяне, а так же другие низшие слои общества. В 1649 году, после провозглашения Англии республикой, возникло новое движение – «истинные левеллеры» или диггеры. Основателем движения был Джерард Уинстэнли. Предложенные им идеи кардинально отличались от идей Нокса, Броуна и Лилбера. Диггеры выступали за отмену частной собственности, создание имущественного равенства и обобществления земли.12 Их идеи, в сущности, были коммунистическими. «Истинные левеллеры» стали последним значительным движением, из всех участвовавших в английской революции.

В заключение следует сказать, что английская буржуазная революция, хотя и не сразу, завершилась победой новых капиталистических классов. В 1660 году, когда закончилась революция, в Англии была восстановлена абсолютная монархия, но кризис абсолютизма достиг своей высшей точки, и свержение безграничной власти монарха стало лишь вопросом времени, который был решен во время «Славной революции» 1688 года. Спустя четверть века некоторые революционные идеи были воплощены в жизнь: власть монарха теперь ограничивалась парламентом (парламентарная монархия), провозглашена религиозная терпимость и окончательно исчезли пережитки средневекового феодального строя.

Кроме того, идеология английской революции не только легла в основу нового государственного устройства Англии, но и оказала влияние на историческое развитие других стран. Революционная идеология, несмотря на ее религиозную направленность, легла в основу классических буржуазных революций в Европе. Работы наиболее выдающихся политических  и религиозных деятелей революции внесли существенный вклад в развитие политической теории и философии. Исчезновение феодального строя обеспечило развитие экономики. А пресвитерианская церковь распространилась по странам мира, став доминирующей религией в таких странах как Шотландия, Канада и США.

Список литературы.

  1.  Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / И.М. Кривогуз, В.Н. Виноградов, Н.М. Гусева и др.; Под ред. И.М. Кривогуза. – 4-е издание., стереотип. – М.:Дрофа, 2004. -  912 с.: 16. с. цв. вкл.
  2.  Английская буржуазная революция XVII века / Под редакцией академика Е. А. Косминского и кандидата исторических наук Я. А. Левицкого. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1954.
  3.  К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. ;6
  4.  http://historic.ru/ - Всемирная история - цифровая библиотека 

2 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т.6, стр. 115.

3 Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / И.М. Кривогуз, В.Н. Виноградов, Н.М. Гусева и др.; Под ред. И.М. Кривогуза. – 4-е издание., стереотип. – М.:Дрофа, 2004. -  912 с.: 16. с. цв. вкл.

4 http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000034/st001.shtml

5 Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / И.М. Кривогуз, В.Н. Виноградов, Н.М. Гусева и др.; Под ред. И.М. Кривогуза. – 4-е издание., стереотип. – М.:Дрофа, 2004. -  912 с.: 16. с. цв. вкл.

6 Английская буржуазная революция XVII века / Под редакцией академика Е. А. Косминского и кандидата исторических наук Я. А. Левицкого. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1954.

7 Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / И.М. Кривогуз, В.Н. Виноградов, Н.М. Гусева и др.; Под ред. И.М. Кривогуза. – 4-е издание., стереотип. – М.:Дрофа, 2004. -  912 с.: 16. с. цв. вкл.

8 Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / И.М. Кривогуз, В.Н. Виноградов, Н.М. Гусева и др.; Под ред. И.М. Кривогуза. – 4-е издание., стереотип. – М.:Дрофа, 2004. -  912 с.: 16. с. цв. вкл.

9 Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / И.М. Кривогуз, В.Н. Виноградов, Н.М. Гусева и др.; Под ред. И.М. Кривогуза. – 4-е издание., стереотип. – М.:Дрофа, 2004. -  912 с.: 16. с. цв. вкл.

10 Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / И.М. Кривогуз, В.Н. Виноградов, Н.М. Гусева и др.; Под ред. И.М. Кривогуза. – 4-е издание., стереотип. – М.:Дрофа, 2004. -  912 с.: 16. с. цв. вкл.

11 Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / И.М. Кривогуз, В.Н. Виноградов, Н.М. Гусева и др.; Под ред. И.М. Кривогуза. – 4-е издание., стереотип. – М.:Дрофа, 2004. -  912 с.: 16. с. цв. вкл.

12 Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / И.М. Кривогуз, В.Н. Виноградов, Н.М. Гусева и др.; Под ред. И.М. Кривогуза. – 4-е издание., стереотип. – М.:Дрофа, 2004. -  912 с.: 16. с. цв. вкл.




1. Курсовая работа- Роль СМИ в жизни общества
2. К лабораторной работе 5
3.  Появление первых ОС Цифровые вычислительные машины появились после окончания Второй мировой войны
4. Статья 1 Задачи настоящего Закона зрт 20
5. реферату- Верховна радаРозділ- Правознавство Верховна рада План- Верховна Рада ~ єдиний орган законодав
6. шт Яблоки 34 шт
7. Культ в буддизме
8. Всероссийский учебнонаучнометодический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образов
9. Курсовая работа- Документальный контроль как форма таможенного контроля
10. Петербург; Загородный проспект д
11. Причины сближения Великого княжества Литовского и Королевства Польского В первой половине 14 века Ве
12. захисної або протекціоністської теорії медіаосвіти
13. на тему- ldquo;Знищення озонового шару Земліrdquo;
14. Доклад- Дольмены
15. На какую величину отличаются друг от друга выручка и брутторезультат эксплуатации инвест
16. климатических факторов в процессе эксплуатации
17. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ 2005 Д
18. тема трудового права как отрасли права и как науки
19. политической и духовной мысли человечества мы оставляли в стороне огромный пласт знаний накопленных за бол
20. I Television brings world to our living rooms